Первобытное общество — кратко об истории, характеристиках и этапах развития

Историяй

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Похороны первобытного человека.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория», который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory, нем. Urgeschichte).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория» (англ. protohistory, нем. Frühgeschichte). Для замены термина первобытнообщинный строй, характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе термин «протоистория» не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означаюший самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществленной собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя, взаимосвязь, идентичность власти.

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя — несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита.

Облик древнего человека

Наверняка вы уже слышали, что древний человек был похож на обезьяну. Но насколько это правдиво? Давайте взглянем на человека первобытного общества и узнаем.У человека древних времен большая крупная голова с очень массивной челюстью и грубым приплюснутым носом. Подбородка у него будто и вовсе нет, а лоб хоть и виднеется, но большая его часть уходит назад, к затылку.

Реконструкция внешности первобытного человека

Первобытный человек кажется очень нахмуренным, но это лишь особенность строения его лица. У него широкая надбровная дуга, которая нависает над глазами так сильно, что порой их почти не видно. Руки у такого человека очень длинные и не пропорциональны телу.

Двигается первобытный человек тоже своеобразно: не выпрямляется полностью, часто подпрыгивает в движении. Он громко кричит, отгоняя от себя хищников. Живет древнейший человек с группой сородичей. Они также общаются между собой с помощью различных криков и возгласов. В племени кто-то всегда предупреждает остальных о надвигающейся опасности.

Описание внешнего облика древнейшего человека основано на раскопках и детальной реконструкции строения его тела. Их внешний вид действительно напоминает нам образ приматов.

Первобытное племя

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы – наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок

Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент – различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Духовная жизнь человека каменного века

Зачатки религии и искусства зародились еще в эпоху палеолита. Искусство палеолита было представлено наскальной живописью. В основном люди изображали сцены охоты, стада диких животных, фантастических существ и стихии природы. На зарождение религии указывает начало ритуальных захоронений умерших, которых закапывали вместе с их орудиями труда и оружием. Первобытные люди верили, что душа умершего продолжит свою жизнь в загробном мире, где ей пригодятся предметы быта, одежда, оружие.

Постепенно верования первобытных людей усложнялись:

  • они поклонялись душам предков, прося у них поддержки и защиты;
  • одухотворяли стихии природы и неодушевленные предметы (ветер, дождь, реки, горы, камни);
  • верили в покровительство тотема – определенного вида животного, магическим образом связанного с данным племенем, семьей, отдельным человеком.

Вместе с этим развивалось искусство каменного века: зародилась миниатюрная скульптура, танец, примитивные технологии изготовления украшений.

Особенное место в жизни первобытного человека занимали магические обряды и ритуалы. Отправляясь на охоту, люди танцевали ритуальные танцы, подносили жертвы духам, произносили специальные заклинания, чтобы умилостивить стихии природы. Также в первобытном обществе появилась система табу — строгих запретов, нарушение которых могло вызвать гнев богов и предков. Нарушившего табу могли выгнать из племени или лишить жизни, обречь на какое-либо другое телесное наказание.

Важной особенностью первобытной культуры было поклонение женскому началу: Богине-покровительнице семьи, Богине-матери, Богине плодородия. В то время как мужчины часто умирали на охоте, на женщине лежали заботы о воспитании потомства, поэтому именно с женским началом связывали надежды на будущее, благополучие родовой общины

Ссылки

  1. Barnard, Alan. From Mesolithic to Neolithic Mode of Thought // Whittle, A. and Cummings, V. (ed.) Going Over. The Mesolithic-Neolithic Transition in North-West Europe. Proceedings of the British Academy 144, 2007. P. 5-19.
  2. Адамович Т. И. Экономическая история (недоступная ссылка с 23-05-2013 (3494 дня)) Минск: БГУ, 2004. — 75 c. ISBN 985-485-179-6 Ориентация через периодизацию экономической истории
  3. Щукин М. Б. На рубеже эр. Спб. 1994
  4. Ю.Семенов «Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие»
  5. Г. Б. Поляк «История мировой экономики»
  6. Мартин Ауэр. «Откуда берётся война? Конфликт, кооперация и конкуренция с точки зрения самоорганизации систем»
  7. Юрий Семёнов «Возникновение религии и её первая, исходная форма — магия»

Семёнов, Юрий Иванович:

  • «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития». Часть I Часть II
  • Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право
  • Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия
  • О методике реконструкции развития первобытного общества по данным этнографии
  • Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества
  • Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени (недоступная ссылка с 23-05-2013 (3494 дня) — историякопия)
  • Лекция «История первобытного общества»
  • Периодизация первобытной истории
  • Статья «Первобытнообщинный строй» в БСЭ
  • Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. (1956 год)
  • Таблица «Начальная история (до 3000 г. до н. э.)» на сайте «Хронос»
  • Первобытная культура

Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада – охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Родовая община. Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Рис. 2. Родовая община.

Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Добыча огня

Огонь являлся страшным порождением природы для человека того времени. Однако даже такую разрушительную и грозную стихию древнейший человек сумел “приручить”.

Огонь мог появиться на дереве, в которое ранее ударила молния. Все животные моментально разбегались, спасаясь от опасного пламенного “существа”. Но однажды, отважный человек осмелился и решил подойти ближе к неизведанному огню. Любознательность взяла верх над инстинктами и страхом. Благодаря этому, человек понял, что огонь можно взять с собой, если засунуть в него сухую палку.

Племя первобытных людей создало костер, и все они сразу осознали великую ценность огня. Ведь рядом с ним всегда было тепло, жареное мясо было намного вкуснее и питательнее. А еще к пламени боялись подходить опасные хищники, и это обеспечивало людям безопасность. В тот период человечество еще не научилось добывать огонь, поэтому костры приходилось поддерживать и следить за ними на постоянной основе.

«Следы дьявола» — следы гейдельбергского человека

«Следы дьявола» (Ciampate del Diavolo) — так жители окрестностей вулкана Роккамонфина на юге Италии назвали цепочки следов, которые сохранились в застывшем вулканическом потоке. Эти следы и далее обрастали бы легендами, если бы не два местных любителя археологии Марко де Анжели и Адольфо Панарелло, которым пришла в головы идея показать загадочные следы специалистам из университета в Падуе. И местная достопримечательность стала археологической сенсацией 2003 года: были открыты следы, оставленные древнейшими на территории Европы гуманоидами, представителями вида Homo erectus (человек прямоходящий, также называемый «гейдельбергским человеком»).

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека стали оббитый камень и палка. Для добычи средств существования люди занимались охотой, которую вели совместно, и собирательством. Небольшие по численности сообщества людей вели кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь в поисках пищи. Лишь некоторые из человеческих сообществ, живших в наиболее благоприятных условиях, стали переходить к частичной оседлости.

Для развития человека ключевое значение имело появление языка. Заменим им сигнальный язык животных, способствующий координации на охоте, люди приобрели возможность выражать абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Это способствовало обучению потомства не только примером, но и словами, планированию действий охоты т. д.

Поскольку первоначально добывать огонь люди не умели, им приходилось использовать огонь, полученный при пожарах или от ударов молнии. Только со временем произошло освоение огня.

Вся добыча распределялась между всем коллективом. Орудия труда, оружие, утварь, украшения находились в использовании отдельных людей, но хозяева вещи были обязаны ею делиться.

Охота усовершенствовалась после изобретения лука и приручения собаки.

Постепенно из собирательства выросло земледелие, а охота привела к постепенному приручению животных. Этот переход растянулся на продолжительный период (X—III тысячелетия до н. э.) и получил название неолитической революции. В результате человеческое общество получило больше средств к существованию, что привело к существенному росту численности населения планеты: на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. Землю населяло не менее 80 млн человек. После овладения обработкой металла люди стали создавать более совершенные орудия труда.

После перехода от присваивающей экономики к производящей изменилась и структура общества. Родовая община земледельческих племен превращалась в соседскую. В прошлое отходят большие общинные дома, а каждая патриархальная семья проживает в своем жилище. Сохранялась коллективная собственность на землю, которая в одних общинах ежегодно перераспределялась, в других перераспределение происходило раз в несколько лет, в третьих – участки земли могли раздаваться в пожизненное землепользование. Орудия труда, домашняя утварь, одежда, украшения находились в частной собственности.

Из числа мужчин выбирался вождь, который должен был обладать личными талантами, обширными знаниями, большим богатством и щедростью. Сначала влияние этих людей обуславливалось личными качествами, а затем власть вождей стала наследственной. В результате появляются привилегированные слои общества – вожди, жрецы, и наиболее удачливые в хозяйственной деятельности. Возникает имущественное неравенство.

Сначала между соседними родами и племенами шел обмен дарами природы: солью, редкими камнями и т. п. После выделения племен земледельцев и скотоводов, между общинами с разной хозяйственной ориентацией стал развиваться обмен продуктами труда.

Последней ступенью догосударственного развития общества стала военная демократия. Некоторые племена охотников стали совершать набеги на общины земледельцев, отнимая еду и имущество. Постепенно вожди охотников от грабежа стали переходить к сбору регулярной регламентированной дани. С целью обороны подданных от нападений конкурентов стали строиться укреплённые города.

Под властью верховного вождя объединяются несколько деревень или общин, образуя политические единицы – вождества. Племена составляют союзы племён, постепенно преобразуясь в народности.

Так произошло становление первых государств в Междуречье, Древнем Египте и Древней Индии.

Первые охотники и собиратели

А чем питался наш далекий предок? Практически всем, что давала ему природа. Человек исследовал местность и ландшафт вокруг него и собирал все, что кажется съедобным и питательным. Это могли быть яйца птиц, насекомые, ягоды и фрукты, даже корни растений.

Первобытные охотники и собиратели

Помимо собирательства, древнейшие люди также занимались охотой. Удивительно то, что группа первобытных людей могла одолеть животное, которое было больше их в несколько раз. Люди тратили на охоте большую часть своей жизни, проходили огромные расстояния в поисках добычи и подвергали свой организм постоянным физическим нагрузкам.

Охота стала для древнейших людей мотивацией к исследованию территорий. Ведь когда на привычном месте стоянки животные появлялись все реже, возникала необходимость в поиске нового места для проживания племени. 

В попытках раздобыть как можно больше мяса, группа охотников отыскивала стада животных. Но так как человек не был столь ловок и быстр как дикий зверь, ему приходилось использовать смекалку.

Охота

Действия были стратегически точными. Сначала было необходимо напугать криками или камнями стадо животных. После того, как стадо начинало массово убегать, охотники выбирали самую слабую особь, которая отставала от своих сородичей. Люди догоняли ее и убивали дубинками. Если же племя собиралось убить более крупного животного-одиночку, например слона, то тактика была иная.

Первобытные люди искали различные природные ловушки: ямы, ущелья, узкие пещеры, обрывы. Затем они также пугали огромное животное и загоняли в приготовленную ранее “западню”. Чаще всего животное умирало от падения, и охотникам оставалось лишь принести добычу остальным сородичам.

Процесс охоты на животных развивал стратегические способности человека и укреплял связь между соплеменниками.

Периодизация первобытного общества

В 40-е годы XX века советскими учёными была предложена система периодизации первобытного общества, для которой критерием служили эволюция форм собственности, семейные отношения, степень разделения труда и т. д. В упрощённом виде эта периодизация выглядит так:

  • эпоха первобытного стада;
  • эпоха родового строя;
  • эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение плужного земледелия, скотоводства и обработки металлов, зарождение эксплуатации и частной собственности).

В 1990-е годы преподавателями исторического факультета Московского Государственного Университета была сформирована трехчастная схема периодизации:

  • период «раннепервобытной общины»;
  • период «родовой общины ранних земледельцев»;
  • период «соседско-большесемейной общины».

Замечание 1

На данный момент наиболее распространенной является археологическая периодизация, взявшая за основу форму и материалы орудий труда, форму жилищ и захоронений и т. д.

Этот принцип позволяет разделить историю человечества на следующие периоды:

  • ранний древний каменный век;
  • средний древний каменный век;
  • поздний древний каменный век;
  • средний каменный век;
  • новый каменный век;
  • поздний новый каменный век;
  • медный век;
  • бронзовый век;
  • железный век.

Каменный век — древнейший период в истории человечества, для которого характерно изготовление основных орудий труда из камня, дерева и кости. К концу каменного века распространяется использование глины для посуды, кирпичных построек и скульптуры.

Палеолит:

  1. Нижний палеолит – в этот период появляются древнейшие виды людей и широкого распространяются Homo erectus.
  2. В Среднем палеолите эректусы вытесняются более продвинутыми в эволюционном плане видами людей, включая современного человека. В Европе весь средний палеолит отмечен господством неандертальцев.
  3. Верхний палеолит становится периодом господства современного вида людей.

Мезолит и эпипалеолит характеризуется развитием техники производства каменных орудий и отсутствием керамики.

Неолит стал эпохой появления сельского хозяйства и широкого распространения керамики. Несмотря на то, что орудия труда остаются каменными, их производство доводится до совершенства.

Медный век

Медный век послужил переходным периодом от каменного века к бронзовому. Он охватывает период 4-3 тыс. до н. э. и чаще всего включается в бронзовый век, но иногда считается и отдельным периодом. При распространении медных орудий по-прежнему преобладали каменные.

Бронзовый век

Для периода характерна ведущая роль изделий из бронзы. Бронзовый век был второй фазой эпохи раннего металла, предшествовавшей железному веку. Окончание бронзового века на востоке Средиземноморья в XIII—XII вв. до н. э. связывают с историческим явлением под названием «бронзовый коллапс», когда почти синхронно разрушились все местные цивилизации.

Железный век

Железный век — период в истории первобытного общества, в котором активно распространяются металлургия железа и изготовление железных орудий.

Замечание 2

Обычно термин «железный век» применяют к «варварским» культурам Европы, которые существовали синхронно с великими цивилизациями античности. Их отличало отсутствие письменности и прочных государственных образований.

К ним относятся:

  • кельты;
  • протогерманцы;
  • протобалтские культуры лесной зоны;
  • протофинно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны;
  • степные ираноязычные культуры;
  • пастушеско-земледельческие культуры гетов, фракийцев и даков.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества – это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Это интересно: 590,Первая Пуническая война

Где жили?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Возникновение Homo Sapiens

Антропогенез – это эволюционный процесс становления человека разумного как биологического вида, отделившегося от человекообразных обезьян и остального животного мира. В процессе антропогенеза возник прямой предок современного человека — Homo Sapiens, это произошло примерно 35-40 тысяч лет назад. Человеку разумному предшествовали обезьяноподобные люди:

  • питекантропы;
  • синантропы;
  • палеоантропы.

От обезьяноподобных людей Homo Sapiens отличался рядом анатомических особенностей, способностью к членораздельной речи, возможностью осуществлять более сложную целенаправленную трудовую деятельность.

Ученые выделяют два основных подвида Homo Sapiens: неандертальцев и кроманьонцев. Неандертальцы получили свое название в честь немецкой долины Неандерталь, где были впервые найдены их останки. Кроманьонцев обнаружили во французском скальном гроте Кро-Маньон. Кроманьонцы отличались большей изобретательностью в приспособлении к условиям внешней среды по сравнению с неандертальцами, возможно, именно поэтому, они не исчезли 30 тысяч лет назад как неандертальцы.

Появление религии

Основная статья: Религия

Файл:Stonehenge Total.jpg

Мегалитическое сооружение «Стоунхендж»

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.

С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.

У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: