Какие чукчи на самом деле

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Аллея китовых костей

Самая известная достопримечательность Чукотки представляет собой 2 ряда китовых костей, вкопанных в землю на острове Итыгран. Ряды идут параллельно друг другу. Это остатки древнего святилища, построенного в XIII–XVI веках. Между костями стоят каменные ящики, в которых предки чукчей хранили китовое мясо, как в холодильнике. В некоторых из них археологами обнаружены мумифицированные остатки китового мяса.

Изучая почву, обнаружили, что аллея окружена китовыми черепами. Сейчас они лежат в грунте, но раньше находились на поверхности, отчего комплекс выглядел еще более внушительно. Аналогов китовой аллее в других местах Чукотки нет.

С юкагирами

Тан-Богораз указывает, что у чукотского народа почти нет сказаний о войнах с юкагирами, а юкагирские мифы утверждают, что чукчи – братья юкагирам. Тем не менее военные стычки с этим народом у чукчей бывали, но велись они уже в те времена, когда на Чукотке появились русские, и юкагиры стали с ними сотрудничать. Юкагиров чукчи били за то, что те давали русским своим воинов – то есть основным мотивом была месть.

Согласно данным Нефедкина в первый раз казацкие летописи зафиксировали нападение чукчей на юкагиров в 1656 году. В этот год был отпущен из плена «чукоткий князец» Мита, который тут же решил отомстить русским и напал на юкагиров, которые несли дань казакам

Следующие нападения были зафиксированы в 1662 году, когда чукчи повадились нападать на русских и юкагиров «на рыбных промыслах»: рыбаков убивали, а добычу забирали себе. В 1676 году нападения продолжились, очевидно, они были вызваны некоторым ослаблением казаков. Войны с юкагирами стали носить грабительских характер – мужчин чукчи убивали, женщин и детей уводили в рабство, угоняли оленей.

Нападения продолжались и в течение всего XVIII века. Например, в 1754 году в 37 км от Анадырского острога 500 чукчей напали на юкагиров и русских и захватили в плен казака. А спустя два года 200 чукчей напали на селение юкагиров в 12 км от острога. Селение разграбили, семьи увели в рабство, и казаками пришлось уцелевших женщин переселять из острога – заботиться о них было некому.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей проживали в южных районах Центральной и Восточной Азии. Затем они переселились на континентальную Чукотку. Ближе к I тыс. н.э. племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяется два этноса – тундровый и береговой.

Тундровые чукчи постоянно соперничали за занимаемые территории с юкагирами. Из-за этого им приходилось заходить все глубже в Чукотку. Племена длительное время вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, а затем стали их приручать и разводить. Именно тундровый народ именовал себя «чаучу».

Береговые чукчи имели прозвище «рамаглыт», что означает «жители побережья». Они потеснили с насиженных мест эскимосов, заставив тех уйти или принять культуру пришельцев. Береговые племена предпочитали оседлый образ жизни. Основная их деятельность – морской промысел.

Китайская версия происхождения чукчей

У китайцев есть иная версия происхождения чукчей. Специалисты из Нанкинского университета утверждают, что этот народ имеет общего предка с японцами. Изначально племена населяли территорию современной китайской провинции Юаннань. Но около 3 тыс. лет назад они разъединились. Протояпонцы заняли японский архипелаг, а проточукчи север Евразии.

В ходе борьбы за территории чукчи были вытеснены на Чукотку. Китайцы провели генетические исследования, которые показали, что около 40% японцев и чукчей имеют одного предка. Эти народы объединяет надменный характер, папиллярные узоры на руках, жестокость по отношению к соседям. Ученые склоняются к версии, что предком был именно чукча, от которого мутировали японцы.

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.

Актуальные проблемы коренного народа

На 11-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов в 2012 году предлагалось создание национальных парков для сохранения традиций оленеводства коренных народов. Но предложение не было реализовано из-за финансовых и юридических трудностей.

В 1930-х годах советская власть пыталась сделать чукчей оседлым народом. Китобойный промысел запретили, шаманов как чуждый элемент заключили в тюрьмы. Добычей китов занялось государство, оставив коренному народу функции по переработке продукции морского промысла. Образ жизни чукчей изменился. Молодежь утратила навыки охоты, пристрастилась к выпивке.

Алкоголизм коренных народов Севера – одна из главных проблем. Кровь северян быстрее впитывает токсины, и организм привыкает к алкоголю. Поэтому средняя продолжительность жизни представителей коренного народа – одна из самых низких в мире – 37 лет.

Чукчи – малый народ, любящий свою землю и природу. Они наблюдательны, хорошо знают повадки животных, с которыми делят территорию. Даже учитывая промышленное освоение Чукотки и ассимиляцию с русскоязычным населением, они все равно сохраняют идентичность и некоторые обычаи.

Особенности рельефа

Рельеф Чукотки состоит в основном из плоскогорий, над которыми высятся огромные хребты.

На севере находится одноименное нагорье, состоящее преимущественно из параллельных хребтов, максимальная высота которых доходит до 1843 м над уровнем моря. Оно является водоразделом рек бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океана. Кроме того, в регионе находятся еще Анюйское нагорье с высотами до 1853 м, Анадырское плоскогорье с возвышенностями до 1082 м, Колымское и Корякское нагорья.

Рельеф Чукотского полуострова также составляют куполообразные возвышенности (сопки) с высотой до 700 м.

Низменности данного региона примыкают к морским заливам, изобилуют озерами и сильно заболочены.

С геологической точки зрения рельеф Чукотки был сформирован в результате неотектонических движений, которые, кстати, продолжаются до сих пор.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

Вдова чукчи

Чукчи. Семья

Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой

Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется — «левират».

Левират — это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.

И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.

Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.

Чукчи в мире[править]

Известные анонимусу изобретения, используемые повсеместно и невозбранно, были придуманы чукчами.

Козырёк. Изначально делался из китовьего уса, стоил дорого, мог быть запросто обменян на женщину.

Солнцезащитные очки. По одной из версий, это — изобретение чукчей; они (и другие крайне северные народности) первыми прочухали, что на свежий снег под ярким солнышком лучше смотреть через тонкие щели. Делались из дублёной оленьей шкуры.Стоили не так дорого, но при должной сноровке могли быть запросто обменяны на женщину. С доплатой.

Памперсы («подгузники») — тоже изобретение чукчей, чьим женщинам было не по нраву отдирать примерзшие пеленки от детских писек. И они стали сыпать в пелёнки древесные стружки, опилки и особенно местный лишайник — ягель, главную зимнюю пищу северных оленей, обладающую антибактериальными свойствами. Стоили дёшево, на женщину обменяны быть не могли.

Коктейльная трубочка — изначально представляла собой полую косточку, чаще всего птичью. Через нее пили жидкости из металлической посуды (которая завелась у них с приходом русских), ибо на морозе губы примерзали к металлу.

Also, знаете, почему белым медведям дают кликуху «Умка»? А потому, что умк’ы по-чукотски означает — кто бы мог подумать? — «белый медведь», а точнее, «взрослый медведь-самец».

А ещё чукчи, придумали свои собственные иероглифы!

Древний народ Чукотки

Чукчи являются коренным народом своих земель. Доказательством этому служат не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» указывается следующее:

Чукчи Анадыря, 1906 год / Paul Niedieck

Кроме того, на автохтонность чукчей указывают и местные предания. Практически все народы этого края верят в своё “воронье” происхождение (у них существуют легенды о прародителе Вороне). За пределами региона подобной культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры. Однако свидетельств о жизни чукчей в последующие столетия практически нет из-за отсутствия письменности. Без сомнения, они развивали свою культуру, слагали легенды об удивительных местах, где жили, почитали предков и священных духов, которым оставляли дары.

Нередки были и противостояния с соседними племенами в борьбе за территорию. Любой разрастающийся народ нуждался в новых землях, а потому часто происходили стычки между разными арктическими племенами.

Для большинства из нас история чукчей начинается с XVII века, когда на их земли приходят русские. С появлением казаков и промышленников, что осваивали новые регионы, полностью меняется не только уклад жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Теперь к источникам выживания добавляется ещё и торговля. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к оседлости, занимаясь морским зверобойным промыслом. Интересно, что подобные перемены нашли отражение даже в языке.

Например, в речи чукчей практически все слова, связанные с охотой на морского зверя, имеют эскимосское происхождение. Сказки и предания эскимосов об оленеводческом быте прочно вошли в культуру чукчей. Сегодня даже сложно отделить, где фольклор одних племён, где — других.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове / Виктор Загуменнов

Чукчи в яра́нге[править]

Увезу тебя я в тундру…

Кагбе намекает нам…

Заслуживает внимания брачная жизнь чукчей. Существование малыми группками неминуемо приводит к кровосмешению, вырождению и вымиранию. Чукчи, как и многие другие народы, фишку эту на уровне подсознания просекли. Вот только вместе с награбленным золотом увозить с покоренных территорий баб, как делали викинги, чукчи не могли: на всех этих территориях, не считая эвенов, которых чукчи за людей не считали, бабами были лишь снеговики да белые медведицы. Потому выработалась традиция: каждый пришелец, что решил заночевать в гостях у чукчи, должен переспать с чукотскими женщинами.

Впрочем, инфа насчет покоренных территорий не совсем верна. Доблестные чукотские воины таки устраивали набеги за бабсами, и имели с этого немалый профит и удовольствие. В сравнительно недавние времена (17—18 век), когда Канада была уже практически колонизирована англо-французами, чукотские «викинги» успешно набигали на ее западное побережье, держа в страхе местное население и грабя амбары. Забирались ценные вещи (меха, металлические изделия, оружие), а также женщины. Особенно котировались… расовые нигры (!).

Если попадались молодые негритянки в возрасте до 25 лет, то их использовали не только на работах в стойбище, но и как секс-рабынь. Негритянки, считавшиеся очень темпераментными, обучали молодых чукотских охотников сексуальным навыкам. Потренировав молодых парней в одном стойбище, секс-рабыня переправлялась в другое. Иногда стойбища меняли одну секс-рабыню на другую.

Будущие жены не ревновали своих мужей к бывшим наставницам-негритянкам. Считалось, что заниматься сексом с рабыней – все равно что тренироваться в национальных видах спорта. Чтобы не портить кровь ораветлянов – настоящих людей (так называли себя чукчи), детей черным рабыням рожать от чукчей запрещалось.

Рабство на Чукотке не имело таких жестоких и масштабных форм, как, скажем, в Римской империи или в других странах. Сами суровые условия ограничивали и число рабов, и их содержание. При добыче пищи, строительстве жилья, перекочевках рабы становились вровень с самими хозяевами. Секс-рабыни не были уж очень сильно притесняемы. Им дарили подарки, иногда давали время на отдых.

Историкам великочукотского суперэтноса известно, что и в советское время гордые сыны тундры были не прочь умыкнуть для той же цели какую-нибудь красавицу-спортсменку-комсомолку. В 1967 году молодые оленеводы увезли из села в тундру симпатичную молоденькую инструкторшу райкома комсомола, и только вмешательство бригадира избавило ее от роли секс-инструкторши.

Гигиена чукчи

Ребенок чукчи моется

Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.

Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».

В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.

Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему?  По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» — вопрошают чукчи.

Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен». 

Культура и религия чукчей

По своим верованиям чукчи — анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения).

Фольклор и мифология чукчей очень богаты и имеют много общего с таковыми американских народов и палеоазиатов. Язык чукчи очень богат как словами, так и формами; в нем довольно строго проведена гармония звуков. Фонетика очень трудна для европейского уха.

Главные психические черты чукчей — чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе; наряду с этим чукчи гостеприимны, обычно добродушны и охотно приходят на помощь своим соседям, даже русским, во время голодовок. Чукчи, особенно приморские, прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода. Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар). Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: