Крылатая ракета bgm-109g «грифон»

«ФЭЙРЧАЙЛД РИПАБЛИК A-10 ТАНДЕРБОЛТ II» — истребитель танков

Штурмовик (США)

Хотя использование снарядов с сердечниками из обедненного урана для пушки GAU-81A крайне эффективно против танков, это вызвало международный скандал, так как остатки урана сильно загрязняли местность

В начале 1960-х годов ВВС США столкнулись с той же проблемой, что и их советские оппоненты, — отсутствием машин, способных наносить точные удары по небольшим наземным целям, как это делали штурмовики и фронтовые бомбардировщики в годы Второй мировой войны.

Между тем, в 1960-х годах на вооружении Советской армии появился новый танк Т-62, а несколько позже — еще более совершенный Т-64 и боевая машина пехоты БМП-1, которые располагали средствами ПВО для борьбы с самолетами, летящими на малой высоте. Вся эта техника превосходила имевшуюся у США и их союзников.

В 1967 году американские ВВС объявили конкурс на новый штурмовик и разослали запросы в 21 авиастроительную фирму с требованиями к самолету, который должен был летать на малой высоте со скоростью не ниже 650 км/ч, обладать высокой маневренностью и при этом нести на борту мощное пушечное и бомбовое вооружение.

Победителем признали проект YA-10A фирмы «Фэйрчайлд Рипаблик». В 1976 году эта фирма получила заказ на серийное производство самолетов, которые были названы «Тандерболт II» (Thunderbolt — «удар молнии»). В октябре того же года машины начали поступать в части ВВС США. До 1984 года было выпущено 713 штук.

Гроза легкобронированных целей — семиствольная 30-мм пушка GAU-81A

Вначале А-10 вызвал большой интерес в ряде стран-союзников США. Однако впоследствии ни одна из этих стран так и не приобрела штурмовик. Сказалась узкая специализация машины, предназначенной в основном для борьбы с танками. К тому же многие использовали против танков боевые вертолеты.

Стремясь повысить спрос, в 1987 году «Фэйрчайлд Рипаблик» начала строительство всепогодного самолета с обозначением N/AW. В 1991 году 144 А-10 участвовали в операции «Буря в пустыне», совершив примерно 8100 боевых вылетов и уничтожив около

1000 иракских танков. Одновременно было потеряно семь самолетов. В 1999 году они наносили удары по Югославии, где потерь не понесли. ВВС США до сих пор остаются единственными пользователями этой машины.

А-10 максимально оптимизирован для маневрирования на малых высотах и малых скоростях, что очень важно для штурмовика

Тактико-технические характеристики ракеты Томагавк (ТТХ)

Параметр Значение
базирование подводное; надводное; наземное; воздушное
дальность полета «Томагавка» наземного и надводного базирования 1250 — 2500 км
дальность полета ракет подводного пуска до 1000 км
маршевая скорость (скорость полёта к цели) 885 км/ч
максимальная скорость полета на завершающем участке полета до 1200км/ч
длина корпуса 6,25 м
размах крыльев 2,62 м
точность до 10 м
масса 1400-1500 (зависит от типа боезаряда)
виды боезаряда
  • ядерная боеголовка;
  • осколочно-фугасный заряд;
  • кассетная боеголовка
типы системы наведения
  • инерциальная;
  • корреляционная;
  • корреляционная электронно-оптическая

Параметры боеголовки W-80

Параметр Значение
Вес, кг 123
Длина, м 1
Диаметр, см 30
максимальная мощность подрыва, кТ 200

Боеголовка W-80 Ракета «Томагавк», ТТХ которой имеют разные параметры — это не какая-то одна конкретная единица вооружения, а целый технический ряд. Существует множество ее модификаций, друг от друга они отличаются типом боезаряда, дальностью полёта, типом системы наведения и многими другими параметрами.

При использовании ядерного боеприпаса масштаб разрушений может достигать трёх километров.

Выше были приведены ТТХ «Томагавк» для всего семейства в целом.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1» принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2»). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит», «Малахит», «Москит» и «Оникс». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

Первые опыты

Разработка крылатых ракет для флота велась и ранее. За основу брались старые модели, именно поэтому новые варианты вооружения появлялись достаточно быстро.

  • первым шагом в этом направлении стала ракета для пусковых установок «Поларис», диаметр которой составлял 55 дюймов. Дальность такой ракеты составляла до 3000 морских миль. Руководство ВМФ США считали такой вариант наиболее выгодным, ведь в таком случае флот не пришлось бы переоснащать;
  • вторым опытным образцом стала более лёгкая крылатая ракета диаметром в 21 дюйм. Её дальность составляла 1500 морских миль. Она предназначалась для пуска из торпедных аппаратов подводных лодок.

Впоследствии именно эти два варианта были представлены в 1971 году руководству ВМС США.

Базовые технические характеристики

Новый образчик вооружения выполнен по самолетной схеме моноплана. Корпус цилиндрический, обтекатель оживальной формы. Крыло может складываться и утапливаться в специальный отсек, расположенный в центральной части ракеты, сзади располагается крестообразный стабилизатор. На изготовление корпуса идут различные варианты алюминиевых сплавов, эпоксидные смолы и углепластик. Все они обладают предельно малым аэродинамическим сопротивлением, так как скорость крылатой ракеты «Томагавк» весьма высока. Любые «шероховатости» при таких характеристиках опасны, так как корпус может попросту развалиться на ходу.

Чтобы максимально понизить заметность устройства для локаторов, на всю поверхность корпуса наносится специальное покрытие. Вообще, в этом плане крылатая ракета «Томагавк» (фото которой вы увидите в статье) заметно лучше конкурентов. Хотя эксперты сходятся во мнении, что превалирующая роль в обеспечении незаметности для локаторов принадлежит схеме полета, при которой ракета летит, максимально используя особенности рельефа местности, и на минимальной высоте.

Модификации

Первой серийной модификацией стал бомбардировщик F-111А, построенный в количестве 160 экземпляров. Первые 30 машин оснащались силовой установкой TF30-P-1, на остальных стояла усовершенствованная TF30-P-3 с увеличенной тягой. Несколько ранних машин не имели катапультируемой кабины и оснащались катапультными креслами.

Флотский самолет имел укороченную носовую часть с возможностью отклонения вверх. Данная особенность позволила размещать машины на полетных палубах и в ангарах авианосцев.

Из-за более жестких условий взлета и посадки применялись шины с увеличенным рабочим давлением. Консоли крыла оснащались дополнительными законцовками. Сильно различалось установленное на борту радиолокационное оборудование.

Всего было собрано от 4 до 7 самолетов модели F-111B. Заказчик отказался от постройки машин из-за значительного превышения веса (почти на 9 000 кг).

По заказу Австралии строился вариант F-111C, представляющий собой комбинацию решений от истребителя F-111A и от стратегического бомбардировщика FB-111A. Самолет оснащался восемью точками внешней подвески вооружения. Общий вес вооружения мог достигать 14 300 кг.

Всего было собрано 96 машин этой версии, которые прослужили до 1993 года.

Возникшие при доводке электроники проблемы привели к созданию версии F-111E, которая представляла собой модель F-111А с воздухозаборниками от модификации D. Корпорация General Dynamics построила 94 самолета этой модели.

Из-за высокой стоимости нового радиоэлектронного оборудования, примененного на F-111D, было принято решение о создании упрощенной версии под обозначением F-111F. Самолеты оснащались новой модификацией двигателя TF30-P-100. Всего построили 106 машин.

Еще одним вариантом стал F-111G, построенный на базе планеров, оставшихся после отказа Великобритании от приобретения партии F-111K (специальная версия для Соединенного Королевства).

На базе истребителя-бомбардировщика производился стратегический бомбардировщик FB-111, который отличался удлиненным на 640 мм фюзеляжем, позволявшим увеличить запас топлива на борту, и удлиненными консолями крыла от флотской машины. Всего было собрано 77 машин, часть из которых впоследствии переделали до стандарта F-111G.

Особенности механизмов запуска

На американских подлодках имеется по четыре стандартных торпедных аппарата. Они располагаются по два с каждого борта. Угол расположения — 10-12 градусов, что обеспечивает возможность выполнения торпедного залпа с максимальной глубины. Это обстоятельство позволяет значительно снизить демаскирующие факторы. Труба каждого аппарата состоит из трех секций. Как и в отечественных торпедных шахтах, американские ракеты располагаются на поддерживающих роликах и направляющих. Стрельба инициируется в зависимости от открытия или закрытия крышки аппарата, что делает невозможным «выстрел в ногу», когда торпеда взрывается в самой подлодке.

На задней крышке торпедного аппарата имеется смотровое окно, при помощи которого можно следить за наполнением его полости и состоянием механизмов, манометром. Туда же крепятся выводы от корабельной электроники, которая контролирует процессы открытия крышек аппарата, их закрытие и непосредственный процесс запуска. Крылатая ракета «Томагавк» (характеристики ее вы прочтете в статье) выстреливается из шахты за счет работы гидравлических приводов. Один гидроцилиндр устанавливается на каждые два аппарата на каждый борт, работает он следующим образом:

  • Сперва в систему подается определенный объем сжатого воздуха, который действует одновременно и на шток гидроцилиндра.
  • За счет этого он начинает подавать воду в полость торпедных аппаратов.
  • Так как они заполняются водой быстро, начиная от задней секции, в полости создается избыточное давление, достаточное для выталкивания ракеты или торпеды.
  • Вся конструкция сделана так, что одномоментно с нагнетательной цистерной может быть соединен только один аппарат (то есть два с обеих бортов). Это препятствует неравномерному заполнению полостей торпедных шахт.

Как мы уже говорили, в случае надводных кораблей используются вертикально расположенные пусковые контейнеры. В их случае имеется вышибной пороховой заряд, который позволяет несколько повысить дальность полета крылатой ракеты «Томагавк» за счет экономии ресурса ее маршевого двигателя.

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

Сегодня Tactical Tomahawk является основной модификацией ракеты, состоящей на вооружении ВМС США.

Запуск крылатой ракеты

После поступления приказа на запуск начинается предполетная подготовка, которая должна занимать не более 20 минут. В этот же момент давление в торпедном аппарате сравнивается с таковым на глубине погружения, чтобы старту ракеты ничего не мешало.

Производится ввод всех необходимых для проведения стрельб данных. Когда поступает сигнал, гидравлика выталкивает ракету из шахты. На поверхность она всегда выходит под углом около 50 градусов, что достигается в результате работы систем стабилизации. Вскоре после этого пиропатроны сбрасывают обтекатели, раскрываются крылья и стабилизаторы, включается маршевый двигатель.

За это время ракета успевает взлететь на высоту приблизительно 600 м. На основном участке траектории высота полета не превышает 60 метров, а скорость — достигает 885 км/ч. Сперва наведение и курсовую корректировку осуществляет инерциальная система.

История создания

В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.

1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.

1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».

1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от и BGM-110A от .

1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».

1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.

1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.

1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.

Что представляет собой КР «Томагавк»

Американская армия стала одной из первых в мире, которая в массовом порядке получила на оснащение новый тактический ракетный комплекс. Появившаяся в 1983 году крылатая ракета стала самой массовой в своем классе. К тому же это один из немногих образцов современных видов вооружений, которые были задействованы практически во всех военных конфликтах. С «Томагавками» связана история военных действий во время первой войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), последующие действия многонациональных сил НАТО в Югославии в 1999 году. Уже в новом тысячелетии американские «Томагавки», имеющие двадцатилетний послужной список, снова стали одним из основных видов вооружения на поле боя.

Сбитые томагавки

Причина таких качеств оружия кроется в устройстве ракеты и в особенностях ее конструкции. Впервые на крылатую ракету была установлена система наведения, обеспечивающая снаряду полную автономность в полете. Ракета действует по принципу – навел, выпустил и забыл. Для контроля над летящим снарядом не требуется ни помощь оператора-наводчика, ни наличие спутниковой системы наведения. Боевая начинка в несколько сотен килограммов взрывчатки способна была вывести из строя любую цель, как на море, так и на суше. Высокие боевые характеристики стали плодом длительных конструкторских разработок, на которые американское военное ведомство потратило колоссальные суммы. Только на разработку проекта в 1973 году американские налогоплательщики потратили 560 тыс. долларов. В дальнейшем, уже на доводку опытного образца ушло свыше одного миллиона долларов.

Создание Томагавка

Испытания первых образцов новой ракеты продолжались 6 лет. Только в 1983 году после более 100 контрольных пусков Пентагон заявил о принятии новой крылатой ракеты на вооружение американских вооруженных сил. Создавалась эта ракета как универсальное ударное средство, способное нести ЯЗ и обычные заряды. В качестве пусковой платформы предполагалось использовать корабли различных классов, включая атомные подводные лодки и самолеты стратегической авиации ВВС США, поэтому изначально создавались модификации крылатых ракет, приспособленных для надводного и подводного пуска. Новый ракетный комплекс «Томагавк» состоял из крылатых ракет, пусковых установок и системы управления ракетной стрельбой.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

обзор

BGM-109G был разработан в противовес мобильной БРСД и КУРБ ядерных ракет ( SS-20 Saber ) , развернутой в Советском Союзе в странах Восточной Европы Bloc . КРНБ и армии США «s Pershing II , возможно, стимулы , которые способствовали Советскую готовность подписать договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД договора), и , таким образом , возможно , снижение угрозы ядерной войны в Европе. КРНБ также общий термин для любых наземного базирования крылатых ракет. Поскольку США развернут только один современную крылатую ракету в тактической роли, название КРНБА застряло. КРНБ был построен General Dynamics .

Что представляет собой КР «Томагавк»

Американская армия стала одной из первых в мире, которая в массовом порядке получила на оснащение новый тактический ракетный комплекс. Появившаяся в 1983 году крылатая ракета стала самой массовой в своем классе. К тому же это один из немногих образцов современных видов вооружений, которые были задействованы практически во всех военных конфликтах. С «Томагавками» связана история военных действий во время первой войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), последующие действия многонациональных сил НАТО в Югославии в 1999 году. Уже в новом тысячелетии американские «Томагавки», имеющие двадцатилетний послужной список, снова стали одним из основных видов вооружения на поле боя.

Причина таких качеств оружия кроется в устройстве ракеты и в особенностях ее конструкции. Впервые на крылатую ракету была установлена система наведения, обеспечивающая снаряду полную автономность в полете. Ракета действует по принципу – навел, выпустил и забыл. Для контроля над летящим снарядом не требуется ни помощь оператора-наводчика, ни наличие спутниковой системы наведения. Боевая начинка в несколько сотен килограммов взрывчатки способна была вывести из строя любую цель, как на море, так и на суше. Высокие боевые характеристики стали плодом длительных конструкторских разработок, на которые американское военное ведомство потратило колоссальные суммы. Только на разработку проекта в 1973 году американские налогоплательщики потратили 560 тыс. долларов. В дальнейшем, уже на доводку опытного образца ушло свыше одного миллиона долларов.

Испытания первых образцов новой ракеты продолжались 6 лет. Только в 1983 году после более 100 контрольных пусков Пентагон заявил о принятии новой крылатой ракеты на вооружение американских вооруженных сил. Создавалась эта ракета как универсальное ударное средство, способное нести ЯЗ и обычные заряды. В качестве пусковой платформы предполагалось использовать корабли различных классов, включая атомные подводные лодки и самолеты стратегической авиации ВВС США, поэтому изначально создавались модификации крылатых ракет, приспособленных для надводного и подводного пуска. Новый ракетный комплекс «Томагавк» состоял из крылатых ракет, пусковых установок и системы управления ракетной стрельбой.

Тактико-технические характеристики

  • Масса: ~ 1300 кг
    Длина: 5,1 м
    Диаметр: 0,166 м
    Размах крыла: 2,84 м
    Боевая часть: 450 кг, типа BROACH
    Двигатель: ТРДД TRI 60-30 подразделения Microturbo фирмы Turbomeca
    • тяга двигателя: 4,5-5,7 кН

    Дальность: свыше 250 км
    Высота полёта: 30-40 м
    Скорость: 0,8 М (~1000 км/ч)
    Система наведения:

    • на маршевом участке: Автономная инерциальная, комплексированная с GPS (в перспективе, с GNSS) и экстремально-корреляц онной системой коррекции по земной поверхности (TERPROM)
      на конечном участке: Тепловизионная ГСН

    Носители: Tornado GR.4, итальянский Tornado IDS, Eurofighter Typhoon, Dassault Mirage
    2000, Dassault Rafale, F-35 и Nimrod MRA4.

Запуск крылатой ракеты

После поступления приказа на запуск начинается предполетная подготовка, которая должна занимать не более 20 минут. В этот же момент давление в торпедном аппарате сравнивается с таковым на глубине погружения, чтобы старту ракеты ничего не мешало.

Производится ввод всех необходимых для проведения стрельб данных. Когда поступает сигнал, гидравлика выталкивает ракету из шахты. На поверхность она всегда выходит под углом около 50 градусов, что достигается в результате работы систем стабилизации. Вскоре после этого пиропатроны сбрасывают обтекатели, раскрываются крылья и стабилизаторы, включается маршевый двигатель.

За это время ракета успевает взлететь на высоту приблизительно 600 м. На основном участке траектории высота полета не превышает 60 метров, а скорость — достигает 885 км/ч. Сперва наведение и курсовую корректировку осуществляет инерциальная система.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: