История советского автопрома: 30-40-е годы xx века

Ка-56 «Оса»

Согласно техническому заданию, аппарат должен был быть не только легким и компактным, но и сборно-разборным. Причем, в разобранном виде ему надлежало  уместиться в цилиндрический контейнер диаметром до полуметра. Планировалось, что сборка будет осуществляться одним человеком и отнимет не более 15 минут

Важное значение уделялось автономности вертолета и возможности его длительной эксплуатации вдали от аэродромов и стационарных мест базирования. На тот момент задача была достаточно сложной, ведь ничего подобного в мире не существовало.                                                                                                                                 

За основу нового проекта Ка-56 «Оса» был взят Ка-10: компоновка и расположение пилота, схема с соосными винтами, роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, работающий на автомобильном топливе. Был создан полномасштабный прототип со складывающимися узлами и элементами. При испытаниях оказалось, что аппарат можно привести в полетную готовность всего за 10 минут силами одного человека. Вот только до самих полетов дело не дошло.                                                                                                                                           

Как отмечал сам Николай Камов в рабочих документах, в СССР не нашлось пригодного для аппарата маломощного компактного двигателя. Работу сначала приостановили до лучших времен (то есть, до появления подобного двигателя), а потом и вовсе забросили — перед ОКБ встали новые цели и задачи.

Тем не менее вертолет, который имел все шансы стать помощником советского диверсанта, все же появился. Правда, спустя много лет и уже в другой стране. В 2016 году компания Gyroplane представила складной вертолет Micron, который и компоновкой, и конструкцией, и характеристиками очень похож на «Осу». Да и создатели не скрывают, что ориентировались именно на разработки Камова.                                                                                 

Ярослав Горбунов

Источник : https://russian7.ru/post/ka-56-osa-zachem-v-sssr-sozdali-skl…

Рекомендую также прочесть : 

Вертолёты СССР

Как мы уже написали, слово «вертолёт» в русский язык вошло не сразу. Изначально такие машины назывались на западный манер – геликоптерами (фр. hélicoptère, анг. helicopter).

Впервые слово «вертолёт» прозвучало из уст советского диктора в августе 1948 года на воздушном параде.

Вертолёты имени Миля

Михаил Миль (1909-1970) – советский авиаконструктор, создавший первый массовый советский серийный вертолет.

Генеральный конструктор вертолётов Михаил Миль (1909-1970)

Ми-1

Вертолет Ми-1 был разработан в конце 40-х годов и стал первым советским серийным вертолётом. По сравнению с американским собратом, вертолётом Сикорского S-51, Ми-1 перевозил 2 пассажиров вместо трех, брал груз 2,3 тонны вместо 2,5 тонн, но был легче и летал на 430 км вместо 420 и имел скорость 185 км/ч против 140 км/ч у Сикорского.

Всего построили почти 2400 вертолетов Ми-1. Их эксплуатация заложила основу советской винтокрылой авиации. Их эксплуатировали в армии, в сельском хозяйстве для опыления ядохимикатами, для обучения летчиков в ДОСААФ.

Вертолеты Ми-1 и S-51

Ми-4

Первый массовый советский военно-транспортный вертолет Ми-4 был создан с нуля всего за год и взлетел в 1953 году. Такая спешка обосновывалась тем, что США применили первую успешную высадку десанта с помощью вертолетов Сикорского S-55 в Корейской войне (1950-1953 гг.)

Из вертолетов Ми-4 создавались первые в СССР вертолетные полки, в каждом из которых было свыше 30 машин.

Ми-4 нашел широкое применение в гражданской сфере. В конце 50-хх годов с помощью Ми-4 открыли первые регулярные вертолетные авиалинии. Они обслуживали курорты Крыма.  

Ми-10

В 1960 году был разработан уникальный «летающий кран» — вертолет Ми-10. Он мог перевозить под собой домики геологов, автобусы и разную спецтехнику.

Вертолёт Ми-10 «летающий кран»

Ми-12 (В-12)

До сих пор это самый большой вертолёт в мире – Ми-12. 6 августа 1969 года он установил мировой рекорд, который до сих пор не побит – поднял груз 44 205 кг на высоту 2255 метров.

Ми-12 (В-12)

Ми-8

Ми-8 — самый массовый двухдвигательный самолет в мире. Впервые поднялся в небо в 1961 году и производится в новых модификациях до сих пор. Может перевозить до 36 десантников или 4 тонны груза на расстояние до 1000 км. Изначально создавался для комфортной перевозки пассажиров.

Один из первых однодвигательных вариантов Ми-8

Ми-24

Ударный вертолет Ми-24 взлетел в 1969 году и стал вторым в мире после американской «Кобры» специальным боевым вертолетом. Принимал активное участие в военной компании в Афганистане.

Ми-26

Крупнейший в мире серийный транспортный вертолет Ми-26 вышел в 1977 году и производится до сих пор. В отличие от гиганта Ми-12, этот вертолет был выполнен по классической одновинтовой схеме. Уникальные лопасти были сделаны из титановой втулки и стеклопластика. Всего на винт установили 8 лопастей диаметром 28 метров.

Вертолет мог поднять 20 тонн груза или 70 десантников. Объем топливных баков составлял 12 000 литров и вертолет мог летать более чем на 2000 км.

Лётно-технические характеристики

В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29, пожалуй, не имел аналогов. В Корпусе Морскоой Пехоты США основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z –модернизация старого «Ирокеза».

Ка-29 UH-1Z Venom
Экипаж+десант 2+16 2+18
Длина, м 12,25 13,6
Диаметр несущего винта, м 15,9 14,8
Взлётная масса, т 11,5 8,4
Грузоподъёмность, т 2 3
Максимальная скорость, км/ч 280 304
Дальность, км 460 648

Итак, по характеристикам в качестве машины для перевозки войск американский вертолёт, несмотря на возраст, вполне может поспорить с «двадцать девятым». Вооружён он, разумеется, слабее – допускается установка крупнокалиберных пулемётов в проёмах грузовых дверей и 2 блоков неуправляемых ракет. Таким образом, ударный вариант Ка-29 сопоставим уже с вертолётом AH-1Z.

Мнения о вертолёте Ка-29 расходились. Некоторые считали, что «двадцать девятый» может заменить Ми-24 и стать основным боевым вертолётом не только флота, но и армии. На это возражали: мал запас топлива, машина неприспособлена для длительного руления.

Среди систем вооружения «слабым звеном» оказался пулемёт ГШГ, не позволяющий эффективно вести огонь, не входя в зону поражения из стрелкового оружия. Но в том, что «двадцать девятый» – именно то, что нужно морским десантникам, сходились все.

АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»[ | ]

АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»
Тип Акционерное общество
Листинг на бирже РТС: MVZM
Год основания 1947
Год закрытия 2019
Основатели Миль, Михаил Леонтьевич
Расположение Россия: пгт Томилино Московской области
Отрасль Машиностроение
Продукция Вертолёты
Собственный капитал
Оборот ▼ 2,638 млрд руб. (2010 год)
Операционная прибыль
Чистая прибыль ▲ 921,7 млн руб. (2010 год)
Число работников 3246 (2015)
Материнская компания Ростех и Вертолёты России
Сайт russianhelicopters.aero/…
Медиафайлы на Викискладе

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля

— авиационное предприятие, первоначально располагавшиеся в городе Москве, в Сокольниках, позже на производственной базе в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области, разработчик и опытный эксплуатант вертолётов линейки «Ми».

Завод был создан генеральным конструктором Михаилом Милем в 1947 году. Включал в себя ОКБ, опытное производство, экспериментально-исследовательский комплекс и лётно-испытательную базу. Входил в состав госкорпорации «Ростех».

Личности

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля был назван в честь Михаи́ла Лео́нтьевича Миля — советского конструктора вертолётов и учёного, доктора технических наук (1945), Героя социалистического труда (1966), лауреата Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

В 2000—2001 годах должность коммерческого директора ОАО «МВЗ» занимал Денис Мантуров — ныне министр Минпромторга России.

Продукция

На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.

Памятник Ми-8 на территории Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова в подмосковном Томилино

  • Ми-1 «Москвич»
  • Ми-2 лёгкий многоцелевой
  • Ми-4 средний многоцелевой
  • Ми-6 тяжёлый десантно-транспортный
  • В-7
  • Ми-8 средний многоцелевой (серия включает в себя Ми-171)
  • Ми-10 вертолёт-кран
  • В-12 самый тяжёлый вертолёт в мире
  • Ми-14 многоцелевой вертолёт-амфибия
  • Ми-24 транспортно-боевой
  • Ми-26 многоцелевой тяжёлый транспортный
  • Ми-28Н боевой
  • Ми-34 лёгкий учебно-спортивный
  • Ми-38 средний многоцелевой

ГАЗ-А Аэро

Машины 30-х годов XX века удивляют своей угловатостью. Но инженеры быстро поняли, что тяга к углам не представляет из себя ничего хорошего. Из-за нее повышается сопротивление воздуху, что влечет за собой потерю секунд при разгоне, а также  увеличение «аппетита» авто.

В Советском Союзе тоже был человек, который понимал, что нужно избавляться от углов. Этого пионера в аэродинамике звали Алексей Никитин. В 1932 году он взялся за переосмысление ГАЗ-А.  Инженер разработал новый обтекаемый кузов, по форме напоминающий каплю воды.  Самое интересное, что Никитину удалось добиться небывалого коэффициента лобового сопротивления – 0,175! Например, у всем известного Mercedes AMG GT он составляет 0,365.

На этом инженер не остановился. Модернизации подвергся и американский мотор.  На него была установлена алюминиевая головка блока цилиндров, что позволило повысить отдачу с 39 до 48 «лошадок». А максимальная скорость Аэро перевалила за «сотню» — 106 км/ч.

Парадоксально, но придумки советского инженера массовому производству так и не пригодились. До конца 30-х годов Никитин занимался модернизациями, а затем стал разрабатывать  танковые шасси, что на тот момент было более актуально.

Алексей Никитин был одним из немногих советских конструкторов, который шагал в ногу со временем. Пока он трудился над созданием Аэро, американский Chrysler тестировал в аэродинамической трубе свои собственные наработки. Например, футуристическую модель Airflow. Хоть продажи этого авто и провалились, но его силуэт стал толчком для развития нового стиля.  Например, Ford V8, Lincoln Zephyr, Cord 812 и Citroen Traction Avant , все это дети моды.

И тем не менее, автомобилестроение в Союзе сильно отставало. Тот же Cord 812 появившийся в 1937 был оснащен полуавтоматическим сцеплением, тахометром, электрическими дворниками и силовым агрегатом с нагнетателем. Особой «фишкой» дизайна «американца» были спрятанные фары. Правда, упор на футуристичность отпугнула покупателей, которые оказались не готовыми к подобному техническому прогрессу. За три года существования с конвейера сошло менее двух тысяч автомобилей.

А вот «француз» Citroen Traction Avant наоборот просто купался в лучах славы. Его производили 19 лет с 1934 по 1953 с перерывом, разумеется, на военное время. Под капотом находился традиционный «атмосферник», «тянули» авто передние колеса, оснащенные независимой подвеской.

Понятно, что в 30-х годах отечественный автопром был далек от лидерских позиций, зато в копировании и доработке показывал неплохие результаты

Тут важно понимать еще один момент – в то время среднестатистическому советскому человеку было ни тепло, ни холодно от аэродинамических показателей автомобиля или от хорошей управляемости, полученной благодаря переднему приводу. Людям необходима была просто машина, способная выжить в определенных условиях

Из-за этого многие передовые разработки были отправлены под замок. К примеру, привод на переднюю ось стал массово использоваться на советских авто в 80-е годы, о роботизированной КПП вспомнили только в 2014, а наддувных силовых агрегатов так и нет.

Не только для моря

Всего для нужд Военно-морского флота КБ Камова разработало более десятка различных моделей вертолетов. На сегодняшний день в составе авиации ВМФ имеется 63 многоцелевых Ка-27 и 16 поисково-спасательных Ка-27ПС, 28 транспортно-боевых Ка-29, а также несколько машин радиолокационного дозора Ка-31. Эти вертолеты способны выполнять самый широкий круг задач: вести разведку, высаживать десант на побережье, поддерживать его огнем, спасать сбитых над морем летчиков, выслеживать подводные лодки противника и многое-многое другое. Работу соосных винтов на данных машинах удалось «отполировать до блеска» — серьезные летные происшествия с ними можно пересчитать по пальцам двух рук.

«У соосных вертолетов выше грузоподъемность и на внешней подвеске, и внутри кабины, а кроме того, габариты соосного вертолета меньше, что очень удобно при использовании, например, на нефтяных площадках, — рассказал РИА Новости Заслуженный летчик-испытатель России, старший летчик-испытатель АО «Камов» (входит в концерн «Вертолеты России») Александр Папай. — При соосной схеме управляемость вертолета выше, выше маневренность и лучше высотные характеристики, потому что вся мощность идет на основные винты. А маневренность нужна при ведении боевых действий. Соосный вертолет симметричен, у него нет в полете дополнительных кренов».

Весь накопленный за десятилетия опыт камовцы использовали при создании машин и для армейской авиации. О «Черных акулах» Ка-50 и их двухместных модификациях Ка-52 «Аллигатор» слышали, наверное, все. Бронированные и вооруженные самыми современными ракетами «летающие танки» показали себя грозной силой. Боевая эксплуатация Ка-50 в Чечне подтвердила, что вертолеты соосной схемы прекрасно себя чувствуют не только над морем, но и в горах, где боковой ветер и сложные метеоусловия могут погубить даже опытного пилота.

«Черная акула» получилась очень живучей. В одном из боевых вылетов экипаж отстрелялся по боевикам с малой высоты, в результате чего в одну из лопастей попал крупный осколок. Вертолет без проблем долетел до аэродрома Ханкала, где поврежденный участок просто отрезали. После этого он своим ходом добрался до пункта базирования. В целом же летчики в Ка-50 буквально влюбились. Мощное бронирование кабины и наличие системы катапультирования придает экипажам уверенности, что в сочетании с высокой автоматизацией полета и отличными маневренными характеристиками самым положительным образом влияет на боевой дух летчиков.

Все эти черты характерны и для двухместного Ка-52, дебютировавшего в Сирии. В марте 2016 года несколько «Аллигаторов» были переброшены на авиабазу Хмеймим и начиная с апреля используются в различных операциях. Обкатали на Ближнем Востоке и палубную модификацию Ка-52К, получившую обозначение «Катран». Обе машины прекрасно показали себя в не самом привычном для них климате.

На сегодняшний день в частях армейской авиации стоят на вооружении более 100 «Аллигаторов». До конца 2017 года Минобороны должно получить еще 14 машин. Наравне с милевскими Ми-28Н и Ми-35 они будут оставаться основными ударными вертолетами Российской армии в ближайшие десятилетия.

Вертолет Ка-29

Эта модель относится к типу многоцелевых с возможностью модернизации под ударный вариант. В последнее время такие вертолеты России рассчитаны сугубо для поражения целей на земле и десантирования. Получили распространение в Китае, Вьетнаме и Индии.

В арсенал Ка-29 входит прицельный комплекс, до 90 авиационных и противотанковых ракет, 2 или 3 пушечные установки. Имеется возможность прикрепления 4 крупнокалиберных пулеметов. Салон винтокрылого аппарата способен вместить до 16 десантников или 6 носилок с ранеными. Грузоподъемность – до 4000 кг. Номинальная мощность двигателей – 4400 л. с. Максимальная скорость, которую вертолет Ка-29 может достигать при средней загруженности, равняется 280 км/ч. Что касается потолка высоты, то она составляет 4,3 км.

Причины перехода к политике массовой коллективизации

Коллективизация сельского хозяйства была задумана Сталиным как крайняя мера, с помощью которой можно решить подавляющее большинство проблем, которые на тот момент стали очевидны для руководства Союза. Выделяя основные причины перехода к политике массовой коллективизации можно выделить следующие:

  • Кризис 1927 года. Революция, гражданская война и неразбериха в руководстве привели к тому, что в 1927 году был собран рекордно низкий урожай в аграрном секторе. Это было сильным ударом для новой Советской власти, а также для ее внешнеэкономической деятельности.
  • Ликвидация кулачества. Молодая Советская власть по-прежнему на каждом шагу видела контрреволюцию и сторонников имперского режима. Именно поэтому было массово продолжена политика раскулачивания.
  • Централизованное управление сельским хозяйством. В наследие советскому режиму досталась страна, где подавляющее большинство людей занимались индивидуальным сельским хозяйством. Новую власть такая ситуация не устраивала, поскольку государство стремилось контролировать все в стране. А контролировать миллионы независимых аграриев очень тяжело.

Цели и причины коллективизации

Говоря про коллективизацию необходимо понимать, что этот процесс был напрямую связан с индустриализацией. Под индустриализации понимается создание легкой и тяжелой промышленности, которая смогла бы обеспечить советскую власть всем необходимым. Это есть, так называемые, пятилетки, где всей страной строили заводы, гидроэлектростанции, плотины и так далее

Это все было крайне важно, поскольку за годы революции и гражданской войны практически вся промышленность российской империи была уничтожена

Проблема же заключалась в том, что индустриализация требовала большого количества рабочих рук, а также большого количества денег. Деньги были нужны не столько для оплаты труда рабочих, сколько для закупки оборудования. Ведь все оборудование производилось за рубежом, а внутри страны оборудования не производилось никакого.

На начальном этапе лидеры Советской власти часто говорили о том, что западные страны сумели развить собственную экономику только благодаря своим колониям, из которых они выжимали все соки. В России таких колоний не было, тем более их не было у Советского Союза. Но по замыслу нового руководства страны такими внутренними колониями должны были стать колхозы. Фактически это и произошло. Коллективизация создавала колхозы, которые обеспечивали страну продовольствием, бесплатной или очень дешевой рабочей силой, а также рабочими руками, с помощью которых проходила индустриализация. Именно для этих целей был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Этот курс был официально задом 7 ноября 1929 года, когда в газете «Правда» появилась статья Сталина под названием «Год Великого перелома». В этой статье Советский лидер говорил о том, что в течение года страна должна сделать рывок от отсталого индивидуального империалистического хозяйства к передовому коллективному хозяйству. Именно в этой статье Сталин открыто заявил о том, что в стране должно быть ликвидировано кулачество как класс.

5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) о темпах коллективизации. В этом постановлении говорилось о создании особых регионов, где реформирование сельского хозяйства должно было происходить прежде всего и в кратчайшие сроки. Среди главных регионов, которые были определены для проведения реформы, были обозначены следующие:

  • Северный Кавказ, Поволжье. Здесь устанавливался крайний срок создания колхозов к весне 1931 года. Фактически две области должны были перейти к коллективизации за один год.
  • Остальные зерновые регионы. Любые другие регионы, где массово выращивалось зерно, также подлежали коллективизации, но в срок до весны 1932 года.
  • Остальные регионы страны. Оставшиеся регионы, которые были менее привлекательными в плане сельского хозяйства, планировалось приобщить к колхозам за 5 лет.

территория для создания колхозов

Проблема заключалась в том, что данный документ четко регламентировал с какими регионами работать и в какие сроки должно быть проведено действие. Но этот же документ ничего не говорил о том, какими путями следует проводить коллективизацию сельского хозяйства. Фактически местные власти самостоятельно стали принимать меры для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. И практически все сводили решение этой задачи к насилию. Государство сказало «Надо» и закрыло глаза на то, как это «Надо» реализовывалось…

Соосная революция

В 1927 году Камов начал пробовать себя в сегменте морского самолётостроения. Работая в бюро под руководством авиаконструктора Дмитрия Григоровича, он увлёкся идеей установки на летательный аппарат несущего винта. Так в 1929 году появился первый советский автожир.

Изделие представляло собой моноплан, который имел типичный для самолётов той поры толкающий винт (пропеллер) и несущий винт. Первый агрегат обеспечивал горизонтальную скорость, а второй создавал подъёмную силу.

  • Автожир разработки 1929 года

Позднее, уже работая в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), Камов разработал первый в мире боевой автожир. Машина получила наименование А-7 и применялась в сражениях с вермахтом в Смоленской области в годы Великой Отечественной войны.

Также по теме

«Летающий танк»: чем уникален штурмовик Су-25 «Грач» ВКС России

Военное ведомство России продемонстрировало кадры боевой работы штурмовиков Су-25 «Грач» в зоне спецоперации. Самолёты нанесли…

Несмотря на свой талант, Камов всё же не стал первым изобретателем полноценного вертолёта. Дебютную советскую винтокрылую машину разработал инженер Алексей Черёмухин. Аппарат поднялся в воздух в 1932 году и, как показали испытания, мог подниматься выше 600 м, то есть на рекордные для того времени высоты.

Разработчиком же первых серийных вертолётов стал авиаконструктор Игорь Сикорский, уехавший из Российской империи в США в 1919 году.

Главной заслугой Камова считается создание так называемой соосной схемы — компоновки с двумя несущими винтами на одной оси, которые вращаются в противоположных направлениях. Первым аппаратом, где Камову удалось реализовать соосную схему, была машина Ка-8.

Аппарат больше походил на летающий мотоцикл, но его демонстрация произвела большое впечатление на советское руководство, и Камов был назначен руководителем специализированного конструкторского бюро по теме вертолётостроения.

Главным приложением усилий Камова стала разработка палубных винтокрылых машин. Первым детищем его КБ был корабельный вертолёт Ка-10.

Через несколько лет камовское предприятие изготовило для ВМФ многоцелевой Ка-15. Машина имела закрытую двухместную кабину и шасси вместо поплавков. Вертолёт был способен бороться с подводными лодками, осуществлять разведку и обеспечивать связь. Изделие серийно производилось с 1956 года на заводе в Улан-Удэ.

Позднее для нужд ВМФ Камов разработал новый палубный вертолёт Ка-25. Машина оснащалась более мощным двигателем и могла нести необходимое для поиска вражеских подлодок радиолокационное оборудование.

  • Противолодочные вертолёты Ка-25

Этот аппарат прослужил на советском флоте около 30 лет. За его изобретение Камову была присуждена государственная премия, а в 1972 году в день своего 70-летия конструктор получил звание Героя Социалистического Труда.

Значимым достижением Камова считается создание в 1960-е годы многоцелевого Ка-26. Это был первый отечественный вертолёт, получивший сертификаты соответствия в западных странах, в том числе в США.

Особенность машины заключалась в том, что на неё могли монтироваться пассажирский блок, топливные баки, лебёдка, сельскохозяйственное и другое оборудование.

Также по теме

«Сберечь жизни военнослужащих»: главный редактор «Беспилотной авиации» — о применении БПЛА в спецоперации на Украине

Российские военные достаточно эффективно задействуют беспилотные летательные аппараты в рамках специальной военной операции на…

Вертолёт эксплуатировался в 17 зарубежных государствах. Советская промышленность выпускала корабельные, лесопатрульные, санитарные, геолого-разведочные и другие модификации Ка-26. В общей сложности было изготовлено более 860 машин.

Последним изделием, над которым работал Камов, был многоцелевой всепогодный вертолёт Ка-32. Конструктор умер в ноябре 1973 года, и разработку машины завершили его последователи.

Аппарат оказался необычайно удачным, особенно в противопожарном варианте. Машина завоевала репутацию одной из лучших в тушении лесных пожаров и борьбе с огнём в высотках. Она используется в России, Южной Корее, Китае, Японии, Швейцарии, Испании, Португалии.

Вертолёт постоянно модернизировался. Наиболее современный вариант — Ка-32А11М. Машина оснащена улучшенной системой пожаротушения, усовершенствованными двигателями ВК‐2500ПС‐02 и новой бортовой электроникой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: