Наследник кира ii царь камбис

Битва с массагетами

Кир Великий позволял депортированным народам вернуться на свою родину. Он восстанавливал разрушенные вавилонянами и ассирийцами храмы, стремился укреплять города и крепости. Считается, что благодаря этому персидскому правителю евреи получили возможность возвратиться на родную землю и возвести Иерусалимский храм.

В 538 году до нашей эры Кир Великий провозглашает себя “царём стран”. К тому времени Персидская империя достигает своего расцвета, превращаясь из небольшой страны “второго ранга” в могущественнейшую державу мира. Царство Ахеменидов охватывало огромные территории от Египта до Индии. Впрочем, Египет Кир II тоже планировал покорить, однако не успел.

Путь к землям египтян лежал через страну массагетов, которых возглавляла царица Томирис. Передав правление Вавилоном своему сыну Камбису II, Кир отправился в новый военный поход. Однако на этот раз кампания завершилась трагически. Персидский правитель погиб, а сын не сразу смог найти его останки и достойно захоронить их.

Камбис II, сын Кира / Alonso S. Vega / artofvega.artstation.com

Как и со многими аспектами жизни, так и со смертью Кира II связана известная легенда. Согласно ей, в персидском плену оказался сын царицы Томирис. Массагетская правительница приказала любой ценой умертвить Кира. Как рассказывали персы, массагеты в том сражении продемонстрировали небывалую ярость. Тело Кира его соратники не смогли унести с поля боя — оно было похищено противниками.

Томирис же приказала отрубить голову мёртвому персидскому царю, после чего окунула её в винный мех, наполненный кровью. Как она заявила, именно так Кир утолил свою жажду крови и завоеваний. Впрочем, смерть Кира Великого не погубила его империю, что продолжала существовать на протяжении нескольких веков — до прихода в Персию Александра Македонского.

Присоединение Вавилона

К 540 году до н.э. правитель Необабилонского царства Набонид (556-539 гг. до н.э.), имевший репутацию тиранического и деспотичного правителя, вступил в конфликт с персами. Набонид железной рукой управлял империей значительных размеров, в том числе и нынешними землями. Набонид обладал огромной военной мощью, охватывавшей значительную часть Ирака, Сирии, Палестины, Иордании, а также части Турции и Саудовской Аравии. Однако его нетерпимая политика вызвала вражду как отдельных народов Невавилонской империи, так и его собственных генералов.

После всего лишь одного решающего сражения около города Опис, персы вторглись вглубь вражеской территории. Месопотамские города открывали перед ними свои двери без сопротивления. Это происходило даже со столицей Вавилона.

В конце концов Набонид и его сын, Вельшазар, были устранены, и Кир триумфально вошел в Вавилон. В ходе специальной церемонии он принял титул «царь царей, владыки Вавилона и правителя Шумера и Аккада». Этой формулой персидский правитель подтвердил свое превосходство над всем цивилизованным (с точки зрения месопотамцев) миром.

Месопотамия была богатой, густонаселенной страной, в которой каждый город пользовался политической автономией. Баланс сил было трудно поддерживать, и малейшая ошибка правителя могла привести к восстаниям и перемириям

Следуя примеру предыдущих великих месопотамских царей, Кир подходил к делу осторожно и с расчетом на будущее

Также рекомендуем

Вавилон
Babylon В годы своего расцвета Вавилон являлся одним из крупнейших и важнейших городов древнего мира. Располагался он в центральной Месопотамии недалеко от места, где реки Евфрат и Тигр…

Прежде всего, Кир поспешил представить себя как выразителя воли Мардука, главного вавилонского бога. Впоследствии он восстанавливает культовые практики местных божеств, ранее подавляемые вавилонянами. Ряд храмов был перестроен или отремонтирован. Значительные средства выделялись на регулярное строительство святилищ и частые подношения богам – знак смирения и благочестия королей того времени.

Даниил, гл. 4

Окончательная редакция библейской книги Даниила (названной в честь еврейского мудреца, служившего при дворе царя Валтасара (Бел-шар-усур Bêlsharusur) – наследного принца царя Набонида),
произошла во втором столетии до н.э., но в ней содержатся более ранние
элементы. Свой вклад в текст книги Даниила, по-видимому, внесло не менее
четырёх авторов. Результирующий текст не может рассматриваться как
история: слишком много моментов в нём выглядят слишком неправдоподобными
(напр. почти все личные имена в книге Даниила подменены).

Однако, в главе 4 содержится часть информации, подтверждающейся и в тексте, известном как . Согласно истории Даниила, Вавилонский царь Навуходоносор страдал от умственного заболевания, и семь лет жил изолированным, пока не признал власть одного единственного
Бога. Как ни странно, но известные на сегодня клинописные тексты не
уделяют никакого внимания умственному здоровью Навуходоносора.
Оригинальный рассказ Библии должен указывать на другого монархического
пациента – Набонида. О нём
действительно циркулировали сплетни подобного рода (см. ниже). Более того, некоторые подробности отражены и в Молитве,
в которой Набонид выступает в роли отчаявшегося героя: здесь и период 7
лет, и окончательное признание власти Всевышнего Бога. (Поскольку
авторы книги
Даниила постоянно избегают упоминания имени Набонида, похоже, что кто-то из них отвечал за подмену имён.)

Это подтверждается и двумя моментами Поэмы о Набониде: безрассудство Набонида и его монотеистические взгляды. Таким образом, у нас есть два источника обвинения в безумии Набонида – Вавилонская поэма, полная нападок на существующий религиозный уклад в Вавилонии и еврейская история (полная преувеличений).

(Не во всех редакциях Библии используется одинаковая
нумерация: в некоторых из них в начале главы 4 вставлены слова молитвы. В
стихах 30/31 происходит резкая смена ракурса повествования.)

Книга Даниила, гл. 4:

26 По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне,

27 царь сказал: это ли не величественный Вавилон,
который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего
величия!

28 Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!

29 И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с
полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен
пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над
царством человеческим и дает его, кому хочет!»

30 Тотчас и исполнилось это слово над
Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и
орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у
льва, и ногти у него — как у птицы.

31 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор,
возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я
Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество —
владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды.

32 И все, живущие на земле, ничего не значат; по
воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на
земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что
Ты сделал?»

33 В то время возвратился ко мне разум мой, и к
славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой;
тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на
царство мое, и величие мое еще более возвысилось.

34 Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и
величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и
Который силен смирить ходящих гордо.

Детство и юность Кира

Точный год рождения Кира неизвестен, считается что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному.

Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Опасаясь, что его внук станет царем вместо него, мидийский царь Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у неё родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребёнка пастуху, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда этот пастух принёс младенца в свою хижину, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребёнка. Родители решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребёнка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого пастух доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царём. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, пожаловался Астиагу, что его раб бьёт детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нём черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток пастуха, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему ещё опасность со стороны внука. Те ответили, что предсказание уже сбылось, поскольку Кир был избран царём во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Но и сам Геродот не выдавал свою версию за единственную — он говорил, что существует ещё четыре других. Его версия действительно была не только не единственной, но и не первоначальной, — он допустил рационализм. Например, у него собака, вскормившая по словам Юстина и в аналогичных рассказах, Кира, когда он был оставлен на съедение диким зверям, превратилась в жену пастуха, которую по-гречески звали Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако).

Ещё одна версия, записанная Ктесием весьма интересна, она дошла до нас через Николая Дамасского и, обнаруживая несомненные признаки большей первоначальности, является одной из немногих ценных страниц у Ктесия. Она гласит, что Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа.

Владения Кира

Кир II не получил бы прозвище «великий», если бы остановился на своих первых завоеваниях. По оценке историков, Кир правил персами порядка 30 лет, и за это время не было хоть сколько-нибудь длительного периода, в который бы его держава не вела войну. Сразу после покорения мидийцев Кир II пошёл на Лидию — государство на территории современной Турции. При этом лидийский царь успел подготовиться к нападению и заключил целый ряд важных стратегических союзов: на его стороне оказалась Вавилонское и Египетское царство.

Впрочем, даже это не помогло: пусть в решающей битве при Птерии Кир II и не смог одержать решительной победы, но рискованный маневр персов позволил им застать войско противника врасплох — воины Кира пленили лидийского царя Креза в его столице, городе Сарды. Тут, кстати, наука вновь не может дать четкого представления о том, что случилось с Крезом: в одних летописях его помиловали, в других — вавилонских — его казнили.

Взятие Вавилона Киром. (history-doc.ru)

После победы над Лидией у Кира остался лишь один принципиальный противник — могущественное Вавилонское царство. Между тем, некоторые греческие города, расположенные в прибрежных районах, судя по всему, предвидя возможное разрушение, сами без сопротивления начали присоединяться к набирающей силу империи Кира II.

Войска Кира II остановились перед, казалось бы, непреодолимой преградой — дорогу к Вавилону им преградила вода, которую привели в движение специальные гидравлические сооружения. Впрочем, армия Кира II, прорыв сотни каналов, смогла отвести воду из реки и расчистить себе путь. Вавилонский царь Набонид потерпел жестокое поражение, остатки его войска бежали, в то время как, по одной из версий, жители Вавилона чуть ли не сами открыли ворота в город перед захватчиками. Надо сказать, что Кир II отплатил им сполна: он не дал грабить и убивать жителей, а также пообещал им мир и неприкосновенность.

Гробница Кира II. (interest-planet.ru)

Владения Кира простирались теперь за пределами Малой Азии, но и это не остановило его — он пошел в новый поход, теперь уже против кочевых среднеазиатских племен. В одной из стычек с массагетами в 530 год до н. э. Кир потерпел одно из немногих своих поражений. Он погиб, и, несмотря на версию, описанную Геродотом, историки склоняются к тому, что Кира II похоронили в древнем персидском городе Пасаргады. Там до сих пор сохранился памятник, который считается гробницей великого полководца древности Кира II.

Почему Бог и евреи благоволили царю Киру?

Каковы же причины того, что Библия и евреи так хорошо к относились к Киру?

1. Возможность сохранения языка и еврейской культуры.

Навухудоносор и вавилоняне захватили Израиль, разрушили Иерусалим и Храм, увели наиболее образованное население в Вавилон, где народ находился вдали от родных мест.

Хотя переселенцы старались соблюдать свои культурные традиции, но все же в повседневной арамейский язык все больше вытеснял иврит.

Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Так же многие мужчины женились на местных девушках.

Через полтора столетия когда пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, жрецам-левитам нужно было переводить его слова на арамейский потому что большинство их уже не понимало. Т.е. ассимиляция еврейского народа шла верно и неминуемо через какое то время еврейский народ мог полностью раствориться среди других народов Месопотамии.

Поэтому персы и лично Кир воспринимались как спасители и избавители от врагов еврейского народа.

2. Вавилонское пленение — не злой рок, а часть Божьего плана.

Пророчества о царе Кире, полученные задолго до разрушения Иерусалима, явно показывали, что всё произошедшее с евреями не злая судьба, а часть Божьего плана. Израильский народ не брошен Богом, а по прежнему ведом Им.

Страна и население. Религия

Древние персы жили на Иранском плоскогорье. Две трети этого плоскогорья занято пустынями и солончаками. К несчастью, дожди выпадают здесь редко: летом реки и озера пересыхают. Более того, удобной для обработки земли крайне мало.

Однако горы Ирана богаты железом и медью, разноцветным мрамором, драгоценными камнями.

Тем не менее персы занимались земледелием, сеяли просо, ячмень, пшеницу, разводили фруктовые сады. Безусловно, были и другие занятия у жителей Персидского царства. Например, на широких просторах плоскогорья бродили кочевники-скотоводы. Однако, между земледельцами и скотоводами была постоянная вражда.

Персы верили в существование добрых и злых духов. Царем всех добрых духов считался бог Ормузд. По преданию, его тело состоит из небесного света, его одеяние усеяно звездами, а солнце — его всевидящее око. Бога зла звали Ариман. Персы верили, что он живет в вечной тьме в пустыне, и создал все зло на земле. Ормузд и Ариман вели между собой вечную борьбу, в которой должен был победить бог добра.

Персидский бог Ахура Мазда (Ормузд) 

В середине VI в. персидский царь Кир объединил под своей властью все племена Иранского Плоскогорья. После этого он завоевал Малую Азию, Финикию и Палестину, а в 538 году до н.э. взял Вавилон, куда и перенес столицу Персии. Сын Кира, Камбиз, завоевал Египет, объединив весь Восток в одно государство.

Царь Кир

Почему многие народы принимали персидского царя как освободителя? Персидские цари приемлемо относились к религии и культуре покоренных ими народов. Они назначали своих наместников — сатрапов, которые выполняли административные функции. Сатрапы терпимо относились к местным обычаям и традициям, разрешали людям поклоняться своим богам.

{"questions":}

Кир II Великий

Куруш (Кир) II Великий. Рельеф из дворца в Пасаргадах.
VI в. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта
http://slovari.yandex.ru/

Кир II Великий (? — 530 до н. э.), первый царь (с
558 до н. э.) государства Ахеменидов.
Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в
Малой Азии, значительную часть Средней Азии. В 539
покорил Вавилон и Месопотамию. Погиб во
время похода в Среднюю Азию.

+ + +

Кир Великий (англ. Cyrus the Great), Кир II, персидский царь. В 550 году до
н. э. разгромил мидийское царство, захватил его столицу Экбатану и положил
начало империи Ахеменидов. До своей смерти в 530 году до н.э. сумел расширить
государство до Инда, Яксарта, Эгейского бассейна и границ Египта, все эти
территории контролировались персидской администрацией. Кир Великий именовал себя
освободителем, а не завоевателем, что представляло собой противоположность
позиции его ассирийских предшественников. Гробница Кира Великого в Пасаргадах
сохранилась до настоящего времени.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь.
Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

+ + +

Кир II Великий (греч. Kuros, др.-перс. Куруш) (ум. в 530 до н. э.) — в
древней Персии царь (558-530 до н. э.) из династии Ахеменидов. В 558 году до н.
э. возглавлял союз персидских племен. В 550 году покорил Мидию и принял
официальный титулы индийских царей. После этого завоевал Парфию, а в 546 году —
Лидию и греческие государства Малой Азии. Между 545 и 539 годами захватил
Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, территорию
хаумаваргских скифов, Саттагидию, Арахосию и Гандхару (см. карту к ст.
Ахеменидов государство). В 539 году войска Кира II завоевали Вавилонию. Страны к
Западу от Вавилонии до границ Египта подчинились персам добровольно. Кир II
восстановил храмы Вавилонии, Ассирии, Элама и Иудеи, а также гороодскую стену
Вавилона. Народам, которые были насильственно поселены в Двуречье вавилонскими
царями, Кир II разрешил вернуться в свои страны. Вавилон стал одной из царских
резиденций, и Кир II принял титул «царь Вавилона, царь стран». Политика Кира II
способствовала восстановлению нормальных условий для развития экономики
Вавилонии, были сохранены традиционные методы управления. В июле 530 года Кир II
отправился в поход против массагетских племен Средней Азии, но потерпел полное
поражение и погиб. Образ Кира II оставил глубокий след в древневосточной и
античной литературе. Ему посвящена, например, «Киропедия» Ксенофонта.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965.

Литература: Дьяконов М. M., Очерк истории др. Ирана, М., 1961 (см. по указ.);
Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах, М., 1963 (см. по указ.); Rrásek J.
V., Kyros der Grosse, «Der alte Orient», Bd 13, H. 3, Lpz., 1912.

Другие биографические материалы:

Рыжов К. Его детство прошло среди царских рабов
(К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., «Вече». 2001).

Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. Персидский царь (Тиханович
Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев
древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005
).

Гюиз Ф. Существует множество легенд относительно его
рождения и молодости (Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007).

Авдиев В.И. Называл себя «царём Аншана» (Авдиев
В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное.
, 1953).

Струве В.В. Орбели И.А., Основатель
Древнеперсидского царства (История Ирана с древнейших времен до конца
XVIII века. Под ред. В.В. Струве, И.А. Орбели, И.П. Петрушевского. Л., 1957).

Новатор в военном деле (Советская военная
энциклопедия в 8-ми томах, том 4).

Далее читайте:

Ахемениды (700-330 гг.
до Р. Х.)

Камбуджия II, царь
Персии из рода Ахеменидов, правивший в
530-522 гг. до Р. Х., сын Куруша II.

Развитие торговли при Дарии

Во все концы Персии были проложены дороги. Все сатрапии и столица были соединены, и эстафета всадников позволяла очень быстро передавать любые новости туда и обратно. Благодаря этому царь всегда знал что происходит в стране, а греки говорили, что персидский царь сидит у себя во дворце и кушает свежую рыбу из Эгейского моря.

Дарий I в V в. до н.э. соорудил мощеную дорогу, которая была прозвана царской. Благодаря появлению Царской дороги улучшилось сообщение между персидскими городами и стала развиваться торговля. Также ее использовали для передачи указаний царя и доставки государственных сообщений.

Помимо связи дороги обеспечивали и хорошие условия для торговли, позволяя купцам преодолевать огромные расстояния.

{"questions":,"answer":}}}]}

Как Бог пророчески предвозвестил царя Кира

Началась эта история ещё до рождения царя Кира, когда на окраине Ассирийской империи, в то время ещё более менее независимом Иудейском царстве со столицей в городе Иерусалим, в 732 году до Р.Х. (более чем за 150-200 лет до рождения этого царя) еврейский пророк Исайя пророчески провозгласил появление некого Кира.

Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Исаия 44:28)

и далее:

«1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;

2 Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;

3 и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.

4 Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.

5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,

6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (Исайя 45:1-6)

Причём назван он тем именем, которое принял не по рождению, а только во время вступления на престол. До этого возможно его звали Аградат.

Судьба побежденного Вавилона

После победы Кир попытался наладить отношения с местной светской и жреческой элитой. В пропагандистском тексте, называемом «Цилиндр Кира», говорится, что он восстанавливал небесный и земной порядок, нарушенные Набонидом.

В «Цилиндре» и других текстах Кир говорит, что по его приказу восстанавливались укрепления и храмы Вавилонии. В надписях храмов Урука и других городов идет речь, что их основатель — царь Кир.

В отношении своих новых подданных Кир пытался показать себя как законного царя, а не иноземного захватчика. Его надписи были стилизованы под надписи Ашшурбанипала. В надписях, адресованных вавилонянам, он использовал традиционную ассирийскую титулатуру, которую использовал и Набонид.

Иудеям было позволено вернуться в Иерусалим и восстановить Иерусалимский храм.

В Вавилонии Кир носил титул «царь стран». В 538 году до н. э. титул «царь Вавилона» был на короткое время дарован его сыну Камбису, который правил северной Вавилонией.

Завоевание мало повлияло на жизнь многих должностных лиц Вавилонии. Многие из них начали карьеру при Набониде и продолжали служить при Кире и Камбисе. Например, правитель Ниппура Сирикти-Нинурта занял этот пост при Набониде и сохранял до 7-го года царствования Камбиса — больше 20 лет.

Вавилонский плен: участь побежденных

Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.

Фабр, «Навуходоносор приказывает убить сыновей Седекии». (Wikimedia.Commons)

Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.

Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.

После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: