Вождь джеронимо против американцев

Французские колонии

Французские колонии появляются вдоль канадского побережья Атлантического океана, малонаселенного индейцами, и вдоль реки Св. Лаврентия. К западу от французских поселений жизнь протекала, как и раньше. Индейцы владели почти всей Северной Америкой, хотя и здесь, вне границ английских и французских поселений, бывали стычки с европейцами.

В глубь индейской территории вначале проникли первопроходцы, главным образом миссионеры: затем торговцы, английские и французские, которые закупали у индейцев меха и переправляли товар в Европу. Эти звенья торговли росли и приносили индейцам ощутимую выгоду.

Вне границ британских и французских поселений в это время появляются английские и французские форты, торговые станции, где индейцы обменивают меха на оружие, спирт, топоры, а также на ножи для снятия скальпов

Торговцы в середине XVIII века основывают несколько таких фортов даже в столь важном стратегическом районе, как Великие северо-американские озера. Ключевую позицию здесь занимает крупный, хорошо укрепленный форт Детройт, который на реке того же названия строят французы

Вначале форт был заложен как опорный пункт на случай нападения приозерных индейцев. В 1747 году, например, гуроны во главе с вождем Оронтони убили нескольких торговцев из Детройта, но в целом детройтские французы смогли установить дружеские отношения со всеми местными племенами — оттавами, чиппевеями и поттаватоми, говорящими на алгонкинском языке. Все эти три алгонкинские группы когда-то входили в одно племя, проживающее в период завоевания Колумбом Америки севернее Великих озер. И именно оттавы (дословно: «торговцы»), которые в новой великой индейской войне сыграли решающую роль, были наиболее тесно связаны с французами. Они сами скупали у отдаленных племен меха и затем продавали их детройтским французам с немалой выгодой для себя.

Чероки

Чероки – одно из 5 племён, которых новоприбывшие белые американцы отнесли к «цивилизованным индейцам». За что же они удостоились такой чести? За то, что чероки фактически первыми из коренных жителей Северной Америки отказались от кочевого образа жизни и даже попытались построить собственное государство.

Весь XVIII век это племя воевало как с белыми пришельцами, так и с соседями, но в начале XIX в. они заключили мир с правительством США, приняли христианство, стали охотно перенимать элементы европейской культуры (вождь Сейквойя, взяв идею у «цивилизаторов», изобрёл письменность чероки, и уже при его жизни 90% его соплеменников умели читать и писать).

Мало того, на своих территориях они основали более 30 школ, издавали газету и даже составили свою конституцию! И, кстати, самые знатные и самые богатые вожди чероки (представьте себе) имели плантации и чёрных рабов.

Но, увы, всё это им не помогло. Довольно обширные земли чероки были лакомым куском для белых фермеров и властей, и поэтому в 1838-1839 гг. индейцев насильно выселили на засушливые Великие Равнины. В пути, получившем в истории название «Дорога слёз» погибло до 15 тысяч чероки.

Сегодня их насчитывается более 300 тысяч – это самое крупное племя в США.

Массовое убийство бизонов

Гибели племени команчей способствовало массовое убийство бизонов. Оно произошло с 1868 по 1881 год. Переселенцы говорили так: «Убьёшь бизона – уничтожишь индейца». Такая политика велась в XIX веке в Америке. «Если убьём всех бизонов, убьём всех индейцев. Нет бизонов – нет команчей». Кавалерия белых поселенцев скакала по прерии и отстреливала всех диких быков. 250 лет длилась борьба индейцев с белыми пришельцами. Она началась с высадки первого корабля на берегу Вирджинии. Сначала это были короткие враждебные вспышки мести за убийства Дж. Армстронга Кастера и Дж. М. Чивингтона в 1864 – 1868 годах.

В то время не были предприняты попытки уничтожить все племена коренных жителей. Но потом вышел приказ войскам уничтожить всех команчей. Кавалеристы выказывали недовольство таким приказом. В этом полку служили в основном ветераны гражданской войны. Они никогда не воевали в прерии и не сталкивались с такими враждебно настроенными местными племенами. Американские солдаты отправились в места полного запустения, без дорог со сплошным морем травы.

Они терялись, их мучила жажда, от которой они умирали. Когда-то здесь пытались обосноваться испанцы, пока не поняли, что они сами являются добычей для воинственных команчей. Однажды они напали на отряд команчей около торгового пункта. Этот небольшой отряд индейцев уничтожил три отряда кавалерии и пехоты федеральных войск. «Политика мира», которую вёл президент Грант, на самом деле не могла принести мир.

Командиром карателей был Рональд Слайделл Маккензи. Он был бригадным генералом, не смотря на молодой возраст. Команчи называли его Вождём без пальцев или Плохой Рукой. У него была изуродованная в боях рука. Он стал самым непримиримым борцом с индейцами в истории Америки. В начале своих походов против команчей он не знал, как с ними бороться. Маккензи не имел представления о местности, где они проживали. Он совершил много ошибок, но сделал из них выводы. Маккензи научил федеральную армию вести сражения с индейцами прерий. Он был орудием возмездия.

Этот бригадный генерал убивал команчей по всей Великой Равнине. После гражданской войны эта земля была открытой кровоточащей раной. Везде были руины, горы трупов и обугленные трубы домов. Закон на этой местности не действовал. Команчи совершали свои набеги, когда хотели. Это был первый не иностранный соперник. Индейцев постепенно сгоняли в резервации, где они голодали. Все эти противники были народами Великой Равнины: команчи, кайова, арапахо и другие. Но главной целью Маккензи было истребление команчей. Это была самая разрушительная война с местным населением Америки.

Джеронимо (Гойатлай)

Гойатлай – знаменитый вождь апачей. Он родился 16 июня 1829 года на территории современной Мексики около бухты Турция (река Гила). Умер 17 февраля 1909 года в Форт Силле в штате Оклахома. Племя апачей принадлежало к группе племён бедонских и чирикауа. Джеронимо был известен своим боевым духом. Его индейцы часто совершали набеги на завоевателей. Он стал символом сопротивления коренных американцев в США и Мексике. Ему сопутствовала репутация бесстрашного бойца, сеющего хаос. Он мстил мексиканским войскам за то, что они убили всю его семью: мать, детей, жену.

Многие набеги он совершал во время апач-американского конфликта. Белые поселенцы заняли земли Апач после войны с Мексикой 1848 года. Затем начался Американский конфликт 1850 – 1886 года. Сначала апачи нападали на мексиканских и американских военных, затем начались кражи скота у фермеров. Убийства были с обеих сторон.

Джеронимо оказывал сильное сопротивление своим врагам. Его борьба с завоевателями продолжалась в течение 30 лет. Он завоевал репутацию самого жестокого из племени Чирикауа среди мексиканских и американских военных. Он сдался в 1886 году. Его содержали в лагерях во Флориде, Алабаме, Форт Силле в штате Оклахома. В последние годы жизни Джеронимо стал христианином. Ему никогда не разрешалось вернуться в своё племя. Он умер в больнице в Форт Силле в 1909 году. Его именем было названо американское подразделение, которое ликвидировало Усаму бен Ладана.

Индейцы вожди

У некоторых североамериканских индейских племен мы встречаемся с двумя группами вождей. Одни руководили как мы бы сегодня сказали —«своим ведомством» в период мира, другие — в период войны. Командные обязанности и права «вождей на период войны» заканчивались в день возвращения из военного похода.

Многие из славных вождей, о героических делах которых мы рассказывали, как раз и были именно такими индейскими «офицерами», которые в период мира не имели прав на какие-либо особые привилегии.

Таким образом, еще до того, как индеиские воины вступили на военную тропу, совет племени должен был выбрать из их рядов командующего. Таким военным вождем мог быть избран только тот индейский воин, к которому — если так можно выразиться — «были благосклонны индейские боги». А это значит, что его сила, отвага, героизм, тактические и стратегические способности были не его личным дарованием, а дарованы богами, которые помогали ему и охраняли его.

Эту магическую охрану и помощь сверхъестественных сил военный вождь принимал или сам, или при помощи посредника. Специальная литература называет обычно этих посредников кэта-бэрер.

Так что теперь мы знаем вождя и его помощника. Ну а воины? На военную тропу, если совет племени не решил по-другому, вступили все взрослые мужчины, умеющие обращаться с оружием. Жены-индианки могли сопровождать своих мужей, но непосредственно в боях не участвовали. У некоторых же племен воины перед вступлением на тропу войны не имели права встречаться с женами.

Геронимо

Пожалуй, самый известный лидер индейцев всех времен, Геронимо был медиком в группе Бедонкой в ​​Чирикахуа. Родившийся в июне 1829 года, он быстро адаптировался к образу жизни Апачей. Будучи мальчиком, он проглотил сердце своего первого успешного охотничьего убийства и уже провел четыре отдельных рейда до 18 лет. Как и многие его люди, он сильно пострадал от рук «цивилизованных» людей вокруг него , Мексиканцы, которые все еще контролировали землю, убили его жену и трех маленьких детей.

В 1848 году Мексика уступила контроль над обширными участками земли, включая территорию Апача, в Договоре Гваделупской Идальго. Это предшествовало почти постоянному конфликту между новыми американскими поселенцами и племенами, которые жили на земле. В конце концов, Геронимо и его люди были выгнаны с земли своих предков и помещены в оговорку в бесплодной части Аризоны, на что великий лидер глубоко возмущался. В течение следующих десяти лет он возглавлял ряд успешных прорывов, травил упорно армии США. Кроме того, он стал знаменитостью своих смелых побегов, играя на публичной любви к Дикому Западу.

Конфедерация Текумсе

Текумсе начал создавать новый могущественный племенной союз, опираясь при этом на авторитет своего младшего брата Тенскватавы, который родился уже после гибели отца, получив при рождении имя Лалаветика. Потеряв в результате несчастного случая глаз, он не смог стать успешным воином или охотником, из-за чего соплеменники относились к нему с пренебрежением.

Чувствуя себя в какой-то степени чужим в своём племени, Лалаветика пристрастился к алкоголю. Однажды, будучи в нетрезвом состоянии, он едва не погиб, упав в костёр. Однако этот инцидент изменил его жизнь. После выздоровления Лалаветика основал новый религиозный культ, приняв имя Тенскватава, и стал проповедовать возвращение к старым традициям и отказ от всего, что принесли индейцам белые, и в первую очередь от алкоголя.

  • Тенскватава, брат Текумсе

Стремящиеся к миру с американцами вожди потребовали от Текумсе и Тенскватавы, чтобы те жили отдельно, и братья основали поселение, которое американцы назвали Профетстаун (Город Пророка). Посёлок быстро достиг значительных по тем временам размеров — в нём жили около 3 тыс. человек. Старые вожди бывших племён конфедерации, выступавшие за подчинение американцам, стремительно теряли авторитет: их подданные массово переходили на сторону Текумсе. Так возник новый союз — Конфедерация Текумсе, в войска которой входили около 3 тыс. воинов.

Уильям Гаррисон решил действовать на опережение. Узнав, что Текумсе отбыл на переговоры с племенами, живущими на юге, он собрал отряд из 1,2 тыс. бойцов и двинулся на Профетстаун, где с Тенскватавой осталось всего около 600 воинов.

Также по теме


«Индейцам просто не оставалось места»: как переселенцы отвоёвывали земли у коренных жителей Северной Америки

3 октября 1873 года власти США казнили вождя индейского племени модоков Кинтпуаша, более известного как Капитан Джек. Пытаясь защитить…

Поражение подорвало духовный авторитет Тенскватавы и нанесло сильный удар по союзу, создаваемому Текумсе. Однако военный вождь шауни не сдался. Собрав под свои знамёна отряд из оставшихся верными ему воинов, он предложил союз колониальным властям Великобритании.

В июне 1812 года войска США напали на британские колонии, находившиеся на территории современной Канады. Соединённые Штаты собрали армию из 6,7 тыс. человек, британцы располагали примерно 4,5 тыс. штыков. Благодаря решительным действиям англичан и индейцев, успех в начале войны был на их стороне. Воины Текумсе сыграли решающую роль при взятии Детройта. Имея всего четыре сотни бойцов, вождь несколько раз провёл их мимо американского гарнизона, сымитировав приближение многотысячного войска. В результате американцы сами подняли белый флаг. После этого Текумсе официально произвели в бригадные генералы армии Великобритании.

Провал переговоров Крука

«Огненная вода» вновь разожгла индейских воинов. Когда наступило утро, в лагере уже отсутствовало около сорока человек. Среди них были Джеронимо и Нахито. Остальные апачи — в том числе Ульзано — остались в лагере ждать Серого волка.

Крука неприятно поразил поступок Джеронимо. Враги индейцев во главе с генералом Филом Шериданом требовали от Крука нарушения обязательств, принятых относительно апачей, и их полного аннулирования. Но Серый волк не дал согласия.

Отказ Крука был последним актом честной борьбы. Правило, по которому будет разыграно заключительное действие апачских войн, сформулировано генералом, Шериданом:

Подготовка к вторжению испанцев на Кубу

Атуэй, будучи, более проницательным, чем большинство гаитянских вождей, понимал, что испанцы, которые так грабительски и без всякой жалости присвоили себе все богатейшие острова, наверняка в ближайшее время соберут силы для того, чтобы добраться и до соседнего острова — пока еще индейской Кубы. Поэтому свой новый Харагуа он строил скорее как военный лагерь, где обучал своих вождей обращаться с копьем, готовил их к наступательным и оборонительным боям. Он создал также постоянную охранную службу на побережье Пролива ветров.

Атуэй уже понимал, что европейцев в его страну влечет страсть к индейскому золоту, к тому блестящему металлу, которым тайно украшали свои священные стулья. В то время антильские индейцы тоже считали золото ценным металлом. Однако Атуэй понимал, что золото для испанцев единственный реальный бог. В погоне за золотом они совершали на Гаити все эти ужасные преступления.

Золото у индейцев Атуэя было и теперь. И вождь думал, что испанцы придут на зов своего золотого бога и сюда, на Кубу. Поэтому он устроил для всех членов племени ареито традиционный обряд с песнями и танцами, во время которого пытался убедить индейцев избавиться от этого зломысленного «бога», запертого в их «сейфах».

Епископ Бартоломье де лас Касас, который так честно и правдиво рассказал о первых встречах своих земляков с антильскими индейцами, даже записал принадлежащие Атуэй слова об испанцах и их золотом боге: «Им присущ жестокий и злостный характер. Они признают и возвеличивают лишь единственное прожорливое божество, малым не удовлетворяются и хотят как можно большего добиться; служа этому божеству и возвеличивая его, предъявляют нам непосильные требования и убивают нас».

Вождь действительно верил, что беда пройдет стороной, если избавиться от золотого бога. По его приказу индейцы закружились в последний раз в долгом танце вокруг сундука, наполненного золотом. Потом Атуэй подал знак рукой, и тайно сбросили все свои богатства в реку Тоа.

Но вопреки надеждам Атуэя белые в один прекрасный день 1511 года высадились на острове Куба. Сторожевая дружина воинов Атуэя с испугом вскричала: «Магуакокио!»
Приплыли корабли людей в одежде.

Индейские войны подходят к концу

Индейские войны длились два столетия. Несмотря на очевидное военное превосходство европейских колонистов, коренные американцы долго не сдавались и не принимали правила игры и образ жизни захватчиков. Однако они редко брали верх в открытом бою и потому были обречены. «Битва тысячи убитых» или разгром 7-го кавалерийского полка США в битве при Литтл-Бигхорн — исключительные случаи крупных военных побед индейцев. Колонисты умело использовали противоречия между многочисленными племенами, обманывали и убивали наиболее храбрых индейцев, выдавливали с их земель, спаивали и постепенно уничтожили их кормовую базу.

В 1860−80-е гг. бледнолицые охотники уничтожили миллионы бизонов и оленей, мясо которых индейцы Дикого Запада не только употребляли в пищу, но и которые обеспечивали их материалом для изготовления жилищ, одежды, спальных принадлежностей и прочих бытовых предметов, а также товаров для торговли. Пришлось индейцам соглашаться на самые унизительные условия Штатов, которые в обмен на покорное переселение в резервации обещали им сельскохозяйственный инвентарь, продовольственные пайки и безопасность. Разумеется, все соглашения колонисты либо подло нарушали, либо выполняли частично и с задержкой, что вело к гибели индейцев от голода и болезней. Наиболее отчаянные вожди продолжали сопротивление до последнего, но постепенно сдались даже Сидящий Бык, Джеронимо и Красное Облако.


Вид на лагерь сиу в резервации Пайн-Ридж, 1891. (foto-history.livejournal.com)

«Родные» топоры индейцев

Ганнее развитие человечества обычно разделяют на четыре технологические эпохи, которые условно называют веками, однако каждая из них длилась не одну тысячу лет. Это каменный, медный, бронзовый и железный века. Названия этих периодов указывают на материал, из которого, в основном, изготавливали орудия. Первые каменные топоры появляются в верхнем палеолите (40-10 тысяч лет до н.э.). Это были заострённые камни, привязанные к деревянному топорищу или вставленные в него. Такие топоры находят и на территории Северной Америки. Появление металлургии произвело технологическую революцию. С открытием обработки металлов в медную и бронзовую эпоху, на территории Европы, Азии, северной Африки и Ближнего востока каменные топоры были вытеснены металлическими. Тогда же впервые появляются новые виды холодного оружия — мечи и кинжалы. Однако на территории Северной Америки практически не существовало обработки металлов. Дальше всех в этом сложном деле продвинулись индейцы миссисипской культуры. Они умели обрабатывать медные самородки и изготавливать металлические украшения, но до плавления металлов дойти им не удалось. Таким образом, для изготовления орудий у индейцев были два основных материала: дерево и камень. Поэтому до колонизации топоры индейцев были каменными с деревянным топорищем. Описание таких орудий привёл британский натуралист Марк Кейтсби: «Это были небольшие по размеру каменные топорики. Для их изготовления заготовку шлифовали, затачивали до острого лезвия и прикрепляли к деревянному топорищу. Их можно было использовать как оружие в бою или как инструмент: для выдалбливания (лодок и других хозяйственных задач. Каменные томагавки были спутниками индейцев в повседневном труде и в военном походе. С распространением железных топоров каменные навсегда вышли из употребления».

Последний бой и смерть

В октябре 1880 года на северо-востоке Чиуауа (земля, хорошо известная Гуадалупе и Лимпии, Южный Мескалерос), отправив Нану и Мангуса в набег за едой и боеприпасами, Викторио, имея всего несколько воинов и еще меньше боеприпасов, и его банды были окружены и убиты солдатами мексиканской армии под командованием полковника Хоакина Террасаса в битве при Трес-Кастильос ( ).

В приложении 1886 года к Документам, касающимся иностранных государств Соединенных Штатов, говорится, что в то время разведчиком тараумара, которому приписывают убийство Викторио в 1880 году, был Маурисио Корредор. Версия апачей утверждает, что Викторио фактически покончил жизнь самоубийством с помощью ножа, а не захвата лица, историки, такие как Кэтлин Чемберлен, отмечают, что мексиканцы в битве не могли определить, какое тело было Викторио.

Джеронимо «человек-тигр»

Имя Джеронимо на языке апачей звучало как Гойатлай, что значит зевающий, сонный. Однако характер вождя не соответствовал его имени. Один его американский противник, Серый волк, называл его Джеронимо — «человеком- тигром». Генерал Майллз — второй противник — так отзывался о вожде:

Однако прежде чем приступить к рассказу о «человеке-тигре», «самом ужасном из всех когда-либо живших индейцев», следует вспомнить отдельные факты, имеющие большое значение для понимания «войны Джеронимо».

На юго-западе, также как когда-то в прериях, никогда не велась систематическая борьба всех индейцев против всех белых — не было всеобщей «войны рас». Например, отдельные группы апачей боролись против жителей штата Сонора, в то время как с жителями штата Чиуауа или с шахтерами Нью-Мексико они жили в мире. Позже, в период «рейдов», апачские племена подразделялись на несколько частей. На тропу войны выходила одна часть племени, в то время как другая часть того же племени сохраняла мир с врагами своих братьев.

Джеронимо свою войну начал независимо от Мангаса, Кочиса и последователей Мангаса. Он боролся и тогда, когда эти вожди отказались от военных набегов. В то время как другие апачские группы начинали добровольно возделывать землю — он оставался на тропе войны. Он не смирялся.

Ма-ка-тай-ме-она-киа-киак (Чёрный Ястреб)

Чёрный Ястреб был вождём племени сауков. Это племя проживало на территории Среднего Запада США. Он совершал набеги с юности. Его племя в войне 1812 года было на стороне британцев и сражались против армии США. Эти боевые действия проходили в районе Великих Озёр. Желанием Чёрного Ястреба было изгнание со своей территории поселенцев. Когда-то сауки и лисы отказались от земель реки Миссури в штатах Иллинойс и Винсконсин. Он был не согласен с подписанием такого договора. В 1832 году он возглавил конфедерацию сауков, мескавиков, кикапу. Это объединение индейцев назвали «Британской группой». Они хотели вернуть себе исконные земли. Последняя война этих племён называлась Войной Чёрного Ястреба. Он умер в штате Айова.

Обряд Сидящего быка

Когда Татанка Йотанка объединил воинов всех племен сиу, он захотел еще сильнее разжечь огонь их ненависти к захватчикам: ударил в бубен и начал обряд. Под однообразный ритм бубна в «святыню» стали заходить воины. Сидящий бык вытащил нож и вырезал из груди первого “танцора”- это был вождь Дождь на лице- тонкий лоскут кожи. Дождь на лице танцевал, из раны сочилась кровь. Шаман закрыл рану приготовленным кусочком древесины.

К первому танцору присоединился второй, третий, наконец Сидящий бык приблизил нож к своей груди. Не один и не два, а сто кусочков кожи вырезал Татанка Йотанка. И себе он закрыл рану маленьким кусочком древесины. Затем поклонился Солнцу и начал танец вокруг столба, украшенного черепом бизона. Сорок восемь часов продолжался танец Сидящего быка. Своим танцем он просил о помощи, ждал знака, который помог бы ему увидеть, чем закончится эта национальная война сиу. После двух дней непрерывного танца он потерял сознание которое вернулось к нему лишь через несколько часов.

Когда один из его ближайших помощников — Черный месяц—помог ему подняться, он рассказал о том что увидел:

Вторая часть восстания Попе

Теперь Попе приступил к исполнению второй части своей программы. Первый этап — освобождение земли индейцев от белых — был завершен. На втором этапе было намечено освободить индейцев от влияния всего испанского и прежде всего от пут католической религии. В этих целях во всех поселениях индейцы, крещенные францисканцами, омывались соком юки — для очищения.

Для радикала Попе все католическое было «языческим». Поэтому все католические храмы подверглись разрушению, все храмовые предметы были уничтожены. Попе запретил также пользоваться христианскими именами.

Хуаны, Винценты и Франциско вернули себе свои прежние индейские имена. Под страхом смерти было запрещено разговаривать по-испански — на языке захватчиков и католических священников.

Пуэбло освободились от испанцев, от их религии и религиозных представлений, от их языка и нравов и вернулись в доколумбову эпоху, оставив только те элементы материальной культуры, которые в силу своей новизны и прогрессивности нельзя было не позаимствовать у белых.

Но герой победоносного восстания Попе, святой и воин, мистик и политик-реалист, не был удовлетворен этим триумфом. Со временем ему стали оказываться поистине королевские почести, и, к сожалению, Попе они пришлись по душе. Все то, что народ воздавал ему из любви, он стал считать обязанностью. Он требовал поклонов, завел прислугу, носил роскошные одежды. Дошло до того, что он, запрещавший все испанское, начал ездить в карете губернатора. Самые красивые индианки отбирались для него, а тех, кто ему надоедал, он передавал своим фаворитам. И тень колдуна, которая недавно повергла в прах испанцев и монахов, заслонила солнце свободы, которой он добился для индейцев на юго-западе Северной Америки.

Неудивительно поэтому, что вскоре жители поселеней стали выражать недовольство правлением Попе. Через некоторое время его собственное племя избрало себе нового вождя Тупатуа, который вершил дела племени вплоть до 1688 года.

План покорения племен Сиу

Этот военный совет, на котором Терри и Гиббон видели Кастера живым последний раз, по многим причинам был весьма знаменательным. Он состоялся на пароходе «Дальний Запад», довольно большом судне, которое сопровождало Седьмую кавалерию из города Бисмарка по реке Миссури, потом по реке Йеллоустон: на нем переправлялась пехота майора Мура, были доставлены несколько десятков пушек. На «Дальнем Западе» был и свой военный духовой оркестр. Лишь с реки Йеллоустон музыканты были отправлены домой.

На этом пароходе генерал Терри организовал свою штаб-квартиру, и здесь, в офицерском салоне, состоялся памятный последний совет, на котором Терри предложил план окончательного покорения сиу. Согласно этому плану Седьмая кавалерия Кастера — стальной кулак армии — движется на юг вдоль реки Роузбад, поворачивает на запад, переходит через Волчьи горы и спускается в долину Литтл-Бигхорна. Вторая, северная армия генерала Гиббона занимает позиции на месте слияния Бигхорна и Йеллоустоуна. Военный корабль сопровождает войско до тех пор, пока это возможно. Третья армия, южная, которой Бешеный конь нанес существенный урон на реке Даст, не принимает участия в уничтожении сиу.

Основные операции должны были начаться через несколько дней. Однако Кастер, как обычно, хотел быть первым, чтобы никто не мог вырвать у него из рук победу над дакотами. На пароходе «Дальний Запад» произошел скандал. Один из офицеров второй армии, майор Брисбин, предложил усилить Седьмую кавалерию четырьмя эскадронами из армии Гиббона. Кастера обидела недооценка его кавалерии, и он с возмущением заявил, что Седьмая кавалерия справится сама. Разгневанный, он тотчас демонстративно покинул судно. Когда он садился в лодку, главнокомандующий второй армией генерал Гиббон снова его предостерег:

Кастер не стал дожидаться. Уже ночью он отдал приказ начать подготовку к походу. Каждый кавалерист получил обойму с двадцатью четырьмя патронами для пистолета и сто ружейных патронов. Также было выдано по двенадцать фунтов овса для лошадей и пятнадцать дневных порций продуктов. Несколько десятков мулов везли этот резервный запас продовольствия и боеприпасы.

Горе побеждённым

Горстка выживших бежала к другим индейцам в Пайн-Ридж. По официальной оценке Штатов, в бойне на Вундед-Ни погибло 128 индейцев, но американский этнограф Дж. Муни и сами индейцы называли эту цифру явно заниженной — погибло около трёхсот человек, в основном женщины и дети. Те, кто осматривал вскоре после 29 декабря поле «боя», включая политика и защитника прав коренных народов Герберта Уэлша, подтверждали: в ярости солдаты преследовали несчастных до двух миль от лагеря и убивали. О 128 жертвах не могло быть и речи. То же говорили и те солдаты из отряда Форсайта, которые не разделяли слепой ненависти к индейцам, например, рядовой Хью МакГиннис.

Погиб и вождь Большая Нога. Его обледенелый труп похоронили вместе с соплеменниками в траншее спустя три дня.

Форсайт потерял 33 человека убитыми и примерно столько же ранеными, многие пострадали от беспорядочного дружественного огня в начале схватки. Других в отчаянной борьбе убили индейцы. Ещё пару человек Штаты потеряли на следующий день, когда группа воинов сиу пыталась устроить засаду и убить самого Форсайта. Не получилось. Однако далеко не только индейцы возмутились бесчеловечными действиями полковника и его солдат. Его начальник генерал Майлз (кстати, это он в рапорте первым назвал случившееся «бойней») обвинил в катастрофе на Вундед-Ни подчинённого. Форсайта отстранили от службы, но никак не наказали, а вскоре вернули в армию — он дослужился затем до звания генерал-майора. Двадцать участников бойни получили «за храбрость» и «подвиги» Медали Почёта. Желая примириться с сиу, генерал Майлз послал вождю Красное Облако компенсацию — 398 долларов 60 центов. Смешно, но на его месте многие не послали бы и цента.


Генерал Майлз и другие офицеры Штатов перед лагерем сиу, 1891. (foto-history.livejournal.com)


Вожди сиу под охраной, 1891. (gaiadergi.com)

Так Штаты подавили «восстание секты Пляски Духов» — восстание, которого не было. Резня на ручье Вундед-Ни стала последним серьёзным военным столкновением между свободными индейцами и армией США. Бледнолицые взяли верх.

Итоги экспедиции генерала Кастера

Экспедиция Кастера недолго находились в Черных горах. Кастер не провел здесь ни одного значительного сражения и вскоре вернулся на исходный базовый пункт — в крепость Форт-Авраам-Линкольн, расположенную вблизи города Бисмарка.

Несмотря на кратковременное пребывание в Черных горах, Кастер по возвращении в Вашингтон представил очень подробный отчет о запасах полезных ископаемых в «золотых» горах. Он подтвердил, что там находятся большие залежи золота и поэтому следует отобрать у индейцев эти горы.

В Леремийском же договоре было сказано, что они будут принадлежать индейцам сиу так долго, «пока на горах трава не прорастет».

Эта своеобразная формулировка, гарантирующая индейцам право распоряжаться территориями к северу от реки Норт-Платт, была главным итогом победы Красного облака.

С момента подписания Леремийского договора прошло всего шесть лет, но Кастер не принял во внимание договор с «дикарями». Авантюристы, устремившиеся к Черным горам вслед за его армией, тем более

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: