Самурайские мечи. японское оружие и его виды

Секреты изготовления катаны

Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной — режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.

В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.

Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.

Щербец

Одна из самых почитаемых национальных реликвий Польши — меч Щербец. Он принадлежал династии Пястов. Как повествует легенда, в 1018 году польский князь Болеслав I Храбрый (один из первых представителей этой династии, чье историческое существование подтверждено) двинулся с войском на помощь своему зятю — русскому князю Святополку Окаянному. На берегах реки Буг он разбил войска Ярослава Владимировича (в будущем прозванного Мудрым), а затем взял Киев. Якобы, въезжая в город, Болеслав взмахнул мечом и с силой ударил по Золотым воротам. От этого на мече образовала заметная зарубка (щербина), и с тех пор он получил своё имя. Вот только Золотые ворота были построены позже похода Болеслава — первое упоминание о них относится к 1034 году, когда в Киеве уже сидел Ярослав Мудрый. Поэтому иногда почти ту же самую легенду рассказывают о правнуке Болеслава Храброго — Болеславе II Смелом. Но и это не соответствует исторической действительности, потому что при Болеславе II поляки в Киев не входили. Реальная история меча прослеживается с 13-го века. Начиная с 14-го столетия, он стал использоваться при коронациях польских монархов. После разделов Польши в конце 18-го века Щербец оказался в Пруссии. А в 1883 году его перевезли в Россию, где выставили в Эрмитаже, который уже был открыт для свободного посещения. В 1928 году советское правительство вернуло реликвию Польше. Сегодня Щербец находится в старой польской столице — Кракове.

Экскалибур

Эскалибур — легендарный меч не менее легендарного короля Артура, одного из самых выдающихся кельтских героев и центрального персонажа британского эпоса, знаменитого вождя бриттов V—VI веков, который разгромил завоевателей-саксов. Допускается, что у короля Артура был исторический прототип, возможно даже несколько, объединенных в собирательный образ, как Владимир Красно Солнышко в былинах киевского цикла. У личности такого масштаба, конечно, должно было быть соответствующее оружие: подобным артефактом для короля Артура стал Экскалибур. У имени этого меча есть несколько вариантов прочтения — в том числе Эскалибур и даже Калибурн, — но в устоявшейся традиции чаще всего предпочтение отдается варианту Экскалибур.


Владычица Озера вручает Артуру меч. (wikimedia.org)

Название, вероятно, ведется от валлийского Caledfwlch («Каледвулх»), что можно приблизительно перевести как «битва» и «нарушать целостность». Первое упоминание меча относится к валлийскому эпосу Мабиногиону, датируемому XI веком. Позже имя трансформировалось в Калибурн (латинизированная версия), а уже в средневековой французской литературе превратилось в Экскалибор и позже в Экскалибур.
Точно так же, как критическому анализу не поддается историчность личности короля Артура, сложно разделить сплетенные воедино мифы о легендарном Экскалибуре. Существует популярный мотив «меча в камне», востребованный в том числе и в современном кинематографе: по этой версии, король Артур вытащил Экскалибур из камня, пройдя тем самым символическое испытание и доказав, что он достоин королевской власти. Но основной массив текстов, в том числе и главный источник мифов о короле Артуре — «Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» сэра Томаса Мэлори — свидетельствуют о том, что король бриттов забрал Экскалибур из озера. Это случилось после того, как король потерял свой прежний меч в поединке с сэром Пелинором и маг Мерлин привел его к озеру, над поверхностью которого появилась рука, держащая меч. Экскалибур в мифологии наделяется волшебными свойствами, и даже его ножны способны были заживлять раны.
В пользу версии меча, добытого из озера, может косвенно свидетельствовать кельтская традиция предавать оружие воде после смерти его владельца или в ритуальных целях. Из камня же, по-видимому, король Артур достал другой меч, близнец Экскалибура, известный как Кларент. По одной из легенд, Экскалибур выковал Велунд, бог-кузнец, но более широко известна легенда, согласно которой меч создали на мифическом острове Авалоне. Повторить творение Велунда или магических существ, населявших Авалон, попробует и знаменитый «разрушитель легенд», экспериментатор и мастер спецэффектов Адам Сэвидж. Герой культового шоу Discovery Channel возвращается в новом проекте «Дикие эксперименты Адама Сэвиджа», который будет выходить на канале с 27 августа в 22:00. Он примерит на себя роль средневекового кузнеца, чтобы выковать Экскалибур из метеоритного железа. Кроме того, Адам соберет пуленепробиваемый и способный летать костюм Железного Человека, как у Тони Старка, несколько машин из «Безумного Макса» и даже нелепое оружие, снарядами для которого станут хот-доги.

Личность

Человек-Катана эгоистичный и жестокий. Его заботит только убийство Дэнджи и принуждение его к извинениям за убийство своего деда. Ради этого он готов пожертвовать невинными людьми и даже своими товарищами, прорываясь через них лишь для того, чтобы разрубить вместе с ними Дэнджи. Он показал полное недоверие к оправданиям Дэнджи о том, что он убил босса мафии, потому, что тот уже стал зомби, и обвинил Дэнджи во лжи.

Он любил своего дедушку, хотя знал, что он был боссом якудза, ибо считал его человеком принципиальным и убившим лишь горстку женщин и детей.

Несмотря на то, что его настоящее сердце было заменено Демоном Катаны, Человек-Катана считает, что у него все ещё есть человеческая совесть, и заявляет, что плохо спал по ночам, когда убивал зомби, в отличие от Дэнджи, которому было совершенно всё равно.

Легендарный меч Масамунэ

Меч Хондзе Масамунэ получил свое имя от первого выдающегося генерала, которому он принадлежал. Хондзе Сигенаге привел свои войска в бой в Каванакадзима в 1561 году. Генерал сражался с другим человеком того же ранга, меч которого расколол шлем Сигенаги пополам.

Однако меч не убил генерала. Сигенага немедленно отбился и убил своего противника, и согласно японской традиции, забрал меч павшего врага.

К 1939 году Хондзе Масамунэ владела знаменитая японская семья — Токугава, которая управляла Японией в течение 250 лет. Меч был символом сегуната Токугава. Японское правительство объявило Хондзе Масамунэ официальным японским сокровищем.

Но Вторая мировая война очень сильно повлияла на судьбу меча. В конце войны армия США потребовала, чтобы все граждане Японии передали свое оружие, включая мечи. Чтобы подать пример, Токугава Иэмаса, передал ценные мечи своего клана в декабре 1945 года. Хондзе Масамунэ совершил путешествие через Тихий океан на корабле, где и оборвался его след. Никто не знает, расплавили ли его на металлолом или он чудом выжил и продолжает где-то существовать.

Топор Левиафан – God of War

Когда God of War вышла в 2018-м, она была принята крайне положительно, как игра, у которой получилось все – однако, спросите у кого угодно, есть ли в этой игре что-то, что особенно выделяется на фоне её прочих достоинств, и этот кто угодно вспомнит топор Левиафан. Являющийся отступлением от былой экипировки Кратоса, Левиафан дарит игроку поистине непревзойденные ощущения при использовании.

Попросту наблюдая за тем, как кто-то управляется с Левиафаном, можно получить незыблемое представление о его мощи, и то, как им управляется Кратос в течение всей игры, делает топор однозначным победителем в битве за звание крутейшего оружия ближнего боя в истории видеоигр – а может даже и звание крутейшего оружия дальнего боя, с учетом того, насколько Кратос любит запустить Левиафан в голову кому-нибудь из супостатов.

Другие средневековые японские мечи


Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариации

Вопрос о том, как называется меч самурая, не всегда имеет один ответ. С учетом длительной эволюции японского оружия сложилось несколько типов, различаемых как по размерам, так и по применению. Нередко катаной называют любой японский клинок, однако подобное определение не совсем верно. Каждый тип оружия имеет свое назначение и традицию применения.

Танто

Танто — вспомогательный нож или кинжал, длиной до 30 см. Применялся воинами для отрезания голов или для совершения харакири.

Вакидзаси

Вакидзаси — укороченная катана с длиной клинка от 30 до 60 см. Данный меч применялся в тесных помещениях как самостоятельное оружие. Некоторые техники фехтования предусматривают одновременное применение катаны и вакидзаси. Оба оружия стали непременными атрибутами традиционного костюма самурая. При этом вакидзаси могли носить и воины, не принадлежащие к самурайскому сословию.

Тати

Тати — длинный меч с размером клинка от 75 см. По сути именно данное оружие стало первым японским мечом, применяемым в конных сражениях. В зависимости от размеров выделяют несколько подвидов тати. Самые длинные — о-дати с клинком в 2,25 м.

Ниндзя-то

Ниндзя-то также назывался синоби-гатана. По своей конструкции он похож на обычную катану, но его лезвие короче, а ножны толще. Делалось это для удобства скрытного передвижения, в ножнах при этом хранились вспомогательные инструменты для шпионских операций.

Цуруги

Цуруги — первые японские мечи, применявшиеся до X века. Их ключевая особенность — прямой обоюдоострый клинок. Нередко данным термином называют любые древние мечи.

Гун-то

Гун-то — промышленные мечи, которые изготавливались потоковым производством в первой половине XX века. Делались для армии и флота.

Нагината

Нагината в японской классификации считается мечом, хотя на практике это оружие ближе к древковому и напоминает европейскую глефу. Чуть загнутый клинок насаживался на двухметровое древко. Данный тип оружия имеет собственные техники фехтования, бои по которым проходят и в настоящее время.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Величайший оружейный мастер

Горо Нюдо Масамунэ японцы считают одним из самых величайших оружейных мастеров своей страны. Однако в истории не сохранилось сведений о датах рождения и смерти легендарного мечника, где он жил и умер. Предположительно он ковал своё оружие в конце XIII – начале XIV веков. О характере мечей Горо Нюдо можно узнать из сказания о Масамунэ и Мурамасе.

Скорее всего, это просто легенда, которая вряд ли имела место на самом деле. Между двумя великими мастерами-оружейниками Масамунэ и Мурамасе состоялся поединок. Они хотели выяснить, чьё оружие лучше, и кто из них более великий мастер мечей. У этой старинной японской легенды существует множество версий, но во всех до одной отмечается более добродетельный характер Масамунэ и его оружия.

В одной из сказок готовые мечи Масамунэ и Мурамасе были подвешены над небольшой речкой для проверки их качества. Меч Мурамасе рассекал всё, что с ним соприкасалось. В то же самое время клинок Масамунэ разрезал только плывущие на него листья, а все живые существа отталкивались от него, оставаясь живыми. Конечно Мурамасе заметил это. Он посчитал меч своего соперника недостаточно острым, поэтому в поединке мастерства он должен быть победителем. Мурамасе стал злорадствовать по этому поводу.

Весь этот спор видел и странствующий монах, который должен был определить победителя. Он долго наблюдал за соревнованиями двух мужчин, поэтому победу он присудил мечу Масамунэ, посчитав качество его меча лучшим, чем у соперника. Монах сказал, что меч Мурамасе злой и кровожадный, так как рассекал всё без разбора. В то же самое время, меч Масамунэ не убивал просто так. Так как природа меча Масамунэ была добродетельной, поэтому его объявили лучшим мастером-оружейником. Все японские мечи мастера Горо Нюдо имеют свою философию и ценны, как произведения искусства. Многие из них имеют собственные имена, а самым лучшим из них считался клинок Хондзё Масамунэ. Этот меч был выкован из семи слоёв стали, согласно технике Сосю. Считается, что этому оружию примерно 700 лет.

Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Разновидности

Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.

Катана

Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.

Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.

Танто

Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.

Вакидзаси

Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.

В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.

Ниндзя-то

Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.

Тати

Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.

Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.

Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.

Цуруги

Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.

Нагината

Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.

Гун-то

Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.

Боккен

Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.

Кай-гунто

Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.

В чем секрет остроты катаны?

Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять шлифовальных кругов, уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.

На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.

Появления

Арка Человека-Катаны
23. Стрельба Дебют
24. Проклятие Появляется
25. Призрак, Змея, Бензопила Появляется
26. В оружии сила Появляется
27. Из Киото Появляется
28. Тайны и ложь Появляется
29. Идеальный счёт Отсутствует
30. Снова в синяках Отсутствует
31. Будущее круто Отсутствует
32. Вновь и вновь Появляется
33. Начало операции Появляется
34. Общий сбор Отсутствует
35. Несвершеннолетний Отсутствует
36. Катана против Бензопилы Появляется
37. Поезд, Голова, Бензопила Появляется
38. Легкая месть! Появляется
39. Слёзодавилка Отсутствует
Арка Девочки-Бомбы
40. Любовь, Цветок, Бензопила Отсутствует
41. Перед бурей Отсутствует
42. Научи меня плавать Отсутствует
43. Джейн заснула в церкви Отсутствует
44. Бум Бум Бум Отсутствует
45. Прекрасный день для взрывов Отсутствует
46. Мелодия резни Отсутствует
47. Удача с женщинами Отсутствует
48. Бах Бах Бах Отсутствует
49. Акулий ураган Упоминается
50. Акулий торнадо Отсутствует
51. Нырок во тьму Отсутствует
52. Потерянная любовь, Цветок, Бензопила Отсутствует
Арка Демона Контроля
80. Чувства собаки Отсутствует
81. Лапу Отсутствует
82. Всегда ешь здоровый завтрак Отсутствует
83. Смерть, Возрождение, Бензопила Отсутствует
84. Герой Ада Отсутствует
85. Чертовски хорошее чувство Отсутствует
86. Свидание с бензопилой Появляется
87. Человек-бензопила против ужасающих людей-орудий Появляется
88. Звезда Бензопила Отсутствует
89. Вперёд, Человек-бензопила! Отсутствует
90. Супер-Пауэр Отсутствует
91. Пауэр, Пауэр, Пауэр Отсутствует
92. Зомби, Кровь, Бензопила Отсутствует
93. Ты и паршивые фильмы Появляется
94. Человек-бензопила против людей-орудий Появляется
95. Человек-Бензопила против Демона Контроля Отсутствует
96. На вкус, как… Отсутствует
97. Я, Любовь, Бензопила Отсутствует

Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

Легенда о Масамунэ и Мурамасе

Масамунэ не потребовалось много времени, чтобы нажить себе соперника по изготовлению мечей.

Японская легенда гласит, что Мурамаса, злобный кузнец, который ковал мечи с единственной целью — ради жажды крови, бросил вызов мечам Масамунэ, вызвав того на дуэль. Это был не традиционный бой на мечах — они положил свои лезвия остриями вниз в реку.

Мурамаса одержал победу, потому что заметил, что его меч порезал все, к чему прикасался. Однако, монах, проходящий мимо места поединка, не согласился с Мурамасой. Он сказал, что меч Масамунэ прорезал только листья и палки, щадя рыбу. Именно эта утонченность возвысила величайшего кузнеца Японии до статуса легенды.

Воплощением работы Масамунэ, которая лучше всего демонстрирует ее долговечность, является меч Хондзе. Легенда гласит, что Масамунэ сделал меч так хорошо, что его слои достигли точки толщиной всего в один атом. Он сохранился до Второй мировой войны.

Однако, стоит отметить, что Мурамаса и Масамунэ не были современниками. Масамунэ жил в Японии как минимум на два века раньше.

История появления

Искусство ковки, обработки многослойной стали появилось в Японии позже, чем в соседних странах, поэтому вплоть до VII века оружие импортировалось из Китая или Кореи. Когда японским кузнецам удалось освоить технику изготовления, появились первые японские мечи — обоюдоострые и прямые.

IX-XII вв. принесли многочисленные междоусобные столкновения. Самураи стали выдающимся сословием, меч для них приобрел статус не только оружия, но и символа. Оттачивалась технология изготовления холодного оружия. Оно приобрело выгнутую форму из-за необходимости ведения конных боев.

Эпоха Камакура, длящаяся с XII по XIV век, стала расцветом искусства производства японских мечей. У самураев появились доспехи, что принесло новые требования к оружию. Мечи приобрели большую ударную силу, немного изменилась форма. Теперь они применялись преимущественно для пеших сражений, потому их требовалось держать обеими руками. Это было время экспериментов, многие кузнецы придумывали уникальные технологии изготовления, которые не дошли до наших дней.

С XIV до XVI века (период Муромати) велись многочисленные войны, требующие разного оружия. Поэтому появились новые виды самурайских мечей. А вот плачевная финансовая ситуация, в которой оказались многие кланы, не позволяла платить за это большие деньги. Поэтому качество холодного оружия значительно упало.

В XVI веке (эпоха Момояма) появились короткие мечи. Самураи стали носить пару оружия дайсё (большой–малый). Это катана и вакидзаси. Из-за размеров первый чаще использовался на открытом воздухе либо в больших помещениях, второй – в стесненном пространстве. Однако, потребность в оружии в целом уменьшилась, потому что междоусобицы пошли на спад. Теперь ношение мечей стало всего лишь признаком статуса, частью традиционного костюма. Поэтому оружие стали декорировать различными способами, отчего нередко страдали боевые качества. Этот период также получил название Эпохи новых мечей.

А со второй половины XIX века стартовала Эпоха современных мечей. Оружие этого периода получило название гэндай-то. Носить на себе мечи стало запрещено, что привело к упадку производства. В начале XX века начались мероприятия по возрождению культурного наследия страны, неотъемлемой частью которого является японский меч. И сегодня это — символ, изготовление которого — настоящее искусство.

Ношение катаны

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага  в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё  («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби ( узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести  удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Утигатана 打刀 (меч для нанесения быстрых удар)

Утигатана, вероятно, один из неизвестных видов японских мечей. Учигатана была потомком тачи.

Этот вид меча использовался самураями феодальной Японии. Она развивалась в течение 15 — го века. Длина утигатаны аналогична длине катаны. Таким образом, он имел размеры 100–110 см.

Его относительно короткая ручка делает его очень легким и простым в использовании одной рукой.

В отличие от тачи, учигатана носилась на поясе острым краем вверх. В отличие от нанесения ударов большим тачи, которые были двумя отдельными действиями, утигатана позволяла объединить их в одно движение.

Бои в Японии всегда происходили быстро, и наличие клинка, позволяющего наносить более быстрые удары, было очень выгодным. По этой причине эти типы мечей нашли широкое распространение во всей Японии.

В то время как кривизна тачи близка к рукоятке меча, кривизна учигатаны близка к острию (киссаки — острое окончание меча). Это изменение также позволяло успешно резать в бою верхом на лошади.

Правда и мифы о фламберге

Другой миф о преимуществе волнообразного клинка связан с тем, что он, якобы, легче прорезал деревянные стержни «щучьих голов».

Но это было совершенно необоснованным заблуждением, распространённым последние полвека. Физика – суровая наука. Некоторые считали, что владелец фламберга может ранить противника простым нажатием вместо удара.

Но это не является преимуществом перед обычными лезвиями и даже, возможно, менее эффективно. Скорее всего клинок фламберг даёт больше тяги при отталкивании ручного оружия в сторону, так как разрезание копьевых голов в большинстве случаев кажется маловероятным. Волнистость позволяет контролировать группу копий, движущихся перед бойцом.

Чтобы использовать такой клинок в бою, нужно обладать большим умением и выносливостью. Когда оружие противника вступало в контакт с фламбергом, волнистый меч начинал вибрировать, таким образом замедляя противника в противостоянии атаке. Вибрации передавались лезвию противника.

Считалось, что это замедляет силу и скорость оружия врага.

Значение самурайского меча

Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.

Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу — токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.

Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.

Меч Джузумару-Цунэцугу

Создан: в начале XIII века.

Этот меч известен как меч-четки из-за его связи с буддистским реформатором Нихиреном. Меч был передан ему одним из его покровителей, Нанбу Саненагой, который хотел, чтобы Нихирен использовал его для защиты. Но Нихирен видел меч скорее как символ уничтожения скверны и установления справедливости и поместил на него буддистские четки, чем и подарил мечу то имя, с которым он остался в истории.

Ао Цунэцугу, живший в начале XIII века кузнец, чаще всего считается изготовителем этого меча. Но меч Джузумару имеет некоторые отличия от других мечей, сделанных этим мастером. И подпись на клинке сделана на стороне, отличной от той, на которой обычно оставлял свою подпись кузнец.

Считается, что меч был сделан мастером в кузне Ко-Бизен и относится скорее к концу XII века.

Катана-кадзи

Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.

Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ — ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ — парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: