Тор — скандинавский бог грома и урожая

Татуировки с молотом

Многие тату – салоны предлагают эскизы с изображением мьёльнира. Как правило, он украшен причудливыми рунами, симметричен. Очень стильное тату

Однако, наносить рисунок на тело нужно с осторожностью. Будучи древним эгрегором, с многовековой историей, мьёльнир обладает мощной силой

Нанесение же без приведения будущего владельца в особое эмоциональное состояние, может иметь последствия.

Для того, чтобы мистический символ «работал», нужно точно определить для себя, с какой целью Вы наносите на своё тело изображение мьёльнира. Изображение метательного оружия с короткой рукояткой с нанесёнными рунами символизирует примерно следующее. Его божественный владелец – существо сильное, властное, мужественное, созданное для защиты земли и людей от всяческих бедствий. Поэтому символ мьельнира предохраняет от беды и разных неприятностей. Тату молота Тора подходит тем, кто хотел бы придать себе черты рыжебородого громовержца – целеустремлённость, силу духа, умение повелевать, а также чуть-чуть хитрости. Эксперты по татуировкам рекомендуют подобным натурам наносить именно такой узор.

Небольшое заключение

Людям, выбравшим молот тора властелина молний в виде амулета или татуировки, нужно всегда помнить: этот символ впитал в себя мощь многих поколений древних людей, их веру в божественную природу этого символа. Он не терпит легкомысленного к себе отношения.

Тор: характерные черты, семейное положение, наследие

Скандинавский бог Тор, будучи сыном Одина, по всей вероятности, был вторым по значимости в древнескандинавском пантеоне. При этом в отдельных регионах его почитали как бога плодородия. В эддических сагах бог Тор описан как рыжебородый (либо – светловолосый) богатырь с буйным нравом и чудовищной силой. Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически – традиционный архетип воина викингов.

Супругой бога Тора была прекрасная Сиф, богиня плодородия и процветания, которая впоследствии получила золотые волосы взамен тех, что по наущению Фрейи ей отрезал Локи (см. соответствующий миф из «Младшей Эдды»). У Сиф и бога грома Тора было двое детей – прекрасная Труд (или Фруд, вероятно – валькирия) и Моди (покровитель битвы, после Рагнарёка окажется одним из выживших асов).

Однако согласно «Младшей Эдде» Стурлусона Моди родила вовсе не Сиф, а великанша Ярнсакса, которая также родила Тору и другого сына – Магни, могучего воина, который спас отца в битве с Хрунгниром, а после гибели Тора сумел взять в руки Мьёльнир и пережил Рагнарёк. Также в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон упоминает некую дочь бога викингов Тора и богини Сиф по имени Луриди, о которой ничего не известно. В ранних эддических сагах упоминается пасынок Тора (сын Сиф) по имени Улль, мастер стрельбы из лука, и некая приемная мать бога грома, Хлору, о которой также не сохранилось никакой пояснительной информации (она упоминается только в «Языке поэзии» Стурлусона).

Но бог грома Тор знаменит не только своими великими потомками, которые в итоге окажутся одними из немногих асов, сумевших пережить «гибель богов», чтобы строить мир заново вместе с людьми. Тор и его жена Сиф правят королевством Трудхейм («дом силы» в переводе с древнескандинавского) или Трудванг («поле силы»), хотя неясно, одно ли место подразумевают эти названия, которые встречаются в разных источниках

Важно отметить, что в эвгемерическом варианте «Старшей Эдды» говорится о том, что Тор (уже не как мифологический, а вполне реальный исторический персонаж) завоевал Фракию, «которую зовем мы Трудхеймом»

В «Речах Гримнира» (песнь «Старшей Эдды») говорится о том, что бог грома Тор жил в Билширнире (дословно «скрежет молний» с древнескандинавского), это самый красивый дом во всем Асгарде, он насчитывает 540 комнат, в каждой из которых живут боги.

Подарки Локи

Тор обожал свою прелестную жену Сив, у которой была копна золотых волос. Но однажды Локи, бог-хитрец, отрезал Сив волосы. Тор пришел в ярость! И тогда Локи обещал упросить карликов выковать ей новые волосы. Он отправился к карликам-цвергам, искусным кузнецам Брокку и Эйтри, и попросил их выковать несколько драгоценных вещей для богов.

Брокк сделал новые волосы Сив и копье, поражающее без промаха любую цель. Эйтри изготовил волшебный браслет, а также топор, разрубающий все, по чему он ударит, и тоже не знающий промаха.

Боги очень обрадовались подаркам. Один взял себе копье и браслет, а Тор — топор и новые волосы для Сив. Но когда карлики поняли, что им не заплатят за работу, они потребовали голову Локи. Локи согласился, но убедил их, что они могут отрезать ему голову, не касаясь щек, так что голову нельзя было отрубить.

И тогда Локи зашили рот, чтобы лишить его возможности говорить. Прошло много времени, прежде чем он сумел распороть свои губы.

Легенда о Торе и молоте в языке, музыке и литературе

Этот бог был известен своей силой и мощью, что указано во многих мифах. Его мускулы и боевой молот позволили Тору победить многих врагов. Следующие мифы показывают, что для достижения победы Тор использовал не только грубую физическую силу, но и быстрое мышление.

Битва после пира

Бог Один, отец Тора, находился рядом с Йотунхеймом, когда натолкнулся на гиганта Хрунгнира. Один бросил вызов гиганту, предложил ему поучаствовать в гонке по пути в Асгард. Восьминогий жеребец Одина, Слейпнир, легко выиграл гонку против Хрунгнира. Несмотря на это, гиганта все же пригласили остаться на праздничный пир.

В бою он беспощаден

Затем Тор встретил Хрунгнира и бросил свой молот в гиганта. В то же время Хрунгнир бросил в бога гигантский точильный камень. Молоток разбил точильный камень, а затем и голову Хрунгнира. Тор был объявлен победителем.

Локи, известный своим любопытством, облетал землю в обличье сокола. Во время своих исследований он был захвачен гигантом по имени Гейррод. Он отказывался отпустить бога, пока за ним не придёт Тор. Тор согласился на встречу, и, полагая, что опасности нет, не захватил свой боевой молот. По дороге ему довелось навестить Грид, дружелюбную великаншу. Она сказала богу, что Гейррод планирует убить его и одолжила Тору свой нерушимый посох.

Молот Мьёльнир

Разъяренный Гейррод вошел в комнату и бросил в Тора железный прут. Тор легко его перехватил, а в это время Гейррод спрятался за колонной. Тор бросил прут, сломав столб и оглушив при этом гиганта.

Воздействие германского эпоса и его элементов, в том числе, образ стального молота (Мьёльнира) с короткой рукояткой, на культуру и язык европейских народов, неоценимо. Этот образ слышен в названиях дней недели. В английском языке «четверг» происходит от Thor’s day, а немецкое Donnerstag читается как день грома.

Изображение Мьёльнира очень любимо в скандинавских странах. Считается, что этот образ может защитить человека от невзгод, даже сохранить жизнь. Амулет, со знаком Мьёльнира, принято носить на шее. В первую брачную ночь молодожёнам подсовывали под кровать фигурку с молотом, чтобы у пары было много здоровых потомков. Похоже, так и было, ведь обычай прошёл сквозь века до наших дней.

Современный вариант амулета молота Тора

Многие тату – салоны предлагают эскизы с изображением мьёльнира. Как правило, он украшен причудливыми рунами, симметричен. Очень стильное тату

Однако, наносить рисунок на тело нужно с осторожностью. Будучи древним эгрегором, с многовековой историей, мьёльнир обладает мощной силой

Нанесение же без приведения будущего владельца в особое эмоциональное состояние, может иметь последствия.

Для того, чтобы мистический символ «работал», нужно точно определить для себя, с какой целью Вы наносите на своё тело изображение мьёльнира. Изображение метательного оружия с короткой рукояткой с нанесёнными рунами символизирует примерно следующее. Его божественный владелец – существо сильное, властное, мужественное, созданное для защиты земли и людей от всяческих бедствий.

Поэтому символ мьельнира предохраняет от беды и разных неприятностей. Тату молота Тора подходит тем, кто хотел бы придать себе черты рыжебородого громовержца – целеустремлённость, силу духа, умение повелевать, а также чуть-чуть хитрости. Эксперты по татуировкам рекомендуют подобным натурам наносить именно такой узор.

Кто такой Тюр


Тюр. Рисунок Лоренца Фрелиха, 1895 год.

Бог Тюр — в древнескандинавской мифологии бог справедливой войны. В глубокой древности, вероятно, он был также богом неба, и его функции были близки функциям древнегреческого Зевса. Нередко Тюра называли богом битвы.

Также скандинавский бог Тюр является хранителем правил и законов военной юриспруденции, и покровителем сражений.

Вот, что говорит об этом божестве книга “Младшая Эдда. ВИДЕНИЕ ГЮЛЬВИ”:

“Высокий отвечает: «Есть еще ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умен, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее. Вот пример его отваги. Когда асы занимали Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем.”

Во времена викингов Один оттеснил и Тюра и Тора, и занял главенствующую позицию.


Один из знаков божества.

День Тюра — вторник. Жена Тюра — Зиса, богиня земледелия и плодородия, символом которой был полумесяц и серп. О ней практически ничего неизвестно. Известно то, что этому богу, как и Одину, подчинялись прекрасные валькирии, которые кружили над ратным полем, выискивая достойных мужей, которые после смерти попадали в чертоги Одина. Говорилось, что именно Тюр указывал, какие именно герои достойны того, чтобы жить в Вальхалле и участвовать в последней битве богов.

По мнению древних жителей Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, руководил белокурыми девами- валькириями, помощницами Одина. Считалось, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, и в последней битве прийти на помощь богам.

Тюр в мифологии скандинавов — однорукий бог. Это увечье было не менее символичным для богов, чем кривизна Одина. Тюр был не просто самым храбрым из всех асов. Согласно древнейшим источникам, Тюр страж правосудия. Именно это божество нужно было молить о даровании победы, что и делали древние саксы и другие германцы на северном континенте.

Тюр лишился руки на фоне победы над Фенриром. Эта победа, достигнутая при посредстве магии и обмана, не была вполне справедливой. Поэтому, как свидетельствует Снорри Стурлусон, Тюра никогда не называли миротворцем. Там, где бог права лишен правой руки — а представление о правде, о праве и о правой стороне (правой руке, которую поднимали при клятве) тесно взаимосвязаны в древнем законодательстве — не может быть никакого справедливого и вечного мира. И асы прекрасно знали это — и со страхом ожидали своей судьбы — Рагнарёка.

В одной из песен “Эдды” говорится о том, что Тюр не был сыном Одина. Считается, что он был потомком мудрых великанов, живших на краю света. Эти великаны полностью перешли на сторону асов, и Тюр стал первейшим их сторонником.

Поклонение громовержцу

Для викингов, которые были в основном воинственным народом, Тор был самым важным божеством. Но, несмотря на свою воинственную репутацию, Тор также был покровителем угнетенных и калек. Он был очень благосклонен по своей природе, покровительствовал плодородию и обладал способностью воскрешать людей и животных из мертвых.

Кроме того, Тор отвечал за браки — именно к нему шли пары за благословением. Его особенно почитали моряки, поскольку викинги большую часть своей жизни проводили под парусами. Никто из скандинавов не боялся грома, поскольку они верили, что именно Тор охраняет их от штормов и других проблем на море.

Многие скандинавы считали, что Тор должен возглавлять Асгард, а не его отец Один. Поклонение громовержцу было настолько распространено, что в его честь были названы заливы и фьорды, и даже некоторые английские земли были переименованы в его честь, все они носили имя грозного бога. Название недели — четверг — на английском языке переводится буквально как «день, посвященный богу Тору» (да-да, скандинавская мифология проникла на Британские острова, где и прижилась).

Основным цветом Тора был красный (потому что сам бог был горячим, даже обжигающим, и по этой причине отец запретил ему приходить в Асгард любым другим путем, кроме реки). Поэтому в Скандинавии этому цвету поклонялись, даже на свадьбах девушки надевали красные платья, чтобы умиротворить бога. Рубины, символизирующие Тора, помещались в кольца.

Казалось бы, христианство уже давно стало доминирующей религией в Северной Европе, но до сих пор существуют некоторые обычаи, связанные с Тором. Местные жители носят с собой маленькие молоточки на счастье, веря, что тогда бог всегда будет на их стороне и никогда не откажет им в помощи.

Кому покровительствовал Тор?

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

Оригинальная история:

Появление на свет:

Бог Один – великий владыка Асгарда, больше всего на свете хотел иметь сына, который соединил бы в себе Асгард и Мидгард, стал бы сыном неба и земли. Один долго добивался благосклонности богини Земли Геи и все таки завоевал её. Через некоторое время в крошечной пещере Норвегии богиня Гея родила Тора, сына Одина. Владыка богов был вне себя от счастья, он забрал мальчика в Асгард и растил его там, а его жена Фригг помогала ему.

Юные годы:

У бога Одина тогда был приемный сын – Локи, усыновлённый Одином после смерти его отца, Ледяного Великана Лафи, убитого в битве. Тор рос с Локи. Он уважал и любил брата, но Локи всегда завидовал Тору. Он считал, что родной сын Одина получает от отца все самое лучшее.

Тор был особенным ребенком. Сильный, могучий, он очень быстро рос, и на свой восьмой день рождения получил в подарок от отца волшебный молот – Мьёльнир. Однако, Один сказал Тору, что получить молот в руки тот сможет не раньше, чем станет достойнейшим из воинов и докажет это. Тогда Тор посвятил свою жизнь бесконечным тренировкам и подвигам. И вот, спустя 8 лет Один торжественно вручил Мьёльнир – волшебный молот Тору, со словами, что теперь он – величайший воин Асгарда.

В 19 лет, молодой бог влюбился в богиню по имени Сиф. Этот роман затянулся на долгие годы, то прекращаясь, то начинаясь.

Героические приключения:

Во времена викингов, бог впервые ступил на планету Земля. Викинги чтили и верили в Тора, а он наслаждался их отношением к себе и вел в сражениях, показывая путь великого воина. Но после того, как викинги зверски убили, во имя Тора, ни в чем не повинных монахов христианского монастыря, бог был разочарован и шокирован. Он покинул своих поклонников и удалился в Асгард.

Бог грома так же сыграл важную роль в плане своего отца по возвращению опасной силы Кольца Нибелунгов на Земле. Хотя все воспоминания об этом были стерты из памяти Тора его отцом.

Герой продолжал совершать великие подвиги и благородные поступки, но душа его была гордой, высокомерной и эгоистичной.

Изгнание:

Однажды, Тор чуть не разжег войну между Асгардом и землями Ледяных Гигантов, это стало последней каплей терпения великого владыки Одина. Один хотел чтобы Тор стал скромным и научился помогать людям. Поэтому великий принц Асгарда был изгнан к людям, на Землю, за свое безответственное поведение, за то, что осмелился поставить под угрозу безопасность своей родины.

Великий Один вселил душу Тора в человеческое тело, лишил его всех воспоминаний и способностей и отправил сына на Землю. Так Тор оказался в Нью-Йорке в медицинском университете. Его новое имя было Дональд Блэйк. На Земле новый Тор, в лице Блэйка, получил медицинское образование, стал известнейшим врачом и талантливым хирургом. Он даже открыл частную клинику в Нью-Йорке.

Несколько лет, Блэйк ходил влюбленным в медсестру Джейн Фостер, работавшую вместе с ним. Один был против романа. Так или иначе роман закончился без вмешательства и Тор вновь переключился на старую любовь Сиф.

Мстители:

Земля остудила пылкий характер Тора. Он научился заботиться о людях, спас своих друзей и все человечество от ужасающей разрушительной силы, которую послал на Землю его сводный брат Локи. Тор был одним из основателей команды сверхлюдей, известной как Мстители.

Один увидел величайший подвиг своего сына, оценил его самоотверженность и вернул свое доверие и благосклонность. Тор вернулся в Асгард героем, но вскоре ему снова предстояло вооружиться Мьёльниром – волшебным молотом, что бы вернуться на Землю и остановить надвигающуюся катастрофу вселенского масштаба.

Тор проводил свою жизнь в бесконечных битвах, предотвратив Рагнарек (гибель богов и всего мира), противостоя своему коварному брату Локи.

Герой был членом земной команды Мстителей, в которую входили такие личности как: Железный человек, Капитан Америка, Соколиный глаз, Халк, Человек Паук, Росомаха.

Битва Тора с Хрунгниром

Особое место в мифологических сюжетах, связанных с богом войны Тором, занимает его схватка с великаном Хрунгниром, владыкой Ётунхейма, который, вероятно, был сильнейшим ётуном своего поколения. Хрунгнир славился ратным мастерством, в бою использовал огромный щит, который мог отразить любой удар (потенциально – даже удар Мьёльнира), а в качестве оружия у него выступало огромное точило (относительно этого образа скандинавоведы спорят по сей день).

В «Младшей Эдде» говорится о том, что Хрунгнир пришел в Асгард, преследуя Одина, который сказал, что нет коня быстрее Слейпнира. Конь Хрунгнира Гульфакси (с древнескандинавского «золотая грива») действительно не догнал Слейпнира, но ас и великан даже не заметили, как оказались в Асгарде. Там Хрунгниру предложили выпить пива, владыка ётунов откровенно налакался и стал похваляться своей силой. Но когда Тор предложил расколоть ему череп за такие слова, Хрунгнир резонно отметил, что нет чести в победе над безоружным. Он предложил богу грома биться на границе Асгарда и Ётунхейма, у неких «Каменных Дворов». Для битвы подчиненные Хрунгнира создали глиняного голема Мёккуркальви, вложив в его грудь сердце кобылы. Но Мёккуркальви не особенно помог своему королю, он обмочился при виде Тора и даже не вступил с ним в бой.

  

Тьяльви, который служил Тору, бежал впереди него и когда увидел Хрунгнира, закричал ему, что Тор намерен атаковать его из под земли. Великан бросил щит на землю, встал на него и взял точило в обе руки. Внезапно появившийся бог войны Тор метнул в Хрунгнира молот, но великан тоже успел среагировать, бросив в приближающегося врага свое оружие. Точило в полете ударилось о Мьёльнир и разлетелось надвое: одна часть рассыпалась по земле, образовав кремниевые горы, другая угодила в голову Тору, так что тот рухнул наземь. Молот расколол каменный череп великана и тот упал замертво, придавив шею Тора ногой. Одновременно с этим Тьяльви набросился на глиняного голема и разорвал его на части.

Тор попытался сбросить со своей шеи ногу Хрунгнира, но не смог. И так он лежал до тех пор, пока не подоспел его сын Магни, которому на тот момент было «три ночи от роду». Магни с легкостью сбросил ногу великана с шеи Тора, освободив отца, и сказал, что если б явился раньше, смог бы без труда одолеть Хрунгнира одним ударом.

А осколок точила так и остался в голове Тора. Его пыталась вытащить ведунья Гроа, она пела над Тором заклинания, но бог начал рассказывать ей о том, как освободил из Ётунхейма ее мужа – Аурвандиля. Гроа так обрадовалась, что забыла все свои заклинания. Из этого мифа родилось странное поверье, бытовавшее среди народов Скандинавии в Средние Века: нельзя класть точило поперек досок, которыми устелен пол, иначе осколок оружия Хрунгнира, который остался в голове Тора, начнет шевелиться и причинит богу грома нестерпимую боль.

Советуем почитать:

  • Небесная корова Аудумла
  • Пес Гарм – хтоническое чудовище
  • Ярнвид
  • Пророчество Грипира
  • Ран – богиня штормового моря

Сцена после титров

Сцена после титров показывает, что смерть Джейн Фостер приводит ее в Валгаллу, где ее встречает Хеймдалль. Это не столько пасхальное яйцо, сколько подтверждение того, что ее превращение в Могучего Тора и смерть во время использования Мьёльнира, чтобы остановить Горра, дает ей смерть воина.

Сцена ее смерти после боя, в которой она растворяется в золотых частицах, не отличается от золотой крови, пролитой Джейн, Валькирией, Тором и Коргом, когда они сражаются с богами в начале фильма, что указывает на то, что Джейн умирает не только как воин, но и как бог.

Лунный рыцарь также дал понять, что люди могут возвращаться в мир живых из разных плоскостей загробного мира. Марку Спектору удается спасти себя и Стивена в шестом эпизоде. То, что Джейн находится в Валгалле, не означает, что зрители не увидят ее снова.

Модель мира в северной традиции

Скандинавская мифология сложна и разнообразна. В основе представлений о Вселенной лежат девять миров, соединенных мировым деревом, называемым Иггдрасиль. Миры расположены в трех сферах: на небе, земле и внизу, под землей. Они включают в себя страны и местности, населенные не только людьми и богами, но и многочисленными мифическими существами.

В центре скандинавской картины мира находится Мидгард — срединный мир, расположенный на земле посреди огромного океана. Вокруг Мидгарда, в соответствии со сторонами света, лежат четыре мира:

  • обитель великанов-ётунов Утгард, или Етунхейм, — на востоке;
  • Ванхейм, населенный богами плодородия ванами, — на западе;
  • ледяной мир Нифльхейм — на севере;
  • знойный мир хаоса Муспельхейм, населенный огненными великанами, — на юге.

Мидгард через радужный мост соединяется с Асгардом – миром богов-асов, находящемся на небе. Между Асгардом и Мидгардом находится мир духов, прекрасных альвов и фей — Люсальвхейм. Под землей лежит мир гномов Свартальвхейм и преисподняя, мир мертвых Хельхем.

Происхождение Тора

Происхождение Тора также очень интересно и заслуживает внимания. Его отец, Один, наполовину гигант верховный бог скандинавов, его мать, Фьёоргюн — богиня земли. Однако такая родословная очень распространена среди богов и показывает, как отношения между богами и гигантами, такими напряженными и полными раздоров,не могут быть сведены к просто вражде. Тор несколько раз был женат и имел сыновей и одну дочь.

Благодаря археологическим свидетельствам, почитание Тора можно проследить еще в Бронзовом веке, и его культ прошел через многочисленные изменения во времени и пространстве. Однако, одной из особенностей, которая оставалась неизменной с бронзового века до эпохи викингов, является роль Тора, как главного божества для солдат-воинов и военной силы.

Тюр и Локи


Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха 1895 год.

Бог Тюр и Локи никогда особо не соприкасались. В открытую конфронтацию они вступили только на пиру Эгира, что произошло после смерти Бальдра.

Тюр вступился за честь Фрейра, но Локи напомнил ему, чем закончилась его попытка примирить врагов: чудовищный волк отгрыз ему руку. Но Фенрир находится в неволе — напомнил Тюр, и порождению Локи там очень тяжко. Последнее слово все-таки осталось за злоречивым асом. Вот как написано об этом в книге “Перебранка Локи”:

“Ты, Тюр, молчи!

От меня родила

жена твоя сына;

за бесчестье с тобой

я не расчелся —

стерпел ты, презренный!”

Локи утверждает, что жена Тюра (о ней практически ничего неизвестно) родила от Локи сына, и Тюр не расчелся за бесчестье. Искренен ли был Локи, или врал, по своему обычаю — одному Одину известно…

Скандинавские мифы о строении мира

В дохристианские времена весь север Европы занимали германские племена, продвинувшиеся к середине первого тысячелетия нашей эры до Дуная и Днепра. Огромный народ создал великую поэтическую культуру из песен, саг, легенд. За пятьсот лет до рождения Христа германцы воспевали творцов земли, неба, загробного царства. Сокровищами народного творчества по праву считаются исландские саги, которые дошли к нам в виде поэтической «Старшей Эдды», авторство приписывается исландскому священнику Сэмунду Мудрому (1056 – 1133), и прозаической «Младшей Эдды», изложенной исландским скальдом Снорри Стурлусоном (1178- 1241). Эпос древних скандинавов, собранный в этих сборниках, раскрывает нам представления древних германцев о сотворении мира.

Согласно верованиям древних скандинавов, вселенная была создана из темной бездны Гиннунгагап, окружённой царством льда Нифльхейм и царством пламени Муспелльхейм. Пламя смешалось со льдом, породив великанов, а затем было создано верховное божество Один с братьями.

Один сотворил три мира: мир неба, Асгард, царство мёртвых Хельхейм, поместил между ними землю Мидгард.

Из ясеня и ольхи Один сотворил первых людей: мужчину и женщину. Затем вдохнул в них жизнь, а братья дали им разум и кровь.

Европейское искусство традиционно использует сюжеты древних германских мифов. Поэтические образы Беовульфа, валькирий, нибелунгов, гномов и великанов вдохновляли Рихарда Вагнера, братьев Гримм, об их приключениях мы узнаем из книг и кино. Эдды стали источником вдохновения для создателей фэнтези.

Устройство вселенной в представлении древних скандинавов было сложным, состояло из девяти миров, расположенных на исполинском ясене Игграсиль. Ветви его венчал Асгард, место обитания богов, корни упирались в Хель, где были только лёд и смерть, в центре же, там, где растут самые красивые листья, лежит Миргард – земля людей.

Скандинавский эпос населён божествами, великанами, чудовищами, полон событий, трагических и прекрасных. Всюду злодеи и герои. Миргард хрупок, всегда под угрозой разрушения. А защищает место жизни людей сын Одина и богини Йорд – рыжеволосый громовержец Тор.

Общая история

На самом деле Тор в кинематографе не так далеко ушел от своего мифического образа. Это веселый ас, который живет в особом городе другого мира – Асгарде. Был сыном Одина, главного во всех мирах. Мать его земля – Ерд. Сильный и непоседливый, он с малых лет попадал в разные неприятности.

Однако допускаются еще версии о материнстве двух великанш. За это в скандинавской мифологии его прозвали «триждырожденным». Его отличительные черты характера:

  • вспыльчивость;
  • драчливость;
  • воинственность;
  • фантастическая сила.

Тор словно воплощение молнии, грозы, которая в минуты собирается темными тучами и карает землю. Яростно, сильно и уничтожительно. Ерд не могла с ним справиться и поэтому передела малыша на воспитание Фригг. Ей пришлось положить множество усилий для усмирения.

Во взрослом возрасте Тору поручили быть стражем города, что он с честью выполнял. Позже стали охранять и мир людей. Бесчисленное количество раз сражался с огненными существами и ледяными великанами.

Вместе со своим неродным братом Локи они не раз становились участниками разных происшествии. Некоторые из них были смешными, другими очень опасными и чреватыми последствиями.

Тор был огромным, сильным с копной рыжих волос. Ни один конь, даже тот что носил Одина, не мог его перевозить. Поэтому бог передвигался пешком. Иногда считается что бог Грома обделен интеллектом, но это не так. Локи пусть и искусен в науках, но за речами его таится ложь.

Асгард

Обитель богов в соответствии с древнескандинавской космологией. Пока Асгардом управлял Один, в небесном селении проживали две расы богов: асы, небесные божества, и ваны, боги подземного царства.

Небесное царство соединялось с землей мостом, Бифростом, который представлялся в виде радуги или Млечного Пути. Бифрост охранялся богом Хеймдаллем от врагов-великанов, проживавших в собственном царстве – Етунхейме, расположенном под Асгардом. Для того чтобы попасть туда, следовало пройти долгий и опасный путь. Этот же маршрут связывал Асгард с царством мертвых, управляемым Гелой (Хель), дочерью коварного Локи.

В Асгарде боги возвели прекрасные чертоги, включая Вальхаллу (Чертог убитых), где Один поселил героев и королей, погибших на поле битвы. Они проводили время в кулачных боях и поединках, всегда готовые защитить Вальхаллу от неприятеля. Однако Асгард был разрушен в апокалиптической битве, известной как Рагнарёк.

Оружие и предметы Тора

Никто так не любит оружие и доспехи как наш Тор. Как маленькая девочка, выбирает сладости, гуляя по деревенской ярмарке. Так Тор выбирает себе новый меч или шлем. Часто, громовержец пропадает в подземных мастерских Свартальвхейма. Подолгу рассматривая творения местных оружейников и бронников.

Вот тебе небольшое описание Свартальвхейма из моей записи о мирах скандинавской мифологии, чтобы было понятно, насколько там интересно погулять хорошему воину:

Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.

Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.

Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.

Много разного оружия и брони было у Тора. Но не сравнятся они с его легендарными волшебными предметами:

  1. Мьёльнир — основным и любимым оружием Тора является молот Мьёльнир. Который для него выковали братья-карлики Брок и Синдри, во время большого кузнечного спора. Самое мощное оружие в девяти мирах. Про его магические свойства и необычную короткую рукоять я обязательно расскажу тебе в отдельной записи — много интересного таит история молота.
  2. Мегингъёрд — носит бог грома волшебный пояс силы Мегингёрд. Пояс увеличивает и без того огромную силу Тора в два раза. Есть у меня и отдельная запись об истории пояса, почитай, если интересно.
  3. Рукавицы хватки — чтобы крепче держать свой молот, носит громовержец волшебные металлические рукавицы. Мертвой хваткой сжимают они оружие в руках носителя.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: