Оружие и доспехи воинов майя и ацтеков (часть первая)

Язык жестов индейцев

В период совместных выступлений многих племен против белых возрастала роль особого средства общения языка жестов. Он помогал договориться индейцам, говорящим на разных языках. Для передачи сообщений на большое расстояние подходил больше всего «уолс хэнд дайлект»— сообщения, передаваемые посредством движения всей руки; для личного общения —«фангер дайлект», «язык-пальцев».

Язык жестов не был бедным. Словари, которые были составлены, содержат несколько тысяч слов. Язык жестов легко воспринимался, и индейцы очень быстро научились передавать на нем и сложные мысли.

Хотя бы два слова в качестве примера: тесно сведенные пальцы правой и левой руки означали оборону.

Два сжатых кулака, двигающиеся, как вражеские войска, один навстречу другому,— войну. На языке жестов звучали и местные названия, и собственные имена, которые обычно носили совершенно конкретный смысл. Так, например, имя известного вождя Бешеного коня индеец изображал сначала знаком для выражения бешенства, а потом — знаком, обозначающим мустанга.

Горькие уроки

В XVI веке на Великих равнинах не было единого культурного центра. Восточная, более влажная, высокотравная часть равнин была оседло-земледельческим регионом, а засушливая, низкотравная западная — охотничье-кочевым. В то время индейцы ещё не скакали на лошадях, как мы привыкли это видеть в вестернах. Они кочевали пешком, используя собак в качестве транспорта для волокуш. Доминировали же земледельческие сообщества, постепенно продвигавшиеся на запад.

Во время войн пешие отряды выстраивались в линии — преимущество имела та сторона, у которой строй был длиннее. Бой начинался с обстрела из луков, но большие щиты и кожаные доспехи хорошо защищали от стрел. Есть описание такой длительной перестрелки, где обе стороны потеряли лишь по несколько воинов ранеными. Исход схватки решался рукопашной, где основным оружием были копья и боевые дубинки, часто с каменными навершиями.

Военное дело — да и в целом всю жизнь индейцев — коренным образом изменило в XVII–XVIII веках два новшества — лошадь и ружьё. Причём на Великие равнины они двигались разными путями.

Ружья шли с северо-востока. Там ими в Вудленде, в обмен на бобровые шкурки, обеспечивали индейцев французские и британские купцы. В лесной зоне не знали линейного способа боя пеших отрядов, характерного для равнин, но аборигены быстро усвоили правило 1: пешие воины с ружьями сильнее воинов без ружей.

Ружья быстро покончили в лесной зоне с защитным вооружением, а также с луками. В качестве защиты вооружённые ружьями стрелки использовали стволы деревьев.

Уставы пишутся кровью. И индейцы учили новые уроки военного дела, тяжело платя за них. Теряя людей и свои земли.

Французские колонии

Французские колонии появляются вдоль канадского побережья Атлантического океана, малонаселенного индейцами, и вдоль реки Св. Лаврентия. К западу от французских поселений жизнь протекала, как и раньше. Индейцы владели почти всей Северной Америкой, хотя и здесь, вне границ английских и французских поселений, бывали стычки с европейцами.

В глубь индейской территории вначале проникли первопроходцы, главным образом миссионеры: затем торговцы, английские и французские, которые закупали у индейцев меха и переправляли товар в Европу. Эти звенья торговли росли и приносили индейцам ощутимую выгоду.

Вне границ британских и французских поселений в это время появляются английские и французские форты, торговые станции, где индейцы обменивают меха на оружие, спирт, топоры, а также на ножи для снятия скальпов

Торговцы в середине XVIII века основывают несколько таких фортов даже в столь важном стратегическом районе, как Великие северо-американские озера. Ключевую позицию здесь занимает крупный, хорошо укрепленный форт Детройт, который на реке того же названия строят французы

Вначале форт был заложен как опорный пункт на случай нападения приозерных индейцев. В 1747 году, например, гуроны во главе с вождем Оронтони убили нескольких торговцев из Детройта, но в целом детройтские французы смогли установить дружеские отношения со всеми местными племенами — оттавами, чиппевеями и поттаватоми, говорящими на алгонкинском языке. Все эти три алгонкинские группы когда-то входили в одно племя, проживающее в период завоевания Колумбом Америки севернее Великих озер. И именно оттавы (дословно: «торговцы»), которые в новой великой индейской войне сыграли решающую роль, были наиболее тесно связаны с французами. Они сами скупали у отдаленных племен меха и затем продавали их детройтским французам с немалой выгодой для себя.

Индейцы Юго-Запада

В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).

Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются — также принадлежащие к атабаской языковой семье — их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.

Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.

На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,— несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло — оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.

В деревне пуэбло — всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище —«пуэбло».

Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах — «месы» — в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.

Таран, осадные башни и штурмовые лестницы

Штурмовая лестница –

первое в истории осадное орудие. Самые древние изображения штурмовых лестниц дошли до нас в рисунках и барельефах Ассирии и Египта.

Штурмовая лестница представляет собой обычную деревянную лестницу, по которой забирались на стены, чтобы вступить в бой внутри крепости. Длина лестниц тщательно рассчитывалась: слишком длинную лестницу было легко оттолкнуть, по слишком короткой – попросту не забраться.

Штурм при помощи лестниц был возможен только при большом численном превосходстве – атакующие несли большие потери. Подниматься по лестницам можно было только по одному человеку, и тех, кто поднимался, на стенах встречали защитники. Лестницы отталкивали при помощи рогатин или перерубали, люди падали с большой высоты, калечились и погибали.

Таран –

древнее осадное орудие, известное еще ассирийцам. Простейший таран – тяжелое бревно, которым били в двери или ворота. Со временем таран усовершенствовали, к бревну добавился металлический (железный или бронзовый) наконечник и ременные петли.

Для увеличения разрушительной силы увеличивался размер и вес бревна. Человеческих сил было уже недостаточно, чтобы орудовать таким тараном, тогда была изобретена треугольная рама.

Бревно подвешивали к перекладине на веревках или цепях, раму ставили на колеса. Разрушительная сила такого тарана возрастала в разы.

Защитники крепостей обрушивали на штурмовую команду не только камни и стрелы, но и кипящее масло, смолу или простой кипяток. Масло и смолу было легко поджечь, и тараны нередко сгорали вместе с теми, кто их обслуживал. Для защиты штурмовой команлы к раме добавилась крыша

. Деревянная или плетеная крыша легко загоралась, чтобы это предотвратить ееобтягивали сырыми шкурами и обливали водой. В таком виде таран становился массивным, защищенным и грозным орудием, почти не заменимым при штурме ворот.

Осадная башня –

башня на колесах, созданная еще до нашей эры. Самое активное использование осадных башен пришлось на эпоху Средневековья.

Осадная башня представляет собой деревянную башню с четырехугольным основанием, поставленную на колеса и обшитую сырыми шкурами. На вершине башни закрепляли перекидной мостик

, а штурмовая команда пряталась внутри, надежно защищенная от стрел и камней. Башни приводили в движение силами тяглового скота или толкали вручную. Высотой башня равнялась стенам или была чуть выше, чтобы с верхней площадки лучники могли вести огонь по защитникам крепости.

Когда осадную башню подводили на достаточное расстояние, мостик перекидывали на стену

. Штурмовая команда быстро попадала на стены, а следом и внутрь крепости. Если атакующим удавалось захватить и удержать кусок стены, башню или тем более ворота, крепость была обречена.

При всех своих достоинствах осадные башни редко бывали полезными. Главное трудность заключалась в их транспортировке: громоздкие неповоротливые конструкции собирали на месте осады, для этого нужен был лес и время. И провезти башню под стены было возможно только в том случае, если почва была твердой и достаточно ровной

. В грязи или болотистой местности башни попросту вязли, и были слишком тяжелыми, чтобы тащить их по наклонной. Если крепость стояла на возвышении, штурмовать ее при помощи башенне представлялось возможным .

Как и из чего делали томагавки

Первоначально европейцы привозили топоры, предназначенные для работы. Это были обычные крепкие стальные изделия, широко распространённые и используемые по всему миру. Для того, чтобы топоров при перевозке умещалось больше, их закладывали без рукояти.

Большое широкое лезвие стачивалось для легкости. Томагавк, получивший свое название в транскрипции индейского слова на европейский манер, индейские воины часто и успешно метали во врага. Обух менялся, его удлиняли, превращая в клевец.

Иногда в нем делали выемку для табака, просверливали отверстие через рукоять, дополняя функции топора, делая его трубкой для курения. Правда, в рукопашной такие топоры не использовали, оставляя его как дипломатический инвентарь.

Поскольку поставщики топоров, так же как и племена, сильно различались, то выделяют несколько самых популярных разновидностей томагавков:

  • проушный топор, самый известный вид томагавка, пропиаренный кинематографом;
  • трубочный, описанный немного выше;
  • эспонтонные варианты, как правило, полученные в качестве трофеев у сержантов и офицеров колониальных войск, отличались большой массой, непригодной для метания;
  • алебардовые томагавки, получались так же как и в варианте, описанном выше, но основой была уже укороченная алебарда, редко встречается на землях, где не было испанских конкистадоров.

Представления о красоте индейцев в полной мере отразилось на томагавках. Рукояти украшались резьбой и орнаментом. В качестве талисманов и оберегов подвешивались перья, клыки хищников, скальпы поверженных врагов.

Лезвие и обух также подвергались росписи, чеканке и прочим изыскам, достойных ювелирных изделий времен европейского Великого переселения народов.

Появление на свет

Жившие длительное время в изоляции племена индейцев не умели обрабатывать металл так, как европейцы. Это не значило, что коренные племена не воевали и не охотились.

Когда первопроходцы познакомились с индейской культурой, они обнаружили интересные образцы вооружения. В качестве основного оружия индейцы использовали нечто среднее между палицей и боевым топором. Оружие это называлось томахиген и представляло собой длинный деревянный стержень с вставленным сверху камнем.

Рукоять, изготавливавшаяся из гибких пород дерева, часто ломалась в самый неподходящий момент боя. Узкий камень, ударная часть, хоть и гарантировано могла пробить голову, но застревала в костях черепа.

Поэтому когда индейцы познакомились с металлическими топорами европейцев, восторгу не было предела. Коренные жители охотно меняли что угодно на топоры, создавая свою, особую .

Основа металлических томагавков – британский топор, предназначенный для абордажных команд. Прибывшие в Новый Свет солдаты не жалели сравнительно дешевых топоров на обмен с индейцами. Для моряков и солдат морской пехоты эти топоры были обыденностью, в то время как для коренных племен это было новое слово в вооружении.

Метательные ножи и техники их использования

Первые метательные ножи появились ещё в каменном веке, когда первобытный человек начал кидать каменное рубило (которое и было первым ножом) в убегающее животное. Так как в каменном, бронзовом веках, а также в эпоху средневековья хватало других, более смертоносных орудий для дистанционного поражения цели, метательные ножи были большой редкостью. В те времена ими пользовались в основном разбойники, наёмные убийцы и различного рода мошенники. Профессиональные воины, которые проводили в сражениях всю свою жизнь, умели метать не только ножи, но и любое оружие, которое попадалось ему под руку.

Специальные метательные ножи заняли своё место в арсенале профессиональных разведчиков и шпионов, для которых умение метать нож являлось необходимым навыком, который мог спасти жизнь в сложной ситуации.

Множество современных школ, которые учат метать ножи, часто умалчивают о том, что традиционная техника оборотного метания в реальной ситуации практически бесполезна. Более того, метнув нож в стрессовой ситуации, можно потерять единственное оружие, которое может даже не воткнуться в цель, а если и воткнётся, то причинит незначительные повреждения.

Настоящие боевые ножи бросаются только с использованием техники безоборотного метания. Нож для этого должен быть тяжёлым, а расстояние около 2 метров. Некоторые профессионалы кидают ножи и на 10 метров, но для обычного человека, знакомого с техникой безоборотного метания, оптимальное расстояние для уверенного поражения цели составляет 1,5-2 метра.

Восстание Попе

Попе не верил, что женщины могут держать язык за зубами, поэтому в целях конспирации на советы женщины не допускались. Тщательным проверкам подвергались и его близкие. К примеру, когда ему стало известно, что его двоюродный брат Буа симпатизирует бледнолицым, он поспешил объявить его шпионом францисканцев. Индейцы забили Буа камнями насмерть.

Попе стремился еще до начала восстания избавить пуэбло от всех предателей-индейцев, от осведомителей и шпионов-францисканцев. Однако к испанцам все равно просочились сведения о тайной деятельности одного из индейских колдунов.

Францисканцы решили предупредить события. На всякий случай они арестовали всех колдунов и каждого десятого повесили как «язычника, еретика, предателя и жида». Попе тоже оказался в числе арестованных, но роковым десятым, на его счастье, не оказался. Вместе с другими он был переведен в тюрьму в Санта-Фе.


Индейцы, в жизни которых верования играли важную роль, не могли оставаться без защиты от злых духов. И племена стали готовиться к боям самостоятельно, без своих предводителей. Первой акцией, естественно, должно было стать освобождение «святых» пленников из тюрьмы в Санта-Фе.

И вновь из всех поселений полетели в губернаторскую резиденцию тревожные сообщения, что индейцы полны решимости атаковать Санта-Фе, если их колдуны не получат свободу. Губернатор все взвесил: его солдаты не смогли бы оказать сопротивление объединенным племенам пуэбло. Он уступил, несмотря на бурные протесты францисканцев. Томящиеся в тюрьме «духовные вожди» были освобождены. Попе вернулся в свое поселение Таос.

Ритуал скальпирование

С представлением о том, что касанием у вражеского воина отнимается магическая жизненная сила, непосредственно связан и самый известный и самый осуждаемый индейский обычай — «скальпирование». Скальп был для индейца доказательством отваги, военным трофеем. Индейские воины скальпы заботливо сохраняли. Они консервировали их и размещали на своих жилищах или перед ними, а часть их даже прикрепляли к одежде. К слову, живучести этого военного обычая способствовали больше всего сами белые — торговцы и европейские фабрики.

Они создали для индейцев стальные ножи для скальпирования. В период, когда в Северной Америке воевали англичане с французами, обе стороны предлагали индейцам высокие вознаграждения за скальпы вражеских солдат. Британцы платили за один французский скальп двенадцать фунтов.

Воодушевление индейцев

Эта первая бескровная победа наполнила сердца индейцев гордостью. Их «мессия», вернувшийся из губернаторской тюрьмы живым и здоровым, был принят всюду с еще большими почестями. Индейцы верили, что колдун из Таоса, которого не сломила темница и который возвратился в киви живым и здоровым, спасет всех индейцев племен Мексики, а боги, их индейские боги, ему в этом помогут.

Попе в первую очередь объехал десятки поселений и всюду призывал начать войну. В Таосе он организовал главный штаб предстоящей войны. В киви Таоса ежедневно в течение нескольких месяцев встречался с воинами всех племен пуэбло.

В середине 1680 года подготовка к «святой войне» достигла пика. Попе пригласил в свое киви всех вождей, сотни воинов своего племени и племен, расположенных поблизости. Перед своими верующими он устроил «выступление» трех богов. Боги в боевой раскраске начали гореть. Все части святынь извергали пламя. Боги при этом вещали, что этим святым огнем они помогут индейцам изгнать чужеземцев с их родной земли (вероятно, колдун гипнотизировал собравшихся). Одновременно «устами богов» он определил и день общенародного восстания — 13 августа 1680 года.

В каждое поселение полетели гонцы со шнурками, на которых узелками было отмечено, сколько дней остается до начала восстания. Монахи и на этот раз узнали о готовящемся выступлении. Они снова предупредили губернатора, но было уже поздно…

Тень колдуна накрыла испанскую Новую Мексику. В установленный день был освобожден Таос, индейцы восстали даже в поселении Тесук, соседствующем с Санта- Фе. Погибли все испанцы, жившие в поселении. В тот же день в десятках других поселений испанцы были изгнаны или убиты.

Индейцы прерий

Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.

Это — бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.

Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только — где-то в семнадцатом веке — индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.

Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей — индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.

Индейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.

Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку — травотс, носили знаменитые леггинс — кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.

Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки — военные топоры.

Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее — в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).

Рука, бросающая лезвие

Данный вид оружия был частью экипировки ниндзя – японских наемников, обладавших отличными навыками борьбы, почти сверхъестественной реакцией, скоростью. В японском языке слово «сюрикен» состоит из нескольких – сю (рука), ри (выпустить, отпустить), кен (лезвие, острие). Таким образом, данное слово можно перевести, как рука, бросающая лезвие.

Действительно, сюрикен требовал превосходных навыков и удивительной точности и меткости. В наши дни этим словом обозначают все метательное оружие небольших размеров, которые можно скрыть в одежде.

Разделяют два типа сюрикенов – сякен (те самые знаменитые звезды) и бо-сюрикен (метательные стрелы). Внешний вид различный, но похожий друг на друга – звезды, иглы, ножи и так далее. Читатель может поинтересоваться – а почему именно в такой «звездной» форме делали это оружие? Ответ довольно прост – японцы (и ниндзя особенно) верили в мистику. Некоторые знаки наносились на одежду (как кресты на плащи тамплиеров), на оружие. Чего проще было сделать само оружие в виде знаков? Таким образом, воины верили, что на их стороне могущественные силы, которые помогут им в бою.

«Родные» топоры индейцев

Ганнее развитие человечества обычно разделяют на четыре технологические эпохи, которые условно называют веками, однако каждая из них длилась не одну тысячу лет. Это каменный, медный, бронзовый и железный века. Названия этих периодов указывают на материал, из которого, в основном, изготавливали орудия. Первые каменные топоры появляются в верхнем палеолите (40-10 тысяч лет до н.э.). Это были заострённые камни, привязанные к деревянному топорищу или вставленные в него. Такие топоры находят и на территории Северной Америки. Появление металлургии произвело технологическую революцию. С открытием обработки металлов в медную и бронзовую эпоху, на территории Европы, Азии, северной Африки и Ближнего востока каменные топоры были вытеснены металлическими. Тогда же впервые появляются новые виды холодного оружия — мечи и кинжалы. Однако на территории Северной Америки практически не существовало обработки металлов. Дальше всех в этом сложном деле продвинулись индейцы миссисипской культуры. Они умели обрабатывать медные самородки и изготавливать металлические украшения, но до плавления металлов дойти им не удалось. Таким образом, для изготовления орудий у индейцев были два основных материала: дерево и камень. Поэтому до колонизации топоры индейцев были каменными с деревянным топорищем. Описание таких орудий привёл британский натуралист Марк Кейтсби: «Это были небольшие по размеру каменные топорики. Для их изготовления заготовку шлифовали, затачивали до острого лезвия и прикрепляли к деревянному топорищу. Их можно было использовать как оружие в бою или как инструмент: для выдалбливания (лодок и других хозяйственных задач. Каменные томагавки были спутниками индейцев в повседневном труде и в военном походе. С распространением железных топоров каменные навсегда вышли из употребления».

Томагавк в бою

Традиционно индейцы, как и многие первобытные племена, в качестве ударного оружия использовали дубинки с шарообразным концом. Именно благодаря навыкам обращения с этим оружием европейский топор так легко лёг в руки индейских воинов и превратился в грозный томагавк. Уже в начале XVII века в сознании колонистов укрепилась мысль о том, что томагавк — главное оружие дикарей. Его боялись много больше, чем лука и стрел. Раны, нанесённые топором, в большинстве случаев были смертельны. Этнолог Уэйн Ван Хорн исследовал скелеты со следами повреждений от томагавка и определил наиболее распространённые зоны ранений. Оказалось, что ранения чаще всего находились на черепе, ключице, предплечье и рёбрах. Это позволяет утверждать, что наиболее частым приёмом атаки был рубящий удар по голове. Ключица страдала, если удар наносился вскользь или был не точен. Если же несчастный пытался защититься от удара своей рукой, то повреждение получало предплечье. В качестве иллюстрации применения томагавка в деле приведём историю, которая приключилась с семьёй пастора Баптистской церкви Джона Корбли. Джон со своей женой и пятью детьми жил на ферме в миле от форта. В воскресенье 10 мая 1782 года вся семья отправилась в церковь, где глава семейства должен был читать проповедь. Сам священник шёл позади от своих родных и обдумывал свою речь для прихожан. В этот момент беззащитное семейство было атаковано отрядом индейцев. Дикари застрелили жену пастора и порубили томагавками его детей. После совершённых зверств дикари скрылись. Безмерно было горе отца. Но к счастью, две дочери его смогли выжить после скальпирования и оправились от страшных своих ран. Сегодня на месте той чудовищной резни установлен памятный знак. Тяжело читать о таких событиях, но они помогают нам почувствовать, что томагавк не абстрактный символ или литературный приём, но реальное оружие — инструмент для убийства. Даже после того, как индейцы смогли получить значительное количество огнестрельного оружия, томагавк не утратил своего значения. Сразу после выстрела ружьё превращалось в длинную и не слишком удобную для боя дубину. В этот момент появлялась потребность в холодном оружии. Эту нишу и занимал томагавк. Кроме того, для рейдов и внезапных нападений топор подходил куда лучше, так как ружьё грохотом выстрела оповещало об опасности людей на милю вокруг. Топор же позволял почти бесшумно снимать часовых и дозорных. Несмотря на бытующее заблуждение, томагавки практически никогда не метали. Результативно метнуть топор даже в неподвижный объект непросто. Нужно оценить расстояние до цели и понять сколько раз топор должен перевернуться в воздухе. А метать топор в движущуюся цель — совсем не благодарное дело. Такое использование топора в бою было неразумно не только из-за высокой вероятности промахнуться, но и потому, что оставляло метающего без оружия. Таким образом, причиной ошеломительного успеха томагавка была сумма целого ряда факторов. Относительная дешевизна — добыть нужное количество шкур для покупки топора было для живущих охотой индейцев не трудно. Сложнее было найти торговца. Порой для этого приходилось неделями добираться до торгового поста. Замечательные качества в роли инструмента: выдалбливание лодок, строительство жилищ, заготовка дров и множество более мелких повседневных задач в лесной местности с использованием железного топора решались проще и быстрее. Наконец, схожесть в обращении с привычными дубинками, благодаря чему в бою воин с томагавком мог использовать приёмы, уже освоенные ранее, на деревянных палицах. Томагавки в руках аборигенов оказались столь эффективны, что топор заменил саблю в некоторых формированиях разведчиков войск колониальных держав в Северной Америке. Кажется невероятным, но даже сейчас, в XXI веке, томагавки стоят на вооружении американской армии. И это не ракеты, а тактические томагавки — потомки тех самых индейских боевых топоров.

http://pikabu.ru/story/ispolzovanie_indeytsami_v_boyu_razlichnogo_oruzhiya_4451310http://diletant.media/articles/33631304/http://www.bagira.guru/weapon/tomogavk-groznoe-oruzhie-indejtsev.html

Мексиканские индейцы

Так уж получилось, что именно в Мексике, центральной области верующих индейцев, судьба колоний зависела от католических священников и послушников ордена францисканцев. Нападкам священников в первую очередь подвергались «языческие» местные святыни. Поэтому неудивительно, что главными противниками новых, чуждых коренному населению проповедников и новых порядков стали стражи старых культов — индейские жрецы-колдуны.

Один из них, колдун Попе, сумел преодолеть свои ограниченные культовые взгляды. Восстание, которое он готовил, замышлялось не только как война против чужих богов и чужой религий, но и как война против подавления, против враждебной индейцам системы.


Подготовка к восстанию проходила необычно для племен Северной Америки — не на общих вече у ритуальных костров, а в мистических залах «храмов» в поселениях, которые назывались здесь киви. Колдун Попе уверял пуэбло, что он готовит восстание не по собственной воле, а только передает волю индейских богов, которые возмущены преступлениями христиан и их священников.

Организатор и вдохновитель этой святой войны Попе и его семья, так же как и многие, многие индейцы, пострадали от нового порядка. Один из его братьев был продан в рабство. Его самого, слугу индейских богов, лишили права проводить «поганые» обряды, и когда он ослушался, его арестовали, доставили в столицу провинции и на глазах у всех наказали бичом перед дворцом губернатора. Вскоре его арестовали вновь, никакие наказания не заставили колдуна отказаться от его намерений, от точно продуманного плана, конечной целью которого было изгнание испанцев и особенно их священников из Аризоны и Новой Мексики, возвращение к индейскому образу жизни и доколумбовым верованиям.

Более чем кто-либо из индейских вождей он старался сохранить подготовку восстания в тайне. Участники военных советов принимали обет молчания.

Майор Роберт Роджерс

У генерала Амхерста был на примете такой человек — молодой переселенец, майор ньюхэмпширских стрелков-рейнджеров — Роберт Роджерс. Ньюхэмпширский рейнджер, хотя ему только девятнадцать, неоднократно участвовал в стычках с индейцами в Канаде и других местах, а потом отличился вновь, уничтожив индейское поселение в Сан-Франциско, которое было главным связующим звеном между индейскими союзниками французов и канадскими французами.

Именно его выбрал Амхерст для опасной экспедиции. Рейнджер Роджерс до сих пор считается одним из самых славных героев этого периода. Мировую известность принес ему Кеннет Робертс своей неоднократно переиздаваемой книгой «Путь на северо-запад». Мы же не будем ссылаться на роман Робертса, давайте заглянем в книгу об индейцах, которую написал сам Роджерс. Она называется «Краткий справочник об индейцах Северной Америки» и впервые вышла в 1765 году в Лондоне.

Из книги следует, что Роджерс с двумя сотнями рейнджеров через четыре дня после захвата столицы французских переселенцев в Канаде Монреаля отплыл оттуда во главе пятнадцатикрупных судов на юг. В окрестностях Детройта они покинули судна и очутились на территории индейских племен. Об этих племенах Роджерс пишет: «Они составляли нечто вроде царства, вождь избирался из старшего племени — из оттавов. Некоторые из них проживали вокруг Детройта, другие — на западе по направлению к Миссисипи. Их верховным королем и царем являлся Понтиак, который правил в более обширной империи и имел больший авторитет, чем любой другой индейский вождь, когда- либо живший на континенте (в Северной Америке) с даты нашего прихода».

Роджерс заверил Понтиака, что он пришел как друг, заявил, что англичане-победители хотят по-прежнему с индейцами торговать, что будут покупать меха по более высокой цене, чем покупали побежденные французы. Но для того, чтобы англичане могли доставлять индейцам хорошие товары, он, Роджерс, должен, мол, получить от французского гарнизона форт Детройт, главный торговый центр на этой индейской территории. В доказательство своих добрых намерений Роджерс подарил Понтиаку несколько вампунов — особого вида пояса, которыми индейцы востока Северной Америки выражали свое намерение: объявляли войну и т. п. Понтиак эти вампуны принял. Он изъявил желание торговать с англичанами и согласился пропустить экспедицию к Детройту. Роберт Роджерс взял Детройт.

Вскоре Роджерс обосновался в другом приозерном форту. Позже он был обвинен в предательстве и вынужден был покинуть форт. В период американской революции он воевал на стороне англичан, затем эмигрировал в Англию и там, всеми забытый, в 1795 году умер. Однако перед отъездом из области Великих озер этот искатель приключений еще раз встретился с «царем» североамериканских индейцев. Правда, на этот раз не на дипломатических переговорах, а на военной тропе…

«Золотая лихорадка» на земле Апачей

Однако гораздо раньше в Калифорнии начнется «золотая лихорадка». Самые отважные диггеры проникнут и в Страну апачей, обнаружив золото неподалеку от того места, где во времена Хуана Хосе мексиканцы добывали медь, — в Пинос-Альтос.

В это время именно здесь, рядом с Пинос-Альтосом, многочисленные американские подразделения намечали новые границы недавно завоеванных территорий, ранее принадлежавших Мексике. Поэтому золотоискатели неожиданно оказались под защитой американских войск, к которым апачи, соблюдавшие договор, относились достаточно миролюбиво.

Мангас Колорадас решил избавиться от нежданных гостей с помощью хитрости. Он посетил лагерь американских диггеров, сообщил им, что знает места, где можно найти золото в самородках, и пообещал отвести их туда за бутыль виски. Удивительно, но золотоискатели разгадали хитрость Мангаса и решили рассчитаться с вождем апачей. Они привязали его к дереву и избили ковбойскими лассо до беспамятства. Но Мангас Колорадас остался жив после этой расправы и снова ступил на тропу войны, на этот раз уже против американцев.

Характеристики и сходства томагавков

Лезвия топоров обладают многими формами, которые приблизительно напоминают самые разнообразные топоры разных эпох или наконечники в копьях, лежащие перпендикулярно древкам. Обухи также обладают несколькими формами, напоминающими прочие топоры, типа клевцов. Некоторые обухи были в виде молоточков или чеканов со штырями, квадратных и круглых сечений.

Метались топоры в основном в качестве спортивного снаряда в процессе тренировок. Функционал боевых топоров позволял снимать лезвия с древков и пользоваться как ножом. Весили такие топоры в пределах полукилограмма, длина режущих кромок лезвий была до 100 мм, а длина прямых древков в пределах полуметра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: