Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики. чем отличаются и как выбрать

История китайского фарфора

Китай подарил миру много открытий. К более значимым его достижениям можно отнести появление шелковых тканей, компасов, пороха, бумаги и, конечно, фарфора. И если просмотреть всю историю, то этот белый, пластичный материал проделал очень длинный путь. Изначально были просто глиняные предметы для обихода, затем керамика, художественный фаянс и, наконец, фарфор.

Первое время изделия не расписывались и не декорировались, так как ценность их заключалась в другом. Они были небесно-белого цвета, звонкие, чрезвычайно тонкие с прозрачной глазурью.

Согласно многовековым китайским традициям керамика имеет два направления: изделия, обжигаемые при высоких температурах; изделия, обжигаемые при низких температурах. И если разложить по временным вехам, то путь китайского фарфора развивался и совершенствовался следующими этапами.

  1. Первая керамика была обнаружена на юге Китая в пещере Yuchanyan. Примерный срок её изготовления 18 тысяч лет назад. А в пещере Xianrendong, расположенной в провинции Цзянси (Jiangxi), были найдены керамические черепки, созданные почти 20 тысяч лет назад. Судя по формам, изделия применялись в быту и для ритуальных обрядов. Были примитивными в дизайне и лишенными каких-либо рисунков.
  2. В период правления династии Хань (Han) по мнению экспертов был произведен первый настоящий фарфор. Это подтверждает качество материала, из которого были созданы статуэтки и скульптуры. Чрезвычайно твердый и прочный. Что, в свою очередь, указывает на применение уже тогда высокотемпературного обжига.
  3. При династии Суй (Sui) мир увидел фарфор во всем его внешнем великолепии. Высокотемпературные обжиги позволяли создавать изделия уже с трехцветной гаммой декора. Шедевры цвета морской волны изготавливались только при низких температурах с применением специальной глазури.
  4. В период династии Сун (Song) технология производства фарфора также шагнула в гору. Повсеместно начали использоваться печи для обжига, что послужило расцветом художественной росписи под глазурь. То там, то тут появлялись изделия с рисунками из драгоценных камней и элементами из ценных металлов.
  5. Династия Мин (Ming) прославилась своими «синими» росписями. При правлении императора Чжу Чжаньцзи (Xuande) в декорировании начали применять кобальт, в сочетании с синей, глазурованной отделкой, который после обжига имел красивый, королевско-синий цвет. Многие считают, что лучший фарфор династии был изготовлен именно в период правления Чжу Чжаньцзи. Так же по заказу другого императора Чжу Ди (Yongle) изделия той эпохи приобретали исламский стиль, имели фрагменты драгоценных металлов и обилие золотого декора.
  6. Династия Цин (Qing) при правлении императора Цяньлун (Qianlong) наконец-то открыла миру тайну изготовления фарфора. Первый раз эта информация «утекла» благодаря активным действиям французского шпиона Pеre Franсois Xavier d’Entrecolles. Второй раз это случилось в 1743 году, когда сам император Цяньлун в своих мемуарах детально описал производство фарфора. Часть этих мемуаров имела даже название «20 иллюстраций изготовления фарфора». Таким образом, Китай, это не только родина фарфора, это целая «фарфоровая» эпоха, протяженностью на многие века.

Как гласит легенда, благодаря невероятной любви китайцев к чаю был создан и усовершенствован этот чудный материал. И, действительно, вкус чая и кофе существенно отличаются в керамической и фарфоровой чашках.

Фарфоровое искусство в России в начале 19 века

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.

Гурьевский сервиз, 19 век

Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества. И именно за счет императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошел расцвета русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».

Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.

В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.

Когда самогоноварение появилось в России

Первые самогонные установки на Руси были восприняты в штыки. Это не удивительно, поскольку ранее хмельные напитки не перегоняли, а варили. К тому же отведать алкоголь можно было лишь по большим праздникам. Основную часть времени люди вели трезвый образ жизни.

Самогон получил распространение при Иване Грозном. Именно он открыл первый кабак. Это произошло на территории Кремля. Там бесплатно разливали самогон опричникам, которые выполняли функции охраны царя. Уже во времена Бориса Годунова количество кабаков значительно увеличилось. Все они были казенными. Доход с таких заведений служил источником пополнения казны.

После того как отменили крепостное право, изготовление крепкого напитка стало весьма дорогостоящим занятием. Потому его заменили на сивуху, которая считалась более дешевым аналогом. Пить этот продукт было практически невозможно. Потому крестьяне стали делать самогонные аппараты самостоятельно.

Расцвет самогоноварения в России произошел в девятнадцатом веке. Именно тогда усовершенствовали методы приготовления напитка и изготовили первый продукт крепостью 96 %.

Распространение и популярность

Рассматривая историю напитка, важно понимать не только, где его открыли, но и как продукт распространялся дальше. После того, как изобрели кофейный напиток, он стал приобретать популярность и в европейских странах

Как кофе появился в Европе?

В Европу напиток попал в первой половине шестнадцатого века. Свою популярность продукт получил практически сразу. Однако изначально считалось, что это исламский напиток, потому христианам его употреблять нельзя. Духовенство называло продукт «черной кровью турок» и считало, что он негативно влияет на душу человека.

Первыми, кто завез в Европу кофе, были венецианские купцы. К тому моменту европейцы уже активно употребляли чай и горячий шоколад. В 1720 году была открыта первая кофейня «Кафе Флориан». Она существует в Венеции по сей день.

Англия

В Англию кофейные зерна попали в семнадцатом веке. Это произошло через Британскую и Голландскую Ост-Индские компании. В 1654 году была открыта Оксфордская кофейня Queen’s Lane Coffee House. Она работает и по сей день. В 1675 году в Англии было открыто больше 3 тысяч кофеен. В период просвещения в этих заведениях велись активные политические и религиозные дискуссии.

Именно поэтому Карл II даже попытался закрыть кофейни. Король считал такие заведения пристанищем для безработных граждан, которые плели заговоры против власти. К тому же многие английские дамы выражали недовольство существованием кофеен. Они утверждали, что мужчины пренебрегают семейными обязанностями, проводя все вечера в этих заведениях.

Однако впоследствии английскому монарху пришлось отменить свой указ

Дело в том, что кофе уже успел стать важной частью жизни англичан. Потому они стали выражать массовые протесты

Это все привело к открытию кофеен.

Также не обошла Англию история растворимого кофе. В начале двадцатого века английский химик Джордж Вашингтон, который жил в Гватемале, заметил на своей серебряной кофеварке осадок. Ученого это не устроило, а потому он стал проводить эксперименты. Их целью было полное растворение кофе. В результате удалось запустить массовое производство растворимого напитка. Вид кофе, изобретенный Вашингтоном, назывался «Red E Coffee».

Америка

В Америку кофе попал в 1700 годы. Это произошло благодаря французскому капитану де Келье, который вырастил небольшое растение во время длительного морского путешествия через Атлантику.

Затем кофейное дерево было пересажено на карибский остров Мартиника. Оно стало предшественником 19 миллионов деревьев, которые выросли на острове в течение последующих 50 лет. Де Келье отмечал, что ему пришлось приложить много усилий для защиты своих плантаций от рук врагов. Они хотели выгнать мореплавателя обратно в Европу.

В Нью-Йорке кофе изначально готовили из обжаренных зерен, добавляя в напиток сахар и мед. Кофейни считались настоящими культурными центрами и напоминали английские. Однако впоследствии американцы привнесли в них частицы своей культуры. Особая кофейная лихорадка началась в двадцатые годы прошлого века. Ее связывают с введением в Америке «сухого закона».

Кофе во Франции

В 1669 году посол султана Мехмеда IV Сулейман Ага привез в Париж много кофейных зерен. Он предложил этот напиток своим французским гостям, а также подарил их королевскому двору. Уже через год у парижан появился обычай пить кофе.

Первая кофейня в мире

Первая кофейня в мире появилась в 1475 году в Константинополе. Именно турки внесли серьезный вклад в развитие мировой кофейной культуры. По сей день кофе по-турецки считается одним из наиболее распространенных способов заваривания напитка. В начале шестнадцатого века кофе ввезли в Европу. В 1650 году купец по имени Якоб открыл кофейню в Оксфорде. К 1670 году такие заведения были созданы почти во всех крупных городах.

Голландия

В 1616 году торговец Питер ван ден Броке завез кофейные деревья в Голландию. Растения отлично адаптировались к условиям теплиц Амстердамского ботанического сада. Именно из них выросло много кустов Coffea arabica. В 1658 году голландцы стали выращивать эту культуру на Цейлоне, а впоследствии – и на юге Индии. Через несколько лет голландские колонии стали главным поставщиками кофе в европейские страны.

Фарфор в Италии

История создания фарфора в Италии также занимательна. Дело в том, что первое время все фарфоровые изделия, появлявшиеся в Европе, были исключительно привозными. Так как предметы роскоши поставлялись в довольно ограниченном количестве, то те редкие экземпляры, что не попадали в сокровищницы различных монархов, оседали в хранилищах, принадлежавшим различным аббатствам.

Первое время средневековые мастера Европы пытались скопировать состав нового материала. Однако все попытки были неудачными. Фарфор либо лопался почти сразу же после отливки изделия, либо не желал превращаться в густую желеобразную консистенцию.

Те редчайшие образцы опытного европейского фарфора, что сохранились до наших дней, находятся в Ватикане, в сокровищнице Папы Римского.

Больших успехов достигли итальянские мастера, сумевшие наладить небольшое производство фарфора в конце XV века. Однако вскоре выяснилось, что производимые ими изделия были вовсе не из фарфора, а из очень тонкой отполированной глины.

Различные письменные источники, а также записи мастеровых тех времен, не содержат более точных сведений ни о фарфоре, ни об его экспорте в Европу до самого конца XVI века.

В 1575 год легендарный герцог Франческо Медичи открывает ан своей вилле первую в Европе фабрику по производству художественного фарфора. Находчивые итальянцы решили изготавливать его высшего качества, не тратя время на выпуск пробной серии изделий среднего и низкого качества. Риск оправдал себя. Фарфор, полученный Медичи, стал уникальным белым материалом. В его состав входила белая глина из Виченцы, а также серый кварц. Глазурь по настоянию графа тоже использовалась только белая, что придавало готовому продукту матово-белесый оттенок.

Поскольку производство было довольно небольшим, до наших дней сохранилось всего около пятидесяти артефактов – тонких столовых блюд, крупных ваз, подносов, а также около семи полевых фляг для питьевой воды.

Все эти произведения искусства были тщательно расписаны лучшими художниками Италии, изобразившими на них цветочные орнаменты и различные натюрморты, что для того времени было довольно модной тенденцией.

Что необходимо знать о фарфоре

Впервые фарфор был получен в Китае в 6-7 веках. На смену нефриту пришел фарфор, превзойдя его по качеству, более легкий и доступный в обработке.

Фарфоровая масса, пригодная для изготовления различных изделий, в том числе посуды, состояла из брикетированного порошка «фарфорового камня» и каолин — глины, которые придавали готовым изделиям белизну. Масса «вылечивалась» не один десяток лет, чтобы она приобрела эластичность. Вот почему китайский фарфор был дорогим и мог быть приобретен только дворянами и членами императорской семьи.

Массовое производство фарфора в Китае восходит к 15 веку. Производственный центр — город Цзиндэчжэнь, также в провинции Цзянси. Здесь можно было получить фарфоровую массу, сопоставимую по изяществу и хрупкости с яичной скорлупой.

Первый фарфоровый завод в Европе был открыт в Англии в 1710 году. Вскоре после этого, в 1740 году, был открыт Фарфоровый завод в России (Санкт-Петербург), переименованный в Императорский фарфоровый завод — одно из крупнейших и самых известных предприятий в мире… Методы производства фарфора из года в год совершенствовались с учетом появления новых технологий и сопутствующего оборудования.

Сегодня фарфор состоит из тонких смесей каолина, полевого шпата, кварца (кварцевого песка) и шамота. Типы фарфора различаются по составу и температуре обжига.

  • Твердый фарфор. Содержит 47-66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, соответственно богаче каолином (глинозем) и беднее флюсами (вспомогательное вещество, способствующее стеклованию). Для достижения необходимой прозрачности и плотности твердая керамика требует более высокой температуры обжига (от 1400 ° C до 1460 ° C).
  • Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу: 25-40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига, подходящая для этого типа фарфора, не должна превышать 1300 ° C-1350 ° C.
  • Костяной фарфор — один из видов мягкого фарфора, который содержит до 50% костной золы, а также каолин, кварц и др. он отличается особой белизной, тонкостью и полупрозрачностью.

Технология изготовления фарфора

В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Как отличить от керамики и фаянса

Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.

История фарфора из Китая

«Белое золото» — одно из самых значительных достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные мастера изготавливали только глиняные предметы обихода, затем появились керамические и фаянсовые изделия. В первые годы Поднебесной мастера специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — его не украшали, не покрывали эмалью. И в этом не было необходимости, ведь тонкостенные изделия были практически прозрачными, которые буквально искрились, а благородный небесно-белый цвет в усилителях не нуждался.

Некоторые из технологий, используемых в Китае, все еще используются. Например, приготовление кусков при высокой температуре (для каждого вида продукта температура разная). Низкотемпературная кулинария также популярна в Китае. Традиции и технологии этого ремесла формировались более 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые керамические предметы, найденные во время экспедиций, специалисты датируют II веком. Они были примитивными по форме, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и во время ритуалов.

Прочные и прочные наборы столовых приборов и аксессуаров, полученные в результате воздействия высокой температуры, появились позже, в эпоху династии Хань. Во времена правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложными разноцветными украшениями. Позже, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин, развитие и совершенствование производства продолжились. Этот сегмент характеризовался появлением эмалевой росписи, предметов, инкрустированных драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.

Мебель из кобальта впервые была изготовлена ​​при императоре Чжу Чжанджи — с тех пор синий цвет в сочетании с золотой мебелью считался королевским стилем. Эпоха фарфора в Китае не заканчивается — современники продолжают ее по сей день.

ИФЗ в XX веке

Закат династии Романовых и монархической России в 1900 – 1917 годах никак не отразился на красоте и эксклюзивности «королевского фарфора». Предприятие, к тому времени оснащённое по последнему слову техники, в период Первой мировой войны смогло с лёгкостью перейти на продукцию для химической и электротехнической отрасли. Не сдавала позиций и художественная часть. В 1907 году скульптор Павел Каменский продолжил знаменитую серию Рашета «Народности России», изготовив ещё 74 статуэтки той же тематики. Костюмы представителей разных губерний – настоящий клад для этнографов, настолько подробно и достоверно они переданы в фарфоре. Современники называли серию Каменского не иначе как «гимном российской государственности».

Нашла своё отражение в продукции ИФЗ и эпоха модерна. Уникальные произведения рождались в сотрудничестве с художниками группы «Мир искусства». Особенно интересны работы Константина Сомова, две из которых – «Влюблённые» и «Дама, снимающая маску» стали классикой ИФЗ. Художник был большим поклонником «белого золота», следил за развитием отечественной керамической отрасли, часто бывал на профильных выставках. Он скрупулёзно подходил к изготовлению каждой скульптурной группы и лично участвовал во всех этапах производства – от изготовления модели до росписи.

Агитационный фарфор

Важной страницей в истории завода, национализированного после октябрьской революции, стали 1920-е годы. Новая власть хотела превратить бывшее императорское предприятие в «экспериментальный полигон по производству технически совершенной, идейно выдержанной керамики республиканского значения»

В 1923 году на ИФЗ приходит основоположник супрематизма – Казимир Малевич с мечтой создать здесь творческую лабораторию. Однако им были разработаны лишь две авангардных формы – чайник и чашки, а также несколько вариантов абстрактной росписи для сервизов. Не менее весомый след оставил в истории фабрики Василий Кандинский, чьи рисунки вошли в отдельную серию, выпускаемую и сегодня.

В 1925 году предприятие стало дополнительно производить химическую и техническую посуду, а также опытные партии оптического стекла. В связи с изыскательской деятельностью и к 200-летию Российской Академии наук, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова. В советский период продукция керамического гиганта выпускалась под аббревиатурой ЛФЗ. К сожалению, история не всегда справедлива и отец русского «белого золота» Дмитрий Виноградов вновь был забыт ради своего великого современника.

Знаменитая «Кобальтовая сетка»

Тончайший геометрический узор из синих ромбов, нежно окутывающий хрупкий фарфор – визитная карточка лидера российской тонкостенной керамики, начиная с послевоенного периода. Кажется, утончённая роспись принадлежит «галантному веку», но на самом деле она была придумана в тяжёлые годы ленинградской блокады. Автор «Кобальтовой сетки» – художница Анна Яцкевич, в это суровое время похоронила умерших от голода сестру и мать и продолжала работать на ЛФЗ, занимаясь в основном камуфляжной росписью боевых кораблей.

Как писала позднее Анна Адамовна в своих мемуарах, однажды сидя в комнате с заклеенными крест-накрест окнами, она увидела, как свет прожекторов превращает бумажные полосы в изысканный узор, одновременно поэтический и строгий. Тогда и родилось желание навсегда запечатлеть образ в хрупком, но по-своему бессмертном материале.  С 1950 года Ленинградский фарфоровый завод стал выпускать сервизы с «Кобальтовой сеткой» массовым тиражом. А ещё 8 лет спустя на Всемирной выставке в Брюсселе прекрасное творение Анны Яцкевич было отмечено золотой медалью. И по сегодняшний день «Кобальтовая сетка» пользуется наибольшим спросом у иностранных почитателей русского фарфора.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».

Первый русский фарфоровый сервиз Собственный для Елизаветы II

Сервиз «Собственный» — фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина.
На фото: тарелка, сухарница, солонка и ложка — предметы из первого русского фарфорового сервиза. Мастер — Д.И. Виноградов, автор русского рецепта изготовления фарфора. Наружная поверхность сервиза покрыта орнаментом из рельефной сеточки с маленькими лиловыми цветочками. Сухарницы и солонки украшены 2-мя гирляндами роз, которые не повторяются.

Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Плюсы и минусы

Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:

  • сырье является полностью непроницаемым для влаги;
  • материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
  • посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
  • несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
  • сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
  • продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
  • поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
  • большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.

Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:

  • большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
  • как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
  • посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: