Противокорабельная ракета х-31а (х-31ад)

Сверхзвуковая авиация на данный момент

На текущий момент авиация не располагает полноценными аналогами «Конкордов» и ТУ-144, поскольку эти самолеты не соответствуют высоким требованиям безопасности и требуют слишком больших материальных затрат на заправку топливной смесью и содержание. Самой перспективной разработкой считается «Baby Boom XB-1», способный развивать скорость до 2,5 маха (2336 км/час). Лайнер отличается скромными габаритами: размах его крыльев составляет 5 метров, длина — 20 метров. XB-1 выполнен из легких композитных материалов и оснащается широкими задними кромками.

Baby Boom XB-1

Инженеры-конструкторы из России по специальному указу президента разработали гиперзвуковой бомбардировщик ТУ-160, оснащенный цельноповоротным килем и стабилизаторами, флаперонами, интерцепторами, а также стреловидным или треугольным крылом в зависимости от модификации. Самолет экипирован четырьмя двухконтурными трехвальными двигателями и топливной системой из 13 резервуаров, заполняющихся азотированным авиационным топливом. ТУ-160 был задуман в качестве ракетоносца, предназначенного для транспортировки аэробаллистических гиперзвуковых ракет.

ТУ-160

Х-31АД — адский страх авианосца

Противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения не очень больших боевых кораблей и транспортных судов. Это по заявленным характеристикам. А фактически удар ими способен отправить на дно крейсер и полностью вывести из строя авианосец.

Противокорабельные ракеты Х-31 были созданы в СССР специалистами ОКБ «Звезда» в самом конце 1980-х. Впервые ее продемонстрировали на одной из зарубежных военно-технических выставок в 1991 году. Фурора она не произвела, так как почти ни в чем не превосходила хорошо к тому времени известную французскую противокорабельную ракету авиационного базирования Exocet.

Прошли годы, и в новом столетии уже в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» разработали и запустили в производство новую версию, названную Х-31АД. Несмотря на созвучное название и практически прежние массогабаритные показатели, получилась ракета, превосходящая по совокупности характеристик зарубежные аналоги в несколько раз. И вот это стало сенсацией. Буквенная аббревиатура оказалась точной. Теперь вражеские флотоводцы могут испытывать лишь адский ужас от одной мысли, что на перехват их эскадр летят самолеты с Х-31АД на внешних подвесках.

Носителями этих ракет являются истребители типа Су-30МК, Су-35, МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. На достаточно легкие и скоростные машины можно подвешивать несколько ракет. То есть один самолет способен гарантированно уничтожить боевой корабль. По существующим нормативным документам двумя ракетами типа Х-31АД можно потопить не очень большой надводный корабль. Но есть нюансы.

Масса боевой части ракеты более ста килограммов. Сама она летит со скоростью 1000 м/с. Около двухсот кг стали и взрывчатки на такой скорости обладают кинетической энергией, достаточной для пробития борта крейсера и даже авианосца. А взрыв внутри корпуса центнера ВВ приведет не только к огромным разрушениям, но и к неизбежному пожару. Моряки знают: лучше пробоина в корпусе во время шторма, чем пожар на корабле, стоящем у причальной стенки. В боевых условиях попадание двух Х-31АД фактически уничтожит боевой корабль любого водоизмещения, включая авианосец. Ракета, обладающая минимальной отражающей поверхностью, летит по сложной траектории. Увидеть ее на экране радара и уничтожить корабельными системами ПВО практически невозможно. Удар русских «АДов» неотразим.

Кстати, о неуязвимости авианосцев. В конце Второй мировой войны американские плавучие аэродромы были действительно почти непотопляемы. Зафиксированы случаи ударов камикадзе в борт этих кораблей и прямое попадание торпед японских подлодок, после которых авианосцы даже не снижали ход.

Сейчас атомный авианосец, несущий на борту сверхсовременные самолеты, гораздо более уязвим, чем его «дизельно-паровой» собрат семь десятилетий назад. Выход из строя системы управления полетами, что неизбежно при попадании даже одной Х-31АД, сделает невозможной взлет-посадку. А если проникающий удар придется в палубу, то авианосец сразу превратится в тысячи тонн плавучего железа. Кстати, у Х-31АД есть функция подрыва над палубой корабля, а не проникающий удар. И такой подрыв однозначно лишает авианосец его главного оружия — палубной авиации, она будет сметена за борт, а катапульты «неизлечимо» повреждены.

Стоит добавить, что в арсенале ВМФ есть гораздо более мощные противокорабельные ракеты наземного и морского базирования.

Самые новейшие противокорабельные ракеты мы увидим на Параде 9 Мая.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №6619 (48)

Стратегическая и Дальняя авиация

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. На вооружении состоят 50 «стратегов», из них 35 машин подлежат модернизации до уровня Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет обновлено электронное оборудование самолета. По мнению журнала National Interest, не следует считать Ту-95 «устаревшим», так как его главным оружием являются крылатые ракеты Х-101, способные самостоятельно атаковать цели на расстоянии до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.

Другие знаки

Эмблема сил ВКС и флаг отделений ВКС (новый) – не единственное, что заслуживает внимание среди профессиональной геральдики. Интересны также петлички рядовых ВКС, погоны новых ВКС, преобразованные из старых погонов ВВС

Шеврон зависит от положения военнослужащего. У командования на темно-синем поле нарисованы крылья, зенитная установка и скипетр. Нашивка является нарукавной. Рядовые получают шевроны с упрощенным логотипом. Форма шеврона – неправильная симметричная, в виде скругленной перевернутой трапеции с фигурными элементами наверху. Служащие низкого ранга носят круглые нашивки или прямоугольные. Старые вариации содержали крупные флаги РФ, однако теперь от них отказываются в пользу вариантов с более тонким дизайном.

Погоны ВКС – темно-синие с яркой синей полосой (такой значок заимствован у ВВС). В зависимости от ранга военнослужащего на погонах изображается разное количество золотых звезд. Петличные нашивки – прямоугольные, с темно-синим полем и голубой окантовкой, по центру расположена золотая малая эмблема подразделения.

Узнай: Какими медалями награждают военнослужащих армии России

Форменные головные уборы выпускаются в тех же цветах (темно-синий, голубой) с содержанием малой эмблемы. На парадных фуражках сверху есть крылья со звездой, по центру – золотая звезда на красном поле. Береты никаких знаков не содержат.

Медаль за заслуги в военной службе разработана, как и остальные символы, в 2015 году и принята 1 августа. Она латунная, с разноцветной колодкой (из оранжевых, желтых, голубых и черных полос). Черные полоски – самые тонкие, вместе с оранжевыми они представляют собой отсылку к георгиевской ленте, а желтые и голубые линии – символика ВКС. Сама медаль чуть больше монеты номиналом 5 рублей. Выдается после 20 лет службы при наличии других наград за хорошую военную службу. Второй раз не присуждается. Расположение – слева на груди. В комплекте с наградой идет бланк и чехол для хранения. На всех парадных мероприятиях награжденные обязаны носить медаль.

Разработка ПТРК.

Контракты на разработку получили компании Martin Marietta, McDonnel, Hughes Aircraft. Конкурс выиграла компания Hughes Aircraft, и в период 1963-1968 гг. вела разработки комплекса. Разрабатывали параллельно два варианта установки – для наземной стрельбы и стрельбы с воздуха.

В 1968 был заключен первый контракт на серийное изготовление установки, и в 1970 г. она появилась на вооружении американских сухопутных войск. Боевой дебют новой установки состоялся во Вьетнаме, во время войны. Установленный на вертолете TOW уничтожил гаубицу, грузовик и 4 танка с расстояния 2700 метров. Эта проверка доказала боевую эффективность комплекса, и положила начало его использованию на протяжении последующих десятилетий. Установка предназначается для поражения разнообразных целей, включая фортификационные сооружения.

Наряду с таким достоинством, как бронебойность, комплекс имеет и недостатки. Основной – невозможность вести обстрел при отсутствии прямой видимости.

Комплекс не единожды дорабатывали и совершенствовали. С каждым десятилетием он приобретал все более совершенные и эффективные формы. В 1986 г. появились TOW-2А TOW-2В, нашедшие активное применение во время Персидского конфликта в 1991 г.

Описание

Переносной противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот» предназначен для поражения визуально видимых неподвижных и движущихся со скоростью до 60 км/ч целей (танков и других бронированных малоразмерных целей) на дальностях до 2 км.

Комплекс был разработан в КБ Приборостроения, г. Тула и поступил на вооружение Вооруженных Сил СССР в 1970 году. Вскоре ракету модернизировали с присвоением индекса 9М111 – 2. В 1975 году был создан модернизированный вариант ракеты 9М111М с увеличенной дальностью полета и повышенной бронепробиваемостью.

Комплекс 9К111 «Фагот» экспортировался во многие страны мира и применялся во многих локальных конфликтах последних десятилетий. Кроме России комплекс разных модификаций состоит на вооружении сухопутных сил Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии.

На западе он получил обозначение AT-4 «Spigot».

В состав комплекса входит:

  • складная переносная пусковая установка 9П135 (9П135М) с аппаратурой управления 9С451 и механизмом пуска 9П155 на станке 9П56;
  • ракеты 9М111 – в транспортно-пусковых контейнерах;
  • ЗИП;
  • проверочная аппаратура и другая вспомогательная техника.

С пусковых установок 9П135 (9П135М) могут так же применяться ракеты 9М111М, 9М113, 9М113М комплексов «Фактория», «Конкурс» , «Конкурс-М» . После принятия на вооружение комплекса «Конкурс» ракеты 9М111 применяются и с боевых машин 9П148 этого комплекса.

В комплексе 9К111 применено полуавтоматическое наведение ракеты на цель — управляющие команды передаются на ракету по проводам. При боевом использовании комплекса наводчик наводит на цель и ракета автоматически выводится на линию прицеливания. Пусковая установка обеспечивает наведение по углу места в пределах +/- 20° при круговом наведении по азимуту.

Ракета 9М111 имеет аэродинамическую схему «утка» — в носовой части установлены аэродинамические рули с электромагнитным приводом, в хвостовой — раскрывающиеся после старта несущие поверхности. Консоли крыльев были выполнены из тонких листов нержавеющей стали. Гибкость этих листов позволяла свертывать консоли вокруг корпуса ракеты перед загрузкой в транспортно-пусковой контейнер. После выхода из контейнера консоли сами раскрываются под действием сил упругости.

Ракета 9М111 оснащается единой разгонно-маршевой двигательной установкой. Поставляется в герметичном транспортно-пусковом контейнере. Оснащена кумулятивной боевой частью.

Ракета в полете стабилизируется вращением и управляется отклонением носовых рулей по сигналам наземной аппаратуры управления, передаваемым с ПУ по проводной линии связи. В хвостовой части ракеты размещена катушка с проводом и лампа-фара с зеркальным отражателем. При срабатывании вышибного двигателя отражатель и лампа защищались створками, раскрываемыми после выхода ракеты из контейнера. В то же время продукты сгорания вышибного заряда прогревали зеркало отражателя, исключая возможность его запотевания. Лампа была покрыта лаком, что предотвратило ослепление оператора при низкой освещенности. В состав системы управления также входили гироскопическое устройство, аппаратура приема команд, поступающих по проводной линии связи.

Комплекс прост в эксплуатации, относительно легок и может переноситься расчетом из двух человек. Вес вьюка № 1 командира расчета с пусковой установкой составляет 22,5 кг. Второй номер расчета переносит вьюк № 2 весом 26,85 кг с двумя ракетами в ТПК.

Недостатком комплекса является возможность поражения цели только при условии ее визуальной видимости. Ракета имеет обычную (не тандемную) кумулятивную БЧ и не может поражать бронетехнику, оснащенную динамической защитой.

В китайских «ножнах»

Китайские аналоги «Кинжала» показали на видео. Противокорабельная ракета YJ-XX Народно-освободительной армии Китая имеет дальность около тысячи километров, скорость около 5 Махов, предназначена для поражения крупных надводных целей. По заявлению разработчиков, ракета способна преодолевать американскую ПРО Aegis. Носителем YJ-XX являются фрегаты проекта 055.

81.cn
Носителем YJ-XX, китайского аналога «Кинжала», являются фрегаты проекта 055.

Практически одновременно в Сети появилось видео китайского стратегического ракетоносца H-6N с подвешенной баллистической ракетой воздушного базирования DF-21D. Её называют «китайским «Кинжалом». США считают эту ракету серьёзной угрозой своему флоту. Это первая баллистическая ракета, способная поражать авианосные группировки в движении. Наводится ракета по командам разведывательных спутников и способна нести как ядерные боеголовки, так и гиперзвуковой маневрирующий блок.

Надёжной защиты от гиперзвуковых ракет нет ни у одного государства. Боеприпас может маневрировать на траектории при выполнении задания и поэтому его перехват чрезвычайно затруднён. Перехватить цель, летящую со скоростью 10 Махов и маневрирующую на траектории, задача для сегодняшних систем ПВО и ПРО практически невыполнимая.

В отличие от сухопутного комплекса «Искандер», переброска которого на другое операционное или стратегическое направление требует определённого времени, «Кинжал» может быть перебазирован в любую точку в пределах ЗВО за часы.

США ещё в 1959 году впервые в истории испытали пилотируемый гиперзвуковой самолёт North American X-15, который способен был летать со скоростью выше 6 тыс. км/ч. Гиперзвуковую скорость развивает и боевое оснащение межконтинентальных баллистических ракет, и баллистических ракет подводных лодок.

wikipedia.org
Гиперзвуковой самолёт North American X-15.

Но оружие, претендующее на статус «гиперзвукового», должно достигать огромных скоростей в управляемом полёте с использованием аэродинамических сил — маневрировать при необходимости вплоть до момента поражения цели. Из-за высокоскоростного потока в лобовой точке аппарата газ нагревается до нескольких тысяч градусов. Ещё проблема — трудно нейтрализовать экранирующее воздействие окружающего ракету облака раскалённой плазмы: оно затрудняет прохождение команд, уменьшая способность изделия эффективно наводиться на цель.

В мире (в США прежде всего) идёт разработка средств борьбы с гиперзвуковым оружием. В 2008 году выпущенная с крейсера SM-3 поразила находящийся на высоте 247 км аварийный разведывательный спутник USA-193, который двигался со скоростью 27 тыс. км/ч. Боевая часть кинетическая.

Защита от гиперзвукового оружия потребует усилий сразу в нескольких основных направлениях: введение в строй новых радиолокационных станций, выведение на орбиту новых космических аппаратов, создание новых перехватчиков.

Скептики утверждают: «Кинжал» можно отнести к гиперзвуковой ракете с большой натяжкой. Это, по сути, аэробаллистический комплекс: аналог советского Х-15 или AS-16 Kickback по классификации НАТО. Он мог развивать скорость в 5 Махов, однако не мог поддерживать её на протяжении всей траектории полёта. Но это аргументы для собственного успокоения. Практика говорит об обратном.

Стремление американцев получить надёжную защиту от различных гиперзвуковых угроз совершенно очевидно. Как и то, что интерес к перехватчикам гиперзвуковых ракет будет расти вместе с интересом к самим ракетам.

2 Россия

2 место — Россия

Истребителей
806

Бомбардировщиков
1 438

Транспортных самолетов
1 124

Боевых вертолетов
490

С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО). Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады войск воздушно-космической обороны. За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в боях 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и другими бывшими советскими республиками. В результате этого раздела Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве с США.

В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим. В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времен. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется в 2020 году. Численность личного состава — 148 тысяч человек.

Бомбардировщики-невидимки разработали в девяностые. Сегодня они – цари

B-2 стал единственным успешным “летающим крылом” Northrop

Понимание того, что в современном мире ни скорость, ни высота полета не гарантируют защиту от средств ПВО, привело к интересу военных в области малозаметных летательных аппаратов.

Поэтому, пока Rockwell проектировала B-1B, фирма Northrop начала разработку перспективного малозаметного бомбардировщика по схеме «летающее крыло», над которой активно работала с 1947 года (XB-47, XB-49).

Сложный, большой и аэродинамически нестабильный. Зато невидим

В 1983 году в воздух взлетел первый опытный образец B-2 Spirit, серийно выпускавшегося с 1986 по 1999 годы — первого стелс-бомбардировщика и первого серийного «летающего крыла» в истории.

Его околозвуковая скорость, маленький потолок, небольшой радиус действия и бомбовая нагрузка (сопоставимая с B-52, Ту-95) неплохо компенсируется чрезвычайно сложным обнаружением для противника.

Фактически, с момента появления любые бомбардировки в зоне ПВО проводятся именно с помощью этих машин, если речь не идет о массовых налетах.

Появление ответного советского проекта не произошло из-за отсутствия финансирования и наступления перестройки.

Советские проекты малозаметных самолетов разрабатывались с середины семидесятых

Тем не менее, уже в семидесятых годах КБ Сухого предлагало малозаметную версию Т-4-200 (проект «Двухсотка»). КБ Мясищева вело активные работы в области сверхбольших высот, выраженных в М-17 «Стратосфера».

Серьезные надежды возлагались так же на соответствующие модификации летающей лодки КБ Бериева А-40 и ряда проектных экранопланов.

Да и у Туполева существовали эскизные наработки, продолжающие идеи как Ту-160, так и более ранних проектов — в том числе гиперзвуковых, созданных на основе крылатых ракет конструкторского бюро.

Как появилась идея о создании стратегических бомбардировщиков

Первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1, разработанный Туполевым

В ходе Второй мировой войны боевые действия растянулись на огромные расстояния. Даже появившиеся в её ходе ракеты не были способны покрывать необходимые расстояния до цели: дальности первой баллистической ракеты Фау-2 едва хватало для того, чтобы перелететь Ла-Манш.

У Великобритании, СССР и США разработок в области ракетостроения и вовсе не было, чтобы можно было полагаться на подобное оружие хотя бы в будущем.

Поэтому задача дальних ударов в тылу противника возложили на перспективные типы бомбардировщиков.

Гражданский гидросамолет Savoia-Marchetti S.66 мог стать бомбардировщиком

Конечно, говорить о том, что дальняя авиация не существовала до конца Второй мировой, нельзя. Но и дальность была не та, и цель была слишком призрачна.

Поэтому основная масса конструкторов концентрировалась на текущих военных заказах, создавая самолеты средней и малой (даже по тем меркам) дальности.

В СССР эту тему исторически курировал Туполев: именно с его легкой руки страна получила первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 и его развитие — ТБ-3.

ТБ-3 участвовали в Халхин-Голе и даже Великой Отечественной войне

Именно этот самолет стал основой будущих военных частей дальней авиации, которая сформировалась много позже.

В тридцатые годы опустошенные Первой мировой страны не имели достаточно ресурсов для реализации многих идей.

Подумать только: первый «летающий сплав», дюралюминий (и его советский аналог кольчугалюминий) появились только за десять лет до полета ТБ-3.

Многие первые бомбардировщики были очень похожи на Dornier Do R

Поэтому и сам ТБ, и его европейские четырехмоторные аналоги производства Bloch, Savoia Marchetti, Dornier (успешно сбежавшего из Германии), Heinkel и Junkers строились с полотняной обшивкой, только осваивая современные на то время компоновку цельнометаллического моноплана.

С германской авиацией того периода все происходило еще интереснее: по результатам перемирия, Германии навязали жесткие правила по созданию вооружений.

Поэтому практически все самолеты строились исключительно в роли гражданских, а их основная часть получала два или три мотора.

Ряд первых самолетов Туполева тоже не успели переделать в бомбардировщик

Конструкторы предполагали возможное масштабирование аппаратов, но многие из них не получили увеличенных версий даже на бумаге.

Зато дальняя авиация в Советском Союзе развивалась, как на дрожжах: девиз «Дальше, больше, сильнее» работал лучше любого государственного заказа.

Благодаря этому за короткое время появился ряд уникальных самолетов, значительно поспособствовавших развитию авиационной инженерии, таких как ДБ-А, АНТ-20 «Максим Горький», ДБ-ЛК.

Бомбардировщик, созданный по схеме летающее крыло – ДБ-ЛК, – даже успели запустить в серию

К сожалению, судьба гигантов оказалась предсказуема: техника того времени не достигла достаточного развития, чтобы позволить человеку эффективно управлять и обслуживать огромные летательные аппараты.

Тоже самое происходило в других странах: гиганты Франции, Италии, Швеции, Дании один за другим оказывались бесполезны в реальных условиях.

Ни грузов для перевозки, ни реальных боевых задач для них все еще не существовало.

ПЗРК «Стрела-1»


Зенитно-ракетный комплекс малой дальности «Стрела-1» (код НАТО SA-9 «Гэскин») был создан в 1960-х и показан публично в 1970-х. В Советской Армии оружие развернуто в количестве 16 установок на дивизию, при этом каждый полк, танковый или мотострелковый, имеет 4 установки. Кроме СССР SA-9 есть также во многих других странах, включая Алжир, Египет. Восточную Германию, Венгрию, Индию, Ирак, Ливию, Польшу, Южный Йемен, Сирию, Вьетнам и Югославию. Первое известное боевое применение зенитно-ракетного комплекса было в Ливане в мае 1981 г.. когда батарея SA-9, обслуживаемая …

Читать дальше

Модификации и носители[ | ]

  • К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
  • К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
  • К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
  • К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
  • К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.
  • PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньиньPī lì yī hào , палл.Пи ли и хао , буквальноУдар грома 1 ) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: