«греческий обычай»: каковы истоки афинской пайдерастии

Проклятое место

После смерти Юнле его сын, новый император Хунси, планировал покинуть злополучный дворец и перенести столицу обратно в Нанкин, но он умер всего через год после своего правления. Дворец, казалось, был проклят.

Три больших зала лежали в руинах в течение 15 лет, пока не было принято решение восстановить их. Запретный город служил 24 императорам до 1911 года, когда революционеры штурмовали дворец, чтобы положить конец имперскому правлению.

Большая часть Запретного города также по-прежнему закрыта для посетителей. Было бы слишком дорого поддерживать все сектора для посетителей? Или это потому, что это было бы слишком опасно из-за духов, населяющих это место?

Мы никогда этого не узнаем. Но я точно знаю, что находиться в Запретном городе ночью строго запрещено. Его врата всегда закрываются ровно в 5 вечера. Это время считается самым загадочным.

Конец эпохи евнухов

После Синьхайской революции 1911 года, династия Цин утратила власть, но сохранила за собою евнухов и Запретный город. В этих условиях евнухи больше не думали о влиянии на политику, или о карьере, и занялись расхищением дворцовых сокровищ. По воспоминаниям последнего императора Пу И (愛新覺羅), евнух Юань Цзиньшоу зимою каждый день надевал новую драгоценную шубу: из соболя, калана и т.п.

Дошло до того, что евнухи открыли в Пекине ряд антикварных магазинов, в которых продавали картины, свитки и украшения, украденные из Запретного города.

У самого Пу И во дворце был украден драгоценный перстень с бриллиантом. В такой ситуации император в 1923 году приказал провести инвентаризацию, однако в ночь на 27 июня ее прервал пожар, который помог скрыть следы хищений. В результате Пу И добился изгнания из дворца большинства евнухов, оставив лишь 170 из обслуги наложниц-матерей. Впрочем, в 1924 году из Запретного города изгнали и самого Пу И, и остававшихся в Запретном городе евнухов. На этом история евнухов в Поднебесной завершилась.


Сун Яотин последний евнух Китая. Фото: REUTERS/Handout

Последний евнух империи Сун Яотин умер в 1996 году, оставив много интересных воспоминаний. На их основе в 1988 году был снят фильм «Последний евнух Китая». В отличие от большинства евнухов он прожил долгую жизнь и дал ряд советов по здоровому образу жизни и долголетию. Он советовал спать на правом боку, делать массаж ступней, в холодное время года есть мясные блюда, а главное не обращать внимания на мелкие неурядицы.

Гаремы были не только у мусульман, но и у православных князей

В народе сложилось мнение, что гаремы – исконно восточная традиция. Предполагается, что полигамия свойственна лишь мусульманам, а у христиан никогда подобного не практиковалось.

Однако, подобное утверждение в корне не верно. Ещё в Библии мы встречаем строки о царе Соломоне, в которых говорится «…и было у него 700 жен и 300 наложниц…». Вообще, царь Соломон считается богатейшим человеком за всю историю существования Земли, так что он вполне мог позволить себе содержание такого огромного количества женщин.
Что касается именно Руси, то здесь моногамия стала прививаться лишь после крещения, и заняло это не одно столетие.
Известно, что князь Владимир своим сладострастием мог бы помериться с любым османским Султаном.

У Владимира было несколько официальных жен: Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей; так же была супруга – гречанка по национальности, родившая сына; были жены из Чехии и Болгарии. Кроме того, по 300-500 наложниц Белгороде и Брестове. Так же известно, что на этом Владимир не останавливался. Он вполне мог указать на любую понравившуюся ему девушку, и ту незамедлительно отводили в его покои.

После крещения Руси Владимир утихомирился. Он распустил свой гарем и даже развёлся с женами, оставив лишь одну из них. Остальных же выдал замуж за своих ближайших соратников.

Самой же Руси потребовалось ещё немало времени, что бы покончить со своим «похотливым» прошлым. Даже спустя несколько столетий многие крестьяне продолжали практиковать полигамные браки, хотя церковь их и не венчала.

Права рабынь в гареме

Несмотря на то, что в обществе сложился стереотип, утверждающий, что на востоке женщина – существо бесправное, в реальности это далеко не так. Разумеется, мы не берем в обсуждение такие страны, как, например, Афганистан, где от религии осталось лишь название.

Если изучить историю развитых мусульманских государств, то становится очевидным, что к женщине там отношение весьма высокопарное. Да, имеются свои особенности, которые европейцу кажутся то ли чудачеством, то ли безнравственностью, но следует понимать, что это совершенно иные законы жизни.

Например, взять хотя бы гаремы. Гарем султана – место, где сотни женщин, собранных под одной крышей, дожидаются своей очереди провести ночь у повелителя. Некоторые ждали годами, и так и оставались ни с чем.

Однако не все так ужасно. Девушки, не попавшие к султану, выдавались замуж за знатных пашей, они обеспечивались богатым преданным. И, более того, при желании могли развестись и даже попроситься обратно в гарем, в качестве служанки или калфы, например.

Каждая девушка получала образование. За годы жизни в гареме она скапливала неплохое состояние, ведь всем выплачивалось жалование.

Дело в том, что мусульманин, не зависимо от положения, беря в свое владение женщину, брал так же на себя обязательства по её содержанию. Он должен был одевать её, вкусно кормить, хорошо относиться.

И, между тем, мусульманин не мог взять свой гарем любую женщину. Либо это должна была быть законная супруга, либо пленница, захваченная на войне. Христианка, иудейка не могла попасть в гарем, будучи свободной женщиной.

И, кстати, рабыни гарема так же могли общаться и со своими родственниками. Это не запрещалось, а даже наоборот – поощрялось. Ислам не одобряет разрыв родственных связей, так что девушки вполне могли вести переписку с родственниками.

Император без права на престол

Опираясь на давно забытые хроники, можно с уверенностью сказать, что троительство Запретного города было попыткой Йонгле узаконить свое требование быть верховным правителем всего Китая.

На самом деле, он не имел права называть себя императором. Когда в 1398 году умер его отец, первый император династии Мин, истинным наследником престола стал 20-летний племянник Юнлэ Цзяньвэнь.

Но Юнлэ был на 18 лет старше Цзяньвэнь и считался хорошим воином, который успешно защищал северные пределы Китая от монголов. Юнлэ считал, что его отец должен был дать ему трон.
Его поддержал в этом старый прорицатель, появившийся перед ним в таверне.

Он сказал Йонле, что он истинный «Сын Неба», и сказал, что однажды станет императором, но только когда его борода достигнет пупка.

Три года спустя, когда суеверный Юнле отрастил бороду, он повел свои войска в Нанкин, тогдашнюю столицу Китая, чтобы убить своего юного племянника.

Сначала Цзяньвэнь верил, что он в безопасности за неприступной обороной Нанкина, но потом он узнал, что один из его генералов предал его, открыв ворота для захватчиков.

Как раз в тот момент, когда Цзяньвэнь подумывал о самоубийстве, а не о смерти от рук своего кровожадного дяди, старый евнух, служивший под началом Хунву, ворвался в комнату с древней алой коробкой и поставил ее перед ним.

Предвидя ярость Йонгле из-за того, что его не заметили как наследника, покойный император распорядился, чтобы шкатулка была отдана его внуку в случае такого нападения.

В ней была карта тайных ходов под городом, оранжевые одежды и бритва для Цзяньвэнь, чтобы он мог побрить голову и убежать в сельскую местность, переодевшись буддийским монахом.

Когда он бежал, Цзяньвэнь приказал сжечь дворец дотла, оставив свою семью умирать внутри, вместо того чтобы столкнуться с гневом своего дяди.

Почерневшие тела императрицы и их шестилетнего сына были найдены Йонгле и его людьми, когда пламя погасло.

Рядом с ними лежал труп молодого человека. Хотя он был сожжен до неузнаваемости, Юнлэ решил, что это должен быть Цзяньвэнь и объявил себя императором. Но ходили слухи о таинственном монахе, которого видели бегущим из города незадолго до пожара.

С тех пор, Юнлэ преследуют возможность того, что Цзяньвэнь может возвратиться, чтобы требовать от него трон.

Кровопролитие, которое ознаменовало остаток его правления, проистекало из его решимости доказать, что, как и сказал прорицатель, он был избранным небесами ставленником на Земле. (По сей день никто не знает, что стало с Цзяньвэнь.)

Его первым шагом было требование официальной санкции политической элиты Нанкина, в частности ее самого уважаемого ученого фан Сяору. Когда старик отказался составить документ, подтверждающий его преемственность, Юнлэ приказал своим людям окружить его мечами, но последнее слово осталось за фан Сяору.

Умирая на полу дворца, он нарисовал китайскую иероглиф «узурпатор» своей собственной кровью. В отместку за это, Юнлэ очистили столицу всех своих политических противников, убив десятки тысяч людей.

Чтобы утвердиться в качестве нового и неуязвимого императора Китая, он построил новую столицу в провинции Пекин, в 550 милях к северу, где его база поддержки была самой сильной.

Как отбирали женщин для императора и что с ними случалось после…?

В Древнем Китае было опасно быть красивой. Согласно журналу Precious Media, красивых китаянок часто крали из их семей, чтобы они служили наложницами в Запретном городе императора, а иногда даже сами семьи предлагали властям своих дочерей в обмен на политическую услугу, важный пост или большую сумму денег. Наверное семьи обманывали себя, полагая, что жизнь во дворце будет лучше для их дочерей, чем их жизнь дома.

Отбор этих женщин тоже был достаточно серьезный, туда не брали кого попало. Несколько тысяч женщин осматривали одновременно, из них отбирали самых привлекательных, затем чиновники внимательно изучали их волосы, кожу, и если находили какие-либо заболевания, то моментально отсеивали. В среднем, когда eвнyxи рассматривали 6 тысяч девушек, то только 200 из них становились нaлoжницами. Поэтому можно быть уверенными в том, что эти женщины были из уважаемых семей, красивы и не имели каких-либо проблем со здоровьем, чтобы в случае чего именно их сыновья могли стать следующими императорами Китая.

Наложницы императора жили изолированно от внешнего мира — им даже не разрешали обращаться к врачу, если они заболевали. Вместо этого им ставили диагноз и прописывали лечение специальные доктора, которые работали на императорский двор.

Если к нaлoжнице прикасался какой-нибудь стражник, чиновник или государственный служащий, то ему грозила cмepтная казнь. Хотя многие из этих наложниц после одного посещения императора активно пытались склонить в свою сторону большое количество мyжчин (доступных в Запретном городе), чтобы быстрее забepeмeнеть и получить влияние на императора

Обычно женщин не волновало то, что ребенок может быть и не от императора, тестов ДНК тогда не существовало, было важно как можно быстрее доказать императору, что у него появится наследник именно от этой нaложницы

Кстати, детей нaложницам воспитывать не разрешалось, ровно, как и жить с ними в одном месте. Если рождалась дочь, то её обычно выдaвали замуж за какого-то влиятельного чиновника или иностранного правителя (в случае принцессы Вэньчэн), с целью укрепления союзов. Большинство принцесс на протяжении всей истории были образованы и обучены многим женственным занятиям, таким как сочинение стихов или игра в го.

Однако, честь yмepеть вместе с императором была зарезервирована только для любимых наложниц, а это значит, что это была одна из немногих профессий в истории, где продвижение по службе официально проходило через пo(cтeль. Их даже xopoнили в гробницах рядом с императором и его женой.

Обычным, нелюбимым или нетронутым наложницам можно было «уйти на пенсию» после нескольких лет службы или после cмepти императора, а затем продолжить успешную карьеру прачки или стать монахиней в женском монастыре, что на самом деле было их единственным выходом. Но конечно бывало и то, что бывшие нaложницы умело прокладывали себе путь к трону и становились единоличными правительницами всей Поднебесной, как это вышло у легендарной У Цзэтянь — бывшей нaложницы ставшей императрицей и правившей на протяжении 40 лет.

Спали ли Султаны с чернокожими рабынями

Первоначальная функция гарема заключалась в продлении рода правящего султана. Каждый повелитель должен был иметь, как минимум, около десяти сыновей, дабы обеспечить себя наследниками.

К сожалению, большое количество шахзаде в итоге приводило к борьбе между ними, и даже братоубийству. Но, видимо, что б братьям не было так обидно убивать друг друга, было введено правило: «Одна наложница – один сын».

Наложница султана могла быть любой национальности. Долгое время на османском престоле восседали светловолосые правителя, рожденные от славянок и европеек. Но со временем в моду вошли черкешенки, и султаны «потемнели».

Тем не менее в гареме никогда не было чернокожих наложниц. То есть в качестве служанок они использовались весьма успешно, так как были выносливыми и неприхотливыми, а вот в покои султана попасть им не было суждено.

Разумеется, дело было именно в престолонаследии. На османский престол не мог взойти чернокожий султан.

Да и вообще негритянки воспринимались турецкими мужчинами как нечто экзотичное, но совершенно несимпатичное. Турки с древних времен испытывали вожделение и интерес к светлокожим и светловолосым женщинам.

Но, разумеется, исключать того, что изредка султаны все же спали с чернокожими женщинами, исключать нельзя.
Кстати, что касается турецких сериалов о правлении султанов, то в Великолепном Веке негритянок мы не увидели, а вот в империи Кёсем нам все же показали, какое место они занимали в иерархии гарема.

Биологический и технический аспект

Евнухов в Китае подвергали радикальной кастрации, полностью отсекая половой орган под корень. Однако за века процедура кастрации была отточена до мелочей, и процент смертности при проведении этой живодерской операции был невелик: 3–6%. Кастрацию совершали серпообразным ножом, для дезинфекции его предварительно прокаливали над огнем.

Евнухи часто испытывали различные затруднения с мочеиспусканием, что нашло свое отражение в народном восприятии, появилась фраза: «Ты пахнешь, как евнух». Также кастрация вела к гормональной перестройке организма: евнухи полнели, на их лице была лишь скудная растительность, они раньше старели, их мышцы отличались дряблостью. Скрывая недостатки фигуры, евнухи часто ходили в свободных одеждах.

Реальные медицинские знания в Китае соседствовали с суевериями, например, считалось, что есть несколько циклов полового созревания, и у кастрированного в детстве мальчика, в дальнейшем, при мощном здоровье может восстановиться половая функция. Поэтому периодически проводились проверки евнухов, чтобы убедится, что у них не отросли половые органы. Проверки проводились с периодичностью в 3–5 лет.


Фото: focus.it

Кастрация проводилась специальным ведомством при дворе. В эпоху империи Цин это была палата «Шэньсинсы». Также недалеко от Запретного города жили два семейства, специализировавшихся на кастрации по заказу.

В то же время нередки были и случаи кастрации в частном порядке, для продажи мальчиков во дворец, хотя периодически подобное запрещали из-за высокой смертности при операциях в домашних условиях. Именно такой кастрации подвергся последний китайский евнух Сунь Яотин. Его в 8 лет оскопил собственный отец. Разоренный тяжбами, он надеялся, что сын сможет сделать карьеру став евнухом, и отомстит за отца. Отец связал ребенка, схватил его за мошонку и отсек ему половые органы одним взмахом острого ножа. Затем к месту увечья прикладывали специальную ворсистую дунчанскую бумагу, смазанную кунжутным маслом с добавлением душистого перца. Листы бумаги выполняли функции компресса, предотвращая заражение.

Кастрировать могли и детей, и юношей. Отрезанный орган евнух всю жизнь хранил в специальном футляре, завернув его в промасленную бумагу. Считалось, что хоронить человека нужно цельным, вместе с его отрезанным органом.

Обязанности жены

В греческом обществе было принято, что муж был на 12-14 лет старше жены. Часто бывало, что жене всего от 12 до 16 лет, а мужу уже 24-30 лет. Прежде чем жена приступала к своим обязанностям, она слушала много советов мужа по ведению хозяйства и семейной жизни.

Жена должна оставаться скромной и трудолюбивой. Она с утра обязана была заниматься домашними делами: будить рабов и раздавать им работу, бережно относиться к имуществу. У женщин была личная половина дома, куда не могли заходить мужчины. Однажды был курьезный случай, когда в гинекей ворвались грабители и начали расхищать имущество, но на крики женщин не пришел ни один из мужчин.

Чжэн Хэ (郑和) – евнух-адмирал

Хотя в целом Китай придерживался политики самоизоляции, иногда происходили исключения. Так, император Чжу Ди решил раздвинуть границы известного китайцам мира и снарядил целый ряд морских экспедиций. Самым известным его флотоводцем стал Чжэн Хэ, осуществивший семь плаваний на запад.


Чжэн Хэ (郑和) – евнух-адмирал. Фото: easytourchina.com

Китайские корабли добрались до стран Юго-Восточной Азии, Индии, берегов Восточной Африки и Аравийского полуострова. Во время этих путешествий были налажены торговые и дипломатические связи с целым рядом стран. С возвратившимся флотом прибыли иностранные послы с подарками, которые, согласно китайским традициям, были восприняты, как дань.

Также в поднебесную привези жирафов, которых сочли фантастическими животными цилинями, антилоп (небесные олени) и зебр (небесные кони). Все это вызвало настоящий фурор при дворе.

Однако, несмотря на это, заморские плаванья многие осуждали, как дорогостоящую бесполезную забаву, ведь в путешествии принимали участие сотни кораблей и более 20 000 членов экипажей, солдат. Хотя Чжэн Хэ собрал огромную массу сведений и разведал важные торговые маршруты, вскоре после смерти императора Чжу Ди, Китай вновь занялся самоизоляций и ввел запреты на подобные путешествия.

Роль евнуха-флотоводца и его плаваний в позитивном ключе начали оценивать далеко не сразу. В 1597 году Ло Маодэн (罗懋登) на фоне японско-китайской войны за Корею, написал роман о путешествии Чжэн Хэ, в котором реальные сведения дополнил фантастическими подробностями и сценами многочисленных сражений. В 1615 году появилась пьеса на эту тему. В начале 20 века, на фоне противостояния Западным державам и унижения с их стороны, фигура флотоводца приобрела дополнительную популярность. Сейчас фигура евнуха-адмирала пользуется большим почетом среди китайских диаспор в Юго-Восточной Азии, регионе, куда Чжэн Хэ открыл путь соотечественникам.

Комфорт в гаремах был сравним с палатами султана

Даже самым дорогим публичным домам современности не сравниться по великолепию с гаремами. Центром гарема было большое здание с огромным внутренним двором, где располагались сады и бассейны. Это было тихое мирное место, где женщины наслаждались природой, общались, собирались вместе для чтения и молитв. Кажется, что это был рай на Земле, особенно столетия назад, но не забывай, что гарем был, по сути, золотой клеткой. И всё же, наложницы жили в условиях, которые были доступны лишь самым обеспеченным людям тех времён.

Кстати, в гареме жили не только наложницы султана, но и его официальные жёны, родственницы, и даже сыновья до 12 лет. Лишь по достижении этого возраста юным мальчикам разрешали появляться при дворе.

Функции гарема

Вопреки распространенным стереотипам, донововременный гарем не был логовом беззакония, а напоминал отдельное женское хозяйство, управляемое супругом правителя или домохозяина. В царском дворце гарем регулировал династическое размножение, снабжая правителя женщинами репродуктивного возраста и одновременно обеспечивая пространство для воспитания потомства. Здесь господствовала иерархия: первая жена правителя, любимая наложница или мать играли главную роль в выборе других женщин для гарема и определении доступа правителя к сексуальным партнерам.

Правитель не мог входить в гарем, когда ему заблагорассудится, но обычно требовал разрешения от главы женского дома. Дети, как мужчины, так и женщины, воспитывались и получали образование в гареме до достижения ими подросткового возраста; принцы затем часто отправлялись управлять провинциями, а принцессы готовились к браку, часто с высокопоставленными чиновниками или иностранными правителями.

Гарем в частном доме или в резиденции подчиненного правительственного чиновника копировал гарем правителя в меньшем масштабе, хотя и не был главной ареной для репродуктивной политики.

Однако он может служить политическим и экономическим убежищем. Если глава семейства-мужчина сталкивался с политическим соперником, он мог спрятаться в гареме или оставить там часть своего богатства. В то время как враг мог бы разграбить общественные зоны дома, он обычно воздерживался от нарушения гарема. Что касается имущества жены, то по исламским законам оно оставалось ее собственностью на протяжении всей жизни.

Женщины были изолированы от внешнего мира и охранялись как самое важное сокровище в стране

Об этом говорит уже одно только название, которое, как мы описали выше, переводится как «запрет». Наложниц оберегали как самое дорогое сокровище в империи и следили, чтобы никто кроме султана не мог насладиться их великолепием не только физически, но и даже визуально.

Увидеть наложниц было практически невозможно, и даже высокопоставленные придворные проверялись на «благонадёжность». При этом женщины в гареме были уважаемыми, и никто, даже при патриархальном обществе Османской империи, не осмелился бы разговаривать с ними как с неравными, не говоря уже о возможности притронуться к ним.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии 10 лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


Фемистокл. (wikipedia.org)

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл

По словам Плутарха, одной из причин изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимание сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше лет на 10

Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. К изгнанию Фемистокла приложили руку его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.


Остракон с указанием имени Фемистокла. (wikipedia.org)

Был подвергнут остракизму и Дамон — советник Перикла и вероятный учитель Сократа. Его сочли симпатизирующим тирании и изгнали из полиса.

Знатные турчанки сами мечтали о том, чтобы в их доме был гарем

У большинства слово «гарем» ассоциируется с чем-то порочным и вульгарным. В голове возникают кричащие образы красоток, возлегающих на шелковых подушках, танцующих у фонтана, смеющихся.

Однако ж зрители Великолепного Века и других исторических турецких сериалов в курсе, что с гаремом не все так просто, как рисуют художники — романисты. Но даже зрителям не открыта вся правда.

Но тут следует заметить разницу между простой рабыней и работающей по найму служанкой, получающей за свой труд оплату. К последним хозяин дома без заключения брака не имел никакого отношения. С одной стороны такая работница была менее опасна для семейного счастья, однако не так выгодна с финансовой точки зрения, как рабыня.

Как, например, то, что многие турчанки сами желали того, чтобы их супруги обзаводились гаремами. И на то у них были несколько причин.

В первую очередь дело было в том, что турецкие женщины времён Османского султаната, в особенности, принадлежавшие знатным семьям, считали зазорным уделять мужьям слишком много внимания.

Их основной задачей было рождение детей, а убираться, готовить, ублажать супруга — слишком уж хлопотно. Так что, те, у кого была возможность, сами приобретали в дом рабынь.

Разумеется, хозяйка дома следила за тем, чтобы работающая по хозяйству женщина не забеременела. Для этого применялись различные уловки того времени.

Однако, все же случаи рождения детей от служанок не были так уж редки.

Ну а наличием нескольких законных жён вообще было не удивить. Единственные женщины, кто мог не переживать о том, что муж возьмёт вторую, третью или четвертую жену — были султанши.

Для остальных же турчанок моногамия была вполне нормальной и даже выгодной.

История и подробности жизни в гареме

Гарем занимает центральное место в западных популярных представлениях о женщинах в ближневосточных обществах. В этом контексте он часто ошибочно воспринимается как прославленный бордель, где мусульманский правитель или вельможа держит множество женщин, чтобы утолить свои желания.

Хотя некоторые современные мелкие князья в Персидском заливе и Тихоокеанском регионе действительно поддерживают такие учреждения, гарем исторически был гораздо более сложным институтом, направленным на воспроизводство и сохранение семьи. Классический пример гендерного пространства, он простирался, под различными названиями, до Европы и Азии.

Слово гарем происходит от арабского harim , ссылаясь на место, которое является запретным, священным и/или табу.

Соответственно, жилой гарем — это внутреннее пространство, недоступное для лиц, не принадлежащих к домашнему хозяйству. Как в частных резиденциях, так и в королевских дворцах его занимают женщины и маленькие дети.

Однако дворец мусульманской королевской семьи в эпоху Средневековья и раннего Нового времени содержал как женский гарем, так и мужское внутреннее святилище, доступное только членам семьи и личным помощникам. За такими пространственными постройками, которые были общими для царских дворцов по всей Азии в Византийской империи кроме того, в некоторых частях Африки бытует мнение, что правитель демонстрирует свою власть посредством изоляции и недоступности, а не публичной видимости. Большинство западноевропейских судов также содержат отдельные женские кварталы, хотя степень изоляции, как правило, не столь выражена.

Среди обитательниц женского гарема были мать правителя, незамужние дочери и сестры, а также жены. Исламское право разрешает мужчине иметь до четырех жен при условии, что он может обращаться со всеми ними одинаково, хотя мнения расходятся относительно того, что считать равным обращением.

К этим женам добавлялись многочисленные наложницы, обычно рабыни, привезенные из немусульманских земель и обращенные в ислам. Большой штат целомудренных женщин-служанок, многие из которых были рабынями жен и матерей правителя, выполняли самую разнообразную работу-от бухгалтерии до стирки одежды.

В гаремах была выстроена иерархия

Обычно гаремы показывают как группу одинаковых по своему положению в обществе женщин, но это не так. Они делились на своеобразные касты, где выше всего стояли валиде — женщины, которые родили сыновей, ставших впоследствии султанами. Чуть ниже были хасеки и султанши, а ещё ниже стояли ещё несколько категорий женщин, в зависимости от занимаемого ими положения и рода деятельности.

Наиболее известными в западной литературе являются одалиски, которые ошибочно считаются проститутками. На самом деле, одалиски были обычными горничными, о чём и говорит прямой перевод турецкого слова odalık — «комнатная девушка».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: