Сумерки над европой: костры инквизиции и потери культуры

Испанская инквизиция

В Испании инквизиция была учреждена еще в XIII веке. Однако инквизиция в последние годы XV века в этой стране получила новую организацию.

В это время произошло объединение наиболее крупных королевств на Пиренейском полуострове Кастилии и Арагона. В 1478 году римский папа Сикст IV позволил их правителям Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской заново организовать систему инквизиции в управляемых ими землях. Теперь она находилась в подчинении непосредственном не Рима, а испанского государства.

В 1480 году был сформирован первый трибунал в Севилье. Сначала новая испанская инквизиция состояла из председателя, двух его помощников юристов и трех королевских советников. Однако вскоре она была расширена, был учрежден центральный совет инквизиции и четыре, а потом десять трибуналов на местах. В 1484 году был разработан кодекс с постановлениями, определявшими порядок работы инквизиции.

Новая система организовывалась под руководством духовника королевы Изабеллы Кастильской доминиканца Томаса Торквемады. После него завершение формирования испанской инквизиции прошло под руководством Диего-Деса и Хименеса.

Она была введена в Нидерландах императором Священной Римской империи Карлом V в 1522 году для борьбы с реформацией (Нидерланды тогда входили в состав Испании, Карл V был ее королем). Считается, что это стало одной из причин революции в Нидерландах 1566–1609 годов. В 1537 году она была учреждена в Португалии. В XVI веке испанская инквизиция введена в американских колониях Испании и Португалии.

В науке считается, что в Испании инквизиция способствовала укреплению центральной власти

Одной из заметных сторон ее деятельности было внимание к нехристианскому населению страны. Оно было достаточно состоятельно, предприимчиво, имело мануфактуры, вело торговлю

Его представители подвергались преследованиям инквизиции, их имущество конфисковалось. Это привело к их выезду из Испании.

Крысы – это важная деталь

   Чумная старуха с косой металась по обезлюдевшей Европе, имея совершенно материальных и, главное, вездесущих помощников.

Переносчиками страшной болезни были крысы. Представим себе, как крысы организованно покинули свои норы или корабельные трюмы и тронулись в путь. 

Ведь цепочка заражения чумой выглядит так: грызун – паразит (блоха) – человек. Особенно опасна черная крыса.

Крысиные блохи, несущие возбудитель болезни – чумные палочки, – заражали не только людей, но и домашних животных, почву, зерно, что создавало условия для пандемии. В средневековых городах для крыс были идеальные условия.

Бери-Сент-Эдмундс

В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.

Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.

Что же такое чума?

  И как проявляет себя «черная смерть»? Обратимся к медицине. «Чума, острая природно – очаговая инфекционная болезнь группы карантинных инфекций, протекающая с исключительно тяжелым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, легких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса.

Возбудителем ее является чумная палочка (лат.Yersinia pestis), открытая в 1894 году одновременно французом Йерсеном и японцем Китасато и проявляющаяся в двух основных формах – бубонной и легочной.

Заболевание характеризуется высокой летальностыо. Смертность при бубонной форме чумы колеблется от 27 до 95 %, при легочной – почти 100 %.

В природе чума распространена среди грызунов, от которых передается человеку при укусе инфицированными блохами.

   Преобладающая форма чумы у человека

– бубонная чума

– характеризуется воспалением лимфатических узлов (чаще всего паховых); по внешнему виду увеличенные лимфоузлы напоминают бобы, откуда и произошло название болезни: «джумма» – арабское «боб».

Уже в первые дни болезни развивается воспалительный процесс в лимфатических узлах, ближайших к месту проникновения чумных микробов, с образованием так называемых бубонов». (Медицинская Энциклопедия, М.: Сов. Энциклопедия)

Закат испанской инквизиции

В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. В декабре этого же года новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании. Через 14 лет, в 1834 году, закон, запрещающий инквизицию, формально вступил в силу.

Разумеется, все сказанное нисколько не умаляет безжалостности и жестокости, присущей любой инквизиции. Испанская инквизиция отправила на костер тысячи людей как на Иберийском полуострове, так и в своих колониях. Под ее давлением из страны были изгнаны иудеи, мусульмане, мудехары, иезуиты. Она запрещала работы Дидро, Монтескье, Руссо и Вольтера и тем самым препятствовала развитию страны. И этот список можно продолжать долго. Однако к рассмотрению этого сложного вопроса следует подходить более взвешенно, вооружившись фактами и отбросив все стереотипы и предрассудки.

Сатана не является правителем Ада

Вы можете увидеть этот образ в фильмах, мультфильмах или комиксах. Дьявол как хозяин Ада, мучающий грешников и приветствующий новоиспеченных проклятых в своих владениях. Это чрезвычайно распространенное мнение исходит из того же инстинкта, который заставляет людей думать о Сатане как о заклятом враге Бога. Точно так же, как Бог правит Небесами, Дьявол тоже должен иметь свои владения.

Однако, это не так. Ад – это не царство Сатаны. Это его “тюрьма”. А его еще даже нет там.

Книга Откровений говорит нам, что “Дьявол быдет брошен в озеро огненное, где зверь и лжепророк. И они будут мучиться день и ночь во веки веков”. Но это видение будущего, которое должно наступить после Судного дня. Который, по мнению большинства, еще не наступил.

Но если он не в Аду, то где же Дьявол? Он сам отвечает на это в Книге Иова, говоря, что он “ходит взад и вперед по земле”. Итак, если Сатане предназначено подвергаться пыткам в Аду, то кто же подвергает его пыткам? Христианская литература утверждает, что это Архангел Уриил.

Безумие в античности: проклятие и благословение

В античной традиции безумие часто рассматривалось как результат проявления всевластного и неотвратимого рока. Как пишет А. Ф. Лосев, и люди, и боги «стихийно и слепо» существуют в природном мире, не зная ничего о своей судьбе и гибели. Тем не менее божества (которые, кстати, тоже могли обезуметь) становились причиной людского сумасшествия, насылая его на смертных в порядке личной мести или вследствие какого-нибудь хитроумного плана. Персонажи мифологии и трагедий регулярно совершают в помутнении рассудка разрушительные деяния: Геракл умерщвляет своих детей, когда богиня Ата по велению Геры набрасывает ему на глаза повязку безумия, Афамант по воле той же Геры убивает своего сына, перепутав его с оленем, Аякс вырезает овец Одиссея, приняв их за своих врагов, а после лишает себя жизни.

Греческие философы стремились дать безумию теоретическое обоснование и найти его причины.

Платон в какой-то мере реабилитирует состояние «неистовства», разделяя два вида безумия: одно является следствием болезни, а другое посылается богами и может быть благословением. В диалоге Платона «Федр» упоминаются четыре типа «божественного отклонения от того, что обычно принято», каждому из которых соответствуют свои божества греческого пантеона. Пророческому экстазу покровительствует Аполлон, экстазу мистерий и ритуалов — Дионис, творческому вдохновению — музы, а любовному исступлению — Афродита и Эрот.

С тех пор возвышенная и романтическая трактовка безумия существует в европейской культуре параллельно с клинической. Безумие становится символом отрыва от привычного типа мышления, позволяя выходить за границы обыденного. Такую нестандарность мысли и готовность бросить вызов своему веку проявляют Дон Кихот Сервантеса и Гамлет, который притворяется безумным, чтобы «сорвать с мира его покров», как выразился Л. Пинский. Еще одна метафорическая трактовка связана с поиском истины и смелостью ее озвучить. В «Похвале глупости» Эразм Роттердамский отмечает, что «безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя». В этих случаях безумие ассоциируется с переходными этапами в обществе, когда именно «сумасшедшие» обнаруживают и делают видимыми новые парадигмы — например, становление ренессансного гуманизма.

Падение Византии

В конце 1-го тысячелетия Византийская империя то расширяла свои границы, завоёвывая, например, Болгарию, то теряла территории под натиском турок-сельджуков. Как раз в это время в обиход вошли такие выражения, как «византийская роскошь» и «византийское коварство». Последним качеством отличались не только константинопольские царедворцы, но и наёмные убийцы, в случае необходимости устранявшие врагов императора внутри империи и далеко за её пределами.

Очередной расцвет Византии был связан с началом крестовых походов. В 12-м веке Константинополь служил местом отдыха рыцарей на их тяжёлом пути в Святую Землю. Христиане, отбивавшие Гроб Господень у мусульман, пользовались покровительством императора. К сожалению, такие отношения сохранялись недолго. В конце столетия к власти в результате переворота пришёл Андроник Комнин, который в популистских целях устроил в столице резню латинян. Этим он обрёк государство на страшную кару: Четвёртый крестовый поход в 1204 году был направлен против христианской Византии. Рыцари захватили Константинополь, империя развалилась на небольшие государства. Хаос продолжался более полувека, пока династия Палеологов не выгнала латинян и не восстановила императорскую власть.

О прежнем могуществе, правда, правители Византии могли лишь мечтать. Со всех сторон на них наседали враги, наибольшую опасность представляли турки. К концу 14-го века они захватили всю Малую Азию и заблокировали Константинополь. От падения древний Визант спас лишь поход Тамерлана против турок, вынужденных снять осаду.

Передышка оказалась недолгой. В 1453 году турки захватили Константинополь и переименовали его в Стамбул. Тысячелетняя история Восточной Римской империи бесславно завершилась. Последние её остатки — Морея и Трапезунд — пали спустя 10 лет.

Суть и средства инквизиции

Инквизиция была учреждена для выявления людей, придерживавшихся и распространявших идеи, не соответствовавшие, отвергавшие, противоречащие учению римской церкви. Расследование должно было определить, действительно ли подозреваемый является еретиком по отношению к учению римской церкви.

Если розыск это подтверждал, у обвиненного обычно изымалось имущество, его либо оставляли в тюрьме, либо казнили. Одним из распространенных видов казни, к которому присуждала инквизиция и который нередко с ней связывается, было сожжение на костре. Торжественное объявление решений инквизиционных трибуналов в присутствии многих людей называлось аутодафе. В народе этим словом стали обозначать и само исполнение приговоров. Поскольку часто наказанием приговоренным было сожжение, термин аутодафе закрепился в большей степени за этой казнью. Также считается, что в массовом сознании инквизиция связана с применением пыток при ведении расследования. Доносителям обычно обещалась передача имущества обвиненного в случае признания его виновным. В результате стала распространяться система шпионажа и доносительства. Велись и обычные допросы.

Инквизиторы вели процесс без контроля со стороны светских властей, они были им неподсудны и подчинялись только папе римскому. В науке указывается, что в результате этого судебное следствие велось втайне и произвольно. Инквизиция в средние века обычно действовала при поддержке местной светской власти, которая приводила приговоры в исполнение. Считается, что стремление конфисковать имущество состоятельных людей было причиной их обвинений в ереси и подпадания под суд инквизиции. Она обычно добивалась признания обвиняемыми своей вины. Осуждались и наказывались также уже умершие или отсутствующие, бежавшие от инквизиции.

Сознание поколений

Это один из крупнейших переломов в западноевропейской истории. Эпидемия, вспышки которой длились пятьдесят или даже шестьдесят лет, изменила человеческое мировоззрение.

В искусство внезапно ворвались новые и абсолютно несхожие мотивы: мрачный интерес к смерти и тяга к удовольствиям.

   Несколько шизофреническое состояние умов отчаявшегося населения всюду демонстрировало парадоксальное сомнение наряду с исступленной верой. Многие из имущих стремились жертвовать в пользу храмов, надеясь спасти души.

Описаны случаи, когда боявшееся заражения духовенство запирало перед такими людьми ворота, а они бросали пожертвования через ограду – и чумная палочка прилагалась безвозмездно.

   Эпидемия чумы нашла отражение и в западноевропейском изобразительном искусстве. На картинах и фресках того времени изображались сцены смерти. Канонический и освященный, да и самый популярный сюжет смерти – распятие. Многочисленные распятые Христы трагичны, они взывают к состраданию, являя взору мучимую пытками плоть.

   В то время было распространено исступленное покаяние и умерщвление плоти, в коллективных молениях и мистериях нередко участвовали многотысячные толпы.

Лечение психических заболеваний в классическую эпоху

Теоретические объяснения природы психических расстройств напрямую влияли на отношение к людям с этими заболеваниями и на методы лечения.

С формированием естественно-научного подхода к лечению психических заболеваний появляются специализированные изоляторы, предназначенные для содержания душевнобольных. Считается, что первые больницы такого типа возникли в Испании XV века, в Валенсии. На это указывает «Исторический и географический словарь» Паскуала Мадоза. Впоследствии больницы такого типа появились в других испанских городах, а век спустя — в Германии, Швейцарии и Швеции. Несмотря на то что эти учреждения, как отмечает Юрий Каннабих, не преследовали лечебной цели, а людей там содержали в оковах, по сравнению с перспективой оказаться в руках инквизиторов это было хоть каким-то прогрессом.

Практика целенаправленной изоляции душевнобольных начинается с XVII века и утверждается в XVIII. Условия содержания больных в психиатрических клиниках оставляли желать лучшего. Просвещенные современники оставили многочисленные свидетельства того, что люди там содержались в грязи, в оковах, в одиночных камерах, куда почти не проникал свет, либо в переполненных бараках, где царила антисанитария. «Мы запираем этих несчастных созданий словно преступников в сумасшедшие дома, в эти вымершие тюрьмы за городскими воротами, где в глухих расщелинах поселились совы, и оставляем их там загнивать в собственных нечистотах», — писал последователь идей соматиков немецкий психиатр и физиолог Иоганн Христиан Рейль.

Школа психиков породила целую «механизированную терапию», которая широко использовалась, в частности, в Германии: маска, не позволявшая кричать, мешок, который надевался на голову, смирительные стулья и кровати, вращательное устройство. Предполагалось, что больной от таких воздействий поймет несостоятельность своих заблуждений, воспитает волю и перестанет буйствовать. К тому же представители этой школы считали, что болезнь в значительной мере является следствием распущенности или моральной неустойчивости, а значит, больной должен понести наказание.

С начала XIX столетия в Европе прошли больничные реформы, которые несколько облегчили положение людей с психическими расстройствами. Откровенно пыточные методы уступили место более мягким практикам вроде применения смирительной рубашки (по сравнению с цепями это было существенным прогрессом). В том же веке «система нестеснения», разработанная британским медиком Джоном Конолли, декларировала отказ от связывания, а для людей в острых состояниях предложила изоляторы с мягкими стенами. Шотландский психиатр Б. Тьюк пошел дальше и изобрел систему «открытых дверей», предполагающую отказ от любых решеток и замков, а также возможность для пациентов покидать учреждение.

В это время, как отмечается в разделе «Общей психиатрии» под редакцией А. С. Тиганова («Организация психиатрической помощи»), в разных странах мира активно строились психиатрические госпитали. Если в европейских странах предпочитали строить комплексы павильонов, то в Америке — большие многоэтажные задания. Переполненные клиники, в которых люди находились подолгу, представляли собой довольно мрачное зрелище — существенных реформ система дождалась только к середине столетия.

Отдельного упоминания заслуживает отношение к женщинам с психическими расстройствами (реальными или воображаемыми). Женщины из высшего и среднего класса, страдающие от недостатка физической активности и возможностей для саморазвития, неудобной одежды и невнимания врачей к их реальным проблемам (в викторианской Англии, например, гинекологи зачастую осматривали дам, вежливо отвернувшись) имели все основания для того, чтобы впасть в депрессию. Однако диагносты не смотрели на условия, а апеллировали к специфической женской природе. Так появились термины вроде «истерии», «слабой конституции», «расслабленности». В ситуации, когда субъектом, формирующим научное и социальное понятие нормы, являлся мужчина, психически больной могли объявить любую женщину, чье поведение не укладывалось в представления о правильном.

«Конверсос» – «угроза» государству

Из года в год росло число новообращенных, которые сильно богатели и сосредотачивали в своих руках большую власть. Это вызывало негативную реакцию и зависть со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу. Получая большое количество жалоб и обвинений, католические короли Фердинанд и Изабелла были вынуждены признать необходимость исследования вопроса о «тайных иудеях».

Их поддержал папа Сикст IV, позволив короне учредить инквизиционный трибунал, состоящий из двух или трех священников старше 40 лет. Причем монархам отдавалась полная власть над инквизиторами. Вероятно, король Фердинанд считал, что расследование ничего не выявит, поскольку в его окружении было много таких «конверсос», оснований не доверять которым у него не было. Но он ошибся. Инквизиторы оказались завалены огромным объемом доносов, главными мотивами которых были сведение счетов и приспособленчество.

Жертвы инквизиции

В XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви.

  • В 1245 году Ватиканом издается папская булла, наделяющая инквизицию правом «на взаимное прощение прегрешений». Иными словами, все, что делается инквизиторами, включая пытки и убийства, считается «безгрешным».
  • В 1252 году папа Иннокентий IV дает официальное право инквизиторам применять пытки. Впрочем, пытки активно применялись и до этого, да и не только инквизиторами (времена были так себе, средние).
  • В 1302 году инквизицией преследуется Данте Алигерье, за осуждение жесткости церковных трибуналов и критику папской политике. Спасаясь от инквизиторов, Данте был вынужден покинуть родные месте и жить в изгнании, был заочно приговорен в сожжении на костре.
  • В 1415 году на костре по объявлению в ереси сожжен выдающийся чешский проповедник Ян Гус. Ян Гус критиковал современную ему католическую церковь, папскую власть и особенно практику торговли индульгенциями. Его сожжение вызвало гуситское восстание в Чехии, и последовавшие за этим гуситские войны.
  • В 1435 году на костре была сожжена национальная героиня Франции, «Орлеанская дева», Жанна Д’арк, по обвинению в колдовстве, как ведьма.
  • В 1600 году в Риме по обвинению в ереси был сожжен ученый и мыслитель Джордано Бруно, чьи научные взгляды на природу мироздания никак не вписывались в средневековые догмы.

Это лишь малая часть выдающихся людей, которые подвергались преследованиям инквизиции на протяжении ее многовековой истории.

Суд инквизиции.

Окончание инквизиции

С приходом реформации и просвещения влияние инквизиции постепенно стало уменьшаться. Дольше всего, как мы уже знаем, просуществовала инквизиция в Испании. Лишь в 1834 году испанская королева Мария-Кристина Бурбонская подписала указ об окончательном упразднении инквизиционного трибунала.

Как часть католической церкви инквизиция существует и сейчас под названием «Священная конгрегация доктрины веры».

В 2005 году папа римский Иоанн Павел II принес покаяние от лица католической церкви за все грехи религиозной нетерпимости совершенные инквизицией за время ее существования.

Дьявол не является заклятым врагом Бога

В популярном представлении о Дьяволе он является воплощением чистого зла. И как таковой, является противоположностью Бога. Идея состоит в том, что Бог и Сатана все время сражаются друг с другом за души человечества. Каждый из которых посылает своих слуг, чтобы уничтожить своего злейшего врага. Эта точка зрения, однако, вообще не подтверждается Библией.

Только в постбиблейской еврейской литературе Сатана становится противником Бога. Идея Сатаны как главу падших ангелов, восставших против Бога, просто не существует в еврейских писаниях.

Идея сил добра и зла, сражающихся друг против друга, вероятно, вошла в еврейское (а впоследствии и христианское) мышление в результате того, что евреи подверглись воздействию зороастризма. Когда они были сосланы в Вавилон в 6 веке до н.э.

В то время как в Новом Завете Сатана изображается как враг Бога, он по-прежнему далек от равного ему по силе. Лучшее, что он может сделать, это попытаться соблазнить Иисуса отказаться от своей миссии спасения. И поклоняться ему, чему Иисус сопротивляется без особых усилий. Только слабовольные люди, такие как Иуда, поддаются власти Сатаны. У него и его приспешников нет ни единого шанса против Иисуса.

Мор

В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу.

Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Похожие обвинения посыпались одно за другим.

К маю 1669 года король Карл XI назначил комиссию, которая должна была привести обвиняемых к покаянию посредством молитв, без тюремного заключения и пыток. Но молитвы только способствовали разрастанию массовой истерии, и когда королевская комиссия собралась впервые 13 августа 1669 года, 3000 человек пришли послушать проповедь и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Двадцать три сознались без принуждения. Кроме того, на костер попали и 15 детей. Вину еще 36 детей в возрасте от 9 до 15 лет определили как не столь серьезную, и в качестве наказания они должны были всего лишь пройти сквозь строй.

25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.

Три самых страшных пандемии чумы

Три самых страшных пандемии чумы разделены периодами в 800 и 500 лет. Это – чума VI века (чума Юстиниана в 540–558 годах), «черная смерть» XIV века (собственно позднее Средневековье) и чума XIX века.

   Пандемия – это не просто большая эпидемия. Это явление качественно иного порядка. На уровне субъективного восприятия каждая новая пандемия выглядит так, как будто она учитывает неудачи предыдущей и хотя бы на шаг опережает возможности науки данного исторического периода. 

Средние века чума и оспа не могли быть остановлены средствами, которыми располагала медицина того времени. Вот с каким отчаянием писал о чуме 1346–1351 годов Джованни Боккаччо, который был ее очевидцем:

Итак, люди при возникновении таких пандемий делали все возможное, но смерть преследовала их повсюду. Черная смерть была безжалостна.

Так где же норма теперь?

Сегодня существует ряд подходов к тому, что называть психической нормой, но ни один из них не предоставляет исчерпывающего ответа.

Статистическое понимание нормы предполагает, что существует диапазон значений, который измеряется по среднему индивиду. Там, где значения выходят за пределы средних показателей, можно предположить акцентуацию. Выделяют также пограничные состояния, которые располагаются между нормой и патологией. Однако даже зная средние арифметические значения, нельзя поставить диагноз или утверждать, что требуется коррекция. Например, статистической нормой не является асексуальность, однако существуют люди, которые не испытывают влечения и комфортно ощущают себя без сексуальных контактов.

Нетрудно догадаться, что в реальности идеального субъекта не существует — на то он и идеальный.

Адаптационная точка зрения предполагает, что нормой является то, что позволяет индивиду лучше приспособиться к текущим условиям. Но в современном мире условия меняются быстро, а наша психофизиология часто за ними не поспевает. Скажем, потребность наших предков наесться впрок (кто знает, когда удастся поохотиться в следующий раз?) приводит сегодняшних горожан к карусели невротического обжорства, быстрого вознаграждения и депрессии.

Говоря о расстройствах сегодня, в первую очередь принимают во внимание то, является ли человек дисфункциональным (может ли добиваться целей) и не наносит ли вреда себе и окружающим. Также специалисты предполагают, что легкие расстройства, которые можно проработать с психологом (нарушения воли и внимания) есть у всех, просто многие предпочитают игнорировать их или бороться самостоятельно

Такие расстройства могут и не перейти в следующие регистры — невротический (навязчивые состояния при сохранении критического взгляда на них) и психотический (галлюцинации, бредовые состояния), — но если такое произойдет, уже потребуется помощь психотерапевта и психиатра.

Так или иначе, вопрос соотношения патологии нормы не выглядит таким однозначным, как когда-то. Даже общего определения сумасшествия, исходя из признаков, не существует, поскольку психические расстройства разнообразны по проявлениям и симптоматике.

Из-за лучших побуждений «классической эпохи» в популярной культуре прочно закрепился образ психиатрической лечебницы как мрачного и жуткого места, а не общественного центра, где человек с ментальными проблемами может получить поддержку. Поэтому многие люди, нуждающиеся в помощи, не решаются пойти к специалисту из-за недоверия и опасений. В особенности это актуально для стран, где всё ещев ходу дисциплинарные методы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: