Что считалось красивым в средневековье, эпоху возрождения и в xix веке: корсеты и сложные причёски

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.

Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.
Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.

Женский костюм

Женский костюм в разных районах отличался отдельными деталями и расположением отделки, сам же костюм обычно был многослоен.

Основными частями женского народного костюма были:

  • рубаха;
  • передник (занавеска);
  • сарафан;
  • понева;
  • нагрудник;
  • шушпан.

Женская рубаха была длинной, с поясом, ее рукава были собраны внизу, а от горловины шел разрез, застегивавшийся на пуговицу. Традиционно рубаха шилась из белого полотна, а по низу этой одежды проходила вышивка, которая могла быть представлена многофигурным рисунком шириной до 30 см.

Поверх рубашки в южных областях надевалась понева – юбка, состоявшая из трех несшитых прямоугольных полотнищ, закрепленных на поясном ремне. Спереди полы поневы расходились, а длина ее была меньше, чем рубахи. Как правило, ткань для поневы выбиралась не однотонная, а с пестрым (ромбовидным, клетчатым) декором.

С белыми рубахами и передниками носили сарафан, что обычно было характерно для северных областей. Сарафаны делали из однотонной ткани, украшая узорной красочной вышивкой. Самый популярным был вид сарафана с декорированной полосой посередине. Со временем крой сарафана усложнялся и приобретал новые формы.

Зачастую поверх рубашки находился нагрудник, представляющий собой распашную или накладную одежду из шерсти или холщовой ткани.

Верхней одеждой являлась запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Ее носили с поясом и скалывали снизу.

В южных областях был более сложный покрой рубахи, а вот декор, наоборот, скуднее. Передник у женщин был самой украшенной частью костюма. Его обычно делали из холщовой ткани и декорировали вышивкой, цветными вставками, тканым узором, оборками, белым либо цветным кружевом, бахромой и пр.

Сверху одежды мог надеваться шушпан – недлинный холщовый кафтан с оторочкой или вышивкой.

Вездесущая туника

Основной одеждой, которую носили мужчины, женщины и дети, была туника. Судя по всему, это произошло от римской туники поздней античности. Такие туники изготавливаются либо путем складывания на длинном отрезке ткани и вырезания в центре складки отверстия для шеи; или сшиванием двух кусков ткани на плечах, оставив зазор для шеи. Рукава, которые не всегда были частью одежды, можно было вырезать как часть того же куска ткани и сшить или добавить позже. Туники ниспадали как минимум до бедер. Хотя эта одежда могла называться разными именами в разное время и в разных местах, конструкция туники была по существу одинаковой на протяжении всех этих столетий.

В разное время, мужчины и, реже, женщины носили туники с разрезами по бокам для большей свободы движений. Отверстие у горла было довольно обычным явлением, чтобы его было легче надеть через голову; это может быть простое расширение шейного отверстия; или это может быть разрез, который можно закрыть тканевыми завязками или оставить открытым с простой или декоративной окантовкой.

Женщины носили свои туники длинными, обычно для до середины икры, из которой сделаны, по сути, платья. Некоторые были даже длиннее, с прицепными поездами, которые можно было использовать по-разному. Если какая-либо из ее работ по дому требовала от нее укорочения платья, средняя крестьянка могла заправить его концы за пояс. Гениальные методы складывания и складывания позволяют превратить лишнюю ткань в мешочек для сбора собранных фруктов, корма для кур и т. Д .; или она могла обернуть шлейф через голову, чтобы защитить себя от дождя.

Женские туники обычно делались из шерсти. Шерстяную ткань можно было соткать довольно тонко, хотя качество ткани для женщин из рабочего класса было в лучшем случае посредственным. Синий был наиболее распространенным цветом женской туники; хотя можно было получить много разных оттенков, синий краситель, сделанный из растения вайда, использовался на большом проценте производимой ткани. Другие цвета были необычными, но небезызвестными: бледно-желтый, зеленый, светлый оттенок красного или оранжевого можно было сделать из менее дорогих красителей. Все эти цвета со временем поблекнут; красители, которые оставались стойкими на протяжении многих лет, были слишком дорогими для среднего рабочего.

Мужчины обычно носили туники, которые падали ниже колен. Если бы они были короче, они могли бы заправить концы пояса; или они могли приподнять одежду и сложить ткань из середины туники на свои пояса. Некоторые мужчины, особенно занятые тяжелым трудом, могут носить туники без рукавов, чтобы справиться с жарой. Большинство мужских туник были из шерсти, но часто они были более грубыми и не такими яркими, как женская одежда. Мужские туники могли быть из «бежевого» (неокрашенная шерсть) или «фриза» (грубая шерсть с плотным ворсом), а также из более тонкой шерсти. Неокрашенная шерсть у коричневых и серых овец иногда была коричневой или серой.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Обувь и носки

Крестьяне ходят в походы нередко. про босиком, особенно в теплую погоду. Но в прохладную погоду и для работы в поле регулярно надевали довольно простую кожаную обувь. Одним из наиболее распространенных стилей были сапоги до щиколотки со шнуровкой спереди. Более поздние модели были закрыты одним ремешком и пряжкой. Известно, что обувь имела деревянную подошву, но с такой же вероятностью подошва была сделана из толстой или многослойной кожи. Войлок также использовался в обуви и тапочках. У большинства туфель и ботинок были закругленные носки; некоторые туфли, которые носит рабочий класс, могли иметь несколько заостренный носок, но рабочие не носили заостренные фасоны, которые иногда были модой высших классов.

Как и в случае с нижним бельем, трудно определить, когда чулки вошли в обиход. Женщины, вероятно, не носили чулок выше колен; им не пришлось, так как их платья были такими длинными. Но мужчины, чьи туники были короче и которые вряд ли слышали о брюках, не говоря уже о том, чтобы носить их, часто носили чулки до бедер.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Техника кроя крестьянского костюма порадует любого, кто не любит разбираться со сложными изгибами, прибавками и вытачками. Кроме того, процесс был почти безотходным, ведь все детали имели простые геометрические формы, что даже позволяло пользоваться ножом вместо ножниц. Исключением была верхняя одежда, которая частенько приталивалась и имела сборки.

Несмотря на то, что даже косоклинный сарафан легко было раскроить за пару часов, последующие операции уже были сложными. Клинья, подклинки и ластовицы могли быть довольно мелкими, кроме того, соединялись они в разных предметах одежды по-разному.

Существовали свои швы для особенно толстых или тонких тканей. Причём сами стежки были достаточно мелкими, не достигали половины сантиметра.

Часто в музеях рядом с прялками стоят похожие на них инструменты, но состоят они только из донца и столбика без лопасти. Это швейки, выполнявшие не менее важную в крестьянском быту роль. На столбике располагали шарик из ткани и пакли, к нему прикалывали один конец сшиваемого полотна, это позволяло свободной рукой натягивать работу, а в другой держать иголку.

Казалось бы, на этом можно и закончить. Однако, правильное хранение одежды решало, как она будет сидеть, несмотря на все усилия портнихи. Нередко сарафаны имели жёсткие складки, для этого их формировали, скрепляли и запаривали перед тем, как отправить дожидаться праздника.

Каждая рубашка и каждый платок тщательно складывались перед упаковкой в сундук, где тоже должен был царить порядок, иначе разгладить заломы на рукавах и подолах потом было бы крайне сложно.
За всю жизнь человек менял множество костюмов. Малышам шили одежду из старой, ношеной ткани, которая истёрлась и стала мягкой, затем подросток получал свои первые взрослые вещи, девушки к тому времени уже накапливали приданое и даже собирали себе похоронный комплекс в случае своей внезапной гибели.

Под венец шли в особом платье, которое потом хранилось как реликвия, яркие наряды первых лет замужества сменялись более сдержанными, и наконец, старческими. Своя одежда была и для траура, и для праздника, часто перешивалась и дарилась.

« Проигравший победитель: зачем Россия вступила в Первую мировую

Мода в XIX и X вв.

После французской революции 1789 года сгладилось сословное разделение одежды. В XIX веке стартовало производство одежды для всех слоев населения. Со второй половины века приличный гардероб стал доступен даже для крестьян

Большое внимание при производстве одежды стали уделять эргономичности, удобству. Был разработан мерочный и пропорционально расчетный крой

В XX веке произошло разделение одежды на множество видов по стилям, формам, назначению, материалам.

Мода в Новое время развивалась и изменялась стремительно. Отметим лишь значимые факты:

  • 1820-е — развитие французского стиля ампир, женская одежда начинает напоминать античную, у англичан появилась укороченная куртка спенсер;
  • 1830-е — мужчины носят редингот, рубаху с воротом фатермордер, узкие брюки, жилет, а на голове шляпу-цилиндр, женщины — платья с осиной талией, колоколообразной юбкой и большим декольте;
  • 1860-е — в моде кринолин;
  • 1880-е — время платьев с тугим корсетом и юбкой-турнюром;

  • 1900-е — мужчины ходят в цилиндрах, в моде пелис — длинное утепленное мехом пальто, женщины отказываются от турнюра, затем и от корсета, зато носят большущие шляпы;
  • 1920-е — юбки становятся все короче, мужчины выходят в свет в смокингах;
  • 1930-е — время скромности и женственности;
  • 1940-е — время стиляг, после войны настал период нарочитой роскоши в одежде, Кристиан Диор и Коко Шанель представляют свое видение моды;
  • 1950-е — женщины стали носить брюки;
  • 1960-е — популярны мини-юбки;
  • 1980-е — формирование дресс-кода, костюм становится отражением статуса человека, активное развитие альтернативных направлений в моде, например, деконструктивизма;
  • 1990-е — модными стилями становятся эко, минимализм, унисекс.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Что носили во Франции в Средневековье?

Французские придворные дамы XV века надевали одновременно три платья: котт, сюркотт и роб. Оба верхних платья обыкновенно имели длинный шлейф. Некоторые дамы ограничивались двумя платьями, но меньше двух не носил никто.

Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма.

В соборе шведского города Уппсала хранится золотое «платье королевы Маргрете Датской», которая правила всей Скандинавией в конце XIV – начала XV веков.

Фото 13 – воспроизведенное платье королевы Маргрете Датской

Платье это по-королевски роскошно. Простой покрой восполняется поистине драгоценной тканью. Тёмно — красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров: фруктов, похожих на ананас, цветов, листьев и ягод. Все пространство между ними заткано переплетением жёлтых шёлковых и покрытых позолотой серебряных нитей. Поэтому ткань кажется золотой.

В настоящее время дизайнеры с мировым именем при создании коллекций одежды, за вдохновением нередко обращаются к эпохе Средневековья.

Фото 14 – костюм в стиле Средневековья из коллекции английского дизайнера А. Маккуина

Гениальная интерпретация образов далеких веков предстает в великолепных костюмах, которым рукоплещет мир моды.

Фото 15 – переплетение эпох в женских костюмах из коллекции английского дизайнера А. Маккуина

Фото 16 – эти платья создают ощущение эпохи Средневековья

Другие

Это интересно: Ткань деворе: материалы с травлением. Особенности и шик платьев

Ткани, цвет, орнамент

Домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения являлись основными тканями крестьянской одежды. Финансовое положение не позволяло крестьянам покупать для себя дорогие виды тканей, поэтому они производили материал прямо у себя дома, то есть шили и ткали для самих себя.

Как правило, вся одежда хоть немного, но украшалась. Количество украшений также зависело от социального статуса и зажиточности того или иного крестьянина.

Основными способами декорирования домашних тканей были:

  • узорное ткачество;
  • вышивка;
  • набойка.

Вид узоров зависел от местности, где шилась одежда, и мастерства рукодельницы. Базовыми типами узоров были полосатые и клетчатые, которые различались по форме и колориту. Прямолинейные геометрические формы, отсутствие округлых очертаний в узоре были обусловлены техникой народного узорного ткачества. Таким образом, самыми популярными фигурами в орнаменте были: ромбы, треугольники, восьмиугольные звезды, косые кресты, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры людей, птиц, лошадей, оленей и других животных

Вышитые и тканые узоры потом дополнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые были окрашены всевозможными красителями. Наиболее распространенными цветами были белый, красный, желтый, черный, зеленый, коричневый. Зачастую сочетали белый, красный и синий (иногда черный) цвета.

Мода периода Возрождения

Возрождение — период совершенствования кроя. Одежда не скрывала фигуру, даже усиливала ее достоинства.

Мода в период Возрождения менялась быстро. В конце 15 века стали популярны декольтированные наряды из мягких тканей с широкими рукавами. Мужчины стали носить шляпы с перьями. В 1580-е модными стали ребато — стоячие каркасные воротники.

С начала 16 века в моду вошли испанские каркасные костюмы для мужчин и женщин, совершенно неудобные. Мужчины вынуждены были носить гофрированные воротники фрезы, похожие на большое колесо на шее, и штаны с шарообразными штанинами, а женщины мучились в жестком корсете, перевязывали грудь бинтами, чтобы скрыть женственность.

Италия

Конец 15 века в Италии — время аккуратно скроенной одежды с крупными элементами. Женщины носили платья с подчеркнутой талией, пышной юбкой и рукавами. В Венеции в моде был бархат. Итальянские женщины сбривали часть волос для визуального увеличения лба, носили красивые головные уборы и платья с глубоким декольте.

В середине 16 века Италия поддалась испанскому стилю, кроме Венеции. Там женщины ходили на высокой обуви, чтобы стать выше до 30 см, носили кальсоны, чтобы юбка выглядела пышнее, и шляпы без донца, чтобы волосы светлели под солнцем.

Франция

В 1520-е мужская одежда стала декольтированной. У камзолов объемные рукава с разрезами. Штаны короткие с гульфиком, нижнюю часть ног закрывали чулки. В 1580-е женщины носили широкие каркасные юбки вертюгали, мужчины — камзолы пансероны, воротники фрезы и короткие штанишки кюлоты.

1660-е — начало роскошной и пышной моды Людовика XIV. Это время кружев, перьев, обуви с бантами, рингравов — широких кружевных брюк, воротников жабо.

Испания

В 1470-е вошли в моду каркасные юбки — предшественники французских вертюгалей.

В 1540-е декольтированная мужская одежда ушла в прошлое. Мужчины надели глухие костюмы с высоким воротом и подкладками в плечах.

1660-е — появились женские гардинфанты — вытянутые по бокам каркасные юбки.

Германия

Жители Германии в XV-XVI веках переняли испанскую и итальянскую моду. Наиболее интересными в то время были пестрые и яркие костюмы швейцарских солдат ландскнехтов. Они изобиловали разрезами, подвязками, буфами, лентами.

Англия

В 1470-е популярны клювообразные шляпы. В такой обычно изображают Робин Гуда. В 1580-е необычайно модными стали накрахмаленные воротники.

Первая половина XVII века — время пуританства. Одежда отражала чопорность и религиозные взгляды англичан.

Изменения в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Прически романского стиля

К сожалению, прической романского периода чаще служил головной убор. Популярность на непокрытые волосы то исчезала вовсе, то появлялась. В одно время лишь юные девушки могли ходить с распущенными волосами, украшая голову венками и лентами. Мода, которая удивляет нас сегодня, к счастью не сохранилась: отсутствие бровей и ресниц, а также неестественно высокий лоб (достигался такой эффект путем сбривания «лишних» волос).

Что же почерпнули современницы из романского парикмахерского искусства, создавая стиль времен средневековья в своем образе? Брить лоб совсем не требуется, чтобы воссоздать образ красавицы тех времен. Альтернатива: начес над открытым лбом. А локоны и венок из цветов — самая распространенная свадебная прическа, к которой фата не требуется. Этой скромной прическе не суждено «состариться», настолько она к лицу юным и нежным девушкам.

Пусть ваш стиль будет особенным, главное, чтобы вам было комфортно и отражение в зеркале всегда радовало!

Мужская

В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.

У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.

Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.

Фартук рабочего

На многих работах требовалось защитное снаряжение, чтобы повседневная одежда работника оставалась чистой, чтобы ее можно было носить каждый день. Наиболее распространенной защитной одеждой был фартук.

Мужчины носили фартук всякий раз, когда выполняли задачу, которая могла вызвать беспорядок: наполнять бочки, забивать животных, смешивать покрасить. Обычно фартук представлял собой простой квадратный или прямоугольный кусок ткани, часто из льна, а иногда и из конопли, который носитель обвязывал вокруг талии за углы. Мужчины обычно не носили фартуки до тех пор, пока в этом не было необходимости, и снимали их, когда их грязные дела были выполнены.

Большинство домашних дел, которые занимали время крестьянской домохозяйки, были потенциально потенциально потенциально опасными. беспорядочный; готовка, уборка, работа в саду, забор воды из колодца, смена подгузников. Таким образом, женщины обычно носили фартуки в течение дня. Фартук женщины часто опускался до ее ног, а иногда закрывал ее торс, а также юбку. Фартук был настолько распространен, что со временем стал стандартной частью костюма крестьянки.

На протяжении большей части раннего и высокого средневековья фартуки представляли собой некрашеную коноплю. или льняной, но в период позднего средневековья их начали красить в самые разные цвета.

Женская одежда различных европейских народов

А что с женским костюмом? Он также был традиционен и мешковат, отличался ярко выраженным униформизмом. К примеру, франкские женщины носили ту же рубашку шенс, тот же котт, тот же плащ, что и мужчины, а по торжественным случаям — далматику. На плечи или голову накидывали легкое покрывало, а на ноги надевали мягкие туфли.

В X-XI веках ситуация стала понемногу меняться. Конечно, костюм не изменился в одночасье — трансформация началась с силуэта. Он стал уже не таким прямым, как раньше, и лучше подчеркивал фигуру. Во многом благодаря плотно обвязывающему талию поясу. Затем появились и новые виды одежд, например, во французском и в английском костюмах — блио (одежда с боковыми разрезами), который и мужчины, и женщины носили поверх шенса.

Женщина в блио

С XII века по Европе ходят в модной остроносой обуви и носят чулки-шоссы, крепящиеся к поясу поверх брэ. После крестовых походов одежды знатных людей еще больше удлиняются на манер византийских. Увеличивается многослойность костюма, например, поверх шенса и блио надевают третью одежду — тонкий жипп, гофрированный наподобие кольчуги. Вообще, влияние военного костюма на светский, в том числе и на женский, — отдельная тема для разговора.

В это время ярче начинают проступать различия между костюмом разных европейских народов. К примеру, опишем вкратце костюм знатных француженок, англичанок и немок. Француженки, утонченные и изысканные уже в Средние века, любили легкие и струящиеся ткани, волны, плиссировки. Англичанки же предпочитали плотные тяжелые одежды, объемное нижнее платье котт, горизонтальные пластины, вшитые в лиф платья, головные уборы, похожие на шлем. А немки больше склонялись к византийской традиции в костюме, поэтому носили длинный шенс, тяжелые парчовые ткани, далматику, головные уборы а-ля тюрбан.

Вообще, если говорить о головных уборах, то среди полотняных чепчиков и полукруглых шапок самым любимым убором Средневековья был капюшон куаф. Правда, германские простолюдинки просто обожали платки. Ткань капюшона была достаточно плотной и тяжелой, поэтому о сложных высоких женских прическах говорить не приходится.

Да, в Раннее Средневековье западноевропейский костюм был достаточно однообразен по силуэту, однако зачастую отличался оригинальностью и неплохим мастерством исполнения, а с XII века и его вид начал претерпевать изменения

Особенную важность в этот период приобрели многочисленные украшения (фибулы, пояса, гривны, венцы и т. д.), изобилующие золотом и драгоценными камнями

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Костюм рыцаря

Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.

Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.

Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.

Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.

Разновидности

Средневековое платье обладало прямым кроем. Уместны были распашные варианты нарядов. До одиннадцатого века при этом даже не отмечалось особых отличий в мужской и женской одежде. В зависимости же от периода, мода обладала рядом характерных особенностей:

  • с 12 по 14 век. Красивые средневековые платья обладали максимальной длиной и облегали силуэт. Лиф при этом был плотным. Расширение отмечалось с линии талии. С этой целью использовались клинья. Пояс в данном случае никаких функций не выполнял и выступал исключительно элементом декора;
  • вторая половина 14 – начало 15 века. Отмечается активное развитие искусства шитья и кроя. Появляется готическая одежда, которая по сей день обладает популярностью в кругу представителей субкультуры готов. Средневековое платье начинает украшаться с помощью различного декора. Кроме того, наблюдаются две характерные тенденции. В связи с христианскими канонами тело полностью закрывается. С целью же демонстрации его достоинств, фигура максимально утягивается;
  • со второй четверти 15 столетия. Акцент делается на величии и могущественности аристократии, которая навеивается франко-бургундской модой. Одежда шьется тесная, на ней присутствуют тянущиеся вниз фалды. В качестве дополнения при этом выступали объемные головные уборы.

Женские наряды средневековья призваны были подчеркнуть хрупкость модницы. С их помощью указывалось на благочестие девушки, смирение пред тяготами жизни.

В ранний период средневековья одеяние женщин состояло из пары туник. Нижняя при этом была в пол и оснащалась длинными рукавами. Верхняя туника использовалась более короткая. Рукава на ней были широкими. Декором выступала отделка по рукавам, горловине и подолу.

Популярностью среди девушек средневековья обладало блио. Это длинное платье, оснащенное шнуровкой в области боков и зауженными рукавами. Поверх такого наряда накидывался плащ. Подкладка на нем могла изготавливаться из меха и ткани. В более поздний период одежда становится еще более многослойной. До линии талии при этом силуэт продолжает облегать, но в нижней части расширяется. Помимо туник, женщины начинают использовать сюрко, плащ, котт и камиза.

В качестве нижней одежды в период средневековья выступали камиза и туника. Верхним платьем выступал котт. При выборе сюрко, создавался акцент под грудью. На юбке сзади создавался шлейф. Его длина могла достигать нескольких метров. Под одеждой в области живота фиксировалась подушечка, с помощью которой создавалась имитация беременности. Зона декольте прикрывалась вставками. Для их изготовления применялась прозрачная ткань или кружево.

Крашение и ткачество на века

Основными материалами для пошива одежды издревле были лён и шерсть. В меньшей мере использовали уступавшую по прочности конопляную и крапивную ткань. Со временем в обиход вошли шёлк и хлопок.

Снятое со станка полотно ждала последующая обработка, иногда и многоэтапная. Крашение существовало с зари человечества и помогало предметам одежды долгие годы сохранять пристойный вид, скрывая особенно стойкие пятна, ведь отстирать их вручную очень трудно, а древний беспощадный быт не обходился без жира, крови и сажи.

Если шёлк и шерсть можно с успехом красить в яркие и стойкие цвета, то ткани из растительного волокна куда хуже принимают пигмент, их лучше всего было белить при помощи щёлока на ярком солнце и использовать для производства рубашек.

Кубовая набойка, появившаяся в XVII веке, произвела настоящий переворот на полотняном рынке, ведь окрашивалась она в цвет индиго, который без помощи заморского сырья повторить невозможно.

Есть один важный нюанс: до рождения великих кутюрье никого особенно не заботил вопрос сочетаемости цветов. Особенно это заметно по костюмным комплексам эпохи анилиновых красителей, появившихся в конце XIX века.
Если предмет одежды предполагал наличие вышивки, то делалась она ещё до раскроя, чтобы было удобно натянуть полотно на раму. Часто вышитые элементы были съёмными или аккуратно срезались со старых вещей, чтобы ещё послужить на новых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: