«наш ответ «томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета х-101/х-102

Гиперзвуковое движение и гиперзвуковой полёт

Однако отнюдь не всякое гиперзвуковое движение можно назвать гиперзвуковым полётом. В конце концов, в бытовом плане «летит» и брошенный вами камень, только вот никто его не рассматривает как «летательный аппарат».

Необходимым условием для того, чтобы назвать движущееся в атмосфере тело «летательным аппаратом», является так называемое аэродинамическое качество — отношение подъёмной силы аппарата к его лобовому сопротивлению. Обычно лобовое сопротивление рассматривается как вредное воздействие, в то время как подъёмная сила расценивается как полезная, так как позволяет, например, осуществлять горизонтальный или вертикальный манёвр. С этой точки зрения спускаемые аппараты советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлона» не были гиперзвуковыми летательными аппаратами, хотя и двигались в земной атмосфере с гиперзвуковыми скоростями, так как имели аэродинамическое качество в диапазоне 0,25-0,368. Однако даже такой скромный коэффициент позволил этим спускаемым аппаратам осуществлять так называемый «спуск по аэродинамической траектории» с перегрузками в 4-6 g, в то время как первые советские космические корабли «Восток», у которых аэродинамическое качество было в районе 0,05–0,1, падали по «баллистической траектории» и мучили первых советских космонавтов запредельными перегрузками в 9 g.

Баллистическая траектория — это стандартная траектория ядерных боеголовок первых поколений баллистических ракет, которые стояли в 1960–1980-е годы на вооружении СССР, США и КНР. Такие ракеты и их головные части, хоть и двигались с гиперзвуковыми скоростями на конечном участке выведения и на участке входа в атмосферу, не могли маневрировать и менять свою траекторию, в силу чего становились лёгкой добычей для ракет системы ПРО.

Вверху «Газель», внизу «Спринт» в моменты загрузки ракет.

После разработки в СССР и в США сверхскоростных ракет-перехватчиков (в СССР — система 53Т6 «Газель», в США — система «Спринт»), которые в течение нескольких секунд достигали скорости в 17 Махов, стало ясно, что такие ракеты ПРО могут перехватить даже боеголовку, которая заходит по баллистической траектории на свою цель, для этого лишь было необходимо её обнаружить и вовремя запустить ракету-перехватчик в выбранную точку встречи.

Логичным ответом на такого рода противоядие стала разработка управляемых гиперзвуковых боевых блоков. Первыми в этом направлении добились успеха в СССР — для знаменитой МБР Р-36М2 «Воевода» (SS-18 Satan в западной классификации) в днепропетровском ОКБ «Южное» в конце 1970-х годов разработали управляемый боевой блок 15Ф178. Блок был оснащён достаточно простой системой маневрирования, которая представляла из себя отклоняемый конус на носу блока. Такой конус позволял на гиперзвуковых скоростях управлять блоком без применения двигателей. В 1980-х годах было проведено шесть испытаний управляемого гиперзвукового блока, а после распада СССР работы были продолжены на подмосковном «НПО Машиностроение». Проект получил название МБР «Альбатрос» и предполагал создание ракеты с маневрирующим и планирующим гиперзвуковыми блоками, которая могла бы осуществлять неожиданный гиперзвуковой манёвр до 1000 километров по горизонтали и поражать цели в непредсказуемых местах и с неожиданных направлений, полностью обесценивая усилия системы ПРО по перехвату блоков. С другой стороны, стало понятно, что управляемые гиперзвуковые блоки всё-таки имеют свои ограничения — их аэродинамическое качество хоть и позволяло изменять траекторию падения, всё же было недостаточным для настоящего управляемого гиперзвукового полёта, так как любой их манёвр сопровождался неизбежной потерей скорости и высоты. Для управляемого боевого блока, летящего «один раз», это было несущественно, но всё-таки гиперзвуковыми летательными аппаратами их можно было назвать чисто условно.

В середине 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё были прекращены, но уже через несколько лет на месте закрытой темы «Альбатроса» были развёрнуты работы над новыми гиперзвуковыми маневрирующими блоками для ракеты «Тополь-М» и её развития — МБР «Ярс», а также созданы гиперзвуковые блоки для других ракет нового поколения — «Сармата» и «Булавы».

Навигация в полете

«Военный энциклопедический словарь» дает такое общее определение крылатой ракеты: «Управляемая ракета с несущими поверхностями (крылом), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. На крылатых ракетах используются ракетные (жидкостные, твердотопливные) и воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие) двигатели». Нетрудно заметить, что под такое определение попадают ракеты самых разных классов и дальностей. Однако в печати и в обиходе «крылатыми ракетами» обычно называют ракеты большой дальности, причем выполненные по самолетной схеме (с одним крылом), предназначенные для поражения особенно важных целей в глубине обороны или территории противника. Интерес к крылатым ракетам (КР) большой дальности тем более широк, что две сверхдержавы, США и СССР, хотя и по разным причинам, сделали их «национальным оружием».

«Управляемое» оружие, конечно, имеет в своем составе систему наведения. Уже в первом поколении КР можно встретить различные системы всех основных направлений — автономные, телеуправления, самонаведения, комбинированные.

Автономная система обеспечивает полет ракеты по заранее заданной (программной) траектории с помощью приборов, расположенных на ее борту. Из различных вариантов (автопилотирование, астро-и радионавигация, инерциальные системы) наибольшее распространение получили последние, став практически обязательным элементом в ракетах большой дальности. Инерциальная система основана на выдерживании программной траектории с помощью гиростабилизированной платформы, задающей собственную систему координат на ракете, и акселерометров, измеряющих ускорения ракеты относительно координатных осей. В астронавигационных системах, вызывавших одно время широкий интерес разработчиков крылатых ракет, привязка траектории производилась по двум ярким звездам. Астронавигация сочеталась с автопилотом или инерциальной системой.

Телеуправление предполагает наличие внешней аппаратуры управления, измеряющей координаты цели и ракеты и вырабатывающей необходимые управляющие команды. Применялись системы с передачей команд по радио, с автоматическим наведением по лучу радиолокатора, телевизионные (изображение с ракеты передавалось оператору).

Самонаведение используется на конечном участке траектории и обеспечивается головкой самонаведения ракеты. Последняя работает либо за счет контраста самой цели с окружающим фоном в радио-, инфракрасном, оптическом диапазонах (пассивное самонаведение), либо использует отраженное целью излучение от устройства подсветки, установленного на самой ракете (активное самонаведение) или отдельно (полуактивное).

Создание

17 июня 1958 года, по Постановлению Совета министров Советского Союза, были начаты работы по созданию авиационно-ракетной комплекса К-22, для его дальнейшей установки на сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Главным элементом системы стала крылатая ракета Х-22 «Буря». За разработку комплекса взялся дубненский филиал ОКБ-155. Ракета создавалась в двух версиях: для поражения отдельных кораблей (радиолокационно-контрастные точки) и авианосных ордеров или конвоев (площадные цели). Система наведения была разработана в КБ-1 ГКРЭ сразу в трех вариантах: с активной РГСН (радиолокационной головкой самонаведения), с пассивной РГСН и с автономным счислителем пути ПСИ.

Материалы

При разработке ракеты Х-22, первостепенным условием было сохранение ее работоспособности при высоких температурах. Дело в том, что при полете на близких к максимальным скоростях, поверхности ракеты нагреваются до 420 °С. Таким образом, использование алюминиевых сплавов, которые широко применяются в ракето- и авиастроении, но «держат» лишь 130 °С, было невозможным. Конструкторам пришлось отказаться и от многих других материалов, подверженных потере структуры и прочности с нагревом. В результате в качестве основных материалов были выбраны нержавеющие стали и титан. Для изготовления крупногабаритных элементов широко использовалась сварка.

Силовые элементы фюзеляжа, крыла и оперения были стальными, а обшивка и некоторые узлы, поверженные перегреву, производились из титанового сплава. Теплозащитные кожухи и экраны также выполняются из титана. Для внутренней теплоизоляции использовались специальные маты. Внутренние элементы каркаса под оборудование, а также балки и рамы для крепления аппаратуры выполняются методом крупногабаритного литья из легких магниевых сплавов.

При создании стеклотекстолитовых радиопрозрачных обтекателей головки самонаведения, конструкторы столкнулись с рядом трудностей, связанных с необходимостью поддержания их стабильных характеристик при температурах до 400 °С. В результате обтекатели стали делать из термостойких клеев, радиопрозрачного материала, кварцевых тканей и минеральных волокон.

США и Китай — мы тоже в деле!

Понятно, что создание в России гиперзвукового управляемого боевого блока и массовое разворачивание его на серийных МБР, вызвало симметричный ответ со стороны США и Китая.

Advanced Hypersonic Wheapon

В США основная программа разработки управляемых гиперзвуковых блоков получила название Advanced Hypersonic Wheapon (AHW) и включала в себя два испытания (в 2011 и в 2014 году), второе из которых закончилось неудачно. Как оказалось, даже планирование на гиперзвуковых скоростях сопряжено с целым рядом неприятных аэродинамических эффектов, которые делают задачу создания управляемого блока отнюдь не столь тривиальной задачей.

DH-17 или же DF-ZF

С похожими проблемами по разработке гиперзвуковых блоков столкнулся и Китай, в планы которого входит создание управляемого блока DH-17 (иногда называемого DF-ZF). Этот блок уже семь раз испытывался в КНР (в 2014–2017 годах), и, хотя результаты испытаний не оглашаются, со стороны Китая прозвучало заявление, что система будет готова не ранее 2020 года. Формально DH-17 объявлен «научным гиперзвуковым планером», однако и американские, и российские военные эксперты уверены в его военном назначении. Впрочем, задержка в создании DF-ZF может быть связана и с тем, что китайские военные замахнулись на создание не просто управляемого баллистического блока (боеголовки с управляющим отклоняемым конусом), но полноразмерного гиперзвукового планера, который может осуществлять сложный атмосферный манёвр. В таком случае китайский аппарат должен обладать уже гораздо более серьёзным аэродинамическим качеством, сравнимым с параметрами космических «челноков» (у «Спейс Шаттла» оно составляло 1, а у «Бурана» — 1,3). Конечно, это по-прежнему напоминает «полёт топора», для сравнения: у первого планера братьев Райт аэродинамическое качество составляло 6,5, а у серийного сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 аэродинамическое качество больше 19. Однако такой аппарат может лететь по гораздо более сложным траекториям, нежели простой управляемый гиперзвуковой блок, что делает процесс его перехвата системой ПРО ещё более нетривиальной задачей.

Falcon HTV-2

Схожую концепцию «хорошего гиперзвукового летательного аппарата» начали разрабатывать и в США, где в 2010 и в 2011 годах было проведено два испытания гиперзвукового аппарата Falcon HTV-2 по секретной программе правительственного агентства DARPA. Оба испытания закончились неудачно, хотя аппарат и развил, согласно сообщениям при планировании, скорость в 20 Махов, в испытании 2010 года связь с ним была утрачена на 9-й минуте полёта, а в испытании 2011 года HTV-2 смог продержаться чуть дольше, просуществовав целых 26 минут. Впрочем, даже это не спасло программу Falcon HTV-2 от фактического закрытия — результаты испытаний были признаны неудовлетворительными.

Крылья и оперение

Крыло треугольной формы со стреловидность в 75°, по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль, относительная толщина которого составляет 2 %. Достаточный уровень прочности и жесткости крыла, при его малой строительной высоте (у корня всего 9 см), обеспечивается за счет использования многолонжеронной конструкции и толстостенной обшивки. Площадь каждой из консолей составляет 2,24 м3.

Цельноповоротные консоли оперения имеют относительную толщину 4,5 % и отвечают за управление ракетой по курсу, крену и тангажу. Под фюзеляжем имеется также нижний киль, устанавливаемый для повышения путевой устойчивости ракеты Х-22. В нем размещаются некоторые антенны оборудования. Изначально, нижний киль делали съемным и крепили к ракете после ее подвешивания на самолет-носитель. Позже, для удобства транспортировки его оснастили шарнирным креплением, благодаря которому вовремя полета киль складывается в правую сторону. Это позволило уменьшить транспортировочную высоту ракеты до 1,8 м.

Первоначальные трудности применения

Первые крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) были разработаны под самолеты дальней бомбардировочной авиации. В отечественную фронтовую авиацию они пришли позже, чем в странах НАТО и стали приниматься на вооружение в конце 60-х годов ХХ века. Тогда в ВВС СССР было мнение, что истребители при полетах на сверхзвуковых скоростях не должны заниматься уничтожением малоразмерных объектов, ведь применение КРВБ влияло на маневренность самолета. 

Действительно, из-за особенности наведения на цель по радиокомандному способу крылатые ракеты доставляли летчику-истребителю двойную работу. Необходимо было и наводить ракету и управлять самолетом. В дальней авиации функция наведения ракет и управление самолетом были распределены между членами экипажа.

Сомнения были опровергнуты опытом применения КРВБ авиацией США во время войны во Вьетнаме. Речь идет о боевой операции по уничтожению железнодорожного моста Тань Хоа под Ханоем. Этот 165-метровый мост авиация США пыталась уничтожить много раз с помощью стандартных бомбардировок. При этом было потеряно больше десятка самолетов. Лишь в мае 1972 года при налете звена F-4D, оснащенных управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 Bullpup» мост был разрушен, причем, хватило одной атаки.

af.mil
Истребители США F-4D, оснащенные управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 и уничтоженный мост под Ханоем.

История

Разрезной макет Х-23.

В 1963 году были проведены испытания по применению ракет РС-2УС класса «воздух-воздух» по наземным целям. Такой вариант применения был признан возможным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и слабой боевой части. В 1965 году Вьетнам, успев убедиться в эффективности американской ракеты AGM-12 «Булл-пап» в разгоревшейся Вьетнамской войне, запросил Советское правительство о возможности поставки ракет класса «воздух-земля». В ответ на этот запрос, ОКБ Микояна совместно с Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем разработали технические предложения по разработке такой ракеты. Пройдя одобрение на коллегии Министерства авиационной промышленности (МАП) технические предложения были переданы в ОКБ-134 (с 1966 года — МКБ «Вымпел») и на завод № 455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»).

ОКБ-134 разрабатывала ракету под обозначением Х-23 управляемую лётчиком с помощью радиокомандной системы наведения. Но, выполнить требования по интеграции системы наведения в существующие типы самолётов ОКБ-134 не удавалось, сроки выполнения проекта затягивались. Весной 1966 года ВВС СССР приняли предложение завода № 455 о разработке ракеты на основе отработанного принципа наведения по лучу самолетной РЛС и с использованием уже выпускаемых заводом узлов серийных ракет РС-2УС и Р-8, включая двигатель, аппаратуру наведения и элементы корпусов, базировавшееся на эксперименте с применением РС-2УС по наземным целям с самолёта МиГ-19ПМ. Основным требованием к ракете было размещение мощной 100-килограммовой боевой части.

12 марта 1966 года, для разработки КД ракеты получившей обозначение Х-66, на заводе № 455 приказом № 100 МАП из серийного отдела, сопровождавшего на производстве ракеты РС-2УС и Р-8, было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Руководителем нового ОКБ был назначен Юрий Николаевич Королёв. Двигатель Х-66 заимствовался у Р-8, при этом он оснащался двухсопловым блоком, как у ракеты РС-2УС, выводившим истекающие газы по бокам корпуса (так как в хвостовом отсеке размещалась приемная аппаратура и антенна радиокомандной системы наведения). С ракеты РС-2УС была взята система наведения по направленному радиолучу самолётного радиолокационного прицела РП-21 и узел подвески.

Лётные испытания Х-66 были проведены в период с по 1968 год и закончились принятием её на вооружение, согласно приказу министра обороны № 0075 от 20 июня 1968 года.

Х-23

МКБ «Вымпел» сосредоточилось на разработке ракет «воздух-воздух», передав наработанный задел по ракете Х-23 с более совершенной радиокомандной пропорциональной системой наведения в ОКБ «Звезда». Разработка в Калининградском КБ новой ракеты принявшей индекс Х-23 была начата ещё до завершения испытаний Х-66. К заводским лётным испытаниям эти ракеты были подготовлены в конце 1967 года.

Собранные десять ракет Х-23 («изделие 68») испытывались с конца 1967 года по конец 1969 года. На этих испытаниях было выявлено влияние продуктов горения трассера на приёмник радиокомандной системы также размещённый в хвостовой секции, что потребовало доработки ракет.

Государственные испытания (ГИ) ракеты Х-23 в составе вооружения самолётов МиГ-23 и МиГ-23Б были начаты 20 марта 1970 года. К 3 октября 1973 года, моменту завершения ГИ, было выполнено большое количество пробных пусков. В 1974 году Х-23 была принята на вооружение.

Версии

Су-17 М3 оснащены ракетой Х-23.

  • Х-66  : оригинальный вариант ракеты на базе К-8.
  • Х-23 ( Изделие 68 ): первая телеуправляемая версия, оснащенная усовершенствованным подруливающим устройством.
  • Х-23М  : усовершенствованный Х-23 с ракетной техникой семейства «Х-25» .
  • Х-23Л  : обозначение, данное западными странами для версии с лазерным наведением, которая фактически была только Х-25 (АС-10 «Карен» ).
  • A921  : версия, произведенная по лицензии в Румынии.
  • Гром ( Grom 02 ): Сербская версияпоявилась в 80-х. Ее не следует путать с польской переносной ракетой .
  • Grom-B ( Grom 2 ): версия с ТВ -передачей, выпущенная сербским институтом Войно-Технички в конце 1990-х годов. В нем используется датчик, аналогичный датчику AGM-65B Maverick .

Проверка боем

Боевое крещение ракеты Х-25МЛ прошли в Афганистане, когда были применены против высокозащищенных, в основном, скальных укрытий. Вести огонь из танков и БТР по таким целям было малоэффективно, а применение НУР с вертолетов наносило минимальный ущерб. 

Первыми ракеты Х-25МЛ получили штурмовики Су-25. Фактически работа Х-25МЛ походила на снайперскую: наши летчики с дальности 4-5 км в режиме пологого пикирования точно «укладывали» ракеты во все ДОТы и пещеры со складами оружия моджахедов. Всего в Афганистане было зафиксировано 129 пусков ракет Х-25МЛ. 

mil.ru
Подвеска ракеты Х-25М на самолет ВКС в Сирии.

В настоящее время ракеты Х-25М используют не только российские ВКС, но и сирийские ВВС для ударов по объектам террористов из радикальных группировок. 

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме

«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

Варианты

Сухой Су-17М3 с ракетой Х-23

  • Х-66 — оригинальная балочная ракета на базе К-8
  • Х-23 (Изделие 68) — Первая версия командно-наведения с улучшенным порохом
  • Х-23М — улучшенный Х-23 с техникой семейства Х-25
  • Х-23Л — Западное название версии с лазерным наведением, которая фактически была базовой. Х-25 (АС-10 ‘Карен’)
  • A921 — Версия сделана в Румынии
  • Гром (Grom 02) — югославская версия, появившаяся в 1980-х годах. Это не следует путать с Польский ЗРК
  • Гром-Б (Grom 2) — телепрограмма от Института Войно-Техники Сербии середины-конца 1990-х годов; использует искателя на основе AGM-65B Maverick

История и развитие

Неубедительное начало

Работы по созданию ракет класса «воздух-воздух» начались на Калининградском машиностроительном заводе (впоследствии «Завод № 455», а затем «Звезда-Стрела» ) в 1955 году . Эти исследования привели к созданию семейства ракет К-5 (АА-1 «Щелочь» ) с лазерным наведением, в том числе К-51 (РС-2-УС), установленного на самолетах Су-9 «Рыбный горшок». . ОКБ-4 конструкторское бюро МОЛНИЯ (позже переименован Вымпел НПО ), а затем во главе с Бисноват, хотел продолжать производство ракет, таких как Bisnovat Р-40 (AA-6 «едкий» ). Впоследствии, в 1963 году, РС-2-УС прошла испытания как ракета класса «воздух-поверхность». Результаты привели к выводу, что его низкая нагрузка и неточные указания военного сделал такое заявление «не имеет значения .

Насущная необходимость

Однако в году Северному Вьетнаму потребовалась советская ракета класса «воздух-поверхность», когда американцы только что получили AGM-12 Bullpup в ВВС США перед тем, как вступить в конфликт. ВАпрель 1965 г.ОКБ-134 начало активно работать над этим проектом под названием «Х-23», но постоянно возникали проблемы с созданием надежной и эффективной системы наведения на существовавших тогда самолетах. . В результате Юрий Н. Королев выступил с собственными предложениями, основанными на опыте предыдущих испытаний, проведенных на РС-2-УС. Постановлением № 100 г.12 марта 1966 г.от Министерства авиационной промышленности. Так родилось будущее ОКБ «Звезда», переименованное в году.

Разработка и настройка

Оружие, которое было произведено впоследствии, использовало корпус К-8, систему наведения и движущую силу К-5, но вес его полезной нагрузки увеличился с 13  кг до более 100  кг . Это имело огромное преимущество в том, что новое оружие можно было нести на любом из устройств, которые могли стрелять из К-5. Концепция была начата в 1966 году, поэтому проект получил название Х-66, или Изделие 66 ( «Статья 66» ). Х-66 — это оружие с лазерным наведением, которое проходило летные испытания на МиГ-21ПФМ в 1967 году и было запущено в серийное производство в 1968 году.20 июня 1968 г.. Это было на самом деле лишь промежуточным решением, так как это требуется наводчику вести нос вниз отношение к своей цели, чтобы быть в состоянии «свет» он с лазером и направлять ракету к нему.

Параллельно Королев возобновил работы над проектом Х-23, который должен был быть установлен на новом советском истребителе МиГ-23. Х-23 стал усовершенствованием Х-66 с более мощным двигателем и новой системой наведения Дельта-Р1М . Основное отличие заключалось в его системе радиоуправления с дистанционным управлением, аналогичной системе буллпапа, позволяющей тянуть и визуально управлять им с самолета, летящего по горизонтали (чего не позволял Х-66). Первые десять экземпляров были испытаны в начале 1968 года, но значительные задержки были вызваны неправильным наведением, когда выхлоп ракеты мешал работе антенны. После того, как приемник был перемещен в хвостовую часть ракеты, правительство провело испытания ракеты на МиГ-23 и МиГ-23Б, между20 марта 1970 г. и 3 октября 1973 г., и поступил на вооружение в 1973 году. Версия Х-23 с лазерным наведением, Х-25, стала базой семейства АС-10 «Карен» . Позднее их технология была перенесена на Х-23, и в 1974 году родилась версия Х-23М.

Позже Х-23 производили по лицензии Румыния и Югославия . В 1977 году, упражнение Х-23 был уволен из Ка-252TB вертолета, прототип нападение транспортного вертолета .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: