Киликийские пираты

Создание мифического мира скандинавов

В другой легенде Один со своими двумя братьями, Вайлом и Ве, как-то раз прогуливался около моря.

Вдруг они увидели два бревна

Один обратил внимание, как тени братьев движутся по лежащим стволам. Он решил оживить эти брёвна

Из бревна вяза Один сделал женщину, а из бревна ясеня – мужчину. Брат Ве наделил их речью, а Вайл дал им рассудок и чувства.

В скандинавской мифологии первое, что появилось, это Гэп Гиннуга, первородная бездна. В ней находились все известные миры. Затем появился Мир Огня, в котором обитали тела из лавы с огненными волосами. В противоположность ему сразу же возник Мир Льда, Тумана с ядовитым льдом. Между этими двумя мирами зародилась жизнь.

Далее стали появляться различные мифические существа, например, великан хаоса, Имер, возникший из ядовитого льда; огромная старуха-корова Аудхульма, появившаяся из огня и льда; бог Буре и другие. Буре появился тогда, когда Аудхульма начала лизать ядовитый лёд. Над ними стояли три бога-хранителя: Один, Ве и Вайл. Эта троица богов смогла одолеть Имера, убив его. Из мёртвого тела Имера вылились реки, озёра, моря и океаны. Затем три бога отделили от себя по куску тела и создали мир, который мы знаем сегодня.

Из частей тела богов получились равнины, холмы и горы. Горы также были созданы из костей Имера, а волосы его пошли на создание лесов. Из черепа гиганта получилось небо, которое держалось на четырёх гномах: Норре, Солдере, Остере и Вастере. Каждый из них стоял на ондной из сторон света. Гиганты, дети Имера, поселились в Йотенхейме. Людям досталась земля между бровями Имера. Её стали называть Мидгард или Средиземье.

Повоевав с богами-монстрами, Один отправился на поиски секрета рун. Для этого ему сначала пришлось вскарабкаться на вершину Иггдрасиля. Именно на этом дереве Один проткнул себя копьём и повис вниз головой. Спустя три дня раны его затянулись сами собой.

Через девять суток он услышал крадущиеся шаги смерти и одновременно с ними пение женского дуэта. Женщины пели и рисовали руны на деревянных дощечках. Один тоже принялся повторять с ними магические песнопения, которые отличались по цели. Одно избавляло от печали, другое служило защитой от ран, третье отводило в сторону стрелы и оружие, четвёртое призывало сметь врага, пятое тушило огонь, шестое устраняло опасность, а от седьмого затихала буря. Все они предотвращали какие-либо опасности.

Планетарный масштаб

Масштаб рабовладельца может быть меньше, но структура неизменна по всему миру. Есть владелец плантации — им ты не станешь. Никогда. Как бы прилежно ни работал рабочий, он должен помнить о своём месте. Его место — человек-работник. Банковский консультант никогда не станет владельцем банка, грузчик никогда не станет владельцем склада. Таких людей, выполняющих самую тяжёлую работу за самые маленькие деньги, на любой плантации всегда большинство. Если человек очень хорошо работает, то ему дадут денег на двойную порцию еды. Ещё он сможет чаще обновлять скин, покупая одежду не только с распродажи. И вот, человек уже доволен, почти счастлив.

Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков.

— Иоганн Вольфганг Гёте

Раньше всё было просто. На человека надевали кандалы и гнали на работу. Он прекрасно понимал, что потерял свободу и теперь является рабом. Поэтому постоянно случались бунты. Спартак повёл за собой несколько десятков рабов. Вскоре их было уже 100 тысяч. В подавлении восстания участвовало 8 легионов. Восемь легионов — это около трети всей римской армии. Почти три года огромная масса бывших рабов гуляла по всей Италии.

Сегодня кандалы не надевают, и оттого человек далеко не всегда понимает, что его лишили свободы, что он по сути раб. Явных физических лишений вроде бы нет — значит, и мысли о требовании свободы не должно возникать. Глупо требовать свободу, стоя в центре города в рабочее время. Поэтому требовать нужно больше личного свободного времени.

Как только подобное требование выдвигается, нам отовсюду настойчиво начинают объяснять, что это невозможно. Независимо от размера, плантатор не может дать рабам больше свободного времени и сохранить при этом прежние порции еды. Приближённые к плантатору, в лице директоров или руководителей отделов, показывают графики и расчёты. Экономисты демонстрируют сложные модели, сыплют терминами. В общем, никак нельзя дать рабочим больше времени, даже теоретически. И вообще-то, придётся отодвинуть пенсионный возраст.

Тем не менее человека-работника это интересовать никак не должно. Ведь ясно же, что всё они могут, просто не хотят терять прибыль и снижать собственный уровень запросов.

Классическое рабство

В социально-экономической жизни Римской республики позднего периода происходят глубокие структурные изменения, которые ознаменовались временем наивысшего расцвета системы классического рабовладения.
Стадию патриархального рабства проходило большинство народов земного шара. Однако, некоторые из них, в процессе исторического развития миновали стадию зрелости рабовладельческих отношений и переходили сразу к более высокой ступени развития.
Рассматриваемый нами средиземноморский регион – территория проживания греков и италийцев, прошел полный путь развития рабовладельческой формации от ее зарождения и расцвета, до полного разложения.

Таким образом, изучение структуры римского общества как эталона классического рабства имеет большое значение для историков и правоведов, так как позволяет проследить его эволюцию, всесторонне изучить сущность рабовладельческо-античного способа производства и его основные движущие силы.

Первым, переход к стадии классического рабовладения осуществил в $IV—III$ вв. до н.э. регион Южной Италии и Сицилии. Ко $II$ в. до н. э. система получила широкое распространение, на всей территории Апеннинского полуострова, а позднее проникла во все уголки Средиземноморья.

Рекомендации

  1. Кассий Дио, Римская история, 36.20-23.1-4.
  2. Плутарх, Параллельные жизни, Жизнь Помпея, 24–25.1.
  3. Аппиан, Митридатическая война, 91–93.
  4. Бротон, T.R.S., Магистраты Римской республики, Том II, стр. 87–89.
  5. ^ Том Холланд, Рубикон, с.170.
  6. Том Холланд, Рубикон, п. 173.
  7. Филип Матышак, Серторий и борьба за Испанию, стр 58-61.
  8. Джеймс Торн, Юлий Цезарь: завоеватель и диктатор, п. 15
  9. Кассий Дио, XXXVI. 17.
  10. Аппиан, Bellum Civile, II. 23.
  11. Бротон, Магистраты Римской республики, т. II, стр. 148.
  12. Том Холланд, Рубикон, стр. 169.
  13. Плутарх, Вита Помпеи 24.7-8.
  14. Плутарх, Вита Помпеи 24.5.
  15. (См. Р. Цуркан, Культы Римской Империи, Blackwell, 1996; стр. 201–203).

Мусульманское озеро

Но вот на исторической сцене появилось новое действующее лицо. В VI-VIII веках арабы захватили северную Африку, завоевали Пиренейский полуостров. Поначалу эти жители пустынь с недоверием относились к морю. Но когда под их властью оказались потомки карфагенских и финикийских мореходов, все изменилось. Арабы научились строить корабли и управлять ими, и вскоре ученики превзошли своих учителей. На море началось многовековое противостояние мусульманского и христианского мира. В Ифрикии (ныне эта страна называется Тунис) появилась новая база пиратов.

Армия франков сумела остановить завоевателей на суше (в битве при Пуатье, 732 год), но франки не имели мощного флота. И арабы чувствуют себя на море полновластными хозяевами. Они грабят торговые караваны; убедившись, что на морских просторах приходится слишком подолгу ждать добычи, начинают устраивать набеги на прибрежные деревушки Франции и Италии. Террору подвергаются даже крупные города: разграблены Рим, Марсель, Генуя… Южная часть Западной Европы оказалась в запустении, а северная Африка купается в роскоши, созданной руками тысяч христианских рабов. Слабеющая Византия тоже боится пиратов. Только Адриатическое море, где процветает мощная Венецианская республика, закрыто для разбойников.

Примечание на полях. Венецианцы даже сумели наладить вполне деловые отношения с разбойниками. Некогда великое государство, остров Крит оказался полностью под властью арабских пиратов. В XIII веке венецианцы купили у пиратов эту землю и превратили остров в мощную военную базу.

Арабское владычество на море длится даже не десятилетия — века. В течение этих веков Средиземное море даже называют «мусульманским озером», и это не преувеличение. Но в XI веке христианский мир берет реванш.

Еще двести лет назад, став полновластными хозяевами моря, арабы впервые столкнулись со странными пришельцами. Белокожие и светловолосые чужаки, отважные воины ворвались в Средиземноморье через Гибралтар. Они приплыли на длинных черных кораблях с высоко поднятыми драконьими мордами на носу. Это были викинги, норманны. Первые схватки не принесли успеха пришельцам: они страдали от непривычной жары, они не были знакомы с местными течениями и ветрами, а арабы были у себя дома. Зато норманны овладели северной Францией. Скоро слава о них, как об умелых и бесстрашных воинах, готовых за звонкую монету служить кому угодно, распространилась по всей Европе. К их услугами прибегают и василевсы Византии, и даже сам папа.

В XI веке несколько провинций южной Италии, бывшие под властью Византии, восстали против сюзерена, и мятежники призвали на помощь норманнов. Но очень скоро норманнские бароны сами захватили власть в мятежных землях и провозгласили их своим королевством. Попытки уничтожить узурпаторов ни к чему не привели; наконец, запуганная Европа признала два новых государства, основанных в южной Италии.

Но на этом дело не кончилось. Младший брат одного из новоявленных королей, Роже де Отвиль, тоже рвется на трон. Он добивает остатки византийских городов в Италии, однако ему этого мало. Сицилия — вот достойная цель. Сицилия находилась под властью арабов, но Роже это не останавливает. К 1091 году он захватывает остров и провозглашает себя королем. Роже довершил победу, отбив у арабов Мальту.

Арабам в Ифрикии пришлось нелегко: им позарез нужно сицилийское зерно. Ради этого приходится идти на уступки. Король Роже I согласился поставлять зерно арабам, но взамен потребовал мира на море. Этот мир соблюдался до самой смерти короля. Перемирие, впрочем, нарушили вовсе не арабы. Новый король Сицилии, Роже II, прекращает поставки зерна в Ифрикию, а затем сам совершает несколько страшных налетов на африканские берега. Вскоре он вообще захватил Ифрикию и присоединил эти земли к своему королевству. Власть, правда, не удалось удержать надолго; всего через одиннадцать лет арабы отбили африканские земли обратно. Но стрелка весов уже качнулась в другую сторону. Теперь христиане могут спокойно плавать по Средиземному морю, а на долю мусульман достаются грабежи и насилие.

Примечание на полях. Понятно, что целиком и полностью пиратство изжить не удалось. Взгляните на карту Средиземного моря — его берега изрезаны, по всей акватории разбросано множество островов. Есть много мест, где можно укрыться от врагов и непогоды, отдохнуть и отремонтировать корабль. Но все-таки время владычества на море норманнских королей можно считать относительно спокойным. Именно в эту пору начались знаменитые крестовые походы; для некоторых из них использовались морские пути. В те дни, когда в средиземноморье хозяйничали арабские разбойники, такие крупные морские караваны не смогли бы безопасно пройти через все море.

Мадагаскар. Остров Святой Марии

Часто пиратов связывают с Карибским морем, но многие из этих морских мародёров промышляли в Индийском океане. В XVII особой популярностью у них пользовался остров Мадагаскар. Они использовали его как базу для своих разбоев на европейские и азиатские суда. Существовала легенда, что у них даже есть своё небольшое государство, которое называлось Либерталия. Но это, скорее всего, вымысел. Но фактом является то, что на Мадагаскаре процветали несколько реальных пиратских цитаделей. Самой известной из них является остров Святой Марии. Он находится на северо-восточном побережье.

К концу XVII века там проживали примерно полторы тысячи человек. Это было пристанище известных пиратов капитана Кидда, Томаса Тью, Генри Эвери. Эти мародёры нападали на суда, перевозившие редкие товары из Индии. Награбленное пираты продавали торговцам из Нью-Йорка и Бостона. Эти разбои были самыми прибыльными в истории. Генри Эвери в 1695 году, командуя шестью кораблями, атаковал корабль с сокровищами Великого Могула Индии. Награбленное оценивается примерно в 200 миллионов долларов.

Почтенная профессия

Однако пираты вовсе не перестали существовать. Лишение политической поддержки не убавило активности магрибских разбойников; пиратство стало чисто коммерческим предприятием. К началу XVII века в северной Африке образовалась невероятная смесь народов: арабы, турки, греки, бежавшие от турецкого ига и ради этого принявшие ислам, испанцы, французы, венецианцы, голландцы, тоже по разным причинам обратившиеся в веру Магомета. В большинстве своем это люди, тесно связанные с морем; как правило, это те же пираты, которым стало слишком неспокойно на своих родных берегах. Они приносят с собой новые знания о корабельной технике и тактике. И пираты постепенно начинают отказываться от использования устаревших гребных галер. В их распоряжении оказываются суда нового типа — высокобортные парусники. Благодаря этому пираты уже могут выходить за Гибралтар, в Атлантический океан, где подстерегают испанские каравеллы, идущие из Нового Света. В 1627 году они разграбили даже Рейкьявик!

Примечание на полях. Прекрасно известный всем герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, как вы помните, тоже оказался в плену у салехских пиратов. Салех — это город и порт на атлантическом побережье северной Африки. Примечательно, что Крузо был захвачен в плен именно в Атлантике, а в распоряжении пиратов была не галера, а вполне современное парусное судно. «Однажды на рассвете, когда мы после долгого плавания шли между Канарскими островами и Африкой, на нас напали пираты… Они издали заметили нас и на всех парусах устремились вдогонку. … Нас отвезли в качестве пленников в морской порт Салех, принадлежавший маврам. Других англичан отправили вглубь страны, ко двору жестокого султана, а меня капитан разбойничьего судна… сделал своим рабом». Интересно, что Дефо называет пиратов турецкими, хотя к описываемому времени Османская империя уже не являлась главой пиратства в средиземноморье.

Новая волна пиратства в XVII веке имеет свои причины. Мы видели, как изменялась картина на протяжении столетий. VIII-XI века — арабские мореплаватели практически не имеют конкурентов на море, и потому возможна широко распространенная пиратская анархия. XV-XVI века — европейские страны уже в состоянии справиться с разрозненными пиратскими бандами, но пираты получают мощную государственную поддержку Османской империи. А в XVII веке пиратство стало индустрией, основанной на том, что слишком обострилась борьба европейских стран между собой. Испания, Англия, Франция, Голландия наперебой стараются заключить мировое соглашение с маврами, чтобы их корабли не трогали, а корабли других стран — пожалуйста: это политикам только на руку. Глупое и недальновидное поведение: мавры, получив звонкую монету за перемирие, через год, а то и через полгода забывали о договорах, снова грабили корабли и города недавних союзников и вынуждали их снова платить за очередное перемирие.

На этой почве стало возможно возникновение вполне респектабельной (по тем временам и для тех стран) профессии: раис. Так называли предпринимателя, который вкладывал деньги именно в организацию пиратских рейдов: покупал судно, оснащал его всем необходимым, нанимал команду. Понятно, что львиную долю прибылей раис забирал себе, немалую часть отдавал местному бею (или дею, или султану). Но и сами пираты внакладе не оставались. Между прочим, многие раисы были европейцами, принявшими ислам.

Примечание на полях. Несомненно, капитан, взявший в рабство Робинзона Крузо, был именно раисом, так как корабль, на котором он вершил свои набеги, принадлежал лично ему. Но, похоже, он был не слишком богат или удачлив, иначе он спокойно сидел бы на берегу, а головой за него рисковали бы другие.

Все же терпение по отношению к вероломным «союзникам» имело пределы. Первые карательные экспедиции проводились уже в начале века, а с середины века европейские государства наконец-то начинают предпринимать совместные усилия по борьбе с пиратами. Однако пиратство — слишком доходный промысел, более того — это экономическая основа существования целой страны. Уничтожение пиратов означало уничтожение всего уклада тогдашней жизни в северной Африке. Поэтому, несмотря на то, что соотношение сил постепенно менялось в пользу европейцев, алжирские, тунисские, салехские пираты снова и снова отправляются в море.

Пиратство в эпоху географических открытий

Прошли века, пала Римская империя. Корабли на море становились все более скоростными, на них теперь ставили не баллисты или камнеметы, а пушки, которые били дальше и урона наносили больше.

Эпоха географических открытий открыла для европейцев оба континента Америк, великолепные тропические острова. В результате пираты появились и там. Более того, период времени с 1650 по 1730 годы называют Золотым веком пиратства!

Великий Гёте написал, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Так оно и было много веков.

В то время, которое называется Золотым веком пиратства, на Карибских островах и вообще в том регионе собственно морских пиратов было очень мало. Напомню, что и знаменитый капитан Блад пиратом никогда не был. У него всегда был патент на каперство, дававшее ему право нападать на вражеские корабли и захватывать их.

Говард Пайл, «Нападение флибустьеров на испанский корабль», 1905 г.Фото: ru.wikipedia.org

С самого начала освоения европейцами Вест-Индии, центральной Америки и прилегающих тропических островов в этом регионе шла война. Сильные били и грабили слабых. Но все (почти все) участники той войны имели необходимые патенты, которые придавали их грабительской деятельности вид законности.

Названий таких патентов было очень много, известны буканьеры, приватиры, флибустьеры, каперы, флекселинги. Общим у них было одно — им официально было разрешено грабить на море корабли державы-противника. Все они презирали пиратов, само слово «пират» было оскорблением.

Но опять прошло время, изменилась логистика, государства начали более цивилизованно относиться друг к другу. А когда руководство главных морских держав договорилось между собой, пиратству в Вести-Индии настал конец. Наиболее одиозных повесили на рее, более послушных взяли на службу во флот, остальные разбежались. Пиратству на Карибах пришел конец.

Но пиратство — как гидра. Оно не может окончательно умереть в нашей цивилизации, есть пиратство и в наше время.

Области пиратской активности в наше времяФото: ru.wikipedia.org

Результаты и последствия войны с пиратами

Помпей захватил путём абордажа 71 корабль, сдались ещё 306, в том числе, 90 военных кораблей с бронзовыми таранами. Сдались 120 укреплений и 20 тысяч пиратов, а 10 тысяч погибли. Помпей смог освободить заключённых, которые при возвращении домой зачастую находили собственный кенотаф, поскольку их почитали мёртвыми.

Помпей подарил жизнь побеждённым, сделав их союзниками, что повышало готовность пиратов сдаться. Побеждённых Помпей частично поселил в Киликии, прежде всего в Солах, Адане, Малле и Эпифании. Большинство пленных он привез в Димы в Грецию и сделал там земледельцами.

Сам Помпей в свою свиту взял множество пиратов, и некоторые из них участвовали в морских сражениях гражданской войны на стороне Секста Помпея и Марка Антония. Среди них известны Менодор и Таркондимот.

Важным следствием этой мягкой сделки с врагом историк Д. Уланси считает распространение в Риме митраизма. По Плутарху пираты были последователями Митры. Уланси полагал, что корни культа лежат в Киликии, а жившие там философы были основателями митраизма. Бывшие пираты служили в армии Рима, при этом распространяя свои религиозные воззрения.

Штат Луизиана – Баратария Бэй

Залив Баратария прилегает к штату Луизиана. Его окружают болотистые острова. Это место облюбовали пираты в начале XIX века. Главными у них были братья Джин Лаффит и Пьер Лаффит. Весь Мексиканский залив дрожал от их присутствия. Пираты нападали на испанские торговые корабли, забирали груз и рабов. В 1810 году Баратария была одним из самых оживлённых пиратских мест в Северной Америке. Тысячи мародёров останавливались в этом порту. Но в начале войны 1812 года пиратам поступило предложение от англичан использовать их порт, как точку доступа к Новому Орлеану. Но Лаффит оказался патриотом и выступил на стороне Соединённых Штатов. За участие в сражениях Лаффит получил вознаграждение от президента и был прощён. Но мирная жизнь пирата не устраивала, и после войны он основал ещё одну пиратскую гавань, которая расположилась на острове Галвестон.

Рабство как общепринятая реальность

Рабство, то есть полное господство (dominium) одного индивида над другим, было настолько укоренено в римской культуре, что рабы стали почти невидимыми и, конечно, в этой ситуации со стороны правителей не было чувства несправедливости. Неравенство во власти, свободе и контроле над ресурсами было общепринятой частью жизни и восходило к мифологии о том, как Юпитер сверг Сатурна.

Рабство, следовательно, считалось римскими гражданами не злом, а необходимостью. Тот факт, что рабы были взяты у проигравших в битве, также был полезным оправданием и подтверждением (предполагаемого) культурного превосходства Рима и божественного права властвовать над другими и эксплуатировать этих людей абсолютно для любых целей.

Помимо огромного количества рабов, взятых в качестве военных пленников (например, 75 000 только во время Первой Пунической войны), рабы приобретались в результате пиратства, торговли, разбоя и, конечно же, как потомство рабов, поскольку ребенок, рожденный от матери-рабыни, автоматически становился рабом независимо от того, кем был отец. Множились рынки рабов. Возможно, одним из самых известных был рынок на Делосе, который постоянно снабжался киликийскими пиратами. Однако рынки рабов существовали в большинстве крупных городов, и здесь, на общественной площади, рабов выставляли напоказ с табличками на шеях, рекламирующими их достоинства для потенциальных покупателей. Иногда на табличках писали, чем занимался раб до того, как попасть на рынок.

Современное рабство

Рабство никуда не исчезло, а сегодняшние рабовладельцы — это корпорации. У некоторых из них миллионы современных рабов. Лидирует корпорация Walmart со штатом сотрудников в 2,2 миллиона человек. Естественно, в штат входят и довольно высокооплачиваемые специалисты, но абсолютное большинство сотрудников выполняет монотонную, а часто ещё и физически тяжёлую работу. Это грузчики, продавцы-консультанты, кассиры — сотни тысяч людей, работающих за еду, одежду и крышу над головой. Они получают прожиточный минимум, живут в специальных бедных районах, их дети не получают образования и тоже идут на плантацию.

Иногда такое рабство пытаются скрыть заботой. В Китае для рабочих строят целые микрорайоны прямо на территории завода. Вроде бы людям это удобно: не нужно тратить время на дорогу или аренду жилья. Заботливый работодатель в лице завода EUPA на самом деле относится к этим рабочим как к инструментам. Он просто хранит свои инструменты на своём заводе, причём отдельно, по ящичкам. Общежитие грузчиков отдельно, ткачей — отдельно. Отдельно хранится обслуживающий персонал, всякие повара и уборщики. Никто же не станет в одном углу хранить пилу со сверлом и чайник с веником.

У National Geographic есть цикл передач «Мегазаводы»; там был сюжет о свадьбе рабочих EUPA. Коротко: работают в разных цехах, познакомились в столовой, любовь, свадьба. Самый почётный гость — директор завода, он произносит напутственные слова и одобряет свадьбу.

Дальше что будет — может, право первой ночи? Если задуматься ещё чуть глубже и взять во внимание, что EUPA — тайваньская компания, выходит, что и сам Китай, само государство воспринимает своих людей как инструменты. Сдаёт их в аренду

Руны служили связью с потусторонним миром

Следующее, что захотел сделать Один, это изменить способы человеческого познания. Он вонзил в себя копьё и повис на дереве. В таком виде он находился в течение двух суток, терпя боль и холод. И он был вознаграждён за свои страдания, ему явились 18 магических рун. Они были открыты Одину перед самой его смертью. Знаки этих рун, став бессмертным богом, Один распространил их по всей земле, увеличив их количество до 24.

От рун произошёл алфавит Футарка, однако магические свойства в рунах сохранились. Часто их применяли для связи с миром мёртвых, для защиты от бед и для лучшего передвижения. Различные маги и колдуны использовали их гаданий и для связи с потусторонними существами.

Изображения рун можно увидеть на дубе, буке, сосне, раковинах моллюсков, костях, бумаге, камнях. Люди вырезали или рисовали их вручную, таким образом создавая более прочную связь с божественным. Шаманы, колдуны и им подобные предпочитали использовать руны, сделанные своими руками, чем чужие.

Рекомендации

  1. ДеСуза, Филипп. Пиратство в греко-римском мире. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2002.
  2. Ормерод, Генри Ардерн. Пиратство в древнем мире: очерк истории Средиземноморья. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1997.
  3. Ормерод, 15.
  4. Семпл, Эллен Черчилль. «Пиратские берега Средиземного моря». Географический обзор 2.2 (август 1916 г.): 134-51. 135.
  5. ^ Семпл, 135.
  6. Валлар, Синди. «Древнее пиратство». Пираты и каперы: история морского пиратства. 2009 г.
  7. ^ Семпл, 136.
  8. Ормерод, 14.
  9. Панагакос, Кэтрин. «Криминальные элементы: эволюция преступника в древних романах». OhioLink: Digital Resource Commons. 2004 г.
  10. Антоний, Роберт. Пираты в эпоху парусов. Нью-Йорк: W.W. Norton & Company, Inc., 2007. 91.
  11. ^ Валлар.
  12. Кухня, Кеннет. «Торжествующий фараон: жизнь и времена Рамсеса II, царя Египта». Арис и Филлипс, 1982: 40–41.
  13. Брестед, J.H. (2001). Древние записи Египта Vol. 4. Чикаго.
  14. Woudhuizen, Фредерик Кристиан. «Этническая принадлежность народов моря». диссертация; Роттердам: Erasmus Universiteit Rotterdam, апрель 2006 г. 107.
  15. ^ Габберт, Дженис Дж. 1986. Пиратство в ранний эллинистический период: карьера, открытая для талантов. Греция и Рим 33, (2) (октябрь): 156-63. 156.
  16. ДеСуза, 2.
  17. ДеСуза, 15.
  18. Мёллер, Бьёрн. «Пиратство, морской терроризм и военно-морская стратегия». Копенгаген: Датский институт международных исследований, 16 ноября 2008 г. 10.
  19. ^ Мёллер, 10.
  20. Ксенефон. Cyropedia. п. 7.5.73.
  21. Филип де Соуза, Пиратство в греко-римском мире, Cambridge University Press, 2002, 28.
  22. Диодор Сицилийский. Bibliotheca Historica. п. 20.97.
  23. Кацев, Сьюзан Вомер. «Древний корабль Кирении у берегов кипрских морей». Великие моменты греческой археологии. Эд. Павос Валаванис и Дэвид Харди. Oxford University Press, 2007. 286–99.
  24. Делл, Гарри Дж. 1967. Происхождение и природа иллирийского пиратства. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 16, (3) (июл.): 344-58. 345.

Происхождение

Корни слова «пиратство» происходят от древнегреческого πειράομαι, или Peiráomai, что означает «попытка»; то есть попытка ограбления для личной выгоды. Это превратилось в πειρατής, или Peiratēs, что означает «разбойник», и от этого до латинского пирата, откуда происходит современное английское слово пират. Однако древние греки часто называли их «лейстесами», то же самое слово использовалось для обозначения наземных воров.

Ряд географических и экономических характеристик классического мира создали среду, которая поощряла пиратство. «Побережье Средиземного моря особенно благоприятно для развития пиратства». Бесплодная каменистая береговая линия не подходила для крупномасштабного сельского хозяйства и не могла поддерживать большое население. Поэтому большинство деревень были небольшими и скромными. Будучи прибрежными деревнями, основным способом поддержки была рыбная ловля, поэтому у большинства трудоспособных мужчин были лодки, мореходные навыки и навигационные знания. Когда рыбной ловли было недостаточно, многие мужчины прибегали к грабежам на шоссе и набегам на близлежащие территории, чтобы прокормиться. Однако сухопутных торговых путей было немного, и они были далеко друг от друга из-за горных препятствий и небольшого количества рек. Поэтому большинство стран считало, что «главные пути сообщения должны идти по морю, а большая часть торговли должна осуществляться по тем же маршрутам».

В первые дни морского судоходства большинство торговых судов держалось у берегов. «Движение было ограничено фиксированными полосами, что было невозможно в открытом океане». В науклеройили купцы-владельцы судов, медленно двигались по установленным торговым маршрутам, их тяготило тяжелое бремя. Рыбаки, видя, как день за днем ​​проходящие мимо берегов торговые суда с сокровищами, в конечном итоге оказывались легкой добычей. Обладая мотивацией и средствами для этого, отчаявшиеся в экономическом отношении рыбаки в конечном итоге пойдут на риск бандитизма, чтобы получить шанс на победу и сокровища. «Пират был грабителем морских магистралей, а средиземноморские магистрали были хорошо обозначены и хорошо проходимы».

Категории рабского населения

Во $II —I$ вв. до н. э. Рабы становятся довольно многочисленным классом, хотя споры о точной численности не утихают до сих пор. Немецкий историк Ю. Белох, определял это соотношение к свободному населению как $3:5$. Американец У. Уестерман, считал, что это соотношение равно $1:2$. Существовали крупные рабовладельцы, в хозяйстве которых находились тысячи рабов. Но, в большинстве своем в хозяйствах были задействованы не более двух-трех десятков рабов.
Рабы, входили в состав фамилии хозяина.

Определение 1

Фамилия – Семейная хозяйственно – юридическая единица, включающая в себя в себя несколько поколений детей и внуков, управляющаяся отцом. Во $II – I$ веке до н.э. в состав фамилии входили также рабы и клиенты.

Фамилия делилась на городскую (familia urbana) и сельскую(familia rustica).

В городскую фамилию входили: ремесленники, прислуга, интеллигенция (ученые, поэты, врачи, актеры, учителя), государственные служащие (палачи, тюремщики).

Сельскую фамилию составляли рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельские рабы, включенные в работу основной отрасли древнеримской экономики, подвергались самой жестокой эксплуатации. По сравнению с ними, городские рабы оказались в более привилегированном положении, и нередко с презрением относились к деревенским собратьям, считая их людьми второго сорта с ограниченными умственными способностями. В римском обществе рабство воспринималось не как умственная или физическая ущербность, а как особое юридическое состояние, в котором оказываются разные люди, в том числе и весьма одаренные, иногда, в случае пленения, и сами римляне.

Поэтому именно римское право как никакое другое углубленно занималось проблемой свободной личности как субъекта права, совокупностью гражданских прав и свобод и их охраны. С другой стороны, рассматривая раба как говорящую вещь (то есть, наделенную голосом, а значит разумом и волей) с одной стороны и полностью подчиненное господину орудие – с другой. Господин был полноправным хозяином невольника, и мог распоряжаться имуществом по своему усмотрению, вплоть до убийства. Раб не имел права на собственное имущество, семью, имя, родину. Он полностью был отождествлен с господином. Таким образом, признавая раба орудием, наделенным разумом, закон позволял использовать рабский труд не только на тяжелых работах в поле, каменоломнях, мастерских, но и, в том числе, в библиотеках, театрах, управлении кораблями или поместьями.

Замечание 1

Таким образом, в римском праве сложилась двойственная ситуация: с одной стороны юриспруденция признавала полное бесправие подневольного населения, с другой – возможности его участия в деловых контактах хозяина, что требовало определенной самостоятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: