О древнейшем истории. скифы

Да, скифы - мы! Да, азиаты – мы!

Широкой известностью пользуется стихотворение Александра Блока, в котором он пишет о том, что русские – это «скифы и азиаты с раскосыми и жадными очами». Научная несостоятельность этого высказывания была очевидна еще современникам поэта, однако стих ушел в народ и лишний раз укоренил в сознании большого числа русских эту ошибочную точку зрения. Однако сама эта точка зрения появилась задолго до этого произведения поэта серебряного века.

Скифы – это кочевые племена, заселявшие территорию Причерноморья еще в VIII веке до нашей эры. Они были хорошо известны античным авторам, которые, однако, были характерны большой степенью шовинизма и не особенно вдавались в подробности о том, как эти народы живут и чем отличаются от соседей. С точки зрения античных ученых все народы, которые не относились к их культурному пространству, были варварами. А чем отличаются одни дикари от других, их несильно волновало. В V веке до нашей эры древнегреческий автор Геродот писал о том, что среди прочих скифов водятся некие скифы-землепашцы. В последующие века этих земледельцев начали ассоциировать со славянами. Более того – по всей видимости, он и имел в виду именно ранних славян, которые действительно проживали в этом регионе, но не были родственными настоящим скифам-кочевникам, а просто проживали по соседству. С этой ошибки древнего автора и началось это недоразумение.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Бесконечные тайны скифов

Если собрать все сведения о скифах, которыми мы можем располагать на сегодняшний день, то сразу же себя обнаружит проблема. Дело в том, что территория проживания скифов (как и точное определение, что же это за народ) у разных историков указываются по-разному.

К скифам нередко причисляли совершенно посторонние народности. Из-за чего же это происходило? На мой взгляд, по причине того, что сами скифы нечасто шли на контакт с чужестранцами (если не считать формой взаимодействия военные столкновения), да и нрав имели не самый лёгкий.

Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-ОбаМестонахождение: Эрмитаж

Меня немало удивило, что в некоторых средневековых источниках древние авторы и вовсе именовали Скифией западную часть Руси. Согласитесь, это не совсем верно, ведь на данной территории проживало множество других племён.

С другой стороны, эти историки ошибались не во всём – степные территории, так называемые «края смерти» населяли действительно кочевые племена, которые принадлежали к скифским родам. Не стоит забывать и о народах «скифского мира» – савроматах, меотах. Они во многом переняли традиции скифской культуры.

Знатный скифский воин, Южная Сибирь, VII – VI век до н.э.Художник: Евгений Край

Происхождение

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды древнегреческого историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Культура

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда  мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще Геродот, который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо Зевс, либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Насколько славяне родственны скифам

На самом же деле скифов и славян роднит очень немногое. Справедливо утверждение о том, что оба эти народа исходят из единого корня – это индоевропейские народности, но очень далекие друг от друга. Линии родства, ведущие к скифам и славянам, разошлись многие тысячи лет назад. И, в сущности, славяне в той же мере родственны древним скифам, как, например, и таджикам (таджики, к слову, тоже индоевропейский народ).

Скифы относятся к индоиранской ветви индоевропейской семьи. Помимо них в эту же группу входят персы, уже упомянутые выше таджики, большая часть народностей современной Индии, курды и самый крупный народ нынешнего Афганистана – пуштуны. В столь же мере отличаются и традиционные культуры жизнеобеспечения этих двух народов. Древние славяне были оседлыми земледельцами, а скифы – скотоводами-кочевниками.

Вместе с тем Блок оказался вдвойне не прав: скифов все-таки неправильно считать классическими азиатами. Из-за того, что этот народ практиковал ритуал сожжения трупов, историкам известно немного их скелетов, но те, что у нас имеются, свидетельствуют о том, что скифы не были монголоидными. Антропологические данные свидетельствуют о том, что они внешне были похоже на современных южных европейцев

Также с долей осторожности можно ассоциировать скифов с представителями так называемой памиро-фергамской расы, ранее очень распространенной в Причерноморье и Средней Азии, а в наше время сохранившейся в небольшом регионе горного Таджикистана

Вопреки тому, что генетического родства скифов и славян нет, в нашу культуру потенциально могли проникнуть некие заимствования от древних иранцев. Есть, например, точка зрения, согласно которой именно влиянием древних скифов обусловлено характерное южнорусское «гэкающее» произношение согласного звука «г». Также в славянские языки попал ряд заимствований из наречия древних скотоводов. Причем эти древнейшие заимствования давно «натурализировались» в славянских языках, а от того кажутся особо удивительными. Например – слово «топор» в русском языке абсолютно точно было позаимствовано у скифов. Удивительно, но в рамках этого культурного контакта славяне умудрились перенять даже некоторых древнеиранских богов. Устойчивое иранское происхождение имеют такие жильцы славянского языческого пантеона как Хорс и Симаргл. Но, как бы ни были обширны эти заимствования, они не говорят о родстве народов.

Как было сказано выше, у древних скифов есть множество живых родственных народов. Но это, образно говоря, их двоюродная родня. А вот потомок у них только один. Эта древняя ветвь индоевропейского древа, когда-то особо могущественная и многочисленная, в наше время почти усохла, а единственный народ, который имеет право считаться потомками скифов, это та народность, которую мы знаем под названием «осетины». Сами же они называют себя «аланами».

Жестокость и красота – в скифской культуре

Культура скифов представляла собой целую сокровищницу самобытных традиций, мифов и обрядов. Немало о ней написано в трудах Геродота, который, как я заметила, был потрясён суровым нравом кочевников.

Историк рассказывает, что после убийства врага скиф должен был выпить его крови. Нередко из голов поверженных противников скифы делали чаши для вина.

Но скифский народ имел склонность не только к жестокости и военному делу. Самые известные находки, обнаруженные в захоронениях этих племён – это произведения искусства. Украшения и чаши, ритуальные предметы и статуэтки напоминают чудо, созданное древними мастерами.

Скифский золотой гребень с изображением батальной сцены, из солохского кургана, 430-390 гг. до н. э.Был найден в 1913 году экспедицией Н. И. ВеселовскогоМестонахождение: Эрмитаж

Рассматривая несколько нагрудных ожерелий скифской эпохи, я заметила, что на них воссозданы не только образы реально существующих животных, но и мифические существа. В мифах скифов тесно переплетаются судьбы богов, духов и людей, часто рассказывается о легендарных героях, прославивших имя скифа-воина.

История скифов – это огромный пласт прошлого, что открывает всё больше и больше тайн, однако продолжает хранить многие свои загадки. Это действительно был суровый и свободолюбивый народ, а память о нём и сегодня живёт в последующих поколениях. Не секрет, что во многих из нас есть частица бурлящей скифской крови.

Начало упадка

Скифы смогли создать по-настоящему сильную державу, однако они были далеко не единственным сильным кочевым народом в своём регионе. В 280-260 годах до нашей эры на скифские земли приходят родственные им племена сарматов, что оттесняют и убивают многих представителей этого народа.

Однако скифы не спешили сдаваться. Во II столетии до нашей эры в Крыму Скифское царство входит в пору своего процветания. Увы, этот “золотой век” продлился недолго — государство скифов просуществовало лишь до III столетия нашей эры.

В дальнейшем оно было уничтожено готскими завоевателями. В период Великого переселения народов скифы и вовсе перестали существовать как этнос. Они смешались с другими кочевниками, став основой для появления новых племён. Однако и сегодня во многих из нас течёт кровь этих великих кочевников, истинных властителей степных просторов.

Осетины – потомки скифов

Страна скифов была одной из самых обширных империи древнего мира. Ее границы раскинулись от Дуная и доходили почти до Уральского хребта. Их конные лучники вселяли ужас в сердца оседлых соседей, а культура, особенно по меркам кочевников, была развита и многогранна. Во II веке до нашей эры к власти на этом обширном пространстве приходит иной, близкородственный скифам народ, сарматов. Но это не ставит крест на существовании скифов. Две эти этнически группировки сливаются и формируют единый народ, известный как аланы, долгие века правивший степью.

Под ударами новых выходцев из степи, они постепенно сгруппировывались в равнинах у подножья гор Северного Кавказа. Они сражались с древними хазарами, половцами, византийцами, но, пройдя через вереницу войн, не смогли пережить нашествия монгольских орд.

К самому началу чингисханова нашествия аланы были в союзе с половцами, вместе эти два народа какое-то время давали достойный отпор пришельцам из степи. Однако монголы очень хорошо усвоили один простой рецепт победы: врагов лучше разбивать поодиночке. Интригами и ложными дипломатическими заверениями в доброжелательности своих намерении, они сумели вывести половцев из союза с аланами. А когда потомки древних скифов остались наедине с грозным врагом, то монголы обрушили на них всю мощь своего войска.

На этом прекратилась история аланской государственности, ставшая одной из важнейших катастроф средневековой истории. Сумели сохранить язык и идентичность лишь те аланы, которые ушли в горы, где, смешавшись с коренным населением Кавказа, со временем превратились в современных осетин. Примечательно, что у них получилось даже сохранить самоназвание, а в русском языке для их обозначения используется экзоним, т.е. заимствование. В данном случае – из грузинского языка.

Ученые сумели определить родство древних скифов и осетин еще в позапрошлом веке. В частности, выдающийся отечественный историк Всеволод Миллер еще в XIX веке писал следующее: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы».

Особенности скифов

Скифы представляли собой группу кочевых племён, что занимали значительные территории. К этому народу принадлежали и кочевники Забайкалья и Северного Китая, однако наибольшее количество сведений, сохранившихся у античных авторов, относится к скифским воителям Причерноморья, а также земель в устьях Дуная и долины Дона.

Несмотря на то, что многие учёные сходятся во мнении, что скифы были ираноязычными кочевниками, мнения об их происхождении кардинально различаются. Ряд историков предполагает, что именно скифские племена принадлежали к древним арийцам, другие же поддерживают теорию, высказанную их античным коллегой, Геродотом, о том, что скифы являлись группой из различных общин, объединённых родственными узами и общими предками.

Скифский военачальник / zalan kertai / kertaizalan.artstation.com

Не вызывают сомнения и антропологические различия скифов, что наблюдались внутри самого этноса. Так, к примеру, лесостепные племена отличались более узкими и вытянутыми чертами лица в сравнении со своими степными “братьями”.

Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ отмечал следующие особенности народа:

Скифская королева / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Исчезновение скифов

В I и II веках н. э. скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и перемешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке в Крым вторглись аланы. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли закрепиться надолго на захваченных территориях. Уже вскоре на эти земли пришли готы, объявившие войну и аланам, и скифам, и самой Римской империи.

Нашествие готов произошло около 245 года н. э. Все крепости скифов были разрушены, а остатки народа бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще некоторое время продолжала свое существование. Прибежищем для спасавшихся бегством скифов стали крепости, оставшиеся на юго-западе, также были образованы несколько поселений в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они вскоре пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий готы вели уже с римлянами, получила такое странное название из-за того, что скифами стали именовать готов, победивших скифов настоящих. Хотя была в этом и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Так Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и расправившиеся с последними скифами, обитавшими в горах Крыма и долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельной идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, они остались только на страницах исторических трактатов, авторы которых с завидным упорством продолжают именовать скифами все дикие и непокоренные народы. Интересно также, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

« Кто такие сибиряки на самом деле

Культура скифов

В общественно-политическом отношении скифы не образовали единого государства. Греческие источники называют скифских вождей царями, и наличие огромных курганных захоронений от Причерноморья до Алтая говорит нам о том, что в скифском обществе складывается социальное неравенство и появляется знать, но до уровня развитой государственности скифы так и не доросли.

Нужно отметить, что в отличие от многих кочевников, которые оставили после себя прежде всего следы их военной деятельности, скифы были создателями и распространителями мощнейшего культурного наследия. До нас дошло большое количество изделий скифского производства. В частности, скифы широко использовали различные металлы: для изготовления оружия – железо, медь, олово, или других изделий, например, золото. Поиск месторождений сам по себе подталкивал скифов на постоянные миграции, что может объяснить такую широту их расселения.

В нравственной системе ценностей скифов, как в основном кочевого народа без серьезного имущественного неравенства не было поклонения богатству. Золото, изделиями из которого славится их культура, не воспринималось как средство накопления и владения, а использовалось как удобный и красивый материал для творчества. Добыча, которую скифы захватывали во время набегов, служила также не средством накопления богатства, а являлась мерилом славы.

Скифская культура была настолько развита, что оказала влияние на огромное количество народов на обширной территории. Когда в 1923-24 гг. археологической экспедицией в Монголии были найдены курганы гуннов, там наряду со следами китайского влияния явно прослеживались элементы скифского звериного стиля.

Можно сказать, что скифы являлись цивилизационнообразующим народом на восточно-европейских и южно-азиатских просторах. И это при отсутствии у них государственной системы и письменности!

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Искусство скифов

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: