90 лучших фраз сунь-цзы (искусство войны)

Критический прием

Хотя первоначальный ответ на Власть в воздухе было приглушено, второе издание вызвало яростные атаки со стороны его военных коллег, особенно во флоте и армии. Апокалиптическое видение Дуэ захватило народное воображение. Но его теории останутся недоказанными и, следовательно, не будут оспариваться еще 20 лет. Во многих случаях он сильно преувеличивал последствия бомбардировок. Его расчеты количества бомб и отравляющего газа, необходимого для уничтожения города, были смехотворно оптимистичными. Вторая Мировая Война Докажет, что многие из его прогнозов ошибочны, особенно в отношении уязвимости общественного духа перед бомбардировками.

В «Rivista Aeuronautica» в июле 1928 года он писал, что, по его мнению, 300 тонн бомб над важнейшими городами положат конец войне менее чем за месяц. Однако во время Второй мировой войны союзники сбросили на Европу более 2,5 миллионов тонн бомб без какого-либо решающего воздействия.

За пределами Италии прием Дуэ был неоднозначным. Его теории обсуждались и распространялись во Франции, Германии и Америке, которые были очень восприимчивыми; В Америке, Билли Митчелл был сильным защитником. Однако в Великобритании Власть в воздухе не требовалось читать на Колледж персонала РАФ.

Сторонник Муссолини, Дуэ был назначен комиссаром по авиации, когда фашисты пришли к власти, но вскоре он оставил работу этого бюрократа, чтобы продолжить писать, что он и делал до своей смерти от сердечного приступа в 1930 году. Спустя более 70 лет многие из них. его предсказания не сбылись, но некоторые из его концепций (обретение господства в воздухе, террористический акт и атакуют жизненно важные центры) и по сей день продолжают поддерживать теорию авиации.

Мотивирующие цитаты для достижения цели

45.

Вы никогда не сможете пересечь океан, пока не наберетесь смелости потерять из виду берег.  | Христофор Колумб

46.

Наша самая большая слабость заключается в том, что мы сдаемся. Самый верный путь к успеху — это попробовать еще раз. | Томас А. Эдисон

47.

Если возможность не стучиться к вам, постройте дверь. | Милтон Берл

48.

Не сдавайся. Начало всегда самое сложное.

49.

Будьте собой; все остальные уже заняты. | Оскар Уайльд

50.

Чтобы стать лучшим, нужно уметь справляться с худшим. | Уилсон Канади

51.

Каждый день делайте одно дело, которого вы боитесь. | Элеонора Рузвельт

52.

Умение жить — самая редкая вещь в мире. Большинство людей просто существует. | Оскар Уайльд

53.

Чтобы получить всю ценность радости, нужно, чтобы было с кем ее разделить. | Марк Твен

54.

Питайте свой разум великими мыслями. Вера в великое создает героев. | Бенджамин Дизраэли

55.

Даже если вы на правильном пути, вас переедут, если вы будете просто сидеть на месте. | Уилл Роджерс

56.

Не бойтесь отстаивать то, во что верите, даже если это означает стоять в одиночестве. | Энди Бирсак

57.

Ничего не меняя, ничего не изменится. | Тони Роббинс

58.

Я благодарен всем тем, кто сказал мне «Нет». Именно благодаря им я чего-то добился сам.  | Альберт Эйнштейн

59.

Люди часто говорят, что мотивация недолговечна. Что ж и с купанием также.  Вот почему мы рекомендуем принимать ее ежедневно. | Зиг Зиглар

60.

Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть. | Аристотель

61.

Если ветер не помогает, беритесь за весла. | Латинская пословица

62.

Тот, кто говорит, что это невозможно сделать, не должен мешать тому, кто это делает. | Китайская пословица

63.

Куда бы вы ни шли, идите туда со всем сердцем. | Конфуций

64.

Мечтайте по-крупному и осмельтесь потерпеть неудачу. | Норман Воган

65.

Упади семь раз и встань на восьмой. | Японская пословица

66.

Чтобы быть лучшим, нужно уметь справляться с худшим. | Уилсон Канади

67.

Каждый момент — это новое начало. |  Т.С. Элиот 

68.

Не оставляйте нетронутого камня. | Эврипид

69.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага. | Лао Цзы

70.

Если вы проходите через ад, продолжайте идти. | Уинстон Черчилль

71.

Плохие новости — время летит. Хорошие новости — вы пилот. | Майкл Альтшулер

72.

Никогда не позволяйте чувству морали мешать вам делать то, что правильно. | Айзек Азимов

73.

Простота — высшая степень изысканности. | Леонардо да Винчи

74.

Беспокоиться — все равно что платить долг, который вы не должны. | Марк Твен

75.

Нет смысла возвращаться во вчера, потому что тогда я был другим человеком. | Льюис Кэрролл

76.

Лучше меня будут ненавидеть за то, кто я есть, чем любить за то, кем я не являюсь. |  Курт Кобейн

77.

Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое «как». | Фридрих Ницше

78.

Всегда делайте то, что вы боитесь делать. | Ральф Уолдо Эмерсон

79.

Делайте то, что вы в глубине сердца считаете правильным, вас все равно будут критиковать. | Элеонора Рузвельт

80.

Умеющий управлять другими силен. Умеющий владеть собой силен по-настоящему. | Лао-Цзы

81.

Боль временна. Но если сдаться, она будет длиться вечно. | Лэнс Армстронг

82. 

Жизнь можно понять, только оглянувшись назад, но ее нужно прожить, глядя вперед. | Сорен Кьеркегор

83.

Человек не знает, на что он способен, пока его не спросят. | Кофи Аннан

84.

Просыпайтесь с решимостью. Ложитесь спать с удовлетворением. | Джордж Хорас Лоример

85.

Мы творим мир своими мыслями.  | Буддийская пословица

86.

Будьте настолько хороши, чтобы они не смогли вас игнорировать. | Стив Мартин

87.

Мы все находимся в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды. |  Оскар Уайльд

88.

Счастье зависит от нас самих. | Аристотель

89.

Мы принимаем любовь, которую, как мы думаем, мы заслуживаем. | Стивен Чбоски

90.

Несовершенство — это красота, безумие — это гениальность, и лучше быть абсолютно нелепым, чем абсолютно скучным. |  Мэрилин Монро

91.

Все, что вы можете себе вообразить, реально. | Пабло Пикассо

92.

Даже ошибка может оказаться тем единственным, что необходимо для настоящего достижения. | Генри Форд

93.

Величайшая слава состоит не в том, чтобы никогда не падать, а в том, чтобы подниматься каждый раз, когда мы падаем. | Конфуций

94.

Никогда не жалейте о том, что заставило вас улыбнуться. | Марк Твен

95.

Если вы любите жизнь, не тратьте время попусту, ибо время — это то, из чего состоит жизнь. | Брюс Ли

96.

Боль неизбежна. Страдание — личный выбор. | Харуки Мураками

97.

Именно в самые темные моменты мы должны сосредоточиться, чтобы увидеть свет. |  Аристотель

98.

Мы либо найдем путь, либо проложим его сами.  | Ганнибал Барка

99.

Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем стать. | Уильям Шекспир

100.

Вы никогда не увидите радугу, если будете смотреть вниз. | Чарли Чаплин

Родоначальники авиационных доктрин

Джулио Дуэ не раз подчеркивал, что свою теорию разработал для Италии с учетом ее ресурсов и географических условий. Но его теория быстро утратила «национальные особенности». Хотя ни одно государство прямо ее не реализовало, идея воздушных ударов по промышленным объектам и городам пустила корни. Дальняя бомбардировочная авиация в разных странах создавалась и готовилась согласно положениям «теоретика-фантаста».

Его прилежными последователями оказались американцы и британцы, хотя последние считают именно себя родоначальниками «авиационных доктрин». Однако в начале Второй мировой британская авиация сделала немного. Правда, англичане вместе с французами готовили бомбовый удар по нефтепромыслам Баку, дабы «удержать Россию от оказания, пусть косвенной, помощи Германии». Но отказ Турции предоставить свои аэродромы и нехватка авиации сорвали этот план. Сразу после прихода к власти кабинета У. Черчилля в мае 1940 года Великобритания начала «бомбовую войну» против Германии несколько раньше, чем Германия начала бомбить Британские острова. Первые британские налеты на Германию носили характер, скорее, контрпропаганды, ответа на хвастливые заявления противника, как, собственно, и бомбардировки в 1941 году Берлина, Штеттина, Дрездена, Данцига советскими дальними бомбардировщиками, стартовавшими с аэродромов Кагул и Асте и балтийского острова Сааремаа, и первый слабый налет американцев на Токио в апреле 1942-го.

Воздушная армия теоретика

В 1920 году военный суд отменил приговор полковнику Дуэ, объявив, что тот «для блага родины пожертвовал своими личными интересами». Когда в 1922 году премьер-министром Италии стал Муссолини, для генерала Дуэ наступил звездный час. Он национальный герой, а фашисты любили героев, к чьей славе можно было примазаться. Дуэ возвращается на службу, возглавляет Управление авиации, но в 1923-м уходит в отставку окончательно и берется за разработку принципиально новой военной доктрины. Ее основы он изложил в программной книге «Господство в воздухе» еще в 1921 году. Отныне он один из самых читаемых, изучаемых и критикуемых военных теоретиков.

В начале 1920-х идеи Дуэ активно защищает в печати итальянский полковник Гийэ. А в Германии в 1926 году выходит книга «Воздушная война» капитана Риттера, во Франции в 1928-м книга «Господство в воздухе» генерала Нисселя. В целом соглашаясь с доводами «популяризатора» авиации, эти авторы более взвешенно смотрели на будущее развитие войн и вооруженных сил, не разделяя его крайностей.

О чем же писал Дуэ? Разделив войну на четыре основные сферы сухопутный и морской театры, воздушное пространство и действия ПВО страны, генерал пришел к выводу, что решить исход войны может и должна авиация самое «подвижное» и гибкое боевое средство, способное свободно проникать на территорию противника, наносить внезапные массированные удары по выбранным целям. По мнению Дуэ, эффективная оборона против нападения с воздуха невозможна. Зависимость авиации от аэродромов и от погодных условий, по его мнению, с лихвой компенсировалась дальностью полета и «свободой выбора воздушных путей».

Речь шла не просто о превосходстве в воздухе, а о господстве, то есть «положении вещей, при котором мы в состоянии совершать полеты перед лицом противника, неспособного делать то же самое». Это Дуэ считал «необходимым и достаточным условием победы». Нужна независимая от сухопутных и морских сил мощная «воздушная армия», которая завоевывает господство в воздухе, уничтожая «воздушные базы», склады и авиазаводы противника, а затем «посредством непрерывных и чрезвычайно бурных действий против наземных целей стремится сломить материальное и моральное сопротивление противника». Наземные цели это центры управления, производства и города. Тут главную ставку Дуэ делал на «аэрохимическое оружие», то есть зажигательные и химические (со стойкими боевыми отравляющими веществами) бомбы. Дуэ приводил популярный и в те годы, и позже аргумент: более эффективные средства поражения должны сделать войну быстротечнее и тем самым уменьшить потери и победителя, и побежденного. «Может быстро наступить момент, когда терроризованные народные массы, побуждаемые исключительно инстинктом самосохранения, потребуют на любых условиях прекращения борьбы». Упреки в «негуманности» Дуэ парировал: «Хотим ли мы стать действительно цивилизованными людьми? Тогда упраздним войну».

«Боевые корабли» типа «Суперфортресс»

В начале 1942 года у британцев появился тяжелый бомбардировщик «Ланкастер». В это же время британское бомбардировочное командование возглавил маршал авиации А. Хэррис. Ночные бомбардировки объектов германского тыла приобрели регулярный характер. Отравляющие вещества не применялись, зато зажигательные бомбы противники сыпали на города щедро. Уже в марте британская авиация почти полностью уничтожила город Любек, в мае выжгла Кёльн.

В США еще в 1920-е годы горячим адептом Дуэ стал бригадный генерал У. Митчелл. В частности, он указал на значение авиации в будущей войне на Тихом океане и предсказал авиационный удар по Перл-Харбору. Американцам понравилась и мысль Фуллера о том, что «воздушный флот заставляет армию механизироваться». Генерал Макартур в 1935 году указывал, что раз воздушные силы «воплощают дух подвижности», то и сухопутная армия в своих маневренных возможностях должна подтягиваться к ним. Большим энтузиастом и ярым пропагандистом «воздушной мощи» был американский авиаконструктор и военный аналитик майор Александр Северский (кстати, бывший русский летчик).

В 1942 году генерал Г. Арнольд, командовавший американской авиацией, смог приступить к реализации идей Дуэ и Митчелла. Конференция союзников в Касабланке в январе 1943 года определила задачи стратегических ВВС: «Нарушение экономической системы, подрыв морального состояния немецкого народа настолько, чтобы он утратил способность к вооруженному сопротивлению». В начале августа 1943 года британские и американские бомбардировщики полностью уничтожили Гамбург. С этого момента стратегические бомбардировки приобрели характер тотального разрушения тыла противника.

Американские В-17 «Флаинг Фортресс» и В-29 «Суперфортресс» с их плотными и строго выдерживавшимися боевыми строями и сферическим обстрелом оборонительных пулеметов поразительно напоминали «боевые корабли» Дуэ. Глубина самостоятельных операций стратегических ВВС достигала 700 км от линии фронта. Массированные налеты разрушали промышленные центры и превращали в руины города (Гамбург, Дрезден). Но эффективность наземной ПВО оказалась все же достаточно высокой, особенно с широким внедрением радиолокации. С осени 1943 года для уменьшения потерь самолетов американцы перешли к бомбардировкам по площадям из положения выше облаков так называемому «ковровому бомбометанию». Вопреки расчетам итальянского теоретика строи бомбардировщиков приходилось прикрывать истребителями. Ну, и, конечно, не забывали о поддержке сухопутных войск тактическими ВВС.

Мотивационные цитаты

У тебя всё получится — мотивационная картинка

«Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче». Роберт Кийосаки

«Одна победа не ведет к успеху, в отличие от постоянного желания побеждать». Винс Ломбарди

«Я твердо верю в удачу, и я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее». Томас Джефферсон

«Жизнь как монета. Вы можете потратить их как хотите, но только один раз ». Лиллиан Диксон

«Лучший способ взяться за что-то — перестать говорить и начать делать». Уолт Дисней

«Вы можете мотивировать как кнутом, так и пряником — оба метода временно эффективны. Единственное, что продлится долго, — это самомотивация ». Гомер Райс

«Люди не совершают путешествия… путешествия совершают людей». Джон Стейнбек

«Как исправить ошибку? Осознайте, признайте, сделайте выводы, забудьте ». Дин Смит

«Никто еще не заблудился, следуя своему внутреннему голосу» — Генри Дэвид Торо

«Постановка цели — это то, что превращает невидимое в видимое». Тони Роббинс

«Ты никогда не переплывёшь океан, если будешь бояться потерять берег из виду». Христофор Колумб

«Говорят, что мотивация длится не долго. Что ж, свежесть после ванны — тоже. Поэтому заботиться о них стоит ежедневно». Зиг Зиглар

«Поверьте, что сможете, и полпути уже пройдено». Теодор Рузвельт

«Когда закрывается одна дверь в счастье, открывается другая. Но мы зачастую слишком долго смотрим на закрытую дверь, чтобы увидеть, что нам открылось». Хелен Келлер

«Если останавливаться всякий раз, когда тебя оскорбляют или в тебя плюются, то ты никогда не дойдешь до места, куда тебе надо попасть». Тибор Фишер

«Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что все делается к лучшему. Терпение – вот ключ к победе». Ник Вуйчич

«Что бы ты ни придумал, всегда найдется тот, кто уже делал это до тебя. Так что главное – сделать это лучше». Адриано Челентано

«Мечтайте так, как будто вам жить вечно. Живите так, как будто вам умирать сегодня». Джеймс Дин

«Красота повсюду, просто начни ее замечать». Риту Гатурей

«Потратив много времени на развитие голоса, не соглашайтесь хранить молчание». Мадлен Олбрайт

«Великие дела нужно совершать, а не обдумывать их бесконечно». Юлий Цезарь

«Тот, кто не сталкивался с трудностями, не познает силы. Тому, кто не знавал бедствий, не нужна смелость. Загадочно, однако, то, что самые лучшие черты характера в человеке, как раз и прорастают в почве, наполненной трудностями». Гарри Эмерсон Фосдик

«Успех – дрянной учитель. Он провоцирует рассудительных людей рассуждать, что они не могут проиграть». Билл Гейтс

«В некотором смысле у нашей борьбы не может быть конца, так как мы никогда не получаем абсолютно все, что хотим. И жизнь научила меня тому, что сдаваться сходу очень глупо, так как с первой попытки не удается почти ничего». Мукеш Амбани

«Самый большой риск в том, чтобы бояться рисковать. В мире, который меняется столь стремительно, есть лишь одна стратегия гарантированного провала: не рисковать». Марк Цукерберг

«И потому что не имеет значения, кто вы такой, если вы твердо верите в себя и свою мечту, Нью-Йорк всегда будет открыт для вас». Майкл Блумберг

«Измените свое восприятие, и вы увидите, как изменится реальность». Уэйн В. Дайер

«Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения». Борис Стругацкий

«Наука – это организованные знания, мудрость – это организованная жизнь». Иммануил Кант

«Идите уверенно по направлению к мечте. Живите той жизнью, которую вы сами себе придумали». Генри Дэвид Торо

«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя». Лев Толстой

Воздушная стратегия

В своей книге Дуэ утверждал, что авиация была революционной, поскольку действовала в третьем измерении. Самолеты могли летать над надводными силами, отводя им второстепенное значение. Безбрежность неба делала оборону почти невозможной, поэтому суть авиации заключалась в наступлении. Единственной защитой было хорошее нападение. Военно-воздушные силы, которые могли бы добиться господства в воздухе, уничтожив бомбардировку авиации противника, обрекли бы своего врага на постоянные бомбардировки. Владение воздухом означало победу.

Дуэ верил в моральное состояние последствия бомбардировки. Авиация может сломить волю народа, разрушив «жизненно важные центры» страны. Армии стали излишними, потому что самолеты могли пролетать над ними и безнаказанно атаковать эти правительственные, военные и промышленные центры, принцип, впоследствии названный «Бомбардировщик всегда пройдет «. Нацеливание было центральным в этой стратегии, и он полагал, что командиры авиации проявят себя, выбирая цели. Они будут варьироваться от ситуации к ситуации, но Дуэ определил пять основных типов целей, как: промышленность, транспортная инфраструктура, связь, правительство и «воля народа».

Последняя категория была особенно важна для Дуэ, который верил в принцип тотальная война.

Основная стратегия, изложенная в его трудах, модель Дуэ, имеет решающее значение в дебатах относительно использования авиации и бомбардировок. Модель Дуэ основывается на вере в то, что в конфликте высокие издержки, связанные с бомбардировками с воздуха, могут подорвать моральный дух гражданского населения. Это разрушило бы социальную основу сопротивления и заставило бы граждан просить свои правительства сдаться. Логика этой модели состоит в том, что подвергание значительной части гражданского населения ужасу разрушения или нехватки потребительских товаров может подорвать моральный дух гражданского населения и заставить его подчиниться. Задушив гражданские центры врага бомбами, Дуэ утверждал, что война станет настолько ужасной, что простые люди восстанут против своего правительства, свергнут его революцией, а затем потребуют мира.

Такой упор на стратегическое наступление не позволил бы Дуэ увидеть возможности противовоздушной обороны или тактической поддержки армий. Во втором издании Власть в воздухе он утверждал, что такая авиация «бесполезна, излишка и вредна». Он предложил создать независимые военно-воздушные силы, состоящие в основном из дальнобойных бомбардировщиков. Он считал, что перехват этих бомбардировщиков маловероятен, но позволил силам эскортных самолетов отразить перехватчиков. Атаки не потребуют большой точности. На тактическом уровне он выступал за быстрое последовательное использование трех типов бомб; взрывчатые вещества для уничтожения цели, зажигательные средства для воспламенения поврежденных конструкций и отравляющий газ, чтобы не подпускать пожарных и спасателей.

Все население находилось на передовой в воздушной войне, и их можно было терроризировать с помощью городских бомбардировок. В его книге Война 19- он описал вымышленную войну между Германией и франко-бельгийским союзом, в которой немцы начали массированные террористические бомбардировки населения, превратив их города в пепел до того, как их армии смогли мобилизоваться. Поскольку бомбардировки будут такими ужасными, Дуэ считал, что войны будут короткими. Как только одна из сторон теряет контроль над воздухом, она скорее капитулирует, чем столкнется с ужасами воздушного нападения. Другими словами, авиация противника была главной целью. Решающая победа здесь ускорит конец войны.

Однако последующие конфликты в значительной степени дискредитировали теорию Дуэ. Маршал авиации Артур «Бомбардировщик» Харрис отправился в 1942 году, чтобы доказать справедливость теорий Дуэ во время Вторая Мировая Война. Через четыре года под его командованием Бомбардировочная команда RAF пытался разрушить основные немецкие города. К 1944–1945 гг. Частично согласованно с USAAF, они в значительной степени достигли этой цели; но никакая революция не свергнула Третий рейх. Тяжелые бомбардировщики, участвовавшие в Комбинированное наступление бомбардировщиков не выиграли войну в одиночку, как утверждал Харрис. Теории Дуэ о принуждении населения к революции при их практическом применении оказались неэффективными. Фактически, есть немало свидетельств того, что бомбардировки не сделали ничего, кроме враждебности немецкого народа, побудив его усерднее работать для своей страны, и окончательное поражение Германии не было достигнуто до тех пор, пока практически вся страна не была оккупирована сухопутными войсками союзников.

Чечня. Война, о которой не принято говорить

Еще одна война — чеченская — получила, пожалуй, самое радикальное и самое минимальное отражение в искусстве. Интересно, что на фоне огромного количества выставок о Великой Отечественной и даже Афганской войнах репрезентация войны в Чечне фактически отсутствует. Ни государство, ни коллекционеры не выступали заказчиками подобных произведений. Поэтому неудивительно, что именно художники-акционисты взяли на себя этот труд.

1 февраля 1995-го Бренер устроил на Лобном месте акцию «Первая перчатка». Несмотря на мороз, одетый только в боксерские трусы и перчатки, художник вызывал президента на поединок криками: «Ельцин, выходи!» Увы, призыв остался без ответа. Бренера задержала милиция, однако вскоре он был отпущен.

Активист и писатель Алексей Цветков так описывал акцию:

Александр Бренер, «Первая перчатка», 1995 год

Десять дней спустя художник устроил другую акцию, когда во время службы в Богоявленском кафедральном соборе выбежал к алтарю, крича: «Чечня!» — и разбрасывая листовки с заявлением о том, что он, сын человеческий и гражданин Израиля 33 лет, берет все грехи России на себя.

Еще один художник, обращавшийся к теме чеченского конфликта, — Алексей Каллима. Уроженец Грозного, но этнический русский, он перебрался в Москву еще до начала войны. В своих работах Каллима создает фантасмагорический образ Чечни, скорее близкий к утопии.

Алексей Каллима, из серии «Чечня пост-рок», 2001 год. Компьютерная графика, цифровая печать

Художник начинал с перформансов и арт-объектов, позже переключился на живопись, цифровое искусство и коллажи, героями которых были чеченские боевики.

В 2001 году на выставке «Арт-Москва» Алексей Каллима устроил перформанс, обыгрывая стереотипное представление о чеченцах и воплощая страхи российского общества.

В 2005 году на Первой Московской биеннале современного искусства Каллима представил настенную роспись «Метаморфозы». На красном фоне, напоминающем размазанный кровавый отпечаток, в смертельном почти-танце переплелись чеченский боевик в спортивном костюме и русский солдат, пытающийся защититься от занесенного над его головой оружия. Их тела образуют фигуру серпа и молота. Образ манипулирует воображением зрителя, помещая его в ситуацию моральной неопределенности.

Алексей Каллима, «Метаморфозы», роспись для 1-й Московской биеннале современного искусства, 2005 год. Москва, бывший Центральный музей В.И. Ленина (филиал Государственного исторического музея «Музей В.И. Ленина»)

В 2014 году в интервью Каллима сказал:

Чеченский художник Аслан Гойсум, еще в детстве столкнувшийся с войной, отражает эту тему через призму собственного опыта. На первой персональной выставке «Без названия (Война)» в 2011 году он представил серию искореженных книг.

Первая мировая война в искусстве

Первая мировая стала масштабнейшей и страшнейшей катастрофой наступившего столетия: 38 из 59 существовавших тогда государств приняли в ней участие. Человеческие жертвы были несоизмеримы ни с одной войной до этого. Более того, именно тогда были впервые использованы новейшие виды оружия (химическое, артиллерийское), а также танки, подводные лодки и авиация.

Российская империя вступила в Первую мировую войну в 1914 году и сражалась на стороне Антанты против Германской и Османской империй. В глазах своего народа Россия представала защитницей славянского единства, противостоящей германским варварам. Публицист Брешко-Брешковский писал:

В 1914 году амазонка русского авангарда Наталья Гончарова сделала серию литографий «Мистические образы войны», где изобразила войну как сакральную битву абсолютного зла с абсолютным добром. Притом что если на стороне зла — достижения научно-технического прогресса — быстрые аэропланы, то на стороне добра — сам Бог и его верные ангелы.

Наталья Гончарова, «Мистические образы войны», 1914 год

К концу 1915 года настроения в обществе стали менее оптимистичными: армия терпела поражения, война приобретала затяжной характер, никто больше не понимал, когда она закончится. В стране назревал серьезный политический кризис.

У Кузьмы Петрова-Водкина в картине «На линии огня» 1916 года по-прежнему сохраняется патриотический пафос, однако появляется ощущение обреченности. Пронзенный смертельной пулей прапорщик, словно в стоп-кадре, застывает посреди продолжающейся атаки солдат с одинаково обезумевшими лицами.

Художник, в то время служивший в учреждениях военного ведомства в Петрограде и видящий войну собственными глазами, частенько повторял: «Да спасет Бог Россию».

Кузьма Петров-Водкин, «На линии огня», 1916 год

Однако наиболее пугающе тема войны проявилась в работах Юрия Пименова. В картине «Инвалиды войны», написанной уже в 1920-х, он придерживался эстетики немецкого экспрессионизма и демонстрировал неприкрытую критику империализма.

Афган. Десять лет чужой войны

В 1979 году началась Афганская война, которая продлилась десять лет. Страна за это время пережила колоссальную трансформацию, перейдя от эпохи застоя к перестройке, завершившейся распадом Советского Союза. В искусстве темы войны и надвигающегося перестроечного хаоса с грядущей нищетой, повсеместным насилием и потерей всех возможных морально-нравственных ориентиров слились в единый мотив, нашедший в большей степени выражение в кинематографе.

Один из самых выдающихся фильмов той эпохи о травмированном и потерявшем связь с реальностью ветеране афганской войны — «Нога» режиссера Никиты Тягунова. В живописи Афганская война была представлена в основном лубочными картинами художников-баталистов реалистического направления. Картонные воины-освободители на фоне горных пейзажей и трогательных детей — традиционная риторика государственной пропаганды.

Николай Соломин, «Своя земля», 1986 год

Однако были и художники-самоучки, которые стали рисовать уже после войны, таким образом рефлексируя свой страшный опыт. Многие из них получили профессиональное образование после дембеля.

Самое ценное в таких работах — это реальные воспоминания, основанные на личных эмоциональных переживаниях. Многие работы напоминают репортажи с места событий, точно схваченные моменты, зафиксированные глазами непосредственных участников. Это взгляд изнутри, без отстранения, как, например, бывает в журналистике.

Василий Вознюк, 2002 год

Но также встречаются заказные работы художников, никогда не бывавших на войне. Одна из таких картин — «Груз 200» Федора Федюнина, получившего премию ФСБ.

Художник работал над картиной пятнадцать лет и закончил аккурат в 2014 году, когда разразился новый конфликт, но уже в Донбассе.

Вот как Федюнин объясняет свою задумку:

Федор Федюнин, «Груз 200», 2014 год (фрагмент)

Эпитеты к словосочетанию «время перемен»

Благоприятное, благословенное, быстротечное, выгодное, горячее, драгоценное, золотое, критическое, напряженное, неблагоприятное, неподходящее, неудобное, ответственное, подходящее, удобное, хлопотливое, крутое, летучее, лукавое, скупое, звездное, безвозвратное, беззаботное, блистательное, благословенное, блаженное, веселое, глухое, горячее, долговечное, молодое, невозвратимое, невозвратное, незабвенное, незабываемое, неизбежное, памятное, суровое, счастливое, трудное, тяжелое, тяжкое, хлопотливое, юношеское, былое, глухое, давнее, давнопрошедшее, далекое, доброе, незапамятное, неизгладимое, памятное, бедственное, безрадостное, беспокойное, блаженное, буревое, бурное, величественное, героическое, глухое, гнилое, горемычное, горькое, грозное, грозовое, губительное, дивное, драматическое, знаменательное, историческое, кипучее, клокочущее, кровавое, крутое, легендарное, лихое, мирное, мрачное, неспокойное, ответственное, переломное, переходное, роковое, светлое, славное, смутное, страшное, суровое, счастливое, темное, тревожное, трудное, тяжелое, худое, цветущее, черное, чудесное, чудное, звонкое, непогожее, пламенное, скудное, тошное, тугое, удручающее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: