Переносной зенитный ракетный комплекс (пзрк) 9к32 «стрела-2»

Состав и описание ЗРК «Стрела-10»

В состав зенитно-ракетного комплекса 9К35 «Стрела-10» входят как боевые средства (БМ 9К35 и 9К34 и ЗУР 9КЛ37), так и средства, необходимые для его технического обслуживания. К ним относятся контрольно-проверочная машина и машина технического обслуживания.

Организационно 9К35 объединяются в зенитно-ракетный взвод, который состоит из трех машин 9А34 и одной командирской 9А35. Командирская машина оборудована пассивным радиопеленгатором целей, 9А34 пеленгатора не имеет. В состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, кроме взвода ЗРК «Стрела-10», входил еще и взвод ЗРПК «Тунгуска». В качестве пункта управления батареи использовался ПУ-12 (ПУ-12М), который в будущем планировали заменить на КП «Ранжир».

Основными элементами ЗРК 9К35 «Стрела-10» являются боевая машина (БМ) 9А35 (9А34) и ЗУР (зенитная управляемая ракета) 9М37. ЗРК 9К35, в отличие от комплекса «Стрела-1», установлен на базе гусеничного тягача МТ-ЛБ, что значительно повышает проходимость комплекса и позволяет ему передвигаться вне дорог с твердым покрытием. Использование данного шасси позволило увеличить возимый боекомплект до восьми ЗУР (четыре в пусковой установке и столько же в грузовом отсеке МТ-ЛБ). Правда, разработчикам комплекса пришлось немало потрудиться над приборной частью машины, на которую воздействовала мощная вибрация гусеничной машины.

Важнейшим элементом комплекса «Стрела-10» является зенитная твердотопливная управляемая ракета 9М37. Она имеет головку самонаведения (ГСН) с двумя каналами: основным и дополнительным. В качестве основного используется фотоконтрастный режим, а в качестве дополнительного – инфракрасный режим наведения на цель. Дополнительный канал (его нет на ЗРК «Стрела-1») повышает возможности комплекса при стрельбе вдогонку и навстречу воздушным целям.

Однако инфракрасную ГСН можно привести в боевую готовность только один раз: для ее охлаждения используется жидкий азот, который находится в корпусе ракеты, его достаточно только на один цикл подготовки. Использовать или нет инфракрасный канал решает оператор комплекса, непосредственно перед запуском.

Ракета 9М37 была выполнена по схеме «утка», в ее задней части располагаются элероны, которые уменьшают угловую скорость вращения.

Для повышения эффективности поражения в боевую часть ракеты входят поражающие стержневые элементы. Ракеты оснащается двумя видами взрывателей: контактным и бесконтактным. В случае промаха ЗУР 9М37 самоуничтожается.

Для более эффективного поражения воздушных целей комплекс «Стрела-10» оснащен системой оценки зоны пуска 9С86, основной функцией которой является просчет необходимых углов упреждения. В ее основу входит когерентно-импульсный радиодальномер, работающий в миллиметровом диапазоне, который определяет расстояние до цели и ее радиальную скорость.

Тактико-технические характеристики

У новой модели комплекса с предыдущей версией схожи только показатели времени подготовки к залпу и самоликвидации, а также 72-й калибр. В остальном у третьей ПЗРК «Стрела» характеристики куда лучше. Длина ракеты была снижена до 1,25 м при весе в 10 кг. С другой стороны, масса самого комплекса увеличилась за счет новых комплектующих и составила более 6 кг. «Стрела-3» способна поражать объекты на расстоянии от 500 до 4500 метров. Возможная высота полета по вертикали варьируется в пределах до 3 км. Скорость полета заряда вдогон составляет 310 м/с, навстречу цели – 230 м/с. Благодаря новой усовершенствованной модели зенитчик получил возможность поражать даже самолет класса «истребитель». Вероятность уничтожения такой цели одной ракетой оценивается в 33%.

Тактико-технические характеристики

У этого ЗРК ТТХ отличаются высокой скоростью реакции и мобильностью. Время готовности снаряда к запуску может варьироваться от пяти до десяти секунд, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется техника. Прием целеуказаний осуществляется за 3-5 секунд. Искажение данных по азимуту на расстоянии 6 – 25 км от объекта составляет – 1,5 градуса.

Кроме того у ЗРК «Стрела-10» достойные характеристики дальности стрельбы, а именно максимальная дистанция до цели с показателем вероятности поражения цели до 99,5 процентов равна 5 километрам. При этом высота полета варьируется в пределах от 25 до 3500 м. Скорость движения ракеты на встречных курсах составляет около 1500 км в час, вдогонку – до 1110 км в час. Распознавание воздушных целей происходит на дальности до 12 тыс. метров.

Перевод установки в боевое положение из маршевого занимает не больше 20 с. Время полной перезарядки (четыре ракеты) варьируется в пределах 2-3 минут. На свертывание активных боевых средств уходит 3 минуты.

Общий вес ЗРК «Стрела-10» составляет 12,3 тонны. При этом машина развивается скорость движения по плаву до 6 км в час, а на грунте до 61,5 км в час.

Структура войск ПВО

Структура противовоздушной обороны подразделяется на:

  • Войсковая ПВО ВС, которая включает части ПВО СВ, ВДВ, береговые ВМФ.
  • ПВО Воздушно-космических сил РФ, перекрывающих территорию с важными военными объектами (ПВО-ПРО – войска противоракетной и противовоздушной обороны).

Начиная с 1997 года, действует своя ПВО, образованная в Воздушных силах. В состав этих войск входит ПВО Сухопутных войск, задача которых заключается в обеспечении качественных прикрытий военных объектов и армейских соединений в местах расквартирования от ракетного нападения и воздушного противника, а также при перегруппировках и во время боев.

ПВО Сухопутных войск вооружены различными средствами противодействия врагу, которые способны поражать цели на разных высотах:

  • больше 12 км (в стратосфере);
  • до 12 км (больших);
  • до 4 км (средних);
  • до 1 км (малых);
  • до 200 метров (предельно малых).

По дальности обстрела противовоздушное вооружение делится на:

  • больше 100 км – дальнего действия;
  • до 100 км – средней дальности;
  • до 30 км – малой дальности;
  • до 10 км – ближнего действия.

Постоянное совершенствование войск ПВО состоит в улучшении их мобильности, расширении возможностей обнаружения и сопровождения противника, сокращении времени перевода в боевое состояние, перекрытия секторов поражения для 100% уничтожения атакующих аппаратов.

С 2015 года образованы Военно-космические силы РФ (ВКС), в состав которых входят самостоятельные войска ПВО-ПРО. Главная задача нового воинского образования заключается в противостоянии нападению противника в атмосфере и за ее пределами с целью перехвата атакующих разделяющихся боевых баллистических головок и маневренных крылатых ракет для обеспечения защиты важнейших пунктов в Московской области.

Краткая история войск ПВО РФ

Началом формирования подразделений войсковой ПВО выступил приказ генерала Алексеева – главнокомандующего штаба Верховного Главнокомандующего от 13 декабря 1915 года, которым было объявлено о формировании отдельных четырехорудийных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту. Согласно приказу Минобороны РФ от 9 февраля 2007 года – 26 декабря является датой создания войсковой противовоздушной обороны.

В 1941 году система ПВО СССР разделили на ПВО территории страны и Войсковую.

В 1958 году в составе Сухопутных войск был создан отдельный вид войск – войска противовоздушной обороны Сухопутных войск.

В 1997 году сформировались войска войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ, в результате слияния войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, соединений, воинских частей и подразделений ПВО Береговых войск ВМФ, соединений и воских частей ПВО резерва Верховного Главнокомандующего.

26 декабря в Вооруженных Силах России отмечается день войсковой противовоздушной обороны.

Перечислим начальников Войск ПВО Сухопутных войск и ПВО ВС РФ

  • начальник войск ПВО Сухопутных войск ВС РФ — генерал-полковник Духов Б. И. – 1991-2000 гг.;
  • начальный Войсковой ПВО — генерал-полковник Данилкин В.Б. – 2000-2005 гг.;
  • начальник Войсковой ПВО – генерал-полковник Фролов Н. А. – 2008-2010 гг.;
  • начальник Войсковой ПВО генерал-майор Круш М. К. – 2008-2010 гг.;
  • начальник войск ПВ Сухопутных войск ВС РФ – генерал-майор (с 2013 года генерал-лейтенант) Леонов А. П. – 2010 год и до настоящего времени.

Российская Федерация – единственная страна в мире, которая имеет эшелонированную, полномасштабную, комплексную систему воздушно-космической обороны. Технической основой ВКО выступают системы и комплексы противоракетной и противовоздушной обороны, предназначенные для решения самых разных задач: начиная от тактических и заканчивая оперативно-стратегическими. Технические показатели комплексов и систем ВКО обеспечивают надежное прикрытие войск, важных объектов промышленности, государственного управления, транспорта и энергетики.

По словам специалистов, зенитно-ракетные системы и комплексы – самые сложные военные машины. Помимо радио и лазерного оборудования, они оснащены специальными средствами, которые осуществляют воздушную разведку, слежение и наведение.

ПРОТИВОЗЕНИТНЫЕ И ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ МАНЕВРЫ

Противозенитные маневры отличаются многообразием. В число их входят: обход районов, насыщенных зенитными средствами; внезапное появление самолета нал объектом с той стороны, где его меньше всего ожидают; резкое изме­нение направлений полета; применение оружия из зон, не простреливае­мых огнем ЗЛ, и т. п.

Штурмовик А-10 Тандерболт II

Один из эффективных противозенитных маневров выглядит следующим обра­зом.   Экипаж штур­мовика А-10  с    малой    высоты ведет огонь из пушки или осуществляет пуск УP по наземным целям, не входя в зону поражения зенитной артиллерией противника, потом делает кру­той разворот и уходит от поля боя.    В   этом   случае самолет не проходит над целью и таким образом избегает огня не только зенитной артиллерии и стрелкового оружия, но и зенитных средств с ИК-системами наведения. Такой способ отрабатывается экипажами самолетов при действии их по переднему краю обо­роны противника и по его танкам, развивающим наступление или находящимся на марше.

Во время полета на малых и предельно малых высотах над районами поля боя экипажу следует быть особо внимательным к пуску по его самолету ЗУР ближнего действия (5—8 км). При обна­ружении пуска ему рекомендуется, резко изменив курс полета, сорвать слежение. Считается важным маневр выполнить как можно скорее, что­бы сохранить большую дальность между самолетом и ракетой. Как по­казали учебные пуски за рубежом, на значительной дальности у ракеты не хватает энергии для преследования цели.

Другим эффективным маневром против указанных ракет зарубеж­ные специалисты считают змейку, исполненную с различными шагами и амплитудой.

Немалую опасность представляют ракеты с ИК головками самонаведения, запускаемые вслед уходящему самолету, у которого из сопел двигателей выходят струи горячих газов. В качест­ве профилактической меры летчику рекомендуется сразу же после бом­бометания или стрельбы перевести самолет в набор высоты или в кру­той разворот. Эти маневры пилот должен применять в зависимости от обстановки, помня, что первый исключает возможность повторного за­хода на атаку, а второй может поставить самолет под удар других зе­нитных средств.

Хотя указанные противозенитные и противоракетные маневры и считаются эффективными для защиты от зенитных средств, но с их по­мощью нельзя пре­дотвратить значительные потери авиации во время крупных налетов на объ­екты, расположенные в глубине боевых порядков войск противника. Проведение подобных налетов потребует «расчистки» прохода в систе­ме ПВО для штурмовиков. В этих целях выделяются груп­пы прикрытия, состоящие из истребителей, и обеспечения, включающие самолеты РЭБ, а также самолеты, вооруженные противорадиолокационными ракетами. К решению этой задачи будут также привлекаться вертолеты и беспилотные самолеты.

(«ЗВО»)

Состав

Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» — это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.

Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.

В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.

На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.

АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86

Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ

Общее устройство ракеты 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для пора­жения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встреч­ных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и ма­неврирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.

Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка самонаведения; 2 – автопилот; 3 – боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка

Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных кур­сах, а ночью — только на догонных курсах.

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэро­динамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в перед­ней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.

Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самона­ведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродина­мическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер.

Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и кон­тейнера:

  • отсек №1 — головка самонаведения;
  • отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
  • отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохрани­тельно-исполнительным механизмом (ПИМ) и блоком питания;
  • отсек №4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Тактико-технические характеристики ракеты 9М37:

  • калибр — 120 мм;
  • длина — 2190 мм;
  • масса — 39,2 кг;
  • масса контейнера с ракетой — 70 кг;
  • масса боевой части — 3 кг;
  • масса укупорки с ракетой— ПО кг;
  • дальность (наклонная) поражения — от 800 до 5000 м;
  • диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
  • максимальная скорость полета — 700 м/с;
  • средняя скорость полета — 550 м/с;
  • зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
  • дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
  • время боеготовности — 5 с;
  • условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.

В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой уста­новке или внутри БМ).

Особенности ракеты 9М37M

Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автомати­чески обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехоза­щиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: