Волжский торговый путь: из скандинавии

Строительство беляны

Перед строителями беляны стояла единственная задача — вместить в судно как можно больше лесоматериалов, сохранив при этом плавучесть и относительную управляемость, поэтому внешний вид такого плавучего склада мог быть весьма экзотическим.

Для формирования корпуса судна использовали хвойные породы деревьев — еловые брусья шли на строительство плоского дна, а из сосновых досок делали борта. Поперечные ребра располагали очень близко — через каждые 0,5-1 метра, так как нагрузка на них была очень большой. Начиная с XIX века крепежом служили крупные железные гвозди (на одну беляну их нужно было от 75 до 100 пудов), но в XVII-XVIII веках, вероятнее всего, для этих целей использовали деревянные нагели. Дно судна конопатили дорогой просмоленной паклей, остальной корпус — дешевым мочалом из липового лыка.

Основной груз — пиломатериалы укладывались прямоугольными штабелями. Необходимо было сохранить лес от загнивания, для чего между брусьями предусматривались прокладки из того же лыка или пакли. Между штабелями оставляли пролеты для прохода рабочих, чтобы они могли контролировать состояние пиломатериалов и устранять возможные неисправности на судне.

После укладки штабелей с лесом, грузоподъемность судна дополнительно увеличивали за счет свесов — резко расширяющихся бортов, которые крепились на толстых бревнах. На них укладывали дополнительный груз. Последним этапом строительства было сооружение простых лебедок для якорей и простых деревянных домов для лоцмана и рабочих. Готовая беляна могла достигать 120 метров в длину, а ширина судна на верхней площадке — 40 метров.

На беляну обязательно ставили помпы, так как корпус деревянного судна часто подтекал. Чтобы воду было проще откачивать, носовую часть нагружали немного больше чем корму.

На строительство уходило все лето. В зиму беляну консервировали, а с началом половодья она отправлялась по большой воде в низовья Волги.

Доклад Река Волга сообщение

Река Волга начинает свой путь из города Тверь. Сначала ручеек очень маленький и тоненький, но постепенно он становится все больше и больше. Кроме этого река объединяется вместе с другими реками и становится широкой. Если посчитать площадь которую занимает река, то получается она протянулась на три тысячи километра. Многим хотелось с одного берега рассмотреть другой берег, но это сделать просто невозможно.

А вот называется она так, потому что вокруг реки очень много влаги. Волга течет с севера и направляется на юг. Именно из-за того, что южная часть находится выше, чем северная она разделяется на три части. Первая часть называется верхняя. Вторая часть называется средняя и последняя часть называется нижней.

Также возле самого начала реки располагается большая и очень красивая часовня, в которой хочется обязательно побывать каждому туристу.

Еще недалеко отсюда располагается Астраханский заповедник. Здесь каждому туристу представляется, возможность увидеть самые красивые места, которых нет в других городах и странах.

Кроме этого волга является замечательным домом, где живет огромное количество не только животных, но и водоплавающих. А на ее берегах живут утки, лебеди и розовые фламинго.

С правой стороны возле реки находится огромное количество разных оползней или оврагов. Также по магистрали в разные города и страны доставляются разные продукты, которые необходимы для человека. Кроме этого в некоторые предприятия или организации доставляется вода.

Многие любители экстрима путешествуют по Волге на лодке. Добраться сюда можно несколькими способами: при помощи поезда или по дороге на разных транспортах.

Если путешествовать по реке, то можно останавливаться в разных городах и странах и посещать различные музеи и самые яркие достопримечательности.

Сюда же нравится приезжать и многим писателям или певцам, которые создают в этих красивых местах замечательные и знаменитые песни и пишут красочные и дорогостоящие картины. При помощи стихов или песен она становится популярной и знаменитой до сих пор.

Добыча леса

Каждая беляна была уникальной, ее не проектировали профессиональные инженеры, чертежей не существовало. Мастера при строительстве использовали только свой практический опыт и интуицию, каждый раз создавая судно исходя из имеющихся материалов. Его строили только из ценного обработанного «белого» леса, лишенного коры, отсюда пошло и само название «беляна».

Бревна для будущей беляны заготовщики леса рубили на берегах многочисленных мелких притоков реки Ветлуги. Они вручную валили деревья всю зиму и там же готовили их к транспортировке. Все 80-90 дней сезона лесозаготовки рабочие жили там же, в специально построенных зимницах — полуземлянках без окон, топившихся по-черному.

Срубленный лес стаскивали к рекам и, как только вода вскрывалась ото льда, его отправляли в сторону реки Ветлуги. Бревна связывали в плоты, размеры которых определялись широтой и извилистостью речек, а сплав осуществлялся с помощью длинных шестов, предназначенных для отталкивания от берегов и дна. На Ветлуге на трех основных верфях бревна обрабатывали — очищали, частично распиливали на доски, шпалы или дрова, а затем, после окончания половодья, строили из них беляну.

Песня ВИА «Песняры» стала неофициальным гимном какого города?

Этот старинный русский город, ровесник Москвы, расположенный на правом притоке реки Сухоны, долгое время был одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами. В эпоху правления Ивана Грозного город бурно развивался и богател. Царь даже подумывал о переносе сюда столицы из Москвы. И именно по его приказу здесь был возведён Софийский собор, визуально похожий на Успенский собор в центре Москвы. Изделия местных кружевниц получали высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках. Популярная в 70-х песня в исполнении ВИА «Песняры» стала неофициальным гимном города. Назовите его.

Спичка Алексей

Красноярск

Великий Устюг

Кострома

Вологда

Цена беляны

В основном беляны доставляли лес на лесопильные заводы Царицына и Астрахани, а затем товар шел дальше — на Нижнюю Волгу, в калмыцкие и казахские степи. Небольшая часть пиломатериалов разгружалась в других крупных городах Поволжья, например, Саратове.

Целая беляна стоила очень дорого. Стоимость груза, вес которого мог достигать 2,5 тысячи тонн, возрастала с 2 000 рублей на месте постройки до 100 тысяч рублей при продаже. Даже если вычесть из этой суммы расходы на транспортировку, заработную плату и прочие накладные расходы, то прибыли лесопромышленников все равно составляли астрономические суммы.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Сплав

Беляну обслуживали, как правило, 15-35 человек, но на самых больших суднах насчитывалось до 60-80 рабочих.

Беляна передвигалась только за счет течения — на ней не было парусов, ее не тянули бурлаки, отталкиваться шестами от берегов или дна на полноводной Волге было невозможно. Настоящей проблемой для лоцмана судна был изменчивый фарватер, поэтому от него требовалось не только знать его как свои пять пальцев, но и уметь просчитывать изменения судоходного пути.

Для управления судном в арсенале лоцмана были:

  • руль в носовой части;
  • два тяжелых чугунных лота;
  • якоря — рысковый и стояночный.

Лоты служили для регулирования скорости беляны — их одновременно опускали на дно, когда требовалось притормозить. Управлять судном с использованием руля можно было только при снижении скорости. Лоты применяли также для простых маневров, например, опускали правый лот для поворота направо.

В конечном пункте где-нибудь в низовьях Волги беляну полностью распродавали, но были и исключения. Иногда небольшие суда перетаскивали по суше на Дон, предварительно сняв с них груз, и нагружали уже на новом месте. В Астрахани беляну могли нагрузить рыбой и отправить с бурлаками вверх по реке, но в итоге судно все равно разбирали.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Почему люди издавна селились на берегах?

Осваивая нашу планету, люди селились прежде всего у воды — на берегах морей и рек. В плодородных долинах Нила, Инда и Ганга, Тигра и Евфрата древние земледельцы создавали Великие речные цивилизации. Там, где сходились морские, речные и сухопутные дороги, возникали оживлённые «перекрёстки». И сегодня па морских побережьях сосредоточена почти треть населения планеты.

В наших северных широтах тёплых морей почти нет. Однако и Древняя Русь выполняла важную транзитную функцию в тогдашней мировой торговле — обеспечивала торговый путь «из варяг в греки», т. е. из Балтийского моря в Чёрное. Но не всегда морские пути использовались для мирных целей: например, известны и набеги викингов на Русь, и военные походы новгородцев в Скандинавию.

На берегах наших замерзающих морей Северного Ледовитого океана задачи портов ограничены обслуживанием судов, проходящих летом по Северному морскому пути. Жители побережий тёплых морей занимаются рыболовством, работают в сфере туризма — у нас, например, известны города-курорты Сочи, Анапа. В портовых городах находятся предприятия по переработке поступающих но морю грузов.

Почти все древние российские города и поселения возникали па речных берегах прежде всего как торговые центры и крепости. Реки были не только источниками воды, но и главными торговыми путями. По рекам было проще и дешевле (чем, например, на лошадях) подвозить в город и строевой лес, и дрова для отопления зимой, и продовольствие для горожан. Для деревенских жителей ценными были плодородные почвы и заливные луга речных пойм, богатые рыбой воды, удобные пути сообщения. На реках России поймы обычно использовали для заготовки самого лучшего сена и выпаса скота.

С развитием хозяйства человек преобразовывал реки для своих нужд. Сейчас реки — это и транспортные магистрали, и источники воды и электроэнергии, и места отдыха (рис. 59). К сожалению, далеко не всегда реки выдерживают хозяйственную нагрузку и порой загрязняются до такой степени, что в них исчезает всё живое. Реки всегда помогали человеку, настала пора и человеку о них позаботиться.

БЕРЕГА МОРЕЙ И РЕК БЫЛИ И ОСТАЮТСЯ УДОБНЫМИ МЕСТАМИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА, ТОРГОВЛИ, ОТДЫХА, СТРОИТЕЛЬСТВА ПОРТОВ.

Популярные темы сообщений

  • Профессия ветеринар Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.
  • Мимоза Одним из самых нежных цветов, которые появляются с наступлением тепла, является мимоза. Большинство считают ее цветком, а в сущности это кустарник. Зовут ее — акация серебристая, а еще по-другому – акация австралийская,
  • Материк Австралия Австралия – это самый маленький материк на нашей планете, омывающийся Индийским и Тихим океанами. Ее территория занимает всего лишь небольшое количество суши. Это единственное государство, которое занимает целый континент, и называется полностью

Итиль — ворота в Каспийское море

Точное местоположение столицы Хазарского каганата, города Итиль, до сих пор является предметом споров историков и археологов. В наше время большинство исследователей склоняется к тому, чтобы считать Самосдельское городище возможным кандидатом на звание ставки хазарского хана. Тем не менее, выдвигаются и другие гипотезы — например, часто Итиль отождествляют с Саркелом (Белой Вежой), расположенном на левом берегу Дона, на дне современного Цимлянского водохранилища.


Археологические раскопки на территории Самосдельского городища. (ru.wikipedia.org)

Тем не менее, в те далёкие времена на побережье Каспийского моря, в месте впадения в него Волги, существовал крупный транзитный центр на Волжском торговом пути, и есть все основания предполагать, что это был именно Итиль, чрезвычайно пёстрый по своему этническому и религиозному составу город — как и подобает крупному торговому центру. Вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане. Большую роль играла торговая сторона, восточная, стремительно развивавшаяся с течением времени и разраставшаяся, тогда как западная часть Итиля оставалась неизменной — хан вместе со свитой и войсками находился в городе фактически лишь зиму, уходя в кочевье, как только улучшалась погода.


Арабские дирхемы. (www.monetnik.ru)

Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами, и так не очень хорошо относившиеся друг к другу, начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов было введено настоящее эмбарго, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада».

Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя. Примерно в то же время глобальное значение Волжского торгового пути начинает падать: виной тому бесконечные войны в степях и Поволжье, появление печенегов и переориентация торговли Киевской Руси на «путь из варяг в греки» — основным партнёром становилась Византия.

Тем не менее, походы русских дружин на Волжскую Булгарию, продолжавшиеся и в XI, и в XII, веках вплоть до появления монголо-татар, говорили о том, что Волжский торговый путь сохранял своё экономическое значение, хоть и региональное. Сильнейший удар по торговле на Волге нанесло вторжение монголо-татарских орд, булгарские и мордовские поселения, а также города Северо-Восточной Руси перенесли тяжелейшие разрушения. Новый этап Волжского торгового пути начался в связи с укреплением Улуса Джучи — Золотой Орды.

Чем торговали и на чем плавали купцы

Итак, путешествие купца, например, если начальным пунктом была Бирка (Балтика), а конечным Каспий в районе Дербента, могло занять порядка двух месяцев, времени на обратный путь требовалось значительно больше. В целом, передвигаясь на парусно-весельных судах, караван торговцев мог осуществить одно путешествие за год. В основном на маршруте ходили разновидности плоскодонных судов: дощаник, насады, струги и более меньшие лодки.

Маршрутом пользовались купцы разных национальностей и конфессий. Булгары продавали арабам меха, которые перекупались у серверных народов. Торговцы Волжского пути предлагали украшения из стекла, бронзы, янтаря, изделия из кости, предметы для взвешивания, разнообразное оружие и обмундирование для воинов, одежда, мед, орехи, большое разнообразие мехов, шелк, пряности, рабы.

Сергей Иванов «Торг в стране восточных славян» / Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого

Волжский путь постепенно отходит на второй план уже к концу X века, хотя его региональное значение все еще было важно в последующие два столетия. Виной смещения торговых акцентов стала переориентация на взаимодействие с Византией и появление в поволжских степях воинственных кочевых племен, а позже татаро-монгол

Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья.

  • А.Н. Кирпичников «Великий волжский путь и международная торговля и этнокультурная интеграция в эпоху раннего средневековья»
  • Е. Н. Носов, А. В. Плохов, Н. В. Хвощинская «Рюриково городище. Новые этапы исследований» (подглава Волжский путь и Ладога)
  • Б.А. Рыбаков «Торговля и торговые пути» («История культуры древней Руси»)
  • И. В. Дубов «Великий Волжский путь»

Волжская Булгария — транзитный пункт

Следующей крупной остановкой на пути торговых караванов становился Булгар. «Хазары торгуют с ними (с булгарами) и совершают сделки, также и русы привозят к ним свои товары, и все те, кто обитает на обоих берегах этой реки (Волги) привозят к ним свои товары, как то: соболей, горностаев, белок и другое,» — так описывал торговые отношения волжских булгар с соседями арабский учёный Ибн Руста. В начале X века Булгары являлись данниками хазар, однако стремились сбросить с себя ярмо иностранного владычества, для чего приняли ислам — для сближения с Арабским Халифатом, от которого ожидали поддержку.

Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Тем не менее, Булгар был не только транзитным пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.

Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

Варианты Волжского пути

Восточный путь представлял собой несколько отрезков, связующим звеном которых являлась Волга. Торговцы, начинающие свой долгий путь из Северной Европы, попадая на обширную территорию Древнерусского государства, встречали на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.

Далее, ученые утверждают, что было несколько вариантов торговых маршрутов. Назову лишь самые оживленные из них. Одним из ведущих, без сомнения, был «Селигерский путь». По нему торговые суда шли по Волхву и Ильменю, затем было передвижение волоком, путешественники преодолевали небольшие реки и озера в восточном направлении, проходили через озеро Селигер и им был открыт путь самой Волги.

Перетаскивание варяжского корабля

Второй значимый маршрут проходил от Старой Ладоги через будущие белоозерские земли, затем караваны двигались в южном направлении через Темирёво, один из ключевых форпостов ранней истории Руси, а затем торговцы и купцы выходили к Волге.

Важным транзитным пунктом на пути купцов был Булгар — столица Волжской Булгарии, элита которой взимала с торговцев пошлину, но и обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был еще и крупный ремесленный центр, и экспортер сельскохозяйственной продукции. Далее, корабли шли в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывавал уже путь в Каспий и арабские земли.

Кроме этого, из Волги был открыт путь в воды Дона, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря. Таким образом, в масштабном плане, Волжская магистраль имела большое значение, соединяя Европу и арабский мир.

В 1991 году ему вернули прежнее название, хотя область, чьим центром он является, все еще носит советское название?

Выберите его из списка

Екатеринбург

Магадан

Иркутск

Саратов

Ответ:

Перед вами фрагмент из «Этнографического описания народов России» Густава-Теодора Паули из издания 1862 года, хранящегося в Библиотеке РГО:

«Привычные с детства к жаре и холоду и другим особенностям сурового климата, весь год носят одну и ту же одежду: меховую шубу с длинными и широкими рукавами из козьих, овечьих или лошадиных шкур, сшитую жилами животных, обычно отделанную с правой стороны, от рукава и вниз, полосой рыжего конского меха шириной в два вершка, очень широкие штаны из грубой ткани, войлочные сапоги с подошвой из толстой кожи, без каблуков. На голове полусферическая шапка, украшенная кисточкой красного шёлка. Являясь единственным народом Европы, исповедующим буддизм, они веками сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников.

В каком море проложены сразу три газопровода?

Среди морей, омывающих Россию, есть море, по дну которого проложены сразу три газопровода. И каждый из них по-своему уникален: один из них – первый российский морской газопровод для поставок за рубеж, ещё один — первый морской газопровод для обеспечения голубым топливом потребителей в Росси, при строительстве третьего установлен мировой рекорд по скорости морской укладки.

В каком море они находятся?

ПАО «Газпром»

Чёрное

Балтийское

Охотское

Баренцево

«Хребет Хангай протянулся в северо-восточном — юго-западном направлении на сотни вёрст, служа водоразделом бассейнов; внутреннего, так называемого центрально-азиатского, с рекой Онгингол, теряющейся в пустыне Гоби, и внешнего — с рекой Орхоном, уносящей свои воды…» Перед вами фрагмент путевых заметок, оставленных в 1926 году членом Русского географического общества Петром Кузьмичом Козловым. Долина реки Орхон в течение двух тысячелетий была районом эволюции кочевой пастушеской цивилизации и включена в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

В XIX веке и начале XX лесопромышленники использовали специальные плавательные средства,

которые назывались беляны, для перевозки древесины в низовья Волги. На постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен, 220 еловых, 420 пудов просмолённых пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных. Каждая беляна сплавляла лес только один раз и никогда не возвращалась назад. Почему?

Беляна состояла из древесины, которую перевозила. Поэтому по прибытии в Царицын её полностью разбирали

Беляна не имела парусов, двигателя и могла двигаться только по течению, поэтому по прибытии в Царицын её затапливали

Беляны загружали другим товаром, и они уплывали в Каспийское море

В Царицыне беляны использовались как жилые дома на воде

Вариант №4

Неприметным ручейком начинает свой путь по территории России великая река Волга. Её исток рождается на Валдайской возвышенности, в районе Твери. На своём пути он подпитывается водами сотен ручьёв, рек малых и больших, а также подземными водами. В результате Волга становится самой протяжённой рекой в Европе.

Волга это символ России. Реку в разные времена изображали в своих произведениях писатели, (Островский, Горький) её природу изображали на картинах великие художники, (Левитан, Саврасов), ей посвящали стихи и песни поэты и композиторы (Некрасов, Кольцов). Много русских народных песен сложено о красоте и величии Волги. Её почтительно называли Волгой-матушкой. По берегам Волги издревле селились люди. Равнинная река давала пропитание и способствовала торговле. Один из самых старых городов России Углич основан на Волге более тысячи лет тому назад.

Волга судоходная река. Большое количество портов и пристаней готовы принимать грузовые и пассажирские суда. Переправлять грузы по воде недорого, поэтому на протяжении всей навигации движение судов очень интенсивное, тем более, что системой каналов Волга связана с Азовским, Чёрным, Балтийским и Белым морями. В весенне-летний период множество туристов, желая ознакомиться с природой и городами Поволжья, путешествуют по Волге на теплоходах. А посмотреть есть на что. От Валдайских болот до Каспийского моря более 3,5 тыс. км. тянется голубая артерия Волги. Разнообразный ландшафт, охотничьи угодья, рыбное богатство, всё это привлекает туристов. Здесь можно увидеть фламинго и пеликанов, есть места, где растут лотосы.Небольшие старинные города, как жемчужины нанизаны на синюю нить реки. Есть и большие города-миллионники: Самара, Казань, Волгоград, Нижний Новгород.

Значение Волги для хозяйственной деятельности переоценить невозможно. Во все времена река кормила людей, давала возможность торговать, орошать поля. Возведённые по её берегам города просто не могли бы существовать без этой реки. В современной России в Волжском бассейне сосредоточено почти 40% промышленности и почти 70% сельского хозяйства. На левом берегу Волги строят и ремонтируют суда. Множественные гидроэлектростанции вырабатывают электроэнергию для нужд промышленности и населения. Питьевую воду для городов и сёл тоже даёт Волга.

Вместе с тем усиленная хозяйственная деятельность человека привела к неприятным последствиям для реки и окружающей среды. Бесконтрольное рыболовство, загрязнение промышленными отходами и сточными водами, застройка водоохранных зон привели к значительному сокращению рыбных запасов. Интенсивное судоходство тоже загрязняет воду. Изменяется состав воды, исчезает привычный корм. Если раньше в реке водились в большом количестве белуга, осётр, стерлядь, то теперь такая рыба становится редкостью. Есть ещё лещ, судак, сом, щука и другие, но общее количество упало почти в десять раз. Так же ихтиологи бьют тревогу из-за появления в водах реки сине-зелёных водорослей, которые поглощают кислород и выделяют сильные органические токсины, опасные не только для рыб, но и для человека. Построенные на реке дамбы не позволяют воде самоочищаться. Это приводит к опасному накоплению азота и фосфора.

Реку ещё можно спасти и начинать делать это нужно немедленно! Необходимо провести работы по углублению дна, очистить от мусора берега, строго контролировать очистку сточных вод, жёстко бороться с браконьерством. Нужно оказать поддержку заводам, которые занимаются разведением рыбы. Работа это очень сложная и затратная, но делать её необходимо чем скорее, тем лучше, чтобы будущие поколения увидели великую русскую реку чистой и сильной.

2, 3, 4, 5, 6, 7 8 класс, окружающий мир по географии

Период был впервые установлен на территории России на Урале и Предуралье. Как называется этот период?

Английский учёный-геолог и путешественник, Почётный член РГО Родерик Импи Мурчисон проводил геологические изыскания во многих странах. Он описал три геологических периода, один из которых был впервые установлен на территории России на Урале и Предуралье.

В одном из писем учёный сообщил, что считает своим долгом назвать последний период палеозойской эры по имени древнего народа, упоминавшегося в русских летописях XII века: «…мы решились обозначить их особым наименованием; оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Биармии <…>, в пределах и смежности которого собраны были очевидные доказательства их самостоятельности».

Силурийский

Девонский

Юрский

Пермский

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: