Железный век сообщение народ хунну

Аттила вождь гуннов


Аттила приходит к власти в 445 г. С этого времени он входит в поле зрения многих известных на европейском поприще государственных деятелей, военачальников, а также историков и исследователей- географов. Его имя становится знаковым на фоне исторически дряхлеющей Римской империи, кризиса отживающей и рождающейся новой исторической эпохи.

Многие притягательные черты характера Аттилы, особенно мужество, справедливость и толерантность, рождали желание воевать под его началом. Поэтому гуннская армия постоянно пополнялась представителями других народов.

В ней сражались остроготы, гепиды, руги и акациры, нередки были случаи, когда римляне и греки также действовали на стороне Аттилы, «предпочитавшие справедливость гуннского царя произволу и корысти цивилизованных римских чиновников». Интернациональный состав гуннской армии отмечается и в трудах современных европейских историков.

В оценке крупных исторических фигур всегда присутствует множественность подходов. Противоречивую оценку давали Аттиле уже при его жизни. Но имя этого гуннского полководца вошло в летописи и легенды многих народов.

В скандинавском эпосе «Эдда» он обозначен под именем Атли. Наиболее известным и значимым произведением о нем, в котором он выведен под именем Этцель, является немецкая поэма «Песнь о Нибелунгах», вошедшая в знаменитый сборник «Vilkina Saga». Как масштабная историческая фигура Аттила осмыслен в историческом романе М.М.Хабибуллина «Атилла».

По историческим меркам, гуннская держава просуществовала недолго. Но, базируясь на достаточно крепких исходных хуннско-тюркских культурных основаниях, гунны успели и сумели создать собственную культурную традицию, элементы которой явились ферментом формирования многих культурно-исторических типов, общностей, систем, в том числе западноевропейской и русской культуры.

Взаимоотношения хуннов с Китаем

Динамический характер исторического развития хуннов в значительной мере определялся постоянным наращиванием межкультурных связей и благотворным воздействием могущественного соседа Китайской империи.

История взаимоотношений с ним содержит периоды как мирного сотрудничества, так и жестоких военных столкновений. Основной причиной последних было то, что в сфере влияния хуннов оказалась определенная часть территории, по которой пролегал Великий шелковый путь. Безусловно, это вносило сложности и затруднения во внешнюю торговлю Китая, доход от которой был велик.

Поначалу решение данной проблемы Китайская империя видела исключительно в военной плоскости, поскольку не желала признавать все народы, живущие за ее пределами, равными себе. Хунны, наоборот, в большой мере были заинтересованы в мирных отношениях, нежели в войне. Это позволяло им в обмен на скотоводческую продукцию импортировать недостающее в государстве зерно, ремесленные изделия и ткани.

Военные действия шли с переменным успехом. Китайцы долгое время не могли ничего противопоставить хуннской тактике разящих рейдов небольших отрядов, часто застававших китайских воинов врасплох. Для того чтобы огородить свою империю от кочевых народов, в том числе и хуннов, китайцами была возведена стена протяженностью в сотни километров, известная нам как Великая Китайская стена. Но взаимодействию китайско-тюркско-хуннских культур она не мешала.

Китайский фактор на протяжении древнего и средневекового времени был важнейшим системообразующим компонентом всей тюркской цивилизации

Признание важности этого фактора закрепилось в афоризме

Краткая характеристика места расположения могильника

17.06.2017

Хуннский могильник, получивший название Шомбуузийн бэльчээр, находится в отрогах северо-восточного фаса Монгольского Алтая, в районе одного из священных его вершин Мунх Хайрхан в верховье р. Дунд Цэнхэр. Топографо-геодезическим ориентиром местонахождения некрополя при заезде на него со стороны города Ховд через Манхан сомон служит: Мунххайрхан сомон выше среднего течения р. Дунд Цэнхэр — от сомона вверх по речке 16-17 км до впадения в нее слева горной рч. Борт, напротив устья этого притока на правой стороне р. Дунд Цэнхэр в 0,5 км — в небольшой впадине между сопок. К востоку от этого места начинается сравнительно широкое пространство межгорной котловины со сложным рельефом, называемое Шомбуузийн бэльчээр, т. е. могильник находится с западного края этой котловины.

Вторжение гуннов в европу

В этой связи принято различать центральноазиатских хуннов и восточноевропейских гуннов. Если о первых мы знаем благодаря китайским источникам, то о вторых нам известно из трудов европейских авторов. Примечательно, что с момента своего первого появления в Восточной Европе в середине IIв. и до середины IVв. о гуннах нет каких-либо сведений.

По всей видимости, в течение двухсот лет продолжал идти поток кочевых народов с востока, который вливался в гуннский этнос, до той поры, пока этот конгломерат не достиг критической массы, требующей выплеска вовне. Такой выплеск происходит в 60-х годах IV века, когда гунны переходят Волгу и начинают продвигаться в Европу. Здесь они в первую очередь столкнулись с аланами и готами.

Несмотря на ассимиляцию, гунны сохранили хуннскую тактику ведения боя, основанную на легкой и маневренной кавалерии. Гуннские всадники, вооруженные луками, способными поражать дальние цели, не сближаясь с противником, осыпали их градом стрел.

При попытках противника сойтись с гуннами в ближнем бою те, обладая прекрасной маневренностью и мобильностью, рассыпались в разные стороны. Аланы и готы, имея более тяжелое вооружение, так и не сумели приспособиться к тактике гуннов и к 375 г. были ими разгромлены.

В конце IV века гунны, преодолев Кавказский хребет, стали совершать походы в страны Ближнего и Среднего Востока. Однако в этом регионе им так и не удалось углубить свое продвижение и в начале V в. они под натиском персов были вынуждены покинуть пределы Пе-

Ре’ !р[0сле относительной неудачи в персидских владениях гунны снова направляются на запад.

Переправившись через Дунай, они проникают в пределы Центральной Европы, пытаясь установить отношения с Римом. К этому времени контролируемая ими территория простиралась от Рейна до Волги.

Наивысшего расцвета гуннская культура достигла в так называемую эпоху Аттилы, который сумел не только объединить в одно целое западную и восточную части союза гуннских племен, создать мощное государство, простиравшееся от Кавказа до Эльбы, но и придать ему новое качество, с точки зрения культурно-цивилизационного измерения.

Культура хуннов

У цивилизаторского подвига, совершенного хуннами, есть и серьезная культурная составляющая. Речь идет о том, что на данном этапе в древнетюркском сообществе был совершен качественный скачок в идейно-мировоззренческом духовном плане. Об этом свидетельствуют сложившийся общетюркский протоязык, возникшая письменность, развитое музыкальное искусство, художественное мастерство, исторические знания, познания в астрономии, химии, географии.

Необходимо отметить и сравнительно высокий уровень развития правовой культуры хуннского общества. На основе проведенных Шанью-Мете реформ в хуннском обществе действовало как гражданское, так и государственное право. Как члены общества (граждане), хунны имели систему обязанностей — поголовная воинская обязанность, обязанность подчиняться начальникам, уважать землю (земля рассматривалась как основа создания государства).

Наличие письменности у хуннов отмечается в китайских источниках. Хуннская иероглифическая письменность являлась межобщинной (международной) для всего восточного круга культур. Профессор М.Х.Бакиров в своей докторской диссертации «Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии» высоко оценивает профессиональный и гражданско-воспитательный уровень различных форм поэтического искусства (мифологию, традиционные календарные обряды и праздники), а также музыкального творчества хуннов (трудовые, лирические, военные и исторические песни). Недавняя находка на территории Центральной Азии музыкального духового инструмента — каменной свирели более чем 30-тысячелетней давности также подтверждает эту мысль.

Свидетельством тому являются целые профессионально оформленные галереи наскальных и пещерных рисунков. Грандиозные «художественные галереи» эпохи бронзы обнаружены в горах Анхарай недалеко от Алматы, столицы современного Казахстана

Это изречение вождя хуннов Модэ обрело силу крылатой фразы-метафоры на все времена и для всех народов.

Следы гуннов в сегодняшних языках и в тогдашней истории

Что немаловажно, лишь у гуннов был «древнетюркский» язык, имеющий некоторые общие понятия с арийскими языками. Дальнейшая тюркская волна начинает «вымывать» старые (сарматские) слова из лексиконов современных тюркских народностей

В итоге общих терминов осталось очень мало. «Ата» («отец племени», «главарь»), «стан» («стоянка определенного народа»), «ат» («огонь»), «канд» («оКАНТовка страны», «пограничный город», имеет также вариант «кент») ну и так далее…

Осталось добавить, что именно гунны сдвинули многих сарматов, финно-угров и германцев на Запад, создав исторические предпосылки для Великого Переселения Народов спустя 200 лет…

Но существует гипотеза, что сами сюнну долго не решались совершить свой «маршбросок» на Запад. Якобы, их решению способствовали сугубо климатические факторы – в Сибири резко похолодало. На этом фоне версия о том, что гуннский народ захватывал у встреченных наций заложников-аманатов (чтобы принудить их воевать на своей стороне в дальнейшем) смотрится уже глупо. Получается, на Запад хотели все!…

Военное дело хуннов

Война, военные походы, умение воевать, доведенное до уровня боевого совершенства, для них были весьма важной частью образа жизни. Военное дело было престижным, культовым занятием хуннов

Так, китайские историки отмечают проведение военных спортивных игр, состязаний, конных скачек. В хуннской поэтической культуре возникает даже военный музыкальный жанр, т.е. песни и гимны, восхваляющие воинскую доблесть и отвагу, верность клятве и данному воином слову-обещанию.

Во-вторых, превращение патриархального общества хуннов в крупную военную державу, способную на протяжении более трех веков конкурировать за лидерство в центральноазиатском регионе с самым тогда мощным государством — Китаем, также объясняет приоритетность военного дела в структуре образа и уклада их жизни. Каждый хунн был воином, имел начальника, был обязан подчиняться ему. Он рождался и заканчивал свою жизнь воином.

В-третьих, развитость военного дела объясняется и тем, что оно выступало фактором роста эффективности хозяйственной жизни, ибо хунн-воин одновременно был и скотоводом (пастбищное хозяйство), и земледельцем (пашенное земледелие), и коневодом (конь — основная тягловая сила, средство транспортировки и передвижения). Не агрессивность, не кровожадность и жестокость, как генотипные черты характера, превращали тюрка в воина. Экономический мотив, возможность переключения и применения достижений военной мысли и техники в быту и хозяйстве нельзя исключать из спектра причин культивирования военного образа жизни.

В-четвертых, степень военизированности образа жизни древних тюрков во многом предопределялась задачами поиска наиболее удобных и выгодных территорий «месторазвития» в целях обеспечения природно-климатического, географического и геополитического преимущества. Конечно, нельзя исключать и такой серьезный мотив, как решение проблемы обеспечения безопасности, независимости и реализации амбиций лидерства и имперского господства.

Необходимо отметить, что в хуннском обществе укреплялась тенденция постоянного увеличения удельного веса интеллектуальности, гуманизма и гуманитарности. Так, война, военные походы начинают приобретать более цивилизованный характер.

Устанавливается целый ряд этических, правовых, административных норм и принципов организации армии, ведения военных действий и правил поведения на захваченной или колонизированной территории. Совершенствуется дипломатия, результаты которой часто предотвращали или задерживали начало войн, способствовали их завершению принятием документов, устанавливавших мир, т.е. заключением мирных договоров (соглашений).

Гунны и славяне

Есть еще одно загадочное обстоятельство в похоронах Аттилы. Иордан, подробно описавший их, особо отметил тризну — грандиозное пиршество, когда похоронную скорбь выражают ликованием. И назвал его «стравой». Но ведь страва — слово славянского происхождения. В Толковом словаре Даля сказано, что оно означает пищу, еду, кушанье, яство и т. д. Откуда же попало к гуннам это слово, более уместное на тризне, скажем, князя Олега? Случайность? Совпадение?

Но вот в 448 году ставку Аттилы посетил в составе константинопольского посольства ученый грек Приск Панийский. И в записках о своем путешествии он упоминает, что в дунайских селениях посольству предлагали «вместо вина мед, так именно называемый в тех местах». Опять славянский обычай и славянский термин для его обозначения у гуннов!

Какова же роль гуннов в истории славян и наоборот? Возможно, что уже в начале V века славяне проникли на Дунай, в те области, куда пришли и гунны, которые восприняли от славян некоторые слова и обычаи.

Смерть Аттилы не спасла Рим. Два года спустя его, ослабленного войной с гуннами, захватили вандалы и тщательно грабили в течение двух недель. А еще через двадцать один год Западная Римская империя навсегда прекратила свое существование.

Самое запоминающееся

В процессе движения на запад (вплоть до территорий современной Восточной Франции) разноликие «искатели приключений» век за веком смешивались друг с другом. Империя гуннов 4-5 веков была призрачной (проявлялась «сезонно»: лишь во время набегов кочевых отрядов). Но, если бы она закрепилась административно, то в итоге мы получили бы державу, вставшую по размеру на второе место после колониальной Британской империи

Ведь знаменитый вождь Атилла, будучи приглашенным тогдашними римлянами в их «логово», восхищался античными достижениями и мечтал построить такую же империю, но уже для восточных народностей. Воины Атиллы изначально изучали Рим. Так как многие сначала служили наемниками у Вечного Города. Атилла сам призывал к этому. Он был мудрым правителем, а его когноним переводился «Отец»…

Гунны награбили больше всех за всю историю мирового кочевого разбоя. В германские легенды доставшееся «ратным трудом» богатство вошло в виде выражения «сокровища Нибелунгов» ( Schätze der Nibelungen)…

В 5 веке в Европе детей пугали Атиллой – «он придет и заберет непослушных». И это правда – все непослушные Риму и Византии жители действительно стремились в стан Великого Отца (там человека ценили не за происхождение, расу, язык или богатство, а за мудрость и доблесть)…

Одежда гуннов

Менее всего известно, к сожалению, то, что гунны были не только превосходными воинами, но и лучшими для своего времени кожевниками и ткачами.

Даже огромная армия воинов одевалась в холщовую рубаху, обеспечивалась кожаной обувью и меховой шапкой. Непревзойденного для своего времени мастерства достигло изготовление женской одежды.

Вот как описывает ее византийский посланник Приск Паннийский: «Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшита светлой каймой, и белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук, с оборкою, похожею на кружева; девушки ходят с открытой головой, убирая волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста».

Вожди Ругила и Аттила

К 30-м годам V века разрозненные племена гуннов возглавил вождь Ругила. Римский император Феодосий решил заключить мир с Ругилой. Гунны должны были помогать римлянам против готов, а взамен получали плату от римлян.

В V веке гунны превращаются в полуоседлую цивилизацию, занимающую просторы Венгерской равнины в Восточной Европе. У них была огромная армия, ядром которой была быстрая конница. В 434 году гуннский правитель Ругила умирает. Власть перешла к его двум племянникам — братьям Аттиле и Бледе.

Атила в начале правления продолжил мир с Восточной частью разделившейся Римской империи (Византией). Однако отказ римлян платить гуннам привел к военному походу Аттилы, который в 441 году прорывается на Балканы. С этого момента начинаются постоянные набеги Аттилы на территорию Византии. Его даже прозвали «Бичом Божиим». В 445 году Аттила расправляется со своим братом Бледой и становится единоличным правителем (хотя официальная версия гласила, что Бледа умер на охоте).

Позднеантичный историк Приск писал об Аттиле:

«Аттила это человек, который рождён потрясти Мир».

Гунны в глазах жителей Европы: внешность, язык, обычаи

Как вы поняли, в 4-5 веках (после 400-500-летнего смешения с огромной массой угорского и ираноязычного населения) гунны наполовину стали нордидами. Однако определенная их часть мешалась с монголоидами (в Азии), а поэтому у жителей раннехристианской Европы так и не сложилось единого представления о типичном гунне. И это не удивительно: такого не было…

И все же большое количество позднеантичных европейских хронистов указывает на вполне определенный факт. Пришельцы были ниже ростом и с короткими ногами («постыдные на вид тела») – вне зависимости от цвета кожи, глаз и волос. Носы их отличались намного меньшим размером по сравнению со всеми, которые знала Восточная и Западная Римская империя до прихода «новичков». Что касается лиц, то повторюсь: историки времен нашествия гуннов (Иордан, Аммиан, Клавдий и Сидоний) «хором» указывают, что у захватчиков «безобразная внешность». Про Атиллу вообще придумывали страшилки детям, описывая его как коротконогого, кривоногого, слишком широкоплечего человека с запутанными длинными космами, часто закрывающими глаза.

Христианские монахи тех страшных лет считали, что гунны – это обещанные Библией «демонические» народы – «гоги и магоги». Издавна считалось, что на переходе 4-го века в 5-й Человечество поджидает «конец времен». Мол, ГОГИ призваны были покарать «греховные страны». Напротив, часть германцев, присоединившихся к Атилле, считала его настоящим ОСВОБОДИТЕЛЕМ.

Для «международного» общения, по словам исследователей, использовался тюркский язык с множеством сарматских лексических богатств. Вот почему в современном русском языке столько слов, схожих по звучанию с идиомами сегодняшних тюркских языков (и речь об эпохе, стоящей до формирования хазар, булгар, мадьяр, торков и печенегов)…

Обычаи гуннов стали известны многим. Их силу ощутили на себе тогдашние варвары и «имперцы» . Византийцы, римляне, франки, персы. Несколько сарматских племен, оба готских племенных субстрата. А еще часть военного альянса «антов» (в которую, в том числе, входили южные протославяне, остатки скифов и даков). Сообщается, что НОВЫЕ люди вообще никогда не покидали седла. Стрелять они могли из любого положения. Даже свесившись вниз… Непривычно легкая амуниция сразу же отличала их от сарматов, часть из которых были врагами, а часть – союзниками азиатских агрессоров. Например, некоторые аланские станы назло пришельцам перешли на сторону их врагов – готов Германариха.

В плане бытовых традиций в известных сочинениях отмечается, что гуннские женщины в правах ничем не отличались от мужчин. А роль няньки собственных детей они довольно часто поручали рабыням… Гунны умели неплохо переплавлять металл в полевых условиях, но все изящные вещицы оказывались в их «кладах» после очередной серии налетов. То есть никакое искусство у них развито не было… А еще «гоги и магоги» никогда не торговали с ослабевающими царствами и ханствами (просто отбирали у них все). Честью равноправных торговых отношений обладал сугубо Константинополь – еще довольно сильный в те годы…

Религия у описываемой «орды» была разной – сарматы оставались солнцепоклонниками (митраитами), остатки саков и европейских скифов кланялись Мечу-Аресу, племена хьяона все еще практиковали зороастризм. Тюрки и племена тунгусо-маньчжурского происхождения поклонялись Коню или Священным Камням (возможно, уже тогда почитался и Небо-Тенгри, объединивший затем многих монголов и тюрков). А вот угры (также имевшие различные антропологические типы) обладали к тому же и довольно богатым на персонажи пантеоном.

Связь с духами предков и богов (чаще зооморфных ) осуществлял шаман – как и сейчас у хантов и манси. После знакомства с христианством многие роды внутри рассматриваемого тут суперэтноса (например, уйгуры и некоторые иные тюрки) стали сначала манихеями, а затем несторианами. Каждое из этих вероучений было синкретическим – помимо библейской (а именно диофизитской) основы включало зороастрийские и даже буддийские элементы мировосприятия. Доминирующей конфессии в этой социальной среде не существовало…

Роль гуннов в истории

Оценивая историческую роль гуннов, А.Н.Бернштам полагал, что сила влияния гуннской культуры такова, что она в сильнейшей мере способствовала уничтожению античных рабовладельческих отношений и утверждению феодальных социально-экономических отношений. Хотя этот тезис оспаривается, вряд ли можно умалить историческое значение целого среза культуры, впитавшей в себя опыт организации хозяйственной, военной и духовной жизни предыдущих эпох и цивилизаций. Гунны ускорили развитие многих социально-экономических и духовных процессов на евразийском геополитическом пространстве. Для Европы гуннское государство стало фактором ускорения цивилизационного развития. Его влияние обнаруживается во многих сферах европейской жизни: в экономике, культуре, музыке, языке. Тюркский язык на длительное время стал языком международного общения и переписки. К примеру, в романо-германском языке около 800 слов с тюркскими корнями.

Неоценимо высока роль гуннов и с точки зрения определения путей, направлений и перспектив последующего развития тюркской цивилизации, которая при ином стечении обстоятельств, без гуннского «капитала», могла бы иметь совершенно другой исход

Вся последующая нить истории свидетельствует о том, что распад гуннской державы не пресек корней тюркской культуры, а явился важной составляющей той исторической почвы, на которой в последующем стала возможной консолидация множества локальных групп и сообществ вокруг одного организующего идейно-политического, культурно-цивилизационного ядра — Тюркского каганата

Дипломатия хуннов

В практику входит заключение межплеменных и международных соглашений, по форме и сути похожих на клятвы. Заключение клятвенных договоров как самой высокой формы в практике межгосударственных отношений в последующем становится нормой тюркской дипломатии. На основе такой же традиции, например, был заключен договор между западными хуннами и Кавказской Албанией . То, что эти клятвы совершались в горах путем простирания рук вверх, к небу, в целях приближения к Тенгре, придавало им сакрально-мистический характер .

Высокий уровень дипломатии между хуннами и Китаем позволил обеим странам сосуществовать и развиваться.

Внешняя политика хуннов со временем все больше подчинялась задаче обеспечения условий мирной жизни. Ее приоритеты перемещались в сферу торговых, культурных и деловых отношений. На это были направлены и усилия по упрочению обычаев и традиций соседей торговцев, послов и парламентеров. Ценность мира и горечь военннных потерь отражались и в древнехуннской поэзии, особенно в таких ее жанрах, как сыктау-плач, плач-причитание, историко-лирических и исторических песнях.

Таким образом, исторический прогресс хуннской культурно-исторической системы во многом связан с обеспечением баланса между культурой войны и культурой мира. Именно этим объясняется, что тюркская цивилизация в хуннском варианте не «провалилась» в бездну, пучину войн и не растворилась в процессе динамической колонизации территории.

Азиатская культура гуннов

азиатская история гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Впервые крупное исследование культуры гуннов было проведено французским историком Дегиньем, который высказал идею об азиатском происхождении гуннов. Вкратце эта теория заключается в том, что Дегинь увидел удивительно сходство слов «гунны» и «сюнны». Сюннами же назывался один из крупных народов, населявших территорию современного Китая. Такая теория, мягко говоря, является не состоятельной и говорит лишь о том, что рассматриваемые народы когда-то очень давно были единым целом или имели общих предков, но никак не о том, что гунны являются потомками сюннов.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

европейская культура гуннов

Уникальными и важными являются записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у Атиллы, вождя гуннов, в 448 году. Вот как Понтийский описывает быт Атиллы и его окружения: «Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы были сделаны из бревен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью… Званых гостей, подданные Атиллы встречали с хлебом и солью». Мы четко видим, что древний историк Понтийский описывает быт, который в дальнейшем был присущ именно славянам. А упоминание о встречи гостей с хлебом и солью только усиливают это сходство.

Еще более убедительное и однозначное значение термина «гунн» мы видим у другого историка из византийского 10 века Константина Богрянородского, который описывал следующие: «Этот народ мы всегда называли хуннами, в то время как они себя называют руссами». Уличить во лжи Богрянородского тяжело, как минимум по тому, что гуннов он видел своими собственными глазами, когда в 941 году н.э. киевский князь Игорь со своим войском осаждал Царьград.

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Дипломатия гуннов

Анатолийский мир (Соглашение), заключенный Аттилой с римским императором Феодосием II, предотвратил возможное кровопролитие. Победа, одержанная на Каталаунской равнине, служит ярким примером не только высокого военного искусства гуннов, но и великодушия победителей. Эту победу можно было бы довести до логического конца, т.е. взять столицу легендарной империи — Рим. Столица, народ, сенат и папа — все были в панике. Не видели решения, кроме как сдаться.

Тогда к Аттиле выходит римский папа Леон в полном облачении апостольского наместника, сопровождаемый всем духовенством Рима и посольством императора Валентиниана, и от имени всего христианского мира умоляет не трогать город, в котором были накоплены культурные ценности общемирового значения: прекрасные памятники архитектуры, знаменитая Александрийская библиотека, в хранилищах которой были собраны уникальные документы-источники по истории Европы и Азии начиная с древних времен.


Аттила сохранил Рим в целости, предотвратив крах мировой культуры. Таких миротворческих актов, совершенных гуннами, немало. Аттила не один раз участвовал в переговорных процессах и дипломатическом улаживании межгосударственных конфликтов в Византии, Паннонии (Венгрии), Северном Причерноморье, на Северном Кавказе.

«Признанный искусный дипломат, Аттила вел челночную дипломатию, пишет В.В.Николаев, — чем обеспечивал взаимодействие регионов и народов огромной державы, от Рейна до Волги, в том числе между гуннами в Паннонии, в придунайских районах (отметим, это было еще в самом начале V века, т.е. до переселения туда аспаруховых болгар в VII веке), «черными гуннами» донских степей и Приазовья (болгарские народы), «белыми гуннами» Прикаспия (савиры).


Он посетил восточных хуннов в Центральной Азии на северо-западе Китайской империи, подкупил их тем фактом, что западные хунны (гунны) и восточные хунны говорили на одном языке.

Затем посетил Китай и установил с ним дружеские дипломатические отношения, обеспечив таким образом безопасность восточных границ державы. Уже будучи правителем, во время вояжа по своей империи с целью наведения порядка в Западной Европе перед решающими сражениями в Западной Европе, подавил восстание акациров.

Опыт организации дипломатической работы, посольских структур» ведения переговоров и заключения мирных договоров и соглашений, так же, как и многие элементы военной технологии, военного быта, принципы организации войск, были предметом подражания для последующих тюркских государственных объединений и их ближайших соседей, в том числе и Киевской Руси.

Культура

Сюнну были кочевниками, и летописи характеризовали их так. «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место». «В поисках воды и травы они переходят с места на место… у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства, и они не занимаются обработкой полей».

Каждый мужчина был воином. «Завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц, а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеиваются». По сути, жизнь гуннов состояла из непрерывных битв.

Как выглядели гунны? Примерно так.

Культура гуннов

Важным элементом общей культуры для военного кочевого образа жизни была банная культура.

То, что для римлян баня была «инструментом» поддержания чистоплотности, здорового духа и эмоционального настроя, не является открытием. Но великолепие бани Аттилы построенной из камня и выглядевшей как шедевр зодчества, покоряло и римлян, и послов из самых разных стран .

Необходимо отметить, что если римские бани сооружались на основе использования теплых термальных вод, то гуннская банная система по своей технологии была рассчитана на бесперебойное функционирование в любых походных условиях. Она выступала важным условием поддержания санитарной гигиены и физического здоровья, а стало быть, и боеспособности воинов. Надо иметь в виду то, что в военных действиях принимала участие огромная масса людей.

По данным Иордана, войско Аттилы достигало примерно 500 тыс. человек. Зародившаяся тогда банная культура стала фактором сохранения здоровья, оптимизма и жизнеспособности общества в более широком контексте.

Освященная в последующем идеологией ислама в качестве важного элемента духовной жизни волжских булгар, она твердо вошла в повседневный быт татарского народа, стала культовым явлением, внедрилась в практику национального гостеприимства. Музыкальные традиции и инструменты гуннов арфа, гармонь, кобыз, барабан, комуз (балалайка) впоследствии стали частью культурной жизни многих народов мира

Музыка сопровождала гуннов не только во время праздников и пиршеств. Возможно, именно тогда общемировая дипломатическая практика обогатилась традицией встречать высоких гостей — правителей или послов других стран оркестровым маршем и песней, исполняемой женским или большим смешанным хором

Музыкальные традиции и инструменты гуннов арфа, гармонь, кобыз, барабан, комуз (балалайка) впоследствии стали частью культурной жизни многих народов мира. Музыка сопровождала гуннов не только во время праздников и пиршеств. Возможно, именно тогда общемировая дипломатическая практика обогатилась традицией встречать высоких гостей — правителей или послов других стран оркестровым маршем и песней, исполняемой женским или большим смешанным хором.

Нормой дипломатического этикета считалось и знание иных языков, особенно языков соседствующих или покоренных народов. В дипломатическом корпусе обязательно были толмачи — переводчики, посредники. Многие авторитетные исследователи той эпохи (Иордан, Приск Паннийский и даже Аммиан Марцеллин) отмечали, что развитая коммуникативная культура, знание многих языков (кроме родного тюркского еще и греческого, латинского, германского, русского, готского и многих других) вообще было присуще гуннам.

Традиции, нормы, обычаи, уклад и образ жизни любой общности достигшие статуса этнической культуры, оказавшей воздействие на жизнеустройство других народов на огромных пространствах Евразии, не могут быть бесследно рассеянными ветрами истории, а их опыт служит «источником и началом» (fons et origo) истории и культуры последующих эпох.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: