Хронология написания романа обломов, история его создания и кто прототипы

История создания

Роман «Обломов» восходит к ранней повести Гончарова «Лихая болесть». В ней описывается очень странная эпидемия: физически люди остаются здоровыми, но на них находит странная хандра. Заражённые этой болезнью предпочитают всё своё время направлять на мечтания и возведение воздушных замков.

Конечно, впоследствии этот замысел многократно перерабатывался, ведь Гончаров работал над «Обломовым» 9 лет.

Проблематика:

  • «обломовщина» как культивирование идеала ленивой и праздной жизни;
  • противопоставление русского и европейского менталитета;
  • проблема лишнего человека (Обломов);
  • любовные перипетии (Ольга — Обломов; Агафья — Обломов; Ольга — Штольц);
  • проблема смысла жизни и счастья (Обломов).

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

  1. Обломов — от слова «обломок», что указывает на будущий распад личности героя;
  2. Обломов — от устаревшего слова «облый» (круглый). И впрямь, Илья Ильич округл и физически, и душевно (то есть избегает проблем, «острых углов»).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: уже в самом романе мы можем найти обобщённое понятие «обломовщина», которое позволяет типизировать главного героя и обозначить соответствующий тип в обществе.

Время и место действия: действие происходит в 1843 г. в Петербурге (в главе «Сон Обломова» действие переносится в деревню Обломовку).

Прототипы героев

Обломов.

Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень». Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская.

Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин. Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына.

Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна. После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц.

Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.

Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.

В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, по которым и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстаётся с Ольгой.

В заключительной части романа герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит её обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к её обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но жили они недолго, Обломов умер.

Темы

Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:

Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях

Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.

Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.

Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.

Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.

Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.

Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.

Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Судьба романа после издания

Изначально стихотворный роман Пушкина публиковали по выпускам. Этот способ печати назывался «поглавным изданием». В журналах можно было прочитать только отрывки из произведения. Потому читатели с нетерпением ожидали издания новой главы. Каждая новая публикация вызывала значительный резонанс в социуме.

Первое полное издание появилось только в 1833 году. Последняя публикация при жизни поэта датируется январем 1837 года. В ней присутствовали авторские правки и опечатки. Следующие издания столкнулись с жесткой цензурой и критикой. В них менялись имена, и унифицировалась орфография.

В любом случае роман «Евгений Онегин» считается важнейшим достоянием классической литературы. Он помогает ознакомиться с особенностями жизни людей того периода. Литературные критики нарекли это произведение хрестоматийным романом. При этом знаменитый критик Белинский утверждал, что он может считаться энциклопедией российской жизни того периода.

«Евгений Онегин» представляет собой уникальное произведение, над которым Пушкин трудился в течение семи лет

Этот роман обладает сложным сюжетом и красивой композицией, что привлекает внимание читателей по сей день

Потому так важно заниматься изучением истории создания этого произведения. Благодаря этому удастся лучше понять суть и замысел автора

Благодаря этому удастся лучше понять суть и замысел автора.

История создания романа

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» – прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне. » преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, – писал Гончаров одному из своих друзей, – как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно – и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал “Обломова”, дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле “Обломова” сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

Смена обстановки

Пытаясь сдвинуть с мертвой точки написание романа, в 1849-м автор уезжает в город Симбирск. Место для автора родное, все еще хранившее остатки патриархального уклада. Здесь Гончаров приметит детали «обломовского сна», которым забылись обитатели созданной им деревни Обломовки. Быт обломовцев был:

  • нетороплив;
  • празден;
  • они не стремятся к прогрессу;
  • всю тяжелую работу выполняют за них крепостные.

Отправившись в кругосветное путешествие, писатель вовсе прекращает трудиться над романом несколько лет. Объехав почти весь земной шар на фрегате «Паллада», Гончаров создает одноименный сборник очерков. Работа же над «Обломовым» возобновится лишь в 1857 году — автор отправится в курортный город Мариенбад лечиться. Там он напишет 3 части романа за несколько недель и закончит четвертую. Итак, произведение, которое не могло быть окончено почти за десяток лет, дописано за одно лето. Большой перерыв позволил Гончарову «уложить» в голове всю историю и продумать мельчайшие детали.

История написания

Именно Иван Тургенев одним из первых заметил, как одно поколение сменяется другим. Тогда ему пришла в голову идея нового романа. Произведение «Отцы и дети» появилось в переломный момент. Тогда российское общество разделилось на 2 лагеря – «отцов» и «детей». Между ними шла весьма ожесточенная политическая борьба. При этом старшее поколение уже покидало арену, однако не находило в себе сил признать это. «Отцам» не хотелось уступать свое место новому поколению.

Писатель сумел ухватить эту трансформацию между идеологиями. Таким образом, его роман стал своего рода иллюстрацией постепенного падения дворянства. Его сменили люди нового поколения.

Кто стал прототипом

Современники писателя нередко говорили о том, что прототипом главного героя произведения Тургенева стал Добролюбов. В некоторых кругах бытовало мнение, что Базаров – это не что иное, как пародия на молодого критика. Тургенев и Добролюбов были представителями разных поколений. Им было сложно понять взгляды друг друга. Конфликт поколений и лег в основу романа «Отцы и дети».

После этого судьбоносного знакомства Тургенев всерьез занялся изучением трудов нигилистов, которые отрицают все общепринятые нормы. После чего он решил сделать нигилистом главного персонажа своего произведения. Автор часто говорил о том, как удивился тому, то до этого нигде не сталкивался с литературными образами нигилистов, хотя они встречались повсюду. Как следствие, именно Тургенев стал одним из первых, кто сумел рассмотреть людей нового типа и описал их в своем романе.

Постоянные путешествия писателя

Над созданием своего произведения Тургенев стал работать в 1860 году. Именно тогда писатель отправился с дочерью в Париж. Литератор поселился во французской столице и принял решение в короткие сроки завершить работу над новым романом. За первый год литератор написал половину произведения. При этом он ощущал большое удовлетворение от своего труда. Писателю очень нравился созданный им образ Евгения Базарова. Однако спустя некоторое время Иван Сергеевич почувствовал, что не способен больше оставаться и трудиться в Париже. Это заставило писателя вернуться на родину.

После приезда в Россию Тургенев погрузился в атмосферу существовавших в стране общественных движений. Это стало толчком к завершению романа. Незадолго до завершения «Отцов и детей» в государстве случилось важнейшее историческое событие – отмена крепостного права. Последние главы работы Тургенев дописывал в Спасском – своем родном селе.

Проблемы

Лишний человек

– Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.

Обломовщина

– Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.

Образ жизни Обломова

– Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.

Смысл жизни

– Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей

Причины лежания Обломова

– Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.

Лень

показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Вариант 2

Роман Гончарова «Обломов» входит в созданную писателем трилогию наравне с такими произведениями как «Обрыв» и «Обыкновенная история». Сейчас роман считается центральным звеном трилогии, однако это место он занял далеко не сразу.

Считается, что основная идея романа пришла Гончарову еще в 1838 году, когда была написана повесть «Лихая болесть», называемая прообразом «Обломова». В этом произведении автор описывает эпидемию странной болезни, из-за которой больные начинают увлекаться пустыми мечтами и строить воздушные замки, забывая о реальности. Схожей «болезнью» страдает и Обломов.

Работать над «Обломовым» писатель начал в 1847 году. Он утверждал, что закончит новое произведение очень быстро, поэтому даже обещал Н.А. Некрасову, бывшему на тот момент редактором «Современника», уже через год предоставить рукопись для печати. Однако что-то не заладилось. Произведение под названием «Сон Обломова», заявленное как отрывок из романа, было опубликовано только в 1949 году. Редактор «Современника» восхищался рукописью, но не был доволен нарушением сроков, поэтому Гончаров обратился в журнал «Отечественные записки». Там он пообещал, что роман будет готов в 1850 году.

Во время написания «Сна Обломова» Гончаров навещал свою родину – город Симбирск. Патриархальный, сохранивший старинные традиции быт провинции нашел отражение как в отрывке, так впоследствии и в самом романе. Именно в Симбирске будущий «Обломов» приобрел четкие очертания.

Желая быстрее закончить произведение, Гончаров, на тот момент служивший в Министерстве финансов, берет отпуск на 29 дней. За это время ему практически не удается продвинуться в работе, как и в последующие 3 месяца нового отпуска.

Тогда писатель решает взять перерыв, и работа над романом останавливается практически на 7 лет. За это время Гончаров успевает совершить кругосветное путешествие, о котором пишет в сборнике очерков под названием «Фрегат «Паллада».

В 1857 году писателю приходится отправиться в Мариенбад, на лечение. В этот момент у него наконец появляется время для работы над романом. Как говорил сам Гончаров, за время кругосветного путешествия он успел продумать роман до самых мелких деталей, ему нужно было лишь перенести все произведение на бумагу. Снова взявшись за рукопись, писатель заканчивает работу над «Обломовым» за семь недель.

Роман в печать в 1859 году, впервые появившись в журнале «Отечественные записки».

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

История создания романа Обломов (Гончаров)

Роман Ивана Гончарова «Обломов» вместе с трудами «Обыкновенная история» и «Обрыв» образует трилогию. Автор создавал произведение больше десяти лет. Роман «Обломов» имеет длинную историю создания.

Желание создать роман о помещичьей России впервые возникает у Гончарова в 1847 году. О своем замысле писатель сразу же сообщает главному редактору журнала «Современник» с обещанием предоставления рукописи в 1848 году. Однако, к этому моменту ничего сделано не было, поэтому отношения Ивана Гончарова и «Современника» разорвались. Писатель обратился к изданию «Отечественные записки» и продлил срок до 1850 года.

В 1849 году Гончаров создал вставной элемент «Сон Обломова». Эта внесюжетная часть показывает источник «обломовщины», всю ее природу, последствия и причины. Большое влияние на автора оказала его поездка в родной город, Симбирск, где он мог наблюдать «обломовщину» в живую. В маленьком уездном городе помещики жили неторопливо, спокойно, не заботились о своем развитии. Эти впечатления помогли написать Гончарову первую часть.

После возвращения писатель делает перерыв в работе. Ему посчастливилось стать участником кругосветного путешествия в качестве секретаря Е.В Путятина. Это событие легло в основу цикла очерков «Фрегат ”Паллада„».

Все это время Иван Гончаров не прикасался к работе над «Обломовым», однако он очень много думал о произведении.Впервые после длительного перерыва писатель садится за работу над романом в 1857 году во время лечения в Мариенбаде. Работа пошла с бешеной скоростью и была завершена за месяц. В 1859 году роман был опубликован.

«Обломов» — очень личное произведение для автора. В основу образа главного персонажа, Ильи Обломова, лег характер самого автора. Автор также вырос в патриархальной семье. Иван Гончаров отличался от своих коллег медлительностью и мечтательностью, но обладал очень чутким сердцем и острым умом. Иван Гончаров смог развидеть в себе эти свойства и привил их своему герою.

На этом не ограничиваются личные черты писателя в романе. В основу образа Агафьи Пшеницыной легла характеристика матери писателя. После смерти отца воспитанием ребенка занялся крестный отец, а мать Гончарова только обеспечивала им спокойную жизнь со всякими удобствами.

Образы Ольги Ильинской и Андрея Штольца — собирательные. В их характеристику вошло множество человек, которые поражали автора, были его идеалами и кумирами. Елизавета Толстая, один из прототипов Ольги Ильинской, была образцом женского ума для писателя. Екатерина Майкова удивляла его своей целеустремленностью и активной жизненной позицией. Образы этих женщин легли в основу характера возлюбленной главного героя. В основу образа Штольца вошли черты, враждебные, по мнению автора, русскому характеру. Это деятельность, строгость, активность, тяга к обучению и совершенствованию.

Работа над романом «Обломов» была очень долгой и упорной. Автор вложил в произведение всю свою душу, выразил свою позицию, поднял важную проблему.

Несколько интересных сочинений

Эту принцессу родители обожали с самого начала, так как она была очень долгожданным ребенком. Родители уже почти потеряли надежду на то, что у их страны будет наследник или, хотя бы, наследница.

Радищев, как и многие современные ему российские и зарубежные писатели, ориентировался на культуру восприятия своего времени, нравы современников. Это, естественно. Побудило его творить в стиле сентиментализм.

Даже не верится, что Новый год скоро. Раньше, когда я был маленьким (в первом классе), я очень ждал Новый год. Я дни в календаре зачеркивал. Я плохо спал даже. Мне хотелось, чтобы быстрей наступил праздник, каникулы

Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» очень впечатлил меня. Несмотря на отрицательную атмосферу, которая чувствуется на протяжении всего рассказа, в нем есть много ярких моментов и необычных деталей, над которыми можно поразмыслить

Художественное своеобразие

Особенность авторской речи в романе «Обломов» состоит в том, что её основа — это разговорно-бытовой народный язык. В речи героев встречаются народные слова (например, слово «чай» в значении «вероятно»).

Сравнения в романе часто основаны на материале быта крестьян («не человек, а просто солома», «лежишь, как колода»).

У Гончарова немало сравнений и литературного характера. Например, Штольц попытку разбудить Обломова от сонной жизни знакомством с Ольгой сравнил с внесением лампы в мрачную комнату.

Для лучшего изображения внутреннего облика героев автор использует речевую характеристику. Обломов и Ольга говорят языком интеллигентного слоя дворянства. Однако, в речи Ильи Ильича, выросшего в деревне, часто встречаются и простонародные слова («брякнуть», «трескает», «намедни» и т. п.).

Автор очень выразительно обрисовал портреты героев. В начале романа представлен портрет Обломова, характеризующий его барскую изнеженность (тучность, белые пухлые руки, мягкие плечи). Для создания образа Обломова автор использует интересную художественную деталь: восточный халат из персидской материи — любимый домашний костюм Ильи Ильича, очень удобный, не стеснявший движений. Когда Обломов влюбился в Ольгу и перестал всё время лежать на диване, он забросил и свой некогда любимый халат. А после разрыва с Ольгой он получил обратно свой халат, заботливо вымытый и починенный Агафьей Пшеницыной. Этот момент символичен: герой возвратился к прежней жизни.

Портрет Штольца во всём противоположен портрету главного героя. Его фигура, составленная как будто «из костей, мускулов и нервов», подчёркивает энергичность этого героя.

Говоря об Ольге, автор отмечает, что она не красавица, «но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Портрет Агафьи Пшеницыной, в противоположность поэтическому портрету Ольги, является бытовым: автор подчёркивает простодушие глаз героини, бесцветность лица, скромность и простоту во всём её облике.

Пейзаж автор в романе представляет редко, но изображает его очень выразительным языком. Влюблённость Гончаров в красоту русской природы видна в описании Обломовки.

Пейзаж у этого писателя обычно соответствует настроениям героев. Во второй части романа восприятие Ольгой и Обломовым природы отвечают их настроению влюблённости, пейзажи там радостны и светлы. А когда в отношениях этих героев произошёл разрыв, природа как бы показала внутреннее состояние Обломова: «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Счастье Обломова засыпано снегом: «Снег, снег, снег! — твердил он… — Всё засыпал!»

Обломов и Ольга – любовь как недостижимость

Центральной историей любви в романе «Обломов» Гончарова становятся отношения между Обломовым и Ольгой. На первый взгляд, персонажи имеют много похожих черт – они оба мечтательны, романтичны, видят прекрасное в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга направлена к внешнему миру и живет днем сегодняшним, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь – любовь поэтичная, возвышенная, в какой-то мере даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.

Долг и любовь

Для Ольги ведущим в ее чувствах оставался долг, некая практичность даже в столь иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не готова была принять увальня Обломова таким, как он есть, продолжая вытаскивать его из «болота обломовщины» – «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не реального Обломова – инертного, апатичного, безинициативного и при этом уже полностью состоявшегося мужчину, а некий образ милого тихого добряка-мечтателя, который навеял ей Штольц. Сквозь розовый флер любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только когда Обломов, узнав, что уже пришло время заявить об их отношениях общественности, отодвигает дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь – все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезным и Обломов не желает меняться и идти вперед даже ради своей возлюбленной.

Любовь и мир иллюзий

Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать из порочного круга «обломовщины», но произошла с героем слишком поздно, когда даже ради высокого, светлого чувства он не желал отказываться от привычной жизни и – самое главное – от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – красивая история нежных, высоких чувств, которая зарождается на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэтичность чувств возлюбленных рано или поздно должны были перейти на новый уровень – уровень быта, той самой «обломовщины». Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.

Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев

Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: