«бедная лиза», анализ повести карамзина

Краткое содержание повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть начинается с описания пейзажа в пригороде Москвы. Местность описывается не абстрактно, называются конкретные объекты: Симонов и Данилов монастыри, Воробьевы горы. С описания пейзажа автор переходит к размышлению жизни монахов в разрушенном монастыре. Затем говорит, что недалеко от Симонова монастыря находится развалившийся домишко, в котором некогда жила девушка по имени Лиза. Мы узнаем, что отец у Лизы был трудолюбивым, благодаря чему хозяйство было у него зажиточным. Однако после смерти хозяина его семья обедняла. Его немолодая вдова не справлялась с хозяйством, и ее кормилицей стала трудолюбивая дочка Лиза. Лишившись в 15 лет родителя, она стала зарабатывать на жизнь рукоделием и тем, что продавала в Москве дары леса. Старушка-мать тосковала по своему супругу. «Крестьянки тоже умеют любить», – поясняет автор. На этом свете, по ее словам, ее удерживало лишь желание убедиться, что ее дочь устроена, то есть вышла замуж за хорошего человека.

Через 2 года после смерти отца девушка понесла продавать в город ландыши. Их у нее купил молодой человек, который запал ей в душу. Она тоже ему понравилась, и он узнал у нее, где она живет. На следующий день девушка не встретила понравившегося ей мужчину и вернулась домой печальной. Но вскоре кавалер сам наведался к ней, познакомился с ее матерью и сказал, что будет покупать все работы Лизы сам. Тем самым он получил возможность время от времени наведываться к ним в гости. Звали его Эрастом, принадлежал он дворянскому сословию.

Гость нашел возможность увидеться с Лизой наедине, но попросил не говорить об этом свидании матери, так как пожилые люди, по его словам, подозрительные. Свидания продолжались регулярно и, чаще всего, проходили возле пруда. Молодые люди влюбились друг в друга. Их отношения носили платонический характер. Лиза любила впервые. Эраст тоже испытывал новые для него чувства, девушка воспринималась им невинной пастушкой, и это будоражило его воображение.

Однако в один день все переменилось. Когда Лиза потеряла невинность, разразилась гроза, что было несчастливым предзнаменованием. После того как роман перестал быть платоническим, он утратил для Эраста свежесть, стал обыденным, и его чувства стали ослабевать.

Наконец, любовник сказал Лизе, что они увидятся не скоро, так как он должен ехать на войну. Через несколько месяцев Лиза была в городе и увидела там Эраста. Оказалось, что он на самом деле был на войне, но не долго. В армии он проигрался в карты, и для того, чтобы отдать долг, принял решение жениться на богатой вдове. Он дал Лизе денег и велел слугам ее проводить со двора.

После того как дорогой ее сердцу человек обошелся с ней таким образом, Лиза пошла к озеру, возле которого проходили их свидания, и утопилась. Мать не смогла перенести гибели дочери и тоже скончалась.

После этого дом, где жила Лиза с матерью, совсем развалился. Девушка была похоронена под деревом, под которым часто сидела с Эрастом. Он сам показал эту могилку рассказчику и поведал ему эту печальную историю. До конца жизни Эраст испытывал угрызения совести из-за того, что стал виновником гибели бедной девушки, которая любила его так сильно, что не захотела без него жить.

Уникальные особенности

Композиция повести настолько проста, но в то же время уникальна, что она легла в основу многочисленных произведений. Например, можно посмотреть онлайн мультипликационный кукольный фильм, снятый по мотивам в 1978 году. Настолько большой фурор произвел оригинал после печати. Другие особенности:

  • В планах автора было объединение двух языков — разговорного крестьянского и дворянского. Он хотел написать произведение, которое объединит две разные культуры.
  • Есть много цитат, позволяющих читателю ощутить собственную значимость, словно он сам участвует в событиях. Некоторые даже называли произведение дневником, потому как в нем часто встречаются мысли автора.
  • Сентиментальная тема стала образцом для подражания. А глава, в которой девушка бросается в пруд, где и обрывается ее жизнь, нередко цитировалась, а ее идея использовалась в повседневности.
  • Повествование начинается с описания природы. Впоследствии пейзажи гармонируют с состояниями главных героев. Каждое предложение является следствием предыдущего, и весь текст читается на одном дыхании.

На самом деле Карамзину удалось написать такую повесть, равной которых не было ни до, ни после. В тексте явно просматривается идеализация деревенской жизни. Крестьяне представлены, как добрые и чуткие люди, которые всегда готовы отдать себя полностью. В то же время городские жители являются полным их антиподом. Они готовы сделать все что угодно, чтобы удержать свое положение, финансовое состояние и продолжить вести разгульный образ жизни в противовес героям «Евгения и Юлии».

Загадка «Бедной Лизы»

В 1827-м под впечатлением от повести Карамзина и трагической судьбы её главной героини Орест Кипренский написал одно из своих самых романтичных и трогательных полотен — картину «Бедная Лиза».


«Бедная Лиза», 1827 г. О. А. Кипренский. (Государственная Третьяковская галерея)

В период, когда художник работал над портретом, Устав Императорской Академии художеств ввёл поправку, согласно которой в учебные заведения запрещалось принимать детей крепостных. Кипренского возмутила эта несправедливость, тем более что его мать была жертвой крепостнических законов. Детские переживания вернулись с новой силой, и «Бедная Лиза» стала своего рода ответом на реформу.

По сюжету Карамзина, Лиза покончила с собой. На портрете художника она смотрит в никуда с тоской и печалью. Этот взгляд, по замыслу художника, адресован возлюбленному девушки, который предпочёл ей богатую пожилую вдову. Цветок, который держит Лиза в изящной руке, — бархатец — символ преданности и верности.

Кипренский хотел привлечь внимание общественности к существовавшему сословному неравенству. Однако публика, с восторгом принявшая картину, не видела в ней ничего, кроме прекрасной, сентиментальной девушки в розовой шали.

Положительные черты

Эраст способен к возрождению. Именно это происходит с ним, когда он встречает на своем жизненном пути Лизу. Рассказчик, лично знакомый с Эрастом, отмечает, что тот по природе своей имел доброе сердце. Эраст искренне влюбляется в девушку и стремится быть с нею рядом везде и всегда. Его даже не пугает то, что они принадлежат к разным сословиям. Герой причиняет боль возлюбленной неосознанно. Эраст не виноват в том, что его чувства к Лизе остыли. Герой стал понимать, что их взаимоотношения ни к чему не приведут. Поэтому рассказчик не винит Эраста в том, что он разлюбил Лизу. Повествователь не может сказать, что в трагических отношениях между героями виноват Эраст, его нельзя проклинать за случившееся.

Эраст – не отрицательный персонаж, так как он имеет способность чувствовать и переживать. Когда Эраст узнает о самоубийстве Лизы, он чувствует свою вину. До конца своей жизни он ощущает себя причастным к гибели прекрасной девушки.

Все поступки героя мотивированы окружающим обществом, а не особенностями характера отдельной личности. Эраст является заложником той среды, в которой он рос и жил, поэтому его нельзя назвать виновным в том, что произошло с бедной Лизой.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Эраст (Бедная Лиза)», рассмотрит положительные и отрицательные черты центрального персонажа повести Н. М. Карамзина.

Краткая история создания повести «Бедная Лиза»

Николая Михайловича Карамзина считают основоположником русского сентиментализма, а повесть «Бедная Лиза» стала основой сентиментальной прозы.

Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе. Там он изучает литературу, историю. На западе уже существует немало произведений в стиле сентиментализма. Новое направление затягивает литератора. Он считает, что русскому читателю тоже не чужды чувства сострадания, нежности, влюблённости. Сюжет для «Бедной Лизы» писатель почерпнул во время своих путешествий.

После скитаний по Европе, Николай Михайлович написал «Письма русского путешественника», они имели успех и так литератор начал свою писательскую деятельность. Карамзин стал редактором и начал выпускать «Московский журнал». В этом же журнале впервые была опубликована «Бедная Лиза» в 1792 году. К концу 18 века русская литература становилась более доступной и понятной для читателей и во многом благодаря Карамзину. Он отходит от старославянского языка, используя более упрощённый слог, отходит от нравоучений, от традиций и морали. Писатель не осуждает своих героев, а скорее оправдывает их поступки.

Несмотря на то, что основу для сюжета Карамзин позаимствовал из европейских повестей, он много работал над сюжетом и главные герои совсем не похожи на иностранцев. Автор описывает Московские пейзажи и деревню близ столицы.

На смену привычному классическому направлению с идеями разумности и поучения, по образцу французских писателей Карамзин вносит в русскую литературу культ чувствительности и сопереживания. Сам Николай Михайлович называл повесть «сказкой весьма незамысловатой» и «печальной былью», используя не характерную ранее для традиционного русского классицизма историю любви бедной сироты из крестьянской семьи и мужчины дворянского рода.

Лиза — простая крестьянская девушка. После смерти отца они с матерью обеднели. Чтобы хоть как то заработать, Лиза ткала, вязала, весной собирала цветы, а летом ягоды. Все свои труды она продавала в городе. В очередной раз продавая цветы, она встретила Эраста. Дворянин был очарован девушкой. Она была не только красива, но и скромна, чиста и невинна. Сначала он отказался от всех городских развлечений и предпочёл общение с Лизой. Девушка влюбилась в воспитанного и статного молодого человека и потеряла голову. Её любовь так же чиста и искренна, как и она сама. Сначала она не представляла возможным этот союз, потому что они из разных кругов

Но молодой человек уверяет, что ему совсем не важно её происхождение. Эраста забрал её невинность и со временем она перестала быть для него столь прекрасной, чистой и непорочной

Он прощается с Лизой и отправляется на войну. Девушка тоскует и живёт днём встречи с любимым. Спустя время она в Москве, но тот даёт ей денег и отвергает. Дворянин промотал всё свое состояние, проигрался в карты и теперь вынужден жениться на богатой вдове. Лиза убитая горем и отвергнутая возлюбленным не может вынести своего стыда и топиться в пруду. Эраст очень сожалеет о судьбе девушки, и считает себя виновным в её смерти.

Карамзин открывает перед читателями необычную, для своего времени, проблематику, заставляя задуматься над многими вещами: о различии городской и деревенской жизни, о людях и их поступках, о чувствах и отношениях. Поднимает вопросы нравственности и чести.

Новые герои сентиментализма отличаются прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Трагический финал произведения стал новизной в русской литературе, он не был свойственен для привычного классицизма со счастливым концом. Для более яркого выражения героев автор использует гротеск(преувеличение). Деревня близка к природе, именно на её фоне Лиза ещё более чиста и невинна. А Город же, как противоположность – это алчность и пороки. Он поглощает и коверкает чистые души людей.

У читателей произведение вызвало неоднозначную реакцию. Несомненно была и волна критики и осуждения. Многих смутило возвышение и идеализация крестьянства. Хотя, для многих образованных дам Лиза стала предметом подражания. В 18 веке в произведениях был строгий канон, литература была библейской и житейской. А повесть Карамзина перевернула представление о литературе, позволила сопереживать и прочувствовать эмоции героев. Повесть имела большой успех, и через 4 года её напечатали отдельной книгой.

Источник статьи: http://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaja-istorija-sozdanija-povesti-bednaja-liza/

Конфликт

Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.

Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.

Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.

Тематика

Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха

А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна

А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.

«Бедная Лиза» в искусстве

Литературные реминисценции

  • Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году).
  • Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как комедия, во втором — как трагедия.
  • История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».

Инсценировки

  • 1989 — мюзикл «Бедная Лиза» — театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский .
  • Камерная опера «Бедная Лиза» — Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.

Экранизации

  • 1967 — «Бедная Лиза» (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.
  • 1978 — «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников
  • 1998 — «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Урок литературы, 9 класс Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя. Цели и задачи урока: 1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза; 2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе; 3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза». Только влюблённый имеет право на звание человека. Александр Блок.

Ход урока: 1. Организационный этап. 2. Полётное повторение. Литературный диктант 1. Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.) 2. Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык) 3. В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской) 4. Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное) 5. В каком русском полку служил Н. М. Карамзин? (Преображенском) 6. Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26) 7. С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм) 8. Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства) 9. Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь). 10. Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание) Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов. 3. Слово учителя Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.

Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения. 1 группа Проблема взаимоотношений в семье.

1. На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза? 2. Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин? Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи Отметить группу, у которой будет самая точная формула. Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья 2 группа

Проблема воспитания в повести.

1. Как нарисован в произведении образ Лизы? 2. Каков характер героини? Почему она именно такая? 3. Ваша версия смысла названия произведения. Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста. Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы. Просмотр иллюстрации О. А

Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника» Что выражено в глазах героини? (тоска) Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет? (красный цветок- символ любви) Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность)

3 группа Проблема воспитания в повести. 1. Как представлен в произведении образ Эраста? 2. Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения. Послушаем монолог Эраста. 4 группа

Проблема любви в повести. 1. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? 2. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? 3. Как ведут себя герои по отношению друг к другу? 4. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

4. Итог. — Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью? — Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). Домашнее задание. 1. творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь? 2. Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина

Характеристика Алексея и лизы из повести «Барышня -крестьянка» Срочно помогите! желательно объемно

Лиза

Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она от природы наделена смуглым и приятным лицом, живыми черными глазами. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком. Муромский баловал свою единственную дочь, даже нанял для ее воспитания и образования чопорную англичанку мисс Жаксон. Лиза, как и все уездные барышни, была романтична, но отличалась сообразительностью и развитой смекалкой. Когда она узнала, что в деревню приехал сын соседнего помещика Ивана Петровича Берестова, тут же решила сама с ним познакомиться.

Лиза знала, что отец давно враждует с соседом, но, прослышав про обаяние молодого Алексея, все же увлеклась мыслями о нем. Для этого она попросила свою горничную и поверенную в тайных делах Настю понаблюдать в Тугилове за молодым барином. Когда Настя рассказала, насколько тот хорош и воспитан, Лиза сразу же придумала, как с ним познакомиться. Переодевшись в крестьянку, она отправилась гулять в соседние владения. Там на нее напала хозяйская собака, а Алексей вовремя подоспел на помощь бедной девушке. Так они и познакомились. Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. С этого дня они встречались каждый день и гуляли в роще, но ничего большего девушка не позволяла и просила в деревне ее не искать.

Когда отец вздумал однажды пригласить Берестовых на ужин, Лиза страшно испугалась, но придумала новый план. Она нарядилась на английский манер, при этом изрядно набелила себе лицо, так что Алексей даже не узнал её. Правда раскрылась лишь тогда, когда Муромский решил выдать за Алексея свою дочь. Тогда Алексей пришел объяснить, что любит другую, то есть кузнецову дочь Акулину, и поэтому жениться на Лизе не намерен. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Лиза и есть та самая Акулина.

Алексей

Алексей Иванович Берестов – главный герой повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», сын родовитого помещика Ивана Петровича Берестова, друг Акулины (Лизы). Окончив университет, Алексей вернулся в родную деревню, в усадьбу Тугилово. Отец не разрешил ему поступать на военную службу, таким что, молодой человек остался жить «барином» в деревне. Местные барышни, прознав про это, стали преследовать его, но он держался холодно и отстранено. Даже стали поговаривать, что он уже состоит в тайной любовной связи.

Однажды, охотясь во владениях отца, он увидел приятную девушку-крестьянку и спас ее от гончей собаки. Девушка представилась дочерью кузнеца Акулиной, а на самом деле, это была любопытная Лиза Муромская, дочь соседнего помещика. Она давно искала повода познакомиться с молодым соседом, но все не решалась. Молодые люди так понравились друг другу, что стали видеться ежедневно и вести переписку. За это Акулина (Лиза) взяла слово с Алексея, что он никогда не будет искать ее в деревне.

Отцы молодых людей, Муромский Г. И. и Берестов И. П. вели давнюю вражду. Но однажды во время охоты подружились, и стали ходить друг к другу в гости. Вскоре они решили объединить свои семьи, женив Алексея на Лизе. Алексей долго отказывался, так как любил Акулину. Отец даже пригрозил лишить его наследства. Тогда молодой барин решил сам съездить и поговорить с Муромским. Не застав, его дома, решил переговорить с Лизой. Увидев ее без привычного жеманства и белил, был очень удивлен, но обрадован. Ведь его любимая Акулина и была Лизой Муромской.

Тема

Проводя анализ произведения «Бедная Лиза», можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину, главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладает всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

Основной мыслью повести является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это всё та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоёв. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

Отрицательные черты

«Ветреное» сердце – одна из самых главных характеристик Эраста. Его образ жизни был построен так, что он стремился к различным увлечениям и удовольствиям. Встретив Лизу, Эраст поступает с девушкой жестоко, обманывая ее ради собственных целей. Эраст несправедлив по отношению к Лизе, которой он причиняет боль. Переменчивое настроение и неспособность ценить то, что есть, говорят о том, что любовь между Эрастом и Лизой с самого начала была обречена на трагедию. У возлюбленных были разные взгляды на жизнь, поэтому Эрасту Лиза слишком быстро наскучила. Являясь дворянином по происхождению, Эраст строит отношения с простой крестьянкой. Герой думает о том, что сможет взять ответственность за свой выбор, однако он ошибается. Ветреность и неспособность взять на себя ответственность – основные отрицательные черты Эраста. Н. М. Карамзин демонстрирует, что желание добиться высокого положения в обществе побеждает искреннее чувство любви. Ради материального благополучия Эраст обманывает Лизу, причиняя ей боль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: