Почему украинцев прозвали «хохлами»

Самый храбрый

По мнению Льва Бердникова, автора книги «Русский Галантный век в лицах и сюжетах», усы (как и борода, и длинное платье) в Перовскую эпоху стали своеобразным символом протеста против европеизации страны, которую внедрял в России царь. Впрочем, казакам разрешили носить на лице растительность. Тем не менее, как считает Марина Куракеева и оселедец, и усы у казаков были прежде всего знаками удальства и храбрости. И это действительно так. А прилагательное «усатый» стало чуть ли не синонимом прилагательного «храбрый». Подтверждением тому может служить поговорка «Усом не дрогнул, не сробел», приведенная в известном словаре Владимира Даля.

Неудивительно, что Александр Терещенко в своем труде «Быт русского народа» писал о том, что именно тот, кто носил самые длинные усы и являлся в глазах окружающих самым храбрым. Впрочем, Терещенко добавлял, что среди донских и волжских казаков, особенно славившихся своими усами, считалось, что самые длинные усы мог отрастить только один человек – атаман. Не зря в одной из казачьих песен есть такие слова: «Большой усище и всем атаман». Авторитет избранного атамана и в самом деле признавали все без исключения казаки. Ему, по словам Михаила Астапенко, автора издания «История казачества России», подчинялись беспрекословно, говоря: «Куда наш атаман взор кинет, туда мы свои головы бросим!».

« Сибирские и казанские татары: почему эти народы на самом деле не родственники

Оселедец

Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

« «Наместник гор»: как абрек Зелимхан стал официальным атаманом террористов-анархистов

Что говорит история

Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей Русколани. По некоторым данным считают, что отец знаменитого Святослава, князь-Игорь был взят на Киевский престол из Русколани (он являлся сыном Русколанского князя Рарога и внуком знаменитого князя Святогора), внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

По другой версии, чупрына — это сарматская прическа

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».

В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

ДОНСКИЕ КАЗАКИ: БЕССЛАВНЫЕ ВЫРОДКИ РОССИИ!

2199929

28609

7966

00:06:16

14.12.2014

Уважаемые друзья! Вы можете оказать поддержку каналу с помощью платформы Patreon. Наша страница в Patreon: ?

Подписывайтесь на наши ежедневно обновляемые паблики в Facebook:
?
?

Донские казаки — это одна из самых позорных страниц российской истории. На Украинском Донбассе сейчас бесчинствуют, насаждая «русский мир», прямые потомки гитлеровских русских казачьих полицаев. В это сложно поверить, но деды нынешних донских казаков были бравыми солдатами Третьего Рейха. Казаки на службе Вермахта уничтожали «Молодую гвардию» в Краснодоне и партизанские отряды в Луганской области. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каратели Донского русского казачьего войска с особым цинизмом уничтожают братский славянский народ на Донбассе. Фашизм у них в крови. На видео: краткая история последних ста лет, являющихся особенно показательными в истории русского донского казачества.

ДОНСКИЕ КАЗАКИ: БЕССЛАВНЫЕ ВЫРОДКИ РОССИИ! (от полицаев ГИТЛЕРА — до холуёв ПУТИНА)
Луганск. Донецк. «ЛНР». «ДНР».

Уважаемые зрители и подписчики! Не забудьте посетить сайт ? где мы внимательно следим за тонущим Титаником — Российской Федерацией в прямом эфире…

Общие рекомендации по выполнению

Стрижка требует профессиональных навыков, рекомендуется выбрать опытного мастера. Плавные переходы, актуальный пробор, возможность дополнить оригинальными рисунками — детали позволяют подобрать уникальную модель. Для создания стрижки в домашних условиях понадобятся:

  • тонкий гребень;
  • машинка для стрижки, триммер для окантовки;
  • классические и филировочные ножницы;
  • пульверизатор для периодического увлажнения волос;
  • фен и продуваемая щетка;
  • стайлинговые продукты — мусс, воск, глина.

Стоимость стрижки в салоне зависит от выбранной модели и дополнительных эффектов, создания рисунка, модного окрашивания. Средняя цена варьируется от 1000 до 3000 руб.

Стрижка «под чуб» или «чуприну»

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа «под чуприну» создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • реестровые казаки;
  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название «под чуб по-польски». Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же «под чуб» чаще всего стриглась знать. Такую «прическу казака» носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка «под чуприну» также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их «под чуприну».

Как у запорожских казаков появилась традиция носить чуб?

Знак зрелости

Сейчас среди современных молодых запорожцев и украинской молодёжи модно щеголять с чубом, особенно в среде националистов. А ещё лет 150 назад такую причёску надо было заслужить!

Вопреки устоявшемуся мнению, не все запорожские казаки раньше имели право носить чуб.

Юноши и молодые воины, не успевшие «понюхать порох», обычно были пострижены «под горшок» или просто побриты налысо.

Символ знатности

Сейчас остелец носят все казаки. Вне зависимости от тяжести кошелька и социального положения. Но вполне вероятно, что в очень далёкие времена это была прерогатива избранных людей.

Большой клок волос на выбритой голове оставляли многие народы мира: гунны, готы, поляки, печенеги и даже древние египтяне.

Праобраз чуба имели воины и князья Древней Руси. Например, такая причёска была у знаменитого древнерусского князя Святослава Игоревича.

Памятник Святославу в селе Холки. По воспоминаниям современников, легендарный древнерусский воитель носил на голове длинную прядь волос. www.topwar.ru

Возможно, русичи позаимствовали эту причёску у тюркских народов, которые активно обменивались культурой с Русью.

Правда такая причёска не была прерогативой знатных казаков. Обычаи и порядки запорожцев отличались демократичностью. Поэтому носить остелец дозволялось всем казакам.

Средство спасения из Ада

В массовой культуре сформировался положительный образ запорожского казака. В книгах и фильмах перед нами предстаёт удалой воин, пылкий поборник правды, защитник Родины и православной веры. Однако благородный портрет не совсем стыкуется с историческим образом. Казаки часто занимались такими неблагопристойными занятиями, как грабёж и работорговля. Причём часто грабили и уводили в полон своих же единоверцев.

Поэтому запорожцы справедливо полагали, что гореть им за эти грехи в аду.

Вряд ли современные казаки совершают смертные грехи, чтобы бояться Ада. Но традиция отпускать остелец осталась.

У казаков

У польско-литовской шляхты XVI — XVII веках чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды. Для запорожских казаков (черкас) такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось. Казачий отрощенный клок волос называют также: айдар, ардар , оселедец, чупрун, чуприна, хохол.

Характерные черты причесок

Основной прической был казачий чуб. По одной из легенд являлся частью выбритой головы, характерной стрижки каторжников. Подобный вариант состригания волос связывают с происхождением казаков, формировавшихся из бежавших заключенных. Эту версию опровергают старинные фрески, на которых воины запечатлены с характерным взбитым чубом еще в V веке. Волосам приписывалась особое значение, считалось, что в них заключена сила воина.

С персидского «казак» означает «хохолок», по характерной прическе побратимы могли узнать друга в любой стороне.

Подобными легендами овеян и символ запорожских казаков — оселедець. Мужчины оставляли часть волос на макушке, остальные пряди сбривали. Такую прическу носили еще во времена Киевской Руси, стрижки носили мужчины княжьего рода. Встречался характерный длинный чуб также у норманнов. Была наделена сакральным значением, являлась посвящением богу Одину.

В бою развеивающийся чуб казака устрашал противника, имели право носить только опытные воины. По обычаю закладывали за левое ухо, считалось, что на правом плече сидит ангел, на левом черт, таким образом отгоняли нечистую силу. Казаки тщательно следили за внешностью, лицо гладко брили, оставляя лишь длинные усы.

Характерные черты причесок казаков:

  • волосы коротко стригли или сбривали;
  • оставляли одну прядь, чубчик;
  • прическу носили с усами или бородой.

Казачки до замужества плели одну косу, могли ходить с непокрытой головой. После замужества женщины завязывали две косы, покрывали голову головным убором. В каждой местности существовали свои традиции, техники повязывания платка — зануздалка, шлычка, каук. Украинские прически мало чем отличались от донских, девушки также вплетали отрезы ткани, ленты для увеличения длины и объема. Мелко сплетенные косички характерны для центральной Украины, в других регионах была популярна коса вокруг головы, украшенная живыми цветами.

Девичьи головные уборы отличались разнообразием, убранством. Сложные конструкции украшались лентами, окрашенными перьями, сусальным золотом. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете прочесть на нашем сайте.

Немного из истории казачества

Вследствие «Великого голода» в 1601-1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные «украины» и присоединялись к казачьим общинам.

его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки».

За всю историю казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества. Были и простые казаки — защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, о которых стараются не вспоминать.

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,

— красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об их славе, отваге, удали и мужестве.

Ещё одно обидное прозвище для русских — москаль

В XVII веке во время Русско-польской войны русские солдаты часто селились в домах белорусов и украинцев. При этом они не стеснялись крутить любовь с местными девушками, а после просто покидать их. Для таких нечестных русских солдат придумали глагол «москалить», то есть мошенничать или обманывать.

Вполне вероятно, что москалями русские стали из-за названия столицы Руси — Москвы. Выходцев оттуда называли «москвалями», а в последствии это слово, потеряв одну букву, превратилось в слово «москаль». Так же этим словом в Украине и Белоруссии называли и русских солдат, и простых людей.

  • Фальшивая скорая помощь — езда без пробок
  • Кто издавал странные звуки, которые Швеция приняла за русские подлодки?
  • Странные гастрономические пристрастия Петра I
  • Кровавый «Черкизон»: какой ценой Москве достался её самый печально известный рынок
  • Самые дикие выходки Ивана Грозного, признанного акциониста

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Современные варианты стрижек и укладок в стиле казаков

Прическа «Взбитый чуб» обрела второе дыхание. Современный вариант с короткими висками и выбритой областью затылка подходит мужчинам разных возрастных групп. Удлиненные пряди на темени оригинально смотрятся на вьющихся волосах. Стильно выглядит вариант с бородой, подходит для различных направлений, сочетается с современной, авангардной одеждой. Подобные образы уместны и на светском мероприятии, являются актуальными моделями для ежедневных дел.

Барышни также выбирают креативные варианты, основой которых стали традиционные стрижки казаков. Сделать подобную прическу, можно доверить только опытному стилисту, удачная модель станет изюминкой внешности. Смелый, экстравагантный образ стоит подчеркнуть ярким, модным окрашиванием. Рекомендуется выбирать хрупким, изящным девушкам с правильным, продолговатым овалом

Прическа акцентирует внимание на лице, подчеркивает пропорциональные выразительные черты

Роскошно смотрится на вьющихся локонах, интересная фактура прядей подчеркивается выбритыми висками и затылком. Некогда мужская прическа, сегодня вполне уместна для женского образа. Подходит хрупким, стройным барышням, открывает линию шеи, рекомендуется сочетать с градиентными техниками окрашивания.

Прическа тупей, означавшая «прядь волос», осталась в прошлом. Традиционно ее выполняли на париках. Мужская мода в XVIII ориентировалась на французский стиль. Сложные завитки, тугие букли присутствовали в укладках ушедшей эпохи у представителей дворянства.

Прически с двумя косами традиционно использовали украинские девушки, а также донские казачки. После замужества обязательно покрывалось плетение платком, современные варианты имеют более свободную интерпретацию. Самобытные образы и сегодня не теряют актуальности. Подчеркивают красоту, миловидность юности, выполняются на длинных, густых локонах.

Одна центральная коса использовалась казачками, живущими в разных регионах. Стандартная укладка преображается благодаря оригинальным украшениям. Такие образы можно использовать не только для фотосессии или тематической вечеринки, с соответствующим нарядом подходят и для торжественного события.

Коса вокруг головы используется сегодня повсеместно. С небрежными, распущенными прядками является трендом последних лет. Но традиционно, казачки заплетали гладкие, тугие косы, аккуратно укладывая венком. Подходит барышням разного возраста и сферы деятельности. В зависимости от аксессуаров можно сочетать с различными стилистическими направлениями. Все чаще подобные образы используются для невест, а также светских мероприятий.

Почему чубы утвердились у украинцев?

Однако, как бы там ни было, чуб Святослава (если он вообще был) к чубам (хохлам) украинцев отношения не имеет. Хотя бы потому, что между ним и запорожскими казаками не было никакой культурной связи. Достаточно сказать, что потомки Святослава не были замечены с чубами.

Скорее всего, здесь, как и во многом другом было заимствование прически у тюркских народов, с которыми казаки контактировали (само слово «казак» – тюркского происхождения). Многочисленные тюркские племена, населявшие Северное Причерноморье, сменявшие друг друга в числе своих причесок имели похожую на чуб. Причем поскольку в то время элементы внешнего вида имели строго символическое значение, наличие такого чуба означало, что его владелец – свободный человек.

Поэтому вполне возможно, что казаки, занявшие близлежащие области примерно в XIV веке, наследовали и присущие кочевникам символы. Тем более что и само название – «казак» означало – «вольный человек». Именно это свое свойство казаки особенно подчеркивали, поскольку пополнение их рядов осуществлялось за счет прибытия прежде зависимого населения, для которого именно вольность была главным достоинством. Надо сказать, что представители тюркских народов участвовали в формировании казачества и, конечно, принесли с собой элементы своей культуры.

Почему же чуб становится отличительным признаком именно украинского казачества, а не, скажем, не далеко располагавшегося донского? Вполне возможно, ранее он был распространен и у донцов (об этом говорит сохранение у них моды на залихватский чубчик), но  в прежнем виде не сохранился.

А у запорожцев, будучи заимствованным элементом внешнего вида, подчеркивающим вольное состояние владельца, со временем чуб сохраняет таковое свое значение уже в более формальном смысле. Уже с XVI века запорожских казаков принимает на службу польское государство (В России эта практика становится системной с XVII века, но по-настоящему утверждается с XVIII в.). Часть из них включается в так называемый реестр (реестровые казаки) с получением содержания из казны.

Чуб становится форменным знаком казака, хотя конечно носили их не только реестровые, но и неофициальные казаки, которые, однако, стремились попасть в реестр. Это гарантировало им не только содержание, но и гарантию вольности. После перехода в подданство России реестр был сохранен, и даже расширен, что обеспечивало и сохранность чуба. Впрочем, это один из вариантов, объясняющих это явление.

То есть изначально чубы были характерной прической не всех украинцев, а только лишь казаков. Можно сказать, он был знаком, отличавшим казака от крестьянина. Поскольку до полного присоединения Украины к России русские в основном имели дело только с казаками, этот фирменный чуб и стал наименованием всех украинцев – хохлы. Хотя есть и другие объяснения.

Был ли какой-нибудь практический смысл? Его иногда пытаются привязать к чубу. Дескать, удобно в походах (выбривание головы спасало от вшей, хотя непонятно). Некоторые настаивают на сакральном смысле – некая связь с небом.

Но гораздо более реальным было именно символическое значение вольности человека. Переход в казачество – свободное состояние символизировал и чуб – символ вольности. И в этом своем смысле чуб и сохранялся. Впоследствии он, как стереотип, символически стал переноситься на всех украинцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: