Средний бомбардировщик-торпедоносец h.p.52 «hampden» мк.i

Сравнение с другими аналогичными самолётами

Таблица: Сравнительные характеристики самолётов

Название Пе-8 Boeing B-17 Flying Fortress Handley Page Halifax Vickers Wellington Short Stirling Focke-Wulf Fw 200 Condor
Фото
Страна
Производитель КАПО Boeing Vegaen Douglas Handley Page Vickers-Armstrongs Short Brothers Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH
Длина 23,59 м 22,66 м 21,86 м 19,68 м 26,6 м 23,46 м
Размах крыла 39,13 м 31,62 м 30,18 м (31,75 м) 26,26 м 30,2 м 32,84 м
Площадь крыла 188,6 м² 131,92 м² 116,13 м² (118,45 мм²) 78,04 м² 135,64 м² 118 м²
Масса пустого 19 986 кг 16 391 кг 17 345 кг 8 417 кг 12 960 ru
Боевая нагрузка 5000 кг 2300 кг 5897 кг 2041 кг 6350 кг 2100кг
Максимальная взлётная масса 35 000 кг 29 710 кг 29 710 кг 12 927 ru 31 751 кг 22 720 кг
Двигатель 4 × V-12 АМ-35А 4 × Wright R-1820-97 «Cyclone» 4 × Bristol Hercules XVI 2 × Bristol Pegasus Mk. XVIII 4 × Bristol Hercules XI 4 × Брамо-323К-2 Фафнир
Максимальная тяга 4 × 1350 л.с. (4 × 1000 кВт) 4 × 1200 л.с. 4 × 1615 л.с. (4 × 1205 кВт) 2 × 1050 л.с. (2 × 783 кВт) 4 × 1590 л.с. (4 × 1186 кВт) 4 × 1200 л.с.
Максимальная скорость 443 км/ч 516 км/ч 454 км/ч 378 км/ч 418 км/ч 360 км/ч
Крейсерская скорость 400 км/ч 400 км/ч 346 км/ч 346 км/ч 332 км/ч
Боевой радиус 3600 км 3219 км 1658 км 2905 км 1191 км 3536 км
Практический потолок 9 300 м 10 850 м 7 315 м 5 486 м 5 030 м 5 800 м
Скороподъёмность 5,9 м/с 4,6 м/с 4,88 м/с 5,34 м/с 1,82 м/с н/д
Тяговооружённость 140 Вт/кг 150 Вт/кг 195 Вт/кг 130 Вт/кг 176 Вт/кг н/д
Стрелково-пушечное вооружение 2× 20 мм пушки; 2× 12,7 мм пулемёты; 2× 7,62 мм пулемёта 12× 12,7 мм 1 × 7,7 мм пулемёт; 2 × 4 × 7,7 мм пулемётов 6-8 пулеметов 8 × 7,7 мм пулемётов 2×7,92-мм пулемёта; 3×13 мм пулемета; 1×20 мм пушка

Появление бомбардировщика

Впервые применение аэропланов для поражения наземных целей предприняли до начала Первой мировой войны. Вместо бомб тогда применялись металлические дротики или флешетты. По размерам они немного превышали карандаш. Таким образом, бомбежка дротиками велась сверху по позициям пехоты и кавалерии. Вес такой стрелы – 30 грамм, она способна была пробить 150 мм древесины. Первую авиационную бомбу создал итальянский военный К. Ципелли. Его главной целью являлось проектирование взрывателя, который должен был сработать в самый ответственный момент. Последующие опыты с гранатами разных типов привели к смерти изобретателя.

Самое первое боевое бомбометание состоялось 1 ноября 1911 года. В разгар итало-турецкой войны итальянский летчик Гавотти сбросил 4 бомбы на турков в городе Триполи. Немного позже в качестве поражающих элементов итальянцы начали использовать картечь.

Прыгающая бомба

Одна из самых известных частей наследия «Ланкастера» — это его роль в перевозке и сбросе «прыгающих бомб», приукрашенная в фильме «Разрушители плотин» 1955 года.

Бомба , сконструированная Барнсом Уоллесом, создателем сейсмических бомб Grand Slam и Tallboy, перед погружением могла прыгать по поверхности водоема через противоторпедные сети. Эта глубинная авиабомба была предназначена для поражения плотин гидроэлектростанций и плывущих судов. В мае 1943г. «прыгающие бомбы» применялись в операции «Большая порка» — миссии союзников по уничтожению немецких плотин в Рурской долине.

С модификации Avro Lancaster Mk 11 снял и большинство брони и центральную турельную установку, чтобы разместить бомбы. Несмотря на то, что в ходе операции было потеряно 8 «Ланкастеров» и 53 члена экипажей, удалось сбросить небольшое количество «прыгающих бомб«, которые пробили брешь в двух плотинах, одна из них разрушилась и стала причиной гибели 1296 человек.

История создания

После первого полёта в январе 1939 года NA-40 сразу отправился на переделку – моторы R-1830 оказались недостаточно мощными. С двигателями R-2600 удалось добиться нужного прироста характеристик, и самолёт отправили на госиспытания. Там NA-40 и разбился во время отработки посадки на одном двигателе, а конкурс фирма проиграла.

Бомболюк пришлось увеличить, а лётчиков посадили уже бок о бок. Военные заинтересовались проектом, и приняли самолёт на вооружение ещё до постройки прототипов. Бомбардировщику присвоили обозначение B-25 и имя «Митчелл» – в честь одного из пионеров бомбардировочной авиации.

Подробно

Фото Описание

Уинстон Черчилль с группой иностранных гостей и должностных лиц, включая старших американских офицеров, с инспекторским осмотром в Нортхолте (Northolt) 21 июля 1941 года. За Черчиллем следует министр авиации, сэр Арчибальд Синклер, как всегда в щеголеватом костюме. Представленные бомбардировщики, включая опытный образец Ланкастера, недавно прибывшие Fortress I, Halifax L9503/TL:P из 35-ой эскадрильи и на переднем плане Stirling N6003/MG:V из 7-ой эскадрильи. (IWM CH17535)

Работы по техобслуживанию на Стирлинге N3725/HA:D из 218-ой эскадрильи в Downham Market в июне 1942. Как и большинство самолетов эскадрильи Gold Coast (Золотого побережья), самолет получил имя от города в этой стране, в данном случае Mamprusi. В это время 3-я Группа имела шесть вооруженных Стирлингами эскадрилий и до до следующей весны их увеличения не предполагалось. Stirling имел самую высокую норму боевых потерь среди 3-4-х двигательных типов бомбардировщиков, в основном из-за своего малого потолка, который делал его более уязвимым от вражеской ПВО. Тяжелый и неповоротливый на земле, Стирлинг, однако, был удивительно маневренен в полете. При отказе одного двигателя самолет требовал повышенного внимания при пилотировании; при отказе двух дальнейший полет был невозможен. На своем 31-ом боевом вылете в ночь на 14/15 сентябрь 1942 года, командир J. С Frankcombe, Стирлинг N3725 потерпел катастрофу недалеко от Wilhemshaven. Самолет находился уже недалеко от своей базы, когда отказал последний оставшийся на полукрыле двигатель. Самолет немедленно «свалился на крыло» и потерпел катастрофу, около Stoke Ferry. Из всего экипажа, получив тяжелые ранения, выжили только бортрадист и стрелок верхней средней башни. (IWM CHI7887)

Органы управления приборная доска пилотов Mark I

Первый прототип L7600 в Rochester, 13 мая 1939 г.

Второй прототип L7605

Прототип Mark II N3657, август 1941 г.

Прототип Mark II N3711 в Boscombe Down, март 1942

Второй прототип Mark II N3711 в Boscombe Down, март 1942

Внутри бомбардировщика «Ланкастер»

Расшифровка обозначений:

  1. Экипаж Ланкастера

В связи с крупным размером, тяжелым вооружением и технической сложностью бомбардировщика «Ланкастера» экипаж состоял из семи человек: пилота, бортинженера, штурмана, бомбардира, радиста, стрелками верхней центральной и задней стрелковой установки. Многие члены экипажа «Ланкастера» были награждены Крестом Виктории за свой героизм, проявленный в боях, например, за героический дневной рейд на Аугсбург в Германии.

2. Силовая установка

Бомбардировщик Ланкастер приводили в движение 4 двигателя Rolls-Royce Merlin V12. Их выбрал главный инженер бомбардировщика ланкастер Рой Чедвик из-за их надежности, поскольку в более раннем бомбардировщике Авро Манчестер стояли двигатели Rolls-Royce Vulture. которые часто отказывали.

3. Фюзеляж

«Ланкастер» проектировали с оглядкой на более ранний самолет-бомбардировщик Аvго Туре 683 «Манчестер lll» с тремя килями на хвосте. В целом форма оказалась похожей, но тройное оперение заменили на двойное. Это стало одним из множества небольших, но очень удачных изменений, внесенных в дизайн бомбардировщика.

4. Бомбовой отсек

Отсек был настолько просторным, что при незначительн ой модификации он мог вместить массивную сейсмическую бомбу Gгand Slam — 1О-тонного гиганта, который в полете набирал околозвуковую скорость, врезался в земную поверхность и взрывался.

5. Турельные установки

У «Ланкастера» были 3 парные 7,7-мм турельные установки в носовой, задней и верхней центральной частях корпуса. Затем их заменили более мощными 12, 7-миллиметровые моделями. Установки в задней и верхней центральной частях фюзеляжа всегда были заняты стрелками, а с передней вел огонь бомбардир.

Зачатие и развитие

Шорты Stirling

Наземная бригада выполняет техническое обслуживание

В 1930-е годы Королевские ВВС в первую очередь интересовались двухмоторными бомбардировщиками. Эти конструкции имеют ограниченные требования к производству и техническому обслуживанию двигателей, позиции, которые стали чувствительными с вводом в эксплуатацию многих новых моделей. Ограничения мощности были настолько проблематичными, что британцы вложили значительные средства в разработку огромных двигателей мощностью 2000 лошадиных сил (1500  кВт ) для улучшения характеристик. В 1930-е годы ни один из них не был готов к производству. Соединенные Штаты и СССР разрабатывали бомбардировщики с четырьмя двигателями меньшего размера, которые, как выяснилось, имели отличную дальность полета и грузоподъемность, поэтому в 1936 году Королевские ВВС также решили изучить возможность создания четырехмоторного бомбардировщика.

В тендере Министерства авиации ТУ B.12 / 36 было несколько требований. Бомбовая нагрузка должна была составлять 14000  фунтов (6350  кг ) с дальностью полета 2000 миль (3218  км ) или меньшей нагрузкой в 8000  фунтов (3629  кг ) и 3000 миль (4800  км ) (невероятно требовательная для того времени) крейсерская скорость. от 230  миль в час или более на 15000 футов (4,600  м ), а также для защиты трех турелей (в носу, в средней части фюзеляжа, так и в задней). Самолет также должен использоваться для перевозки войск для 24 солдат и иметь возможность использовать катапульту для взлета. Идея заключалась в том, что самолет мог перебрасывать войска в самые отдаленные уголки Британской империи и поддерживать их бомбардировками. Чтобы облегчить эту задачу, а также облегчить производство, его необходимо было разбирать на части для транспортировки поездом. Поскольку он должен был работать с ограниченных аэродромов «отдаленной местности», он должен был иметь возможность взлетать с взлетно-посадочной полосы длиной 500 футов (150  м ) и выходить за пределы 15- метровых деревьев  в конце — спецификация, которая создала бы проблемы для самолета. сегодняшних маленьких самолетов.

Первоначально не участвовавшие в тендерах на дизайн, компания Short была добавлена, потому что у нее уже были похожие модели, а также штат дизайнеров и производственные возможности. Шорт произвел несколько четырехмоторных гидросамолетов необходимого размера и создал S.29, сняв палубу и нижнюю часть корпуса с S.25 Sunderland . Новый дизайн S.29 был в значительной степени таким же: крылья и органы управления остались такими же, конструкция была идентичной, и он даже сохранил небольшую кривизну вверх в задней части фюзеляжа, изначально предназначенную для удержания хвоста Sunderland над брызгами.

В Октябрь 1936 г., S.29 был в конце короткого списка рассмотренных проектов, а Supermarine type 317 был заказан в качестве прототипа в Январь 1937 г.. Тем не менее, было решено, что для безопасности необходима альтернативная конструкция Supermarine и что Шорт должен построить из-за его опыта работы с четырьмя двигателями. Оригинальный дизайн подвергся критике во время презентации, а вФевраль 1937 г.Министерство авиации предложило модификации конструкции, такие как использование радиального двигателя Bristol Hercules в качестве альтернативы Napier Dagger  (in) и уменьшение объема. Шорт согласился на такой масштабный редизайн

Проект приобрел важность из-за смерти создателя Supermarine Реджинальда Митчелла, посеяв сомнение в Министерстве авиации.

В Июнь 1937 г., S.29 был принят в качестве замены Supermarine 316 и официально заказан в октябре.

Диаграмма сравнения Стирлинга (желтый) с его современниками; Avro Lancaster (синий) и Handley Page Halifax (розовый).

Первая мировая война

В самом начале аэропланы осуществляли бомбардировку сугубо для устрашения врага. В качестве носителей применялись легкие разведывательные самолеты. Бомбы сбрасывались вручную пилотами, а операции не согласовывались с действиями наземных войск. Первая бомбардировка Парижа осуществилась в конце августа 1914 года. В ноябре того же года лейтенант Каспар бомбил Дувр.

Но лучше всего в этот период себя показали дирижабли. Германия являлась самой мощной воздухоплавательной державой. Обладая 18 экземплярами, она могла сбрасывать несколько тонн бомб. В середине августа 14-го года один из дирижаблей совершил авианалет на Антверпен, разрушив 60 жилых зданий, более 900 были повреждены. Но английским зенитчикам удалось сбить 4 единицы, после чего немцы отказались эксплуатировать дирижабли в дневное время.

Первым полноценным и полностью отвечающим званию бомбардировщика стал российский четырехдвигательный аппарат Игоря Сикорского «Илья Муромец». В декабре 1914 года из таких «Муромцев» была создана «Эскадра воздушных кораблей». Бомбы размещали не только внутри самолета, но и снаружи. Помимо этого, за защиту самолета отвечали установленные пулеметы. Первые многомоторные бомбардировщики начали появляться во многих странах. Так или иначе, они походили на «Илью Муромца». Германия – G-III, G-IV, G-V, «Цеппелин-Штакен R-VI»; Англия – 0/400, Виккерс «Вими»; США – «Мартин МВ-1».

Список используемой литературы

  • Энцо Ангелуччи и Паоло Матрикарди, Самолеты, т.  3: Вторая мировая война — Франция, Германия, Англия и др., Elsevier Sequoia, колл.  «Мульти-гид авиация»,1978 г.( ISBN  2-8003-0387-5 ), стр.  60–61.
  • (ru) Кристофер Генри Барнс, « Шортс Эйркрафт с 1900 года», Лондон, Патнэм ,1967, 532  с. ( OCLC   )
  • (ru) Дэвид Л. Бэшов, No Prouder Place: Canadians and the Bomber Command Experience 1939–1945, Сент-Кэтринс, Онтарио, Vanwell Publishing,2005 г., 544  с. ( ISBN  978-1-55125-098-4, OCLC   )
  • (ru) Майкл Дж. Ф. Бойер, История Стирлинга, Манчестер, Соединенное Королевство, Креси,2002 г., 408  с. ( ISBN  978-0-947554-91-0, OCLC   )
  • (ru) Тони Баттлер, британские секретные проекты: британские истребители и бомбардировщики 1935-1950 гг., Лестер, Мидленд,2004 г., 192  с. ( ISBN  978-1-85780-179-8, OCLC   )
  • (ru) Джонатан Фалконер ( преф.  Мюррей Педен), Stirling in Combat, Страуд, Глостершир, Великобритания, Sutton Publishing,1995 г.( 1- е  изд. 1991), 266  с. ( ISBN  978-0-7509-4114-3, OCLC   )
  • (ru) Дж. Д. Гилман и Джон Клайв, KG 200: Роман, Нью-Йорк, Саймон и Шустер ,1977 г., 317  с. ( ISBN  978-0-671-22890-3, OCLC   )
  • (ru) Брайс Гомерсалл, Файл Стирлинга, Тонбридж, Кент, Соединенное Королевство, Эйр Бритен и публикации авиационных археологов,1979 г., 95  с. ( ISBN  978-0-85130-072-6, OCLC   )
  • (ru) Аллан В. Холл, Шорт Стирлинг, Милтон-Кейнс, Бакингемшир, Соединенное Королевство, Hall Park Books, колл.  «Warpaint» ( п о  15),1998 г., 24  стр. ( OCLC   )
  • (ru) Фрэнсис К. Мейсон, Британский бомбардировщик с 1914 года, Лондон, Патнэм ,Апрель 1994, 416  с.
  • (ru) Дэвид Мондей (Первоначально опубликовано как: Краткое руководство по британской авиации после Второй мировой войны. 1982 г.), Краткое руководство по британской авиации времен Второй мировой войны, Лондон, Chartwell Books,1994 г., 239  с. ( ISBN  978-0-7858-0146-7, OCLC   )
  • (in) Мюррей Педен, Тысяча падет, Ститтсвилл, Онтарио, Canada’s Wings,1979 г., 490  с. ( ISBN  978-0-920002-07-0, OCLC   )
  • (ru) Мюррей Педен, «Тысяча падет», Торонто, Стоддарт,1997 г.( ISBN  0-7737-5967-0 )
  • »  Короткий Стирлинг: первые подробности о крупнейшем бомбардировщике Великобритании: четырехмоторный тип с маневренностью истребителя  «, Flight, vol.  XLI, п о  172729 января 1942 г., стр.  94–101
  • (ru) Джим Винчестер, Худший самолет в мире: от новаторских неудач до многомиллионных катастроф, Лондон, Amber Books,2005 г., 320  с. ( ISBN  978-1-904687-34-4, OCLC   )

Самолет производства компании Short Brothers

Обозначения производителя Dunne D.5  • 330  • 360  • Улучшенный S.27  • L.17  • N.1B  • N.2A  • N.2B  • N.3  • S.1  • S.3  • S.4  • S.5  • S.6  • S.7  • S.8  • S.8 / 8  • S.10  • S.11  • S.12  • S.14  • S.15  • S.16  • S.17  • S.18  • S.19  • S.20  • S.21  • S.22  • S.23  • S.25  • S.26  • S.27  • S.29  • S.30  • S.31  • S.32  • S. 33  • S.35  • s.38  • S.39  • S.40  • S.41  • S.45  • S.45 Сифорд / S.45 Солент  • S.47  • S.90  • SA1  • SA2  • SA4  • SA5  • SA6  • SA9  • SB1  • SB2  • SB3  • SB4  • SB5  • SB6  • SB7  • SC1  • ПК5  • SC7  • SC9
По имени  • 360  • Белфаст  • Биплан №1  • Биплан №2  • Биплан №3  • Бомбардировщик  • Калькутта  • Серна  • Кукл  • Кромарти  • Крестоносец  • Империя  • Папка  • G-класс  • Гурнард  • Улучшенный S.27  • Кент  • KF1  • Кастет  • Ртуть  • Maia  • Мидии  • Nimbus  • Толкатель Биплан  • R31  • R32  • R38  • Рангун  • S.27  • S.32  • s.38  • S.41  • S.45  • SA5  • SA9  • Sandringham  • Сарафанда  • Спутник  • SB1  • SB5  • SC1  • Scion Senior  • Scion  • Scylla  • Сифорд  • Sealand  • Seamew  • Sherpa (C-23)  • Sherpa (SB4)  • Shetland  • Shirl  • Silver Streak  • Сингапур  • Skyvan  • Solent  • Sperrin  • Sporting Тип  • Спрингбок  • Стирлинг  • Осетр S.6 (биплан)  • Осетр  • Сандерленд  • Тандем-твин  • Тройной трактор  • Тукано  • Тип 3  • Тип 42  • Тип 74  • Тип 81  • Тип 135  • Тип 136  • Тип 166  • Тип 184  • Тип 310  • Тип 320  • Тип 827  • Тип 830  • Valetta
По типу Bombardier: Бомбардировщик  • Ширл  • Stirling Обучение: S.27  • Улучшение S.27  • s.38 Экспериментальная и прототип: Cromarty  • S.27  • Улучшение S.27  • s.38  • SB1  • SB4 Sherpa  • SB5  • SC1  • SC9 Канберра  • Шетландских  • Сперрин Морской патруль: Кент  • Рангун  • Сарафанда  • Сандерленд  • Seaford Транспорт:  •  • Белфаст  • Короткое Mayo Composite  • Sandringham  • Scion  • Scion Старший  • Solent  • Sherpa  • Skyvan
Построен по лицензии Бристоль, Британия  • English Electric Canberra  • Феликстоу F.3  • Феликсстоу F.5

Совсекретно

Создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) началось в 2009 году, когда Министерство обороны России и Конструкторское бюро имени Туполева подписали контракт на проведение научно-исследовательских работ. Какие-либо подробности о новом самолете, который в перспективе должен составить основу Дальней авиации ВВС России, тогда не раскрывались. Работы по контракту завершились летом 2012 года, когда главком ВВС России Виктор Бондарев объявил, что облик перспективного бомбардировщика уже сформирован, аванпроект ПАК ДА завершен и утвержден и начинаются опытно-конструкторские работы по проекту.

Частично требования к новому стратегическому самолету еще в конце 2011 года назвал командующий ДА ВВС России генерал-майор Анатолий Жихарев. По его словам, новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности, получить новый прицельно-навигационный комплекс, средства связи, разведки и радиоэлектронной борьбы. Позднее Николай Макаров, занимавший тогда пост начальника Генерального штаба Вооруженных сил России, отметил, что ПАК ДА «будет значительно превосходить все современные типы таких самолетов, в том числе американские», и получит новый планер.

При этом вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, усомнился в необходимости создания самолета с такими характеристиками. «Посмотрите на уровень развития противовоздушной и противоракетной обороны: все эти самолеты никуда не долетят. Ни наши к ним, ни их к нам. Надо думать о совершенно нетривиальных вещах», ─ заявил Рогозин. Летом прошлого года вице-премьер в своем твиттере написал, что новый самолет «не должен быть копией B-2» (американский стратегический дозвуковой дальний бомбардировщик) и что «надо смотреть за горизонт и разрабатывать гиперзвуковую дальнюю авиацию ─ военную и гражданскую».

Ту-95МС

Фото: army.lv

1/3

В начале 2012 года был объявлен конкурс, в котором приняли участие «Туполев» и еще ряд конструкторских бюро (какие именно, пока неизвестно; речь может идти о «Сухом» и «Бериеве»). Военным было представлено несколько предварительных проектов перспективного бомбардировщика, включая сверхзвуковые версии самолета, один гиперзвуковой и один дозвуковой. Последний был подготовлен «Туполевым». По данным газеты «Известия», ссылающейся на источник в ВВС России, командование утвердило проект ПАК ДА, предложенный «Туполевым». Его строительство будет осуществляться по схеме «летающего крыла». Благодаря ей самолет станет «невидим» для радаров, но не сможет развивать скорость, превосходящую скорость звука.

В течение текущего года «Туполев» теперь должен просчитать тактико-технические характеристики ПАК ДА, в начале 2014 года представить военным расчет бюджета научно-исследовательской работы, а в 2020 году полностью завершить технический проект самолета. В конце 2011 года сообщалось, что первый прототип перспективного бомбардировщика должен быть готов в 2020 году и принят на вооружение в 2025-м. Теперь же ожидается, что серийное производство нового самолета начнется в 2020-м. Впрочем, эти сроки могут несколько сдвинуться из-за того, что госпрограмма вооружений России до 2020 года рассчитана по оптимистическому прогнозу экономического развития страны.

Поскольку проект ведется под грифом секретно, информация о перспективном бомбардировщике крайне скудна. Предположительно максимальная взлетная масса самолета составит не менее 120 тонн. Самолет может нести вооружение общей массой до 24 тонн и совершать полеты на расстояние до 12 тысяч километров. Впрочем, если учесть заявление Бондарева о превосходстве ПАК ДА над американскими стратегическими самолетами, можно предположить, что максимальная взлетная масса российского ракетоносца составит около 170 тонн при массе полезной нагрузки в 27-30 тонн. Вероятно, самолет сможет развивать скорость до 850-900 километров в час и совершать полеты на расстояние до 12-15 тысяч километров.

Литература

  • Norris, Geoffrey. The Short Stirling. — Windsor, Berkshire, UK: Profile Publications, 1966. — 16 p. — (Profile Aircraft 142).
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Бриллианты британской короны // Моделист-конструктор : журнал. — 2007. — № 2 специальный выпуск. — С. 5 — 20.
  • Barnes, C. F. Shorts Aircraft since 1900. — London : Putnam, 1967.
  • Bashow, D. L. No Prouder Place: Canadians and the Bomber Command Experience 1939–1945. — St. Catharine’s, Ontario : Vanwell Publishing, 2005. — ISBN 1-55125-098-5.
  • Bowyer, Michael J. F. The Stirling Story. — Manchester, UK : Crécy, 2002. — ISBN 0-947554-91-2.
  • Buttler, T. Fighters & Bombers, 1935–1950. — Hinckley, Kent, UK : Midlands Publishing, 2004. — Vol. III. — ISBN 978-1-85780-179-8.
  • Falconer, J. Stirling in Combat. — Stroud, Gloucestershire, UK : Sutton Publishing, 1995. — ISBN 0-7509-4114-6.
  • Gilman, J. D. KG 200 / J. D. Gilman, J. Clive. — London : Pan Books, 1978.
  • Gomersall, B. The Stirling File. — Tonbridge, Kent, UK : Air Britain and Aviation Archaeologists Publications, 1979. — ISBN 0-85130-072-3.
  • Hall, A. W. Short Stirling. — Milton Keynes, Buckinghamshire, UK : Hall Park Books, 1998. — Vol. 15.
  • Mason, F. K. The British Bomber since 1914. — London : Putnam Aeronautical Books, 1994. — ISBN 0-85177-861-5.
  • Mondey, D. British Aircraft of World War II. — London : Chartwell Books, 1994. — ISBN 0-7858-0146-4.
  • Peden, Murray. A Thousand Shall Fall. — Stittsville, Ontario : Canada’s Wings, 1979. — ISBN 0-920002-07-2.
  • Norris, Geoffrey. The Short Stirling. — Windsor, Berkshire, UK : Profile Publications Ltd., 1966.
  • Peden, Murray. A Thousand Shall Fall. — Updated. — Toronto : Stoddart, 1997. — ISBN 0-7737-5967-0.
  • “The Short Stirling: First Details of Great Britain’s Biggest Bomber: A Four-engined Type with Fighter Manœuvreability”. Flight. XLI (1727): 94—101. 29 January 1942. Архивировано из оригинала 2019-03-29.
  • Warner, Guy (July–August 2002). “From Bombay to Bombardier: Aircraft Production at Sydenham, Part One”. Air Enthusiast (100): 13—24. ISSN 0143-5450.
  • Winchester, J. The World’s Worst Aircraft: From Pioneering Failures to Multimillion Dollar Disasters. — London : Amber Books, 2005. — ISBN 1-904687-34-2.

Тяжелые и дальние бомбардировщики 1918–1945 гг

В межвоенный период авиация развивалась быстрее иных видов военной техники, ведь самолеты в отличие от танков и пушек востребованы и в мирное время. К тому же доктрина стратегических бомбардировок генерала Дуэ создала у политиков Запада иллюзию, что мощная авиация сама по себе может выиграть войну, и мерилом могущества государства стали считать количество и качество бомбардировщиков.

В 1926 г. на смену фанерным бомбардировщикам-бипланам, схожим с моделями Первой мировой войны, пришли цельнометаллические монопланы. Первые серийные из них создал советский конструктор А. Туполев: двухмоторный АНТ-4 (поступил на вооружение в 1929 г. как ТБ-1 – тяжелый бомбардировщик первый) и четырехмоторный ТБ-3. К концу 30-х дюраль стал главным авиационным металлом, а моноплан – классической схемой всех бомбардировщиков. Легкий двухмоторный ТБ-1 летал быстрее построенного позже четырехмоторного ТБ-3, отягощенного запасом топлива, зато ТБ-3 мог совершать дальние перелеты и нести больший груз бомб.

Бомбардировщик ТБ-1

Находившийся в экономической блокаде СССР в середине 1930-х гг. достиг предела возможностей своей промышленности и без доступа к новым технологиям не мог реализовать многие передовые технические решения. Новый прорыв в военном авиастроении совершили в США, создав в 1933 г. двухмоторный «Мартин B-10». Его гладкая обшивка с минимальным количеством выступов и отверстий, кабины летчиков и стрелка, закрытые обтекаемыми стеклянными колпаками, шасси, в полете убирающиеся внутрь корпуса – снизили сопротивление воздушному потоку и повысили скорость самолета.

Do-17. Германия. 1937 г.

Вскоре в США появился мощный и скоростной четырехмоторный бомбардировщик – Боинг B-17 «Летающая крепость». Его крылья были тоньше, легче и более обтекаемыми за счет применения новых методов обработки металла и оснащения их подвижными элементами, изменяющими сопротивление воздуху при взлете и посадке. Двигатели с устройствами дополнительного наддува воздуха при меньшей массе стали мощнее и хорошо работали на больших высотах, где из-за разреженного воздуха другим моторам не хватало кислорода. Еще одним нововведением B-17 стали винты изменяемого шага: при увеличении скорости лопасти винта изменяли угол, снижая сопротивление воздуха. К началу Второй мировой войны подобными машинами обзавелись Британия, Франция и Италия.

В 1939 г. в США компания «Консолидэйтед» выпустила бомбардировщик B-24 со створками бомболюков, которые не распахивались наружу, а отъезжали на роликах внутрь, что улучшало аэродинамику. B-24 уступал B-17 в скорости, высоте и бомбовой нагрузке, но был проще в производстве, и в годы войны B-24 выпустили в 1,5 раза больше, чем B-17.

Бомбардировщик B-17

В-24 и В-17 наносили массированные удары по Германии, вылетая по нескольку тысяч с аэродромов Англии и Средиземноморья группами по 40 машин. Пока у союзников не появились дальние истребители, В-17 защищались лишь круговым огнем своих пулеметов.

Четырехдвигательный поршневой бомбардировщик «Хендли Пейдж Галифакс» (Великобритания, Вторая мировая война) имел бомбовую нагрузку 6000 кг

Итоги и последствия войны для Британии

Историки оценивают результаты Второй мировой войны для Англии неоднозначно. Одни считают, что страна проиграла, а другие – вышла победительницей. К основным итогам конфликта для Британских островов относятся:

  • Потеря статуса сверхдержавы;
  • Оказалась в лагере победителей, хотя в начале войны находилась на грани оккупации Третьем Рейхом;
  • Сохранила независимость, избежав оккупации, как многие европейские государства. Экономика была в разрухе, страна в руинах, но внутренняя ситуация разительно отличалась от Польши, Франции, Дании, Голландии;
  • Были потеряны практически все торговые рынки;
  • Колонии бывшей Британской империи вступили на путь обретения независимости, но большинство из них продолжали сохранять экономические, торговые и культурные отношения с Лондоном. Это стало ядром формирования будущего Содружества Наций;
  • В несколько раз упало производство, которое удалось вернуть к довоенному уровню только в конце 1940-х гг. То же самое касалось и экономического положения. Кризисные явления преодолевались постепенно, лишь в 1953 г. в Британии была окончательно отменена карточная система;
  • Размеры посевных площадей и сельскохозяйственных угодий сократились в два раза, поэтому на Британских островах почти полтора миллионов гектаров земли несколько лет не обрабатывались;
  • В несколько раз вырос дефицит платежной части британского государственного бюджета.

Англия во Второй мировой войне потеряла, по разным оценкам, от 245 тыс. до 300 тыс. убитыми, и около 280 тыс. покалеченными, раненными. На одну треть сократились размеры торгового флота, из-за чего Британия потеряла 30% иностранных инвестиций. При этом в стране активно развивалась военная промышленность, что было связано с необходимостью обеспечивать массовое производство танков, самолетов, оружия и вооружений для нужд армии, а также со значительным влиянием технологического прогресса.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Британия вынуждена была и дальше пользоваться программой ленд-лиза. Из США в страну ввозилась техника, продовольствие, оружие. За это Штаты получили под полный контроль торговые рынки в регионе Юго-Восточной Азии и Ближнем Востоке.

Такое внутреннее и внешнее положение Британии вызывало беспокойство населения и правительства. Поэтому политические круги взяли курс на жесткое регулирование экономики, что предусматривало создание смешанной экономической системы. Она строилась на двух составляющих – частной собственности и государственном предпринимательстве.

Национализация предприятий, банков, важных отраслей – газовой, металлургической, угледобывающей, авиационной и т.д. – позволила уже в 1948 г. выйти на довоенные показатели в производстве. Старые отрасли промышленности так и не смогли занять ключевые позиции, как это было до войны. Вместо этого стали появляться новые направления и сектора в экономике, промышленности и производстве. Это позволило начать решение продовольственной проблемы, привлекать инвестиции в Британию, создавать рабочие места.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: