Сверхзвуковые и трудноуязвимые ракеты х-22 и кср-5

Крылатая ракета Х-59

Важное

Статья

Совершенствование средств ПВО и систем РЭБ в 70-е годы привело к снижению эффективности существовавших авиационных ракет. Потребовались радикальные улучшения систем наведения и управления, увеличение дальности, точности и помехозащищенности.

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-поверхность» с телевизионным наведением Х-59 началась в 1972 году в МКБ «Радуга» под руководством А.Я.Березняка (позже его сменил И.С.Селезнев). За основу конструкции взята ракета Х-29Т с использованием ряда конструктивных решений Х-58. Первоначально планировалось сделать телевизионный вариант Х-58, но от этой идеи пришлось отказаться: высокоскоростной профиль полета не обеспечивал на подлете к цели требуемого времени для поиска и распознавания цели телевизионной ГСН. Было решено снизить скорость на этом этапе, что дало увеличение запаса времени. Разработка телекомандной системы наведения была поручена Львовскому НПО «Текон». Для повышения надежности, живучести и улучшения условий эксплуатации ракета скомпонована по отсекам. В каждом отсеке собраны системы, функционально наиболее связанные между собой.

В 1975–1977 годах на полигоне в Актубинске прошли летно-конструкторские испытания Х-59 с использованием истребителя-бомбардировщика Су-17М4. Государственные испытания продолжались до в 1979 года. Испытания завершились успешно и ракета Х-59 была рекомендована к принятию на вооружение. Серийное производство организовано на Смоленском авиазаводе. Комплекс в составе фронтового бомбардировщика Су-24М, подвесного контейнера и 2 ракет принят на вооружение в 1981 году. Впервые ракета публично продемонстрирована в 1991 году на выставке вооружений в Дубаи.

Ракета Х-59 построена по аэродинамической схеме «бесхвоствки» с развитым крылом. Конструкция цельнометаллическая (АМГ-6, ВНС-2, ВКЛ-3). Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки изнутри оклеены синтетическим материалом. Гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для обеспечения жесткости залит пенопластом. В передней части установлены дестабилизаторы, складывающиеся при транспортировке. Управление рулями осуществляется при помощи электромеханических приводов, питающихся от аккумуляторной батареи и преобразователя. Головка самонаведения телевизионная, установлена в носовой части. Для защиты от пыли и насекомых стекло ГСН закрыто сбрасываемым коком. Боевая часть фугасная проникающего действия. Силовая установка Х-59 состоит из двух РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым. На Х-59М применен малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300. Ракета применяется с катапультного устройства АКУ-58–1. Для транспортировки и хранения применяется термоконтейнер.

Х-59 предназначена для поражения важных объектов противника, прикрытых ПВО. Месторасположение цели определяется накануне полета и ее координаты вводятся в запоминающее устройство ПРНК самолета-носителя. Пуск ракеты производится со средней дистанции. На начальном этапе полета наведение ракеты автономное программное. На расстоянии от цели 5–10 км отстреливается РДТТ первой ступени, освобождаются антенны телекомандной системы и начинается командное наведение. Полет продолжается при помощи РДТТ второй ступени. Для командного наведения используется подвесной контейнер АПК-8 (АПК-9), имеющий антенны как в передней, так и в задней части, что позволяет самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону ПВО. Телевизионное изображение местности транслируется на борт носителя, где оператор визуально производит распознавание цели. Затем он на телевизионном изображении накладывает подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической системы слежения. После этого начинается самонаведение ракеты на цель. В 1984 году группе разработчиков ракеты присуждена Государственная премия СССР.

Тактико-техническая характеристика

Модификация Х-59 Х-59М
Диаметр, мм 380 380
Длина, мм 5368 5690
Размах крыла, мм 1260 1260
Масса ракеты, кг 760 920
Масса боевой части, кг 147 315
Дальность пуска, км до 40 до 115
Скорость, км/ч до 1025 до 1010
Тип боевой части Ф Ф
Тип головки самонаведения ТВ ТВ
Марка головки самонаведения ПРГС-58 ПРГС-58М
Двигатель РДК-300

Информация взята из электронного справочника «Военная Россия»

В начало

Новое на Живой Армии

торпеда Шквал о системе Периметр

Бои с авианосцами

Тема противокорабельных ракет (ПКР) достойна отдельного разговора. Здесь же полезно просто вспомнить достоинства крылатой ракеты в борьбе с надводными целями. Носитель (надводный корабль или подводная лодка) может выбрать наиболее удобную позицию для атаки, первым нанести удар, оторваться от противника после решения боевой задачи. Ракета может «донести» до цели мощную боевую часть (обычную или ядерную), необходимую для поражения такой цели, как боевой корабль, а запас дальности позволяет ей совершать на траектории маневры по высоте и направлению. Неудивительно, что противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые на большую дальность с подводных лодок и надводных кораблей, стали «асимметричным» советским ответом американской стратегии использования авианосных ударных соединений.

Для этих целей служил, например, комплекс вооружения подводных лодок проектов 651 и 675 со сверхзвуковой ракетой П-6 (ОКБ-52 Челомея), принятой в 1964 году. Основной участок траектории ракета проходила на большой высоте, передавая радиолокационную информацию на пульт по радиоканалу, а после определения оператором цели выходила на малую высоту и наводилась на цель радиолокационной головкой самонаведения. Дальность пуска достигала 250—350 км.

На схожей основе работал и комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 (1962 год) с дальностью пуска до 300 км. Им вооружались надводные корабли, самоходные («Редут») и стационарные («Утес») наземные ракетные батареи. Следующим шагом стало создание в ОКБ-52 (впоследствии НПО «Машиностроение») комплекса «Аметист».

Но росли и общая сила авианосных группировок, и сила их ПВО. Преодоление этой ПВО могли облегчить большая скорость полета и средства радиоэлектронной борьбы. Это реализовали в комплексе «Базальт» (НПО «Машиностроение»), принятом в 1975 году, со сверхзвуковой ракетой П-500 дальности около 500 км. Комплекс ставился на ракетный крейсер проекта 1164. Программа управления предусматривала обход ракетой зоны корабельной ПВО, а на КР установили бортовую станцию активных помех, «сбивавших с толку» зенитные ракеты противника.

К середине 1970-х годов комплексы со сверхзвуковыми ракетами и загоризонтным их пуском вывели советский ВМФ на первое место по возможностям противокорабельной борьбы.

В 1972—1977 годах на подводные лодки проекта 670М и малые ракетные корабли проекта 1234 стали устанавливать комплекс «Малахит», в системе наведения которого — для повышения помехозащищенности и избирательности — сочетаются радиолокационный и тепловой каналы.

Проблемы навигации, управления и наведения

Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полетом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полете над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.

При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полет происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трехмерные карты полета крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности.

В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полет на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.

В условиях многосуточного полета (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает еще одна проблема – в полете ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника.

Разновидности

Х-59МЭ, головная часть

  • Х-59 — первоначальный вариант с двухступенчатым РДТТ(стартовый и маршевый), инерциальной системой управления СНАУ-59 и телевизионно-командной «Текон-1» системой наведения с ТГСН «Тубус-2». Двухступенчатая твердотопливная ракетная двигательная установка обеспечивает дальность полёта до 45 км. ГСИ завершены в 1979 году, принята на вооружение в составе Су-24 в 1980. Единственный носитель в ВВС — Су-24М.
  • Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но, вероятно, не доведённый до производства.
  • Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
  • Х-59М («Овод-М» ,Изделие Д-9М , по кодификации НАТО —AS-18 Kazoo ) — обновлённый вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, более мощной БЧ, системой наведения «Текон-1А»(-1Б/-2) с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ. Дальность действия до 115 км.Х-59МЭ — экспортный вариант Х-59М.
  • Х-59МК (Х-59А) — ПКР с БИНС, комплексным радиоизмерителем, НАП систем ГЛОНАСС/GPS[источник не указан 107 дней ] и АРЛГСН АРГС-59, маршевая высота полёта 10-15 м, на конечном участке 4-7 м дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа. Была представлена на МАКС-2001.Х-59МК2 — разновидность Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена системой управления включающей: БИНС, оптико-электронную ГСН и НАП систем ГЛОНАСС/GPS[источник не указан 107 дней ], полёт к цели осуществляется на высоте 50-300 м, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009. Проходит испытания.Х-59МК2 — обновлённый вариант меньшей длины и массы с квадратным в сечении корпусом, приспособленный для размещения во внутреннем отсеке вооружения самолёта. Была представлена на МАКС-2015. Проходит испытания.

Х-59М2 — вариант с АРЛГСН АРГС-59 и трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2.

Проблема с заправкой

Крылатая ракета Х-22 заняла в отечественной ракетной технике и авиации особое место. Ее главными достоинствами стали: высокий срок службы (в 2020 году ракета отметила свое 50-летие) и универсальность применения. В отличие от аналогов, которые работают на единственном типе самолетов, Х-22 вооружала сразу три самолета: Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22.

Есть у ракеты и существенный недостаток, от которого не получилось в полной мере избавиться даже за 50 лет, – низкая эксплуатационная пригодность, связанная с использованием жидкостного двигателя. Токсичность и едкость компонентов топливной смеси делают проблематичным обеспечение боеготовности ракет. Длительное хранение в заправленном виде оказалось невозможным из-за низкой коррозионной стойкости конструкции. И даже использование ингибиторов – замедлителей коррозии, не решает проблему.

Наиболее эффективной мерой для борьбы с коррозионными процессами стало внедрение ампульной заправки с помощью специального оборудования. Этот метод предполагает закачивание окислителя из герметичных емкостей в топливный бак под давлением, без контакта с внешней средой. Заправка производится непосредственно перед стрельбой. Хранение снаряженных ракет недопустимо. Техники-ракетчики, осуществляющие заправку, должны надевать специальный защитный костюм поверх шерстяного, толстые резиновые перчатки и сапоги-бахилы из толстого материала. Кроме того, они в обязательном порядке должны надевать изолирующий противогаз. Процесс заправки происходит при включенном газоанализаторе, регистрирующем утечки.

В частях стараются избегать операции заправки ракет по причине ее трудоемкости, поэтому учебные полеты на бомбардировщиках часто осуществляются с незаправленными ракетами. В полном объеме их готовят лишь перед выполнением зачетных пусков, которые производятся на учебных сборах 1-2 раза в год. Пуск такого оружия является крайне ответственной задачей, поэтому к нему допускаются только подготовленные экипажи, которые имеют богатый опыт.

Современное использование

Пока ни один противник с кем вела войны Россия не имеет авианосцев. Однако ракеты применяются. Понято что бить по складам и скоплениям солдат ВСУ такими ракетами мягко говоря не разумно. Известно, что со времён СССР осталось около 1000 ракет Х-22. Даже если все они модернизированы, то бездумным использованием этот запас очень быстро можно свести на нет. Так что, на той же Украине, их стоит использовать очень аккуратно, только по высокозащищённым целям. Все другие цели можно вполне успешно поражать «Калибрами» или «Геранями».

Нужно помнить, что Х-32, это штучное, эксклюзивное изделие, которое действительно, не имеет аналогов в мире. И относится к нему нужно соответствующе.

Источник — https://alternathistory.com/pochti-giperzvuk-mladshij-brat-kinzhala-krylataya-raketa-h-22-32-rossiya/

Подписывайтесь на канал! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было!

Концентрация ресурсов

Как пояснил Дмитрий Корнев, эффективное средство перехвата гиперзвуковых аппаратов должно быть оснащено мощной радиолокационной станцией (РЛС), системой цифровой обработки сигналов, высокопроизводительной вычислительной аппаратурой, качественным комплексом отсева ложных целей и скоростными ракетами.

По мнению собеседника RT, перехват гиперзвуковых аппаратов будет осуществляться ЗРК традиционным способом, при котором боевая часть зенитной управляемой ракеты взрывается неподалёку от объекта поражения. Цель уничтожается, попадая в плотное облако разлетевшихся осколков.

  • Макет перспективной американской ракеты AGM-183A ARRW на внешней подвеске бомбардировщика Boeing B-52H

«На возможности оружия, использующего направленную энергию, я смотрю с долей скепсиса. Да, лазерные комплексы и СВЧ-пушки обеспечивают мгновенное поражение, но на сегодняшний день их мощность невелика. Нужен серьёзный прогресс в создании компактных источников энергии, например небольших ядерных реакторов. Думаю, что соответствующие работы в России активно ведутся», — рассуждает Корнев.

В свою очередь, Юрий Кнутов отметил, что на вооружении ВС РФ уже стоят средства, обеспечивающие обнаружение и поражение отдельных гиперзвуковых целей. По его словам, с поиском таких аппаратов может справиться мобильная РЛС «Противник-ГЕ», а с перехватом — противоракеты, входящие в арсенал московской системы ПРО А-135.

«Огромный пласт информации по перспективным разработкам в области гиперзвука публично не озвучивается. Однако те данные, которыми мы обладаем, позволяют сделать вывод, что у Минобороны РФ и промышленности есть чёткое представление о том, как грамотно концентрировать ресурсы для создания оборонительных и наступательных вооружений, опережающих по характеристикам зарубежные образцы как минимум на 5—10 лет», — резюмировал Кнутов.

«Грачи» прилетели, отбомбились и улетели

Главными помощниками «Утят», несмотря на свой почтенный возраст, выступают «Грачи» (бронированный дозвуковой). Эти машины также применяются ВКС России с первого дня спецоперации. Одним из преимуществ «Грачей» является их способность поддерживать с воздуха действия сухопутных войск днём и ночью в любых метеоусловиях. Имея мощное бортовое вооружение: пушки, бомбы различного калибра и назначения, управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля» (всего на самолёт этого класса может устанавливаться 32 вида различных вооружений), пилоты Су-25 наносят чувствительный ущерб военным формированиям Украины.

Штурмовик Су-25 — это ещё и достаточно высокозащищённая машина, которую не случайно называют летающим танком. Даже при прямом попадании ракеты ПЗРК, выходе из строя одного двигателя, средств навигации и контрольных приборов, самолёт не только способен сохранить управляемость, но и самостоятельно сесть. Это совсем недавно доказал один из российских военных лётчиков, долетев на подбитом штурмовике до родного аэродрома после попадания в него украинской зенитной ракеты.

mil.ru
Подбитый, но не побеждённый Су-25 вернулся домой.

Характеристики и боевые возможности ракеты Х-32

Обновлённая ракета стала ещё быстрее, её максимальная скорость составила М=4,6. На ней установили мощнейший блок РЭБ, благо размеры позволяют. Обновлению подверглась и силовая установка. После модернизации дальность полёта ракеты составила 1000 км.

Пуск данной ракеты можно осуществить только с самолётов. При этом использования новейших систем наведения позволяет поражать цель с вероятностью 86%. Атака ракеты Х-32 происходит следующим образом. После пуска, она набирает маршевую скорость и высоту в 40 км, поднимаясь практически в ближний космос. Таким образом в ходе большей части пути к цели она находится вне действия ПВО. Уже оттуда она круто пикирует на цель, разгоняясь до максимальной скорости. Это позволяет ей гарантированно прорвать ПВО авианесущего ордера или высокозащищённого объекта, так как её скорость просто на много выше чем скорость большинства ракет ПВО.

Таким образом данная ракета почти гарантированно донесёт свою тонну взрывчатки до палубы авианосца. А учитывая скорость, практически наверняка пробьёт вражеский корабль на сквозь. Думается после попадания Х-32 ни один авианосец не сумеет остаться на плаву.

Так выглядит «убийца авианосцев». Как и многие специализированные противокорабельные ракеты Х-32 оказалась вполне универсальной.

Х-101/102, крылатые ракеты

Разработка крылатых ракет для замены Х-55 в составе вооружения стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев началась еще в середине 80-х годов. Велись работы как над гиперзвуковыми, сверхскоростными ракетами, так и над ракетами значительно большей дальности, чем Х-55. Это привело к созданию силами МКБ «Радуга» в середине 90-х ракеты Х-101. Первые бросковые испытания состоялись в 1995 году (по другим данным — в 1998). Ракета была принята на вооружение стратегической авиацией России в 2012 году. В данный момент, судя по обрывочной информации, выпускается небольшими сериями — возможно, продолжает проходить испытания и доработки.

Ракета выпускается в обычном (Х-101) и ядерном (Х-102) оснащении. Возможно, Х-102 обладает большей дальностью за счет меньшей массы и габаритов боевой части. Также весьма вероятны отличия в системах наведения — у ядерной ракеты ниже требования к точности, но выше к надежности и помехозащищенности.

Крылатая ракета нового поколения имеет ряд качественных отличий от Х-55. В первую очередь, это дальность полета, достигающая 5000−5500 км при полете по смешанному профилю. У Х-55 она в схожей ситуации 2000−2500 км (у модификации Х-55 СМ с ядерной БЧ и накладными топливными баками — до 3500 км). Расплатой стала увеличившаяся масса ракеты. Это оправданно, так как пуск заведомо за пределами зоны действия ПВО значительно повышает выживаемость носителя, а больший запас по дальности ракеты позволяет выбирать более безопасный маршрут полета и раньше переходить на полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности — более безопасный, но требующий большего расхода топлива. Еще одним фактором, способствующим достижению цели, является широкое внедрение средств понижения радиолокационной заметности.

Вторым качественным отличием от аналогов является сочетание высокой дальности с высочайшей точностью, в том числе и по движущимся целям. Наряду с взаимодополняющими инерциальной и спутниковой навигационными системами на Х-101 установлена оптическая головка самонаведения. На конечном участке коррекция осуществляется телевизионной системой «Спрут», что обеспечивает возможность поражения, в том числе и движущихся целей.

Носителями ракет семейства Х-101/102 являются прошедшие модернизацию стратегические бомбардировщики-ракетоносцыТу-95МС (до 8 на внешних узлах подвески) и Ту-160 (до 12 на внутренних барабанных пусковых установках). Есть непроверенная информация о том, что в перспективе будет обеспечена их установка и на фронтовые бомбардировщики Су-34, и модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3.

Облик изделия

Официальные сообщения и немногочисленные видеоролики позволяют примерно представить облик изделия «Буревестник». При этом характеристики такой ракеты остаются неизвестными, и остается полагаться только на различные оценки. Некоторые такие оценки на фоне известных данных выглядят вполне правдоподобно.

В прошлом году Минобороны показало цех одного из предприятий, в котором осуществляется сборка ракет нового типа. Изделия помещаются в транспортно-пусковые контейнеры многоугольного сечения с подъемными торцевыми крышками. Также был показан запуск ракеты, очевидно, с применением твердотопливного стартового двигателя. Показали ракету в полете – но подобные съемки фигурировали и ранее.

Наибольший интерес в проекте представляет главная энергоустановка. Она представляет собой некую версию воздушно-реактивного двигателя и построена на основе компактного ядерного реактора достаточной мощности. Вероятно, тепловая энергия от реактора подается на теплообменники в бортовых частях фюзеляжа. Поступающий через воздухозаборники воздух нагревается и истекает через сопло. В таком двигателе могут использоваться компрессор и турбина, аналогичные агрегатам турбореактивных двигателей.

Впрочем, точные сведения об архитектуре энергоустановки, ее характеристики и т.д. официально не публиковались. Версия об использовании ВРД с реактором в качестве источника топливной энергии пока выглядит наиболее правдоподобной. По данным СМИ, ракета является дозвуковой, что указывает на возможные характеристики двигательной установки.

«Буревестник» нуждается в системе управления и самонаведения, способной обеспечить успешное поражение цели после длительного полета на сверхбольшую дальность. Вероятно, для этого могут использоваться комбинированные системы на основе спутниковой и инерциальной навигации, а также коррекция по особенностям подстилающей местности. Оружие такого рода предназначается для уничтожения важных объектов с заранее известными координатами, что позволяет отказаться от ГСН с возможностью самостоятельного поиска цели.

Показанные испытательные пуски осуществлялись с наземной установки с применением транспортно-пусковых контейнеров. Вероятно, позже на вооружение поступит самоходная пусковая установка на базе одного из специальных шасси. Из опубликованных материалов следует, что изделие «Буревестник» заметно крупнее существующих крылатых ракет воздушного, морского и подводного базирования. Такое оружие вряд ли сможет поступить на вооружение существующих кораблей, подлодок и бомбардировщиков-ракетоносцев.

Впрочем, использование на суше не окажет негативного влияния на боевые качества и потенциал ракеты. Обладая практически неограниченной дальностью полета, «Буревестник» сможет выполнять полет от пусковой позиции до границ страны, после чего ложиться на заданный курс к цели – не обязательно прямой и короткий.

Считается, что неограниченная дальность полета позволит получить высочайшую боевую эффективность. Маршрут для ракеты можно будет прокладывать с учетом расположения ПВО противника и без привычных ограничений. По сути, «Буревестник» сможет заходить на цель по любой траектории и с минимальными рисками. Кроме того, такая ракета может стать неким подобием барражирующего боеприпаса: в угрожаемый период такие ракеты должны будут оставаться в воздухе в ожидании команды на атаку или отзыва.

Сверхзвуковой «тихоня» X-59 QueSST готов к финальной сборке

X-59 QueSST, бесшумный аналог «Конкорда» и Ту-144, уже на пути к окончательной сборке. NASA после тщательной проверки дало добро на строительство первого тестового экземпляра.

Самолет X-59 разрабатывается в рамках проекта по созданию сверхзвуковых малошумных пассажирских лайнеров. Обычно сверхзвуковые самолеты при преодолении звукового барьера издают очень громкий звук. X-59, благодаря своим аэродинамическим свойствам, лишен этого недостатка: на сверхзвуковой скорости он будет не громче, чем закрывающаяся дверь автомобиля (75 децибел).


nasa.gov

На данный момент, пройдена последняя «ключевая точка» в проверке готовности производства, известная как Key Decision Point-D (KDP-D). «С завершением KDP-D мы показали, что проект идет по графику, он хорошо спланирован и все идет по плану», — сказал Боб Пирс, помощник администратора NASA по аэронавтике.

Строительство X-59 по контракту стоимостью 247,5 млн. долл. США происходит по принципу «затраты плюс вознаграждение» и осуществляется подразделением Skunk Works компании Lockheed Martin.


X-59. Добиться снижения шума позволит удлиненная форма фюзеляжа.

Сейчас активно задействованы три основных рабочих участка для создания фюзеляжа самолета, крыла и оперения. Окончательная сборка и интеграция систем самолета, включая инновационную систему видимости в кабине экипажа, запланирована на конец 2020 года.

Технические характеристики летательного аппарата до сих пор держат в секрете. Известно лишь, что судно сможет подниматься на высоту 16,7 км и развивать скорость до 1510 км/ч. Сообщалось, что добиться снижения шума позволит удлиненная форма фюзеляжа. Другие технические решения — шумопоглощающие фильтры вокруг двигателей и переработанная геометрия крыла.


X-59. Сборочный цех. nasa.gov

В США начиная с 70-х годов запрещены полёты сверхзвуковых самолётов над населёнными пунктами. NASA намерено добиться изменения законодательство благодаря реализации программы Low-Boom Flight Demonstrator, включающей тестирование и одобрение технологии, обеспечивающей более тихие сверхзвуковые полёты.


Микрофоны в пустыне.

В конечном итоге NASA планирует провести разрешённые регулятором сверхзвуковые полеты Х-59 над отдельными территориями в Соединённых Штатах, чтобы собрать отзывы населения и данные о производимом шуме и его влиянии на города и близлежащие окрестности. Однако до этого NASA проведёт испытательные полеты над пустыней Мохаве в Калифорнии и будет следить за уровнем создаваемого шума с помощью массива из микрофонов длиной 30 миль (48,2 км).

Эти микрофоны уровня Hi-Fi способны измерять до 50 000 образцов звуков в секунду. Массив состоит из различных блоков из микрофонов с разной конфигурацией для более детального замера уровня шума.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Авиация NASA X-59 Конкорд малошумный пассажирский самолет сверхзвуковой США Ту-144

Предыдущая статья DCEP: цифровая валюта Китая. Конец гегемонии доллара?

Следующая статья SpaceX отменила первый запуск людей в космос из-за погодных условий

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Испытания

Но, как бы то ни было, в 57-ом был осуществлен первый пробный запуск “Бури”(такое ей дали официальное наименование в процессе разработки). Сначала испытательная модель стартовала в Капустином Яру, где все прошло достаточно гладко, но было видно, что расти еще есть куда. Потом произошла неудачная попытка на полигоне в Астрахане. К счастью, ракета разорвалась в воздухе и никто не пострадал. После доработок, был запущен серийный выпуск ракет на Куйбышевском заводе, предназначены как раз для тестирования.

Крылатая ракета

В итоге, во время пятого пуска долгие и изнурительные работы ознаменовались успехом — все прошло ровно так, как планировали создатели. В ходе двух последующих лет было проведено еще 13-ть подобных пусков, некоторые предполагали дальность полета в несколько тысяч километров.

Мнение эксперта

Иван Федорович Шварц

Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.

Было выявлено два существенных недостатка “Бури” — гораздо больший расход топлива, чем изначально планировалось и низкая точность — радиус разброса достигал от 4-ех до 7-ми километров. Разработчики горели энтузиазмом и были готовы продолжать, но тут вмешалось одно беспрекословное “Но”.

Технические особенности

По своим размерам, ракета Х-22 оказалась настоящим гигантом среди своих собратьев. Она имела длину почти 12 м и была почти метр в диаметре. При этом она несла 960 кг взрывчатки. Что касается скоростных характеристик то к 70-м годам они ещё больше увеличились и серийный образец ракеты мог развивать скорость M=4.

Вот это фото позволяет особенно наглядно оценить «масштабы бедствия» в виде ракеты Х-22 «Буря»

Правда были у ракеты и недостатки. Тогда, в 70-е годы, она могла похвастаться разбросом в 700-1000 м от цели. Так что надежд на то что удастся влепить тонну взрывчатки прямо в борт авианосца было мало, вся надежда была на специальную ядерную боевую часть, для которой такой разброс был вполне допустим, так как мощность ядерной боеголовки Х-22 составлял 350 килотонн.

Страшней «Утёнка» зверя нет

Ещё их бесит тот факт, что владея небом над Украиной, российские лётчики ведут себя ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, используя принципиально иную тактику, нежели американские пилоты и их союзники. Везде, куда янки притаскивали свою заокеанскую демократию на крыльях бомбардировщиков, они без разбора долбили всё. Включая мирных граждан, автомобили с санитарными крестами на крышах, объекты, не имеющие никакого отношения к военным… Чего стоят только иракский город-миллионник Мосул и трёхсоттысячная сирийская Ракка, на месте которых, после массированных ударов с воздуха, остались одни обгоревшие головешки?!

Именно это сегодня хотели бы видеть американцы вместо украинских городов, поэтому и продолжают заваливать Незалежную оружием: «Только бы хлопцы не прекращали воевать…»

Наши же парни, разрушая ракетными ударами объекты инфраструктуры армии Киева, уничтожая скопления техники, неонацистов и наёмников, работают с максимальной осторожностью

Ещё — и в этом тоже нет никакого сомнения, — для молодых военных лётчиков будет очень полезен опыт боевого пилотирования фронтовых . Именно эти «Утята» (носовая часть самолёта, имеющая характерную сплющенную форму с острыми боковыми кромками, очень напоминает клюв утки) в рамках спецоперации на Украине играют роль главной рабочей силы ВКС РФ. На тридцать четвёртые «сушки» ложится подавляющая часть отработки целей с воздуха высокоточным оружием.

mil.ru
Су-34 в спецоперации на Украине играют роль главной рабочей лошадки ВКС РФ.

При этом, работая почти от зари до зари, российским пилотам удаётся не только наносить непоправимый урон противнику, но и мастерски уходить от огня наземных средств ПВО. Ни одной «тридцатьчетвёрки» за время проведения операции бравым украинским воякам так и не удалось «приземлить». А все их победные реляции о сбитых российских самолётах с приложенными фотографиями каких-то полусгоревших фрагментов со звёздами на фюзеляже — не более чем фейки.

Х-51, наследница «Холода»

Впрочем, и у США всё-таки есть свои успешные проекты в области гиперзвукового полёта. После массы деклараций и красивых проектов 1980-х годов, когда в США даже всерьёз рассматривали создание гиперзвукового пассажирского самолёта Х-30, выяснилось, что реальных результатов по разработке ГПВРД — с гулькин нос.

В итоге, конечно, никакого 150-местного Х-30 у американцев не вышло — для него не оказалось не только двигателя, но и нужных конструкционных материалов, а вопросы безопасности для пассажирского гиперзвукового самолёта даже не ставились. В реальности же в США был создан крошечный гиперзвуковой самолётик Х-43 (длина 3,66 м, размах крыльев 1,52 м, масса 1400 кг), при создании которого были использованы результаты исследований, полученные в СССР на гиперзвуковом летательном аппарате «Холод».

Дошло до смешного: последние эксперименты по программе «Холод», проходившие в ельцинской России, шли практически полностью по заказу NASA, которое и воспользовалось результатами испытаний советского, а теперь российского ГПВРД в своих разработках.

В итоге американцы уже к середине 2000-х годов добились устойчивых результатов на своём Х-43: после неудачи первого пуска второй полёт гиперзвукового аппарата прошёл уже в устойчивом режиме, а в третьем полёте, который случился 16 ноября 2004 года, гиперзвуковая лаборатория Х-43 показала рекордную скорость в 9,6 Маха.

Впоследствии результаты испытаний Х-43 были использованы американцами в следующей разработке — крылатой ракете Х-51, которая, как и российский «Циркон», перешла на керосин в качестве горючего. Разработка Х-51 идёт в рамках концепции «быстрого глобального удара», основная цель которого — сократить подлётное время высокоточных крылатых ракет и обеспечить обезоруживающий удар по штабам вероятного противника США. Испытания ракеты Х-51 были проведены в 2009–2013 годах, а принятие на вооружение планируется в середине 2020-х годов, после того как экспериментальная по сути Х-51 будет переработана в серийную ракету High Speed Strike Weapon (HSSW), которая сможет устанавливаться на истребители F-35 и бомбардировщики В-2.

Прототип X-51A

Параметры будущего HSSW уже ясны — как и «Циркон», эта ракета будет иметь крейсерскую гиперзвуковую скорость. Однако для HSSW она составит 5-8 Махов против 4-6 Махов у «Циркона», что определит и больший радиус поражения, который заявлен в пределе 920-1100 километров (500-600 морских миль).

Тем не менее у России как минимум уже есть «Циркон» и ещё около десяти лет в запасе, чтобы найти адекватный ответ на угрозу HSSW, которая, к сожалению, тоже создана на основе достижений советского и российского гения, проложившего дорогу к гиперзвуковому движению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: