Скифы

Хо Гочжу

Мальчик Хо Гочжу родился в китайской провинции Шаньдун в 2000 году, рос обычным ребёнком вместе со своим братом-близнецом. Но к трём годам у него начались периодические судороги левых конечностей. Врачи долго не могли поставить диагноз, но в итоге вынесли страшный вердикт: у Хо обнаружили энцефалит Расмуссена — редкое воспалительное заболевание мозга.

Хо Гочжу сделали несколько операций, в результате которых у него не стало правой части черепа и полушария мозга. Ради того, чтобы вылечить своего ребёнка, родители мальчика распродали полностью всё своё имущество и дом. Денег всё равно не хватало, и отец обратился за помощью к национальным СМИ. История «мальчика с половиной мозга» — так его моментально назвали люди — вызвала широкий резонанс. На собранные пожертвования Хо лечили ещё три года. А в 2011 году мальчику провели косметическую операцию, в ходе которой ему имплантировали пластину из титанового сплава. Теперь парень ведёт вполне нормальную жизнь, а искусственная часть черепа позволяет не так остро воспринимать увечье.

↑ Религия скифов

Геродот пишет, что у скифов делали человеческие жертвоприношения. Прародителями скифского народа, как считали сами скифы, были:

  • Папай и Апи (греческий аналог: Зевс и Гера). Папай – бог неба, а Апи – богиня земли, воды;
  • Табити – бог огня и передающий жертву от людей к богам.

Жители лесостепной зоны, сооружали храмы для поклонения и жертвоприношения богам. Все божественные обряди совершались вождями или царями. Скифов хоронили в курганах (гробницы, которые представляют собой большие земляные насыпи).

 

 религия скифов фото

Мертвого скифа помещали в овальную яму, на дне была выстелена кора дерева или шкуры животных. Возле умершего складывали его личные предметы: лук, стрелы, керамику, потом перекрывали яму бревнами, накрывали очеретом и засыпали землей.

Царских скифов хоронили со всеми почестями, вырывали яму, яма облаживалась деревом. Возле усопшего слаживали золото, оружие, доспехи, убитых животных, амфоры и другие изделия из керамики.

Чужие среди своих

Считается, что создателем чаши из Куль-Обы мог быть придворный боспорский ювелир-торевт, работавший в столичном Пантикапее. Из пантикапейских мастерских могли происходить золотые обкладки ножен мечей и налучий, найденные в курганах скифских царей. По меньшей мере на четырех налучиях из скифских царских курганов (Ильинцы, Чертомлык, Мелитопольский и Пятибратний) изображены сцены из жизни Ахилла, героя Троянской войны. Аналогичный золотой горит найден в Северной Греции, в гробнице, принадлежавшей, по мнению ученых, македонскому царю Филиппу II, отцу Александра Македонского.

Золотая обкладка горита из скифского царского кургана Чертомлык. Государственный Эрмитаж. Фото с сайта Государственного Эрмитажа. Источник

Однако для некоторых представителей скифской знати чрезмерное увлечение эллинской культурой закончилось трагически. Геродот сообщает о двух таких случаях.

Скифский царевич Анахарсис, еще в юности отправившийся в Афины и заслуживший славу одного из семи мудрецов, решил вернуться в Скифию. По пути на родину он посетил многие земли и, попав в Кизике на пышное греческое празднество в честь Матери богов, дал обет: «если здравым и невредимым возвратится к себе», то совершит богине богатое жертвоприношение и устроит сходное с кизикийским празднество. Достигнув области Гилея — лесистой местности в устье Борисфена (Днепра), — Анахарсис принялся за совершение обещанного обряда — «с бубном, увешав себя священными изображениями». Кто-то из скифов, увидев это, донес царю Савлию, брату Анахарсиса, и тот, немедленно явившись к месту священнодействия, убил Анахарсиса выстрелом из лука. Геродот нравоучительно заключает, что Анахарсис погиб «из-за чужеземных обычаев и из-за общения с греками».

Еще более драматична судьба скифского царя Скила. Матерью Скила была гречанка, одна из жен царя Ариапифа, которому Скил наследовал. Мать обучила его греческому языку и посвятила в эллинские религиозные обычаи. Скил настолько проникся греческой культурой, что стал «недоволен скифским образом жизни». Царь время от времени приходил со своим войском к стенам Ольвии, оставлял воинство в предместье, а сам в одиночестве отправлялся в город, где у него был собственный богатый дом, украшенный на греческий манер скульптурами сфинксов и грифонов. Войдя в город, Скил облачался в эллинскую одежду «и во всем остальном пользовался эллинским образом жизни и приносил жертвы богам по законам эллинов». Так продолжалось месяц и более, затем Скил, одевшись по-скифски, возвращался к войску и продолжал править Скифией.

Но однажды какой-то ольвиополит провел в город нескольких скифских предводителей, и те увидели, как их царь в вакхическом исступлении участвует в празднестве в честь Диониса. Когда Скил вернулся к войску, скифы восстали против него: мятеж возглавил один из его братьев, царевич Октамасад. Скил попытался укрыться во Фракии, но фракийский царь Ситалк, не желая войны со скифами, выдал беглеца Октамасаду, и тот собственноручно казнил Скила, став новым скифским царем.

Реальность существования Скила подтверждается находкой на территории древней Фракии (куда, как известно, бежал свергнутый царь) золотого перстня с изображением женского божества и написанным по-гречески именем Скила.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Путь в Скифию

Степная полоса Северного Причерноморья не интересовала греческих купцов. Населенная редкими скифскими кочевыми племенами, степь мало что могла дать античному миру

А вот богатые разнообразными ресурсами лесостепные районы, плотно населенные многочисленными земледельческими племенами, сразу же привлекли их внимание. Ведь здесь можно было выгодно — в обмен на вино, парадную металлическую и керамическую посуду, ювелирные изделия — приобрести зерно и другие необходимые античному миру продукты и товары: мед, кожи, меха, льняные ткани…

Надо сказать, что одновременно с греческими торговцами в лесостепные районы Северного Причерноморья устремляются и скифы. Зерновой потенциал земледельческих племен привлекал и эллинов, и варваров. Однако если греки для приобретения зерна и других продуктов готовы были вести с земледельцами взаимовыгодную торговлю, то кочевники стремились получить всё им необходимое внеэкономическим путем — поначалу попросту грабежом, а впоследствии покорением местного населения и установлением дани. Примечательно, что в конце VII — начале VI века до н. э., в период скифского проникновения в Лесостепь, здесь начинают возводиться сложные земляные укрепления. Археологи еще не пришли к единому мнению о происхождении городищ лесостепной полосы, которых на сегодняшний день открыто более десятка, причем площадь некоторых достигает 20 гектаров. Возможно, они были возведены местными земледельческими племенами в стремлении защитить поселения от нападений кочевников: на некоторых городищах археологи обнаружили следы пожаров, на одном даже последствия «скифской атаки» — участок рва и оборонительного вала, усыпанный бронзовыми наконечниками стрел, некогда выпущенными в защитников укреплений атакующими их кочевниками.

Может быть интересно

Вот в эти «города» Лесостепной Скифии и направлялись речными и сухопутными путями греческие торговцы и становились здесь желанными гостями (по сравнению со скифами-кочевниками). Находки при раскопках городищ фрагментов греческих амфор и расписной керамической посуды свидетельствуют о том, что первые эллинские купцы проникли в Лесостепь вскоре после основания милетской колонии на Березани — в третьей четверти VII века до н. э. Примечательно, что среди расписной эллинской посуды, фрагменты которой найдены при раскопках скифских городищ, преобладают сосуды с изображениями животных — реальных и фантастических. Не исключено, что греческие купцы, рано усвоив специфические вкусы скифской знати, специально везли на продажу изделия с изображениями животных в манере, напоминавшей скифский звериный стиль.

Не для всех эллинских коммивояжеров путешествия вглубь Скифии складывались благоприятно. Так, в реке Супой (правый приток Днепра) был обнаружен деревянный челн с грузом дорогостоящей греческой бронзовой посуды — амфор, гидрий, ситул, лутериев, — судя по всему, потерпевший крушение и затонувший.

Белоруссия и КНДР могли бы снабдить хорошим оружием

По словам эксперта, неплохо было бы получить РСЗО «Полонез» от Белоруссии с китайской системой позиционирования. Также похожие ракеты есть и у Северной Кореи.

Смотрите подробно эфир программы «Точка Зрения» с Юрием Кнутовым.

Читайте по теме: Обстановка на фронтах Донецкой и Луганской республик РФ внушает оптимизм

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте MilitaryPravda в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах в

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру
*

Редактор Алексей Ткаченко
Алексей Ткаченко — журналист, редактор новостной службы Правды.Ру

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру»

*

Восточная Европа – пушечное мясо

Мы видим, что Украина постоянно атакует, что обходится им в огромное количество жертв. И тем не менее они продолжают заваливать трупами каждый день все направления.

Представьте себе ситуацию. Вы идёте по улице к вам подходит хулиган и бьёт по лицу. Скорее всего, вы ответите тем же, особенно если он слабее. Тот обижается и бежит к близким за подкреплением. Вы делаете то же самое. И быстро втягиваетесь в опасный конфликт. Как же в таком случае быть?

Хулигана, конечно, нужно бить, достаточно, чтобы себя защитить, но не сильно, а чтобы успокоить. Если он это не поймёт и всё равно позовёт близких, таких же неадекватных, то с ними делать то же самое – не ломать, а обезвреживать и успокаивать, пока кто-то разумный у них не появится, чтобы это всё остановить.

Если таковых не найдётся, то единственный способ остановить конфликт – всех их обезвредить тем или иным способом. Именно это демонстрирует Украина. Глобалисты приложили огромные усилия, чтобы адекватных людей в руководстве страной не было, а война продолжалась сколько они посчитают необходимым.

Аналогично в Восточной и Западной Европе, которых готовили как следующих в этой бойне. Они сами НЕ смогут остановиться – глобалисты им это не позволят. Агенты ЦРУ и МИ-6 на Западе есть во всех министерствах, ведомствах, СМИ. А большая тройка аудиторов контролирует у них каждую копейку. Всё как в России в конце 90-х. В Генштабе и Кремле это хорошо понимают и вынуждены учитывать.

Для глобалистов двойной интерес – война, ослабляющая сторонников Путина и утилизация населения руками России, которую Швабонутые в любом случае собираются сделать.

Можно не сомневаться, что захватив Украину, по тому же сценарию война будет расширена на Молдавию, Прибалтику и даже Финляндию, Румынию, Польшу, Болгарию. Или вы не можете поверить в такое людоедство глобалистов и глупость восточной Европы?

А две мировые войны в Европе вам ни о чём не говорят? Вы думаете, в ЕС допустили к руководству кого-то умнее Украинских олигархов и Зеленского? Две ракеты в Польшу уже полетели, тем самым подготовка общественного мнения началась!

Но при такой форме СВО, которую ведёт Россия, глобалистам невыгодно завлекать эти страны в боевые действия – потому как они только лягут тягостным бременем на их шее, как Украина.

Жириновский о такой войне говорил 20+ лет назад. Можете не сомневаться в МИДе, генштабе и ГРУ – тоже понимали и готовились, просчитывая разные варианты.

Вот ещё одна причина, почему СВО проходит так, как проходит.

PS Подписывайтесь на канал – в ближайшее время напишу про глобальный проект России, хотя большинство экспертов его в упор не видят.

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Для ведения войны нужны три вещи: деньги, деньги и опять деньги

Эта фраза была произнесена маршалом Джан-Якопо Тривульцио (1448-1518) в ответ на вопрос Людовика 12, какое снаряжение и какие припасы нужны для завоевания Миланского герцогства.

Экстенсивные экономики не приспособлены для войн, и в десятки раз обостряют внутренние противоречия. ПМВ проектировали для развала четырёх империи, что и было достигнуто.

Другое дело мобилизационная экономика, как в СССР во время ВМВ – эффект прямо противоположный из войны вышли сверхдержавой. Но в таком случае о частной собственности на средства производства придётся забыть. Что тоже сопровождается довольно серьёзными потрясеньями, как 5 лет Гражданской войны после революции.

Глобалисты посчитали, что втянуть Россию в войну на Украине – самый верный способ развалить, как ни кинь, всё клин получается. Но сперва Россия на войну не являлась, но когда, приложив титанические усилия и 8 лет им это всё-таки удалось – вступила на своих условиях. Вот же ж…

Финансовую систему быстро стабилизировали, доверие населения вернули, пятую колону усмирили. Украинская экономика рассыпалась, и западу приходится самим перенапрягаться, чтобы удерживать её на плаву, а война легла им на плечи всеми тяготами.

Им очень не хотелось съедать Европу, и тянули с этим до последнего момента, а сейчас вынуждено грязно ускорять этот процесс. Лягушек лучше всего варить на медленном огне – на сильном они выпрыгивают из котла. В смысле ЕС может вырваться из ловушки.

В самих Штатах элиты разрываются – обваливать срочно или нет экономику. Ставки рефинансирования сперва рекордно быстро поднимали, после выборов решили сбавить темп, но сейчас опять угрожают ускориться.

В бою первым гибнет план боя — цитата принадлежит военному теоретику Гельмуту фон Мольтке-старшему (1800-1891)

Хороших решений из этой ситуации у Глобалистов НЕТ! Их конёк — это игра вдолгую, управляя мелкими переменами. Куда ни кинь везде клин – случился теперь у них, хотя внешне ещё удаётся сохранить «приличие, и что всё хорошо».

Женщины-воины

Часто женщин-воинов связывают с древнегреческой мифологией. Но Геродот описывал и скифских амазонок из региона Сарматия, что находится на современной Украине. Это подтвердили и современные археологи. Женщины-воины играли значительную роль в скифских набегах. Во время раскопок скифских курганов, археологами было обнаружено около трети женских останков, захороненных с оружием: ножами и кинжалами. Также учёные увидели, что многим женщинам были нанесены боевые ранения.

Поэтому они сделали вывод, что у скифов реально существовала боеспособная группа амазонок. Эти скифские воительницы имели плохую репутацию в древнем мире. Древние историки описывали их, как не имеющих одной женской груди, так как это облегчало им стрельбу из лука. Их луки были меньшего размера, чем мужские, но обращаться с этим оружием скифские амазонки могли не хуже воинов-мужчин.

Марсельский клерк

Тёмное пространство на снимках мужчины — жидкость

Случаи заболеваний мозга, при которых люди продолжали вести обычную жизнь, даже о них не подозревая, также имеются. Например, в 2007 году в медицинском научном журнале Lancet вышла любопытная статья под заголовком «Мозг клерка». Публикация рассказывала о поразительном случае гидроцефалии у одного неназванного 44-летнего французского госслужащего.

Мужчина обратился к врачу в Марселе с жалобой на слабость в левой ноге. Ему сделали томографию мозга и тут же созвали врачебный консилиум. Исследование показало, что желудочки мозга пациента были настолько расширены, что занимали практически всю полость черепа. То есть почти три четверти головного мозга у человека отсутствовали, однако при этом он жил вполне нормальной жизнью и до проблем с ногой ни на что не жаловался. Хотя средний коэффициент его интеллекта составлял всего 75 при норме от 80 до 114, служащий жил, как все: ходил на службу, был женат и имел двоих детей.

Оборона Осовца

«Во второй половине XIX века российским властям стало очевидно, что большая война на западе практически неизбежна. В связи с этим в пограничных регионах активизировалось строительство укреплений. Одним из таких комплексов фортификационных сооружений стала крепость Осовец, возведённая для прикрытия переправы через реку Бобр. Здесь проходила единственная удобная дорога из Восточной Пруссии в центр России», — рассказал RT действительный член Академии военных наук Андрей Кошкин.

По его словам, в начале Первой мировой войны крепость находилась в тылу у русской армии, однако неудачный ход боевых действий вскоре изменил ситуацию. Российские войска отступили, и один из участков линии фронта прошёл в районе реки Бобр.

В сентябре 1914 года германские силы вышли к крепости Осовец. Её гарнизон был немногочисленным: бойцов не хватало даже для того, чтобы закрыть все огневые позиции.

В конце сентября немцы подвергли Осовец мощному артиллерийскому обстрелу и вынудили русские войска покинуть Сосненскую позицию (выдвинутую вперёд часть системы укреплений). Однако благодаря мужеству защитников крепость выстояла, а вскоре 1-я и 10-я русские армии оттеснили германцев.

«Осовецкая крепость, обстреливаемая многочисленной артиллерией крупных калибров, оказала мужественный отпор наседавшему противнику, который был оттеснён совместными действиями полевых войск и гарнизона крепости», — говорилось в поздравительном приказе командующего 10-й армией генерала Василия Флуга.

В октябре 1914 года Осовец посетил император Николай II.

Крепость Осовец. Форт № 1 Henryk Borawski/ Wikimedia Commons

В феврале 1915-го немцы снова приблизились к Осовцу. 25-го числа они начали второй штурм крепости. По оценкам историков, около 40 германских батальонов атаковали Осовец, оборону держали 17 российских батальонов. По некоторым подсчётам, по крепости было выпущено около 200 тыс. снарядов. Однако Осовец снова выстоял, и немцы перешли к позиционной борьбе на этом участке фронта.

Скифская конница

Конница играла главную роль в армии скифов.

Как говорил древнегреческий генерал Фукинид, в объединённой армии скифов было более 150 тысяч всадников.

Для сравнения, в древнем Боспорском царстве было всего 10 тысяч всадников и 20 тысяч пехотинцев.

Такого большого в процентном отношении количества всадников не было даже в армии Александра Македонского.

В решающем сражении с Арифаном конница скифов определила исход битвы. Бронированному ядру удалось стремительно прорваться сквозь вражеские ряды.

Такие исторические эпизоды устанавливают значение скифских коней с их всадниками в боевом сценарии.

Ни одна армия того времени не имела такого большого количество всадников в своём составе.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее в византийских хрониках скифами могли именовать уже и славян, аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими народами, наиболее отдаленными от западного мира.

В «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, говорит о них как о едином народе, состоящем из различных племен – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также полагал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. В одной из историй он повествует о том, что греческий царь сошел с ума, когда пристрастился пить вино «по-скифски», то есть не разбавляя его, что не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Некоторые подробности жизни скифов демонстрируют, насколько варварскими были у них нравы: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот замечает, что и скифы посмеивались над эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Любимчик-консьерж

Ещё один аналогичный случай был зафиксирован в 1970 году, но уже после смерти человека. Мужчину в Нью-Йорке вскрыли для выявления причины смерти и обнаружили практически полное отсутствие мозга из-за гидроцефалии. Вплоть до самой своей смерти этот человек аккуратно выполнял обязанности консьержа и пользовался хорошей репутацией у окружающих. Жители дома, где мужчина трудился, вспоминали, что он постоянно читал газеты.

  • Что происходит с телом в течение года после диеты?
  • Работают ли эфирные масла и ароматерапия?
  • Что такое «литопедион» («каменный ребёнок»)?
  • Храп неизлечим
  • Нельзя разжёвывать таблетку, чтобы она быстрее подействовала

Особенности скифов

Скифы представляли собой группу кочевых племён, что занимали значительные территории. К этому народу принадлежали и кочевники Забайкалья и Северного Китая, однако наибольшее количество сведений, сохранившихся у античных авторов, относится к скифским воителям Причерноморья, а также земель в устьях Дуная и долины Дона.

Несмотря на то, что многие учёные сходятся во мнении, что скифы были ираноязычными кочевниками, мнения об их происхождении кардинально различаются. Ряд историков предполагает, что именно скифские племена принадлежали к древним арийцам, другие же поддерживают теорию, высказанную их античным коллегой, Геродотом, о том, что скифы являлись группой из различных общин, объединённых родственными узами и общими предками.

Скифский военачальник / zalan kertai / kertaizalan.artstation.com

Не вызывают сомнения и антропологические различия скифов, что наблюдались внутри самого этноса. Так, к примеру, лесостепные племена отличались более узкими и вытянутыми чертами лица в сравнении со своими степными “братьями”.

Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ отмечал следующие особенности народа:

Скифская королева / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Скифские могилы для вечности

Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган. А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…

Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были «отправиться» вслед за хозяином в «мир иной». В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, — словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.

Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: «Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами». Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).

Оживление на «черном рынке»

Скифы не чествовали своих покровителей в храмах. Так, например, святилищем бога войны Ареса служила куча хвороста, в центре которой располагался меч. Поэтому местом поклонения становились курганы, где нашли свой последний приют предводители племени. Вместе с умершим на тот свет отправлялись драгоценности, и захоронения становились мишенью для охотников за сокровищами. Археологические раскопки в Крыму показали: скифы не жалели материальных ресурсов, чтобы обеспечить соплеменникам благополучный переход в загробную жизнь. Роскошные головные уборы, детали из золота, кубки, драгоценные камни — находки ученых привнесли оживление на «черный рынок» археологического антиквариата. Под видом скифских сокровищ коллекционерам нередко преподносили дешевые подделки.


Sputnik. (фото: Геннадий Мельник)

А вот часть найденных в Крыму артефактов вошла в коллекцию, спор о принадлежности которой не завершился и сегодня. Речь идет о так называемом «деле о скифском золоте». Коллекцию из 2 тысяч предметов вывезли из крымских музеев на экспозицию в Амстердаме в феврале 2014-м. По окончании выставки права на скифское золото предъявили Россия и Украина. Окружной суд Амстердама постановил, что артефакты должны быть переданы Украине, это решение было оспорено. Пока коллекция остается в Нидерландах.

Нащитная бляха в виде фигуры оленя.(hermitagemuseum.org)

Одним из важнейших элементов похорон у скифов было 40-дневное «прощание» с соплеменниками. Тело царя обрабатывали воском и бальзамировали с использованием лекарственных растений. Для усопшего выбирали его лучший наряд, украшения с драгоценностями, и возили по скифским владениям. Бронзовое ожерелье, золотые серьги, массивные кольца, изделия из керамики и мечи — в гробницах скифов действительно было чем поживиться. Рядом с умершим обычно располагался нож с богато украшенной ручкой и колчан со стрелами. Надо отметить, что у скифов стрелы выполняли особую функцию. Их клали не только в гробницы, но и в колыбель к новорожденному: считалось, что в этом случае мальчик вырастет отважным воином.


Виктор Васнецов. Бой славян со скифами.(vkavkaz.ru)

Высота «царских курганов» могла достигать 20 метров. Рядом с царем в гробнице обычно находились несколько. Геродот писал, что оружие делает скифов «недоступными для нападения»; эту функцию меч-ахинак должен был выполнять и после смерти хозяина. Правителя стремились окружить комфортом и в ином мире, поэтому стены погребальных камер отделывали войлоком. Часто изображались сцены с участием зверей, в том числе мифологических. Скифы наделяли животных мистическими свойствами. Так, например, изображение оленей на камне в определенном порядке символизировало Мировое древо. Часто у скифов использовался образ хищника, преследующего жертву. В погребальной камере у городов Никополь и Покров изображены грифон, напавший на оленя, лев со змеиной головой и леопард на охоте. Эти анималистические сцены были традиционными для скифской культуры. Драпировки в погребальных камерах также украшались замысловатыми узорами; лейтмотивом стало изображение оскалившегося льва. Помимо этого в кургане у Никополя была найдена золотая пектораль, изготовленная греческими ювелирами. На ней изображены бытовые сцены. Прекрасными мастерами ювелирного дела были и скифы, они широко практиковали ручную вытяжку золотой фольги.


Скифы.(ancient. eu)

Погребальные обычаи скифов нашли отражение в культуре осетин. Некоторые авторы указывают, что в старину на похоронах осетинские мужчины демонстрировали преданность путем самоистязания. Считалось почетным, если воин погибал в бою, и в этом случае его одежду не меняли. На грудь ему клали ножницы или иной острый предмет, чтобы отпугнуть злых духов. Вместе с мужчиной хоронили коня, при этом брали лучшего скакуна — он должен был защитить воина после смерти. Кроме того, в память о погибшем устраивали скачки.

Ли Фуянь

Ещё один наш современник, 30-летний китаец Ли Фуянь однажды пришёл к врачу с жалобой на сильные головные боли, неприятный запах изо рта и затрудненность дыхания. В процессе обследования врачей самих чуть не хватил смертельный приступ: в черепе пациента застряло 10-сантиметровое лезвие, причём уже года четыре назад. Китаец рассказал, что несколько лет назад на него напали во время попытки ограбления и предположил, что именно тогда нож и застрял в его голове. Оружие вошло под нижнюю челюсть и прошло наискосок, чудом не задев сонную артерию. Все эти годы Ли Фуянь даже предположить не мог, что носит в голове лезвие, которое постепенно ещё и начало внутри него разлагаться. Бедолага мучался головными болями, пил и колол болеутоляющие, но был уверен, что голова болит просто так, и жить с этим вполне можно.

В итоге лезвие успешно извлекли, а мужчина продолжил свою обычную жизнь уже без таблеток «от головы».

Тяжёлая конница: сарматские катафракты

Непосредственно в бою сарматы, в отличие от многих других кочевых сообществ, предпочитали использовать оружие ближнего боя: контосы и мечи, а не лук, который принято считать настоящим оружием степняков. Лук и стрелы савроматы, аланы и сарматы применяли лишь в самом начале боя, в то время как значительная часть вступала в рукопашную с копьями наперевес. Визитной карточкой сарматов на поле боя было существование конницы, известной нам как катафракты. Будучи хорошо осведомлены о тактике персидских и римских катафрактов многие исследователи переносят эти реалии и на сарматскую почву, что не совсем верно. Хотя (а может быть как раз потому) сарматы были первыми, кто создал настоящую тяжёлую ударную конницу, катафракты первоначально не были собственно родом войск или отдельным типом кавалерии.

Жестокость и красота – в скифской культуре

Культура скифов представляла собой целую сокровищницу самобытных традиций, мифов и обрядов. Немало о ней написано в трудах Геродота, который, как я заметила, был потрясён суровым нравом кочевников.

Историк рассказывает, что после убийства врага скиф должен был выпить его крови. Нередко из голов поверженных противников скифы делали чаши для вина.

Но скифский народ имел склонность не только к жестокости и военному делу. Самые известные находки, обнаруженные в захоронениях этих племён – это произведения искусства. Украшения и чаши, ритуальные предметы и статуэтки напоминают чудо, созданное древними мастерами.

Скифский золотой гребень с изображением батальной сцены, из солохского кургана, 430-390 гг. до н. э.Был найден в 1913 году экспедицией Н. И. ВеселовскогоМестонахождение: Эрмитаж

Рассматривая несколько нагрудных ожерелий скифской эпохи, я заметила, что на них воссозданы не только образы реально существующих животных, но и мифические существа. В мифах скифов тесно переплетаются судьбы богов, духов и людей, часто рассказывается о легендарных героях, прославивших имя скифа-воина.

История скифов – это огромный пласт прошлого, что открывает всё больше и больше тайн, однако продолжает хранить многие свои загадки. Это действительно был суровый и свободолюбивый народ, а память о нём и сегодня живёт в последующих поколениях. Не секрет, что во многих из нас есть частица бурлящей скифской крови.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: