Язык богов. что представляла собой древнеегипетская письменность?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Тайна египетских иероглифов

Презентация ученицы 5 “Г” класса МАОУ гимназии №22 Ли Анны

Слайд 2

Текст слайда:

Как была разгадана тайна египетских иероглифов

Языковеды и историки склоняются к мысли, что наиболее ранние письменные тексты появились в Египте без малого пять тысяч лет назад. Обнаружены древние памятники письменности были достаточно давно, но длительное время тексты не поддавались расшифровке. Только два столетия назад были прочитаны первые из дошедших до современников иероглифов.

Слайд 3

Текст слайда:

На пороге открытия

Расшифровка древних египетских текстов и перевод их на современные языки оказались довольно сложным делом. Действительно, как прочесть тайные письмена, начертанные на языках, которые давно не употребляются и стали достоянием истории? Ведь ни грамматических справочников, ни словарей древнего языка в распоряжении ученых не было. Раскрыть тайну египетских иероглифов сумел французский ученый и языковед Жан Франсуа Шампольон. Он был разностороннее образованным и одаренным исследователем, знавшим несколько современных и древних языков. Еще в раннем возрасте Шампольон задумался над тем, можно ли найти ключ к разгадке таинственных знаков, составлявших египетскую письменность.

Слайд 4

Текст слайда:

В распоряжении пытливого исследователя была массивная каменная плита с выбитыми на ней письменами, которую в конце 18 века обнаружили французские солдаты вблизи египетского города под названием Розетта. Так называемый розеттский камень стал в итоге английским трофеем и был вывезен в Лондон, где и занял почетное место в качестве экспоната Британского музея.В начале 19 века копия каменной плиты с иероглифами была доставлена в столицу Франции.

розеттский камень

Слайд 5

Текст слайда:

Как были расшифрованы египетские иероглифы

Шампольон приступил к изучению письменного памятника и установил, что нижняя часть текста была выполнена греческими буквами. Имея представление о древнегреческом языке, ученый без особого труда восстановил эту часть надписи. В греческом тексте речь шла о правителе Египта Птолемее 5, который царствовал за две сотни лет до новой эры.Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, дуг и прочих замысловатых символов. Еще выше располагались изображения фигур, людей и животных в сочетании с бытовыми предметами. Шампольон пришел к выводу, что первая часть непонятного текста была более поздней египетской скорописью, а верхняя представляла собой собственно иероглифы, которые составляли древнеегипетскую письменность.

Птолемей V

Слайд 6

Текст слайда:

В качестве отправного пункта для расшифровки ученый выбрал предположение, что все три текста памятника сообщали одно и то же.Ученый длительное время не мог проникнуть в значение таинственных знаков египетской письменности. После долгих поисков и мучительных раздумий Шампольон предположил, что египтяне в древности употребляли знаки, несущие смысловую нагрузку, одновременно с буквами. Буквы он искал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту. Работа шла очень медленно. Составляя одно слово за другим, исследователь понемногу научился читать древние иероглифы.В сентябре 1822 года, спустя пару недель после своего открытия, Шампольон выступил в Парижской академии с сенсационным докладом. Через некоторое время ученому удалось узнать содержание и других древнеегипетских текстов, которые содержали песни и магические заклинания. Именно в эти годы зародилась новая наука – египтология.

Слайд 7

Текст слайда:

Вопрос №1

Кто сумел раскрыть тайну египетских иероглифов?Ответ: французский ученый и языковед Жан Франсуа Шампольон

Слайд 8

Текст слайда:

Вопрос №2

Где, когда, кто обнаружили Розеттский камень?Ответ: вблизи египетского города под названием Розетта, в конце 18 века, французские солдаты

Слайд 9

Текст слайда:

Вопрос №3

О ком шла речь в греческом тексте?Ответ: Птолемей V

Современное использование

Отдельные символы удалось расшифровать очень быстро, поскольку они легли в основу множества религий, включая современные, и изображений божеств. Именно поэтому египетские иероглифы являются самыми древними в мистическом плане. К ним относят:

  1. Анх. Это крест с дугообразным верхом. В мифологии использовался в качестве символа для умерших людей, которые переходят в новый мир. Означает бессмертие, вечную жизнь в разных формах. Является благоприятным знаком.
  2. Ба. Это ястреб с человеческой головой. В мифологии означает душу. Дошедшее до современности изображение носит другое определение — бессмертие духовной оболочки.
  3. Шену. Изображение овала, окружность которого выполнена из веревки. Если верить древним мифам, то кольцо оберегает и защищает. Чтобы талисман заработал, в центр вписывают имя владельца. Сегодня в магазинах встречается много подобных амулетов, а некоторые даже выполняются на заказ.
  4. Перо Маат. Имеет характерное изображение. Символизирует мораль и справедливость. Согласно древним религиям, когда человек умирает, его душа отправляется на весы, а гирями являются его бесчестные и плохие поступки. Перо же кладется на вторую чащу, его масса — добродетель. В зависимости от того, в какую сторону осуществляется наклон, дух отправлялся в ад или рай.
  5. Уджат или глаз Гора. Защищает человека, оберегает его. Означает, что высшие божества присматривают за ним.
  6. Ра. Изображается двумя способами: круг с точкой или лучами. Передает владельцу доступ к духовным благам.

Каждый из перечисленных иероглифов использовался не только для написания послания или сохранения определенной информации. Его также задействовали при совершении ритуалов или обрядов. При этом он был изображением, но кованым или высеченным из камня. Таким способом египтяне пытались привлечь благодать богов, добиться их расположения.

Что написано на древней плите?

Артефакт выглядит довольно непритязательно. Камень из Розетта – это стела высотой в полтора метра с отколотыми краями. Лицевая часть у него отшлифована, а задняя осталась необработанной. Сначала ученые думали, что стела изготовлена из гранита, но потом выяснилось, что материалом для нее послужил гранодиорит. На плите записано три послания на разных языках. У египтян была традиция: все важные документы фиксировать на камне в трех вариантах письма.

Надписи на камне сделаны очень аккуратно, ровными строками. Первая из них представляет собой древнегреческий текст. Два других послания написаны на египетском языке. Египтяне владели двумя способами письма – справа налево и слева направо.

Расшифровать эти письмена ученым удалось не сразу. Однако первую надпись они все же перевели благодаря тому, что язык Геродота был хорошо знаком историкам. Оказалось, что надпись была сделана египетскими жрецами. Адресовалась она фараону Птолемею V Эпифану и содержала поздравления в честь восшествия правителя на египетский трон.

Изучив подробно черную плиту, историки сделали вывод, что она является частью цельной стены. Эта стена создавалась во времена, когда Египет процветал. В данный период фараон сильно нуждался в поддержке духовенства – религия помогала ему удерживать власть.

Столицей страны фактически была Александрия, там находилась резиденция фараона, а священники находились в Мемфисе, где и произошла коронация. Переезд в Александрию был им невыгоден, поэтому разрешение фараона остаться в Мемфисе и управлять южной частью Египта их чрезвычайно обрадовало.

Свою радость по этому поводу и похвалы мудрейшему из правителей они и записали на каменной стене, оформив речь в соответствии с тогдашними традициями придворного этикета в Египте. Запись на камне из Розетта – это соглашение между священниками из Мемфиса и Птолемеем Пятым Эпифаном. Согласно ему жрецы не только сохраняли свою власть, но и освобождались от налогов, которые духовенство раньше выплачивало фараону.

Типы иероглифов

Как уже отмечалось, «иероглифический алфавит» — весьма условное понятие. В отличие от современных языков, где принято выделять гласные и согласные звуки, в крайних случаях — дифтонги, классификация древнеегипетских письмен производится совсем по другому принципу.

Прежде всего выделяются одноконсонантные иероглифы, обозначающие один согласный звук. На данный момент исторической лингвистикой реконструируется тридцать согласных звуков. Этим определяется и сколько египетских иероглифов требовалось для их записи: ровно тридцать.

Вторая группа знаков — двух- и трехконсонантные, передающие, соответственно, наиболее частые сочетания двух и трех согласных звуков. Чаще всего такие знаки использовались для написания флексий и служебных слов, но существуют и корни, содержащие иероглифы такого типа.

Поскольку длинные слова не были в чести у древних египтян, от иероглифа, передающего сразу три согласных звука, недалеко до записи одним знаком целого слова. Такие иероглифы называются идеограммами. Использовались они для записи либо единичных в своем роде понятий (например, «фараон»), либо для написания наиболее часто употребляющихся слов с целью экономии писчего материала.

Наконец, четвертая группа иероглифов была призвана уточнить значение слова. Многие из них, особенно при игнорировании гласных на письме, произносились и писались одинаково. Чтобы устранить синонимию, египетские писцы ставили специальные знаки — детерминативы. По сути своей они являются идеограммами.

В эллинистический период египтянам пришлось иметь дело со звуками, которые существовали в греческом языке, но отсутствовали в их родном. Поэтому появляются новые символы. К той же эпохе относится и появление специальных знаков для гласных звуков: писцы той эпохи уже стали забывать истинное произношение древних иероглифов, поэтому позаботились о его сохранении.

История появления

В начале было слово – данный факт известен многим и из этого факта не составляет труда сделать вывод о высоком значении языка. В каждой отдельной культуре языки развивались особенным образом, но в большинстве своем всегда имели основой различные магические или религиозные верования. Они делали язык не просто способом коммуникации, но способом воздействия на действительность.

Подобных примеров огромное количество, к примеру современный алфавит иврита включает в себя буквы, каждая из которых обладает тайным значением. Китайские иероглифы обладают не только прямым, но и метафорическим смыслом и зачастую значение слова скрытое в иероглифе указывает на глубокое понимание мира и мудрость народа. На самом деле практически каждый язык (или группа языков) имеют очень интересную историю.

С самого начала следует отметить характерность иероглифов для многих древних цивилизаций. На самом деле, если посмотреть на развитие не только египетского, но и китайского, и шумеро-аккадского языка и письменной речи в частности, то можно увидеть множество подобий.

В частности структура эволюционного развития этих языков является практически идентичной, хотя в каждом варианте есть отличия, которые обуславливаются особенностями культуры и восприятия.

В целом иероглифы двигались по примерно идентичному пути развития, от картиночного изображения до более схематичного. Таким образом, на начальном этапе в языке, где использовалась иероглифическая запись, применялись только картинки, которые соответствовали обозначаемому предмету.

К примеру, слово мужчина действительно записывалось как схематическое изображение мужчины в профиль, и со словом женщина идентичный вариант. Далее язык (и письменная речь в частности) продолжает развиваться и у иероглифов появляются различные дополнительные значения и функции.

Например, если иероглифами записывается имя, то после слова добавляется иероглиф «мужчина» или «женщина» для того чтобы читатель мог понять представителю какого пола данное имя принадлежит.

Как же могли в Египте записывать имена, если использовались только картинки, которые означали определенные слова? Тут применялось другое направление развитие письменной речи, которое предполагало собой использование разнообразных фонем. Проще говоря, какие-то иероглифы стали соответствовать звукам.

Далее египетский язык двигался в сторону систематизации и уменьшения количества иероглифов. Для того чтобы записывать длинные тексты ученые посчитали более целесообразным применять не огромное количество самых разнообразных иероглифов, а использовать фонетическое письмо и различные уточняющие элементы, которые позволяют понять в каком именно смысле следует читать тот или иной набор иероглифов.

Со временем иероглифическое письмо изживает себя и меняется в Египте на более современные формы языка.

Даже в период использования иероглифов существовала так называемая иератика – специальный способ записи используемый для папирусных текстов (иероглифы в основном использовались для росписи стен) нечто наподобие египетской скорописи.

Помимо этого к новой эре развивается демотическое письмо, которое в итоге полностью вытесняет иероглифы. Если посмотреть на египетские тексты выполненные демотикой, то внешне они практически неотличимы от арабской вязи или подобных вариантов письменного языка.

При этом даже схематичная демотика имеет в собственной основе египетские иероглифы. Просто со временем символы упрощались и становились более схематичными и появлялись более легкие для записи значки алфавита.

Последние годы жизни Шампольона

Шампольон — тот, кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы, не остановился на достигнутом. Он отправился в Италию за новыми материалами, ведь в этой стране хранилось много египетских документов.

Вернувшись из Италии, ученый выпустил труд, описывающий грамматику Египта, содержащий египетские иероглифы, расшифровка которых стала делом его жизни.

В 1822 году Шампольон возглавил экспедицию в страну пирамид. Это было его давней мечтой. Он был поражен величием храма Хатшепсут, Дендера и Саккара. Надписи, изображенные на их стенах, он читал с легкостью.

Вернувшись из Египта, ученый был избран во Французскую академию. Он получил всеобщее признание. Но наслаждался славой он не очень долго. Единственный, кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы, умер в марте 1832 года. Попрощаться с ним пришли тысячи людей. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Древнеегипетские числительные

Египтяне были выдающимися математиками. Они умели вычислять площади фигур, в совершенстве владели техникой операций над дробями. Для всего этого им требовались специальные знаки для записи чисел и арифметических операций. Особого знака для нуля египтяне не имели.

Дроби передавались особым способом. Если в ней числитель был больше единицы, то такую дробь представляли в виде суммы долей.

Кроме того, существовал еще один способ записи дробей с единичным числителем. Для этого использовался Глаз Тота — символ весьма почитаемого в Египте божества. Дроби со знаменателем, представляющим собой двойку в любой целой степени, соответствовали некоторому элементу глаза. Например, четверть ассоциировалась со зрачком, поэтому записывалась в виде кружка.

Таким образом, с помощью иероглифов египетские писцы могли фиксировать для потомков самые различные тексты: от сакральных до научных.

Возникновение древних иероглифов в Египте

О зарождении и развитии египетского письма известно немного. Во время возведения храмов в Абидосе уже использовалиьсь короткие фразы. Они предвещали появление полноценного языка. Однако многие проектировщики не владели в совершенстве языком и нуждались в обучении. Из-за этого возникли теории о том, что строительство в Египте вели представители внеземных цивилизаций.

Некоторые ученые полагают, что древние египтяне заимствовали идею письма из Месопотамии. Поскольку на товар, привезенный из соседних государств, были нанесены знаки маркировки – веса и производства, они посчитали этот способ удобным для передачи информации. Но их письмо претерпело существенные изменения и совершенно не походило на скриптические шифры соседей.

Другие считают, что иероглифическая письменность зародилась в Древнем Египте и потом распространилась на территории других государств. Доказательством этого служат папирусы, датируемые периодом правления царя Скорпиона I примерно 3400 г. до н.э.

Письменность в Месопотамии формировалась протяженный период времени. «Логограмм» (картинка, обозначающая слово) был изобретен еще в 8000 г. до н.э. Путь от логограмм до фонетической письменности занял около 5 тысяч лет. Иероглифические записи получили широкое распространение только в 3200-3100 г. до н.э. Короткие словосочетания на египетском языке можно обнаружить в Абидосе. Однако смысл их зачастую перевести невозможно. Одним из самых узнаваемых иероглифических знаков были «зигзагообразные линии», обозначающие «воду». О существовании письменности в Древнем Египте в ранне династический период свидетельствуют артефакты времен правления фараона Нармера. Окончательно сформировался язык к моменту строительства пирамид пятой династии.

Расшифровка иероглифов Древнего Египта

История и эволюция

Египетские иероглифы, Хотя они сильно отличаются от клинописи Месопотамии, они, возможно, уходят корнями вскольку Египет, по крайней мере, находился под влиянием системы, изобретенной в Месопотамии.

Иероглифическое письмо засвидетельствовано с IV тысячелетия: самая древняя надпись была обнаружена в 1986 году в гробнице на древнем городище Абидос и датируется 3250/3200 годом до н.э., то есть тем же временем, когда в Месопотамии появилась клинопись. Он использовался более 3000 лет: последняя известная надпись датируется 24 августа 394 года и находится в храме Филона.

Со времен Старого царства. иероглифический египетский Язык представлял собой письменную систему со смесью идеограмм, согласных (моносиллабических, диалектных и даже трисиллабических) и детерминативов (см. ниже). Начиная с 18-й династии, писцы использовали ряд диграфов в качестве примитивов (sȝ bȝ kȝ kȝ kȝ и т.д.) для записи имен семитского или семитского происхождения, но слоговое письмо под этим названием никогда не происходило из этой области.

Независимо от своей функции, знаки метафоричны: они представляют собой нечто осязаемое, часто легко узнаваемое даже тем, кто не знает значения знака. Действительно, за рисунок. иероглифов Египтяне черпали вдохновение в окружающей среде: Повседневные предметы, животные, растения, части тела. Во времена Старого, Среднего и Нового царств существовало около семисот иероглифичезнаков, тогда как в греко-римские времена их насчитывалось более шести тысяч.

Иероглифы высекались на камне или, в случае жреческого письма, рисовались шайрой и чернилами на менее прочном носителе.

Еще до фараоновской цивилизации использование гравировки на резном камне было обычной практикой. иероглифов, поэтому не имели ничего общего с административными потребностями формирующегося государства. Она была ограничена областями, где важна эстетическая и/или магическая ценность слов: жертвенные формулы и погребальные фрески, религиозные тексты, официальные надписи. Письменность первоначально состояла из коротких надписей — «титулов», обозначавших монарха, битву, толпу, а затем около -2700 года, во время правления царя Джосера, отмеченного развитием религиозных практик и погребальных обрядов, были разработаны сложные предложения, в основном встречающиеся на пирамидах.

С течением времени система письма развивалась иероглифичеписьма, мы можем выделить четыре дальнейших этапа в развитии (и постепенном упрощении) этого письма: после этапа иероглифа После этой стадии можно выделить четыре дальнейших этапа в развитии (и постепенном упрощении) этого сценария: этап линейного иероглифики Затем наступил этап линейного письма, затем этап жреческого письма, затем этап городского письма и, наконец, этап коптского письма как последний шаг в процессе абстрагирования и упрощения.

Первое упрощение египетской Египтологи называют эти системы письма линейными. иероглифы. Они сохраняют описательный аспект гравюр. иероглифов, Это был также первый шаг к абстракции этой системы представления. Их рисовали на деревянных саркофагах и свитках «Книги мертвых».

Священническое письмо, третий этап в развитии египетской письма, является каллиграфическая форма. Она предназначалась для административных и частных документов, рисовалась кистью и записывалась на остраках (глиняных или известняковых сосудах), деревянных табличках или, реже, на папирусе и пергаменте по очень высокой цене.

Ленинград и древние языки

Кнорозов родился в непростое время: это была зима 1922 года, подходила к концу Гражданская война. Родной поселок Кнорозова — Южный — находился недалеко от Харькова. Там жила его семья: отца, Валентина Кнорозова, ещё в царской России перевели в Южный по службе — он был инженером, поэтому поехал строить железные дороги. Мать Кнорозова была уроженкой Великого Устюга, она, судя по воспоминаниям родственников учёного, воспитывала его строго — много требовала от сына, пользуясь модными в то время педагогическими методиками.

В детстве Юра со своими братьями и сестрой — всего в семье было пятеро детей — занимался в музыкальной школе, где играл на скрипке, писал стихи, рисовал и учился в местной школе. В аттестате у него были одни пятерки, оценка «хорошо» стояла только в графе украинский язык.


Юрий Кнорозов с друзьями. (kunstkamera.ru)

После школы Кнорозов поступил на исторический факультет Харьковского университета, здесь он впервые начал заниматься древними языками, его интересовали египетские иероглифы. Впрочем, закончить обучение Кнорозову было не суждено, в его планы вмешалась начавшаяся Великая Отечественная война. Юрия Валентиновича, в семье которого все мужчины сплошь были офицерами, ещё до начала войны не взяли в армию из-за состояния здоровья.

Не изменилась ситуация и теперь — воевать Кнорозову было нельзя, поэтому он в составе ополчения рыл окопы на востоке Украины. Смысла в этом было уже немного: немецкие части стремительно наступали, поэтому Кнорозов оказался на оккупированной территории. «При быстром продвижении фронта наша строительная команда была отрезана от других частей и рассеялась на оккупированной территории, после чего я стал пробираться к Харькову. До февраля 1943 г. я проживал в пос. Южный Харьковского района, проводя большую часть времени в блужданиях по Харьковской и Полтавской области, скрываясь от мобилизаций и добывая пропитание для старухи-матери», — напишет впоследствии ученый в своей автобиографии.

Когда к Харькову подошли советские войска, Кнорозов, взяв с собой мать и сестру, пересек линию фронта, вместе они отправились в Воронежскую область, откуда молодой ученый уехал доучиваться на исторический факультет МГУ. Научный руководитель Кнорозова, которому понравилась работа студента, устроил его в Музей этнографии народов СССР — так будущий основатель советской школы майянистики оказался в Ленинграде.

История появления

У любой древней цивилизации была своя письменность. Египет не является исключением. В основе иероглифов или других знаков первоначально лежало мистическое или религиозное свойство. Язык считался не средством взаимоотношений, с его помощью пытались воздействовать на действительность — добиться расположения богов или поменять погоду.

Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. К примеру, знак мужчины или женщины изображался характерным профилем. Со временем наблюдается постепенный переход к схемам или даже отдельным чертам. Также появляется необходимость в написании имен или наименований городов и других населенных пунктов. Тогда в письмо вводятся фонетические уточняющие символы, параллельно с этим формируется разговорная речь.

С началом использования папирусов в качестве источника сохранения информации появляется иератика. Она объединяет в себе иероглифы и буквы, похожие на современные. Делалось это для того, чтобы экономить древнюю бумагу и донести до потомков максимальный объем сведений.

Иероглифическая история заканчивается появлением демотической схемы. Египетская письменность была очень похожа на арабскую и особой уникальностью не отличалась. За короткий срок она полностью вытесняет рисунки и картинки, которые использовались для написания информации.

https://youtube.com/watch?v=DmXap7xRUlA

Где можно купить папирус в Египте

Папирус – это сувенир, который чаще всего привозят из страны пирамид. Его можно купить в любом курортном городке на местном рынке или в любой сувенирной лавке. Но лучше всего выбирать папирус в больших магазинах, имеющих хорошую репутацию, потому что на улице или в частных лавках, вместо настоящего папируса, можно купить подделку.

Как определить, что папирус настоящий? Настоящий папирус плотный, он не ломается, если его согнуть, не сыпется, не мнется, если его окунуть в воду, он останется невредимым. Чего не скажешь о подделке, которую, как правило, делают из бамбуковых листьев или рисовой бумаги. Такие листы будут пахнуть краской, при внимательном рассмотрении будет видно штампованный рисунок, на котором остаются отпечатки пальцев. Вряд ли такой сувенир будет долго храниться и радовать владельца. Если уж покупать папирус, то лучше настоящий.

Купить папирус можно на так называемых фабриках папируса. Это позволит не только приобрести подлинное чудо древнеегипетского письма, но и своими глазами увидеть интереснейший процесс его изготовления. Такие фабрики есть в Каире и Луксоре, они находятся при местных музеях папируса.

Сколько стоит папирус

Цена сувенира зависит от размера папируса и сложности нанесенного на него рисунка. Стоимость небольшой картинки (примерно 8 на 12 сантиметров) составляет от 5 долларов до 7. Цена на большие полотна с яркими сложными изображениями стартует от 100 долларов. Папирус из рисовой бумаги или листьев бамбука стоит всего лишь 2 доллара за десять листочков. Но иногда местные торговцы наглеют и дешевую подделку пытаются продать по несоизмеримо высокой цене. Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, необходимо убедиться, что перед глазами на самом деле настоящий папирус.

Для самостоятельного нанесения рисунка можно приобрести чистый лист папируса, он будет стоить дешевле.

Можно ли вывозить папирус из Египта

Местные власти не запрещают туристам вывозить папирус из Египта, потому что он является наиболее востребованной сувенирной продукцией, на которой можно заработать. Все, кто хотя бы раз побывал в стране фараонов, хранят дома удивительную памятку уникальной цивилизации, ставшую своеобразным символом Египта.

Фактический вид и использование египетских иероглифов

Письмена, найденные в гробнице Абидоса, были вырезаны на маленьких прямоугольниках из дерева или слоновой кости с отверстием в их углу, чтобы они могли прикрепляться к различным вещам. Другие поверхности с письменами, такие как керамика, металл и камень также были обнаружены в ранних королевских гробницах. Папирус, главный переносной инструмент письма в Египте, появляется во время Первой династии (3000-2890 гг. до н.э.): самый ранний сохранившийся пример пустого рулона, найден в гробнице Хемаки, чиновника короля Ден.

Египетские книжники использовали папирус и другие альтернативные письменные поверхности, включая письменные доски, обычно сделанные из дерева. До конца восемнадцатой династии (1550-1295 гг. до н. э.), эти доски были покрыты слоем белой штукатурки, которую можно было промыть и заменить, обеспечивая удобную многоразовую поверхность. Примеры глиняных табличек, которые использовались в Месопотамии в период Позднего Царства (2686-2160 гг. до н. э.), были обнаружены в оазисе Дахла, районе, где были изготовлены различные папирусы.

Еще для письма использовали кость, металл и кожу. Выявлены надписи на коже, относящиеся к Новому Царству (1550-1069 гг. до н. э.), но сохраняемость кожи была намного хуже, по сравнению с папирусом, поэтому нет уверенности в том, что кожа широко использовалась.

В письменах, найденных в Абидосе, представлены различные типы информации: некоторые из них – цифры, другие, как полагают, указывают происхождение товаров, а самая сложная показывает административную информацию, связанную с экономической деятельностью, контролируемой правителем.

В некоторых гробницах знаки, найденные на глиняных и каменных сосудах (а также на прикрепленных к ним ярлыках), были использованы для обозначения принадлежности к их содержимому, вероятно, связанному с налогообложением и другими учетными данными. Знаки на гончарных сосудах становятся все более стандартизованными, и, как полагают, эти знаки на горшках выражают информацию о содержании сосудов (включая их происхождение).

В отношении перехода от раннего династического к позднему династическому периоду (около 3000 г. до н. э.), были найдены примеры написания в контексте царского искусства и в ознаменование царских достижений. В этом случае письмена можно найти на церемониальных масках, погребальных каменных стелах и обетных палитрах: функция этих предметов состояла в том, чтобы почтить память правителей как с точки зрения достижений правителя в их жизни, так и с его взаимоотношениями с различными богами и богинями.

Около 2500 г. до нашей эры найдены самые старые известные примеры египетской литературы, «Тексты Пирамид», выгравированные на стенах пирамид, а затем, около 2000 г. до н. э., появился новый тип текста, известный как «Тексты костей», набор магических и литургических заклинаний, написанных на гробах.

§10. Религия древних египтян

Объясните значение слов:

Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В Египте считалось, что храм является домом какого-либо бога.

Жрец — служитель религиозного культа. В Древнем Египте жрецов почитали как служителей богов.

Статуя — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного.

Саркофаг — разновидность традиционного гроба, использовавшегося для захоронения знати и обычно оставляемый в специальных гробницах. В Древнем Египте саркофаг украшали рисунками и надписями.

Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

Развитие египетских иероглифов

Поскольку египетское письмо исторически развивалось в течение долгих лет, были разработаны различные версии египетского иероглифического алфавита. В дополнение к традиционным иероглифам, были также два эквивалента: иератический и демотический.

Иероглифический

Это была самая старая версия алфавита, отличающаяся элегантным живописным видом. Эти знаки обычно находятся в памятных надписях и погребальных текстах.

Иератический

Воодушевленные священниками и хранителями храма, которые хотели упростить процесс написания, иероглифы стали постепенно стилизовать и рисовать в иератическом «священническом» алфавите. Считается, что иератик был изобретен и развит более или менее одновременно с иероглифическим алфавитом. Некоторые из иероглифов найдены в гробницах в период 3200-3000 гг. до н. э. и были в форме царских шерехов, или виньеток со стилизованным именем фараона. Некоторые шерехи, написанные на гончарных сосудах, имели иероглифы в скорописном формате, возможно, представляя предшествующую стадию до появления иератики. Иератизм всегда пишется справа налево, в основном на остраке (гончарные черепки) и папирусе, и использовался не только для религиозных целей, но и для публичных, коммерческих и частных документов.

Демотический

Еще более сокращенный алфавит, лишенный какого-либо живописного следа, известного как демотический «популярный», появился в VII веке до нашей эры. Египтяне называли это «записывать документы». За исключением религиозных и погребальных надписей, демотичность постепенно заменяла иератизм. В то время как иератика по-прежнему несет некоторые следы изобразительного иероглифического облика, у демотика нет ярких следов, и сложно связать демотические знаки с его эквивалентным иероглифом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: