Специальные воинские части ркка, сформированные в годы великой отечественной войны в тасср савченко роман александрович

Конструкция автомата ОЦ-14 “Гроза” и её особенности

В основу нового проекта инженеры заложили АКС-74У. В сложенном состоянии (сложенный приклад) длина снижалась до 50 сантиметров, благодаря чему транспортировка не доставляла дискомфорта. В разложенном состоянии длина составляла 75 сантиметров. Выбрали компоновку по схеме «булпап», чтобы укоротить ружьё без сложения приклада.

Затыльник заменил приклад. Его установили на заднюю стенку ствольной коробки, чтобы не вносить глобальных изменений в строение корпуса. Длина самой короткой версии — 60 сантиметров. Как говорилось выше, 70% узлов и деталей унифицировали с АК, поэтому купить новые детали для ремонта можно в любом оружейном магазине.

Одна из главных задач, стоявшая перед специалистами, — грамотное интегрирование подствольного гранатомёта. Установив модуль внушительных размеров, балансировку Грозы необходимо было сохранить на прежнем высоком уровне. По отзывам военных об использовании гранатомётов на АК, понятно одно: он перевешивал переднюю часть, из-за чего стрельба становилась неэффективной.

Решение проблемы нашли в конструкции ГП-25. Из неё убрали рукоять пистолетного типа, спусковую скобу и крючок. Оставив один спуск, добавили переключатель режимов. Стрелок может выбирать между патронами и гранатами.

Модульная система позволяет менять надстройки ружья. Подствольный гранатомёт можно заменить на рукоять. В такой компоновке комплекс становится штурмовым автоматом: его удобно использовать для нейтрализации целей на короткой и средней дистанциях.

Установка глушителя и оптического прицела превращает Грозу в скрытное оружие. Такая конфигурация позволяет устранять врагов бесшумно. Наличие оптического прицела даёт возможность делать это на большом расстоянии от врагов. Глушитель нейтрализует вспышку после выстрела, поэтому его используют в ночное время суток с прибором ночного видения.

Технические характеристики:

  • Для стрельбы используют патроны 9х39 мм;
  • Длина ствола — 24 сантиметра;
  • Общая длина без гранатомёта — 72 сантиметра;
  • Общая длина с гранатомётом — 62,5 сантиметров;
  • Ширина без гранатомёта — 6 сантиметров;
  • Ширина с гранатомётом — 7,5 сантиметров;
  • Высота без гранатомёта — 29,4 сантиметра;
  • Высота с гранатомётом — 26,6 сантиметров;
  • Вес без гранатомёта — 2,7 килограмм;
  • Вес с гранатомётом — 4 килограмма.

Затыльник сделан из резины, он заменил складной приклад. Он крепится на шарниры к ствольной коробке. В его верхней части есть специальный зуб, который упирается в ствольную коробку. Он сделан для сглаживания верхней поверхности автомата, а также для удержания крышки ствольной коробки от срыва в результате отдачи после выстрела.

История автомата ОЦ-14 “Гроза”

Создание нового оружия началось в 1992 году. Проектом руководили опытные специалисты ЦКИБ — В.Н. Телеш и Ю.В. Лебедев. Первая демонстрация продукта состоялась в 1994 году.

Перед инженерами стояла задача создать качественный автомат, конструкция которого допускает установку подствольного гранатомёта. Классические автоматы (например, АК74), допускали монтирование такого модуля, но в таком случае терялся баланс, происходил серьёзный перевес в сторону дульного среза.

Автомат Гроза проходил суровые испытания. Его отправили на Чеченскую войну, проходящую в 1995-1996 годах. В то же время тульский оружейный завод предложил потребителям компактное оружие под заряды 9х39 мм. Практические тесты показали, что у 9А-91 кучность стрельбы выше, чем у ОЦ-14.

Достоинства и недостатки

Как плюсы, так и минусы автомата были унаследованы в основном от системы «буллпап». Среди плюсов оружия можно выделить следующие:

— небольшой вес, компактные габариты; — уменьшенный подброс и улучшенную балансировку при использовании гранатомета; — высокую надежность при функционировании, унаследованную от АК; — специальный патрон, пуля которого не склонна к рикошетам, что позволяет стрелять в ограниченном пространстве без опасности для стрелка; — возможность использования глушителя; — практически полное соответствие узлов АК и ОЦ-14, что облегчает ремонт и замену узлов; — оригинальный дизайн автомата ОЦ-14 «Гроза», фото которого позволяет легко отличить его от похожих образцов.

Однако этому автомату присущи и недостатки, которых не избежать, ведь система «буллпап» технически сложна и не совсем идеальна, к тому же не отличается достаточным уровнем удобства. Каковы же недостатки у ОЦ-14?

— малая длина прицельной линии, что уменьшает точность при стрельбе на большие расстояния; — размещение прицела на большой высоте, что увеличивает профиль стрелка в положении лежа; — широкий затыльник приклада менее удобен для упора в плечо; — неудобно заменять магазин, играет роль и его уменьшенная емкость; — переводчик стрельбы снижает скорость переключения на гранатомет и обратно; — низкое удобство ведения стрельбы из-за разлета стреляных гильз, а также невозможность ведения огня с левой руки.

Отдельно стоит упомянуть и о смещении центра тяжести. Поскольку в АК он сбалансирован, а в «Грозе» ствольная коробка вынесена назад, то привыкать к новому автомату будет сложно. К тому же ОЦ-14 «Гроза» гораздо короче, чем АК, а в некоторых случаях, например при вскидывании приклада к плечу, автомат может даже вылететь из рук. Все это нужно учитывать.

Нужно ли получать письмо и как не столкнуться с мошенниками

В извещении содержится 14-значный идентификационный номер под штрих-кодом. Вбив его на сайте «Почты России» можно установить отправителя. Если пошлина за объявленную ценность не превышает 20 рублей, скорей всего письмо пришло от государственной структуры или банковского учреждения. В случае, когда получатель должен оплатить от нескольких сотен до тысяч рублей за ОЦ, корреспонденцию могут рассылать мошенники. С большой долей вероятности после вскрытия конверта человек обнаружит пачку нарезанной бумаги или бесполезный муляж.

Проверка содержимого возможна только после внесения затребованной отправителем суммы. Заказное письмо не стоит забирать, если отправитель неизвестен либо размер оплаты ОЦ превышает 20 рублей

Вернуть деньги обратно очень непросто, поэтому стоит с большой осторожностью относиться к корреспонденции от сомнительных отправителей

Боевой путь автотранспортного батальона, дивизиона бронепоездов и зенитно-артиллерийских частей

По приказу Мичуринского горвоенкомата, 21 сентября батальон выехал в распоряжение командующего войсками ПриВО и 26 сентября прибыл в Казань в распоряжение военкома ТАССР для доукомплектования. К этому времени в части насчитывалось 45 командиров и политработников – 98% к штатному числу, и 84 человека рядового и младшего начальствующего состава – 20% от штата. Материальной части и вооружения батальон не имел.

В Казани 772-й оатб комплектовался личным составом из числа прибывших со сборного пункта Молотовского, Сталинского РВК, пересыльного пункта и райвоенкоматов республики. Уроженцы ТАССР составляли почти 25% военнослужащих батальона1.

Личный состав для остальных формировавшихся батальонов поступал из Приволжского, Московского и Орловского военных округов. Из действующей армии прибывали командиры батальонов, командиры рот и взводов2. Каждый батальон должен был получить по 252 грузовых автомобилей ГАЗ-АА, два ЗИС-5, 3 автомастерские, 1 водомаслозаправщик, 2 автоцистерны, 1 санитарную, 1 автозвукокинопередвижку, 3 автокухни-прицепки и 1 легковой автомобиль. Штатная численность каждого батальона составляла 458 человек.

Автотранспортом и походными автомастерскими батальоны укомплектовывались за счёт машин, поставляемых из народного хозяйства. При этом все поступавшие автомобили требовали текущего, среднего и капитального ремонта. Он проводился силами водительского состава батальонов под руководством помощников командиров рот по технической части на ремонтных базах Казани. Часть автомашин прибыло из ресурсов

К ноябрю сроки готовности 772-го и 74-го батальонов прошли. При этом 772-й оатб не был укомплектован 170 машинами, в 74-м и 42-м батальонах не хватало по 252 автомобилей. Всего для автобатов требовалось 674 машины. 772-й батальон формировался уже четвёртый месяц, и людским составом и вещевым имуществом был укомплектован полностью. 74-й и 42-й батальоны имели незначительное количество личного состава и часть имущества, по этой причине Евдокимов указывал на бесперспективность их формирования, из-за отсутствия ресурсов для укомплектования автотранспортом2.

К середине декабря в 772-ом оатб были полностью укомплектованы личным составом и матчастью три строевые роты, парковая рота и частично сформирована 4-я рота. По приказу командующего МВО 15 декабря в Москву, в распоряжение начальника Автодорожного Управления КА отбыли три полностью укомплектованные строевые роты, которые затем были включены в состав других автомобильных частей3. Поэтому, 27 декабря 1941 года 772-й батальон выехал в Москву в распоряжение Автодорожного Управления, имея в наличии всего 166 человек личного состава и 46 автомобилей4. Боевой путь батальона будет рассмотрен в следующей главе.

В целом, к началу декабря, несмотря на все трудности, наряд по мобилизации в республике транспортных средств был почти полностью выполнен. Из запланированных 3485 грузовых автомашин было поставлено 3218. Хотя и с опозданием, но удалось почти полностью укомплектовать 772-й автомобильный батальон5. потеряла 159 тыс. автомашин (более 58% от первоначального состава), а поставки от промышленности постоянно сокращались из-за эвакуации предприятий, то даже такое пополнение позволяло преодолевать кризисы на фронте и решать поставленные задачи1.

Когда в процессе формирования воинских частей выяснилось, что народное хозяйство не в состоянии обеспечить все части и учреждения исправным автотранспортом, командующий ПриВО приказал отдельные формирующиеся тыловые учреждения перевести с автомобильной на конную тягу. Это распоряжение коснулось формировавшиеся в Казани полевые подвижные госпитали №№ 518, 519, 364, 365, 624, 625 и 626. Кроме того, зимой 1941-1942 гг. в республике был сформирован 21-й отдельный транспортный гужевой батальон численностью 1513 чел. и 2305 лошадей2. Все указанные части, кроме трёх госпиталей, были отправлены на фронт.

Эвакуированная в Казань из Киева 8-я бронетанковая ремонтная база вплоть до декабря 1942 года подчинялась ремонтно-эксплуатационному управлению ГАБТУ КА и осуществляла ремонт танков и тракторов, являясь одним из крупнейших ремонтных предприятий Главного автобронетанкового управления3. С весны 1942 года она перешла на ремонт трофейной техники. Только с Западного фронта за девять месяцев 1942 года поступило в ремонт 119 немецких танков.

Постановлением ГКО № 2589сс от 7 декабря 1942 года, ремонтная база была переформирована и стала называться – ремонтный завод № 8 с подчинением, вновь созданному Управлению ремонта танков ГАБТУ КА.

Вопрос 17

25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?

  • Гасконь
  • Бургундия
  • Прованс
  • Нормандия

Используемые патроны

Боеприпасы, которыми питается ОЦ-14, привлекают не меньше внимания, чем само оружие. Патроны 9х39 мм обладают высокой мощностью и останавливающей силой. Под них адаптировано множество моделей орудия, которыми вооружаются отряды специального назначения российских силовых структур.

Главной особенностью считается дозвуковая скорость вылета. Это позволяет вести бесшумный бой при использовании глушителя. В полной тишине тихий щелчок от выстрела слышно на расстоянии в 20-30 метров. Если комплекс используется в городской среде, возможность обнаружения стрелка после выстрела близка к нулю.

Длинная и тяжёлая гильза обеспечивает высокий останавливающий эффект. Особенностью версии СП-6 является наличие термоупрочнённого стального сердечника. Благодаря нему можно пробивать стальные преграды (толщина не более 8 миллиметров) или обезвреживать противников, экипированных в бронежилеты третьего класса по меркам нашей страны. Уцелеть от такого орудия в ближнем бою невозможно.

Производители выпустили ограниченную серию модели, адаптированной под заряды АК 7,62. Военное руководство страны остановило выпуск версии, так как питание от таких патронов снижало тактико-технические характеристики. Из-за этого Гроза не могла достигать поставленных целей. Основной недостаток этих боеприпасов — возможность сильного рикошета. Это ограничивало использование ружья в замкнутых пространствах, где оно использовалось бойцами чаще всего. Останавливающая сила АК 7,62 также оставляла желать лучшего.

Парашюты для бейсджампинга

Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.

При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.

Техника безопасности

Одно из базовых требований безопасности для парашютиста — осмотр всей парашютной системы перед прыжком. Последовательно проверяется правильность:

  • подгонки подвесной системы, при этом концы регулировочных лент убирают под основные;
  • фиксации страхующего прибора, выставленных на нем настроек времени и высоты;
  • крепления кольца и троса, позволяющих раскрыть основной купол;
  • замыкания двухконусного замка;
  • зачековки съемной соты.

Далее необходимо оценить состояние запасного парашюта. В первую очередь — проверить, как присоединены концы подвесной системы к его скобам крепления, насколько надежно закреплен на подвесной системе ранец с ним. Контролируется и то, как располагаются шпильки ручного раскрытия запасного парашюта, имеются ли они вообще.

Одно из базовых требований безопасности для парашютиста — осмотр всей парашютной системы перед прыжком

Конструкция пистолета

Для ОЦ-27 применена известная схема оружия со сводным затвором и курковым УСМ двойного действия.

Схема устройства традиционная для советского оружия, возвратная пружина одевается на ствол, отдельного стебля нет. В рамке расположен демпфер. УСМ с открытым курком расположен в тыльной части кожух-затвора. Предохранитель двухсторонний, флажкового типа, с тремя позициями.

Рамка, ствол, механизмы и кожух-затвор изготовлены полностью из металла, что повысило общий вес конструкции. Но в данном случае это обосновано ресурсом оружия и запасом прочности. Полимеры использовались только для щёчек рукоятки и изготовления демпфирующего механизма для гашения отдачи.

Прицельные приспособления постоянного типа, нерегулируемый целик и мушка. В отличие от более ранних образцов вооружения для стрельбы в ночное время прицельные устройство изначально снабжены тритиевыми вставками и не требуют применения дополнительных приспособлений.

Магазин коробчатого типа, расположен в рукояти, расположение патронов двухрядное, выход с перестроением в один ряд. Двухсторонняя кнопка фиксатора расположена у спусковой скобы.

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

«Штурм»: без ранца за спиной

Еще одна российская перспективная парашютная система – безранцевый парашют «Штурм». Главная особенность этой модели следует из самого названия – «Штурм» не имеет ранца. Купол такого парашюта уложен в специальном мешке, который находится в салоне самолета. На десантника он крепится при помощи простой подвесной системы, а ввод парашютной системы происходит прямо из воздушного судна.

Видео: НИИ парашютостроения

Это существенно экономит время на десантирование бойцов – ценные минуты не тратятся на раскрытие стабилизирующего парашюта, затем основного. Таким образом десантники могут совершать прыжки с малой высоты – 70-80 метров, а сама высадка десантников может стать внезапным ударом для противника.

При всех своих достоинствах парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение. На данный момент продолжаются испытания системы по использованию в боевых условиях.

Д-10: «патиссон» в небе

На службе ВДВ сегодня находится система Д-10, которая пришла на смену Д-6. Она прошла все испытания в начале 2000-х годов. Конечно, по объему наработки она еще несравнима с Д-6, но со временем приблизится к уровню последнего, считают эксперты. Парашюты Д-6 серии 4 в войсках активно заменяются на Д-10.

Изначально Д-10 создавался для того, чтобы устранить основную проблему, которая существует у десантных парашютов – проблему схождения парашютистов в воздухе. Например, когда десантируется большая группа (до 120 человек), все одновременно раскрывают парашюты в воздухе, и воздушные потоки могут столкнуть парашютистов друг с другом. Даже в такой ситуации конструкторами парашютов предусмотрено спасительное решение – запасной парашют, который можно открыть в ситуации, когда в твой купол провалился другой парашютист. Естественно, посадка все равно будет жесткой – тяжелых травм не избежать.

Д-10 создавался именно для того, чтобы не допустить такого сценария. Поэтому у него такая необычная форма – купол напоминает не шар, а скорее патиссон. Эта форма обеспечивает ему особую аэродинамику, которая уводит парашют при попадании в «след» другого парашюта.

Кроме особой формы, у этого парашюта есть еще один важный элемент, обеспечивающий безопасность, – страхующий парашютный прибор. Выпрыгнув из самолета, через несколько секунд десантник должен дернуть за кольцо, которое раскроет ранец с основным куполом. В случае если парашютист забыл это сделать, за него «дернет кольцо» специальное устройство.

Сегодня Д-10 считается основной парашютной системой ВДВ. С «десятым» прыгают во время тренировок, применяют для реальных боевых прыжков. С этим парашютом десантируются изо всех типов военно-транспортных самолетов (Ил-76, Ан-22, Ан-26 и других), а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26. Десантник весом не более 150 кг сможет с Д-10 прыгнуть с высоты до 4 км, а минимальная высота прыжка составляет 200 метров.

Особенности и тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики парашюта Д-6 (модели, очень широко используемой в России) таковы:

  • общий вес без сумки и прибора — 11,5 кг;
  • габариты в сложенном виде — 57 х 28,5 х 21 см;
  • срок службы, на который дается гарантия, — 12 лет (за это время на одном парашюте Д-6 можно совершить до 80 прыжков);
  • необходимость переукладки — каждые 3 месяца;
  • предельная выдерживаемая нагрузка (столько должен весить совершающий прыжок) — 120 кг;
  • высота, с которой можно прыгать — 0,2–8 км;
  • скорость снижения на основном парашюте — 5 м/с, на стабилизирующем — 30–40 м/с, перемещения по горизонтали — 2,6 м/с;
  • усилие, прилагаемое, чтобы раскрыть купол — до 16 кг;
  • перегрузка, возникающая при этом, — до 10g;
  • возможность разворота — на 180º в любую сторону.

Системы парашюта Д-6 срабатывают в такой последовательности:

  1. До того как выпрыгнуть из люка самолета, парашютист крепит карабин стабилизирующей системы на трос или иную конструкцию, выполняющую те же функции.
  2. Когда после совершения прыжка звено этой системы вытягивается до максимума, активизируется парашютный прибор. При этом из камеры стабилизирующей системы, остающейся на борту, сразу выходят стабилизатор, стропы и ее купол (именно в таком порядке).
  3. Воздушный поток, создаваемый свободным падением парашютиста, обеспечивает раскрытие купола стабилизирующей системы. С этого момента снижение замедляется.
  4. На стабилизацию дается определенное время. Когда оно истекает, парашютист выдергивает кольцо рукой либо основной купол раскрывает сработавший парашютный прибор. Он тоже приобретает необходимую форму под воздействием встречных потоков воздуха. Скорость сильно снижается. Теперь можно менять направление движения, натягивая стропы с нужной стороны.

Д-6 — самый распространенный российский парашют, разработка еще советского НИИ парашютостроения. Модель заслуженно считается очень надежной, именно парашюты Д-6 традиционно используются для первых прыжков после обучения большинством школ.

Востребован этот парашют и десантниками — на нем совершают прыжки не только из гражданских, но и из военных самолетов. Он же применялся для обучения курсантов еще в ВДВ СССР, в России войска не стали отказываться от модели, хотя существуют более современные.

Д-6 — самый распространенный российский парашютМодель традиционно применяется для первых прыжков после прохождения обучения в специальных школахПарашют активно используется воздушно-десантными войсками

Отличия от десантной парашютной системы Д-6 серии 4

Помимо «базового» парашюта Д-6, существует его «продвинутый» вариант — относящийся к типу армейских, – десантный парашют Д-6 серии 4. Он пришел на смену системе Д-1-8, которую часто называли просто парашютом Д-8. Внесенные конструктивные усовершенствования заключаются в следующем:

  1. На камере основного парашюта появились 2 «фартука», прикрывающие собранные в пучки стропы, уложенные в соты.
  2. На подвесной системе предусмотрено устройство для расчековки, позволяющее отсоединить свободные концы справа и «погасить» купол, если десантника тащит по земле сильным ветром.
  3. Форма пряжек на лентах, фиксирующих ранец с парашютом на спине, — круглая вместо квадратной.
  4. Запасной парашют крепится лентой из другого материала. Вместо ременной ленты ЛРТ-25-255 — лента ЛТКкрП 26-600.
  5. Стропы управления могут перекрещиваться. Того, сколько строп у парашюта, изменения не коснулись.

Все эти усовершенствования непрофессионалу кажутся незначительными. Однако, они важны для того, чтобы парашют мог использоваться именно как армейский. Например, прыжки в парашютном спорте при сильном ветре просто запрещаются, поэтому в расчековочном устройстве нет необходимости.

Непосредственно прыжок с парашютом занимает несколько минут. Но ему предшествует длительная подготовка. Она включает как теоретические уроки, так и обучение на практике. Собирающийся прыгать с парашютом должен знать как минимум его тактико-технические характеристики, порядок укладки и сборки, технику безопасности. Парашют Д-6 заслуженно признан одним из самых надежных, но пренебрегать подготовкой никак нельзя.

Модифицированный парашют Д-6 серии 4

Правила хранения и эксплуатации

Соблюдение правил хранения обеспечивает возможность эксплуатации парашюта Д-6 в течение всего гарантийного срока:

  1. Помещение для хранения должно быть сухим, с качественной вентиляцией. Допустимый диапазон температур составляет -30–30 ºС.
  2. Необходимо обеспечить защиту парашютных систем от прямых солнечных лучей.
  3. Запрещается их хранение в одном помещении с лакокрасочными материалами, ГСМ, любыми веществами, являющимися источником активных газов.
  4. На полки системы складывают в один ярус. Минимальная дистанция до стен и потолков — 50 см, до пола — 15 см, до батарей, прочих нагревательных приборов — 1 м. Интервал между соседними парашютами — 3–5 см. Исключение — на площадках старта и приземления системы могут складываться в 2 ряда по высоте.
  5. Хранить парашют в неуложенном состоянии можно максимум полгода.

Парашюты должны храниться в уложенном состоянии в сухом помещении с хорошей вентиляциейПлановые технические осмотры и просушку парашютных систем проводят раз в 6 месяцев

Подготовка и обучение личного состава отдельных лыжных батальонов и бригад в 1941 – 1943 гг

Серьезным вкладом в отечественную и мировую историографию Второй мировой войны явилось издание 12-томной «Истории Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.», вышедшей в 1973 – 1982 гг., к написанию которой был привлечен большой круг авторов. В работе приводятся данные о массовых партийных мобилизациях, количестве мобилизованных в действующую армию к концу 1941 года и отмечается потребность в обученных ресурсах. Показана роль всех регионов СССР в формировании частей, затронута деятельность войск ПВО страны при обороне важных тыловых промышленных районов и коммуникаций. Несмотря на значительный вклад данного труда в историографию проблемы, информация о ТАССР и её роли в годы войны ограничивается, в основном, показом перестройки промышленности на военный лад1.

Следует также отметить специальное исследование «Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войны» вышедшее в 1977 году. Этот капитальный труд посвящён анализу и обобщению деятельности Тыла Вооружённых Сил по всестороннему обеспечению боевых действий Красной армии и Военно-Морского флота в годы войны. В данной работе интерес представляют сведения о мобилизации автомобилей из народного хозяйства в начале войны, формировании автотранспортных батальонов и создании воинских частей, задачей которых являлось дорожное обеспечение фронта2. В исследованиях, посвящённых истории становления и деятельности Приволжского и Московского военных округов, представляют интерес события, происходившие в них в годы Великой Отечественной войны, т.к. территория ТАССР в этот период последовательно входила в состав обоих округов3. В работах содержатся сведения о формировании в республике крупных воинских частей и соединений, но боевой путь прослеживается эпизодически. Также недостаточно освещена деятельность запасных частей.

Вопрос подготовки военно-обученных резервов в запасных и учебных частях затронул известный военный историк Г.Ф. Кривошеев. Автор сделал вывод о том, что в системе Всевобуча и Осоавиахима решались, главным образом, задачи первоначальной военной подготовки резервов. Ведение же длительной и кровопролитной войны требовало большого количества хорошо обученных в военном отношении людских ресурсов. Поэтому с началом войны во многих крупных городах страны были развернуты запасные части всех родов войск, основным назначением которых стала подготовка личного состава для восполнения потерь в воинских частях1.

Статьи, опубликованные в военные годы в ТАССР, не являлись собственно историческими исследованиями. Они выполняли задачи, главным образом, агитационного характера, либо просто констатировали имевшие место факты. Ценность этих работ заключается в значительном использовании фактического материала и отражении ими духа своего времени. О мужестве трудящихся Татарстана на фронтах писали в центральной, местной и фронтовой печати. Статьи, написанные по горячим следам, лаконично повествуют о смелости и героизме уроженцев республики, одновременно разъясняя освободительный характер войны советского народа2.

В 1958 году в Казани вышла книга, посвящённая истории создания и деятельности Казанских курсов усовершенствования офицерского состава бронетанковых и механизированных войск Красной армии. Это была одна из первых региональных работ, в которой рассматривалась подготовка командных и технических кадров на территории ТАССР3.

Важным вкладом в популяризацию героев Татарской АССР явилась книга Л. Ханина «Герои Советского Союза – сыны Татарии», являющаяся сводом очерков, биографий и сообщений о 164 Героях Советского Союза, родившихся, живших в Татарии, и ушедших на фронт из нашей республики1. Наиболее же полные сведения о героях-земляках содержатся в сборнике документальных очерков и зарисовок опубликованного в трёх книгах в первой половине 80-х гг2. Заметным событием для первого периода историографии проблемы стала защита диссертаций Г.М. Дюрягиным, М.А. Пьяновым, Л.И. Ханиным, А.К. Айнутдиновым и С.К. Хайрутдиновым. Авторы исследовали подвиги уроженцев республики на фронтах Великой Отечественной, всеобщее военное обучение трудящихся и учащихся в ТАССР, участие комсомольских организаций республики в подготовке резервов для фронта. Рассмотрели ход формирования и боевой путь стрелковых дивизий, сформированных в Татарии3.

О героизме воинов Татарстана, особенностях подготовки боевых резервов и вкладе тружеников тыла республики в обеспечение фронта и страны необходимой продукцией, имеются материалы в книгах по истории Татарии, написанных Х.Г. Гимади, З.И. Гильмановым, А.М. Заляловым

Какой можно сделать вывод?

Выпуск автоматно-гранатомётного комплекса ОЦ-14 Гроза осуществляется мелкими сериями по специальным заказам силовых структур. В 1996 в МВД приняли на вооружение этот автомат. Эксплуатация в условиях боевых операций различной сложности продолжается в наши дни. Базовая комплектация орудия представлена в виде модулей, которые позволяют настроить ОЦ-14 под выполнение разных задач. К основным преимуществам можно отнести:

  • Маленькие для своего класса габариты;
  • Хороший баланс и слабая отдача (достигнуто за счёт компоновки по схеме «булпап»);
  • Высокая прочность и запас рабочего ресурса, перенятые от автомата Калашникова;
  • Возможность использовать оружие для бесшумного устранения противников;
  • Высокая мощность и останавливающий эффект зарядов;
  • Высокая эффективность стрельбы и скорострельность, позволяющие поражать цели в укрытиях и бронежилетах;
  • Модульное строение, позволяющее быстро менять конфигурацию комплекса.

Как и любая другая вещь, Гроза имеет определённые недостатки:

  • Прицеливание осложняется короткой прицельной линией. Чтобы добиться оптимальной точки прицеливания для поражения целей на длинных дистанциях, потребуется провести несколько тренировок;
  • Усложнённый процесс замены магазина;
  • Низкая вместимость магазина;
  • Наличие одного спускового крючка заставляет стрелка тратить время на переключение между режимами;
  • Для установки оптики потребуется дополнительный монтаж крепежа «ласточкин хвост»;
  • При отсутствии подствольного гранатомёта задняя часть перевешивает;
  • Вести огонь можно только с упора в правое плечо;
  • Возникает загазованность у лица пользователя, если ведётся огонь очередями.

С многими недостатками бойцы не сталкиваются, так как они не раскрываются при использовании ОЦ-14 в городских условиях с многочисленными укрытиями и маленькой дистанцией стрельбы. Оружие высоко ценится у стрелков за счёт простого обслуживания, высокой прочности и долгого срока службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: