Состав и описание ЗРК «Стрела-10»
В состав зенитно-ракетного комплекса 9К35 «Стрела-10» входят как боевые средства (БМ 9К35 и 9К34 и ЗУР 9КЛ37), так и средства, необходимые для его технического обслуживания. К ним относятся контрольно-проверочная машина и машина технического обслуживания.
Организационно 9К35 объединяются в зенитно-ракетный взвод, который состоит из трех машин 9А34 и одной командирской 9А35. Командирская машина оборудована пассивным радиопеленгатором целей, 9А34 пеленгатора не имеет. В состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, кроме взвода ЗРК «Стрела-10», входил еще и взвод ЗРПК «Тунгуска». В качестве пункта управления батареи использовался ПУ-12 (ПУ-12М), который в будущем планировали заменить на КП «Ранжир».
Основными элементами ЗРК 9К35 «Стрела-10» являются боевая машина (БМ) 9А35 (9А34) и ЗУР (зенитная управляемая ракета) 9М37. ЗРК 9К35, в отличие от комплекса «Стрела-1», установлен на базе гусеничного тягача МТ-ЛБ, что значительно повышает проходимость комплекса и позволяет ему передвигаться вне дорог с твердым покрытием. Использование данного шасси позволило увеличить возимый боекомплект до восьми ЗУР (четыре в пусковой установке и столько же в грузовом отсеке МТ-ЛБ). Правда, разработчикам комплекса пришлось немало потрудиться над приборной частью машины, на которую воздействовала мощная вибрация гусеничной машины.
Важнейшим элементом комплекса «Стрела-10» является зенитная твердотопливная управляемая ракета 9М37. Она имеет головку самонаведения (ГСН) с двумя каналами: основным и дополнительным. В качестве основного используется фотоконтрастный режим, а в качестве дополнительного – инфракрасный режим наведения на цель. Дополнительный канал (его нет на ЗРК «Стрела-1») повышает возможности комплекса при стрельбе вдогонку и навстречу воздушным целям.
Однако инфракрасную ГСН можно привести в боевую готовность только один раз: для ее охлаждения используется жидкий азот, который находится в корпусе ракеты, его достаточно только на один цикл подготовки. Использовать или нет инфракрасный канал решает оператор комплекса, непосредственно перед запуском.
Ракета 9М37 была выполнена по схеме «утка», в ее задней части располагаются элероны, которые уменьшают угловую скорость вращения.
Для повышения эффективности поражения в боевую часть ракеты входят поражающие стержневые элементы. Ракеты оснащается двумя видами взрывателей: контактным и бесконтактным. В случае промаха ЗУР 9М37 самоуничтожается.
Для более эффективного поражения воздушных целей комплекс «Стрела-10» оснащен системой оценки зоны пуска 9С86, основной функцией которой является просчет необходимых углов упреждения. В ее основу входит когерентно-импульсный радиодальномер, работающий в миллиметровом диапазоне, который определяет расстояние до цели и ее радиальную скорость.
Тактико-технические характеристики
У новой модели комплекса с предыдущей версией схожи только показатели времени подготовки к залпу и самоликвидации, а также 72-й калибр. В остальном у третьей ПЗРК «Стрела» характеристики куда лучше. Длина ракеты была снижена до 1,25 м при весе в 10 кг. С другой стороны, масса самого комплекса увеличилась за счет новых комплектующих и составила более 6 кг. «Стрела-3» способна поражать объекты на расстоянии от 500 до 4500 метров. Возможная высота полета по вертикали варьируется в пределах до 3 км. Скорость полета заряда вдогон составляет 310 м/с, навстречу цели – 230 м/с. Благодаря новой усовершенствованной модели зенитчик получил возможность поражать даже самолет класса «истребитель». Вероятность уничтожения такой цели одной ракетой оценивается в 33%.
Тактико-технические характеристики
У этого ЗРК ТТХ отличаются высокой скоростью реакции и мобильностью. Время готовности снаряда к запуску может варьироваться от пяти до десяти секунд, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется техника. Прием целеуказаний осуществляется за 3-5 секунд. Искажение данных по азимуту на расстоянии 6 – 25 км от объекта составляет – 1,5 градуса.
Кроме того у ЗРК «Стрела-10» достойные характеристики дальности стрельбы, а именно максимальная дистанция до цели с показателем вероятности поражения цели до 99,5 процентов равна 5 километрам. При этом высота полета варьируется в пределах от 25 до 3500 м. Скорость движения ракеты на встречных курсах составляет около 1500 км в час, вдогонку – до 1110 км в час. Распознавание воздушных целей происходит на дальности до 12 тыс. метров.
Перевод установки в боевое положение из маршевого занимает не больше 20 с. Время полной перезарядки (четыре ракеты) варьируется в пределах 2-3 минут. На свертывание активных боевых средств уходит 3 минуты.
Общий вес ЗРК «Стрела-10» составляет 12,3 тонны. При этом машина развивается скорость движения по плаву до 6 км в час, а на грунте до 61,5 км в час.
Структура войск ПВО
Структура противовоздушной обороны подразделяется на:
- Войсковая ПВО ВС, которая включает части ПВО СВ, ВДВ, береговые ВМФ.
- ПВО Воздушно-космических сил РФ, перекрывающих территорию с важными военными объектами (ПВО-ПРО – войска противоракетной и противовоздушной обороны).
Начиная с 1997 года, действует своя ПВО, образованная в Воздушных силах. В состав этих войск входит ПВО Сухопутных войск, задача которых заключается в обеспечении качественных прикрытий военных объектов и армейских соединений в местах расквартирования от ракетного нападения и воздушного противника, а также при перегруппировках и во время боев.
ПВО Сухопутных войск вооружены различными средствами противодействия врагу, которые способны поражать цели на разных высотах:
- больше 12 км (в стратосфере);
- до 12 км (больших);
- до 4 км (средних);
- до 1 км (малых);
- до 200 метров (предельно малых).
По дальности обстрела противовоздушное вооружение делится на:
- больше 100 км – дальнего действия;
- до 100 км – средней дальности;
- до 30 км – малой дальности;
- до 10 км – ближнего действия.
Постоянное совершенствование войск ПВО состоит в улучшении их мобильности, расширении возможностей обнаружения и сопровождения противника, сокращении времени перевода в боевое состояние, перекрытия секторов поражения для 100% уничтожения атакующих аппаратов.
С 2015 года образованы Военно-космические силы РФ (ВКС), в состав которых входят самостоятельные войска ПВО-ПРО. Главная задача нового воинского образования заключается в противостоянии нападению противника в атмосфере и за ее пределами с целью перехвата атакующих разделяющихся боевых баллистических головок и маневренных крылатых ракет для обеспечения защиты важнейших пунктов в Московской области.
Краткая история войск ПВО РФ
Началом формирования подразделений войсковой ПВО выступил приказ генерала Алексеева – главнокомандующего штаба Верховного Главнокомандующего от 13 декабря 1915 года, которым было объявлено о формировании отдельных четырехорудийных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту. Согласно приказу Минобороны РФ от 9 февраля 2007 года – 26 декабря является датой создания войсковой противовоздушной обороны.
В 1941 году система ПВО СССР разделили на ПВО территории страны и Войсковую.
В 1958 году в составе Сухопутных войск был создан отдельный вид войск – войска противовоздушной обороны Сухопутных войск.
В 1997 году сформировались войска войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ, в результате слияния войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, соединений, воинских частей и подразделений ПВО Береговых войск ВМФ, соединений и воских частей ПВО резерва Верховного Главнокомандующего.
26 декабря в Вооруженных Силах России отмечается день войсковой противовоздушной обороны.
Перечислим начальников Войск ПВО Сухопутных войск и ПВО ВС РФ
- начальник войск ПВО Сухопутных войск ВС РФ — генерал-полковник Духов Б. И. – 1991-2000 гг.;
- начальный Войсковой ПВО — генерал-полковник Данилкин В.Б. – 2000-2005 гг.;
- начальник Войсковой ПВО – генерал-полковник Фролов Н. А. – 2008-2010 гг.;
- начальник Войсковой ПВО генерал-майор Круш М. К. – 2008-2010 гг.;
- начальник войск ПВ Сухопутных войск ВС РФ – генерал-майор (с 2013 года генерал-лейтенант) Леонов А. П. – 2010 год и до настоящего времени.
Российская Федерация – единственная страна в мире, которая имеет эшелонированную, полномасштабную, комплексную систему воздушно-космической обороны. Технической основой ВКО выступают системы и комплексы противоракетной и противовоздушной обороны, предназначенные для решения самых разных задач: начиная от тактических и заканчивая оперативно-стратегическими. Технические показатели комплексов и систем ВКО обеспечивают надежное прикрытие войск, важных объектов промышленности, государственного управления, транспорта и энергетики.
По словам специалистов, зенитно-ракетные системы и комплексы – самые сложные военные машины. Помимо радио и лазерного оборудования, они оснащены специальными средствами, которые осуществляют воздушную разведку, слежение и наведение.
ПРОТИВОЗЕНИТНЫЕ И ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ МАНЕВРЫ
Противозенитные маневры отличаются многообразием. В число их входят: обход районов, насыщенных зенитными средствами; внезапное появление самолета нал объектом с той стороны, где его меньше всего ожидают; резкое изменение направлений полета; применение оружия из зон, не простреливаемых огнем ЗЛ, и т. п.
Штурмовик А-10 Тандерболт II |
Один из эффективных противозенитных маневров выглядит следующим образом. Экипаж штурмовика А-10 с малой высоты ведет огонь из пушки или осуществляет пуск УP по наземным целям, не входя в зону поражения зенитной артиллерией противника, потом делает крутой разворот и уходит от поля боя. В этом случае самолет не проходит над целью и таким образом избегает огня не только зенитной артиллерии и стрелкового оружия, но и зенитных средств с ИК-системами наведения. Такой способ отрабатывается экипажами самолетов при действии их по переднему краю обороны противника и по его танкам, развивающим наступление или находящимся на марше.
Во время полета на малых и предельно малых высотах над районами поля боя экипажу следует быть особо внимательным к пуску по его самолету ЗУР ближнего действия (5—8 км). При обнаружении пуска ему рекомендуется, резко изменив курс полета, сорвать слежение. Считается важным маневр выполнить как можно скорее, чтобы сохранить большую дальность между самолетом и ракетой. Как показали учебные пуски за рубежом, на значительной дальности у ракеты не хватает энергии для преследования цели.
Другим эффективным маневром против указанных ракет зарубежные специалисты считают змейку, исполненную с различными шагами и амплитудой.
Немалую опасность представляют ракеты с ИК головками самонаведения, запускаемые вслед уходящему самолету, у которого из сопел двигателей выходят струи горячих газов. В качестве профилактической меры летчику рекомендуется сразу же после бомбометания или стрельбы перевести самолет в набор высоты или в крутой разворот. Эти маневры пилот должен применять в зависимости от обстановки, помня, что первый исключает возможность повторного захода на атаку, а второй может поставить самолет под удар других зенитных средств.
Хотя указанные противозенитные и противоракетные маневры и считаются эффективными для защиты от зенитных средств, но с их помощью нельзя предотвратить значительные потери авиации во время крупных налетов на объекты, расположенные в глубине боевых порядков войск противника. Проведение подобных налетов потребует «расчистки» прохода в системе ПВО для штурмовиков. В этих целях выделяются группы прикрытия, состоящие из истребителей, и обеспечения, включающие самолеты РЭБ, а также самолеты, вооруженные противорадиолокационными ракетами. К решению этой задачи будут также привлекаться вертолеты и беспилотные самолеты.
(«ЗВО»)
Состав
Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» — это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.
Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.
В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.
На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.
АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86
Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.
ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
Общее устройство ракеты 9М37
Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для поражения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встречных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и маневрирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.
Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка самонаведения; 2 – автопилот; 3 – боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка |
Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.
Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродинамическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.
Собранная ракета помещается в металлический контейнер.
Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и контейнера:
- отсек №1 — головка самонаведения;
- отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
- отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и блоком питания;
- отсек №4 — неконтактный датчик цели;
- отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М37:
- калибр — 120 мм;
- длина — 2190 мм;
- масса — 39,2 кг;
- масса контейнера с ракетой — 70 кг;
- масса боевой части — 3 кг;
- масса укупорки с ракетой— ПО кг;
- дальность (наклонная) поражения — от 800 до 5000 м;
- диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
- максимальная скорость полета — 700 м/с;
- средняя скорость полета — 550 м/с;
- зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
- дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
- время боеготовности — 5 с;
- условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.
В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.
Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой установке или внутри БМ).
Особенности ракеты 9М37M
Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автоматически обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехозащиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.