Военно-транспортная авиация

Разработка[ | ]

В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.

Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.

В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолётов.

Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.

[6] COMMENTS, SOURCES, & REVISION HISTORY

* I chose to simplify the name of «North American Rockwell» to «Rockwell» in
this document. At the time of the introduction of the Bronco, I suspect that
the company was still generally called «North American», but the reader
should be able to make the distinction.

* Sources include:

OV-10 BRONCO IN ACTION by Jim Mesko, Squadron/Signal Publications, 1995.

Some comments were also obtained from the online Wikipedia.

* Revision history:

   v1.0.0 / 01 nov 11
   v1.0.1 / 01 oct 13 / Review & polish.
   v1.0.2 / 01 sep 15 / Review & polish.
   v1.0.3 / 01 aug 17 / Review & polish.
   v1.0.4 / 01 jul 19 / Review, update, & polish.
   v1.0.5 / 01 may 21 / + / Review & polish.

Варианты

  • YOV-10A  : прототип
  • ОВ-10А  : Серийная версия. Впервые он был использован в Корпусе морской пехоты США для ведения вооруженной разведки в качестве эскорта вертолетов и передового управления воздушным движением, а также ВВС США в качестве передового управления воздушным движением и быстрой авиационной поддержки в ожидании прибытия тактических истребителей. Всего было произведено 271 самолет, шесть из которых были проданы Королевским ВВС Марокко .
  • OV-10C  : версия OV-10A, предназначенная для Королевских ВВС Таиланда .
  • OV-10E  : версия OV-10A, предназначенная для ВВС Венесуэлы .
  • OV-10F  : версия OV-10A, предназначенная для ВВС Национальной армии Индонезии .
  • ОВ-10Б

    OV-10B (Z)  : Вариант с резервным реактором General Electric J-85-GE-4 мощностью 1340  кгс.

     : Самолет, предназначенный для буксировки целей.

  • ЙОВ-10Д  : Опытный образец с турбинами Т76  мощностью 1040 л.с.
  • OV-10D  : Обозначение, которое получил 17 OV-10A от Корпуса морской пехоты США, преобразованный в роль ночного наблюдения. В дополнение к системе ночного видения и сохранению подфюзеляжных транспортных точек и внешней емкости для перевозки топлива ОВ-10А, ОВ-10Д оснащен улучшенными турбинами, подфюзеляжными пилонами, которые могут нести ракетные корзины, сигнальные ракеты., бомбы свободного падения или с лазерным наведением и внешние резервуары. FLIR AN / AAS-37 построен Texas Instruments и лазерным целеуказателем были установлены в башне, расположенной в носовой части самолета. Это может быть связано со стволом 20  мм General Electric M97, установленным в башне под фюзеляжем, вместо оперения вооружения OV-10A. Оборудование комплектуется опциональной радиолокационной системой поиска и предупреждения АПР-39, пусковой установкой-ловушкой ALE-39 и системой теплоотвода выхлопных газов. Эта версия была снята с вооружения в США вМарт 1994 г.. Семь экземпляров было продано в Южную Корею .

Улучшения

  • Колумбия  : его OV-10 были усовершенствованы Marsh Aviation, начиная сАпрель 2004 г.. Эта модификация состоит из доработанного двигателя с доработанными турбовинтовыми двигателями Honeywell (Garett) T76, оснащенными четырехлопастными винтами Hartzell . Необходимо изменить 10 копий, а затем еще 18.
  • Филиппины  : 16 OV-10 также были модифицированы по той же программе и еще 4 в середине 2005 года. Под контролем Asian Aerospace также ведутся работы по усовершенствованию авионики и конструкции. Эта программа является частью плана модернизации ВВС Филиппин .

Примечания[править | править код]

  1. «Норт Американ» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 385. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. 12 В дословном переводе амер. англ. bronco — на западе США дикая или полудикая лошадь. Смотри:
  3. Statement of Rear Adm. William E. Sweeney, United States Navy, Special Projects. / Hearings on Military Posture and H.R. 13456, 89th Congress, 2nd Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1966. — P. 7921 — 8633 p.
  4. Общая масса брони, включая лобовое бронестекло, составляла 158 кг. Элементы бронирования кабины: передняя и задняя броня (поперечная) толщиной 9,5 мм из гетерогенной стали DPSA, пол кабины из алюминиевой брони толщиной 12,7 мм. Поперечная броня защищала от 7,62-мм бронебойной пули при 0° при стрельбе практически в упор, и от 12,7-мм бронебойной пули при 45° с дистанции 300 м. Продольная броня (пол кабины) — от 7,62-мм пули при 45° с дистанции 300 м. R.J. Arnold Survivability Design of Forward Air Control and Light Attack Aircraft. SAE Preprints, 1969, N 690707.
  5. «Бронко» на Уголке Неба
  6. Joseph A. Personett
  7. Douglas A-4 Skyhawk: Attack & Close-Support Fighter Bomber. Jim Winchester. Pen and Sword. 2004. P.115
  8. Vietnam Air Losses, USAF, USN, USMC, Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973 (2001). Chris Hobson. North Branch, Minnesota: Specialty Press. стр.269,270
  9. 24 февраля 1991: Four AV-8Bs and one OV-10 FAC(A) were utilized to destroy (1) FO tower, (2) mortar bunkers, (2) T-55 tanks, and (1) infantry bunker… SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  10. 25 февраля 1991: As TOWs made their shift north, the TAC(A) in an OV-10 reported a build up of armored vehicles to the northeast. SUMMARY OF ACTION FOR OPERATION DESERT STORM 24 27 FEB 1991
  11. Venezuelan Coup Attempt, 1992
  12. Colombian Broncos
  13. Кокаиновые войны
  14. Fuerza Aerea Colombiana
  15. North American OV-10 Bronco Losses & Ejections (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2014. Архивировано 10 февраля 2014 года.
  16. 13-FEB-1988
  17. 21-DEC-1977
  18. CNN: США задействовали против ИГ самолеты времен войны во Вьетнаме (неопр.) (недоступная ссылка). Новости Mail.Ru. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 12 марта 2021 года.
  19. OV-10 Bronco // 2016
  20. 22-MAR-1994
  21. 01-APR-1997
  22. 09-OCT-2004

Разработка

В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолёта LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — лёгкий вооруженный разведывательный самолёт), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолёт должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Douglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.

Новый самолёт получил обозначение OV-10 и название «Бронко». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался в качестве санитарного самолёта, как это первоначально планировалось.

В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолёты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолёт, по другим данным 356 самолётов.

Серийное производство самолёта было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолётов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями. Самолёт всё ещё находится на вооружении в ряде других стран.

Характеристики

Схема самолёта OV-10A. Летно-технические характеристики варианта OV-10A:

  • Размах крыла — 12,19 м
  • Длина — 12,12 м
  • Высота — 4,62 м
  • Площадь крыла — 27,03 м кв.
  • Масса пустого — 3161 кг
  • Нормальная взлетная масса — 4494 кг
  • Максимальная взлетная масса — 6552 кг
  • Максимальная боевая нагрузка — 1633 кг
  • Двигатели: 2 ТВД Garrett T76-G-10 (правый) и T76-G-12 (левый) (2×715 л.с.)
  • Максимальная скорость у земли (без подвесок) — 452 км/ч
  • Минимальная скорость устойчивого полета — 90 км/ч
  • Максимальная скороподъемность — 11,8 м/с
  • Боевой радиус действия (с максимальной боевой нагрузкой) — 367 км
  • Перегоночная дальность — 2298 км
  • Практический потолок — 8 550 м
  • Длина разбега — 226 м
  • Длина пробега — 226 м
  • Вооружение:
  • 4 пулемета М60С (7, 62 мм, 4×500 патронов)
  • НАР (70 мм, 127 мм)
  • бомбы Мк.81, Мк.82, Мк.83, кассетные бомбы Rockeye Mk.20, напалмовые баки
  • подвесной пушечный контейнер CBU-2/A (20 мм, 300 патронов) или 3 пулеметных контейнера SUU-11B/A (7,62 мм, 1500 патронов)
  • до 2 УР AIM-9

Война во Вьетнаме 1965 — 1974 гг – краткий обзор военных действий

Начало военных действий

В августе 1964 года, в Тонкинском заливе, произошло столкновение между американским эсминцем и пограничными торпедными катерами северного Вьетнама. После чего Конгрессом США было принято решение о проведении военной операции, направленной против Вьетнама.

В марте 1965 года американская авиация начала боевые действия на территории региона, были введены войска США. Регулярно проводились бомбардировки промышленных объектов, жилых районов и средств противовоздушной обороны Севера Вьетнама со стороны США.

Надо сказать, что кроме бомбардировок Северного Вьетнама, американцы сбрасывали бомбы и на территории соседних стран (Лаоса и Камбоджи), через которые поступала военная поддержка для вьетконговцев.

Экологическая война США против Вьетнама

С 1950-х годов в военный лабораториях Америки проводились исследования с гербицидами, разработанными в виде химического оружия в годы Второй мировой войны. Впоследствии они успешно прошли испытания и президент США (в то время Дж. Кеннеди) лично отдал распоряжение на их применение во Вьетнаме.

Летом 1961 года были организованы поставки на территорию Южного Вьетнама. В начале 1962 года была проведена операция под названием «Хозяйка фермы». Военная авиация США постоянно распыляла гербициды на вьетнамской территории, а также в приграничной зоне Лаоса и Камбоджи.

Подвергались обработке химикатами джунгли, а также посевы с той целью, чтобы лишить противника возможности защиты и поддержки со стороны мирных жителей, уничтожив продовольствие.

Наземные военные действия

Так как желаемого результата от бомбардировок не было получено, стали проводиться наземные операции. Тактика США заключалась в массовом физическом истреблении противника, при минимальных собственных потерях. В результате таких действий массово гибли мирные жители. Вести подсчет убитого противника было крайне сложно, поэтому для «убедительной» статистики учитывались погибшие гражданские лица.

Противостоять хорошо вооруженному противнику было очень сложно, поэтому, вьетконговцы развернули партизанскую войну. Бойцы передвигались, в основном, в ночное время суток либо в период дождей, чтобы американская авиация не имела возможности для нанесения им большого урона. Вьетнамские партизаны приносили американским солдатам много неприятностей, мешая осуществлять контроль в регионе. Уже к 1968 году число погибших солдат США составило более полумиллиона.

Большая часть американских солдат была задействована для охраны своих военных объектов и вооружения. То есть, вьетконговцы смогли навязали противнику собственную тактику ведения войны.

Завершающий этап войны и ее последствия

В 1969 году была образована республика Южный Вьетнам, США постепенно теряли свои позиции. К концу 1970 года было выведено из страны свыше 200 тысяч американских бойцов. В 1973 году американское руководство подписало соглашение о завершении боевых действий, что послужило поводом для окончательного выводы американской армии из Вьетнама.

Конечно, это только формальная сторона, на территории Южного Вьетнама присутствовало много военных специалистов, замаскированных под гражданское население.

Война между Северным и Южным Вьетнамом длилась еще на протяжении нескольких лет. Итог был достигнут только в 1975 году, когда в результате военной операции «Хо Ши Мин» была полностью разбита сайгонская армия и было создано единое государство — Социалистическая Республика Вьетнам.

Причины войны во Вьетнаме

Преемниками колониальной политики Франции во Вьетнаме стали Соединённые Штаты Америки. Президент Эйзенхауэр считал Женевские соглашения уступкой коммунизму и поражением сво­бодного мира. Он опасался, что если будет потерян Индокитай, то за этим последует утрата влияния США и в других странах Юго-Восточной Азии. Именно поэтому в противовес Демократической Республике Вьетнам, развивающейся в рамках советской модели социализма, в Южном Вьетнаме американцы установили дикта­туру Нго Динь Дьема.

Политика южновьетнамского лидера, заключавшего в тюрьмы лидеров оппозиции, отвергавшего земельную реформу и допустив­шего невиданную коррупцию, не снискала доверия среди местного населения. В результате коммунисты, уже имея контроль над изби­рателями в Северном Вьетнаме, получили поддержку части населе­ния юга страны.

В декабре 1960 г., когда стало очевидно, что режим Нго Динь Дьема постепенно теряет контроль над сельскими районами, Север­ный Вьетнам объявил об объединении повстанцев в Националь­ный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). Южно­вьетнамское правительство, а вслед за ним и США силы НФОЮВ называли Вьетконгом, используя этот термин в отношении всех вьетнамских коммунистов. Политическая программа НФОЮВ предусматривала замену режима Нго Динь Дьема демократическим правительством, осуществление аграрной реформы и объедине­ние страны на основе переговорного процесса.

Когда демократ Джон Кеннеди пришёл в Белый дом, Вьетнам уже стал очень дорогой обузой для США. Не желая оставлять Юж­ный Вьетнам на произвол судьбы или начинать прямые военные действия против Северного Вьетнама, американский президент решился на компромисс, по которому правительству Дьема предо­ставлялась возрастающая военная помощь. Политику финансовой помощи южновьетнамским лидерам продолжил и Линдон Джонсон, сменивший Кеннеди на посту президента Соединённых Штатов Америки.

Первый Тонкинский инцидент

В августе 1964 г. правительство Северного Вьетнама отдало при­каз об атаке торпедными катерами кораблей США в Тонкинском за­ливе. Это привело к обострению конфликта и массированной бом­бардировке американскими войсками Северного Вьетнама: сначала они бомбили только военные объекты, а потом и всё подряд.

Вмешательство США

Начав с отправки во Вьетнам незначительного воинского кон­тингента, США к концу 1967 г. увеличили его количество до 525 тыс. Но и этого оказалось недостаточно, поскольку численность северо­вьетнамских войск и отрядов Вьетконга на Юге была значительно больше. Тактика партизанской войны позволяла вьетнамским ком­мунистам брать южные города и удерживать захваченные позиции даже в тех местах, где, казалось, ситуация находилась полностью под контролем американцев и южновьетнамцев. Это и подорвало уверенность американцев в быстром и успешном исходе войны.

Коммунисты действовали жёстко и стремительно, они не оста­навливались перед переносом сражений в населённые области. Этому способствовала их тактика превращать сёла в настоящие крепости.

Финансовые причины

В условиях роста потерь среди американских войск президент Л. Джонсон принимает решение искать мира. На это решение также повлияло предупреждение министра финансов о том, что продол­жение войны во Вьетнаме повлечёт за собой сокращение социаль­ных программ и падение курса доллара. Для американского прези­дента, который свято верил в могущество своей страны и неогра­ниченные возможности её экономики, это был сильный удар.

Development status/ToDo

Outside:

  • full 3D model complete
  • fully animated
  • fully textured
  • external models: 230gal fuel tank, Mk82 bomb, rockets, parachuters, ejection seat/parachute

Cockpit:

  • All versions now have a 3D cockpit
  • most instruments present
  • realistic fuel system implemented
  • working weapons and external stations release

TODO:

  • finish 3D cockpit
  • add ignition sequence
  • add radar detection system (AN/ALR-46)

(!) all the 3 versions in the new release have the same name in the aircraft selection list (US airforce 0V-10 etc.)

(!) landing gear hangs in the air, when aircraft is on the ground

(!) please, add the navigation and communication systems description to this operating manual

Варианты

  • YOV-10A — прототип.
  • OV-10А — первая и основная серийная модификация.
  • OV-10B — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 6 машин.
  • OV-10B(Z) — буксировщик мишеней для ВВС ФРГ. Выпущено 18 машин.
  • OV-10C — экспортная модификация для ВВС Таиланда. Выпущено 32 машины.
  • OV-10D — модернизированный OV-10A. Установлены тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, 20-мм пушка под фюзеляжем. Переоборудовано 17 самолётов из ранее построенных.
  • OV-10D+ — модернизированный OV-10A.
  • OV-10E — экспортная модификация для ВВС Венесуэлы. Выпущено 16 машин.
  • OV-10F — экспортная модификация для ВВС Индонезии. Выпущено 16 машин.
  • OV-10X — Боинг предлагает эту модель в качестве перспективного лёгкого штурмовика для ВВС США.

OV-10D

OV-10D является вторым поколением Bronco, созданных в рамках программы по созданию вооружённого самолёта с системой наблюдения в ночных условиях (NOGS). Модификация D использует сильно изменённый планер OV-10A с инфракрасной системой ночного видения переднего обзора с вращающейся камерой под вытянутым носом (на модели A нос был короткий и закруглённый). Модель D также имела более мощные двигатели и большие стеклопластиковые винты. Другое внешнее отличие от модели A заключалось в том, что посередине хвостовых балок был установлен автомат для сбрасывания дипольных отражателей и специальные выхлопные патрубки для снижения инфракрасной заметности ( выхлопные газы смешивались с холодным воздухом для снижения тепловой заметности).

OV-10D+

Следующей модификацией для Корпуса морской пехоты США стала модель D+. В процессе её создания модели A и D были существенно доработаны на авиационной базе морской пехоты Черри-Пойнт. Модель получила новую проводку и усиленные крылья. Также индикаторы приборов контроля параметров двигателя с круговой шкалой были заменены на цифровые индикаторы. Первый самолёт D+ был поставлен корпусу морской пехоты в конце 1979 года.

Периодизация военных действий

В 1963 г. Дж. Кеннеди стал выступать за свержение Нго Динь Зьема, который не мог справиться с ситуацией в стране и дать достойный отпор коммунистам. Переворот организовала группа генералов, возглавивших потом правительство Южного Вьетнама, но удержать страну от распада они не смогли. В последующие годы северовьетнамское правительство усилило свое присутствие в соседнем государстве. Главный акцент делался на усиление воинского присутствия в южных регионах. В 1964 г. количество войск Северного Вьетнама на Юге достигло 24 тыс., американцев здесь было меньше, но ненамного (23 тыс. человек).

Поводом к масштабной воинской компании США против Вьетконга стала серия столкновений в Тонкинском заливе. В 1964 г. Конгресс разрешил американскому правительству вмешаться во внутренние дела Вьетнама. В ходе конфликта выделяют несколько периодов:

  • Начальный – в Северном Вьетнаме появились военные центры зенитно-ракетных войск, развернутых Советским Союзом. Здесь готовили ракетчиков, которые защищали страну с воздуха. Стрельба велась из засады – наносился удар по цели из джунглей, а потом происходил отход на другую, подготовленную позицию. Борьбу на этом этапе выиграла армия Севера.
  • Этап бомбардировок, который состоял из трех взаимосвязанных периодов. Налеты на Северный Вьетнам продолжались около трех лет, бомбардировки должны были заставить государство прекратить поддержку повстанцев на юге. От авианалетов пострадали Камбоджа и Лаос, через территорию которых шла помощь партизанам Вьетконга. Постоянное сбрасывание бомб своих целей не достигло, поскольку северовьетнамские войска быстро адаптировались к сложившейся ситуации. Это позволило им перейти к подземному способу жизни.
  • Химический – для борьбы против повстанцев американская администрация применяла гербициды. Вещества распыляли на территории Вьетнама и приграничных землях, что вызвало гибель джунглей, посевов, упадок сельского хозяйства. В результате чего в стране стало не хватать еды, продовольствия.
  • Наземный. Ни авианалеты, ни применение гербицидов не принесли желаемых результатов. Гибли мирные жители и солдаты, а окончание войны не приближалось. В связи с этим армия США во Вьетнаме стала применять тактику постепенного уничтожения войск противника. Масштабные акции не проводились, только точечные. Они предусматривали защиту американских военных баз, одиночное уничтожение солдат противника, контроль приграничных районов. Операции американцев носили локальных характер, который проводили аэромобильные группы на вертолетах. И снова стратегия командования войск США во Вьетнаме не оправдала себя – погибло огромное количество мирных жителей, военных, начался массовый побег гражданских лиц с мест постоянного проживания.

Вьетнамская война не отличалась большим количеством крупных сражений, которые присутствовали в других конфликтах, имевших место в разных регионах мира после Второй мировой войны. Сторонники Вьетконга после ряда поражений перешли к партизанской войне. Они прекрасно ориентировались в джунглях, могли выдержать длительные переходы, в том числе и в сезон дождей. В этом состояло их тактическое преимущество над американскими солдатами, численность которых к концу 1968 г. уже составляла полмиллиона военнослужащих. Вьетконговцы создали в джунглях и под землей разветвленную сеть туннелей, складов с оружиями и припасами, проложили пути отступления. После того, как партизаны давали ближний бой американцам, они скрывались в туннелях и лесах. Это вызывало распыление сил американской армии, которая теряла контроль в войне. Солдаты армии США не знали языка, культуры, не понимали, как выглядит вьетнамский партизан или крестьянин. Против Соединенных Штатов работала и пропаганда коммунистического режима. Ему удалось создать среди населения Вьетнама образ Соединенных Штатов как агрессора, неприятеля, с которым надо бороться различными методами. Гражданское население помогало вьетконговцам, предоставляя сведения, продукты питания, помогая в организации доставок оружия и вооружения. Партизаны были лучше обучены, подготовлены, и им удавалось наносить ощутимые удары по армии США.

Таким образом, партизанам и правительственным войскам Вьетконга с первых месяцев войны навязали Соединенным Штатам свою тактику ведения войны. Именно северовьетнамцы определяли, сколько будет длиться сражение, какие участки американцы могут контролировать.

Экспорт

Кроме США, самолёты «Бронко» состояли на вооружении 7 стран мира.

  • ФРГ — 24 OV-10B и OV-10B(Z)
  • Венесуэла — 10 OV-10A и 16 OV-10E
  • Индонезия — 16 OV-10F
  • Колумбия — OV-10A
  • Марокко — 6 OV-10A
  • Таиланд — 32 OV-10C
  • Филиппины — 12 OV-10A и OV-10C
Боевое применение


Самолёты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).

Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолёт создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолётов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолёт применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника ОV-1 он выгодно отличался бронированием, живучестью, скоростью и вооружением. Самолёт имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. В то же время половина потерь всех самолётов произошла из-за поражения пилотов через небронированное остекление фонаря кабины. OV-10 имел малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции. Нарекания вызывали вибрация хвостового оперения на больших скоростях, отсутствие кондиционера и ограниченные способности самолёта в ночное время суток. Экипажи «Бронко» чувствовали себя «незащищёнными» в кабинах с хорошим обзором — возникало впечатление, что каждое огневое средство противника стреляет именно в их самолёт. Тем не менее, лётчики OV-10 демонстрировали героизм, как, например, капитан Джозеф Персонетт, посмертно награждённый Военно-воздушным Крестом за то, что в ходе двух своих последних вылетов уничтожил 265 солдат противника и 20 миномётов и орудий. За пять лет войны ВВС США потеряли 64 самолёта OV-10, КМП США 10 самолётов и ВМС США 7 самолётов.

Второй раз американские OV-10 использовались в бою, во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. В первых же вылетах выяснилась неадекватность самолёта условиям современной войныК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2556 дней

]. Иракскими зенитчиками было сбито два OV-10A, после чего задачи целеуказания возложили на другой самолёт, а OV-10 продолжали использоваться для наведения авиации до конца войны.

В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах.

  • Венесуэла: участие в попытке военного переворота в 1992 году, при этом потеряна четверть авиапарка OV-10 ВВС Венесуэлы. В частности, два «Бронко» было сбито истребителями, один из ПЗРК RBS 70 и один огнём лёгкой зенитки.
  • Индонезия: против партизан в Восточном Тиморе.
  • Колумбия: участие в местной гражданской войне, было потеряно как минимум три самолёта.
  • Марокко: против партизан ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре. Два самолёта было сбито.
  • Таиланд: в пограничном конфликте с Лаосом; также предположительно против местных партизан. Один тайский разведчик был сбит над территорией Лаоса и ещё один над территорией Камбоджи.
  • Филиппины: участие в попытке военного переворота в 1987 году, а также в антитеррористических операциях на Минданао.

2015 год: в рамках операции против ИГ самолёты OV-10 Bronco, возраст которых составляет почти 50 лет, выполнили 120 боевых вылетов. Американские военные намерены выяснить, будут ли лёгкие турбовинтовые самолёты эффективнее, чем более совершенные и дорогие F-15 и F-35, в условиях борьбы с нерегулярными формированиями: «Старые самолёты могут оказаться более выгодными экономически для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Пилоты же могут лучше видеть и атаковать повстанцев, вооруженных низкотехнологичным оружием». Отмечается, что час полета современных боевых самолетов обходится приблизительно в 45 тыс. долларов, в то время как для Bronco этот показатель составляет менее 5 тыс. долларов.

Сильные стороны:

Этот комплект OV-10A, как упоминалось в начале, представляет собой переупаковку известного набора Academy в масштабе 1:72, который впервые появился на сцене в 1999 году. Это хороший выбор набора для Revell, который решил продавать его в своей линейке продуктов.
          
Набор Academy довольно точен по размеру и форме. Членение деталей действительно простое, и, как правило — обещает достаточно беспроблемную сборку. Линии расшивки кажутся мне четкими и хорошо проработаны — не слишком глубокие и не слишком широкие. Двигатели и шасси также выглядят аккуратно, с хорошо отлитыми мелкими деталями планера, начиная от небольших балансировщиков массы на хвосте, до нескольких тонких различий между USN и USAF OV-10A (в основном антенн). В комплекте мы также получаем по паре ракетных блоков LAU-3 и LAU-10, четыре бомбы Mk. 82, две ранние AIM-9 Sidewinders и один сбрасываемый бак на 150 галлонов. Пулеметы, включая те, которые установлены на спонсоне, сделаны очень хорошо, литье выглядит аккуратно и довольно четко. Прозрачные части тоже кристально чистые. 
Декали содержат маркировку для двух Broncos:

  • OV-10A BuNo155471, VAL-4 Black Ponies, ВМС США, Бин Туи, Южный Вьетнам, конец 1969 г.
  • OV-10A 67-14643, 19-й ТАСС, ВВС США, Бьенхоа, Южный Вьетнам, 1971 г.

Две схемы выбраны удачно, и вариант ВВС США определенно является более ярким из них. 
Декали были напечатаны в Италии компанией Zanchetti и выглядят технически безупречно. Все совмещено, цвета сплошные, даже небольшие надписи на эмблемах читаются хорошо — практически без проблем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: