История пластикового пакета

Приключения электроники в стране этики

Сейчас в мире около 2 миллионов электромобилей, и их число постоянно растет. Производители позиционируют свою продукцию не только как престижный и не имеющий «выхлопа» транспорт (актуально для загазованных городов первого мира), но и как несравнимо более экологичный, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Стоит посмотреть рекламу «Теслы» с закадровым голосом Карла Сагана, читающего текст о «нашем единственном доме», — и кажется, что нужно начинать копить на «модель S», иначе планету не спасти. Но экологичнее ли электромобили, чем обычные машины, в действительности?

Не совсем, не обязательно — и уж точно не в той степени, как об этом говорит реклама.

Перемещение из точки А в точку Б физически не может протекать с нулевым уровнем выбросов: даже когда мы просто идем по улице, на ходьбу тратится энергия съеденной нами пищи, которую тоже надо было произвести — потратив ресурсы и выделив в атмосферу СО2э. Другое дело, что выбросы из прямых (сгорание топлива в баке) превращаются в непрямые (использование заранее заготовленного электричества).

Объем выбросов CO2э, который сэкономит электромобиль за время своей жизни (то есть его реальная «экологичность»), напрямую зависит от того, как вырабатывалось электричество для подпитки этого транспортного средства. Если энергия в стране «зеленая» (ветряки, атомные станции, ГЭС) — экономия выбросов будет большей, если «грязное» (от сжигания природных ископаемых) — меньшей. Кроме того, надо учитывать и экологический след от производства самого электромобиля — а он значительно выше, чем от изготовления средней машины с ДВС.

Согласно результатам исследования группы ученых из Брюссельского свободного университета, проведенного на материале нескольких стран Евросоюза, даже при запитке исключительно «грязной» энергией электромобиль за свой жизненный цикл сэкономит около 25 % выбросов СО2э. Выходит, что этот транспорт полезен в любом случае. Но к сожалению, на деле не всё так радужно.

В обоих случаях это весьма «грязная» индустрия. Именно из-за разработки никелевых месторождений российский Норильск уже много лет не покидает верхних мест в рейтинге самых экологически неблагополучных городов мира, а прилегающая местность теперь представляет собой яркий пример апокалиптического пейзажа (вспомнить только, как в 2016 году воды реки Далдыкан окрасились в кровавый цвет).

С производством кобальта всё еще хуже: оно не только «грязное», но и зачастую неэтичное.

Лучшие подгузники-трусы

Рейтинг моделей подгузников для новорожденных нужно дополнить непромокашками в виде обычных трусов. Они понадобятся вам чуть позже, когда годовалый малыш не сможет усидеть на месте для смены белья, научится быстро расстегивать липучки на обычных памперсах. Впитывающие трусы легко менять, можно носить днем и ночью. По функциям они не отличаются от обычных подгузников. Лучшие трусы мы определили по отзывам родителей.

1. Libero Up & Go

Трусики Libero легко снимаются и надеваются благодаря эластичным манжетам на пояске. Они тонкие, хорошо впитывают, приятно пахнут. Среди минусов родители выделяют: отсутствие индикатора наполненности, возможные разрывы по швам, если ребенок слишком активный или трусики малы по размеру.

2. Huggies Pants

Американские яркие плавки для мальчиков и девочек с уникальным дизайном в стиле Диснея. Грамотно распределенные впитывающие каналы позволяют подгузникам поглощать влагу даже в движении. Мягкий материал покрыт порами, обеспечивает коже на попе приток воздуха.

Слой Dry Touch запечатывает жидкость за 3 секунды, дерма остается сухой и здоровой.

3. Merries

По сравнению с другими популярными трусиками Merries обладают наибольшей впитываемостью, не протекают после 10–12-часового сна ночью. Подгузники на резинке 12–14-месячный малыш может стянуть с себя сам за пару секунд. Изделия хорошо подойдут для приучения крохи к горшку.

4. Pampers Pants

Самый ходовой товар в данном сегменте. Цена соответствует качеству. Трусики Pampers мягкие, тонкие, удобные. Эластичный поясок не натирает кожу спины, живота. Но, по отзывам родителей, нужно брать на один размер больше.

5. Helen Harper

Если сравнивать Helen Harper с другими подгузниками по толщине, то данные трусики будут самыми толстыми. Но дети чувствуют себя в них комфортно, удобно, мягкая поверхность не раздражает кожу, быстро впитывает жидкость.

Измеряем полеты в бургерах

Собственные ноги, велосипед, троллейбус, метро, трамвай, автобус, электричка, дизельный поезд, машина, самолет. Что это? Рейтинг средств передвижения по уровню вредных выбросов.

В сети можно найти множество таблиц экологичности транспорта, данные которых нередко разнятся (в зависимости от того, к примеру, как в стране добывается электричество).

Например, Маша и Катя — студентки, живут в Новосибирске. Первая — веганка, вторая — мясоедка. Как мы уже выяснили в предыдущей статье, Ма́шина еда обходится природе гораздо дешевле, чем Катина: за год Мария «сэкономила» около тонны СО2-эквивалента. Но вот наступили летние каникулы. Катя едет жарить шашлыки на ближайшее озеро, а Маша садится в самолет, чтобы навестить родных во Владивостоке.

По возвращении Маши в Новосибирск ее углеродный след будет примерно равен Катиному.

Путешествие на самолете — практически единственный способ, которым обычный человек может разом выкинуть в атмосферу тонны вредных веществ. Личные выбросы от трансатлантического перелета составят от 3,5 до 5 тонн СО2э — как если бы вы съели тысячу бургеров в «Макдоналдсе» (по 4 кило эквивалента за штучку) или сожгли небольшой лес.

Для точных подсчетов можно воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами: Choose Climate, TerraPass и др. При этом результаты на разных сайтах, скорее всего, будут различаться. В каждую из таких программ вшит свой алгоритм вычисления. В частности, некоторые из них (например, калькулятор немецкой организации Atmosfair) по умолчанию включают в итоговую сумму радиационное возмущение, другие его не учитывают, а третьи предлагают вам самим настроить этот параметр.

Предположим, Маша из нашего примера захотела съездить из Новосибирска во Владивосток и обратно на машине. Если она отправится в тур в одиночку на старом, потребляющем много топлива автомобиле, то ее личные выбросы от поездки будут, возможно, даже несколько выше, чем в случае полета на полностью загруженном лоукостере. Но если в ту же неэкологичную машину она посадит друга или попутчика, этот же показатель у каждого пассажира будет уже в 1,5–2 раза ниже по сравнению с перелетом.

Поезд также более экологичное решение, чем самолет. Старые составы потребляют довольно много топлива, зато не создают радиационного возмущения. А если локомотив современный и на электрическом ходу, то показатель СО2э в этом случае может быть во много раз ниже, чем при перелете на то же расстояние. К примеру, личные выбросы от поездки из Лондона в Париж на экспрессе Eurostar составляют всего 22 кило СО2э — в 10 раз меньше, чем от путешествия на самолете.

Проблема не только в том, что воздушные лайнеры потребляют много топлива и создают радиационное возмущение. Они еще и стимулируют нас путешествовать дальше и чаще. Если 70 лет назад развлекательные поездки могла себе позволить только крохотная часть населения (около 25 миллионов человек, по данным Всемирной туристской организации), то с развитием дешевых авиаперевозок количество путешественников выросло почти в 50 раз.

Мифы про полиэтиленовые пакеты

Вот основные заблуждения, связанные с пластиковыми пакетами:

  1. Бумажные пакеты лучше полиэтиленовых.

Пластиковые пакеты на 100% пригодны для вторичной переработки, к тому же упаковка из крафт-бумаги чаще оказывается в водоемах и на свалках. Бумажные пакеты производят в 50 раз больше загрязняющих веществ в воде и на 70% больше выбросов, чем пластиковые пакеты. Производство пластиковых пакетов требует на 40% меньше энергии по сравнению с бумажными пакетами.

2. Пластиковые пакеты требуют большого количества нефти, которая не возобновляется.

В действительности это один из самых энергоэффективных продуктов в производстве. По статистике, меньше половины процента барреля сырой нефти используется для производства пластиковых пакетов. К примеру, в США большинство пластиковых пакетов сделаны из природного газа.

3. Пластиковые пакеты являются основными компонентами мусорных свалок.

Это еще один беспочвенный миф, поскольку бумага является наиболее часто встречающимся предметом на свалках, и в среднем на нее приходится более 40% содержимого свалки. Если говорить о первичных компонентах мусора, то 95% всего мусора в западном мире состоит из окурков сигарет, конфетных оберток и жевательной резинки. Пластиковые пакеты занимают не более 1% всего мусора

Однако люди должны понимать важность правильного использования и утилизации всех материалов, так как это единственный ключ к сокращению количества мусора

4. Полиэтиленовые пакеты имеют низкую скорость переработки.

Это не так, однако не все знают о том, что они на 100% пригодны для вторичной переработки, но не везде есть инфраструктура для их правильной утилизации. Единственный способ повысить показатели — инициировать национальную программу ресайклинга пластиковых пакетов.

5. Пластиковым пакетам требуется около 1000 лет, чтобы разложиться полностью.

Почти ничего (еда, бумага, пластик и т. д.) не разлагается на свалках, поскольку все эти продукты, чтобы разложиться, должны быть как можно более сухими и стабильными. Согласно исследованию автора книги «Археология мусора» Уильяма Ратье, газеты могут быть читабельными и неповрежденными даже после нескольких лет на свалке.

Распространенные мифы о полиэтиленовых пакетах формируют у людей неверное представление о данной продукции, которое неоправданно вызывает отталкивающее отношение. Если рационально использовать и правильно утилизировать пластиковую тару, то она будет одной из самых эффективных и безопасных для экологии среди аналогов.

Как защититься от микропластика

Косметика. Первое, что в таком случае советуют специалисты – соблюдать правила профилактики. В первую очередь – ограничить использование продуктов, содержащих микрогранулы. А это некоторые зубные пасты, порошки, косметические средства. Кстати, некоторые страны, такие как Канада, США, Швеция, Новая Зеландия, уже запретили ввоз и продажу на своей территории средств, в составе которых есть пластик.

В косметических средствах пластик чаще всего представлен в виде:

  1. Акриловых полимеров и сополимеров. Это самая большая группа синтетических полимеров, используемых в косметике. Есть в средствах по уходу за волосами, которые фиксируют прическу или создают антистатический эффект.
  2. Полиуретан. Содержится в средствах, которые фиксируют прическу.
  3. Полиэфиры. Это в первую очередь пигменты в декоративной косметике, а также вещества со стабилизирующими, пленкообразующими или смягчающими свойствами.
  4. Полиамиды. Содержатся в кремах и в косметической продукции, создающей матирующих или мерцающий эффект.
  5. Поликватерниум-7. Присутствует в средствах по уходу за волосами и кожей, предназначенных устранять их пересыхание.

Многие из этих компонентов по специфике действия имеют аналоги среди натуральных веществ. Например, выбирая средства по уходу за кожей и волосами, лучше отдать предпочтение продуктам, в составе которых есть глицерин, жирные кислоты, жирные спирты и сложные эфиры аминокислот. Они, как и пластик, предотвращают потерю влаги, смягчают кожу, стабилизируют косметические эмульсии.

Одежда. Если нельзя полностью отказаться от вещей из синтетических волокон, то, по крайней мере, следует научиться правильно их стирать. Чтобы в окружающую среду попало как можно меньше микропластика, синтетические вещи необходимо стирать на самых коротких режимах, при низкой температуре, используя самые низкие обороты отжима. Также вместо обычного порошка для стирки лучше использовать жидкие средства

Это важно хотя бы потому, что во время каждой стирки изделия, например, из флиса (обработанный ТЭП) в сточные воды попадает до 250 тысяч микрочастиц пластика. Со временем они попадают и в питьевую воду

Пластиковые отходы. Третье правило: уменьшить количество пластиковых отходов. Это можно сделать, если отказаться от целлофанового кулька в пользу бумажного пакета, напитки выбирать не в пластиковой, а в стеклянной таре.

Эра пластицена

За свою столетнюю историю пластик проделал путь от супергероя до главного злодея современности: если в начале XX века в нем видели способ защитить от насильственной смерти слонов и черепах, то сегодня мы знаем, что он является одним из основных виновников экологического кризиса.

Податливый материал, способный принять любую форму, в конечном итоге стал причиной природной трансформации. Каждый год всё больше рыб и птиц погибают, по ошибке проглотив пластиковый мусор. В воде и почве эксперты всё чаще находят частицы микропластика, которые могут оказаться переносчиками опасных микроорганизмов и токсичных веществ, а также вывести из строя пищеварительную систему и печень у животных. Некоторые химикаты, используемые при производстве синтетических полимеров, способны вмешиваться в работу эндокринной и репродуктивной систем, порой приводя к серьезным гормональным перестройкам в организме. В частности, бисфенол А печально известен тем, что может привести к бесплодию. Хуже всего, что мы даже не способны оценить все последствия влияния пластиков на здоровье. На нашей планете нет ни одного человека, не подвергшегося воздействию пластиков, поэтому невозможно сформировать контрольную группу для полноценного исследования. Указывая на повсеместность и опасность материала, географ Макс Либойрон его с миазмами или вирусом.

Иногда обломки пластика мимикрируют под элементы природного ландшафта, образуя причудливые гибриды с натуральными материалами — деревом, песком, лавой, металлом или кораллами. Для подобных странных окаменелостей геологи придумали термин пластигломерат

Ряд ученых даже предлагает дать нашей геологической эпохе новое имя и назвать ее пластиценом, чтобы обратить внимание на масштаб экологической проблемы как в пространственном, так и во временном отношении. Пластиковая посуда, которую мы называем одноразовой, способна «прожить» на планете сотни лет, или пять человеческих жизней

Некоторые синтетические полимеры разлагаются еще дольше.

Появление во Франции

Дорожные знаки, напоминающие современные, появились во Франции. В конце 1900 года в Париже установили самые первые указатели на дорогах. Вначале они были выполнены в черной и синей гаммах и не имели ярких деталей. Такие знаки отличались круглой или квадратной формой. При этом в центре находилось небольшое изображение.

В тот же период все дорожные знаки были разделены на несколько ключевых категорий. Они были указательными, предписывающими и предупреждающими. Спустя некоторое время добавилась еще одна группа запрещающих знаков.

В 1932 году в Женеве предприняли попытку принять закон о создании единой международной системы дорожных указателей. Ее целью было облегчение жизни многим автомобилистам, которые совершали поездки в других страны. Однако участники конференции не смогли достичь договоренностей, потому эта попытка не увенчалась успехом. В результате каждое государство стало дополнять имеющиеся указатели своими собственными.

Переработка пластиковых пакетов

Этот процесс очень важен для экологии. Он помогает избежать скопления пластика на свалках. При этом полиэтилен легко перерабатывается. Благодаря этому удается сократить расходы на приобретение новой пластиковой продукции.

Подвергать переработке разрешается такие виды полиэтилена:

  • для покупок;
  • для мусора;
  • от молока, кефира и других аналогичных продуктов;
  • все виды полиэтилена низкой плотности.

Обычно перерабатывающие предприятия работают так:

  1. Сортируют пластмассы для устранения любых загрязняющих веществ из общего количества пластиковых отходов. Это может осуществляться ручным или автоматическим способом.
  2. Плавят пластмассу в новую форму или измельчают ее в хлопья. После чего осуществляется очередное плавление перед окончательной обработкой в гранулы.

К тому же пластиковые изделия допустимо повторно применять в бытовых условиях и перерабатывать дома для увеличения жизненного цикла материала.

Плюсы пластиковой упаковки

Хотя пластик, безусловно, вреден для окружающей среды, есть ряд причин, по которым трудно от него полностью отказаться. Вот они:

  • Низкие затраты: пластик является самым дешевым из всех распространенных упаковочных материалов.
  • Превосходная долговечность: пластмассы не легко поддаются внешним воздействиями, могут выдерживать падения без повреждений, поэтому обеспечивают продукту отличную защиту. Пластиковая упаковка не повреждается при укладке друг на друга, что облегчает транспортировку продукции.
  • Долговечность: пластику требуется около тысячи лет, чтобы как-либо испортиться, он может прослужить в течение длительного времени без повреждений. Однако, насколько это плюс, это также и минус.
  • Легкий вес: большинство пластиковых материалов почти ничего не весят по сравнению с альтернативными материалами, такими как стекло и дерево, что отлично подходит для уменьшения занимаемой площади при транспортировке продуктов.
  • Универсальность: пластиковая упаковка имеет множество форм, которые могут варьироваться от гибких и адаптивных до прочных и эластичных вариантов, как пластиковые контейнеры.

Биопластик – спасение планеты от загрязнения

Чтобы решить проблему утилизации пластика, ученые разработали новый материал – биопластик. При этом далеко не все такие вещества имеют преимущества с точки зрения переработки. Безусловно, их популярность постоянно увеличивается. Однако успешно утилизировать биопластик можно лишь в том случае, если мусор достаточно хорошо подвергается компостированию. При этом компостирование бытового мусора, как правило, для этого не подойдет.

Решением экологических проблем становится переработка пластиковых отходов. Существует несколько вариантов их утилизации, которые постоянно совершенствуются. В качестве примера стоит привести вторичную механическую переработку и химическую утилизацию веществ, которые нельзя перерабатывать.

При использовании механического способа важным препятствием считается разделение. При смешивании разных полимеров материал, который из них получается, обычно лишен полезных свойств

Потому так важно заниматься правильной сортировкой отходов

Пластик представляет собой один из наиболее популярных материалов, который активно используется в разных отраслях промышленности. Вещество было придумано буквально полтора столетия назад, но за время своего существования получило широкое распространение.

Сообщение
появились сначала на
.

Бакелит

История пластика, который считается праотцом современных синтетических полимеров, — бакелита — также началась с поиска замены для природного компонента. Если сейчас шеллак ассоциируется преимущественно с накладными ногтями и маникюром, то в начале XX века его ценили за изоляционные свойства, поэтому он был востребован в сфере энергетики. Электрификация шла полным ходом, а значит, смола, выделяемая тропическими насекомыми, требовалась в большом количестве. Как раз в этот момент бельгиец Лео Бэкланд заинтересовался пластичностью шеллака и решил попробовать создать его искусственный аналог. Благо в 1899 году химик заработал солидную сумму, продав американской компании технологию придуманной им фотобумаги. На эти деньги Бэкланд обустроил лабораторию в собственном доме, где принялся за эксперименты с полимерами. Удачу ему принесла реакция между фенолом, полученным из каменноугольной смолы, и формальдегидом в присутствии катализатора. После нескольких опытов с разными добавками в 1909 году Бэкланд наконец сумел получить первый синтетический реактопласт — пластик, который не размягчался при высокой температуре. Материал назвали в честь изобретателя — бакелитом.

Может быть интересно

Синтетический пластик ожидал громкий коммерческий успех. Благодаря своему малому весу и высокой прочности материал мгновенно полюбился владельцам промышленных предприятий. Рекламный слоган гласил, что бакелит пригоден для тысячи целей. И это не было преувеличением: к 1944 году из него изготавливали около 15 тысяч различных товаров. В какой-то момент его даже применяли для производства гробов и тренировочного медицинского оборудования. Пластик пригодился и для замены древесины при изготовлении радиоприемников, что значительно упростило процесс сборки и помогло снизить цену на товар — за счет чего радио появилось практически в каждом американском доме.
Популярность многогранный материал быстро получил и среди дизайнеров: в 1920-е годы витрины магазинов заполнила бижутерия из бакелита, а вскоре модный пластик появился и на подиумах, в том числе на показах знаменитых Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли. Желтоватый и полупрозрачный бакелит напоминал янтарь, а при добавлении красителей мог сыграть роль и какого-нибудь драгоценного камня. Вот только цветовая палитра оказалась ограниченной: материал был довольно хрупким, и для прочности в него добавляли целлюлозу или древесные опилки. Из-за наполнителей цвет выходил тусклый и мутный. Поэтому на модном пьедестале бакелит продержался недолго, уступив место более современным пластикам.

Экослед чашки чая или кофе

Иллюстрация: Полина Никитина, «Экосфера»

Углеродный след чашки черного кофе или чая получается сравнительно небольшим. Если выпивать каждый день по четыре чашки, то годовой след будет 30 кг СО2-экв — это одна поездка на машине на 80 км. Картина меняется, если в напиток молоко, ведь коровы выделяют метан — один из основных парниковых газов.

Значение имеет и то, как кипятить воду для кофе и чая. Самый экологичный путь — чайник с количеством воды на нужное число чашек и газовая плита. Но обычно так не бывает — для чая вода кипятится в электрическом чайнике, кофе варится на электроплите в турке или в кофе-машине. 

Если вы купили чёрный кофе в одноразовом бумажном стакане с пластиковой крышкой, то имейте в виду — след вашего кофе возрос в 27 раз. Бумажный стакан состоит из слоя бумаги и полиэтилена и пластиковой крышки. Сам стакан очень трудно переработать, его нельзя сдавать с бумагой, то есть он попадает на свалку. След примерно в 550 грамм СО2-экв складывается из производства стаканчика и из выбросов от его разложения на свалке. 

Но важно не забывать про экослед самого чая и кофе. На разработку плантаций, уход и на сбор урожая уходят ресурсы: вода, техническое оснащение, работа людей

Кофе и чай производят в экваториальных регионах — а пьёт их весь мир. Так что к затратам на производство добавляется след от авиаперелёта или перевозки по морю. 

Интересна ситуация с кофейными капсулами. Производство капсулы несёт свой экослед, и он плюсуется к кофе. Но вместе с тем, карбоновый след от самой чашки кофе из капсулы меньше, потому что такой способ экономит и воду, и кофе. Некоторые компании наладили переработку капсул. Например, Nespresso делает капсулы из (относительно безвредного) алюминия и мотивирует людей сдавать их. Но всё это может работать, только если сознательно относиться к переработке. Если нет — капсулы попадают на свалку. Достоверного подсчёта карбонового следа от чашки кофе из капсулы нет. Мы рекомендуем выбирать другие способы приготовления кофе, если нет уверенности, что капсула будет переработана. 

Самый простой способ сократить углеродный след чая и кофе — не покупать напитки в одноразовом стакане. Приходите к баристам со своими тамблерами, термокружками, термосами.

Бумажный пакет

Такое изделие появилось еще в середине девятнадцатого века в Великобритании. Предприимчивые англичане использовали для этой цели изобретение Уильяма Гудейла – машинку для производства кульков из бумаги. Конечно, они были несовершенными, но значительно облегчали переноску покупок.

Впоследствии второй изобретатель Лютер Кроуэлл придумал бумажную конструкцию с плоским дном, которая очень понравилась покупателям. Это произошло в 1870 году. Такое изобретение получило очень широкое распространение.

Впоследствии на изделия стали наносить печать. Это позволило владельцам магазинов использовать их не только как упаковку, но и в качестве места для размещения рекламы. Еще позже к конструкции приделали ручки. Это сделало использование товара еще удобнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: