Сабантуй

Красивая одежда

Любая национальность имеет традиционные одеяния. У татар отличительной особенностью мужского костюма является тюбетейка. Головной убор бывает праздничным или для ежедневного ношения. Между строчками тюбетейки прокладывают конский волос или шнурок.

Материал для пошива используют разнообразный, также поражает воображение огромное количество красивых декоративных элементов. Молодое поколение выбирает яркие и насыщенные оттенки для головного убора, а люди постарше останавливаются на спокойных расцветках.

Девушки носят калфак, украшенный кисточкой. По нему можно определить возраст барышни и семейный статус. Замужние женщины головным убором прикрывают волосы, шею, плечи и спину.

Пожилые дамы под калфак надевают покрывала. На праздник и национальные обряды головной убор нужно носить обязательно. Костюмы татар насыщены яркими расцветками, украшены невероятными орнаментами. Также представители данной национальности безумно любят ювелирные изделия и обувь. Внешний вид костюма зависит от того, к какой подгруппе (социальному слою) относится человек.

Истоки «сабантуя»

Когда точно башкиры и татары начали отмечать «сабантуй», истории не известно. Однако первые упоминания о нём встречаются в записках арабского посла, который в 921 году решил изучить традиции этих народов.

Есть гипотеза, что празднику более трёх тысяч лет. По одной версии, связан он был с изготовлением кумыса – традиционного у татар молочнокислого напитка. Отмечали сабантуй ранней весной, когда, собственно, и начинали доить кобыл. 

В те времена торжество называли Сабатуй, от слова «саба» – ёмкость из козьей или бараньей шкуры для хранения кумыса.

Но и есть и другая версия. Сабантуй – один из древнейших земледельческих праздников. Раньше его отмечали в начале весенней пахоты, сегодня – в конце. 

Готовятся к сабантую за несколько недель, за подготовкой следят аксакалы – хранители традиций. Место выбирают где-нибудь на поляне или ровном лугу.

Сабантуй стал отголоском некогда кочевой жизни: отсюда и проводимые в этот день состязания на меткость, умение держаться в седле, бой мешками на брёвнах, конные скачки и прочее.

Советский исследователь Н. Семёнов даже сравнивал сабантуй с олимпийскими играми древних греков.

Хочу коротко рассказать вам об одном трогательном обычае. Он называется «конь надежды».

На скачках обязательно награждают скакуна, пришедшего к финишу последним: на его шею женщины подвязывают узорчатые платки и полотенца.

И проговаривают при этом пожелания, касающиеся их семей, чтобы защитить близких от зла или нависшей беды. Но подарок проигравшему коню – это не только знак уважения к животному

В послевоенные годы «коней надежды» одаривали женщины, чьи мужья и сыновья не вернулись с войны. Я думаю, вы понимаете, какое желание они проговаривали… Чтобы их родные, как этот конь, хоть последними, но всё же вернулись домой…

Кроме соревнований, на сабантуе ещё и всячески веселились: праздник издревле не обходился без песен, музыки и танцев.

Этапы подготовки Сабантуя

Решение о проведении праздника

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».

Совещание по поводу проведения праздника Сабантуй

Подготовка майдана

Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.

Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.

Ритуал сбора подарков

Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.

Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.

Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.

Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.

Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.

Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.

Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.

Майдан (место состязаний)

В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.

Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «».

Традиционные татарские состязания

“Борьба” (Көрәш)

Татарская национальная борьба на поясах (кушаках) “Корэш” – старинное состязание. Состязания проводили во время праздников и народных гуляний, но главные состязания проводили на главном татарском празднике Сабантуй. Правила: В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки борцов. Борцы должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Кто первый смог бросить соперника на спину – тот и победитель. Затем проходили схватки всех победивших в категориях, и победивший всех традиционно получал титул “Батыр” (Силач) и главный приз – живого барана.

“Столб” (Багана)

Необходимо залезть на скользкий отполированный вертикальный столб и дотянуться до одного приза на выбор. Стандартными призами как правило были сапоги, лапти, живой петух, связка лакомств. Зимой столб перед этим долго поливали водой. Смысл состязания в том,что залезть на столб очень трудно, но со стороны это выглядит забавно и интересно.

“Разбивание горшка” (Чүлмәк вату)

С завязанными глазами палкой необходимо попасть по глиняному горшку и разбить его. Зрители подсказывают участникам направление.

“Перетягивание каната” (Аркан тартыш)

Канат (или толстая канатная верёвка) длиной в несколько метров кладётся посередине площадки вдоль неё. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам. Игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната, стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию, даётся свисток и борьба прекращается. Побеждает команда, которая смогла перетянуть канат на свою сторону.

“Бег в мешках” (Капчык йөгереш)

По сигналу ведущего участники должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места . Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.

“Бег с яйцом на ложке” (Йомырка йөгереш)

Игроки должны бегом с яйцом на ложке во рту добраться до финиша и вернуться назад. Главное условие игры – держать ложку с яйцом во рту добраться до финиша не уронив яйцо.

“Бег с коромыслом” (Көянтә йөгереш)

Забег с ведрами наполненными водой на коромысле. Главное условие игры – добраться до финиша не разлив воды. Участники должны добежать до ориентира с ведрами наполненные водой. Обежав ориентир вернуться на линию старта и при этом не выливая воды из ведра. Побеждает тот игрок , который быстрее вернулся на линию старта, не выливая воды из ведра.

“Бой мешками” (Әтәчләр талашуы)

Шуточное состязание. Игроки садятся или встают на закрепленное округлое бревно им даются мешки наполненные тряпками или соломой и этими мешками они должны друг друга сбивать с бревна.

“Слепая охота” (Кисеп алу)

Шуточное состязание. Игроки должны с завязанными глазами с ножницами в руках подойти к указанному месту и срезать сувенир. Кто быстрее срезал – то и выиграл. Зрители подсказывают участникам направление.

Когда празднуют Сабантуй в наши дни. Какие бывают Сабантуи.

Праздник Сабантуй уже стал неким брендом, так называемым драгоценным наследием, которое татарский народ бережно хранит. Численность проживающих в настоящий момент в России татар более 5 миллионов, в мире — около 10 миллионов.

Сабантуй поражает своим масштабом, самые грандиозные празднования проводятся, без сомнения, в Республике Татарстан. Однако, также данный праздник отмечает и большинство регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, проводится Всеевропейский Сабантуй, Федеральный Сабантуй, Всероссийский сельский Сабантуй, Московский Сабантуй, Петербургский Сабантуй.

Национальный Сабантуй в Татарстане

Сабантуй все также, как и раньше, является долгожданным праздником, объединяющим красивые обычаи и традиции, заряжающим всеобщим весельем и радостью. В Республике Татарстан Сабантуй является государственным праздником. Сроки и местах проведения определяются нормативными правовыми актами. Назначаются ответственные за подготовку комитеты, тщательно готовится оформление и сценарии проведения.

Празднование проводится в несколькими блоками: сначала, в первые выходные после весенних посевных работ, отмечают поселения, потом, через неделю, подключаются города и финал мероприятий приходится на столицу Татарстана. В 2022 году праздник планируется провести:

  • 11-12 июня – в сельских населенных пунктах и районных центрах Татарстана;
  • 18 июня – в городе Набережные Челны;
  • 25 июня — в Казани.

Но официального документа об утверждении дат проведения Сабантуя до настоящего времени пока нет.

Всеевропейский Сабантуй

В настоящее время Сабантуй стал интернациональным, его отмечают в разных уголках всего мира (Рига, Берлин, Великобритания, Париж, Таллин, София).

Сабантуй в других странах объединяет представителей татарской диаспоры, ценителей национальной культуры, а также всех, заинтересовавшихся весельем и необычным праздником, пропитанным духом татарского народа.

Детский Сабантуй

Интересно, что отдельно для детей в школах и детских садах проводят Детский Сабантуй. Праздник приурочен к Международному Дню защиты детей и отмечается летом в школьные каникулы.

Федеральный Сабантуй

Также с 2001 года Сабантуй начали отмечать на федеральном уровне (Федеральный Сабантуй), для этого ежегодно определяется новый субъект Российской Федерации в котором проводятся празднования. Концепция праздника направлена на укрепление духовной общности и единства многонационального народа нашей страны.

В 2022 году для Федерального Сабантуя назначен город Ульяновск, дата обозначена – 17 июня. Республика Татарстан непосредственно участвует в подготовке мероприятий в рамках Федерального Сабантуя.

Празднование Федерального Сабантуя приурочат к 45-му фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Основное празднование будет реализовано на набережной Нижневартовска. Там будет организованы выставки, ярмарки, сцены для концертов, разнообразные площадки. Открытие, закрытие и состязания проведут на центральном стадионе.

Всероссийский сельский Сабантуй

Начало Всероссийского сельского Сабантуя было положено в 2010 году. Данный праздник учредили Министерство культуры Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар и Ассоциация татарских сел России.

Но пандемия внесла свои коррективы в связи с чем празднования в 2020 году были отменены, а XI Всероссийский сельский Сабантуй-2022 состоится ориентировочно 2 июля 2022 года в Мордовии. При этом, Сабантуй в Мордовии перенесен уже на 2022 год (ориентировочно проведение запланировано на 2 июля, мероприятия пройдут в селе Аксеново Лямбирского района. Предварительно обсуждается возможность даже проведения скачек) .

Как празднуют Сабантуй

В древности проводимые мероприятия были направлены на задабривание духов земледелия и плодородия, и включали в себя даже жертвоприношения, сейчас от жертвоприношений несколько отошли, но остались не менее захватывающие обряды.

В обязательной программе спортивные состязания, танцы, национальные игры, концерты фольклорных песенных ансамблей, которые проходят на большом поле (майдане). Принято, что майдан — круглая площадка. Такая форма символизировала солнце, это могли быть поляна, ровное поле, луг.

Достояние истории

В 2001 году Сабантуй, как бесценное достояние истории, был выдвинут для включения в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО». Данная инициатива была поддержана генеральным директором ЮНЕСКО в 2003 году.

Традиция по сбору подарков, которая начиналась заблаговременно, сохранилась в селениях и по сей день. По народному обычаю, по улицам веселясь проходит молодежь и собирают презенты (платки, полотенца, куски ситца, рубашки) для Сабантуя. За ними следуют лошади, к сбруе которых прикрепляют собранные подарки.

Вкопка шеста с подарками является знаком начала праздника. К определенному времени майдан наполняется нарядными людьми, украшенными лошадьми, и начинается празднество. Выступают фольклорные ансамбли, представляют свои работы мастера культуры и искусств, работают аттракционы, выставляются и продаются произведения декоративно-прикладного творчества, проводятся скачки и различные состязания, звучат поздравления.

До какого числа продлится режим самоизоляции для всех жителей Москвы, введенный с 30 марта 2020 года:

не указаны сроки окончания действия режима всеобщей самоизоляции

Это означает, что о сроках отмены домашнего режима самоизоляции будет сообщено дополнительно, после того как в Москве и области улучшится эпидемиологическая ситуация, а распространение коронавирусной инфекции пойдет на спад.

Традиционно в Республике Татарстан Сабантуй проводится в июне в течение 3 недель. В первую субботу по завершении весеннего сева праздник проходит в деревнях и селах, через неделю – в крупных городах (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и т.д.), а еще через неделю в столице республики городе Казани.

В Татарстане Сабантуй имеет статус государственного праздника, поэтому для его подготовки издают указы и постановления, назначают оргкомитеты, выделяют финансирование. Заранее определяют площадь для его проведения – майдан. Эту территорию разравнивают, очищают, на ней сооружают трибуны для зрителей и приспособления для состязаний.

В городах республики, как правило, Сабантуй проходит в один день. Он торжественно открывается главой города, затем следуют развлекательные мероприятия: выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, хороводы, песни и танцы, а после начинаются состязания. В Набережных Челнах и Казани также проводятся скачки на ипподроме.

В татарских деревнях и селах празднованию на майдане предшествует сбор подарков. Юноши разъезжают по деревне на лошадях с веселыми песнями, собирают полотенца, платки, отрезы ткани и другие подарки, которыми украшают уздечки коней. В некоторых селах сбором подарков занимаются старейшие жители: хозяева встречают их у ворот и вручают дары.

Ритуальный сбор яиц также является традиционным для Сабантуя в Татарстане. Их собирают в ведро, часть продают и используют вырученные деньги на покупку вещей для празднования, а оставшаяся часть идет для состязаний.

На майдане проводятся конкурсы танцоров, певцов, чтецов. Устраиваются шуточные соревнования: бег с наполненными водой ведрами на коромысле, прыжки в мешках. Участники вылавливают губами монету из таза с молоком, держа руки за спиной, дерутся мешками, набитыми сеном или травой, сидя на скользком бревне, разбивают с закрытыми глазами глиняные горшки, перетягивают канат, лазают на высокий столб, наверху которого подвешен приз и т.д.

Особый момент на Сабантуе – национальная борьба куреш, которую начинают маленькие , а затем поочередно продолжают юноши, молодые и мужчины. Когда остается 2 борца, начинается борьба батыров. Ее победитель получает главную награду Сабантуя: живого барана или ценный приз (автомобиль, бытовую технику, ковры и т.д.).

Жители Республики Татарстан готовят к Сабантую новые красивые наряды, подарки родственникам и друзьям, накрывают праздничный стол. На майдане идет бойкая сладостями, выпечкой, чаем, водой, соками. Часто на лужайках устраивают большие чаепития.

Сабантуй дополняется современными традициями, которые сливаются воедино со старинными обычаями, но всегда этот праздник объединяет и роднит людей разных наций, и возрастов.

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан
(плуг) и туй
(праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй
или тат. сабан туе
. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме
(бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан
— плуг.

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат — пахота
(верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — праздник плуга
или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй
. Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай
имеет татарскую этимологию и означает праздник меда
. Похожий праздник под названием удм. Гербер
существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой
. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

ТАТАРСКИЕ ИГРЫ

То, что лапта — это русская народная игра, известно всем. А игры каких народов мы еще знаем? Сегодня знакомим вас с некоторыми татарскими народными играми.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или присев на корточки, образуют круг. За каждым «горшком» стоит «хозяин», руки у него за спиной. Водящий ходит за кругом, подходит к одному из хозяев горшка, и между ними начинается разговор:

— Эй, дружок, продай горшок!

— Покупай!

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай!

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Перед началом игры следует договориться, кто в какую сторону должен бежать, чтобы не ринуться в одну сторону. Кто из двоих быстрее добежит до свободного места в кругу, тот его занимает, а отставший становится водящим.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 — 20 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 — 35 см для каждого игрока. Водящий стоит в центре большого круга. Как только он произносит: «Скок-перескок!» — игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, также прыгая на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Из кружков выталкивать друг друга запрещено; двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга и говорит:

— Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

Друг на друга все глядят

И делают вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя (например, того, кто повторил движение самым последним из всех). Движения, которые уже показывали предыдущие водящие, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно и правильно. В этой игре можно использовать различные предметы (мячи, ленточки, обручи и т.д.).

Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией старта. Напротив на расстоянии 20 — 30 м чертят еще одну линию или же устанавливают там флажки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки на двух ногах, доскакивают до флажков и, обогнув их, возвращаются обратно к линии старта бегом. Затем стартуют вторые игроки и т.д. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Прикладное искусство татарского народа

Хотя оно заимствовано из разных культур, все же имеет национальные особенности. Татары предпочитают использовать цветочные, геометрические и растительные узоры. Самое древнее и одновременно яркое искусство народа – это ювелирные изделия. Мастера сочетали разные способы огранки исходного материала и комбинировали оттенки таким образом, что в итоге получался настоящий шедевр.

Татарские ювелиры предлагают широкий ассортимент изделий. Основная часть предназначена для милых дам. Это застежки и брошки для воротников, рукавов.

Благодаря искусному владению техникой литья и гравировки ремесленники создают воистину волшебные украшения. Еще одно уникальное прикладное искусство татар – мозаика из кожи, корни которой спрятаны во временах булгаров.

Особенностью национальности является красивая, вышитая вручную обувь, в которой щеголяли все представители татарской знати. Для ее изготовления применяли кожу разной расцветки, чтобы получить уникальное и красочное изделие. Швы прошивали золотой или серебряной нитью. Владение подобным искусством не встречается ни в одной народности мира.

Свадьба

Традиции татар в праздновании этого мероприятия чем-то схожи с русскими. Большое вниманию уделяют выкупу невесты. Если в нашей стране он символичен, то в Татарстане жениху приходится раскошелиться по-настоящему и заплатить калым. Это только предисловие торжества, затем для приглашенных друзей и родственников устраивают шикарный банкет.

В начале праздника гости знакомятся между собой и совместными усилиями выбирают тамаду, то есть самого веселого и задорного человека на свадьбе. Эта традиция себя практически изжила. В современном мире молодые брачующиеся предпочитают доверить организацию праздника профессионалам.

Центральное блюдо на банкетных столах – это национальная сладость чак-чак. Невероятно вкусный торт готовят из хрустящих коржей, сверху посыпают конфетами монпансье. Основное горячее блюдо – это запеченный гусь с пловом.

После застолья подружки невесты устраивают испытания для жениха. Только преодолев их, он сможет попасть в комнату, где находится его возлюбленная. Основная часть приглашенных дружно отправляется в баню. К этому времени поспевают зятевы блины. Парень должен незаметно их съесть и подложить монетку для привлечения удачи.

После плотного обеда подходит время для обряда под названием обласкивание. Невеста располагается в центре комнаты и начинает петь печальные песни о своей нелегкой судьбе. Каждый родственник подходит к ней, чтобы погладить, приободрить или дать напутственные слова.

В доме девушки парень находится четыре дня, в течение которых должен расположить к себе будущую родню. Невеста в это время одаривает жениха презентами, изготовленными собственноручно. После того как калым полностью выплачен, торжество плавно перемещается в дом парня. Здесь устраивают смотрины, на которые приглашают всех родственников.

Татарский народ отмечает свадьбу по одному из трех сценариев. Первый, рассмотренный выше, состоит из сватовства. В этом случае жених и невеста вступают в брак по обоюдному согласию, хотят быть вместе и соблюсти все старинные обычаи.

Второй вариант праздника – это когда девушка покидает отчий дом без согласия отца и матери. В третьем случае невесту просто похищают. Конечно, в больших городах такого практически не встретишь. А вот в отдаленных поселениях «кража» иногда случается.

Какие проводятся состязания в Сабантуй?

Организуемые конкурсы и игры, в первую очередь, обладают спортивным характером и должны продемонстрировать силу, ловкость и удаль участников.

Скачки

Начинают соревнования скачками. Скачки являются неотъемлимым атрибутом Сабантуя. На отдельном ипподроме (либо в крайнем случае там же на майдане) проводятся конные скачки. Выделяют гладкие скачки (нужно максимально быстро проехать дистанцию 2-4 км по прямой), рысью под седлом (соревнуются как по прямой, так и по кругу на расстояние 1,6 км, джигитовка (расстояние 300 метров по прямой, которое необходимо преодолеть поочередно, поднимая с земли платки. Победителем признается наездник, поднявший наибольшее количество платков за самое короткое время). Полученными призами украшаются лошади.

Корэш

Основная забава — корэш, мужская борьба на поясах.

Борьба строго регламентирована: противные стороны обхватывают друг друга поясами и необходимо поднять оппонента на кушаке и затем уложить его на лопатки. Участвуют как дети, так и взрослые. Победитель остается только один, который получает статус главного батыра и становится обладателем главного приза — ранее это был живой барашек, сейчас же могут быть и иные призы, например бытовая техника, а то и автомобиль. Ранее врученного живого барана главный батыр должен был унести на вытянутых руках.

Поднятие камней

Устраиваются соревнования по поднятию камней (либо гирь), цель – поднятие и удерживание 25-30 килограммового камня на поднятой вверх ладони правой руки.

Иные забавы

Также радуют народ забавными конкурсами: прыжки, как в высоту, так и в длину, бег с сырым яйцом в ложке, которая находится во рту, бег с коромыслом и ведрами (традиционно участвуют девушки), полными воды, парный забег со связанными ногами, бой мешками с соломой, прыжки в мешках, перетягивание каната, залезание на гладкий высокий столб за призом, борьба на руках, кулачный бой, перетягивание каната, стрельба из лука, бой мешками с соломой, верхом на вращающемся бревне, поиск монеты с завязанными глазами без рук в миске с катыком (аналог кефира, но обладающий большей густотой по консистенции).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: