Trumpeter 1/35 ворошиловец и 122 мм гаубица

Тяга

В зависимости от типа тяги артиллерийские тягачи бывают двух основных типов: колесные и гусеничные.

  • Колесный тракторы обычно представляют собой вариации грузовики адаптирован к военной службе.
  • Отслеживаются тракторы работают на непрерывная дорожка; в некоторых случаях построены на модифицированном бак шасси с заменой надстройки на отсек для артиллерийского расчета или боеприпасы.

Кроме того, полугусеница тракторы использовались в межвоенный период И в Вторая Мировая Война, особенно Вермахт. В послевоенный период производство тракторов этого типа в основном прекратилось.

История

Первая Мировая Война

Первые артиллерийские тягачи были спроектированы еще до начала войны. Первая Мировая Война, часто на базе сельскохозяйственных машин, таких как Holt трактор. Такие машины позволили тактически использовать более тяжелые орудия в дополнение к легкой конной тяге. полевые пушки. «Бездонная артиллерия», доступная до Первой мировой войны, весила 8 тонн, имела 70 лошадиных сил и могла развивать скорость до 8 миль в час. Например, в британской армии допускались тяжелые орудия Королевская гарнизонная артиллерия для гибкого использования на поле боя.

Вторая Мировая Война

Немецкий RSO буксировка 105-мм гаубица, Албания, 1943 г.

Во время Второй мировой войны тяжеловоз все еще был наиболее распространенным источником движущей силы во многих армиях.[нужна цитата ] Большинство стран были экономически и промышленно неспособны полностью моторизировать свои силы. Одним из компромиссов было производство автомобилей общего назначения, которые можно было бы использовать для перевозки войск, логистики и первичный двигатель ролей, с тяжелыми артиллерийскими тягачами для перемещения самых тяжелых орудий.

Британская армия до войны была полностью механизирована. В 1920-е и 30-е годы он использовал Виккерс средний дракон и Светлый дракон гусеничные артиллерийские тягачи, но их в основном заменили колесными, начиная с Моррис CDSW. В Королевская артиллерия сохранились специальные артиллерийские тягачи, известные как «тракторы полевой артиллерии» (FAT), такие как Моррис «Квад», Канадский военный образец (CMP) «Quad» и AEC Matador на протяжении Второй мировой войны, а не принимать на вооружение автомобиль общего назначения. Артиллерийские тягачи отличались от машин «General Service» (GS) тем, что имели отсек для артиллерийского отряда сразу за кабиной и отделенный от грузового отсека, содержащего боеприпасы и оружейные склады.

Немецкие войска использовали полуторожки как артиллерийские тягачи, такие как Sd.Kfz. 7. Полугусеничные тракторы обычно не использовались в этой роли в других странах. По сравнению с колесными транспортными средствами они обладали лучшими внедорожными качествами, но были медленнее на дорогах и были более склонны к поломкам. Однако для Германии лошади оставались самым распространенным способом буксировки артиллерии на протяжении всей войны.[нужна цитата ]

Современная Война

В Современная Война, буксируемая артиллерия частично уступила место самоходная артиллерийская установка, также часто встречается вспомогательные силовые установки встроен в лафет для обеспечения ограниченной мобильности на поле боя.

Традиционную буксируемую артиллерию все еще можно найти в частях, где сложность и вес являются недостатками: например, аэромобильные, десантные и другие легкие части. В таких отрядах, где органический транспорт обычно ограничен, любой доступный транспорт может использоваться как артиллерийские тягачи, чтобы при необходимости переставлять орудия. Например, проектировать машины другого основного назначения, такие как морские пехотинцы США. Вилочный погрузчик повышенной проходимости малой мощности (LCRTF), универсальный телескопический погрузчик автопогрузчик способен буксировать механизм с любого конца.

Рама и электрооборудование

Этот узел советского тягача «Ворошиловец» — сварной конфигурации из пары продольных швеллеров. Усиление сделано в виде множества косынок, поперечин и площадок. Нижняя часть рамы закрывалась съемными листами. Сзади предусмотрен поворотный крюк с фиксатором и буферными пружинами, рассчитанными на увеличенное тяговое усилие.

Техника неплохо оснащалась электрическим оборудованием. В систему входил генератор на 24 вольта, четыре аккумуляторных батареи, полный набор осветительных элементов и приборов сигнализации. На панели перед водителем было более 10 контрольных циферблатов, включая часы. Кабина взята от автомобиля ЗИС-5, она была кардинально переоборудована и увеличена. Вентиляционный процесс и связь с обслуживающим расчетом осуществлялась через пару люков в задней части кабины.

На переднем сегменте вместительной грузовой платформы устанавливались два резервуара для горючего, вместимостью 550 литров, АБ, резерв масла, огнетушители, инструментарий. Личный состав располагался на трех поперечно расположенных съемных сидениях и одном добавочном аналоге. Остальное пространство предназначалось для боекомплекта и внушительной артиллерийской экипировки. Сверху монтировался съемный тент из брезента.

Характеристики и параметры установленного оборудования

Привод лебедки в данной специальной технике осуществлялся непосредственно от коробки отбора мощности. В трансмиссии имелось реверсивное устройство, которое позволяло перемещаться в переднем и заднем направлениях без последующего разворота. Управление можно было осуществлять одному механику водителю, выполнялось это исключительно посредством движения «вперед-назад». Вполне достойный аналог трактора.

Что примечательно, расширенной была и комплектация самого тягача. В нее входило:

  • специальное электрооборудование;
  • топливный бак вместительностью порядка 500 литров;
  • приспособления для переднего и заднего сцепления;
  • комплект прожекторов, устанавливаемых на кабине.

По шоссе специальная техника могла запросто преодолевать расстояния со скоростью в 55 километров в час, тягач мог преодолевать даже уклон с креном порядка 30 градусов, что было совершенно немыслимо для техники того времени. Расход составляет порядка 100 литров на 100 километров, но несмотря на такой показатель, техника вполне оправдывала все затраты на свое содержание.

Характеристики представлены в таблице:

МТ-МБ МТ-ЛБу МТ-СМ МТ-Л
Масса 6,2 тонны 11,8 тонн 34 тонны 8,5 тонн
Грузоподъемность 1,5 тонн Не более 4 тонн 10 тонн 2,5-4,5 тонны
Максимальная скорость 70 км/ч 60 км/ч 65 км/ч 60 км/ч
Мощность двигателя 175 л.с. 300 л.с. 780 л.с. 240 л.с.
Запас хода 900 км. 500 км. 600 км. 500 км.

Интересные факты

В конце 1939 года комплектация тягачей «Ворошиловец» производилась со скоростью до полутора машин в сутки (стендовая сборка). К концу лета 1941-го было выпущено 1123 агрегата. Затем производственные мощности были эвакуированы в Нижний Тагил.

Даже с учетом увеличения темпов производства подобной техники катастрофически не хватало. В целом с 22 июня 1941 года Харьковский завод поставил в армию 170 единиц указанных тягачей. По причине нехватки танковых дизельных моторов типа В-2, они поставлялись в первую очередь на Т-34, для тягачей их практически не оставалось. Были попытки монтажа других двигателей, типа М-17Т и БТ-7. Конструкторы артиллерийского комбината в Подлипках планировали переконструировать тягач в самоходную орудийную установку с пушкой калибра 85 мм. Эта работа не получила развития в связи с эвакуацией комбината.

Любители моделирования и ценители редкой военной техники времен Второй мировой войны могут своими руками собрать копию легендарной машины. Например, комплект № 01573 от Trumpeter 1/35 (Советский тягач «Ворошиловец») представлен на рынке набором из 383 элементов.

В него также входит детальная инструкция по сборке и декаль. Рабочий процесс осуществляется при помощи специального клея. В итоге получится точная копия техники в масштабе 1:35.

Образцы строительной техники

Для обеспечения гражданских нужд было разработано ограниченное, но функциональное количество образцов техники, которые и по сей день можно встретить во время выполнения разных работ. К примеру, гусеничный тягач ГТМ-6.0, отличительной особенностью которого является высокая многофункциональность.

Изначально, данная разработка предназначалась исключительно для использования в качестве базы с целью последующей установки на нее различного по конфигурации навесного оборудования, использующего пассивные рабочие органы (к примеру, это касается ПКТ, БКТ). Среди особенностей данного тягача можно выделить установленный четырехтактный двигатель ЯМЗ. Мощность агрегата составляет порядка 300-310 лошадиных сил. Это позволяет обеспечивать отличную тягу и выдерживать значительные нагрузки, оказываемые в процессе транспортировки.

Итак!

Крепление фар надо изменить принципиально – они крепились к бокам крышки радиатора, а не на штырьках к крыльям, как выполнили китайские производители. Исправить этот недочет быстрее, нежели описать – пару кронштейнов из 0.3 мм полистирола изготовить, сверяясь с фотографиями, работа на несколько минут. Фары я установил из набора фирмы Elf.  
Зеркала заднего вида на «Ворошиловцах» не было (его функцию выполняли круглые люки на задней стенке кабины). Вместо зеркала нужно установить фару-искатель – на ее роль отлично подошло изделие той же Elf.  
Катафоты на задней стенки кабины и корме кузова сымитированы цветным лаком Tamiya. После высыхания лака для более выразительного блеска советую дополнительно капнуть на катафоты тамиевским же прозрачным глянцевым лаком.   
Единственное, на модели я пока не сделал видимую часть буксировочного троса.
Брезентовый тент выполнен, что называется, «в общих чертах» — весьма условно показаны ремешки крепления – их лучше доделать самостоятельно. Я этого делать не стал, так как устанавливать тент не планировал, чтобы не закрывать прекрасно, на мой взгляд, выполненную имитацию деревянного кузова и скамей расчета. Рельефно выполненная фактура древесины конечно не достоверна, но при тонировке выглядит очень эффектно.
Порассудив — «Не пропадать же добру», тент я покрасил. Для этого применил краски белорусской фирмы Хобби-плюс – они у меня еще остались в большом количестве с 1995 года и все в отличном состоянии. Даже при полном высыхании они восстанавливаются после разведения 646 растворителем. Адгезия их к окрашенной поверхности не очень (соскребается ногтем при приложении некоторого усилия) поэтому грунтовка окрашиваемой поверхности при их использовании обязательна. Для придания тканевой матовости я в краску добавляю зубной порошок и развожу растворителем до очень жидкой консистенции – как магазинное молоко.   

Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)

Этот полугусеничный тягач оснащался 8.8-сантиметровой зенитной пушкой и 150-мм гаубицей. Также Вермахт использовал тягачи Sd Kfz 7 с 20-мм и 37-мм зенитными орудиями. Минус этих машин в том, что по сравнению с колесными транспортными средствами, полугусеничные тягачи более трудны в обслуживании, в результате чего они часто выходили из строя.

Тем не менее немцы не отказались от этих боевых машин, поскольку они имели превосходную внедорожную маневренность. Правда, скорость движения по шоссе оставляла желать лучшего. Но в условиях бездорожья России эта машина для Вермахта была незаменима. 

Гусеничные тягачи на колёсах

К тому времени инженеры уже поняли, что гусеничное шасси позволяет добиться огромной проходимости в условиях жесткого бездорожья, что для военной машины является лучшей характеристикой. Вот только гусеничный тягач крайне неудобен, как минимум, он имеет существенные ограничения в скорости. Поэтому конструкторам пришла в голову идея создать смешанное шасси. Таким был, к примеру, тягач V377 из Чехословакии. Он передвигался на гусеницах, а по бокам у него находились колёса, опускаемые при необходимости вниз.

Гусенично-колёсные тягачи выполняли роль грузового транспорта, доставляя продовольствие и боеприпасы. Некоторые модификации использовались как платформа для установки артиллерийских орудий, например, тягач ADMK от компании Austro-Daimler. Он оснащался мотором 20 лошадиных сил, а конструкция его была очень простой – задние колёса поднимались вверх и тягач ехал на гусеницах. Скорость его составляла 45 км/ч и 15 км/ч соответственно.

Крайне необычным шасси оснащались, в том числе и бронемашины. Швейцарская компания Saurer в период с 1936 по 1942 гг. выпускала броневик RR7/2. По указанию Вермахта колёсно-гусеничную машину приняли на вооружение, а всего было выпущено 160 экземпляров.

После многочисленных экспериментов с изменяемым шасси инженеры пришли к выводу, что гораздо проще, быстрее и дешевле выпускать обычные гусеничные бронетранспортёры. От них было больше пользы и меньше проблем в эксплуатации. Вероятно, самым известным «родственником» колёсно-гусеничных армейских машин является броневик Sd.Kfz. 251, производство которого стартовало ещё в 1939 году.

Нестандартные машины

В период Второй мировой войны некоторые инженеры воплощали в жизнь поистине новаторские идеи. Некоторые из них даже сейчас вызывают большое удивление. Например, полноприводный военный грузовик G3, выпущенный британской компанией Garner, отличался от остальных радикально усовершенствованной силовой установкой. Она состояла из двух двигателей Ford V8 суммарной мощностью 170 лошадиных сил. Причём мощность можно было распределять в произвольном порядке: между всеми четырьмя колёсами, передней и задней осью, а также между правой и левой сторонами.

Ещё одна из машин, опередивших своё время – это прожекторная станция Tilling-Stevens TS20. На ней устанавливался мощный прожектор, предназначенный для подсветки небосвода и работавший вместе с зенитными орудиями. Его оснащали силовой установкой мощностью 70 лошадиных сил, вот только она приводила в действие не колёса, а 24-киловаттный электрогенератор. Электричество было необходимо, чтобы питать прежде всего прожектор, а заодно с ним и тяговый электродвигатель, за счёт которого и ездила станция.

Инженеры, разработавшие военные тягачи, наверное, никогда не думали, что армейскую технику когда-нибудь используют, чтобы создать дом на колёсах.

АТ-Т (AT-T)

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (AT-T)

АТ-Т (AT-T) — Артиллерийский Тягач — Тяжелый, Объект 401 — советский тяжелый артиллерийский тягач, созданный в Харькове в 1947 году для буксировки артиллерийских орудий, боекомплекта к ним, орудийного расчета, снаряжения и прицепов массой до 25 тонн по всем дорогам и по бездорожью. Кроме того, тяжелый тягач АТ-Т (AT-T) незаменым в народном хозяйстве, особенно Сибири и Крайнего Севера.

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т (AT-T)
  • Длина 6,99 м, ширина 3,14 м, высота по кабине 2,85 м
  • Вместимость кабины 4 чел
  • Вместимость кузова 16-18 чел
  • Масса 20 т
  • Масса буксируемого прицепа до 25 т
  • Грузоподъемность 5 т
  • Клиренс (дорожный просвет) 425 мм
  • Ширина трака гусеницы 500 мм
  • Силовая установка: 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401 мощностью 415 л.с. (305 кВт) при 1600 об/мин
  • Запас хода 750 км по шоссе
  • Максимальная скорость 36 км/час по шоссе, 18 км/час по пересеченной местности
  • Удельное давление на грунт 0,65 кг/см2
  • Преодолеваемое препятствие при полной нагрузке: угол подъема 30°, угол подъема с прицепом 25°, крен 25°, ширина рва 1,9 м, глубина брода 1 м, стенка высотой 0,85 м

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (at-t) под заводским обозначением 401 создан КБ Харьковского машиностроительного завода им. Малышева (ХМЗ) в конце 1940-х годов. Серийное производство машины началось с 1950 года и осуществлялось до 1979 года.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (at-t) построен на гусеничном ходу с передним расположением двигателя и кабины капотного типа. За кабиной размещена грузовая платформа.

Корпус тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (at-t) имеет сварную конструкцию. В передней части корпуса находится 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401 мощностью 415 л.с. (305 кВт) при 1600 об/мин, над ним — четырехместная кабина с системой отопления и вентиляции. Кабина заимствована у грузового автомобиля ЗИС-150 и расширена на одного человека. Шумоизоляция кабины, компенсация тряски при движении АТ-Т (at-t) не предусмотрены, поэтому водителю положен танковый шлемофон.

Грузовая платформа АТ-Т (at-t) расположена сразу за кабиной. Она накрывается брезентовым тентом, имеет открывающийся задний борт и вмещает 16-18 сидячих мест. Грузоподъемность платформы составляет 5 т, а площадь её пола – 10,5 м2.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (at-t) имеет независимую торсионную подвеску с пятью большими сдвоенными опорными катками по каждому борту. Гусеничный движитель АТ-Т (at-t) разработан на базе танка Т-54. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением и открытым шарниром. Ведущие колеса передние, со сменными зубчатыми венцами. Направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц находятся в корме АТ-Т (at-t).

Трансмиссия тяжелого тягача АТ-Т (at-t) состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки перемены передач (КПП) с отбором мощности на лебедку, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач.

Артиллерийский тягач АТ-Т на удлиненном семикатковом шасси

Тяговая лебедка с усилием на крюке 25 тс (250кН) и длиной троса 100 м смонтирована под грузовой платформой машины. Лебедка АТ-Т (at-t) состоит из редуктора, барабана с тросом, тросоукладчика, тяговых роликов, перегрузочного механизма и тормоза, удерживающего вытаскиваемый объект на месте при внезапной остановке лебедки.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (at-t) на протяжении своего производства неоднократно модернизировался для более эффективного применения в войсках и народном хозяйстве. Эти машины успешно использовались в освоении Антарктики. На базе тягача АТ-Т (at-t) разработаны целый ряд инженерных машин.

Немного истории, описание военных моделей

Несмотря на то, что первые тягачи появились еще до Первой мировой войны, особенное развитие они получили именно в годы 1941-43. Изначально это была чисто военная разработка, которая предназначалась для транспортировки артиллерийских орудий, зенитных установок, взятия на буксир застрявшей военной техники. Она активно использовалась всеми странами на многочисленных фронтах боевых действий. Стоит только упомянуть «Сталинец», который заслуженно считается настоящим тружеником той страшной войны. Многие любят говорить, что если бы не «Сталинец», победа не могла быть достигнута никаким путем, возможно, в этом и есть доля истины.

Несмотря на все это, в период СССР и после него, гусеничная техника и тягачи в частности стали развиваться по нескольким сценариям, начали появляться и гражданские образцы, которые можно встретить и по сей день. Некоторые из них трудятся в составе подразделений МЧС, локализуя последствия стихийных бедствий и помогая спасти жизни людей. Другие же в составе строительной техники, задействованы на сельском хозяйстве. Ниже предлагается рассмотреть, какие изменения произошли в данного рода технике, какие модификации были выпущены и в чем заключается главная изюминка гусеничных тягачей, произведенных в СССР.

МТ-МБ(У)

Итак, какие основные модификации гусеничных тягачей были выпущены еще во время СССР. Данная разработка представляет собой уникальный по конфигурации тягач, рассчитанный на транспортировку военной техники, вооружения, многочисленных типов артиллерийских систем. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для данной модификации была специально разработан отдельная группа прицепов, с помощью которых он мог обеспечивать транспортировку военных грузов на значительные расстояния.

Производство было налажено в 1969 году, специальная техника стала одним из основных вспомогательных средств советской армии. Несмотря на то, что сегодня данный тягач уже не используется, его до сих пор можно встретить в составе пожарных поездов, в частях МЧС, разбросанных по всей территории России и других стран СНГ, ранее входивших в СССР. Относится разработка к классу «малогабаритных», использовалась для выполнения разных целей;

МТ-ЛБу

Это второе, опытное название данного специального средства – «объект 10», оно также было разработано и выпущено советскими инженерами, но уже в конце 1960-х годов. Отличительной особенностью техники можно назвать возможность преодолевать водоемы и различные водные преграды. Также отличается наличием гусеничного шасси и универсальным корпусом, способным легко и практично чувствовать себя и на земле и на суше. Планировалось изначально специальное средство как мощный тягач, способный обеспечивать тягу застрявшей в небольших водоемах военной техники.

МТ-СМ

Данная разработка была создана в России и принята на вооружение в 1992 году. Используется до сих пор как многоцелевое средство среднего типа. Транспортер-тягач может применяться для выполнения совершенно разных задач, поставленных перед ним армейским командованием. К примеру, это может быть буксировка к месту выполнения стрельб различных артиллерийских систем, а также станций орудийной наводки.

Как и для многих других моделей армейского назначения, специально были созданы прицепы. Данное специальное средство может обеспечивать транспортировку нескольких прицепов, общей массой не более чем 15 тонн. Помимо этого, разработка получила широкое применение в качестве специально оснащенной транспортной базы под последующий монтаж ракетного, инженерного и артиллерийского вооружения, военной техники.

МТ-Л

Еще одним советским образцом гусеничных тягачей можно назвать модель МТ-Л (или, согласно его разработке «изделие 8»). Принята специальная техника на вооружение армии еще в 1964 году и прослужила длительный период времени, выполняя различные задания армейского командования по транспортировке самой разной техники и грузов. В частности, тягач предусматривает возможность транспортировки различных артиллерийских систем и грузов на прицепах при условии, что их масса не превышает показатель в 7 тонн.

Это может быть и военная техника, например, тягач часто использовался для буксировки застрявших военных машин на безопасное расстояние. Успел послужить многоцелевой тягач и в качестве базы для различных средств специального назначения, иных транспортных потребностей.

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

— Конструкторы: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич — Года производства: 1947 — 1979

Вместимость тягача АТ-Т

— Число мест в кабине: 4 — Число мест в кузове: 16 — Количество дверей: 2

Вес тягача АТ-Т

— Масса: 20.000 кг — Масса прицепа, кг: 25 000

Двигатель тягача АТ-Т

А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м

Размеры тягача АТ-Т

— Ширина: 3170 мм — Высота: 3000 мм — Ширина траков гусеницы, мм: 500 — Колея, мм: 2640 — Дорожный просвет: 425 мм

Скорость тягача АТ-Т

— по шоссе 35,5 км/ч

Расход топлива тягача АТ-Т

— на 100км 140л, масла 4л

Грузоподъёмность тягача АТ-Т

— 5000 кг

— Пятиступенчатая коробка передач — Топливный насос: НК-10 210 кг/см — Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см²: 0,652 — Привод: механический — Запас хода по шоссе с прицепом, км: 1100 — Глубина преодолеваемого брода, м: 1,1 — Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: