Самый мощный и непобедимый крейсер в мире

Примечания

  1. Корабль имел народное прозвище «Mighty Hood», что примерно означает «Здоровяк Худ»
  2. В состав группы H также входили: авианосцы Eagle и Illustrious, линейный крейсер Renown и линкор Nelson
  3. «Принц Уэльский» был принят в состав флота лишь 31 марта 1941, его артиллерия не была как следует испытана, команда состояла из новобранцев и на борту еще оставались рабочие, устранявшие недоделки.
  4. В слежении за группой «Бисмарка» принивали участие и другие силы британского флота и морской авиации
  5. Холланд приказал стрелять по головному кораблю, полагая, что это был «Бисмарк», на самом деле первым шел Prinz Eugen. Вскоре ошибка выяснилась и огонь был перенесен на «Бисмарк».
  6. Тед Бриггс (Ted Briggs), Боб Тилберн (Bob Tilburn) и Билл Дандес (Bill Dundas)

3. Оценка проекта

На момент строительства корабль получился довольно необычным для моряков, не привыкших к тому, что хорошо вооруженный и сильно бронированный корабль может развивать скорость в 31 узел. Поэтому существовали разногласия по поводу того, к какому же классу отнести этот корабль — к линкорам или же к линейным крейсерам. Являясь самым крупным боевым кораблем на момент постройки, он сочетал в себе высокую огневую мощь, соответствующую линкорам типов «Куин Элизабет» и «Ривендж», сильное бронирование (хоть и несколько уступавшее этим кораблям, но в целом оно было достаточно мощным), и высокую скорость хода. По этому показателю «Худ» превосходил почти все как линкоры, так и линейные крейсера. Таким образом британцы смогли создать вполне сбалансированный корабль, который превосходил все корабли, которые могли держать такой же (или даже больший) ход, и был быстроходнее более мощных кораблей (а ведь это позволяло устанавливать выгодную для себя дистанцию боя).

У корабля были и недостатки. Это недостаточное бронирование палуб (что скорее всего и сыграло роковую роль в судьбе линейного крейсера), барбетов и траверзов. Противоторпедная защита была неудачной, что подтверждает гибель дредноута «Одейшес» от подрыва на одной-единственной мине. Для своего времени это был корабль, который было очень трудно одолеть в бою, но при отсутствии серьезных модернизаций к началу Второй мировой войны он устарел. Бронирование на нем существенно не усиливалось, угол возвышения орудий не увеличивался (что негативно сказалось на дальности стрельбы), а износ механизмов не позволял развивать больше 27-28 узлов.

В итоге один из наиболее сбалансированных на момент своего появления корабль к началу войны стало опасно подставлять под удар современных быстроходных линкоров «Бисмарк», «Ришелье», «Норт Кэролайн» и «Литторио». Они имели превосходство в скорости на 2-3 узла (кроме «Норт Кэролайн»), равенство или даже превосходство в вооружении (8 380-мм орудий — «Бисмарк», «Ришелье», 9 381-мм орудий — «Литторио», 9 406-мм орудий — «Норт Кэролайн»), а также в целом более сильное бронирование, поэтому «Худ» проигрывал всем без исключения «одноклассникам».

Такого положения вещей можно было бы избежать, если в межвоенный период линейный крейсер прошел бы одну-две большие модернизации. За этот период прогресс в котлотурбинных установках значительно продвинулся, заменив котлы и турбины, можно было бы добиться значительного облегчения всей силовой установки, а сэкономленный вес пустить на усиление бронирования. Также необходимо было увеличить угол возвышения стволов с 30 градусов до 35-45, что обеспечило бы прирост дальности стрельбы. В результате этих мер британцы получили бы достаточно полноценный быстроходный линкор, способный если и не сражаться на равных с новейшими зарубежными линкорами, то по крайней мере дать им достойный отпор, а вот модернизированные линкоры и линейные крейсера времен Первой Мировой были бы ему вполне «по зубам» (самые скоростные из них развивали 30 узлов, но при этом уступали в вооружении и бронировании даже после модернизации-это и итальянские дредноуты, и менее скоростные, но несколько лучше вооруженные и сильнее защищенные (на фоне итальянцев) японские линкоры. Старые же линкоры остальных стран были слишком тихоходны (американские типов «Нью-Мексико», «Теннеси», «Колорадо», и более старые, а также французские типов «Курбе» и «Бретань»)). Однако «Худ» был как бы «лицом» британского флота и нужен был в строю, а не в доке. Именно эта ценность корабля для британского флота и заставляла использовать его «по полной программе», что в итоге обернулось для него весьма плачевно…

Мог доковаться только в трёх местах: Портсмут, Розайт и частный док «Гладстон-Док» в Ливерпуле. В Розайте под него специально модернизировали Королевский док № 2. Из-за перегрузки по отношению к первоначальному проекту (осадка на 1,14 м больше проектной) часть главного броневого пояса ушла под воду, соответственно уменьшился надводный борт. По этой же причине был склонен к заливанию большими массами воды. При больших скоростях корма постоянно заливалась водой.

Класс «Адмирал»

Линейные крейсеры типа «Адмирал» были задуманы как улучшенные версии линкоров типа Queen Elizabeth, но были переделаны в кормовые линейные крейсеры. ээ адмирал Джон Джеллико, командующий Великим флотом, не видел реальной необходимости в дополнительных линкорах. количество немецких линейных крейсеров было заложено, которые превосходили основную массу линейных крейсеров Великого флота, поэтому конструкция была пересмотрена, чтобы противостоять им. Класс собирался состоять из HMS Hood, Энсона, Хоу и Родни — все имена знаменитых адмиралов, — но последние три корабля были приостановлены, поскольку материалы и рабочая сила, необходимые для их завершения, были необходимы для более высокого уровня. приоритетные торговые и эскортные суда. Их проекты были обновлены, чтобы учесть уроки Ютландской битвы, но Адмиралтейство в конце концов решило, что лучше начать все заново с чистого листа, поэтому они были отменены в 1919 году.

Капюшон, однако, был отменен. Достаточно продвинутый в постройке, он был завершен в 1920 году и сразу стал флагманом эскадрильи линейных крейсеров Атлантического флота. В 1923–24 Hood в сопровождении Repulse и нескольких крейсеров типа Danae совершил кругосветное путешествие с запада на восток через Панаму. Канал. 23 апреля 1937 г., после начала гражданской войны в Испании, она сопроводила трех британских торговых судов в гавань Бильбао, несмотря на присутствие крейсера Nationalist Альмиранте Сервера, который пытался заблокировать порт. Худ провел большую часть начала Второй мировой войны, патрулируя немецкие коммерческие рейдеры и сопровождая конвои. Как флагман Force H, базирующийся в Гибралтаре, она бомбила французские корабли во время атаки на Мерс-эль-Кебир. В мае 1941 года Худ и линкор Prince of Wales получили приказ перехватить немецкий линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen, когда они попытался прорваться в Северную Атлантику. В последующем сражении за Датский пролив кормовые магазины Худа взорвались, утопив ее в течение пяти минут после начала боя.

Корабль Основные орудия Броня Водоизмещение Движение Служба
Заложен Завершено Судьба
HMS Hood 8 × 15 дюймов 381 мм 12 дюймов 46 680 длинных тонн (47 429 т) 4 винта, паровые турбины,. 32 кН (59 км / ч; 37 миль / ч)) 1 сентября 1916 г. 15 мая 1920 г. Потоплен 24 мая 1941 г. немецким линкором «Бисмарк»
HMS Anson 9 ноября 1916 г. Приостановлен в марте 1917 г. Отменен 27 февраля 1919 г.
HMS Howe 16 октября 1916 г.
HMS Rodney 9 октября 1916 г.

4. Конструкция

4.1. Корпус

Цельноклепаный корпус собран по продольной системе набора. Корабль имел два внутренних вертикальных киля у ДП, и доковые кили. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на 25 отсеков. Все поперечные переборки доходили до верхней палубы. Двойное дно простирается на 218 метров. Имелись скуловые кили. Форштевень яхтенной формы. Котельные и турбинные отделения занимают 90 м средней части корабля. Отношение L/B=8.42. Увеличение осадки на 1 см — 50 тонн. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении — 0,99 м, при полном — 1, 28 м. Угол заката 69° и 73° соответственно.

4.2. Вооружение

4.2.1. Главный калибр

8 орудий калибра 381 мм (15″/42 Mark I) в двухорудийных башенных установках типа Mk.II Весь боекомплект 640 снарядов (80 на ствол). В военное время 132 на ствол. Максимальный вертикальный угол возвышения 30°, при этом дальность полёта снаряда 27 200 м. (147 каб) Сектор обстрела — 300° для каждой башни. Заряжение в любом положении ствола (до углов не более 20°). Поворот осуществлялся с помощью гидроприводов. Угловая скорость поворота башни — 2°/сек. Вертикалная скорость наводки ствола — 5°/сек. Диаметр барбета — 9 метров. Башни ГК имели форму многогранника, их бронирование выполнялось из крупповской цементированной брони толщиной: лоб — 381-мм, спереди сбоку — 305-мм; по бокам и корма — 279-мм, крыша — 127-мм. Общая масса вращающейся части башни ГК — 860 тонн.

4.2.2. Противоминный калибр

140-мм скорострельные орудия образца BL.Mk.I в установках CPII, на лафете образца Mk.II, угол возвышения 30°, дальность стрельбы 16 200 м (87 кбт) бронирование: спереди 38 мм; по бокам 25 мм; сзади открыта. 150 снарядов на ствол.

4.2.3. Зенитные орудия

4 102-мм орудия длиной ствола 45 калибров образца QF.Mk.V в установках образца Mk.III.HA, угол возвышения 80°. Смонтированы на орудийных станках образца Mk.IV. Орудия ручного заряжения и наведения скорострельностью 9-12 выстрелов в минуту, дальность по высоте 8 700 метров. Боекомплект 200 снарядов на ствол. 2 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомлектом 64 выстрела на ствол. (демонтированы в 1939 г.)

4.3. Бронирование

305-мм наклонный (12°) броневой пояс, высотой 2,9 м, установлен на прокладке из тикового дерева на протяжении 171,4 м (Позади него обшивка корпуса имела толщину 51 мм), от него до верхней палубы (шириной 2,75 м) 178-мм пояс.

4.4. Энергетическая установка

24 водотрубных котлов типа Ярроу с водогрейными трубками малого диаметра, на нефтяном отоплении, расположены в 4-х котельных отделениях. Рабочее давление пара 16,5 кгс/см². Суммарная площадь нагрева — 16 254 м². Требовали очистку через каждые 500 часов работы.
Четыре турбинных агрегата размещались в трёх машинных отсеках. В носовом отделении, наиболее широком, были установлены два агрегата, работавшие на оба внешних вала, в среднем — ещё один агрегат, для внутреннего вала левого борта, в кормовом же — агрегат для внутреннего вала правого борта. В состав каждого агрегата входили по одной турбине низкого давления и высокого давления. С передней стороны турбин высокого давления агрегатов внешних валов была установлена маршевая турбина экономического хода. Таким образом, в экономическом режиме крейсер шёл на двух машинах. Применение зубчатой передачи позволило уменьшить число оборотов вала до 210 в минуту, что повысило КПД винтов.
На каждый ТЗА имелся свой конденсатор, расположенный непосредственно под турбиной низкого давления (поддерживал вакуум до 0,075 кгс/см², поверхность составляла 2267 м²). Имелось также два вспомогательных конденсатора (один в среднем, другой в кормовом МО).
При скорости хода 14 узлов расход топлива 7,5 т/час, а дальность хода — 7500 миль. Запас топлива 4000 т максимальный.
8 динамомашин (2 дизельные, 2 турбинные, 4 паровые), каждый мощностью около 200 кВт, обеспечивали питание постоянным током (220 В)
4 вала диаметром 724-мм. Винты трёхлопастные постоянного шага диаметром 4,57 м, массой 20,3 тонны.
Руль — один полубалансирный. Управлялся с помощью рулевого привода Девиса. Дымовые трубы размером 5,5 х 7,5 м.

В средней части корпуса на ту же длину что и главный броневой пояс установлены бортовые наделки (були), шириной 3 метра, которые делились вертикальной и продольной переборками. Внутри булей, имелись также и поперечные переборки установленные через каждые 6 метров.

Тяжёлый крейсер «Тонэ»


Тяжёлый крейсер «Тонэ» Японские тяжёлые крейсера прекрасны, и дай нам волю, рейтинг состоял бы из них полностью, но возьмём всё же один, с кровью оторвём, можно сказать. Последний проект. Длинный профиль с изящным подъёмом бака к форштевню — самое то для бесконечных волн Пацифики. Сгруппированные в носу башни главного калибра… может, не слишком хорошо с точки зрения боевой устойчивости, но облегчает управление огнём, а как смотрится! В проёмах фальшборта ближе к корме дремлют 610-миллиметровые торпедные аппараты — «длинный меч» Императорского японского флота, который унесёт немало корабельных жизней! В меру тяжёлая надстройка намекает на солидный класс корабля, а запрокинутый комбинированный дымогар — на скоростные возможности. Корма занята под авиагруппу — гидросамолёты-разведчики. Это вообще очень похоже уже на решения будущих 1960-х, но тогда на кораблях уже появятся вертолёты.

Смелый учебный класс

HMS Яростный как первый законченный в 1917 году с отлетной палубой вперед и одной 18-дюймовой башней на корме

В Смелый класс состоял из трех линейные крейсеры, известные как «большие легкие крейсера», которые были номинально предназначены для поддержки Адмирал флота Лорд Джон Фишер Балтийский проект, который предназначался для высадки войск на немецком Балтийском побережье. Корабли этого учебный класс были быстрыми, но очень легкобронированными и имели всего несколько тяжелых орудий. Им дали неглубокий проект отчасти для того, чтобы они могли действовать на мелководье Балтийского моря, но также с учетом опыта, накопленного ранее во время войны. Чтобы максимизировать их скорость, Смелый класс были первыми крупные корабли Королевского флота использовать паровые турбины и малотрубные котлы. Это сделало их самыми быстрыми крупными кораблями из существующих, немного быстрее, чем даже Известностькорабли класса.

Первые два корабля, HMSСмелый и HMSСлавный, были введены в строй в 1917 году и во время войны патрулировали Северное море. Они участвовали во Второй битве у Гельголандской бухты и присутствовали, когда год спустя капитулировал флот открытого моря. Их сводная сестра HMSЯростный был разработан с парой 18-дюймовых (457-мм) орудий, самых больших орудий, когда-либо установленных на кораблях Королевского военно-морского флота, но был модифицирован во время строительства, чтобы иметь взлетная палуба и ангар вместо нее форвард турель и барбет. После нескольких патрулей в Северном море ее задняя башня была удалена и добавлена ​​еще одна летная палуба. Ее самолет атаковал дирижабль сараи во время Тондерн рейд в июле 1918 г. Все три корабля были положил после окончания войны, но были перестроены как авианосцы в течение 1920-х гг. Славный и Смелый были потоплены в начале Второй мировой войны и Яростный был продан на металлолом в 1948 году.

Корабль Основные пушки Броня Смещение Движение обслуживание
Положил Завершенный Судьба
HMSСмелый 4 × 15 дюймов 2 дюйма (51 мм) 22,560 длинных тонн (22,922 т) 4 винта, паровые турбины,32 узлов (59 км / ч; 37 миль / ч) 28 марта 1915 г. 28 октября 1916 г. Потоплен U-29, 17 сентября 1939 г.
HMSСлавный 1 мая 1915 г. 14 октября 1916 г. Потоплен немецкими линкорами Шарнхорст и Гнейзенау 8 июня 1940 г.
HMSЯростный 2 × 18 дюймов (457 мм) 22 890 длинных тонн (23 257 т) 8 июня 1915 г. 26 июня 1917 г. Продан на металлолом, 15 марта 1948 г.

Непобедимый учебный класс

HMS Негибкий около 1909 г.

В Непобедимыйкорабли класса были первыми линейными крейсерами в мире. Дизайн напоминал HMS. Дредноут, но пожертвовали броневой защитой и одним орудийная башня от основного аккумулятора на 4-морской узел (7,4 км / ч; 4,6 миль / ч) преимущество в скорости. Во время войны Негибкий и Неукротимый участвовал в неудачных преследование немецких кораблей Гебен и Бреслау в Средиземном море. Негибкий был отозван домой вскоре после этого, но Неукротимый оставались у Дарданелл, чтобы закупорить немецкие корабли до конца 1914 года, прежде чем вернуться в Великобританию. Непобедимый и Негибкий были отправлены в Южную Атлантику в конце 1914 года, чтобы выследить Немецкая восточноазиатская эскадрилья и уничтожил его на Битва за Фолклендские острова. Неукротимый участвовал в Битва при Доггер-банке в Северное море в начале 1915 г. Негибкий был сильно поврежден на этапе открытия Кампания Дарданеллы. Корабли сформировали 3-я эскадрилья линейных крейсеров в Ютландия куда Непобедимый был разрушен взрывом артиллерийский журнал. Два уцелевших корабля провели остаток войны, патрулируя Северное море, поскольку Флот открытого моря было запрещено Кайзер рисковать больше потерями. В начале 1919 года они были поставлены в резерв, а 1 декабря 1921 года проданы на металлолом.

Корабль Основные пушки Броня Смещение Движение обслуживание
Положил Введен в эксплуатацию Судьба
HMSНепобедимый 8 × 12 дюймов (305 мм) 6 дюймов (152 мм) 20,420 длинных тонн (20,748 т) 4 винта, паровые турбины,25 узлов (46 км / ч; 29 миль / ч) 2 апреля 1906 г. 20 марта 1909 г. Взорвался в Ютландской битве, 1916 г.
HMSНегибкий 5 февраля 1906 г. 20 октября 1908 г. Продается на металлолом, 1 декабря 1921 г.
HMSНеукротимый 1 марта 1906 г. 20 июня 1908 г.

Германия

Надо сказать, что все проекты «сумрачного тевтонского гения» после «Эрзац Йорка» представляют собой не более чем предэскизные наброски, осуществляемые без особого энтузиазма. В феврале-марте 1918 г абсолютно все в Германии понимали, что никаких закладок тяжелых кораблей до окончания войны уже не состоится, а что будет после ее окончания, предсказать никто не мог, однако ситуация на фронтах становилась все хуже и хуже. Потому уже не было никакого «борения мнений» адмиралов и конструкторов, проекты в значительной мере создавались «на автомате»: возможно, поэтому последние эскизы германских линейных крейсеров имели много общего.

Так, например, все они вооружались сверхмощными 420-мм пушками главного калибра, но количество орудий различалось – 4; 6 и 8 орудий в двухорудийных башнях. Вероятно, наиболее сбалансированным был проект на 6 таких орудий – интересно, что две башни располагалось в корме, и лишь одна – в носу. Несмотря на кажущуюся экстравагантность, такое расположение башен имело свои плюсы – в корме две башни разделяли машинные отделения, и они не могли быть выведены из строя попаданием одного снаряда, к тому же подобное расположение башен давало наилучшие углы обстрела в сравнении со схемой «две в носу – одна в корме».

Вертикальное бронирование было традиционно мощным – в проектах «Макензена» и «Эрзац Йорка» немцы, по большому гамбургскому счету, копировали защиту «Дрефлингера», ограничиваясь незначительным ее улучшением (а кое в чем — и ухудшением), и только сейчас, наконец-то, сделали давно напрашивающийся шаг и довели толщину бронепояса до 350 мм, утончавшегося к нижней кромке до 170 мм. Выше 350 мм участка располагался 250 мм, и предусматривался второй бронепояс 170 мм. Барбеты башен главного калибра имели толщину брони 350 мм над верхней палубой, 250 мм – за 170 мм вторым поясом и 150 мм – за 250 мм участком главного бронепояса. Интересно, что 350 мм бронепояс представлял собой единственную защиту борта в том плане, что он продолжался в нос и корму много дальше барбетов башенных установок главного калибра, но там, где он завершался, борт не имел никакой защиты. Нормальное водоизмещение этого линейного крейсера приближалось к 45 000 т и предполагалось, что он сможет развить 31 узел.

Вроде бы и можно говорить о том, что у немцев «вырисовывался» очень хорошо сбалансированный корабль, но, к сожалению, у проекта присутствовала «ахиллесова пята», имя ей – горизонтальная защита корабля. Дело в том, что (насколько известно автору) ее основу все еще составляла броневая палуба толщиной 30 мм без скосов, лишь в районе погребов доходившая до 60 мм. Конечно, с учетом прочих палуб горизонтальная защита была несколько лучше (у «Эрзац Йорка» она составляла 80-110, возможно – 125 мм, хотя последнее сомнительно) но, оставаясь на уровне предыдущих линейных крейсеров, она, конечно, была совершенно недостаточна.

В целом же можно говорить о том, что разработка линейных крейсеров, которые должны были последовать за «Эрзац Йорком», застыли на стадии, не позволяющей как следует оценить направление военно-морской мысли Германии. Видно стремление усилить вертикальную защиту, скорость и мощь главного калибра, но если бы Германия не проиграла Первую мировую войну и возобновила после нее строительство линейных крейсеров, то вероятнее всего, итоговый проект сильно отличался бы от приведенных нами предэскизных вариантов, разработанных в начале 1918 г.

Источник — https://topwar.ru/145509-sopernichestvo-linejnyh-krejserov-nerealizovannye-proekty.html

Линкоры в Великой Отечественной Войне

На 22 июня 1941 года советский флот включал в себя три линейных корабля класса “Севастополь” и один линейный крейсер класса “Слава”. Один малый линкор проекта “Ансальдо” достраивался в Ленинграде, в то время как другой, на Черном Море, проходил ходовые испытания. Дислокация линейного флота была следующей:

С первых дней войны линейные корабли Черноморского Флота вступили в бои с противником. Основная тяжесть боевых действий в 1941 году выпала на старые линкоры “Марат” и “Октябрьская Революция”. Эти корабли активно поддерживали огнем советские войска на берегу, прикрывали своей тяжелой артиллерией выходы в море советских легких крейсеров и эсминцев, препят­ство­вавших попыткам немецкого минирования Финского Залива. “Марат” в сентябре 1941 года был выведен из строя попаданием тяжелой авиабомбы, оторвавшей всю носовую оконечность, и в дальнейшем использовался как плавбатарея.

Линкор “Кронштадт” официально вступил в строй 2 февраля 1942 года. Достроенный в сильнейшей спешке, он имел ряд отклонений от первоначального проекта: так, кормовая башня 152-милли­мет­ровой артиллерии не была установлена (орудия отправили на наземный фронт) а вместо нее смон­ти­ровали четыре 100-миллиметровые и четыре 85-миллиметровые зенитки и восемь 45-милли­метровых автоматов. Немецкая авиация неоднократно пыталась уничтожить корабль у достроечной стенки, но благодаря отваге зенитчиков Балтфлота все подобные попытки были сорваны.

Черноморский Флот вступил в войну в полной готовности и с ясным пониманием того, что необ­ходимо сделать. Хотя основным противником на театре все еще рассматривался итальянский флот, командование ЧФ еще в 1940 сочло, что отправка тяжелых итальянских кораблей на Черное Море маловероятна, и основным противником, скорее всего, станут легкие итальянские и немецкие силы. В 1941–1943 году корабли активно действовали, обеспечивая оборону транспортных конвоев, обстреливая побережье и поддерживая своей артиллерией советские войска, сражавшиеся за Крым.

Во время операции “Торхаммер” – нападения германского флота на Исландию летом 1943 – “Слава” был экстренно приписан к 8-му дивизиону крейсеров Гранд-Флита в Скапа-Флоу. Он и еще три британских и три американских тяжелых крейсера патрулировали воды патрулировали вблизи Шетландских Островов, в то время как основные силы трех флотов стягивались к Исландии. Но участвовать в боях соединению толком не пришлось – после разгрома авианосного соединения адмирала Лютьенса британской палубной авиацией немцы отказались от заведомо провальной идеи высадки десанта в Исландии и вернулись в гавани. В 1944 году “Слава” поддерживал дей­ствия советских войск в Заполярье а в 1945 – участвовал в операциях против Курильских Островов.

Ссылки

  • Бу RT, Р. А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-068-2.
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1978). Боевые крейсеры: Дизайн и разработка британских и немецких линейных крейсеров эпохи Первой мировой войны. Военный корабль Special. 1 . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-130-0. OCLC .
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) . Затмение большой пушки: военный корабль 1906–45. История корабля Конвея. Эдисон, Нью-Джерси: Chartwell Books. ISBN 0-7858-1414-0. OCLC .
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Ламберт, Николас (1996). «Экономика или империя ?: Концепция флота и поиски коллективной безопасности в Тихом океане, 1909–14». Дальние рубежи: Очерки имперской защиты в честь Дональда Маккензи Шурмана. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4216-9. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Raven, Alan; Roberts, John (1976). British Линкоры Второй мировой войны: разработка и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 0-87021-817-4.
  • Робертс, Джон (1997). Линейные крейсеры. Аннаполис, доктор медицины: Naval Institute Press. ISBN 1-55750-068-1. OCLC .
  • Тейлор, Брюс (2008). Линейный крейсер HMS Hood: иллюстрированная биография, 1916–1941. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 978-1-86176-216-0.

Дредноуты и первая мировая война[править | править код]


Линейный корабль «Дредноут», 1906 год.

Русско-японская война окончательно утвердила превосходство в скорости и дальнобойной артиллерии как главные преимущества в морском бою. На основании выводов, сделанных по результатам войны, началось строительство совершенно новых типов линкоров.

Первым таким кораблём стал английский «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех линейных кораблей этого класса (хотя в США такие корабли и были заложены раньше, но в строй они вступили позже). Линкор с водоизмещением 22500 тонн благодаря применению нового двигателя с паровой турбиной мог развивать скорость до 22 узлов. Достижения в системах наведения орудий позволили увеличить дальность эффективной стрельбы с 10—15 до 90—120 кабельтовых. Это заставило отказаться от смешанного калибра в пользу большего числа орудий главного калибра — на больших расстояниях преимущество меньшего калибра в скорострельности нивелировалось необходимостью каждый раз ждать попадания в цель или воду для корректировки следующего выстрела. На «Дредноуте» было установлено 10 орудий калибра 305 мм, вторым калибром был противоминный 24—76 мм; артиллерия среднего калибра отсутствовала.

«Дредноут» называли «символом абсолютной мощи», его появление сделало все остальные линкоры морально устаревшими. Это существенно помогло Германии в начинавшейся гонке морских вооружений между ней и Великобританией, так как преимущество последней в 15 современных кораблей превратилось в преимущество в один «Дредноут».

Вскоре большинство морских держав перешло к строительству подобных линкоров, и в дальнейшем мощь флота того или иного государства стала измеряться количеством кораблей дредноутного типа.

Во время первой мировой войны немецкий Флот открытого моря и английский «Гранд флит» провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей оказалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линейных кораблей (Ютландское сражение) состоялось 31 мая года, и, несмотря на тактическую победу (было потоплено 14 английских кораблей против 11 немецких) флот открытого моря был вынужден до конца войны оставаться у берегов Германии.

Сноски

  1. Робертс, стр. 19–25.
  2. ^ Гардинер, стр. 24–25.
  3. Гардинер, стр. 16–17, 24.
  4. Робертс, стр. 76, 83, 112–13.
  5. Берт 1986, стр. 291–315
  6. Рэйвен и Робертс, стр. 60–70.
  7. Рэйвен и Робертс, стр. 90–101.
  8. Кэмпбелл, стр. 64, 67–68, 72.
  9. Берт 1986, стр. 48, 50–52, 54–58
  10. ^ Робертс, стр. 83
  11. ^ Робертс, стр. 112
  12. ^ Робертс, стр. 44
  13. ^ Робертс, стр. 76
  14. ^ Робертс, стр. 41 год
  15. ^ Робертс, стр. 122
  16. Робертс, стр. 28–29, 31.
  17. Lambert, стр. 64–67.
  18. Кэмпбелл, стр. 18
  19. ^ Робертс, стр. 123
  20. Гардинер и Грей, стр. 29
  21. Робертс, стр. 31–33.
  22. Кэмпбелл, стр. 29
  23. ^ Кэмпбелл, стр. 29–32.
  24. Кэмпбелл, стр. 34
  25. ^ Робертс, стр. 45
  26. Кэмпбелл, стр.40, 42
  27. ^ Берт 1986, стр. 220
  28. Робертс, стр. 46–47, 59–50.
  29. Берт 1986, стр. 291–95, 97
  30. ^ Берт 1986, стр. 301–02
  31. ^ Робертс, стр. 113
  32. ^ Робертс, стр. 65
  33. ^ Робертс, стр. 63
  34. Робертс, стр. 50–54.
  35. Берт 1986, стр. 309
  36. Кэмпбелл, стр. 67–68.
  37. Берт 1986, стр. 314–15
  38. Кэмпбелл, стр. 69–72.
  39. Тейлор, стр. 172–73, 238–40.
  40. Берт 1993, стр. 308–13
  41. Рэйвен и Робертс, стр. 75
  42. Робертс, стр. 61
  43. Рэйвен и Робертс, стр. 90
  44. Рэйвен и Робертс, стр.98, 108
  45. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 101
  46. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 99
  47. Рэйвен и Робертс, стр. 98
  48. Рэйвен и Робертс, стр. 108

2. Строительство

1 сентября 1916 г был повторно перезаложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнк. Заводской номер 406. 8 февраля 1917 г. Военный Кабинет принял решение продолжать строительство только «Худа», но работы на других кораблях этого проекта прекратились только 9 марта. 22 августа 1918 г. спущен на воду в присутствии вдовы контр-адмирала Горацио Худа, потомка адмирала Сэмюэля Худа. Масса при спуске 22 000 тонн. 17 марта 1919 года была дана команда о разборе построенных секций трёх других кораблей. Мотивация — в первоначальном проекте обнаружилось так много слабых мест, что при их устранении от первоначального проекта бы ничего не осталось.

Самый крупный корабль ВМФ Великобритании до 1930 г.

9 января 1920 года подготовлен к испытаниям. 20 января 1920 года «Худ» прибыл в Розайт. 5 марта по завершении заводских испытаний вернулся в Клайд. 7 марта во время ходовых испытаний на Арранской мерной миле в районе Фёрт-оф-Клайда, при водоизмещении 42 200 тонн и форсировании СЭУ до 151 280 л.с. развил скорость 31,07 узла (при 207 об/мин на валах). До конца марта ходовые испытания и пробные артиллерийские стрельбы. 29 марта корабль передали флоту. 5 мая назначен первый командир «Худа» — капитан-лейтенант Майкл Томкинсон (Michael W. Tomkinson).

Стапельный период постройки корабля — 24 месяца, достройка на плаву — 20 месяцев, что в сумме вдвое больше чем у «Куин Элизабет» и втрое, чем у «Ринауна». Стоимость корабля при постройке составила 6 025 000 фунтов стерлингов.

Эсминец Казак

Эскадренный миноносец Cossack был кораблем значительно меньшего класса, его экипаж составлял 219 человек. Здесь наш героически спасшийся кот прекрасно приживается и получает новое имя – “Оскар”. В международном своде сигналов символ “О” и слово “Oscar”, сопровождающиеся разделенным по диагонали красно-желтым флагом, означают “Человек за бортом!”. Так из-за отпущенной кем-то шутки у кота появилось быстро запоминающееся имя, а вместе с ним и новая зона ответственности. 

“Казак” постоянно ходил в составе конвоев, поэтому служба у Оскара началась бурная. Эсминец отправлялся то в Северную Атлантику, то к югу на Гибралтар. В беспокойных походах прошло несколько месяцев, пока “Казак” 24 октября не был атакован подводной лодкой “U-563”. В этот момент он как раз шел в Ливерпуль из Гибралтара в составе охранения транспортных судов. Взрывом немецкой торпеды кораблю оторвало нос, 158 членов его экипажа погибло. “Казак” пытались взять на буксир и доставить обратно на заморскую территорию Великобритании, но безуспешно. Погода испортилась, и 27 октября эсминец затонул. 

Коту повезло больше – он оказался в гибралтарском порту. Его непростая история впечатлила моряков, и они дали животному новое имя. Так, наконец, появился Непотопляемый Сэм. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: