Пушкинская эпоха в романе. «евгений онегин» как энциклопедия русской жизни. реализм романа

История создания романа Пушкина «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин создавал свой бессмертный роман в стихах «Евгений Онегин» длительное время.

Прошло больше семи лет. За это время в жизни поэта произошли важные события, которые принесли большие изменения.

Пушкин провел много лет в ссылках: на юге и в Михайловском селе. Путешествовал по Кавказу. Пережил разлуку с близкими друзьями после восстания декабристов.

Он посватался к Наталье Гончаровой, и примерно за полгода до предстоящего свадебного торжества Пушкин поставил финальную точку в романе.

Первое полное издание нетленного романа вышло спустя почти 3 года – в 1833. Оно произвело фурор среди читающей публики и моментально разлетелось с прилавков.

К тому времени Александр Сергеевич уже был законным супругом Гончаровой и отцом двоих детей, дочери и сына.

Идею романа автор вынашивал очень долго.

Садясь за первую главу, поэт еще не представлял всей истории. Она выстроилась только по мере написания произведения, и это еще одна отличительная черта «Евгения Онегина»: роман не явился сразу, а, подобно ребенку, развивался вместе со своим «родителем».

Так и получилось

…собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

Потом они переплетались межу собой, и постепенно перед читателями представала целостная картина, описывающая простую историю, которая могла бы произойти с каждым.

Автор сознательно отказался от романтических традиций, выведя на первый план реальную жизнь. Так и появился первый в России психологический роман, написанный в стихах. Поистине знаковое произведение для всей отечественной литературы!

Первая глава вышла в 1823 году. Последняя, восьмая, в 1831. Полностью оконченное творение увидело свет в 1833 году, и было переиздано в 1837 году, буквально перед гибелью автора.

Изначально Пушкин планировал девять глав, но последняя содержала слишком вольные мысли и «неправильные» настроения, поэтому, опасаясь очередной ссылки, поэт уничтожил ее.

Читатель может сам представить дальнейшую судьбу главных героев, и в этом опять же проявляется максимальная приближенность литературного текста к жизни.

Ведь и в реальности мы часто теряем из виду лучших знакомых, близких друзей, с которыми провели какое-то время в тесном контакте.

Проходят года, люди расстаются, совершенно ничего не зная о том, как сложилась дальнейшая судьба когда-то дорогих товарищей. Так и Онегин пошел дальше своей дорогой, оставив заметный, неизгладимый след в душе.

Энциклопедия эпохи

Роман «Евгений Онегин» создавался как отражение своего времени. Исторические события в нём стали фоном для любовной драмы аристократического общества. Книга была первым вестником реализма в русской литературе, но сохраняла влияние романтического направления.

Великий труд

Пейзажем произведения становятся события первой четверти XIX века. В романе Пушкина отражён период развития русского общества до восстания декабристов.

Это было время правления Александра I и его заграничных походов, вдохновлённых победой над Наполеоном.

Сюжет величайшего творения Александра Сергеевича был простым и ясным. Движущей силой для героев романа стала любовь и связанные с ней трудности.

Произведение не было лишь милой историей о терзаниях юных сердец. Книга стала энциклопедией жизни русского общества.

И для этого было несколько причин:

  1. Многозначность и тематическая широта.
  2. Детальное описание моды и окружающего мира.
  3. Композиция из нескольких сюжетных линий.
  4. Глубина характеров персонажей.
  5. Отражение ценностей и интересов людей того времени.
  6. Жизнь крепостной деревни.
  7. Портрет московского дворянства.
  8. Характеристика петербуржской интеллигенции.

Пушкин передавал все тонкости общества и при этом успевал создавать другие произведения. Четвёртая глава романа была написана с перерывами. В этот период поэт работал и над исторической драмой «Борис Годунов».

Художественные особенности

В романе русского мастера главные герои не имели прямых прототипов. Маски персонажей могли подойти каждому современнику поэта. Они стали образом всего поколения. В этом выражена историческая ценность произведения. Но «Евгений Онегин» обладал и другими особенностями:

  1. Слияние литературных направлений. Проблемы главных персонажей и их характеры восходят к романтизму. Ему же свойственен образ героя, разочарованного и оторванного от общества. Пейзажи романа отражают действительность того времени. Дворянство и его интересы также становятся частью реализма.
  2. Цельность глав. Пушкин определял свой роман как разомкнутый во времени. Отрывки произведения самостоятельны и имеют завершённый характер, но могут продолжаться, соединяясь в одну большую историю.
  3. Онегинская строфа. В каждом отрывке по 14 строк, что свойственно сонету. Первый стих рифмуется с третьим, а второй с четвёртым. С пятой строки начинается попарное созвучие, с девятой кольцевое. Последние 2 стиха рифмуются между собой. Только письма героев и песни написаны в другом размере.

Виссарион Григорьевич Белинский назвал роман портретом общества и народным произведением, отразившим тонкости русской культуры.

Выход книги

Роман издавался по частям в отдельных выпусках. Его отрывки появлялись в журналах и становились особым событием в литературном обществе. Главы выходили в печатном виде на протяжении 7 лет:

  1. Первая появилась 18 февраля 1825 года. Новое издание отрывка выпустили в марте 1829 с посвящением брату поэта Льву Сергеевичу.
  2. Вторая глава увидела свет в октябре 1826 с указанием года написания. В мае 1830 отрывок был переиздан.
  3. Третья часть появилась в октябре 1827.
  4. Четвёртая и пятая глава вышли 31 января 1828 года с посвящением другу Петру Александровичу Плетнёву. С выпуском книги надпись перешла на первые страницы романа.
  5. Шестую часть поэмы издали 23 марта 1828.
  6. Седьмая книга вышла 18 марта 1830 года.
  7. Восьмую главу выпустили в январе 1832 с надписью «Последняя глава» на обложке.

Полный роман вышел в одной книге через год. В нём появились примечания и отрывки из путешествия Онегина. Второе издание было выпущено типографией Ильи Ивановича Глазунова незадолго до смерти писателя в январе 1837.

Пушкин создал множество произведений, отражающих исторические события. Но «Евгений Онегин» особенно выделяется среди книг поэта. В двойственности романа заключается его уникальность.

История создания и публикации «Евгения Онегина»

  • 1823, 9 мая — начало создания первой главы
  • 1823, 22 октября — окончание первой главы
  • 1823, 4 ноября — письмо князю Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана» — о печати и думать нечего, пишу спустя рукава» («Дон-Жуан» — поэма Байрона)
  • 1823, 16 ноября — письмо Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя…»
  • 1823, 1 декабря — письмо А. И. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью. Две песни уже готовы»
  • 1824, 8 февраля — письмо А. Бестужеву: «Об моей поэме нечего и думать: если когда-нибудь она и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге»
  • 1824, конец октября — начало создания четвертой главы
  • 1824, конец декабря — написана строфа XXIII
  • 1825, 15 февраля — напечатана первая глава
  • 1825, 4 декабря — письмо поэту П. Катенину «Онегин мне надоел и спит; впрочем, я его не бросил»
  • 1825 — написаны строфы об Одессе, впоследствии включенные Пушкиным в главу «Странствие»
  • 1826, октябрь — опубликована вторая глава
  • 1826, начало января — окончена последняя строфа четвертой главы
  • 1826, 27 мая — письмо к Вяземскому: «В 4-й песне «Онегина» я изобразил свою жизнь»
  • 1826, 4 января — Пушкин начал писать пятую главу
  • 1826, 22 ноября — Пушкин закончил и переписал набело пятую главу
  • 1826, 1 декабря — Пушкин пишет шестую главу
  • 1827 — Пушкин продолжает работать над шестой главой
  • 1827, март — в «Московском вестнике» опубликовано описание Одессы, как отрывок из седьмой главы «Евгения Онегина»
  • 1827, 10 августа — написаны строфы XLIII—XLV
  • 1827, август-сентябрь — Пушкин начал работу над седьмой главой
  • 1827, октябрь — опубликована третья глава
  • 1828, 31 января — 1—2 февраля — опубликованы четвертая и пятая глава
  • 1828, 23 марта — опубликована шестая глава
  • 1828, 4 ноября — отделана и переписана набело седьмая глава
  • 1829, 24 декабря — начало работы над восьмой главой
  • 1829, 2 октября — Пушкин закончил строфы I — V этой главы «Странствие»
  • 1830, 1 января — в «Литературной газете» напечатан отрывок из главы «Странствие» — описание Крыма
  • 1830, март — опубликована седьмая глава
  • 1830, 18 сентября — Пушкин полностью закончил главу «Странствие», которая в роман не вошла
  • 1830, 25 сентября — закончена восьмая глава, однако после Пушкин еще работал над ней. Решив исключить первоначальную восьмую главу, он перенес из нее в девятую главу строфы IX — XIII
  • 1830, 19 декабря — Дневник Вяземского: «Третьего дня был у нас Пушкин. Он много написал в деревне: привел в порядок и девятую главу «Онегина». Ею и кончает; из десятой, предполагаемой, читал мне строфы о 1812 годе и следующих. Славная хроника»
  • 1831, 5 октября — для восьмой главы написано письмо Онегина Татьяне
  • 1832, март — издана восьмая глава, На обложке значилось: «Последняя глава «Евгения Онегина»
  • 1832, 11 августа- письмо А. И. Тургенева брату Николаю Ивановичу: «Александр Пушкин не мог издать одной части своего Онегина, где он описывает путешествие его по России, возмущение 1825 г. и упоминает, между прочим, и о тебе» (см. выше)
  • 1833, март — первое полное издание «Евгения Онегина»
  • 1837, январь — второе полное издание романа

https://youtube.com/watch?v=wuhun_zuT6Q

Особенности образа Онегина


Его образ – трагический. Во-первых, он не выдержал испытания любовью. Евгений прислушался к рассудку, но не к своему сердцу. При этом он поступил благородно, уважительно отнесясь к Татьяне, дав ей понять, что он не способен полюбить. Во-вторых, он не выдержал испытания дружбой. Вызвав на дуэль своего друга, 18-летнего романтичного юношу Ленского, он слепо следует понятиям света. Ему кажется приличнее не спровоцировать злоязычие старого записного дуэлянта Зарецкого, чем прекратить совершенно глупую ссору с Владимиром. Кстати, ученые-пушкинисты считают юного Кюхельбекера прообразом Ленского.

Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

Роман Пушкина «Евгений Онегин» это великое произведение русской литературы XIX века. За всестороннее изображение действительности и правдивый показ социально – политических проблем, критик Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Талантливо и лаконично, автор в своей «энциклопедии» изобразил представителей всех слоёв общества, образ мыслей, нравы и традиции своих современников. В лирических отступлениях, он признаёт, что настало время подъёма самосознания передовой, просвещённой части дворян. Но они были далеки от нужд и интересов народа и обречены на нравственные страдания.

Из романа читатель узнаёт, во что были одеты, чем питались, какие были предпочтения в литературе, в культурной и хозяйственной жизни. С иронией автор сообщает, что из России вывозили «лес и сало», а ввозили красивые вещички: пилочки, щёточки «для забав, для неги модной». В ресторане подавали французские трюфели, бифштексы, в театре смотрели балеты с грациозной Истоминой.

Из романа читатель узнаёт о жизни светского общества Петербурга и Москвы. Он критикует пустое и бездушное общество «накрахмаленных нахалов», но ему дорог Петербург. Там жили декабристы, люди искусства и передовые литераторы России. С сарказмом он описывает нравы московских дворян, критикует их «за пошлый вздор», но любит Москву за исторические подвиги и непокорность в 1812 году.

Провинциальное дворянство представлено семейством Лариных. Хоть они и чтили традиции «милой старины», но помещица била служанок, при сборе ягод заставляла их петь «чтоб барской ягоды уста лукавые не ели». Также читатель видит карикатурные портреты «поместных владетелей»: Скотинина, Пустякова, Буянова, отставного советника Флянова. Жадные плуты, сплетники и обманщики, они являлись вершителями судеб крепостных.

Жизнь угнетённого народа показана на примере бурлаков, когда Онегин плывёт по Волге. Также он видит нищую страну с серыми избами и жестокие порядки крепостничества.

Пушкин, рисуя образы своих главных героев – Онегина, Татьяны, Ленского, вскрывает противоречия между просвещённой личностью и отсталым крепостническим обществом. С горечью и разочарованием он говорит о трагедии русской интеллигенции, которая стремилась быть полезной обществу, но оказалась ему ненужной. Пушкин в своём романе, впервые показал предпосылки появления людей», которые не смогли найти себя в этом обществе. Это дало начало появлению в русской литературе понятия «лишние люди».

Для 9 класса

Структура произведения

Роман-стих написан в стиле реализм и состоит из восьми отдельных глав. Все части представляют собой полностью законченные сочинения и имеют разомкнутую структуру. Благодаря такому приёму книга является самостоятельной и цельной, а сам Пушкин охарактеризовал произведение как собрание «пёстрых глав».

Особенности композиции

Они в произведении подчёркнуты глубоким смыслом содержания. В первой главе читатель знакомится с главным персонажем и его жизнью в столице. Вторая является завязкой сюжетной линии, поскольку в ней происходит знакомство Ленского с Онегиным. Третья часть — это встреча с Татьяной и развитие основного сюжета.

После написания Лариной письма далее последует разговор с главным героем. Онегин ухаживает за невестой друга, и тот вызывает его на дуэль. Татьяна видит вещий сон. Т

Главные герои и их характеристика

Пушкин не делит своих персонажей на плохих и хороших. В книге главные герои представлены неоднозначно. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Основные персонажи:

Евгений Онегин. Прототипом стал Пётр Чаадаев, который был другом Пушкина. История жизни главного героя очень похожа на жизнь Чаадаева. Онегин — яркий представитель светского общества. Молодой человек без смысла жизни. Он обучался дома, а в свободное время занимался тем, что часто посещал балы, театры, волочился за дамами и скучал. Приезжая в деревню, строит далекоидущие планы. Но вместе с тем главный герой не жестокосердный человек. Перед дуэлью он казнит себя, мучается и пытается найти выход из положения, понимая, что предстоящее событие просто глупость, происходящая от обиды

Но с другой стороны, для него было важно мнение общества. Онегин не хотел, чтобы Ленский погиб и стрелял абсолютно не целясь

Однако судьба распорядилась по-другому.
Татьяна Ларина. Прототипом главной героини стала Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Упоминания о ней есть во второй и последней главах, где Пушкин сожалеет о её смерти. После гибели Дуни прообразом для преобразившейся княгини выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. С неё же поэт писал Анну Каренину. Татьяна Ларина является ключевым персонажем в книге и старшей сестрой Ольги. Эта темноволосая, смуглолицая девушка старалась держаться в стороне от шумного общества. Её не интересовали куклы, рукоделие, мода. По дому она тоже не помогала, а занимала своё время чтением книг. Главная героиня наивная и искренняя. Она не умеет лгать и притворяться. В связи с этим Ларина не терпит лжи по отношению к себе. Сам Пушкин отзывался о своей героине как «милый идеал».
Ольга Ларина — сестра Татьяны. Обобщённый образ. Это живая, весёлая и добрая девушка. Однако именно её поведение стало причиной ссоры Онегина с Ленским.
Владимир Ленский. Ревнивый молодой человек, обучавшийся в Германии. Страстный юноша, совершенно не ведавший обмана и не знавший жизни. Сам автор скорее идеализировал этот образ. Владимир был убит Онегиным на дуэли.
Няня Татьяны. Считается, что образ создавался по портрету няни Пушкина, Яковлевой Арины Родионовны.
Зарецкий. Обычный помещик, сосед Ленского и его секундант в дуэли. Ранее заядлый картёжник и пьяница. Он неглупый и злой на язык человек. Зарецкий мог помирить друзей и тут же обвинить одного или обоих в трусости.
Мать Татьяны и Ольги. Это хозяйственная и добрая женщина. До замужества мечтала о высоких романтических отношениях. Но после рождения дочек эти мысли были забыты. Приспособилась к мужу, который, кстати, по-своему любил её, и даже научилась им манипулировать.
Князь N — муж Татьяны, генерал, человек, который всю свою жизнь посвятил служению Отечеству и несмотря на полученные травмы не покидал службу. Он любил жену и гордился ею. За её честь и достоинство не пожалел бы своей жизни. Несмотря на то что Татьяна не испытывала тех же чувств к своему супругу, она уважала его и берегла честь имени мужа.
Стоит отметить, что ещё одним персонажем книги является сам Пушкин, который периодически вмешивается в ход событии.

Эпичность

В «Евгении Онегине» присутствует немало героев. Произведения охватывает существенный отрезок времени. Как о столичной жизни, так и о быте деревенского дворянства повествует «Евгений Онегин». Жанр, который обладает такими чертами, – роман. Он является сегодня самым распространенным видом эпической литературы. В чем специфика классического романа? Какие из его особенностей присутствуют в произведении «Евгений Онегин»?

Жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах разных героев, в литературоведении называют романом. Другие его особенности – значительный временной отрезок, гладко выстроенный ряд событий, немалое количество персонажей, задействованных в сюжете.

Каким изображен автором Евгений Онегин? Жанр этого произведения, по определению Пушкина, – роман. Вспомнив характерные черты этого вида эпоса, можно сказать, что Онегин не является лирическим героем. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В создании его портрета предельно объективен поэт. Довольно противоречив и сложен Евгений Онегин. Особенности жанра произведения Пушкина заключаются все же в наличии не только эпического начала.

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Роман в стихах стал настоящим достоянием классической литературы, ведь благодаря «Евгению Онегину» можно точно понять, как в то время жили представители описанного слоя общества. Литературные критики, исследователи, представители русской словесности называют «Евгения Онегина» хрестоматийным романом. В. Г. Белинский написал о романе, что его можно считать энциклопедией жизни в России той эпохи.

Роман, который представляется читателю как любовная история, полон деталей и описания жизни дворян XIX века. В нем очень широко и доступно описаны детали быта, характеры, которые были присущи той эпохе. Сложность сюжета и красота композиции привлекают читателя и погружают в атмосферу времени. К истории создания произведения можно отнести глубокое изучение и понимание автором жизни в целом. Жизнь России того времени подлинно отражена в «Евгении Онегине». В романе описано как жили и что носили дворяне, что было в моде и какие ценности почитались в те времена. Кратко автор описал и крестьянскую жизнь в деревне. Вместе с автором читатель переносится и в барскую Москву, и в изящный Санкт-Петербург.

В данной статье приведена история создания романа «Евгений Онегин». Материал поможет написать сочинение по данной теме. То, как тщательно Пушкин писал роман, как изучал жизнь и передавал ее на бумаге, с какой любовью говорит о своих героях говорит о том, что над произведением велась усердная творческая работа. История написания произведения, как сам роман, и как сама жизнь – пример глубокой любви к русскому слову и своему народу.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых компанейских —

Главные герои «Евгений Онегин»

для самых занятых —

Читательский дневник «Евгений Онегин»

для самых любопытных —

Анализ «Евгений Онегин» Пушкин

для самых крутых —

Читать «Евгений Онегин» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы декабря для 9 класса:

Кто главный герой романа «Евгений Онегин»?

Дуэль Печорина и Грушницкого

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях?

Печорин и женщины

Максим Максимыч (Герой нашего времени)

Психологический портрет Печорина

Вернер (Герой нашего времени)

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» Тютчева

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Образ автора

Образ автора в романе «Евгений Онегин» уникален. Это не просто отстранённый повествователь, а полноценный герой, который в дружеской манере описывает персонажей, их взаимоотношения, даёт советы, делится философскими размышлениями.

Портрет автора не раскрыт: это человек-невидимка, у которого нет ни имени, ни внешности. Известно лишь, что на момент повествования ему исполнилось тридцать лет. Однако по некоторым признакам становится понятно, что этот образ имеет очень много общего с самим А. С. Пушкиным. На это указывают сходства в биографии (учёба в лицее, страсть к поэзии, жизнь в Петербурге, а затем — в деревне и пр.) и жизненных взглядах.

В философских отступлениях автор выступает как умудрённый жизнью человек, немало познавший на своём веку: любовь, предательство, разочарование. Однако несмотря на свой печальный опыт, он не перестаёт любить этот мир, людей, видеть в них прекрасное начало.

Автор, в свойственной ему ироничной манере, высмеивает то, что чуждо его натуре: лицемерие, разврат, пошлость, меркантильность. Будучи от природы светлым, жизнерадостным человеком, он воспевает любовь и красоту, призывает читателя наслаждаться каждым мигом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых компанейских —

Главные герои «Евгений Онегин»

для самых занятых —

Читательский дневник «Евгений Онегин»

для самых крутых —

Читать «Евгений Онегин» полностью

История создания Евгения Онегина кратко

«Евгений Онегин» –  первое произведение, написанное в реалистическом направлении и единственный пример романа в стихах в русской литературе. По сей день, он занимает важнейшее место  в многогранном творчестве великого русского поэта и писателя Александра Пушкина. Процесс написания произведения с первых до последних строф романа заняла много лет. За эти годы произошли одни из самых важнейших событий в истории страны. В это же время Пушкин «перерождается» в первого  писателя-реалиста русской литературы, разрушаются прежние взгляд на действительность. Это, конечно, нашло отражение и в романе. Сменяются замыслы и задачи Александра Пушкина как автора, композиционное построение и план «Онегина» приобретают иной вид,  характеры и судьбы его героев теряют некую часть романтизма.

Александр Сергеевич трудился над романом более семи лет. В произведении претворилась в жизнь вся душа поэта. По мнению самого поэта, роман  стал «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Процесс создания романа Александр Сергеевич начал весной 1823 года в Кишенёве, находясь в ссылке. Несмотря на явное влияние романтизма, произведение написано в реалистическом стиле. Предполагалось, что роман будет состоять из девяти глав, но в итоге осталось восемь. Опасаясь долгосрочных преследований властей, поэт уничтожил фрагменты главы «Путешествие Онегина», которые могли стать провокационными.

Роман в стихах публиковался по выпускам. Это называется «поглавное издание». В журналах печатались отрывки. Читатели с нетерпением ждали выхода новой главы. И каждая из них производила фурор в обществе.

Первое полное издание вышло лишь в 1833 году. Последняя прижизненная публикация произошла в январе 1837 года и содержала авторские поправки и опечатки. Последующие издания подвергались жесточайшей критике и цензуре. Производилась замена имен, унифицировалась орфография.

Из сюжета романа можно почерпнуть практически всё необходимое об эпохе, в которой находятся действующие герои: характеры, разговоры, интересы, мода. Автор предельно ясно отразил жизнь России того периода, быт. Правдива и атмосфера существования героев романа. Иногда роман называют историческим, так как в данном произведении практически досконально передана эпоха, в которую разворачивается основной сюжет. Так, известный русский, литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития» Исходя из данного высказывания, можно предположить, что критик рассматривает произведение как историческую поэму. При этом он отмечал, что в романе нет ни единой исторической личности. Белинский считал, что  роман является неподдельной  энциклопедией русской жизни и поистине народным произведением.

Роман является уникальнейшим произведением мировой литературы. Весь объем произведения написан необычной «онегинской строфой», исключая  письма Евгения и Татьяны. Четырнадцать строк четырехстопного ямба были созданы Александром Сергеевичем специально для написания романа в стихах. Уникальное сочетание строф стало отличительной чертой произведения, а в последствии «онегинской строфой» Михаил Лермонтов в 1839 году написал поэму «Тамбовская казначейша».

По-настоящему великое произведение было создано Александром Пушкиным не в самые простые годы его жизни и жизни страны в целом, но  роман в стихах с полным основанием можно считать шедевром не только русской, но и мировой литературы.

Это интересно: 1860,История создания романа «Война и мир» сообщение — разбираемся в общих чертах

Части вторая и третья

В августе 1824 года Пушкин приезжает в Михайловское, чтобы пробыть там в ссылке ещё 2 года — до сентября 1826 года. Там он пишет 4, 5, 6 главы, однако с перерывами, потому что в одно время работает над другими произведениями.

Четвёртая и пятая глава изданы вместе и поступили в продажу с 31 января по 2 февраля 1828 года. Они во многом отразили впечатления Пушкина от деревенской жизни, в частности — «два дня ему казались новы уединённые поля…» — это не только об Онегине, но прежде всего об авторе. В главах изображён быт деревни — сонной, страшно далёкой от всего нового и отвергающей его, сосредоточенной на еде, быте, замужествах — «заколдованном безвременье». В изображении деревенской жизни чувствуется та самая «злость», которой не было в первой главе — это было время уже после декабрьского восстания, когда лучшие люди страны были осуждены, а Россия погружалась в жуткую депрессию общества на фоне усиления реакционной политики Николая I.

Шестая глава написана в 1826 году, издана в 1828 году. Седьмая написана в 1828 году в Малинниках — усадьбе Прасковьи Осиповой-Вульф, подруги поэта. Седьмую главу напечатали в 1830 году. Она, в отличие от предыдущих, вызвала множество отрицательных отзывов и даже была названа «совершенным падением» поэта.


(Лодка с рыбаками чернила «Евгений Онегин» (VI, 441—442) около 4 ноября 1828, Малинники)

Глава восьмая написана в Болдине и первоначально была девятой — ей предшествовало путешествие Онегина. Она издана в 1832 году с пометой на обложке «Последняя глава». Настоящая же 8-я глава была частично напечатана в «Московском вестнике» и «Литературной газете», полностью дописана в 1830 году в Болдине, но в роман не вошла.

Однако была и 10-я глава — о зарождении тайных обществ, где такие, как Онегин, смогут найти наконец применение своим силам и уму. По свидетельству М. В. Юзефовича, Пушкин собирался сделать героя декабристом или убить на Кавказе. Но Пушкин сжигает 10 главу — 19 октября 1830 года, в день лицейской годовщины. Остались только начальные четверостишия первых 16 строф, зашифрованные. Пушкинисты открыли ключ к шифру, и читателям теперь известны 17 строф 10-й главы.

Определение жанра Евгения Онегина

В 1923 году Пушкин пишет Вяземскому, что начал работу над романом в стихах, у которого дьявольская разница c романом классическим. Невозможно найти по жанру аналоги подобного произведения в истории русской и мировой словесности. Оно уникально и неповторимо. Более семи лет шла работа над его созданием, издавался роман отдельными главами с большими временными промежутками, закончен был в 1830 году. В постепенной публикации была определенная авторская интрига. Читатель знакомился с очередной напечатанной главой и с нетерпением ожидал продолжения, прогнозируя дальнейшее развитие сюжета. И читательские ожидания, как правило, бывали обмануты, потому что пушкинские герои поступали всегда вопреки принятым тогда представлениям.

Начинается роман посвящением Плетневу, где Пушкин определяет созданное им сложное жанровое образование как «собранье пестрых глав», которое стало плодом его литературных забав и вдохновений, бессонниц, умозаключений и наблюдений. Это лиро-эпическое произведение, как роман, имеющее большой объем и сюжет, но написанное особой стихотворной формой – онегинской строфой, созданной по подобию шекспировского сонета, но с иной, оригинальной рифмовкой. Стихотворное изложение позволяет автору отрываться от сюжетной линии и дает определенную лирическую свободу для отвлеченных рассуждений. Так же поэтическое изложение более филигранно, один легкий, меткий пушкинский эпитет или уникальная метафора способны заменить целое прозаическое описание.

Многие исторические, сентиментальные и романтические традиции позаимствованы из жанра классического романа: большой обхват пространства и времени, соотнесенность судьбы персонажей с исторической эпохой. В романе собрано все возможное: жизненный опыт, наблюдения и энциклопедические заметки о жизни и быте русского общества, семейные хроники, разнородные зарисовки и картины природы, описания Петербурга, Москвы и деревни, литературные занятия и авторская игра, его приятельская болтовня с читателем. Но избегая штампов, Пушкин разрушает многие каноны традиционного изложения романа. В повествовании перемешиваются вымышленные сюжет, персонажи и реальные события и люди. Обычно герои романа, преодолевая трудности, разлуку, находят свое счастье. Для Татьяны и Онегина нет внешних препятствий для любви, но им не суждено быть вместе, потому что они сами отталкивают друг друга, ведут себя вопреки традиционным романным представлениям. В романе нет привычных начала и финала, повествование внезапно обрывается, но эта оборванность дает возможность героям для дальнейшего развития, их история не завершена.

«Евгений Онегин», роман особого рода, сочетая чувственную энергию стихов с эпическим повествованием, имеет уникальную жанровую природу. Это произведение феноменально, благодаря поэтической музыкальности, рифме, ритму и палитре языковых выразительных средств, текст легко читается и воспринимается.

Своеобразие жанра произведения Пушкина «Евгений Онегин»

Ко времени создания «Евгения Онегина» Пушкин оказался на развилке жанровых дорог.

Одним из путей создания крупного художественного произведения считалась в то время лироэпическая поэма. Образцы этого жанра были представлены в творчестве Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Дж. Г. Байрона.

Во многом именно Байрон придал в общем-то эпическому жанру поэмы лирическое звучание, дав новый ракурс художественного изображения. Его герои не просто действуют, они – чувствуют, автор же становится не простым бытописателем, а живым соучастником происходящего.

На русском языке ничего подобного написано ещё не было. Вот почему роман «Евгений Онегин» часто называют русским «Чайльд Гарольдом».

Другой традиционный путь – создание классического романа в прозе.

Жанр романа, возникший в поздней античности и получивший своё название от лат. «Roman» (римский), широко распространился в средневековье, вобрав в себя черты народной ярмарочной культуры, затем, в эпоху Возрождения, обрёл типологию сюжетов, а в эпоху романтизма научился живописать конфликты общественных отношений.

Были повести Новикова и Карамзина, был роман-путешествие А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», напоминающий, скорее, серию очерков и тяготеющий к публицистике.

А вот социально-философского романа с сюжетными линиями, охватывающими частную жизнь отдельных семей или героев, не было.

Обозначив жанр произведения таким образом, поэт настоял на соединении двух родов литературы: лирики и эпоса. Встретились две изобразительные стихии, каждая из которых дала возможность воспринимать и анализировать роман под особым углом зрения.

От романа «Евгений Онегин» взял размах изображения, его эпичность (пространство и время действия распахнуты), обилие персонажей, соединение нескольких сюжетных линий, богатую социально-философскую и нравственно-психологическую проблематику, тщательную прорисовку культурно-исторического фона.

От лирики «Евгению Онегину» досталась исповедальная задушевная интонация, с которой ведётся повествование, «вмешательство» во внутреннюю жизнь персонажей, описание сцен их частной жизни, свободная композиция, обилие авторских отступлений и наличие лирического героя.

Традицию жанрового эксперимента продолжил Н. В. Гоголь, по иному соединив поэзию и прозу в своём бессмертном произведении «Мёртвые души», которое определил как прозаическую поэму.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: