Русские народные игры

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: – Гуси-лебеди, домой! – Зачем? – Бегите, летите домой — серые волки за горой. – А что им нужно? – Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Венок

Игра на Троицу.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют: 

Березка девочек кричала, к себе призывала. 

— Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать. 

— Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем. 

— Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь. 

— Завьете венки зеленые — станете весь год веселые. 

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Верба – вербочка

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. 

Верба, верба, вербочка,  Вербочка кудрявая.  Не расти, верба, во ржи,  Расти, верба, на меже.  Как во городе царевна  Посреди круга стоит,  Ее ветер не берет,  Канарейка гнездо вьет. Канарейка — Машенька,  Соловейка — Ванечка.  Люди спросят: «Кто такой?»  «Ваня, — скажет, — милый мой.»

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Это интересно: 1793,Русская литература в 19 веке — поясняем все нюансы

Подготовка к игре

Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности — реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д. Кроме того, для организации игры важны:

  • системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
  • универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).

Структура игровой среды

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:

  • уличная площадка для игр;
  • оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
  • игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).

Очень важно, чтобы все материалы были безопасными для малышей

Наглядный материал

В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:

  • фотоматериалы, иллюстрирующие процесс той или иной игры;
  • рисунки детей, созданные по мотивам забав;
  • папку-передвижку с перечнем подходящих для конкретного возраста игр;

  • выставку фотоиллюстраций и проектов, выполненных совместно с родителями, например, «Так играли мои бабушки» и т. д.

Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий

Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать

Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

  • Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води!
  • Катилась торба С великого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?
  • Конь ретивыйС длинной гривойСкачет по полямТут и там.Где проскачет он,Выходи вон!

Как составить план игры

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий. Они могут использоваться как:

  • физкультминутки;
  • упражнения на занятиях физической культурой;

  • части театрализованных постановок;
  • досуг на улице и т. д.

Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут. И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

  1. Введение в правила игры — 1–2 минуты.
  2. Выбор ведущего — 1–2 минуты.
  3. Игра — 2–4 минуты.
  4. Подведение итогов — 1 минута.

Прогресс уводит от корней

Чем больше у нас возможностей для создания комфорта, облегчения труда, общения или обучения посредством компьютерного экрана, тем больше на второй план отходят прогулки и подвижные игры. И тем сильнее мы отдаляемся от своих истинных корней – национальной культуры, традиций, которые отражаются не только в труде или проведении традиционных праздников, но и в народных играх для детей. Это – национальное богатство народа, часть его истории, которая способствует духовному обогащению, формированию уважения к культуре Родины и других стран. То есть воспитанию интернациональных и патриотических чувств у дошкольников, начиная с раннего возраста.

Посредством народных игр сохраняются и передаются не только традиции или обычаи народа (игры являются частью фольклорного наследия, будучи тесно связанными с песнями, танцами, сказками, потешками, народными загадками), но и общечеловеческие ценности. Они помогают ребенку войти в социум, усвоить трудовой, нравственный, эстетический опыт наших предков, ведь отражают образ жизни, быта, обычаев народа. Соответственно, ребенок получает представления о таких понятиях, как:

  • честь;
  • мужество;
  • смелость;
  • воля;
  • выдержка;
  • стремление к победе.

Участие в народных играх формирует у детей желание быть сильными, выносливыми, ловкими, находчивыми, учит проявлять выдумку и смекалку, делает малышей дисциплинированными, развивает эмоциональную сферу, даже приучает к труду.

Кроме того, в таких забавах дети учатся:

  • управлять своими действиями и движениями;
  • принимать установленные правила;
  • соблюдать их;
  • фантазировать;
  • объективно и справедливо оценивать поступки – свои и других детей;
  • интересоваться народным творчеством.

А поскольку игры проводятся на свежем воздухе и стимулируют двигательную активность детишек, они способствуют укреплению их здоровья.

Игра «Кого вам?»

Возможно, это одна из самых старых игр. Основное место в ней занимает игрок, изображающий всадника. Предположительно данная игра произошла из состязаний, когда молодые люди верхом на конях мечом или копьём на скаку рубили или опрокидывали какой-либо предмет или преграду.
Обычно в игре принимает участие большое количество людей, образующих пары. Несколько пар, взявшись за руки, встают напротив друг друга на расстоянии 30 шагов. Каждая группа держится за руки. Первая пара напевает первый куплет песни, заканчивающейся словами: «Кто из нас вам нужен?»
Другая группа называет имя любого игрока из противоположной группы, вставляя его или её имя в свой куплет песни (например, «Мы хотим девушку по имени Фатима!»).
Названный участник, разбежавшись, старается прорваться через сцепленные руки соперников. Если он сможет разорвать цепь, то может забрать в свою команду одного из тех, кто не смог его удержать. Если не сможет разорвать цепь, то сам должен перейти в их команду. Так каждая из команд, попеременно напевая, выкликает по одному игроку, пока в одной из них не останется парных игроков.

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом

Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Подвижные игры для детей старшего возрастакартотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Подвижные игры для детей старшего возраста.

Задачи: Развивать у детей смелость, умение выполнять движения по сигналу.

Медведи и пчёлы.

Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» — пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того, как игра проведена 2 – 2 раза, дети меняются ролями.

Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенке), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

Птички и бабочки.

Из детишек выбирается сова, которая впоследствии будет ловить бабочек. В середине площадки «устроено» гнездо совы, а на краях площадки «устроены» домики бабочек. В начале игры бабочки находятся в домиках, а сова в гнезде. Воспитатель объявляет: «День», и бабочки начинают летать (ребята бегают вокруг гнезда совы). Затем воспитатель объявляет: «Ночь», и дети-бабочки спешат попасть в свой домик, а сова, «вылетев» из гнезда, ловит их. Поймав бабочку, сова отводит ее в гнездо. Затем воспитатель вновь объявляет: «День». Игра считается оконченной, когда у совы в гнезде оказывается несколько бабочек (их число оговаривается с игроками заранее)….

Смелее вперед!

Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.

Жмурка

Все дети сидят в кругу на расстоянии вытянутых рук в стороны. В середину круга выбирают двух детей: одному ребенку завязывают глаза, другой дают колокольчик в руки. Ребенок с колокольчиком бежит, «жмурка» ее ловит. Когда жмурка словит ребенка с колокольчиком, то выбирают других детей в середину круга, и игра продолжается

Смешилка

Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьеозными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам идет смешить, а тот кто рассмешил, садится на место.

Отгадай!

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель спрашивает их, хотят ли они пойти к речке и искупаться там, погреться на солнце и что нужно с собой взять. Воспитатель обьясняет им, что когда он будет называть нужную для купания вещь, то все, поднимая руки вверх, скажут «нужно!» Когда будет называть не нужную вещь, то все должны сидеть тихо, не подымая рук.

Ход игры.

Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

Татарские народные игры

Цель: — формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;

Задачи: — формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;

— воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;

— развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

1. Тимербай

Цель: создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.

Задачи: — развивать интерес к играм татарского народа;

— развивать внимание

-формировать ритмичность движения в соответствие с характером музыки.

Игры с шариками (марблс)

Марблс (от английского marble – «мрамор») – шарики из цветного стекла, глины или агата, игры с которыми развивают мелкую моторику, способствуют развитию логики, образного мышления. Забавы с марблс известны со времён античности. Это могут быть игры как настольные, так и для улицы.

«Сложи слово»

  • Настольная игра
  • Реквизит: набор мелких марблс.
  • Возраст игроков: от 4 лет.
  • Количество участников: 2.

Дети выкладывают камешками названные взрослым предметы. А потом по первым буквам этих слов складывают слово, которое загадал взрослый. Например, сом, очки, морковь — сом.

Для настольных игр камешки берутся меньшего размера, чем для уличных

«Круг»

Уличная игра.

  • Реквизит:
    • 13 шариков стандартного размера;
    • 2 крупных шарика, которые называются тоу.
  • Возраст игроков: старше 5 лет.
  • Количество участников: больше 2-х игроков.
  • Участие взрослого: не имеет значения.

Условия:

  1. Необходимо начертить окружность удобного диаметра (стандартный размер — 3 метра, однако для новичков его можно уменьшить).
  2. Внутри круга выкладываем крестик из 13 марблс.
  3. Поочерёдно игроки стреляют в шарики из более крупного марблса (обычно его называют тоу). Шарик, вылетевший за круг, достаётся стреляющему игроку. Побеждает тот, кто первым соберёт 7 шариков.

«Регби»

Уличная игра.

  • Реквизит:
    • шарики по количеству игроков;
    • по 1 марбл-тоу на каждого участника.
  • Возраст игроков: старше 6 лет.
  • Количество участников: больше 5 игроков.
  • Участие взрослого: не имеет значения.

Условия:

  1. На игровой площадке рисуются линии в виде мяча для регби. Посредине мяча, вдоль его длины, проводится линия. На неё выкладывают шарики по количеству игроков.
  2. Первый игрок стреляет своим шаром-тоу, стараясь выбить шарики за линию мяча. Если ему удалось это сделать, он получает один балл и продолжает игру. Если нет — право выстрела переходит к следующему игроку.
  3. Игра идёт до момента, когда все шарики будут выбиты за линию. Побеждает игрок, набравший больше баллов.

Игры с марблс популярны во всём мире

Игра «Краски»: правила

Краски — игра с правилами. Ещё этим она хороша для старших дошкольников и учеников младших классов: воспитывает произвольность.

Вариант для малышей 4-5 лет

Для таких малышей игра упрощается. Мы играем так. Оптимальное количество играющих – 6-7 ребятишек. Желательно, чтобы дети сидели на чём-то: брусе, скамейке и т. п.

Сначала выбираем «покупателя» красок. Покупатель – «индюк». Внесём элемент театрализации (малыши любят). Индюк покупатель важный: толстый, богатый. Если желающих быть «индюком» несколько, используем считалку. Например, такую предложила маленькая Виолетта:

Раз, два, три, четыре, пять. Шла по небу тучка-мать. С собой вела за ручку Маленькую тучку. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон.

Надо только следить, чтобы считалка применялась правильно: слово или небольшая группа слов приходилась точно на играющего. «Покупатель» выбран.

Каждый ребёнок выбирает себе цвет краски и громко сообщает об этом всем. Бывает, что маленькие дети забывают выбранный цвет. А окружающие могут помочь – напомнить. Это — во-первых, а во-вторых малыши слышат другие названия цветов «красок», запоминают их и используют в дальнейшем.

«Индюк»: тук-тук. Все хором: кто там? «Индюк»: индюк. Все хором: зачем пришёл? «Индюк»: за красочкой. Все хором: за какой? «Индюк»: называет краску.

Все хором считают до трёх. «Краска» убегает, а «индюк» её ловит. Если дотронулся, значит, поймал и ведёт к себе в дом. Если «краска» ловкая и сумела убежать, то она возвращается в магазин красок со словами: «Тук-тук! Я в домике».

Если «индюк» назвал цвет «краски», которого нет, все хором ему говорят: «Прыгай по (называется цвет отсутствующей краски) дорожке на одной ножке». Дорожку можно нарисовать, а можно проскакать вокруг скамейки.

Здесь надо учесть, что многие малыши этого возраста не умеют скакать на одной ноге. Поэтому можно бежать или скакать на двух ножках. Словом, по обстоятельствам.

Почему малыши говорят хором? Маленькие дети нетерпеливы. Произвольность недостаточно сформирована. Им трудно выслушать другого, подождать, когда кто-то закончит говорить, особенно в пылу игры.

Если желающих побегать много, и они высказывают обиду, что «индюк» их долго не выбирает, то возможен такой вариант игры. Пойманная «краска» становится покупателем-«индюком», а «индюк» придумывает себе цвет и присоединяется к остальным «краскам».

Вариант игры «Краски» для детей 6-10 лет

Для ребят постарше, у которых достаточно развита произвольность, правила усложняются. Здесь выбираются «продавец» и «покупатель». «Покупатель» может называться по-разному: чёрт, монах и др. Остальные участники игры становятся «красками».

Предусмотрена некая плата за покупку. Порой начинают применять какие-то камушки или другие заместители. Ничего подобного не надо. Играйте понарошку. Например, покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько запрошено денег. Проще некуда.

«Краски» хороша, когда дети уже подустали от движения, но ещё активны и хотят побегать. Лето — время для подвижных игр. О них читайте

Сайт Нестандартные дети советует: играйте и будьте здоровы и счастливы.

Наталья Давыдова

Конспект народной игры «Краски»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №172 «Львёнок»
города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

народной игры

«Краски
»

Составила и провела
:

Давыдова Н. Е.

Чебоксары – 2014г.

Программное содержание
:

Образовательные задачи
:

Расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации; упражнять детей в беге в естественных условиях, с увертыванием от ловящего; создавать условия для тренировки опорно-двигательного аппарата;

Развивающие задачи

Развивать внимание;

Развивать координацию движений;

Развивать интерес к народным играм
, желание в них играть.

Воспитательные задачи
:

Воспитывать у детей в играх чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитывать дисциплинированность, активность в ходе игры
.

Доставить детям радость.

Задачи по развитию речи
:

Развивать умение отвечать на вопросы;

Повышать речевую активность детей.

Какими бывают традиционные игры народов?

Если говорить о народных играх как о части фольклорного наследия, то они разделяются по своей форме на несколько основных видов.

Пальчиковые. Представляют собой сочетание ритмичных потешек с движениями пальчиков и ладошек малыша. Да-да, знакомые всем «Сорока-ворона» и «Коза рогатая» – типичные народные пальчиковые игры. Их главная особенность – возрастной рубеж. Актуальны они для деток самого младшего возраста – до 2–3 лет – и направлены, прежде всего, на развитие мелкой моторики малыша

Предполагается тесный контакт его с родителями (или бабушками, дедушками), что важно также для эмоционального развития ребенка.

Драматические. В их основе – диалоговые действия нескольких персонажей

Это своего рода игровые пьесы, герои которых – люди или животные, обладающие присущими им в природе качествами (ум, сила, храбрость, трусость, хитрость). Такие игры проходят обычно в сопровождении песенок.

Состязательные. Их отличительная особенность, как понятно из названия, – наличие состязательного момента, установка на утверждение превосходства и победу. Простые состязания выявляют самых-самых в беге, ловкости, прыжках; более сложные предполагают применение того или иного инвентаря: мячей, скакалок, веревок, камешков. В таких играх обычно выбор ведущих происходит при помощи считалок. Подвижные игры в большинстве своем именно состязательные.

Хороводные. Это игры, представляющие собой коллективное хореографическое действо, сопровождающееся песенным исполнением: играющие двигаются специальным шагом по кругу (или друг другу навстречу) шеренгами. В такие хороводы часто включены элементы пляски, пантомимы, хлопки в ладоши, притопы, прыжки, присядки.

Абсолютное большинство таких игр – коллективные, подразумевающие участие большего или меньшего количества игроков.

Горячее место

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

Список литературы, где можно найти правила наиболее известных русских народных игр:

  • Былеева Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.;
  • Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.;
  • Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;
  • Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988. —159 с.: ил.

Материал был впервые опубликован на сайте 17.04.2009 г.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Русская народная игра «Просо»

Дети становятся в круг и поют следующие слова:

А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали, А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли, А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили, А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили, А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.

(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.

Деление по командам

Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях: по силе, ловкости, умению играть

Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй — зверя; один — земли, другой — воды и т.д.

Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: «Матка, Матка! Чего тебе надо?Ээто или то?» — причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.

Солнышко-ведерышко

Игры на Пасху.

Гори солнце ярче, летом будет жарче.  А зима теплее, а весна милее! 

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: