Рыбья чешуя непобедимого митры. правда ли, что римляне воевали с китайцами на территории современной киргизии?

Судьбы пленников

Самая восточная точка, достоверно достигнутая римскими легионами, — гора Беюк-даш в Азербайджане. Здесь, в нескольких километрах к западу от побережья Каспийского моря, обнаружена латинская надпись, оставленная центурионом XII Молниеносного легиона Луцием Юлием Максимом в правление императора «Домициана Цезаря Августа Германика» — между 84 и 96 годами н. э. О составе и судьбе подразделения, возглавляемого Юлием Максимом, из других источников неизвестно. Вероятно, это был отряд, посланный из Малой Азии, где в то время находились части XII Молниеносного легиона, с целью сдержать вторжение в Закавказье аланов, совершавших через Каспийские ворота (древнее название Дербентского прохода) грабительские набеги.

Латинская надпись на горе Беюк-даш.

Латинская надпись на горе Беюк-даш, фиксирующая пребывание близ Каспийских ворот римского отряда, выполнена четкими крупными буквами профессиональным резчиком. Но найдены и другие.

В 1988 году искусствоведческой экспедицией под руководством археолога Эдварда Ртвеладзе в горах на юге Узбекистана открыто пещерное святилище Кара-Камар. Стены пещеры были покрыты рисунками и надписями разных времен — от бактрийских IV–II веков до н. э. до арабских XII—ΧV и XIX — начала ХХ веков. Судя по наиболее ранним текстам и по остаткам архитектурного оформления, пещерный комплекс Кара-Камара первоначально возник как храм местного бактрийского божества Окса, олицетворявшего протекающую поблизости реку Вахш. В первые века н. э. храм стал митреумом — святилищем Митры, солнечного божества, культ которого был распространен в это время у многих народов, включая парфян, греков и римлян.

Среди процарапанных на стенах святилища текстов оказались греческая и две латинские надписи. Греческая надпись краткая: «Рипос посвятил». Латинские надписи также кратки и, в соответствии с римской традицией, представляют собой набор сокращений и аббревиатур. Одна из них состоит из начала имени Rod- и аббревиатуры ΙΜ — Invicto Mithrae — «Непобедимому Митре». Вторая содержит сокращение имени и воинского подразделения — PAN. G. REX. AP. LG — «Гай Рекс, Аполлонов легион из Паннонии». Надпись свидетельствует, что ее оставил некий римлянин Гай Рекс, служивший в XV Аполлоновом легионе. Этот легион, сформированный еще Юлием Цезарем в 53 году до н. э., дислоцировался в Паннонии (римской провинции на Дунае) и неоднократно участвовал в войнах с Парфией. Так, в 63 году н. э. легион был отправлен в Сирию на помощь сражающемуся с парфянами войску Гнея Домиция Корбулона. В 115–117 годах XV легион участвовал в парфянской кампании императора Траяна, а в 162–166 годах — в парфянском походе Луция Вера. Видимо, во время одной из этих войн группа римских солдат из Аполлонова легиона попала в плен и, как и в случае с пленниками битвы при Каррах, была отправлена в восточные районы парфянской державы. Здесь выходцы из римской Паннонии, где был весьма распространен культ Митры, сумели посетить его святилище и оставить на стенах пещерного храма автографы.

Римская армия

В период республики (IV–II века до н. э.) римские легионы формировались только на период войны и исключительно из римских граждан — тех жителей Рима, которые имели земельный надел. Легион насчитывал свыше четырех тысяч воинов, из которых три тысячи были тяжеловооруженными пехотинцами, остальные составляли вспомогательные подразделения — легковооруженную пехоту и конницу. Первоначально боевое построение легиона напоминало известную древнегреческую фалангу, но вскоре римляне пришли к выводу о необходимости разделения войска на более маневренные подразделения — манипулы. Тяжеловооруженная пехота делилась на три категории: гастаты, принципы, триарии. Гастаты (копейщики) — молодые воины, их манипулы составляли первые ряды римского боевого построения. Принципы (первейшие) — более опытные воины среднего возраста, составлявшие вторую линию построения. Триарии (третьи) — опытные ветераны, составляли третью линию. Подразделения гастатов и принципов насчитывали по 1200 воинов, их манипулы выстраивались в 20 шеренг. Триариев в легионе было 600, их боевые порядки имели 10 шеренг. Каждый воин был облачен в доспех и имел большой щит; в наступательное вооружение легионера входили короткий меч и копья. У гастатов и принципов было по два копья — метательный пилум и тяжелая гаста для ближнего боя, у триариев только гаста.

Первыми в бой вступали манипулы гастатов. Молодые воины метали во врага легкие копья-пилумы, и если это не останавливало противника, вступали в рукопашную схватку, применяя тяжелые копья и мечи. Если гастаты не выдерживали натиска врага, их поредевшие манипулы отходили в тыл, и в бой вступали принципы, применявшие ту же тактику — метательные пилумы, затем сражение при помощи копий и мечей. Если же и принципам не удавалось сдержать противника, то после их отступления надежда оставалась только на триариев. В этот период боя уже не было времени применять пилумы, поэтому ветераны сразу пускали в ход тяжелые штурмовые копья и мечи.

Причины восстания Спартака

Рабство проходит чёрной полосой через всю историю Древнего Рима. Особенно тяжело пришлось угнетённым в период расцвета Римской Республики. В ответ на это состоялось восстание невольников под предводительством Спартака, которое потрясло рабовладельческие устои всего Античного мира. Основными причинами восстания Спартака, защитника угнетённых , стали:

  • Рост числа военнопленных в завоеванных землях, становившихся рабами.
  • У рабов не было никаких прав, к ним относились, как к вещам. Рабы трудились на рудниках, каменоломнях, в шахтах. За свой труд они получали жалкие объедки, только, чтобы не умереть с голоду.
  • Раба ждало бесперспективное будущее – по любой прихоти хозяина его могли замучить, покалечить или убить. Всё это рождало глухую ненависть в невольниках.
  • В крупных городах накопилось большое количество рабов, которых сгоняли из провинций на невольничьи рынки.
  • Наиболее умные из рабов понимали, что только они сами могут освободить себя. Даже народные трибуны не будут на их стороне.

Вся накопившаяся ненависть вылилась в бурное восстание рабов.

Египет

Битва на поле, усыпанном валунами, быстро превращается в хаос и пандемониум.

Через несколько лет политическая ситуация прояснится. Старайтесь не форсировать войну с Египтом, оттягивайте ее как можно дольше.

С падением «грековидных» Селевкидов в регионе останутся один «азиатские» армии. Плюс Египет.

Некоторые советуют организовать быстрый «партизанский» рейд в Мемфис, взять его, истребить население, снести здания и вежливо положить на место. Не уверен, насколько это сильный удар по экономике Египта, но для вас — это возможность быстро заработать неплохие деньги.

Когда Египет будет повержен, можно без спешки очистить Малую Азию от Понта, а Гиперборею — от скифов. После этого гегемония Парфии на востоке будет полной. Уже ничто не угрожает ни вашей экономике, ни вашей армии — к этому моменту у вас уже должны быть катафрактарии и слоны. А это значит — самое время взглянуть на запад «раскосыми и жадными глазами» и двинуться на покорение Рима.

Наших бьем

А вот и новый игровой глюк: египтяне устраивает массовые заплывы с летальным исходом.

Парфяне опираются на лучников. И это приводит к одному неприятному моменту в игре. В боях изрядная часть потерянного личного состава будет приходиться на «дружественный огонь». Вы уже знаете, что лучники в «Rome» палят во врага, невзирая на потери. Если послать катафрактов в бой с легкой пехотой и при этом прозевать обстреливающих ту же пехоту лучников, то на поле битвы вскоре обнаружатся несколько трупов ваших катафрактариев, предательски убитых стрелой в спину. Так нельзя поступать с ценными войсками. Что делать? Вариант только один: внимательнее смотреть, куда стреляют ваши молодцы.

Некоторые советуют дать генералу в свиту врача — дескать, это снижает потери от «дружественного огня». Проверить это мне не удалось, но думаю, что вреда от врача не будет.

Я специально не рассказал о штурмах городов при игре за парфян. Потому что рассказывать тут нечего — просто достать чернил и плакать. Если деревянные стены или частокол еще можно как-то попытаться взять, то в отношении каменных не стоит даже и пытаться. Морите врагов голодом или выманивайте на вылазку.

Стратегия

Парфия родилась из извечной грызни азиатских государств. В Средней и Малой Азии смешались в кучу царства, племена и народы и замешались на греческо-македонском влиянии. В «Rome: Total War» это выражается в том, что в регионе вас окружает множество государств с однотипным «комплектом» войск и культурой. Одним словом, тесновато на Востоке. Игра за парфян — бесконечная череда войн и битв за место под жарким восточным солнцем.

Отрицательные

Простакова

Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.

Госпожа Простакова. Кадр из фильма «Недоросль»

Митрофан

Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.

Не хочу учиться — хочу жениться

Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…

Скотинин

Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.

Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.

Еремеевна

Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.

Избави бог напраслины!

Цыфиркин

Цыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике.

Иллюстрация к пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»

Цыфиркин замыкает группу отрицательных персонажей не зря, ведь, он, в отличие от других героев, имеет много хороших качеств. В финале произведения он отказывается брать деньги за свои труды, ведь ему так и не удалось ничему научить Митрофана. Стародум и вовсе называет Цыфиркина добрым человеком. Таким образом, автор произведения показывает кризис образования в современной ему эпохе, когда нанимали не профессиональных педагогов, а солдат. Следовательно, они не могли воспитать сильную образованную личность.

Религиозные традиции парфян

Как и в любом древнем обществе, немаловажную роль в жизни парфян играла религия. Приверженцы зороастризма, они сумели не только стать последователями учения Заратустры, но и по-своему развить его. Судя по найденным источникам и вещам, связанным с ритуалами, в Парфии начал зарождаться дуализм добра и зла.

Первая сторона была представлена верховным богом-творцом Ахура Маздой и его богами-соратниками. А вот негативные проявления мира находились во власти Ангро-Майнью. Парфяне верили, что борьба между этими силами происходит постоянно, однако настанет день, когда добро восторжествует. Несомненно, с того момента начнётся пора «золотого века» на всей земле.

Как и все зороастрийцы, парфяне с огромным почтением относились к огню. Священнослужители даже обвязывали свои лица платками, чтобы их дыхание не осквернило священного пламени, горящего в особых местах. Историк Малькольм Колледж в своей книге «Парфяне. Последователи пророка Заратустры» рассказывает о ещё одной священной стихии для этого народа:

Парфянский храм, III век до н.э., Хатра, Ирак / ancient-origins.net

Парфянское царство просуществовало до 226 года нашей эры, когда его сменила персидская держава Сасанидов. Несмотря на столь резкие перемены, традиции парфян сохранялись на протяжении долгого времени. Но теперь уже парфяне не были доминирующим народом в своём регионе. Постепенно сливаясь с персидскими племенами, они теряли свою культуру, которая и сегодня продолжает оставаться загадкой для учёных. Несомненно, нам предстоит выяснить ещё очень многое о таинственных жителях Древней Парфии.

На обложке: Sean O’Brogaín «Битва при Каррах» / imtw.ru

Осада Мегиддо

Богатая военная добыча не произвела на Тутмоса никакого впечатления. По его мнению надо было бросать все и брать штурмом город. Тутмос собирает свою армию и произносит перед ней речь речь.

Речь эта сводилась к следующему: «Если бы вы вслед за этим взяли город, то я бы совершил сегодня богатое при ношении Ра, потому что вожди каждой страны, которые восстали заперты в этом городе и потому что пленение Мегиддо подобно взятию тысячи городов».

А так пришлось осаждать Мегиддо. Осаждать ровно 7 месяцев. Однако, в конце концов, Мегидо был взят. Это был лишь первый победоносный поход Тутмоса III. За ним последуют и другие и концу правления этого фараона Египет станет действительно огромной державой, которая распростерлась на громадной территории, от Кипра на севере и Евфрата на северо-востоке до 5 порога Нила на юге, и оазисов Ливийской пустыни на западе. С севера на юг держава Тутмоса III протянулась на 3500 километров. Ее размеры превысили размеры всех государств, которые существовали в ту пору.

Популярные сочинения

  • Характеристика героев рассказа Чистый понедельник Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку.
  • Цветущий луг — сочинение Одно из прекраснейших мест на Земле – это цветущий луг.
  • Сочинение Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика) Лидию Михайловну можно назвать одним из центральных персонажей данного произведения, написанного замечательным писателем Распутиным. Двадцатипятилетняя учительница, которая преподает французский язык

Восставшие в западне.

При известии о возвращении войск Спартака рабовладельцев охватила страшная тревога. Спешно они собрали большую армию. Многие из них сами пошли сражаться с рабами. Командующим армией был назначен богач Красе. Кроме того, сенат вызвал в Италию войска из Испании и с Балканского полуострова.

Спартак видел, что у него недостаточно сил для осады Рима, и повёл свою армию на юг Италии. Войско Красса преградило ей путь. Однако рабы разбили стоявшие на их пути два легиона. Среди римлян был так велик страх перед восставшими, что иногда целые отряды прославленного римского войска обращались в бегство при одном приближении воинов Спартака.

Со своим войском Спартак прошёл на юго-западный мыс Апеннинского полуострова. Он хотел переправиться в Сицилию и там поднять восстание рабов. Пираты обещали перевезти восставших через пролив, но обманули их. Рабы построили плоты, но буря их разметала. Как ни близка была Сицилия, восставшим не удалось на неё переправиться.

Красе не решался напасть на войско Спартака, но занял перешеек, соединявший мыс с остальной Италией. Римляне выкопали ров и насыпали вал во всю ширину перешейка. Рабы оказались в западне. Среди них начался голод.

Армия Среднего царства

Она характеризуется улучшенной экипировкой. Новые луки помогали увеличить дальность полета стрелы до 180 метров. Впервые в оснащении появляются колесницы. Улучшилась организация армии, появились отряды с узкой специализацией, к примеру, лучники, копейщики, пехота с мечами. Каждый отряд имел определенное количество воинов — от 4 до 600 человек. Каждый ном набирал добровольцев из числа молодых людей, которые после службы возвращались к мирной жизни. Значительную часть по-прежнему составляли наемники из Нубии. Фараоны в Древнем Египте участвовали в военных походах, их колесница всегда возглавляла войско. Фараон облачался в специальные одеяния, неотъемлемым атрибутом которых был головной убор голубого цвета.

Сражение при Каррах (53 год до н. э.)

Сражение римских и парфянских войск при Каррах явилось поворотным пунктом в ходе войны. Парфяне перешли в контрнаступление.

Сражение при Каррах подразделяется на три этапа.  Первый этап — бой легкой парфянской конницы с римлянами метательным оружием. Легковооруженные воины римлян, располагавшиеся впереди боевого порядка, осыпаемые множеством стрел, отступили в ряды тяжелой пехоты. После этого парфяне, охватывая римлян с различных направлений, вели бой на расстоянии, стреляя из луков. Попытки римлян атаковать противника и этим изменить навязанные условия боя ни к чему не приводили: отряды парфян удалялись и через некоторое время снова осыпали легионы тучей стрел. Надежда Красса на истощение запаса стрел также не оправдалась — поблизости стояло несколько сот верблюдов, навьюченных стрелами. Парфянские всадники, израсходовав стрелы, скакали в тыл, наполняли колчаны и снова появлялись перед римлянами.

Второй этап сражения — бой римского отряда под командованием Публия Красса и его уничтожение парфянами. Публий Красс по приказу отца, с отрядом в 1300 всадников, 500 лучников и 8 когорт (в когорте было 500 или 600 легионеров) вырвался вперед для нападения на парфянских конных лучников. Однако парфяне не приняли боя и отступили, но это был лишь тактический маневр, имевший целью оторвать атакующих от главных сил. Отряд Публия Красса, увлеченный преследованием противника, вскоре натолкнулся на конных латников, стоявших в полной боевой готовности. Начался рукопашный бой. Закованные в броню, могучие всадники парфян поражали римлян своими тяжелыми и длинными копьями. В то же время легко вооруженные всадники, наведя римлян на свою тяжелую конницу, повернули коней и начали охватывать со всех сторон римский отряд. Вскоре отряд Публия. Красса был уничтожен, уцелело только 500 человек, сдавшихся парфянам.

Между тем часть парфян, оставшаяся на месте перед главными силами римлян, продолжала вести бой уже с меньшей активностью, что дало возможность Крассу несколько перегруппировать войска и занять новую позицию на одной из близлежащих возвышенностей. Однако, получив известия о критическом положении сына, он решил атаковать парфян, чтобы оказать по мощь оторвавшемуся отряду. Но было уже поздно — стали подходить главные силы Сурены.

Третий этап сражения — столкновение главных сил парфянских латников и конных лучников с римскими легионерами. Главные силы парфян с ходу вступили в сражение.Тяжелая конница парфян атаковала с фронта, легкая конница всыпала римлян стрелами с флангов. Сражение было исключительно ожесточенным и продолжалось до вечера. Римляне понесли очень большие потери.
Ночью Красе отступил к Каррам, оставив на поле боя не менее 4 тыс. раненых. Отступление было беспорядочным. Некоторые отряды римлян бежали еще до приказа об отступлении.

Парфяне преследовали римское войско и полностью уничтожили его. Погиб и сам Красе (по некоторым данным, 9 июля при Синнаке), голова его была послана Суреной царю Ороду, как свидетельство большой победы.

Ополчение или гвардия?

Древнегреческая триера

С момента зарождения первых цивилизаций и до настоящего времени каждое государство так или иначе решает для себя дилемму: ополчение или гвардия (оба термина трактуются в данном случае в широком смысле, т.е. мобилизованный народ или каста профессионалов). В более узком смысле это понимается следующим образом. В военной истории и истории ВС всегда особую, зачастую конкурентную и взаимоисключающую роль, играли такие военные институты, как собственно ВС (армия) и гвардия (охрана). Термин «гвардия» и происходит от итальянского «guarde» — «охрана». Если мы изначально рассматриваем внутреннюю политику как доминанту всех остальных составляющих интересов жизнедеятельности государств, то отсюда, естественно, вытекает особая роль военизированных формирований, главным из которых и является гвардия. Господствующие классы всегда отождествляют свои интересы с интересами государства. Следовательно, если ВС в целом стоят на страже внешнеполитических и экономических интересов государства, то гвардии выпадает особая роль по выполнению внутриполитических задач.

Историкам так пока и не удалось до конца выяснить, какой же институт старше — армия или гвардия. По утверждению авторов «Военно-энциклопедического словаря», гвардия «появилась в рабовладельческую эпоху». Между тем первое упоминание о войне содержится в наскальной живописи, созданной около 10 000 лет назад и обнаруженной в одной из пещер Северной Австралии в 1994 г. Возраст известных ранее изображений военных действий определялся в 5 000 лет, причём они приписывались только обществам со сложной организацией в устоявшихся земледельческих цивилизациях. Считалось, что до этого времени люди не имели стимулов для войн. В частности, низкая социальная организация якобы препятствовала скоординированности боевых действий. Но, судя по австралийской находке, война есть неотъемлемая черта человеческих обществ различной степени сложности. Уникальная пещера, использовавшаяся древними живописцами на протяжении длительного периода, позволяет даже проследить эволюцию «первобытных армий». Если на ранней стадии группы просто бросали бумеранги, увертывались от копий, то на картинке 6 000-летней давности группы воинов уже более многочисленны, организованны, выделяются военачальники в особой одежде, примитивных доспехах.

Если брать чисто племенные дружины, то это, скорее всего, гвардия, так как они выступали в роли охраны племенной верхушки для установления абсолютно новых социально-экономических отношений. Одновременно данные формирования активно привлекались и к решению внешних задач — борьбе с другими подобными формированиями. По мере становления прочных государственных образований можно уже довольно четко проследить принцип разделения армейских и гвардейских частей и выделить основные принципы комплектования гвардии, действующие до наших дней. Для сравнения возьмем такие древние военные империи, как Египетскую и Персидскую.

Последняя битва.

В 71 году до н. э. произошла последняя битва войск Спартака с римлянами. В сражении Спартак пытался пробиться к Крассу, чтобы убить его и лишить римлян предводителя. Под его могучими ударами пали два командира противника. Один римлянин, не осмеливавшийся, по-видимому, сразиться со Спартаком лицом к лицу, ранил его сзади копьём в бедро, не защищенное доспехами. (Этот момент изображён на рис. 141.) Раненый Спартак не отступил ни на шаг. Он продолжал сражаться, стоя на одном колене.

По свидетельству римлян, восставшие сражались с большим мужеством. Но перевес сил был на стороне врага. Войско рабов, ослабленное расколом, было разбито. Римляне, окружив Спартака, изрубили его. Даже тела его не удалось , найти на поле сражения. Остатки войска рассеялись.

Подоспевшие легионы Помпея истребляли рабов, уцелевших в битве. Пленных римляне распяли. Шесть тысяч столбов с умиравшими на них рабами стояли вдоль дороги из Капуи в Рим.

 Цветная иллюстрация XIV. Казнь рабов. Рабов, осуждённых на смерть, обычно распинали. Руки и ноги распинаемого привязывали к столбу с перекладиной. Один конец столба зарывали в землю; человек на нём умирал медленной, мучительной смертью под палящими лучами солнца.

Римское рабовладельческое государство выполнило, хотя и с трудом, свою основную задачу — подавило восстание рабов. В это время оно ещё располагало огромными силами.

Непримиримая борьба между классами рабов и рабовладельцев шла во всём древнем мире. В Риме, где рабовладельческий строй достиг наибольшего развития, борьба рабов приобрела наиболее грандиозные размеры и была особенно ожесточённой и упорной.

В. И. Ленин высоко оценил восстание рабов и самого Спартака. Он говорил: «…Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов».

Хотя восстание под предводительством Спартака и потерпело поражение, оно страшно испугало рабовладельцев. Даже через десятки лет они с трепетом вспоминали о нём и боялись новых восстаний. После восстания рабовладельцы стремились ещё более укрепить Римское государство, оберегавшее их от восстаний рабов.

  • < РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ИТАЛИИ И ИХ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ
  • -> УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ЦЕЗАРЯ В РИМЕ >

Искусство Древнего Рима

Скульптурный портрет и мозаика

Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.

Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.

Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.

Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.

Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)

Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.

Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.

Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом

Сюжеты мозаик:

  • натюрморты;

  • бытовые сцены;

  • другие страны;

  • мифология.

Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.

Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)

Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.

Древнеримская архитектура

В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.

Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.

Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.

Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.

Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)

Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.

Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.

Причины и начало восстания.

В I веке до н. э. число рабов в Италии продолжало увеличиваться, а положение их оставалось невыносимо тяжёлым. Это привело к новым восстаниям, самым грандиозным из которых было великое восстание рабов под предводительством Спартака.

Толчком к восстанию послужило бегство гладиаторов из тюрьмы в городе Капуе. Гладиаторы тайно готовились к восстанию. Римляне узнали об этом. Однако нескольким десяткам гладиаторов удалось взломать двери тюрьмы и бежать. Они укрылись на скалистой вершине горы Везувий, густо заросшей диким виноградом.

Беглецы избрали своим предводителем Спартака. Он происходил с севера Балканского полуострова и был взят в плен римлянами. За попытку бежать из плена его отдали в гладиаторы. Спартак отличался огромной силой, умом и храбростью.

Первоначально у гладиаторов не было иного оружия, кроме палок и кухонных ножей. Смельчаки нападали на имения рабовладельцев, на обозы и вооружались захваченным у врага,оружием. К Спартаку стали присоединяться рабы из окрестных имений.

 Цветная иллюстрация XIII. Нападение восставших рабов на римских воинов. Почти обнажённые и плохо вооружённые рабы напали на римский отряд. Внезапность и смелость нападения принесли им успех — сопротивление римлян в основном уже сломлено. Четыре воина, закрывшись щитами, ещё обороняются, но рабы забрасывают их камнями. Восставшие спешат вооружиться мечами и копьями убитых римлян.

Сильный отряд римских воинов осадил убежище рабов. Он занял единственную тропинку, шедшую со скалы вниз. Римляне думали, что голод заставит восставших сдаться. Но рабы сплели из виноградных лоз длинные лестницы и ночью спустились с крутого обрыва. Римляне считали здесь спуск невозможным и не выставили охраны. Восставшие неожиданно напали на римский отряд и уничтожили его.

Варианты происхождения

Будущий правитель Римской империи родился в 121 году. Существует несколько версий происхождения Марка Аврелия.

  • Согласно первой из них, он принадлежал к знатному испанскому семейству. В дальнейшем его усыновил император Адриан, после смерти которого мальчика забрал к себе правитель Антоний Пий, который и дал подопечному имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
  • Другая версия происхождения Марка Аврелия говорит, что его родителями были Анний Вер и Домиция Луцилла. В этом случае мать мальчика была родственницей императора Адриана, который стал наставником Марка Аврелия, когда тот был ещё совсем маленьким.

Образ Марка Аврелия из фильма «Гладиатор» / Good Brush / kevinsbrush.artstation.com

Родители Марка Аврелия (или же его старший наставник) уделяли большое внимание образованию мальчика. Тот обучался на дому, причём проявлял интерес к наукам

Его любимым учителем стал Диогнет, который помог юноше освоить искусство живописи и тонкости философии. Прекрасное образование и многочисленные таланты Марка Аврелия помогли ему уже в молодые годы, а конкретнее — в 19 лет, занять высокую должность консула. Кроме того, император Антоний Пий объявил Марка Аврелия цезарем. А в 161 году, когда умер правитель, власть переходит к Марку Аврелию и Луцию Веру, его приёмному брату. Совместное правление продолжалось до 169 года, когда умер Луций.

Правление Марка Аврелия

Уже в первые дни своего правления Марк Аврелий заявил, что чтит старинные традиции и уважает Сенат, чем вызвал расположение к себе. Он провёл ряд реформ, позволивших укрепить исконно римские устои, отказался от смелых решений и необычных нововведений. Марк Аврелий был консерватором, но именно эта черта помогла ему укрепить свою власть — консерватизм пришёлся ко времени.

Стремясь развивать Римскую империю, создавать условия для её процветания, Марк Аврелий знал, что далеко не последнюю роль в этом играет благосостояние граждан. Он сделал немало для бедняков, помогал малоимущим слоям населения, разрабатывал программы помощи и поддержки нуждающимся.

Что же касается его личной жизни, то он был женат на дочери римского императора Антонина Пия и Фаустины Старшей — Фаустине Младшей. В браке у них родилось 13 детей, в том числе и будущий император Коммод. Жена сопровождала мужа во всех военных походах, а после после победы в Паннонском походе даже получила титул «Мать лагерей».

Жозеф-Мари Вьен «Марк Аврелий раздает хлеб народу» / Музей Пикардии, Франция

Греческая фаланга — непобедимые гоплиты?

Говоря о греческих воинах, обычно представляют тяжеловооружённх гоплитов с бронзовым анатомическим панцирем, в закрытом коринфском шлеме и внушительным щитом-гоплоном, закрывавшем правую половину тела. И действительно: фаланга гоплитов была таким же символом военного дела Древней Греции, как легион — Древнего Рима. Сомкнутое построение воинов долгое время было высочайшим достижением военного искусства античности — бороться со стеной копий, неотвратимо надвигавшейся на противника, в лобовом столкновении было нелегко. Нечто похожее можно было наблюдать на излёте Средневековья, когда исполинские колонны швейцарцев сметали всё на своём пути, чем заслужили себе славу непревзойдённых мастеров войны.


Фаланга. (pinterest.com)

Впрочем, несмотря на все преимущества фаланги, слабой стороной такого построения была невозможность сражаться на пересечённой местности, где нельзя было сохранить монолитность, неразрывность строя. Для Греции с её многочисленными холмами и обилием островов гоплиты были не слишком универсальным родом войск, хотя долгое время и господствовали в её военном деле из-за политико-экономических особенностей полисного устройства. В V веке до н. э. после победы коалиции греческих государств над персами появился новый род войск, названный пельтастами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: