Каким образом моряки добывали пресную воду во время многомесячных плаваний на кораблях в период xvi-xix веков?

Рекомендованные к использованию стандарты питьевой воды.

Не вся вода на земле пригодна для использования на нужды человека, и поэтому введены соответствующие стандарты, определяющие требования к воде по видам ее потребления.

Одним из главных ограничений использования воды является ее химический состав. Превышение общего количества солей над установленными нормами или отдельных их компонентов делают воду непригодной для использования.

Морская вода, как и многие воды на континенте, имеет высокое содержание солей. Так, 1 т морской воды содержит 35 кг различных солей. Естественно, что прямое использование такой воды, особенно для питья, невозможно.

Российский ГОСТ на питьевую воду действует с 1982 г. Сейчас он дополнен более новым нормативом.

Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.4.550-96 «Питьевая вода».

В соответствии с действующими стандартами и нормами под термином питьевая вода высокого качества подразумевается:

  • Вода с соответствующими органолептическими показателями — прозрачная, без запаха и с приятным вкусом;
  • Вода с рН = 7—7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л;
  • Вода, в которой суммарное количество полезных минералов не более 1 г/л;
  • Вода, в которой вредные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, либо вообще отсутствуют (то есть их концентрации настолько малы, что лежат за гранью возможностей современных аналитических методов).
  • Вода, в которой нет болезнетворных бактерий и вирусов.

Страницы

Решение логических задач в ЭТ

  1. Англичанин живёт в красном доме.

Считается, что эту загадку могут решить в уме лишь 2% людей. Решают многие, но взяв карандаш и бумагу. Мы настолько привыкли к этим инструментам, что считаем их частью себя. В действительности, удержать в уме пять объектов с их пятью признаками очень трудно

Простейшие инструменты усиливают нашу память и внимание. А ЧТО ИЗМЕНИТСЯ, если мы ещё добавим инструментов? Магнитная доска, рамка (фрейм), карточки с признаками объектов, — и смышлённый десятилетний ребёнок справится с этой задачей!

Видео-фрагмент решения задачи можно посмотреть здесь: У кого живёт рыбка?

Задача про карточки в шляпе

Лотерея. На каждой из десяти карточек из плотной бумаги написали по одному целому числу от 1 до 10. Карточки тщательно свернули, бросили в чью-то шляпу и пригласили каждого из пяти счастливых обладателей выигрышных билетов вытянуть по две карточки. К сожалению, при записи результатов лотереи произошла ошибка. В то время как один из членов тиражной комиссии называл вслух числа, стоявшие на извлеченных из шляпы карточках (например: «Пять и семь»), другой по рассеянности складывал эти числа и записывал лишь их сумму (в рассмотренном нами примере он записал число 12). Поэтому результаты лотереи (не совпадающие с истинными размерами выигрышей) в протоколе распределились так: Эрдеи – 11, Фёльди – 4, Хедьи – 7, Мезеи – 16, Визи – 17. Между тем каждый из пяти участников лотереи должен получить по два выигрыша в соответствии с теми двумя числами, которые значились на вытащенных им карточках. Нельзя ли установить, какие два числа выпали каждому участнику лотереи? (Вытащенные один раз карточки обратно в шляпу не возвращались.)

Указание к решению в электронных таблицах (ЭТ) смотрите здесь:

Задача про корабли и порты

Решение этой задачи приводится по книге «Я иду искать (решаем логические задачи в электронных таблицах), автор И.В.Обухова. отрывок «игра и логика» из 6 главы, стр.185-188.

краткая справка: «Пазл (от англ. jigsaw puzzle) – логическая игра, по сути, представляет собой мозаику, которая состоит из множества фрагментов различной формы. Ваша задача – собрать изображение из элементов. Шаг за шагом, деталь за деталью, кусочек за кусочком – и мы, наконец-то, получаем долгожданный результат! Цельная картинка собрана! В голове буря эмоция, в душе хорошее настроение, мы довольны собой! Это уникальное изобретение человечества .

«Логические пазлы» – это не компьютерный аналог настольной игры – это другая игра, но в ней тоже требуется собрать отдельные элементы в единое целое. В логической задаче информация о свойствах объектов перепутана и разрознена, нужно выбрать из текста слова-имена объектов и оформить их как таблицу. Для игры нужны динамические (электронные) таблицы.

Ход игры. Подготовим таблицу-рамку, дадим названия столбцам и пронумеруем строки. Нумерация строк в таблице идет сверху вниз. По умолчанию, счёт идет слева направо. Элемент, о котором в тексте сказано «левее» располагаем в таблице выше. В таблице «ниже» – в тексте «правее». Читаем условия задачи, и выстраиваем данные в соответствии с условиями, то есть, формируем «пазлы» (подробно процесс формирования «пазлов» рассматривается на примере задачи «Каждому кораблю – в свой порт»). Играем «пазлами»: смотрим, какой из них к какому подходит, подстраиваем их друг к другу и устанавливаем в таблицу-рамку. Первоначальное количество строк под таблицей-рамкой будет соответствовать числу условий, а окончательное число строк совпадет с количеством объектов задачи. Когда все имена свойств находятся на своих местах в рамке-ответе, то игра завершается.

  1. Греческий корабль отчаливает в шесть. Он везет кофе.
  2. У корабля, который в середине – черная труба.
  3. Английский корабль отплывает в девять.
  4. Французский корабль, у которого синяя труба, пришвартован слева от корабля, который везет кофе.
  5. Справа от корабля, на котором груз какао, корабль, который плывет в Марсель.
  6. Корабль под бразильским флагом направляется на Манилы.
  7. Рядом с кораблем, на котором рис, – корабль с зеленой трубой.
  8. Корабль, плывущий в Геную, отходит в пять.
  9. Испанский корабль отплывает в семь и находится справа от корабля, плывущего в Марсель.
  10. Корабль с красной трубой направляется в Гамбург.
  11. Рядом с кораблем, который отчаливает в семь, корабль с белой трубой.
  12. На крайнем корабле – зерно.
  13. Корабль с черной трубой отплывает в восемь.
  14. Корабль с зерном пришвартован рядом с кораблем, на котором груз риса.
  15. Корабль, следующий до Гамбурга, отчаливает в шесть.

Который корабль плывет в Порт-Саид? Который гружен чаем?

Опреснительная установка своими руками. Опреснительные установки

В продаже наиболее часто встречаются установки, работающие по принципу обратного осмоса. Они идеально подходят для обработки жидкости из любых источников: рек, озер, морей и т.д. Тем не менее производительность установки зависит от уровня солености и температуры воды, предполагаемой к обработке.

Опреснительные установки состоят из теплообменных устройств (водонагреватели, испарители, конденсаторы), насосов для циркуляции и дистилляции воды, трубопроводов для соленой и пресной воды, а также различных приборов для управления и слежения за работой.

Исходя из способа обессоливания, соответствующее оборудование разделяется на установки поверхностного и бесповерхностного типа. Помимо этого, они классифицируются по назначению (опреснительные, испарительные, комбинированные), типу теплоносителя (паровые, газовые, водяные, электрические), методу выработки тепла (компрессионные и ступенчатые) и условиям работы (автономные и неавтономные).

Катера и яхты малых габаритов, как правило, оснащаются опреснительными установками с системой рекуперации энергии, которые работают от напряжения 12/24 вольта. Подобное оборудование может выдавать примерно 100 литров обессоленной воды в час.

Коммерческие, промысловые и рабочие судна оборудуются более производительными опреснителями, производящими до 30.000 литров чистой воды в сутки. Такие установки часто эксплуатируются на нефтяных платформах , в курортных зонах и прибрежных поселениях.

Загадка про рыбку

Это, пожалуй, одна из самых известных загадок на логику. Считается, что ее придумал Альберт Эйнштейн. Он утверждал, что ее могут решить В УМЕ всего лишь 2% населения планеты. Только логика — и ничего больше.

С одной стороны улицы подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живёт человек, все пять — разных национальностей. Каждый человек предпочитает уникальную марку сигарет, напиток и домашнее животное.

  1. Англичанин живёт в красном доме.
  2. Швед держит собаку.
  3. В зелёном доме пьют кофе.
  4. Датчанин предпочитает чай.
  5. Зелёный дом — по соседству слева от белого.
  6. Курильщик «ПалМал» разводит птиц.
  7. В жёлтом доме курят «Данхел».
  8. Молоко пьют в доме посередине.
  9. Норвежец живет в первом доме.
  10. Человек, курящий «Мальборо», живёт рядом с хозяином кошки.
  11. Дом, где курят «Данхел», — рядом с тем, где держат лошадь.
  12. Любитель «Винфилд» пьёт пиво.
  13. Немец курит «Ротманс».
  14. Норвежец живёт рядом с синим домом.
  15. Тот, кто курит «Мальборо», живет рядом с тем, кто пьет воду.
желтый синий красный зеленый белый
норвежец датчанин англичанин немец швед
вода чай молоко кофе пиво
Данхел Мальборо Пал Мал Ротманс Винфилд
кошка лошадь птицы рыбка собака

Опреснительная установка морской воды. Опреснение воды

Опресне́ние воды  — удаление из воды растворённых в ней солей с целью сделать её пригодной для питья или для выполнения определённых технических задач.

Для питьевого водоснабжения пригодна вода с содержанием растворимых солей не более 1 г/л. Поэтому практической задачей при опреснении воды (главным образом, морской) является уменьшение её избыточной солёности. Достигается это различными способами:

    • ,

В стадии исследований:

Опреснение воды для промышленных и бытовых нужд осуществляется на опреснительных установках . В зависимости от используемого метода, энергозатраты на кубический метр составляют от 0,7 кВт∙ч до 20 кВт∙ч (2,5-72 МДж ).

Аравийский полуостров — одно из самых засушливых мест мира, поэтому проблема пресной воды там всегда стояла особенно остро. Высокие доходы от экспорта углеводородов позволяют монархиям Персидского залива опреснять воду в большом объёме (в 2000-е годы на опреснение одного м³ воды тратилось в них 3,5 кВт·ч). Показатели опреснения в 2000-е годы были следующие (в миллионах м³, в скобках указан год): Саудовская Аравия — 1033 (2006), ОАЭ — 950 (2005), Кувейт — 254 (2008), Катар — 180 (2005), Оман — 109 (2006), Бахрейн — 102 (2003).

В 1972 году в городе Шевченко (ныне город Актау ), Казахстан , была введена в строй и действовала почти 30 лет единственная в мире атомная опреснительная установка, работавшая от реактора на быстрых нейтронах ( БН-350 ) — Шевченковская АЭС.

М.: Мысль, 1981. — С. 62-104. — 107 с. — 7000 экз.

Какими интересными способами моряки добывали воду в открытом море?

Потребность в воде во время плавания через Атлантику была настолько велика, что в этот период использовались различные методы, чтобы попытаться добывать пресную воду находясь в море. Более того, смерть от обезвоживания была серьезной проблемой, когда корабли терялись в открытом океане или море после сильного шторма или каких-то серьезных поломок судна.

Моряки в таких ужасных ситуациях старались собирать дождевую воду. Некоторые команды оказавшись в отчаянной ситуации пытались кипятить соленую воду.

Есть также свидетельства о том, что моряки для таких целей (преимущественно пираты) заранее ловили и держали большое количество живых черепах на борту кораблей. У крупных черепах есть специальный водяной пузырь, который при аккуратной paзделке обеспечивал пиратов свежей и чистой питьевой водой, а также свежим мясом.

Но помимо этого существовало и другое, более простое решение.

Например, Гордон Миллер в своей восхитительной книге Voyages: To the New World and Beyond утверждает, что во время плавания в 1773 году капитан Джеймс Кук обнаружил, что айсберги содержат внутри пресную воду при растопке. Поэтому когда море было спокойным, корабли Кука вставали недалеко от айсбергов, его команда подплывала на шлюпках к льдинам, отколачивала множество кусков льда, которые затем растапливались на корабле, тем самым наполняя бочки огромным запасом свежей пресной воды.

Иного практического способа получить пресную воду в море не было.

Судоходство в древности

Вся жизнь в Древнем Египте была связана с путешествиями по воде. Вся страна, все её города, многочисленные поселения, поля и пастбища располагались в долине одной из самых могучих рек мира – реки Нила. Эта река была для египтян не только источником пресной воды и пропитания, но и транспортной артерией, по которой перевозились многочисленные грузы и пассажиры. Древнеегипетские речные грузовые суда представляли собой низкобортные плоскодонные деревянные баржи.

Для увеличения прочности конструкции нос и корму такой баржи скрепляли прочным толстым канатом, проходящим над палубой на подпорках. Иначе хрупкое судно, лишённое киля, при неправильной загрузке могло просто переломиться пополам. Строили таких барж мало, так как дерево в Египте было очень дорого. Более доступным материалом был тростник, росший по берегам Нила в огромных количествах. Из тростника строили большие лодки, обладавшие неплохой грузоподъёмностью. На таких лодках возили из каменоломен в верховьях Нила камень для строительства городов и знаменитых гробниц фараонов в Гизу и стовратные Фивы. В движение грузовые суда приводились мускульной силой рабов, тянущих их за лямку вдоль берега. Иногда суда оснащали прямым парусом, поднимавшимся на сооружённой из двух пальмовых стволов единственной А-образной мачте, и вёслами.

Древнеегипетское судно. Макет

В XV в. до н. э. египтяне переняли от финикийцев навыки строительства прочных морских судов из дерева. Великая египетская царица Хатшепсут направила в южные моря экспедицию из таких кораблей «за иноземными пряностями, тканями и драгоценными благовониями». Экспедиция вышла из Красного моря в Индийский океан и побывала в загадочной стране Пунт (местонахождение этой страны точно не установлено, скорее всего, это побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога – современного полуострова Сомали).

Неизвестно, торговали ли египтяне с пунтийцами или предпочли воспользоваться правом сильного, но экспедиция благополучно вернулась домой с богатыми дарами для своей царицы. Пожалуй, плавание египтян в Пунт является самой первой из известных в обозримой истории заморских экспедиций.

В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, для перевозки грузов по рекам использовались неуклюжие лодки круглой формы, называемые куффами. Куффа представляла собой плетёную из прутьев громадную корзину, обмазанную смолой. Плавать на куффе было неудобно – она была неустойчивой, да к тому же пропускала воду. Однако куффа оставила след в кораблестроении. Такой тип судов до сих пор в ходу у жителей бассейна рек Тигра и Евфрата.

Лодка куффа

Пресная вода не хранилась долго

Обычно пресная вода хранящаяся в бочках на кораблях, по ряду причин портилась всего за несколько дней (в зависимости от климата), поэтому моряки ещё со времен Древнего Рима пользовались уловкой, когда большую часть пресной воды смешивали с уксусом. Уксус смешанный с водой увеличивал срок хранения пресной воды до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Но даже такого времени было очень мало в период длительного плавания.

Чтобы питьевая вода хранилась дольше и сама по себе была чистой и безопасной для питья, моряки также активно использовали aлкoголь в качестве «антисептика», поскольку употребление зapaженной воды могло вызвать серьёзные проблемы со здоровьем, вплоть до дизентерии.

В Британском Королевском флоте известный вице-адмирал Эдвард Вернон «Олд Грог» (командовавший флотом в 1739—1742 годах) начал ежедневно выдавать каждому члену команды по пол-пинты (0.284 литра) рома в виде профилактического средства от цинги и различных недугов связанных с желудком. Из-за того, что после этого многие моряки начинали устраивать пьяныe дебоши, адмирал Вернон нашел блестящий способ решения проблемы и приказал раздавать морякам ром только разбавленным с пресной водой и лимонным соком. Такое нововведение моряки приняли с большим разочарованием и недовольством, так как количество самого напитка было прежним, всего пол-пинты, — а самого poмa в нём содержалось уже вдвое меньше! Этот напиток стал называться «грогом» в честь старой клички адмирала Эдварда Вернона.

Именно к гpoгу в скором времени пристрастятся многие пираты и примут его на вооружение, забивая трюмы именно бочками с гpoгoм, поскольку poм смешанный с чистой питьевой водой дезинфицировал её и увеличивал срок годности на очень долгое время. Также этот метод начали принимать и многие торговые суда, поскольку «дезинфекция» пресной воды алкoголeм была эффективным решением проблемы её хранения.

К 1780-м годам англичане начали добавлять 300 грамм лимонного сока на 2 литра пресной воды, что резко снизило количество микроорганизмов в ней и члены экипажа даже прекратили болеть дизентерией и цингой, такой способ позволил хранить воду около 20-25 дней, что уже было огромным прорывом для тех лет. Мы ещё не говорим о многочисленных попытках французов создать первые примитивные фильтры.

Пионеры путешествий

Река превратилась из препятствия в друга, источник воды и пищи. Именно вдоль рек возникали большие человеческие поселения, деревни и города. Особенно неплохим местом для поселения была так называемая «стрелка» – полоска суши возле места слияния двух рек: здесь вода давала и естественную защиту от нападения недругов. В тех местах, где весеннее половодье затапливало огромные площади, а уровень воды в реке поднимался на пару метров (например, в Амазонии), люди строили деревни на больших плотах.

Люди осознали ещё одну выгоду от соседства с рекой: по воде было легко путешествовать, куда проще, чем по земле. Ведь дорог тогда не строили, а по пустыне, лесной чащобе, джунглям, болотам, пешком далеко не уйдёшь. То ли дело – по реке: столкнул на воду бревно, уселся на него верхом, взял в руки шест – и плыви себе. Хочешь – на другой берег, выменять у соседей вкусного мёду на несколько волчьих шкур, а хочешь – вниз по реке, вдоль берегов, медленно, не затрачивая никаких усилий. Плавание по воде оказалось в древности самым простым и дешёвым способом путешествовать на большие расстояния.

К такому причалу швартуют лодки

Вскоре побережья больших рек на всех континентах (кроме, возможно, Антарктиды, хотя кто знает, какой климат был там в глубокой древности?) были заселены. Благодаря появившейся у людей новой возможности преодолевать большие расстояния по воде человечество обретало новые знания и умения. Различные племена, в том числе и живущие на разных концах материка, стали налаживать торговые связи.

Предпринимались попытки поспорить с морем или даже с океаном. Народы, населявшие, к примеру, крохотные коралловые островки – атоллы в Тихом океане, всю свою жизнь связывали с большой водой. Иначе им было попросту не выжить: на коралловом песке островков росли лишь пальмы, мякотью кокосового ореха сыт не будешь.

Тихоокеанские островитяне – полинезийцы, маори и другие народности, – возможно, гораздо раньше европейцев освоили премудрости кораблестроения, мореплавания, рыбной ловли, навигации (в переводе с латыни – «плыву на судне») по Солнцу и звёздам. Существуют многочисленные свидетельства того, что эти отважные люди ещё задолго до средиземноморских жителей пускались в дальние путешествия с атолла на атолл длительностью в несколько дней, без видимых ориентиров, определяя направление по небесным светилам.

Моряки грамотно планировали свой маршрут

Но даже с учетом возможностей длинного хранения пресной воды, маршрут корабля изначально планировался так, чтобы корабль мог останавливаться несколько раз пути и наполнять бочки с пресной водой для продолжения дальнего плавания. Почти во всех подробных отчетах о морских путешествиях период XVII-XVIII веков упоминаются регулярные остановки военных и торговых судов для добычи и пополнения пресной воды или других продуктов во время плавания из одной точки в другую.

Два основных маршрута путешествий, которые представлены в большей части морской литературы времен золотого века пиратства, — это коммерческие и исследовательские путешествия в Ост-Индию и Вест-Индию. Корабли, направляющиеся в Ост-Индию, «заходили на Канарские острова, острова Зеленого мыса, остров Св. Елены и, обогнув мыс Доброй Надежды, в какое-то место на побережье Мадагаскара или острова расположенные недалеко от Мадагаскара, чтобы пополнять пресную воду.

Самая длинная часть плавания пролегала через Атлантику. В среднем для торгового судна, направлявшегося с Мадейры (региона Португалии) на Барбадос (государство в восточной части Карибского моря) поздней осенью, переход продолжался бы восемь с половиной недель

Именно во время этого плавания наличие достаточного водоснабжения было особенно важной задачей, поскольку в течение этого двухмесячного плавания в близи нигде не было мест, где можно было остановиться для пополнения пресной воды

Норманны идут в викинг

В раннем Средневековье в Скандинавии жил бесстрашный и сильный народ – норманны («северные люди»). В холодных гористых местах, где они обитали, невозможно было заниматься земледелием и разведением скота. Норманны вынуждены были заниматься «вольным промыслом» – ходить в набеги за военной добычей в ближние и дальние страны. Норманны селились на берегах фьордов – глубоко вдающихся в сушу заливов. Их боевой поход именовался викингом. Именно викингами прозвали норманнов в Европе.

В IX–XII вв. норманны держали в страхе Европу. Храбрые воины, бесстрашные мореходы, норманны на своих ладьях – драккарах («драконах») «отметились» на всём побережье Европы. Для того чтобы пересечь небольшие участки суши, норманны ставили свои драккары на колёса или тащили их волоком, подкладывая под киль брёвна.

Драккар

Норманны разорили многие города. Ежедневно жители Европы молили Господа об избавлении от злых норманнов. В 870 г. норманнские драккары достигли Исландии – «Ледяной земли». Этот далёкий северный остров был заселён кельтами, христианами – выходцами из Ирландии. Норманны начали с кельтами войну за обладание островом и вышли в ней победителями. На побережье Исландии были образованы поселения норманнов, а самое большое – Рейкьявик – стало столицей. В Рейкьявике с VIII в. стал собираться Большой Совет острова – альтинг: он считается самым старым парламентом Европы.

Столетие спустя, в 983 г., норманн Эрик Рауди (Рыжий) отплыл из Исландии на запад. Там он обнаружил огромную, покрытую густыми лесами землю, названную им Зелёной – Гренландией. Трудно поверить, что ныне покрытая ледниками Гренландия была некогда цветущей землёй. Норманны основали несколько поселений на её берегах.

В 1000 г. сын Эрика Рауди Лейф Эрикссон достиг берегов Северной Америки. Открытую им страну назвали Виннланд – «Виноградная»: на её побережье рос дикий виноград. В походах и путешествиях в распоряжении норманнских навигаторов имелся компас – лодстоун. Это был кусок магнитной руды. Для определения направления на север использовалась маленькая железная стрелка с отверстием посередине. Её намагничивали, проводя ею несколько раз по поверхности лодстоуна, затем в отверстие продевали соломинку и опускали стрелочку в воду. Плавая на поверхности, она разворачивалась и становилась в направлении «север – юг».

Норманны наладили прочные торговые связи с юго-восточными соседями, русскими княжествами. На Руси норманны покупали оружие (мечи, луки, наконечники для копий и стрел), а также щиты и доспехи. Многие пришельцы с Севера нанимались воинами в дружины русских князей. На Руси норманнских наёмников именовали варягами. Варягов ценили за боевые качества и дисциплину.

Info

Publication number
RU2412909C1

RU2412909C1

RU2009132734/05A

RU2009132734A

RU2412909C1

RU 2412909 C1

RU2412909 C1

RU 2412909C1

RU 2009132734/05 A

RU2009132734/05 A

RU 2009132734/05A

RU 2009132734 A

RU2009132734 A

RU 2009132734A

RU 2412909 C1

RU2412909 C1

RU 2412909C1

Authority
RU
Russia

Prior art keywords

water
pipe
tank
source
heater

Prior art date
2009-09-01

Application number
RU2009132734/05A
Other languages

English (en)

Inventor
Борис Алексеевич Зимин (RU)
Борис Алексеевич Зимин
Original Assignee
Борис Алексеевич Зимин
Priority date (The priority date is an assumption and is not a legal conclusion. Google has not performed a legal analysis and makes no representation as to the accuracy of the date listed.)
2009-09-01
Filing date
2009-09-01
Publication date
2011-02-27

2009-09-01Application filed by Борис Алексеевич Зимин
filed

Critical

Борис Алексеевич Зимин

2009-09-01Priority to RU2009132734/05A
priority

Critical

patent/RU2412909C1/ru

2011-02-27Application granted
granted

Critical

2011-02-27Publication of RU2412909C1
publication

Critical

patent/RU2412909C1/ru

Описание и принцип работы судовых опреснителей на основе обратного осмоса

Технология обратного осмоса получила свою популярность в конце 20-го века и не сбавляет позиций до сих пор. Такие установки используются практически во всех отраслях промышленности: микроэлектроника, пищевые предприятия, фармацевтика, гостиничные комплексы, ТЭЦ, в научно-исследовательских центрах, в аграрном комплексе и т.д. Обратноосмотические системы способны очистить даже морскую воду от целого комплекса загрязнений: различные соли, бактерии, тяжелые металлы, пестициды и т.д. Опреснители применяются на яхтах, кораблях и даже подводных лодках.

Необходимость опреснения забортной воды на морских судах обусловлена потребностью в чистой воде, которая идет на хозяйственные и технические нужды. Обессоленная на осмосе вода также используется в качестве питьевой. Вода разного назначения накапливается и хранится в отдельных резервуарах. Для получения деминерализованной воды устанавливаются судовые опреснительные установки на морскую воду различных типов и производительности. Этот вариант пока не нашёл широкого применения, однако является весьма перспективным для использования на морских судах.

Основные типы судовых опреснителей

Все существующие модели судовых опреснительных установок, по реализованному в них способу опреснения, подразделяются на:

  • дистилляционные (термические) судовые опреснители морской воды — в этом случае морская вода подвергается кипячению, а конденсирующийся пар собирают, и в итоге получают дистиллят. Этот процесс достаточно трудоемкий и занимает большое количество времени.
  • устройства электродиализного типа (химические) — такой метод опреснения применяется только в экстренных случаях на морских судах. Неточная дозировка химических реагентов может привести к отравлению всей команды на судне.
  • обратноосмические (физические) корабельные опреснители. На сегодняшний день самые эффективные и практичные. Разберем их поподробнее.

Под процессом обратного осмоса на морском судне подразумевается перемещение более солёного раствора (забортной воды) к менее солёному сквозь специальную полупроницаемую мембрану. Забортная вода под высоким давлением прогоняется через морскую мембрану. Чистая направляется в ёмкость-накопитель. А загрязнённая, со значительным содержанием ионов солей, сбрасывается за борт.

Опреснители на яхте, корабле, подводной лодке работают с водой, прошедшей предварительную обработку. Суть последней заключается в её механической очистке. В блок предварительной очистки входят фильтры: механический и угольный. Далее вода подается на морские мембраны для дальнейшего опреснения соленой воды.

Морские мембраны судовых опреснителей

Поскольку морская вода на порядок соленее пресной и содержит большое количество растворенных веществ, обычные обратноосмотические мембраны здесь не справятся. Это происходит за счет того, что у морской воды очень высокое осмотическое давление. Высокоселективные морские мембраны отличаются возможность работы при повышенном давлении до 60 бар. Мембраны для морской воды служат меньше обычных, всего 1,5-3 года. Морские мембраны являются более плотными и не деформируются при высоких давлениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: