Почему евреи

Самаритяне – евреи или нет?

Самаритяне принадлежат к еврейскому субэтносу. Сами они считают, что происходят из Израильского царства, являясь потомками Иосифа. Именование исконной территории их проживания, Самария, связано с правлением царя Амврия, который правил в Израильском царстве. Впоследствии историческая область была разрушена ассирийцами.

Согласно многовековым принципам, самаритяне хранят верность традициям и вере Израиля. Поразительно, что сами самаритяне считают себя частью еврейского этноса, а вот евреи относят народ к потомкам ассирийцев. В записях историка Иосифа Флавия значится, что самаритяне и вовсе называли себя сидонцами, а именно – финикийцами. С давних времён многие израильские традиции у самаритян были более ярко выражены, чем у евреев.

Древний свиток Торы, сохранившийся у самаритян

Даже сегодня строгое соблюдение традиций субботы у этого народа превосходит еврейские обычаи. Впрочем, далеко не все культурные особенности евреев близки самаритянам – лишь самые древние. К примеру, самаритянки не отмечают Хануку – один из главных еврейских праздников.

У них нет поста в День Ава, когда, согласно преданиям, были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Большинство самаритян отвергает библейских пророков, считая, что у иудеев был лишь один учитель Слова Божия – Моше Рабейну (Моисей).

Примечательно, что священнейшим местом для самаритянского народа является совсем не Иерусалим, а гора Гризим. Её называют Горой благословений, ведь именно с неё Моисей завещал своему народу произносить слова молитв и благословения. После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили храм на священной горе, который, к сожалению, был разрушен спустя всего два века.

Милосердный самаритянин. Традиционное изображение притчи о добром самаритянине.

Популярное за 7 дней

Мудрость царей: Притчи Соломона
14.12.22 22:21

Зима в работах Шишкина
20.12.22 11:07

19 декабря – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
19.12.22 11:07

Открытое обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Зеленскому
20.12.22 15:35

Украинский вопрос исчерпан и не будет возвращен на рассмотрение Синода − иерарх Кипрской Церкви
15.12.22 16:32

Как нам стать достойными учениками святителя Николая и спастись?
19.12.22 10:59

18 декабря — день памяти пре­по­доб­ного Сав­вы Освя­щен­ного
18.12.22 07:45

Гнев святого Николая
18.12.22 08:00

Можно ли водить детей на ёлку до Рождества?
21.12.22 10:37

Неправильное почитание святых. Ч.2
15.12.22 08:56

Под властью Византии

С торжеством христианства в IV в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363).

Перевод в середине IV в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.

Гонения самаритян христианами продолжались в V в. и VI в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны.

В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 г. самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бейт-Шеане и Кейсарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению.

Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 г. и Юлиануса в 529 г.). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.

Благословение имуществу Адиоса из Цур Натан (5 век).

Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец-Исраэль в 614 г., за что по возвращении византийцы учинили им резню.

В 2010 году израильские археологи нашли остатки самаритянской синагоги приблизительно 500 года в районе Бейт-Шеана.

В 2019 г. на территории мошава Цур Натан найден виноградный пресс с греческой надписью. Винодавильня была частью сельскохозяйственного поместья богатого человека по имени Адиос. Это — лишь второй подобный винный пресс, обнаруженный в Израиле, с надписью благословения, связанной с самаритянами. Первый был обнаружен в начале 2010-х годов в Аполлонии недалеко от Герцлии.

Современное положение

Все сегодняшние самаритяне относят себя к потомкам Йосефа. Семья (или клан) Цдака Ацапори считается наследниками Менаше, семьи Дафни, Иегошуа, Мархив и Шашони – колена Эфраима.

Этнографические особенности самаритян

Празднование Песаха сопровождается у них обязательным принесением в жертву барана на горе Гризим. Маца у них имеет вид мягкой круглой лепёшки.

В праздник Сукот самаритяне устраивают внутри дома навесной «потолок» из фруктов, оформляя его в виде орнамента; после окончания праздника фрукты отдают беднякам.

Вся община очень религиозна; все строго соблюдают субботу. Перед входом в синагогу они разуваются. Самаритяне не носят кипу и не накладывают тфилин, считая их измышлениями галутных раввинов. Они придерживаются своего календаря, отличного от еврейского, который ведут от момента вступления Йеhошуа бин Нуна в Ханаан.

Организация самаритянской общины

Самаритянскую общину возглавляет первосвященник, который живёт в Кирьят-Лузе. Они считают, что нынешний первосвященник — прямой потомок Аhарона в 133 поколении.

Он носит особую одежду и тюрбан. Ему нельзя стричь волосы и бороду и пить алкогольные напитки в субботу. Также существуют особые правила для брака коэнов и требования к их состоянию здоровья.

Обязанности первосвященника в основном представительские, но кроме того, он

  • разрешает конфликты между членами общины,
  • благословляет субботу в синагоге,
  • проводит церемонии в праздники,
  • проводит обряд бракосочетания.

Умерших хоронят на кладбище на горе Гризим и на самаритянском участке тель-авивского кладбища Кирьят-Шауль.

Генетические проблемы

Среди самаритян традиционно высок процент людей с различными физическими и психическими нарушениями – результат родственных браков, заключавшихся на протяжении веков. В современном Израиле заключается значительное количество браков самаритян с еврейками. Это исправляет положение, и численность общины растёт.

Община Кирьят-Лузы решает эту проблему, находя через брачные агентства невест в странах бывшего СССР.

Положение в районе Шхема

В 1980-х годах из-за интифады самаритяне из Шхема переселились в посёлок Кирьят-Луза, где рассположен пост ЦАЃАЛа. Они, как правило, работают и учатся в Шхеме.

В Кирьят-Лузе есть самаритянский музей, в котором их коэны читают лекции.

Теологические разногласия самаритян с иудеями

В то время как в книге Второзакония написано: «на том месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его», в Торе самаритян написано: «место, которое было выбрано на горе Гризим».

Согласно их ТАНАХу, Йеhошуа бин Нун устроил жертвенник на горе Гризим, а не на горе Эйвал. Первоначальный храм был построен на горе Гризим, а не (в соответствии с еврейской верой) в Шило, где служил священник Пинхас, и к которому все племена Израиля совершали паломничество.

До смерти священника Узи произошли три события: сокрытие лица (Бога), Вечный огонь был потушен и священные сосуды исчезли из храма, будучи спрятаны в пещере на горе Гризим. Они будут найдены, когда придёт Мессия (Хатаб) и начнется конец света.

Положение самаритян в израильском обществе

Все самаритяне — граждане Израиля. Самаритяне имеют право свободно перемещаться между Самарией и территорией внутри «зелёной черты».

Харедим и их политические представители проводят враждебную самаритянам деятельность.

Кто такие самаритяне?

«Добрым самаритянином» называют человека, готового, не раздумывая, броситься на помощь кому угодно – даже незнакомцу… кто же такие самаритяне и почему самаритянин – «добрый»? Прежде всего, самаритяне – точнее, шомориним – это вполне реальный народ, существующий и по сей день. Правда, их немного – мегьше тысячи человек, и живут они лишь в двух местах – в одном из кварталов города Холон в пригороде Тель-Авива и деревне Кирьят-Луза на Западном берегу реки Иордан.

Название свое этот народ получил от Самарии – исторической области на территории Израиля. Это холмистая местность с прекрасным климатом, благоприятствующим виноградарству и выращиванию оливковых деревьев, чем и занимаются местные жители с древнейших времен, а центральный город Самарии (с таким же названием) на рубеже IX-VIII веков до н.э. был столицей Израильского царства.

Да, евреи и самаритяне – родственные народы, самаритяне возводят историю своего народа к сыновьям Иосифа – Эфраиму и Манассии.Правда, евреи еще в древности это отрицали – слишком уж велики были культурные, а в последствии – еще и религиозные различия. Возможно, это связано с тем, после завоевания Самарии ассирийским царем в 722 г. до н.э. самаритяне часто роднились с иными народами, населявшими Междуречье. Эта версия истории самаритян представляется более убедительной, чем та, которой придерживаются иудеи: якобы самаритяне – потомки кутиев, воиснтвенного народа, переселенного ассирийским царем на территорию захваченного Израильского царства и перенявшего религию иудеев… впрочем, доля истины может быть и в этой версии.

Самаритяне исповедовали иудаизм, но их главным храмом был не Иерусалимский, а построенный на горе Гризим. В качестве священных книг они чтили Тору и Книгу Иисуса Навина – но в вариантах, отличающихся от канонических иудейских. Так возник мощный «водораздел» между народами, имеющими общее происхождение – в истории человечества такое случилось не в первый и не в последний раз, и – как это обычно бывает – чем ближе народы изначально, тем более сильным может оказаться взаимное неприятие между ними. Ко времени новозаветных событий все было однозначно – свидетельствует Евангелие от Иоанна, никаких дел израильтяне с самарянами не имели (до такой степени, что самаритянка, встреченная Спасителем у колодца, даже воды Ему дать не хочет).

Учитывая ситуацию, становится понятным, почему героем притчи о милосердном человеке, позаботившемся о пострадавшем незнакомце, Спаситель сделал именно самаритянина – Ему ведь задали вопрос, кого следует считать ближним. То, что нужно хорошо относиться к соплеменникам-единоверцам, было очевидно и для людей ветхозаветной эпохи, а вот требование перенести такое отношение на всех людей было поистине «духовной революцией», принять которую до конца даже мы сейчас в полной мере не можем. Образ самаритянина, спасающего иудея, был для той эпохи, пожалуй, таким же ярким, как для нас – образ советского солдата, спасающего немецкую девочку.

Но если добрый самаритянин – это все-таки обобщенный образ из притчи, а вот упомянутая в Новом Завете жена самарийская – вполне реальный, конкретный человек. Это ее встретил Спаситель у колодца, это ей он пообещал вечный источник живой воды. На момент встречи со Спасителем эта дама даже отдаленно не напоминала святую – она не только разделяла национальные предрассудки своего народа, но и сменила пять сожителей… даже среди современных людей далеко не каждый согласился бы иметь дело с такой женщиной – а Спаситель обращается к ней со словами о «Духе Истины». И вот эта женщина – казалась бы, настолько далекая от благочестия – признает в Нем Христа, Мессию (далеко не у всех образованных мужчин того времени хватило на это духовных сил).

Священное предание сохранило имя этой женщины – ее звали Фотиния. Много лет спустя – в 66 году – ее вместе с двумя сыновьями и четырьмя сестрами предали страшной смерти за христианскую веру. Фотиния Самарянская покровительствует женщинам, носящим имя Светлана.

Сегодня самаритяне живут довольно замкнуто – долгое время они не вступали в брак ни с кем, кроме соплеменников, но, учитывая их малочисленность, это в конце концов стало создавать опасность близкородственных браков, и сейчас самаритянским мужчинам разрешено жениться на иудейках и даже на христианках.

Пожалуй, самая известная представительница этого народа в современном мире – Софи Цдака, носившая некоторое время титул Королевы красоты Израиля. Эта актриса мало известна в нашей стране, но Израильская публика хорошо знает ее по фильмам и спектаклям для детей.

История[ | ]

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название группы и обозначение всей территории — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейскому вероучению, самаритяне — потомки гутиев (у Иосифа Флавия — хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.

Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой. Евангельский образ «доброго самаритянина» приобретал особые краски на фоне этой многовековой вражды.

После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне под руководством Санаваллата построили храм на горе Гризим, два века спустя его разрушил хасмонейский царь Иоанн Гиркан I. Римская административная реформа провинции Иудея (56 г. до н. э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений многие самаритяне, которые, в отличие от евреев, были обязаны выказывать лояльность языческой вере, отступили от своей веры. После разрушения Второго храма значительные общины самаритян стали появляться за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и др.), а в близких к Самарии районах самаритяне составляли заметную часть населения. В —VI веках в результате волнений дважды провозглашалась независимость от Византии. Самаритяне смогли ненадолго возвести на престол собственных царей, но оба раза восстания были подавлены. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917 году их оставалось 146 человек. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме (совр. Наблус), были переселены в Холон. Когда в 1993 году было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало. В то же время на самаритян распространяется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство и, при желании, могут переселиться в Израиль.

Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном — исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом — королева красоты Израиля.

До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках, а затем — и на христианках.

В Палестинском законодательном совете первого созыва (1996—2006) за самаритянами был закреплён один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.

“Истинный иврит” – язык самаритян

Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.

Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.

Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.

Самаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии Авраам Вальдман / thetower.org

Не проходите мимо

Черствость и равнодушие позволяют пройти мимо человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Происходящее вокруг нас сегодня свидетельствует о том, что многие не читают Библию. Потому и не представляют себе, кто это такой – добрый самаритянин, притча о котором рассказана Иисусом.

Последователи Христа в православии и представители других религий призывают человечество к миру и добру. Они утверждают, опираясь на Библию, что человек, творящий добро, будет иметь вечную жизнь в небесном царстве. Каждый понимает эти слова по-своему и относится к ним по-разному. Но заложенный в них призыв творить добро является движущим фактором общественного развития. На данную тему существует много легенд, правдивых историй и притч. Самаритянин – это персонаж одной из них.

Затонувшее королевство Кришны

Мифов о затонувших городах, островах и целых континентах очень много. Самый известный из них, конечно же, миф об Атлантиде. Вообще-то, хотелось бы найти ему реальное подтверждение, но пока не удаётся. Поскольку история, рассказанная Платоном, остаётся только историей, обратимся к другому источнику на другом конце мира.

В индуистской мифологии один из самых популярных богов — Кришна. Он был предводителем племени ядавов. Первый город, построенный Кришной, назывался Матхура — сейчас это пригород столицы Индии. Завистливый правитель соседнего царства по имени Джарасанда семнадцать раз нападал на Кришну, но всякий раз терпел поражение. Тем не менее в этих битвах гибли люди, и Кришна решил переселиться. Новый город он построил на острове всего за один день и назвал его Дварака. Далее, согласно древним санскритским текстам, правитель другого царства напал с неба. В ходе битвы многие постройки, в том числе и главный дворец, были разрушены. Кришне удалось отбиться, но он решил покинуть своё новое царство, после чего город вместе с островом ушёл под воду.

В 1982 году индийский археолог доктор Рао обнаружил древнюю Двараку. Раскопки начались на берегу, возле современного одноимённого города. Сначала была обнаружена древняя стена, уходящая в море, а позже на дне нашли множество других артефактов и следов разрушенных строений. Находки датируются XV–XVI веками до нашей эры. Останки древнего города сегодня покоятся на глубине 40 метров.

Кто такие самаряне?

Кем же они являлись на самом деле и какова причина того, что Иисусом они были выбраны, как антипод священнику? Ответ на последний вопрос очень простой: в иудаизме священники являются образцом духовности, в то время как самаряне считаются полулюдьми.

Следует отметить, что в те времена евреи были уверены, что только они – настоящие люди. Все остальные народы, по их мнению, даже сравнения с иудеями не были достойны. Но также существовали самаритяне. Они являлись, с одной стороны, иудеями, а с другой стороны — нет. Именно поэтому к ним относились, как к полуязычникам, жившим на окраине израильских территорий.

Самаритяне были уверены, что они — потомки Иосифа. Что касается людей, живших в Иудее, они считались потомками египетского мужчины, прибившегося к евреям, бежавших с Египетских земель. Другими словами, каждый верил в свою «правду». Вероятнее всего, обживаться на этих территориях они начали в середине VIII века до нашей эры.

Невзирая на все рассказы из Библии, иудеи были не сильно закрытыми людьми. Среди них, особенно в приграничных районах, к которым относилась Самария, практиковались браки, заключавшиеся с представителями другой национальности.

В результате таких браков на окраинах начала своё формирование общность. Также не стоит забывать о том, что в период, когда иудеи попали в вавилонский плен, на пустующих землях стали появляться другие народы, часть из которых по возвращению иудеев приняла их веру.

Что стало с самарянкой?

Ту самую женщину, с которой Иисус Христос разговаривал у колодца, звали Фотина. После беседы со Спасителем она всем сердцем приняла Благую Весть и изменила свою жизнь. Фотина (Светлана) стала проповедовать на своей родной земле. Благодаря словам и речам самарянки уверовали во Христа четыре сестры, а также ее сыновья. После мученической кончины Петра и Павла она вместе с сыном Иосией (Иосифом) проповедовала в Карфагене. Второй ее сын Виктор был военачальником. Однажды император послал его в Галилею для уничтожения христиан. Однако Виктор вместо этого стал проповедовать веру и укреплять христиан быть твердыми и стойкими в испытаниях. Благодаря его пламенной речи уверовали многие чиновники, а также военачальник Севастиан. Узнав обо всем этом, император приказал немедленно всех судить.

Мученица Фотина (Светлана)

Так Фотина и вся ее семья оказались на суде перед императором. Несмотря на многие тяжкие пытки, они не отреклись от веры. Виктора, Иосию и Севастиана ослепили и заключили в темницу, но Господь исцелил их, и они стали проповедовать в тюрьме. Фотина оказалась вместе с сестрами в императорском дворце, где она сумела обратить в веру дочь тирана-язычника и ее служанок. Через несколько лет по приказу Нерона Фотина, а также ее сыновья и другие христиане были терзаемы палачами и в невероятных муках предали свои чистые души Господу.

В настоящее время на том месте, где мученица Фотина встретилась со Христом, стоит православный храм в честь святой. Сейчас город Сихем, известный нам по страницам Евангелия (там он именуется «Сихарь»), носит название Наблус (Палестина). Сохранился колодец Иакова, у которого произошла беседа. Он находится в крипте, расположенной под алтарем храма. Удалось сберечь и кувшин, которым святая Фотина набирала воду. Он на почетном месте стоит в той же церкви на высоте в несколько метров за плотным граненым стеклом.

Колодец Иакова в храме мученицы Фотины

Мощи святой Фотины практически не сохранились. Известно, что на святой горе Афон в монастыре Григориат пребывает часть ее главы.

При власти Османской империи

В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в XVII в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии коhенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты.

В конце XVIII в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения. В 1842 г. самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам.

Главный раввин Иерусалима («ришон ле-Цион») Аврахам Хаим Гагин (1787–1848) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 г. британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.

Самаритянский первосвященник со свитком Торы в 1905 году. Фото из музея Ж.-П. Гетти

Иудея во времена Иисуса

Во времена Иисуса в Иудее начала расти экономика. Этому послужил и приход Рима на еврейскую землю. Но в то же время начались религиозные противоречия. В стране возникла некоторая напряжённость. Также напряженность возникла и в политической сфере. Начался социальный бандитизм. Например, среди таких бандитов упоминается Иуда Галилеянин.

Назревало политическое волнение. И Иерусалим стал центром таких идей. В 60-е годы стало готовиться первое восстание против правления Римской империи. Настоящая война начнётся в 66 году. До этого были очаги напряжённости вокруг мелких губернаторов. Эти администраторы своими грабительскими поборами разоряли крестьян. Ставленники Рима становились всё богаче, а местное население нищало.

Также к войне привела и коррупция в стране. Поэтому религиозные фанатики объединились с откровенными бандитами и в 66 году восстали против Рима. Начало бунта произошло в Кесарии. Но требования римского губернатора выплаты репараций, привели евреев в негодование. Их оскорбило такое к ним отношение. Они потребовали, чтобы к ним относились так же, как и к соседним нееврейским народам.

Но губернатор по-прежнему продолжал требовать с них выплат и не рассчитал своих сил. Он отправился в Иерусалим за подмогой, но попал в засаду. Восставшие посчитали это хорошим знаком, данным им Богом, и продолжили борьбу против римлян. Война длилась 4 года. Сначала военные действия проходили на территории северной Галилеи. Здесь евреи воевали с войском будущего римского императора Веспасиана. Он смог подавить восстание. Дальше его армия двинулась на Иерусалим. Он хотел его изолировать и захватить.

Но в Риме тоже не всё было спокойно. Там был убит император Нерон. После этого в Римской империи началась гражданская война между тремя претендентами на трон. Это послужило радостным событием для евреев, и они только усилили свою борьбу. Но в то же время осада Иерусалима продолжалась.

Город находился в блокаде на протяжении двух лет. В самом городе были разногласия между защитниками. Иосиф Флавий умолял людей сдаться, чтобы сохранить свои жизни. Но в августе 70-го года римляне ворвались в Иерусалим. В городе началась резня. Евреи сражались насмерть. Римские солдаты обыскивали каждый дом и убивали всех, кого находили. Затем город был сожжён дотла. После этого многие евреи вынуждены были покинуть город и переселиться в северные территории. Центром иудеев станет Галилея. Люди чувствовали, что Бог их оставил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: