Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти
Страна, также известная как Восточный Тимор, до 1975-го года была португальской колонией. В 1975-м году влияние Португалии на Тимор-Лешти ослабло из-за политических разногласий и последовавшей вслед за тем португальской «революцией гвоздик», и тогда Восточный Тимор сумел обрести независимость. Однако ввиду того, что новое государство расположено на острове Тимор, частью принадлежащего Индонезии, через девять дней после провозглашения тиморской независимости в страну вторглись соседские войска с целью интегрировать Восточный Тимор в её состав в одностороннем порядке, и в 1976-м году территория Тимор-Лешти была насильно присоединена к Индонезии.
Разумеется, большинство стран мира не одобрили подобных действий: Португалия разорвала с Индонезией отношения, ООН высказала своё неодобрение, но, тем не менее, Тимор оставался под управлением Индонезии в течение следующих 27 лет. За это время около 200 тыс граждан Тимор-Лешти погибло и почти столько же было вынуждено покинуть свою страну.
В 1999-м году военные действия на территории страны почти прекратились. Тогда под руководством ООН был проведён референдум, на котором вновь была поднята тема независимости Тимор-Лешти от других стран. Большая часть населения — 78,5% — выступили за то, чтобы стать самостоятельным государством. К сожалению, референдум послужил причиной новых вспышек насилия внутри страны, но в полноценную войну между двумя странами не перерос благодаря вмешательству ООН. Остро встал вопрос создания нового государства, и в результате 20-го мая 2002-го года Тимор-Лешти был официально присвоен статус независимого государства. При поддержке ООН большинство беженцев смогли вернуться на родину, а нуждающиеся получили необходимую гуманитарную помощь, кроме того, начали работать различные социальные службы. Сейчас ООН помогает поддерживать в государстве стабильность и социальную безопасность.
Конвейер насилия
Обвинения в насилии над мирным населением Южного Судана звучат в адрес военнослужащих миротворческой миссии не впервые.
Ранее из страны были отозваны 46 полицейских ООН, обвиняемых в злоупотреблениях. Миротворцы пользовались зависимым положением женщин, укрывшихся на базе ООН, используя их для сексуальных услуг. В ООН назвали этот случай «очевидным нарушением кодекса поведения миссии».
Также по теме
Война в Южном Судане: 5 лет свободы и насилия
В Южном Судане возобновились военные действия. Счёт жертв уже идёт на сотни. Соединённые Штаты, опасаясь за жизни своих граждан,…
История преступлений миротворцев ООН в горячих точках началась в 90-х годах ХХ века. Факты противозаконных действий «голубых касок» были выявлены, например, в Боснии, Гвинее, Либерии — в основном речь шла о торговле гуманитарной помощью и изнасилованиях.
В ООН даже был учреждён специальный фонд поддержки жертв преступлений миротворцев, к 2016 году он составлял почти полмиллиона долларов, причём большую часть средств пожертвовали японские власти, и только $49 тыс. — правительства стран, чьих солдат заподозрили в нарушениях.
Проблема давно находится в поле внимания журналистов и правозащитников. Ежегодно миротворцы и сотрудники гуманитарных миссий совершают новые преступления. Например, в 2015 году скандал разгорелся из-за изнасилования «голубыми касками» малолетней жительницы Центральноафриканской Республики. Пан Ги Мун, занимавший в то время пост Генсека ООН, сравнил незаконные действия миротворцев с раковой опухолью. Генсек признал, что преступления совершаются миротворцами не только в ЦАР, но и в других горячих точках планеты и что в большинстве случаев никто не несёт за это ответственности.
Согласно выводам расследования, проведённого агентством Associated Press и опубликованного в апреле 2017 года, за 12 лет сотрудники ООН, включая солдат миротворческих миссий, совершили почти 2 тыс. преступлений сексуального характера. Журналисты пообщались с жертвами — в ряде случаев миротворцы предлагали несовершеннолетним еду или деньги. Однако по закону это не может облегчить наказание: связь с подростками в любом случае квалифицируется как изнасилование.
Причём к преступлениям причастны не только военнослужащие миротворческих миссий, но даже сотрудники гуманитарных организаций — как входящих в структуру ООН, так и сторонних. Показателен пример международной благотворительной организации Oxfam. Оказалось, что её руководство несколько лет скрывало от общественности неприятные подробности, касающиеся сотрудников миссии. После разрушительного землетрясения 2010 года на Гаити прибыла миссия Oxfam, чтобы помочь местному населению. Но часть средств, предназначенных на благотворительность, была потрачена сотрудниками миссии на покупку у местных сутенёров несовершеннолетних сирот для оргий.
Порой жертвами сексуальных преступлений становятся даже сами сотрудники миссий ООН. Подобные инциденты отмечались в странах с неразвитой правовой системой (в первую очередь речь идёт об африканском регионе). О таких случаях в январе 2018 года рассказала газета The Guardian — пострадавшие поделились с журналистами своими историями. Так, бывшая сотрудница миссии лишилась работы, потому что попыталась добиться справедливости, заявив об изнасиловании со стороны старшего коллеги. Хотя она представила медицинское заключение и её слова подтверждали показания свидетелей, в ООН предпочли историю замять, а жертву насилия — уволить.
В январе 2017 года ООН ввела новую систему сбора информации о преступлениях, совершённых «голубыми касками» и гражданскими сотрудниками миссий в отношении мирного населения. Число жалоб, связанных с инцидентами, имевшими место в прошлом, возросло, отмечают в ООН. Однако полностью предотвратить новые преступления пока не удаётся.
- Суданские военные
- Reuters
Как узнать особый контингент?
Несмотря на благородную миссию по принципам миротворчества, силы ООН состоят из вооруженного контингента. Создают их страны, принадлежащие к членам организации. Выделяют подобные группировки по решению СБ, когда происходит вооруженный конфликт между странами, противоречащий международному праву. При условии, что принимались меры воздействия на воюющие стороны экономические и политические, но они не принесли благоприятного результата.
Примером участия многонациональных формирований служат проведенные ими многолетние операции в районах:
- Африки.
- Азии.
- Европы.
- Ближнего Востока.
Миротворцы носят отличительное военное одеяние своей страны с эмблемой ООН. Обязательный атрибут – это голубой берет, он символизирует особую миссию. Без наличия голубых касок не проводится ни одна операция.
Текущие миссии (12) [ править ]
Африка править
Сроки работы |
Название операции |
Место нахождения |
Конфликт |
Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1991 г. |
Миссия Организации Объединенных Наций по референдуму в Западной Сахаре ( МООНРЗС ) |
Марокко | Конфликт в Западной Сахаре | |
Республика Сахара | ||||
2010 г. |
Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго ( МООНСДРК ) |
Демократическая Республика Конго | Киву конфликт | |
2011 г. |
Временные силы Организации Объединенных Наций по безопасности для Абьея ( ЮНИСФА ) |
Судан | Абьейский конфликт | |
2011 г. |
Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан ( МООНЮС ) |
южный Судан | Этническое насилие в Южном Судане Гражданская война в Южном Судане | |
2013 |
Многопрофильная комплексная миссия по стабилизации в Мали ( МИНУСМА ) |
Мали | Северный конфликт Мали | |
2014 г. |
Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканской Республике ( МИНУСКА ) |
Центрально-Африканская Республика | Гражданская война в Центральноафриканской Республике |
Азия править
Сроки работы |
Название операции |
Место нахождения |
Конфликт |
Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1949 г. |
Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане ( ГВНООНИП ) |
Индия | Кашмирский конфликт | |
Пакистан |
Европа править
Сроки работы |
Название операции |
Место нахождения |
Конфликт |
Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1964 г. |
Вооруженные силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре ( ВСООНК ) |
Кипр |
Кипрский спор | |
1999 г. |
Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово ( МООНК ) |
Косово | Косовская война |
Ближний Восток править
Сроки работы |
Название операции |
Место нахождения |
Конфликт |
Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1948 г. |
Организация Объединенных Наций по наблюдению за соблюдением условий перемирия ( ОНВУП ) |
Средний Восток | (Следит за различными режимами прекращения огня и оказывает помощь СООННР и ВСООНЛ) |
|
1974 г. |
Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением ( СООННР ) |
Израиль Сирия Ливан |
Согласованный вывод сирийских и израильских войск после войны Судного дня . |
|
1978 г. |
Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане ( ВСООНЛ ) |
Ливан | Израильское вторжение в Ливан и израильско-ливанский конфликт 2006 года |
1. Организация Объединенных Наций и все иностранные правительства, кроме Турции, признают суверенитет Республики Кипр , флаг которой показан первым, над всем островом Кипр. Второй флаг — Турецкая Республика Северного Кипра , де-факто государство, контролирующее северную треть острова, которая признана только Турцией.
2. Первый флаг — это флаг Сербии , используемый Республикой Сербия, которая заявляет о суверенитете над Косово. Второй — флаг Республики Косово, которая де-факто контролирует территорию. По состоянию на 4 сентября 2020 года он признан странами-членами ООН. Для получения дополнительной информации см. Косово .
Россия в миротворческих операциях
8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих.
25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев.
7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
- 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
- 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.
1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.
Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.
В рамках заключённого трёхстороннего Соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе, 10 ноября 2020 года Россия направила миротворцев в Нагорных Карабах. В зоне армяно-азербайджанского конфликта создан Российский миротворческий контингент, основу которого составляют военнослужащие 15-й отдельной мотострелковой бригады (миротворческой).
Общая характеристика и направления миротворческой деятельности ООН
ООН созданная в 1945 году, пришла на смене Лиге Наций и преследует те же основные цели, что и предыдущая международная организация – предотвращение нового мирового конфликта, а также осуществление попыток мирного урегулирования локальных конфликтов и противоречий между странами.
Миротворческая деятельность ООН осуществляется по различным направлениям. В качестве основных из них можно назвать:
- проведение конференций по ограничению и запрету вооружений, и поддержка исполнения их решений государствами мира;
- борьба с незаконной торговлей и распространением оружия;
- функционирование ООН в качестве переговорной площадки для поиска мирных решений межнациональных конфликтов и противоречий;
- проведение операций по обеспечению мира и безопасности в зоне конфликта;
- содействие миротворческих сил ООН нормальному протеканию политических и гражданских процессов в странах с нестабильностью, организации и развитию полицейских сил.
Дипломатическая деятельность ООН носит профилактический характер, она ориентирована на общее снижение напряженности в мире, а также на противодействие таким факторам возбуждения насилия и вооруженных действий как активность преступных группировок и легкодоступность оружия. Однако несмотря на высокое значение данной работы, вооруженные конфликты в мире продолжают происходить, что требует привлечения миротворческого контингента ООН.
ООН не имеет собственных вооруженных сил, организацией используется воинский контингент, предоставляемый странами-участниками для привлечения к той или иной миссии организации, что негативно сказывается на оперативности его развертывания. Решение о создании миротворческой миссии и использовании воинского контингента принимается соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН, что требует согласия всех ее постоянных членов. Ни Генеральный Секретарь, ни Генеральная Ассамблея не имеют подобного права, что делает действия ООН, отчасти зависимым от политических интересов постоянных членов СБ.
До 1970 года миротворческий контингент ООН преимущественно комплектовался из военных западных стран, в следствии чего возникали закономерные сомнения в их беспристрастности в текущих конфликтах, однако после 70-х годов ООН все чаще начинает привлекать воинские силы социалистического блока.
2. Миссия ООН в Кот-д’Ивуаре
Кот-д’Ивуар — государство в Западной Африке, получившее независимость от Франции в 1960-м году, и с этого момента до 1999-го года в стране царила политическая стабильность. В отличие от большинства африканских стран, в Кот-д’Ивуаре не было политических диктаторов, а власть переходила к той или иной партии, которых к началу 1990-х годов насчитывалось 50. Так было до тех пор, пока в конце 1990-х годов в конституцию страны не была внесена поправка: отныне на пост президента могли выдвигаться только кандидаты, которые являлись ивуарийцы по рождению, а не по натурализации. Таким образом, все люди, рождённые в смешанных браках, исключаются из возможной борьбы за президентский пост.
Это не позволило партии «Объединение республиканцев» выдвинуть в качестве кандидата в президенты Алласана Уаттару. Выборы были назначены на 2000-й год, и кроме Уаттары был только один кандидат — Анри Конан Бедье.
Эти события послужили причиной беспорядков: в стране прошли массовые демонстрации в знак протеста, имели место вооружённые конфликты гражданского населения с полицией. Регулярная армия также выступила на стороне протестующих, поскольку при нынешнем правительстве не получала жалованье в срок. В итоге мятежниками под руководством генерала Роберта Гея были взяты под контроль ключевые службы столицы Кот-д’Ивуара, но к выборам 2000-го года статья так и не была отменена, и Уаттара не смог выставить свою кандидатуру, что породило ещё одну волну вооружённых конфликтов в стране.
В 2004-м году в конфликт вмешалась ООН: Совет Безопасности направил в страну войска в количестве 6 240 человек для помощи правительству в урегулировании конфликта, а также оказал помощь в объединении расколотой на два лагеря страны. В результате был проведён референдум по вопросу о национальной принадлежности, государство вновь объединилось.
В конце 2010 года в Кот-д’Ивуаре прошли президентские выборы, которые вылились в острый политический кризис и, как следствие, гражданскую войну. Международные организации зафиксировали многочисленные нарушения прав человека с обеих сторон, несколько сотен человек погибло. В ходе совместной операции ООН и французских войск действующий президент был отстранён от власти, новым президентом стал Алассан Уаттара.
Подбор персонала для миротворческих операций
По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.
С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.
Общественная реакция и критика
ООН является лауреатом Нобелевской премии Мира (2001 год), а на протяжении истории её поддерживали многие известные люди — миссионер Тереза Калькуттская (мать Тереза), принцесса Диана, ирландский музыкант Пол Дэвид Хьюсон (Боно), актриса Анджелина Джоли и многие другие. Миротворческая деятельность ООН находит широкий отклик и многие государства стремятся помочь организации на пути к её осуществлению.
Несмотря на это, периодически высшее руководство ООН подвергается критике. Например, бывший генсек организации Пан Ги Мун был вынужден подать в отставку из-за коррупционного скандала, связанного с финансированием от Саудовской Аравии. Также организацию критикуют за непомерно раздутые штаты, огромный бюджет и общую неэффективность, вызванную бюрократией. Периодически всплывают скандалы иного рода — например, вызванная присутствием миротворцев эпидемия холеры на Гаити и случаи сексуального насилия в Центральной Африканской Республике в 2015 году.
Пан Ги Мун — бывший генсек ООН, оставивший свой пост в связи с коррупционным скандалом
Тем не менее, сейчас под опекой ООН находится множество организаций, которые действительно борются с мировыми проблемами соблюдения экологического равновесия и поддержки прав человека. На протяжении истории этому международному институту удалось предотвратить ряд крупных конфликтов, способных перерасти в полномасштабную войну, и гарантировать защиту основных прав и свобод населению в ходе военных действий. Таким образом, на сегодняшний день ООН остаётся стабильным гарантом мира и благополучия на Земле.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Преступление без наказания
Как отмечают эксперты, у этой проблемы есть несколько причин. ООН не может самостоятельно наказывать миротворцев. Правосудие над ними должны вершить власти тех стран, гражданами которых являются виновники преступлений. Как правило, руководство государств, направивших солдат для осуществления миротворческой миссии за рубеж, неохотно берётся за расследование — ведь огласка таких преступлений неизбежно бьёт по имиджу страны. Кроме того, установить истину в таких случаях непросто и в силу объективных причин — для этого нужно провести расследование не просто за рубежом, но ещё и в регионе, где разворачивается вооружённый конфликт.
Получается, что миротворческий контингент ООН фактически выведен из-под действия международных норм о военных преступлениях и преступлениях против человечества. Для сравнения: преступлениями против мирного населения во время конфликта на территории бывшей Югославии занимался международный трибунал, и многие подсудимые были приговорены к очень суровому наказанию, вплоть до пожизненного заключения.
Военнослужащие-миротворцы за свои незаконные действия редко оказываются в тюрьме — в большинстве случаев им грозит очень мягкое наказание, если дело вообще дойдёт до суда.
Текущее развертывание (13)
Африка
Даты операции | Название операции | Местоположение | Конфликт | Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1991 | Миссия Организации Объединенных Наций по референдуму в Западной Сахаре (МООНРЗС ) | Марокко | Западный Конфликт в Сахаре | |
Республика Сахара | ||||
2007 | Миссия Организации Объединенных Наций / Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД ) | Судан | Война в Дарфуре | |
2010 | Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК ) | Демократическая Республика Конго | Конфликт в Киву | |
2011 | Временные силы Организации Объединенных Наций по безопасности для Абьея (UNISFA ) | Судан | конфликт в Абьее | |
2011 | Миссия Организации Объединенных Наций в Республика Южный Судан (МООНЮС ) | Южный Судан | Этническое насилие в Южном Судане. Гражданская война в Южном Судане | |
1 июля 2013 г. | Многоплановая интегрированная св. Миссия по повышению квалификации в Мали (МИНУСМА ) | Мали | Конфликт на севере Мали | |
2014 | Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканской Республике (МИНУСКА ) | Центральноафриканская Республика | Гражданская война в Центральноафриканской Республике |
Азия
Даты операции | Название операции | Местоположение | Конфликт | Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1949 | Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП ) | Индия | Кашмирский конфликт | |
Пакистан |
Европа
Даты операции | Название операции | Местоположение | Конфликт | Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1964 год | Организация Объединенных Наций Миротворческие силы на Кипре (ВСООНК ) | Кипр | Кипрский спор | |
1999 | Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК ) | Сербия. Косово | Война в Косово |
Ближний Восток
Даты операции | Название операции | Местоположение | Конфликт | Веб-сайт |
---|---|---|---|---|
1948 | Организация Объединенных Наций по наблюдению за перемирием (UNTSO ) | Ближний Восток | (отслеживает различные режимы прекращения огня и помогает СООННР и ВСООНЛ) | |
1974 | Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР ) |
Израиль |
Израиль. Ливан. Сирия | Согласованный вывод сирийских и израильских сил после войны Судного дня. |
1978 | Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ ) | Ливан | Ливан | Израиль вторжение в Ливан и израильско-ливанский конфликт 2006 года |
1. ^Организация Объединенных Наций и все иностранные правительства, кроме Турции, признают суверенитет Республики Кипр, флаг которой показан первым, над всем островом Кипр. Второй флаг — флаг Турецкой республики Северного Кипра, де-факто государства, контролирующего северную треть острова, которая признана только Турцией.
2. ^Первый флаг — флаг Сербии, используемый Республикой Сербия, претендующей на суверенитет над Косово. Второй — флаг Республики Косово, которая де-факто контролирует территорию. По состоянию на 4 сентября 2020 года он признан странами-членами ООН. Для получения дополнительной информации см. Косово.
Вопрос собственной безопасности
Для России участие в миротворческой деятельности сегодня — во многом вопрос собственной безопасности. Ряд регионов с повышенной напряжённостью находится в непосредственной близости от нашей страны или напрямую граничит с Россией. В частности, речь идёт о гражданском конфликте в Донбассе.
Россия уже неоднократно предлагала разместить миротворческий контингент на линии разграничения сторон. Ввод миротворцев позволил бы начать процесс мирного урегулирования на востоке Украины. Однако Киев не согласен с таким сценарием.
«Россия одной из первых предложила ввести миротворческий контингент в район конфликта в Донбассе», — подчеркнул в беседе с RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова.
История миротворческой деятельности
Миротворческая деятельность рассматривается ООН как один из ключевых инструментов управления кризисами.
Первая миротворческая миссия ООН, получившая название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия», была учреждена 29 мая 1948 г. Она заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами во время арабо-израильской войны 1948-1949 гг.
Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в ноябре 1956 г. для наблюдения за отводом иностранных войск (Франции, Англии и Израиля) из зоны Суэцкого канала (Египет) во время арабо-израильской войны 1956-1957 гг. Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.
С 1948 г. ООН учредила в общей сложности 71 операцию по поддержанию мира.
В 1988 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при проведении миротворческих операций, Силы ООН по поддержанию мира были награждены Нобелевской премией мира.
За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,5 тыс. миротворцев погибли, в том числе 117 в 2016 г.
В настоящее время миротворческий контингент насчитывает 113 тыс. человек из 124 государств-членов ООН. Они участвуют в 16 текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Америке, Азии и Африке.