Как россия кавказом приросла

Конфликт народов

В одном только названии Кабардино-Балкарии указано, что это — регион двух племён: кабардинцев и балкарцев. Эти народы достаточно сильно различаются между собой, однако их конфликт можно назвать скорее латентным, нежели явным. Несмотря на ряд противоречий и различий в менталитете, до противостояния между этими племенами дело не доходило.

Но чем же кабардинцы отличаются от балкарцев? В первую очередь, происхождением. Кабардинцы принадлежат к группе адыгов, а потому близки черкесам и адыгейцам.

А вот балкарцы являются предками аланов и тюркских народностей. Издавна кабардинцы проживали на равнинной местности, а их близкие соседи — в горах. В наши дни этот уклад остаётся прежним.

В “Этнографическом словаре” есть и ещё одна интересная заметка:

На мой взгляд, именно такая особенность характера кабардинцев помогает им успешно уживаться с другими народами, избегая конфликтов. Впрочем, доказательство этому мы наблюдаем в их взаимодействии с балкарцами.

Семейные традиции

Главная ценность кавказских народов ― семья. Типичный в прошлом ее вариант ― раннее материнство и многодетность ― сегодня наблюдается намного реже, как и жесткий патриархат. Однако основные традиции и обычаи, касающиеся брака, рождения детей и проводов в последний путь сохранились.

Свадебные обряды Кавказа интересны и очень многочисленны. Количество гостей, приглашенных на свадьбу, может достигать нескольких сотен человек, а в небольшой деревне может включать все взрослое население: отказ от приглашения на свадьбу на Кавказе расценивается как оскорбление. Главный на свадьбе ― «кавор» (крестный отец). Он руководит процессом бракосочетания в церкви и ЗАГСе, а также свадебным застольем, которое обычно продолжается два дня.

Свадьба на Кавказе начинается со сватовства, далее устраивается помолвка и назначается день бракосочетания. В день свадьбы жених и его друзья на нескольких авто приезжают в дом невесты. Впереди едет гонец, под громкую музыку оповещающий всех о свадьбе. В это время невесту в закрытой комнате одевают в свадебный наряд, и следят, чтобы представители жениха не украли туфлю невесты, иначе «похитителю» придется выплатить вознаграждение. А кавору придется раскошелиться в любом случае: чтобы вывести невесту из отчего дома, ему нужно заплатить выкуп.

В некоторых кавказских странах есть аутентичные свадебные ритуалы. В Грузии, перед тем как войти в дом невесты, жених выпускает в воздух голубя, а невесте при выходе из дома на голову высыпают рис и изюм, как пожелание новой семье достатка и благополучия. В Азербайджане жениха и невесту при выходе из дома обводят вокруг костра, который символизирует домашний очаг, впереди несут зеркало и зажженные свечи.

Следующий, самый важный этап свадьбы ― венчание. Это обряд, во время которого церковь призывает Господа благословить новую семью. После венчания гости едут в дом жениха, где по кавказской традиции новобрачных встречает свекровь с лавашом и медом (во многих странах Европы это хлеб и соль), затем всех гостей приглашают за стол. На свадебном банкете, который сопровождается живой музыкой и часто продолжается до утра, обязательно должен быть тамада ― человек, который предлагает тосты и ведет программу.

В старину на Кавказе одним из основных достоинств невесты была ее непорочность. Как свидетельство чистоты и невинности невесты, после брачной ночи в дом приносили красное яблоко. Если же девушка до свадьбы не сохранила девственность, она становилась изгоем, а замужество могло быть объявлено недействительным. Сегодня такой обычай утратил актуальность.

На Кавказе всегда с нетерпением ждут появления в молодой семье ребенка, считая логическим продолжением бракосочетания получение потомства. По церковным канонам, мать и ее новорожденное дитя первые 40 дней не имеют право посещать храм. Затем родители приносят ребенка в церковь, чтобы получить Божье благословение.

Дома проводят обряд «Деревянная колыбель» ― посвящение ребенка в члены семьи. Мать мужа или несколько самых старших в роду женщин пеленают малыша и укладывают его в богато украшенную колыбель (бешик). Церемония завершается смотринами, затем вся семья и приглашенные гости садятся за праздничный стол.

Следующий, связанный с детьми кавказский обряд, называется «атаматик». Его проводят, когда у ребенка прорезывается первый зуб. Голову малыша с пожеланиями счастливой жизни посыпают сладостями. В старину для этого использовали кчехаш, сладкую кашу из злаков, сейчас кчехаш заменили конфеты.

Некоторые традиции и обычаи народов северного Кавказа касаются только мальчиков. Так, младший сын обязан оставаться в доме родителей даже после того, как завел свою семью. Он ухаживает за родителями в старости, ему обычно по наследству достается отцовский дом. Еще один традиционный ритуал (он соблюдается в основном в Чечне) касается достижения мальчиками совершеннолетия. В этот день будущему джигиту дарят особый головной убор ― папаху, который считается главным атрибутом одежды мужчины, символом его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, он считается взрослым и способным отвечать за свои поступки.

Древнейшие кавказцы.

Однако, и носители J1* (M267)не были самыми первыми жителями Кавказа: 48тыс.лет назад с востока туда приплыли другие люди —носители гаплогруппы G, рыбаки и охотники на морского зверя, заселив Западный Кавказ и остров Крым. Они были *людьми моря*, а потому продолжили линию эволюции древнейших Homo..

Как предки другой малой расы европеоидов и *вытеснив* родственных австралоидам кроманьонцев (носителей Y-гаплогруппы C1a) на запад. Находкам первых таких *как бы* кроманьонских черепов в Италии и Англии как раз 45тыс.лет. Поэтомуантропологический тип *северный понтид* шапсуговдревнейший не только на Кавказе.

Борьба народов с G и J (Запада и Востока) проходит через всю историю Северного Кавказа, отразившись даже в древнем эпосе о нартах (на западе нарты — положительные персонажи, а на востоке — наоборот).

История

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

  1. 1.    Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.
  2. 2.    Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.
  3. 3.    Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

 

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

Рождение детей в традициях кабардинцев

Рождение ребёнка было не менее значимым событием, чем свадьба. Узнав о том, что под сердцем носит малыша, женщина должна была выполнять ряд правил. Ей не следовало поститься, разрешалось не соблюдать намаз. Узнав о её “интересном положении”, родственницы брали тяжёлую физическую работу по дому на себя.

Будущей матери запрещалось посещать похороны, стричь волосы, поскольку кабардинцы считали, что это может негативно отразиться на здоровье малыша. Незадолго до родов женщина уходила в отчий дом, откуда и отправлялась в больницу.

Гуляния кабардинцев

Кабардинцы и сегодня верят, что послед и пуповина, сохранённые после родов, являются оберегами ребёнка. Если малыш заболевает, ему дают воду, в которой была размочена пуповина. Как ни странно, но часто столь нехитрое “лекарство” действительно помогает. Возвратившуюся в дом мужа невестку встречает свекровь. При этом она готовит специальное угощение – блюдо из ребрышек и головы курицы (чтобы у малыша хорошо развивался позвоночник).

Несмотря на то, что современность диктует свои правила жизни, в традициях кабардинцев прекрасно сочетаются нынешние тенденции и старинные обычаи. Этот народ сумел доказать, что наследие предков – крайне важная часть культуры, которую кабардинцы бережно хранят и развивают.

Разрушенные сёла

Даже в наши дни в Кабардино-Балкарии можно увидеть значительное число разрушенных селений, дома которых уже напоминают руины. В 1944 году была проведена депортация местного населения в Среднюю Азию.

В эшелонах было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были даже младенцы. Возвратиться на родину им не позволили, а потому опустевшим домам и целым сёлам оставалось лишь тихо “умирать”, разрушаясь от времени.

Кабардинцы — народ крайне гостеприимный, но гордый. Они не терпят неуважения и пренебрежения к своим ценностям, и в этом их можно понять. Кабардино-Балкария славится своей богатейшей природой, живописными видами, уникальными историческими местами и целебными источниками. Но главным достоинством республики являются её люди.

Кабардинская культура за многие столетия и времена гонений не потеряла своих яркости и колорита, а сами кабардинцы остаются верными благородным принципам предков.

Религия

Ислам в Кабарде

Ислам к кабардинцам начал проникать в 11 веке, в результате распространения арабского влияния на Кавказе. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, где найдены три надгробные каменные плиты 11-12 веков с арабо-мусульманскими надписями.

Планомерное проникновение ислама в Кабарду, затронувшее не только элиту, но и кабардинский народ в целом началось в 1569 г. с неудачного похода турецкого войска для присоединения всей территорию Кавказа вплоть до мусульманской Астрахани к Османской империи, которое было разбито кабардинским князем Кази Пшеапшоковым.

Надо отметить, что важным событием в перод исламизации Кабарды стало паломничество в Мекку крупнейшего кабардинского общественного деятеля Жабаги Казаноко. Он совершил хадж в 1748 г. в возрасте 64 лет, за два года до своей смерти. На пути в Мекку Жабаги Казаноко в Бахчисарае встретился с крымским ханом, в качестве посла верховного князя Кабарды Магомета Кургокина. Вернувшись в Кабарду, он удалился от ратных и политических дел из-за преклонного возраста. На надгробье Жабаги Казаноко высечена надпись на арабском языке: «Здесь покоится получивший прощение Хаджа Казаноко Жабаги, да помилует его Всевышний Аллах».

С именем Жабаги Казаноко связано проведение реформ в Кабарде, обеспечивших проникновение духовно-нравственных норм ислама в обычное право кабардинцев и заложивших основы социального кодекса «адыгэ хабзэ», который кабардинцы соблюдают по сегодняшний день.

Шариат в Кабарде

Шариатское движение 1794-1807 гг. явилось одним из самых значимых событий (если не самым главным) в становления ислама в Кабарде. Результатом шариатской реформы стало принятие в 1807 г. «Народных условий, принятых в отмену прежних обычаев». Этот документ стал своеобразной конституцией Кабарды, и отразил принадлежность кабардинцев к ханафитскому мазхабу.

Еще одним ярким явление после установления шариатской реформы в Кабарде можно считать, практику многократного совершения хаджа среди кабардинцев, в том числе совершения хаджа женщинами, а также совершения хаджа в молодости (сопровождая старшего).

Чаще всего женщины совершали паломничество с мужьями или родителями. В паломничество отправлялись и вдовы со своими сыновьями. Широкую популярность приобрели мужские и женские имена с корнями хьэжы (хаджи), чэбэ (Кааба), мэчэ (Мекка), Мадина (Медина). В кабардинский язык вошли неологизмы для обозначения одеяния хаджи: хьэжсарыкъ – головной убор хаджи, хьэжыцей – верхняя одежда хаджи. Появился термин, обозначающий хадж — чэбак1уэ, обозначающий также и паломника (буквально: хождение и ходок к Каабе). Тогда же вошло в обиход и слово чэбэхъарж – средства для хаджа; сейчас это устаревшее, редкое слово.

Религия

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Многообразие.

Негрские народы Западной Африки в десятки раз многообразнее кавказских, но у них лишь один антропологический тип — гвинейский (западно-суданский) и только одно сочетание Y/митохондриальных гаплогрупп (E1b1a/L2a); генетически они едины. На Кавказе же — четыре антропологических типа и сотни сочетаний гаплогрупп.

Кавказцы генетически многообразнее западно-африканцев, хотячастое этнообразованиестирало здесь не только культурно-языковые отличия, но и перемешивало гены. И климатических катастроф, уменьшающих генное разнообразие прохождением популяций через *бутылочное горлышко*, на Кавказе было не меньше.

Одежда

Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Религия

Исторически исповедуемые кабардинцами религии включают Габзе вера, христианство и ислам. К началу 19 века большинство карбардинцев обратилось в ислам. Есть также некоторые приверженцы традиционных верований хабзе, хотя большинство кабардинцев сейчас Ханафи Сунниты Мусульмане.

Кабардинцы также были одними из первых Христианские общины в Европе, преобразование в конце 2 — начале 3 вв. Есть также некоторые Римский католик Кабардинцы (возможно, произошли от семей, которые, как сообщается, перешли из православия в 13 веке). Кабардинцы, проживающие в Моздокский район в Республика Северная Осетия — Алания находятся Православные христиане. Некоторые кабардинцы, проживающие в южной части соседнего Курский район Ставропольского края являются также Православные христиане.

Кабардино-черкесская литература

Письменная литература на кабардино-черкесском языке ещё молода. Но при этом существовал богатый устный фольклор. Современная кабардинская литература берет своё начало с просветительской деятельности Ш. Б. Ногмова, который в первой половине XIX века, не только составил грамматику кабардинского языка, но так же собирал кабардинский фольклор и переводил на родной язык русских, арабских и турецких поэтов.

Формирование современной литературы, основоположником которой стал Али Шогенцуков, началось уже после создания кабардино-черкесской письменности в 1923–24 годах.

До XX века письменная кабардинская литература была представлена на основе арабского алфавита. Однако нормативный литературный язык был разработан лишь в 1923 году.

Традиции

 

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

  1. 1.    Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.
  2. 2.    Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.
  3. 3.    Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.
  4. 4.    Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.
  5. 5.    Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.
  6. 6.    «Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.
  7. 7.    Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.
  8. 8.    Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Кавказ: арена геополитических баталий

Когда Восточная Грузия попросилась под крыло Российской империи, Павел I дал «добро». Он понимал возможные последствия, но государственные интересы стояли во главе угла. Тот же политический курс взял и Александр I, который в сентябре 1801 года подписал «Манифест об учреждении нового правления в Грузии». Означало это одно — Картли-Кахетинское царство официально вошло в состав России. А через несколько лет империя присоединила ещё несколько кавказских царств.

Персидский шах, очевидно, был против подобного сценария, поскольку сам имел претензии на те территории. В 1804 году началась война с Персией, затянувшаяся на 9 лет. И хотя победа была на стороне Российской империи, о решении многочисленных кавказских проблем не могло быть и речи. Дело в том, что некоторые народы Кавказа добровольно принимали подданство России и становились союзниками, но только на бумаге. В частности, касалось это абхазов, осетин, некоторых кабардинцев. Лояльных Петербургу было мало, большая часть находилась под влиянием Турции и Персии. И эти народы доставляли множество проблем, поскольку часто совершали набеги на русские поселения. Особенно трудно приходилось жителям Кубани, которых терзали воинственные черкесы.


Кавказский всадник, скачущий галопом. О. Шмерлинг. (wikipedia.org)

Попытки мирных переговоров и откровенных подкупов не работали. Кавказские племена воспринимали это как проявление слабости. А с теми, кто слаб, в горах был разговор короткий. Тогда начались ответные карательные походы казаков: за кровопролитный набег горцев обязательно следовала расплата.

Война с Наполеоном вынудила Российскую империю отвлечься от кавказских проблем. И этим воспользовались черкесы, чеченцы и прочие народы, вдохновлённые персами.
Если всё было настолько сложно, почему империя не отказывалась от территориальных претензий на Кавказ? У России на то были свои причины. Во-первых, никто точно не знал, какие богатства скрывают горы. В Петербурге свято верили, что там можно добывать драгоценные металлы и соль, которых так не хватало государству. Надо сказать, что горцы быстро прознали об этом и мастерски пользовались. Те же осетины и кабардинцы утверждали, что на их территории есть серебро, свинец и соль. На самом же деле горы были не так богаты ресурсами, но об этом Петербург узнает спустя годы. Зато на Кавказе была нефть, ценность которой будет очевидна много позже.

Во-вторых, Кавказ в 19-м столетии являлся ареной геополитических противоборств. Россия, Турция и Персия схлестнулись за горы и её население, поскольку каждое из государств рассматривало ту территорию как сферу своего влияния. И уступать никто не собирался.

В-третьих, Александр I и последующие правители России, хотели являться покровителями кавказских христиан, живших в Грузии и Армении. Они были окружены мусульманами и без поддержки империи шансов противостоять противникам у них практически не было. Для России как христианской империи это являлось делом долга и принципа.
Между Грузией, Арменией и Россией находился Северный Кавказ. Чечня, Адыгея, Дагестан и другие территории были изначально настроены агрессивно по отношению к империи. И всячески мешали появлению прочных связей между христианскими землями Кавказа и Россией. Это являлось серьёзной проблемой, которую требовалось решить.

Непонимание устройства жизни народов и их менталитета обошлось империи очень дорого. Петербург весьма смутно представлял себе, что именно ждёт Россию на Кавказе. Решение одной проблемы приводило к появлению новых. Например, если подданство России принял какой-то аул, то тут же у империи появлялись враги — другие аулы, которые враждовали с первым. Требовалось их усмирить. А вооружённый конфликт приводил к появлению новых противников, которые до того просто наблюдали. Проблемы нарастали, и никто не знал, как с ними справиться.

Жителей какого региона описывал ученый С.П. Крашенинников?

Вопрос № 20

Ученый и путешественник XVIII века С.П. Крашенинников писал следующее: «Любопытство сего народа, знание силы в травах и употребление их в пищу и лекарство…удивительно… Они все свои травы поимённо знают… Время собирания их наблюдают они столь точно, что автор довольно надивиться не может». Жителей какого региона описывал ученый?

Выбрать из списка один ответ:

  • Северный Кавказ
  • Урал
  • Камчатка
  • Москва

Кулответ считает правильным вариантом: Камчатка

21-30 вопрос имеет привязку к региону, ищите ваш край в следующей статье: Ответы на 10 региональных вопросов

Happy

4

Sad

6

Excited

2

Sleepy

4

Angry

9

Surprise

3

Итоги войны

Кавказская война — противостояние, которое сложно оценивать объективно. Дело в том, что все данные, сохранившиеся о том конфликте, написаны русскими. Чем та война являлась для горцев, как они её воспринимали, — неизвестно.

Что касается Российской империи, то она заплатила за Кавказ очень высокую цену. За время боёв погибло очень много людей. Причём это были не только солдаты, убитые в сражениях. Много полегло из-за болезней, антисанитарии и климата. По оценкам историков, число колеблется от нескольких сотен тысяч до миллиона. И это только со стороны Российской империи. Количество погибших горцев подсчитать труднее, но их потери явно не меньше. Численность некоторых народов сократилась в несколько раз.

Каких-то мгновенных экономических выгод империя не получила. Наоборот, понесла колоссальные финансовые убытки. Плюс демографические потери, разрушение хозяйств Кавказа. Всё это накладывалось ещё и на то, что на огромной территории не было мира. Горцы, вынужденные стать частью империи, лояльностью к ней не отличались. В Петербурге это понимали и закрывали глаза. Воинской повинности там не было, в армию привлекались только жители Грузии и Армении, да и на них это распространилось не сразу, а спустя длительное время.

Зато держава выиграла в политическом значении. Её влияние в том регионе существенно возросло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: