13 февраля 1945 года ввс великобритании и сша начали бомбёжку дрездена

«Нацисты пожнут бурю»

Другое дело, что Харрис с энтузиазмом отнёсся к исполнению данного плана. Широко цитировалось его высказывание:

«Нацисты начали эту войну, руководствуясь детским заблуждением, что они могут бомбить всех остальных, в то время как их самих никто бомбить не сможет… Они посеяли ветер, а пожнут бурю».

Частичным оправданием Харриса может быть тот факт, что нацисты ранее в своих бомбардировках английских, польских, советских городов тоже не разбирали целей и не отделяли военных объектов от гражданских. Просто люфтваффе не обладали такой мощной стратегической бомбардировочной авиацией, которая в 1942-1943 гг. появилась у Великобритании и США.

Ещё одна мотивировка Харрисом ковровых бомбардировок напрямую увязывала их с помощью Советскому Союзу. «Если мы не можем пока открыть сухопутный Второй фронт, – говорил он в 1942 году, – то самым эффективным способом оказать помощь нашему героическому восточному союзнику будет разрушение германской промышленности и подавление морального духа населения Германии с воздуха».

В рамках воздушной войны против Германии в 1943-1945 гг. наибольшую известность по масштабу разрушений и жертв получили серия налётов на Гамбург (25 июля – 3 августа 1943) и налёт на Дрезден (13 февраля 1945). В каждом из этих городов от пожаров погибли десятки тысяч жителей. Воздушное наступление на Берлин, предпринятое Харрисом в ноябре 1943 года, потерпело полную неудачу из-за мощной ПВО столицы рейха.

29 февраля 1944 года сэр Артур Харрис, британский маршал авиации, вместе с тремя другими британскими военачальниками (Александером, Фрэзером и Тови), указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён Орденом Суворова I степени.

«Сломить дух населения»

После Битвы за Британию интенсивность налетов на британские города сильно упала, но не прекратилась. Британские ВВС, наоборот, усилили бомбардировки.

При этом споры вокруг стратегии продолжались. Стоит ли наращивать интенсивность налетов, нужно ли переключаться со стратегических целей на города, надо ли вкладывать средства в авиацию, вместо того, чтобы направить их на создание сухопутной армии или сильного флота? Это были насущные вопросы — Британия была вынуждена вести трудную кампанию на африканском театре, воевать в юго-восточной Азии, помогать СССР, находясь при этом в морской блокаде.

В правительстве и парламенте готовились различные доклады, в которых рассматривались все аспекты будущей стратегии. Именно в этой дискуссии были обнародованы данные об эффективности бомбардировочных рейдов против небольших целей, таких как завод или военная база. Вывод был неутешительным — такие налеты были минимально эффективны.

В немалой степени изменить отношение к налетам против мирного населения помогли действия Люфтваффе в СССР. Хотя германская авиация и не предпринимала разрушительных рейдов с одновременным участием сотен самолетов (бомбардировка Сталинграда в августе 1942 года была еще впереди), но германские самолеты бомбили советские города, и этот аргумент упоминался в спорах.

В результате дебатов в руководстве Британии пришли к выводу о том, что бомбить цель размером меньше города не имеет смысла, и, следовательно, целиться надо по городам. 14 февраля 1942 года Бомбардировочным командованием была выпущена генеральная директива S.46368/D.C.A.S., где целью авиаударов объявлялся «дух вражеского гражданского населения». Именно его отныне намеревались сломить британские бомбардировщики.

«Летающие крепости» 8-й воздушной армии ВВС США во время дневного рейда — бомбить часто приходилось сквозь облака, наводясь по радару

Спустя неделю после выпуска директивы Бомбардировочное командование возглавил сэр Артур Харрис, человек, как никто другой подходивший для этой роли. Харрис свято верил в то, что бомбардировщики могут стать решающей силой в войне против Германии. Он изменил тактику налетов, концентрируя силы на одной цели — при Харрисе Королевские ВВС стали устраивать «рейды тысячи бомбардировщиков» на такие города как Кёльн или Гамбург. Стратегия получила название «бомбардировка по площадям».

Результаты этих бомбардировок убедили Харриса, что сосредоточенная кампания против Берлина может сделать запланированное вторжение в Европу ненужным. В декабре 1943 года он заявил, что бомбардировочная кампания может привести к краху Германии к апрелю 1944 года.

Летом 1942 года военно-воздушные силы США присоединились к стратегической бомбардировке Германии. В отличие от британцев, предпочитавших ночные рейды, американцы, чьи «Летающие крепости» и «Либерейторы» были намного лучше вооружены, совершали налеты днем. Однако летавшие без прикрытия бомбардировщики оказались легкой добычей для немецких истребителей и артиллерии ПВО. Тяжелые потери убедили американцев, что им нужны дальние истребители для защиты своих самолетов. Только к весне 1944 года с появлением истребителей сопровождения ВВС США добились превосходства в воздухе.

После высадки в Нормандии Королевские ВВС и ВВС США дали германским городам небольшую передышку — самолеты были заняты решением насущных задач, поддержкой войск, ударами по коммуникациям и прочим оперативно-тактическим целям. Но уже в конце осени налеты на города возобновились с новой силой. В октябре и ноябре 1944 года британские самолеты сбросили более 60% бомб на немецкие города. К тому времени большинство промышленных центров Германии лежало в руинах.

Avro Lancaster 617-й эскадрильи, наносившей точечные удары по избранным целям

К концу войны у союзников стали буквально заканчиваться цели. В списки потенциальных объектов удара зачастую попадали города, не имевшие никакого военного значения. Часто их выбирали просто потому, что к ним было удобно проложить маршрут. Таким городом стал Дрезден — столица Саксонии.

Огромное число погибших в городе, не имевшем стратегического значения, сделало Дрезден символом всей бомбардировочной кампании союзников против Германии.

Даже Уинстон Черчилль понял, что эта кампания зашла слишком далеко. Спустя несколько недель после налета 28 марта 1945 года Черчилль написал: «Мне кажется, настал момент, когда вопрос бомбардировки германских городов с целью устрашения должен быть пересмотрен…» С премьером были согласны и военные, посчитавшие цели, которые ставились перед Бомбардировочным командованием Королевских ВВС, достигнутыми.

Гонка вооружений

О существовании в СССР видных апологетов стратегических бомбардировок известно довольно мало, но едва ли они были нужны — советское командование и без них проявляло живой интерес к тяжелым машинам, а авиаконструктор Андрей Туполев и его коллеги — Сергей Ильюшин, Владимир Ермолаев и другие — этот интерес воплощали в жизнь.

В результате в 1932 году у СССР было нечто более убедительное, чем теоретические разработки — в том году началось серийное производство настоящих тяжелых бомбардировщиков Тб-3. С гофрированной обшивкой, неубирающимися стойками шасси, со слабым вооружением уже к середине 1930-х годов эти гиганты выглядели настоящим анахронизмом, но все-таки это были тяжелые, дальние, а главное — многочисленные машины.

Несколько советских Тб-3 в 1934 году совершили пропагандистское турне по европейским столицам, посетив Вену, Париж, Варшаву, Прагу, Рим. Эта наглядная демонстрация еще больше подхлестнула европейских политиков в стремлении обзавестись собственным воздушным флотом тяжелых бомбардировщиков — ведь у одного из будущих вероятных участников войны они уже были.

И неважно, что уже на тот момент Тб-3 безнадежно устарел, и впоследствии во время Второй мировой войны серьезной роли уже не играл. Конвейер был запущен

С 1930 года в СССР создавался новый, вполне современный бомбардировщик Тб-7. Он поднимался на высоту девять километров, был отлично вооружен и поднимал несколько тонн бомб (при полетах на небольшое расстояние — до пяти тонн).

Правда, СССР в результате не хватило ни времени, ни сил. Советская авиационная промышленность так и не смогла довести бомбардировочный флот до приемлемого состояния, а с началом войны Советскому Союзу стало уже не до дорогих стратегических бомбардировщиков — хватало бы сил на штурмовики для фронта. Всего было построено около 90 Тб-7 (впоследствии названных Пе-8) — крайне мало по сравнению с флотами западных союзников.

Short Stirling был довольно неудачным бомбардировщиком, но именно он стал основной ударной силой Королевских ВВС во время налетов на Германию в первые месяцы войны

В Великобритании техническое задание B.12/36 на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик министерство авиации выпустило в 1936 году, а созданный в его рамках самолет Short Stirling был готов к 1940-му. В рамках второго техзадания (P.13/36) должны были быть построены двухмоторные машины, но в результате различных доработок и директив министерства получились еще два полноценных тяжелых бомбардировщика, ставших впоследствии ядром Бомбардировочного командования — Avro Lancaster и Handley Page Halifax. Долго запрягавшая Великобритания в результате поехала с большой скоростью — «Стирлингов» было построено более 2 тысяч единиц, «Ланкастеров» — более 7 тысяч, «Галифаксов» — более 6 тысяч машин.

США приступили к разработке своей легендарной «Летающей крепости» также перед самой войной в 1934 году. Скорости разработки самолетов в то время были настолько велики, что первый прототип поднялся в воздух уже в 1935 году. В марте 1939 года американская армия объявила тендер на второй тяжелый бомбардировщик, будущий B-24 Liberator, а первый полет его прототип совершил уже в декабре того же года.

Свои программы были и у Италии (Piaggio P.108) и Франции (Bloch MB.162), но, как и в случае с СССР, создать надежную современную машину и успеть построить ее больших количествах там так и не удалось.

История стратегической бомбардировочной авиации Германии сложилась самым странным образом — уже имея в 1937 году два летающих прототипа тяжелых бомбардировщиков Ju-89 и Do-19, последователь Вальтера Вефера на посту главы генштаба Люфтваффе Альберт Кессельринг потерял интерес к программе тяжелых бомбардировщиков.

В конечном счете это привело к тому, что Германия начала Вторую мировую с довольно удачными, но все-таки менее боеспособными двухмоторными He-111. Люфтваффе не спасла программа срочной перестройки пассажирского авиалайнера FW-200 в бомбардировщик — пассажирские самолеты редко оказывались хорошими боевыми машинами, и он не стал исключением. Впоследствии Германия попыталась наверстать упущенное, но из-за ошибок в техзадании созданный четырехмоторный бомбардировщик He-177 (довольно причудливой схемы с двумя двойными двигателями) так и не получилось довести до ума до конца войны.

Разумеется, дело было не только в личных пристрастиях Кессельринга, эти настроения разделяли многие в командовании Люфтваффе. Как бы то ни было, к началу Битвы за Британию Германия подошла без тяжелого многомоторного бомбардировщика, а Британия к началу бомбардировок германских городов, наоборот, имела в распоряжении тяжелые машины.

Под занавес

В начале 1944 года основная проблема ВВС союзников была решена: «Крепости» и «Либерейторы» защищали отличные истребители «Тандерболт» и «Мустанг» в большом количестве. С этого времени потери истребительных эскадр ПВО рейха стали увеличиваться. Асов становилось все меньше, а заменить их было некем уровень подготовки молодых пилотов по сравнению с началом войны был удручающе низким. Этот факт не мог не обнадеживать союзников. И тем не менее им становилось все сложнее доказывать целесообразность своих «стратегических» бомбардировок: в 1944 году валовой выпуск промышленной продукции в Германии неуклонно увеличивался. Нужен был новый подход. И его нашли: командующий стратегической авиацией США генерал Карл Спаатс предложил сосредоточиться на уничтожении заводов синтетического горючего, а главный маршал английской авиации Теддер настаивал на разрушении германских железных дорог. Он доказывал, что бомбардировка транспорта это самая реальная возможность быстро дезорганизовать противника.

В итоге было решено в первую очередь бомбить транспортную систему, а во вторую заводы по производству горючего. С апреля 1944 года бомбардировки союзников действительно ненадолго стали стратегическими. И на их фоне трагедия в небольшом городке Эссене, расположенном в Восточной Фризии, прошла незамеченной. В последний день сентября 1944 года из-за плохой погоды американские самолеты не смогли добраться до одного военного завода. На обратном пути сквозь разрыв в облаках летчики увидели маленький город и, чтобы не возвращаться домой с полной нагрузкой, решили освободиться от нее. Бомбы попали точно в школу, похоронив под руинами 120 детей. Это была половина детей в городе. Маленький эпизод большой воздушной войны К концу 1944 года железнодорожный транспорт Германии был практически парализован. Производство синтетического горючего упало с 316 тыс. тонн в мае 1944-го до 17 тыс. тонн в сентябре. В результате топлива не хватало ни авиации, ни танковым дивизиям. Отчаянное немецкое контрнаступление в Арденнах в декабре того же года захлебнулось во многом из-за того, что им не удалось захватить топливные запасы союзников. Немецкие танки просто встали.

Массовое убийство в школе «Колумбайн»

На подготовку к кровавой расправе в «Колумбайне» Харрис и Клиболд потратили год. Все это время они тщательно документировали процесс, благодаря чему осталась масса фото, видеозаписей и дневников. Друзья с гордостью собирались устроить самое массовое школьное убийство в истории.

Будучи несовершеннолетними, они не имели прав для приобретения оружия, а потому обратились за услугами к своей 18-летней подруге. К моменту убийства школьники запаслись впечатляющим арсеналом, включающим ружья, дробовики, карабин, пистолет и набор самодельных бомб.

Дилан Клиболд и Эрик Харрис в плащах в школе «Колумбайн» / Фото: All That’s Interesting

20 апреля 1999 года обвешанные оружием приятели явились в школу и заложили взрывчатку в школьной столовой, планируя во время обеденного перерыва отправить на тот свет сотни жертв. Однако самодельные устройства не сработали, и Харрис с Клиболдом начали расстреливать школьников прямо на улице. Затем они продолжили стрелять в холле, на лестнице, в столовой и библиотеке. Убийцы сделали в общей сложности 188 выстрелов, что стало причиной смерти 12 учеников и одного учителя, 21 человек оказался ранен.

Огненный смерч

Германские бомбардировки имели и другие далеко идущие последствия. Командующий английской бомбардировочной авиацией Артур Харрис после анализа последствий немецких авианалетов пришел к умозаключению, что удары по жилым кварталам городов должны наносить не меньший ущерб промышленному потенциалу противника, нежели бомбежки предприятий.

Согласно доктрине Хью Тренчарда, английского маршала авиации периода Первой мировой войны, рабочие, производящие в тылу военную продукцию, относились к числу таких же участников боевых действий, как и солдаты на фронте. Исходя из этого, они тоже подлежали безжалостному уничтожению.

Фото из архива
«Бомбардировщик» Артур Харрис.

Теория Тренчарда нашла в лице Харриса горячего последователя. Он не просто ухватился за идею, а проявил в ходе ее практического воплощения редкий энтузиазм, достойный лучшего применения. Впоследствии за свою страсть к массированным бомбовым ударам этот маршал авиации получил ироничное прозвище «бомбардировщик Харрис» и презрительную кличку «мясник».

Дотошное изучение характера разрушений и причин возникновения пожаров позволило Харрису разработать новый алгоритм бомбардировок. Сначала на вражеские города предписывалось сбрасывать воздушные мины, затем — фугасные бомбы, а уже в завершение — зажигательные. Особое значение придавалось достижению эффекта огненного смерча.

Вихрь, раскаленный до 500–800 градусов Цельсия, вращается со скоростью урагана. Все, что может гореть, — горит, негорючие материалы плавятся. Людей, оказавшихся рядом, этот огненный смерч всасывает в себя и превращает в пепел. От него нет спасения и в подвалах: кислород из них вытягивается всепожирающим пламенем, и люди погибают от удушья.

соцсети
Огненный смерч.

Образованию огненного смерча способствует сухая жаркая погода. Именно поэтому, собираясь бомбить немецкие города, англичане выбирали те из них, где погодные условия в тот момент благоприятствовали возникновению этого ужасного бедствия. Однако ни в Любеке (конец марта 1942 года), ни в Кёльне (конец мая того же года) добиться появления огненного смерча им не удалось.

В конце июля 1943 года в этом большом портовом городе стояла необычная для него жара, что очень обрадовало английский штаб. Как и в других старых германских городах, дома в Гамбурге были преимущественно деревянными. Их чердачные перекрытия опирались на высохшие за многие десятилетия балки. Даже без бомбежки обстановка была пожароопасной.

Операция «Гоморра» была проведена с 25 июля по 3 августа 1943 года. Англо-американские воздушные армады в ходе нее сбросили на Гамбург 12 тысяч воздушных мин, 25 тысяч фугасных, 3 миллиона зажигательных и 80 тысяч фосфорных зажигательных бомб. А еще 500 канистр с фосфором.

wikipedia.org
Руины Гамбурга.

На каждый квадратный километр юго-восточной части города пришлось по 850 фугасных и почти 100 тысяч зажигательных бомб! Такая концентрация взрывчатки позволила добиться возникновения грандиозных пожаров. Соединившись, их пламя превратилось в «огненный смерч», появления которого так вожделел Харрис.

Погибло от 35 до 45 тысяч человек. Раненых и обожженных было больше в несколько раз. Около миллиона жителей лишились жилья и покинули город. Средневековые исторические кварталы Гамбурга перестали существовать. Городская застройка была уничтожена на площади примерно в 21 квадратный километр. Столб дыма от пожарищ видели за многие десятки километров.

Бомбардировку Гамбурга англо-американское командование посчитало успешной. Опыт ее подготовки и проведения был взят на вооружение и применен при организации налетов на другие немецкие города. До конца войны десятки их подверглись массированным бомбовым ударам.

Одной из завершающих страниц в истории стратегических бомбардировок Германии стало уничтожение Дрездена. Являясь важнейшим транспортным узлом, столица Саксонии все же не относилась к числу крупнейших центров военной промышленности. Но этот красивейший город попадал в советскую зону оккупации. В том числе поэтому наши союзники решили на его примере продемонстрировать колоссальную мощь своих военно-воздушных сил.

wikipedia.org
Дрезден после бомбардировки 13 — 15 февраля 1945 г.

Они утверждали, что разбомбили Дрезден чуть ли не по просьбе советской стороны, однако наносить удар по историческому центру и жилой застройке их никто не просил. По мнению наших военных, достаточно было уничтожить находящиеся за пределами города железнодорожные узлы. Но война шла к завершению, и англосаксы решили провести своеобразный акт устрашения будущего геополитического противника.

Чудо-оружие

Речь Болдуина довольно точно отражала настроения перед началом войны. С одной стороны, военные и правда всерьез опасались того, что враг может нанести удар в любой точке их страны. При этом они сами были буквально заворожены возможностями, которые открывали перед ними авиаконструкторы.

К середине 1930-х годов, например, тяжелый бомбардировщик мог летать на большой скорости, на высоте в несколько километров, там, где его было почти невозможно перехватить истребителем или сбить при помощи зенитного оружия.

Нет ничего удивительного в том, что эти впечатляющие технологии вдохновили военных на создание новых доктрин и концепций. Самой известной, пожалуй, является доктрина применения стратегической авиации, разработанная итальянским военным теоретиком Джулио Дуэ. В 1921 году он выпустил книгу под названием «Господство в воздухе». В этом революционном труде итальянский военный теоретик рассматривал самые разные аспекты будущих войн в свете появления нового вида вооружений — авиации.

Концепция бомбардировок крупных городов с целью оказать деморализующее влияние на противника занимала лишь некоторую часть его теории, но запомнился Дуэ именно этим — он впервые заговорил о мирных жителях как о возможных объектах целенаправленной атаки военных самолетов.

В той или иной форме идеи итальянского генерала были восприняты во многих странах, а его доктрина переведена на многие языки (советский «Воениздат» опубликовал ее в 1936 году).

В США эти идеи разделяла группа высокопоставленных военных, которых прозвали «Бомбардировочная мафия» (bomber mafia). Энтузиасты развития военной авиации и реформы вооруженных сил, члены «мафии» оказали серьезное влияние на строительство американской армии.

Переделывать авиалайнер в бомбардировщик было не лучшей идеей, но выхода у Германии не было

Они также считали, что бомбардировщик может оказать решительное влияние на исход войны. Правда, они полагали, что бомбить необходимо не густонаселенные города, а уничтожать объекты промышленности и другие стратегические цели, подрывая экономический потенциал противника.

В конце концов, именно влияние «мафии» определило американскую программу строительства тяжелых бомбардировщиков накануне войны. Среди участников этой группы был Карл Спаатц — будущий командующий 8-й воздушной армией, которая в основном занималась бомбардировками в Европе, а в 1944 году возглавивший стратегические воздушные силы США на континенте.

Единомышленники Дуэ были и в Германии. Прежде всего — видный деятель германской военной авиации, первый начальник генерального штаба Люфтваффе Вальтер Вефер. Он возглавлял штаб с февраля 1935 года до гибели в авиакатастрофе в июне 1936. Совсем немного времени даже по меркам тех лет, когда за несколько лет полностью менялся облик авиации.

Вефер также разделял идею стратегических бомбардировок объектов промышленности и прочих ключевых точек, критически важных для обороны страны. Именно по его инициативе германские фирмы Junkers и Dornier стали разрабатывать дальние тяжелые бомбардировщики. Цель этой программы, запущенной в самом начале 1930-х годов, и практически свернутой после его смерти, легко угадать по ее названию — Ural bomber.

Безропотное терпение

Тяжелый бомбардировщик, казавшийся военным перед началом войны «чудо-оружием», оказался именно таковым. И буквально все государства, получившие в руки подобный инструмент, попытались применить его не только против военных целей, но и против гражданского населения.

Летом 1941 года советская дальняя авиация совершала налеты на Берлин, в ходе войны советские тяжелые бомбардировщики бомбили Хельсинки и Кенигсберг. Итальянцы пытались применять свои немногочисленные тяжелые бомбардировщики при налетах на Гибралтар. Японская дальняя авиация с 1937 по 1944 год бомбила города в Китае. Германия продолжала налеты и обстрелы британских городов до самых последних месяцев войны. Бомбардировки мирного населения в качестве меры устрашения или возмездия были слишком большим искушением, чтобы от него отказаться.

Воздушные рейды британских и американских ВВС в Европе против германских городов отличались лишь масштабом. Правда, это отличие было гигантским. Так смогли ли они добиться своих целей? В результате этих налетов в Германии погибли более 400 тысяч человек, большинство — с июля 1944-го по май 1945 года. При этом число жертв бомбардировки Дрездена было не самым большим. В Гамбурге в ходе налетов погибли 49 тысяч, в Берлине — 35 тысяч человек.

Эти бомбардировки, без сомнения, внушали страх мирным жителям, но в Германии за время войны не вспыхнуло ни одного восстания — в тоталитарном государстве в условиях тотальной войны население безропотно терпело налеты самолетов противника. Но дело не только в государственном устройстве — в Лондоне в результате налетов Люфтваффе погибли более 43 тысяч человек, и там тоже не было ни беспорядков, ни восстаний, ни требований прекратить войну. Правда, отсутствие беспорядков и бунтов — не самый яркий показатель состояния, в котором находились жители разбомбленных городов. Однако подробных исследований этого было сделано мало, а однозначных выводов — еще меньше.

Экономический ущерб от налетов вычислить тоже довольно трудно. Сразу после войны в сентябре 1945 года в США вышел масштабный документ «Исследование стратегических бомбардировок Соединенных Штатов» (United States Strategic Bombing Survey), в котором подробно изучались последствия бомбардировок на европейском и азиатском театрах (отдельно — результаты атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки). Согласно этому исследованию, в Европе союзники к 1944 году смогли серьезно нарушить производство стратегического сырья — топлива, горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ. Однако им не удалось добиться значительного снижения производства самолетов и бронетехники.

«Мы подняли наше производство вооружений до рекордного уровня — от среднегодового индекса 98 за 1941 год до 322 в июне 1944 года. При этом занятая рабочая сила возросла всего лишь примерно на 30%. Удалось наполовину сократить расход живого труда на единицу продукции», — писал в мемуарах рейхсминистр вооружений Германии Альберт Шпеер.

Другими словами, бомбить гражданское население, чтобы оно стало хуже работать, тоже было не очень эффективно. Это не удалось сделать Германии во время налетов на британские заводы, это не очень удалось сделать и британцам во время бомбардировок германских промышленных центров.

Как бомбили Дрезден

Рано утром 13 февраля 1945 года британские разведчики, опытные пилоты, техники и метеорологи собрались на авиабазе недалеко от Лондона. Они обсуждали операцию по бомбардировке Дрездена, которая должна была начаться 13 февраля с удара 8-й воздушной армии ВВС США.

  • Площадь Альтмаркт до разрушения. Фотография 1881 года

ВВС США присоединились к стратегической бомбардировочной кампании союзников летом 1942 года. Они были приверженцами «точных» бомбардировок в дневное время. Однако 13 февраля 1945-го плохие погодные условия в Европе помешали участию американских самолётов.

На встрече метеорологи объявили, что ситуация в небе над Восточной Саксонией будет благополучной для бомбёжек ближе к ночи. К девяти утра маршал Харрис уже получил разрешение вечером бомбить Дрезден.

Меморандум ВВС Великобритании, с которым английские пилоты были ознакомлены перед атакой, сообщал: «Дрезден — седьмой по размеру город Германии… На настоящий момент крупнейший район противника, пока ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется разместить не только рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Цель атаки — нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… И заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны британские ВВС».

В 21:45 сигнал воздушной тревоги оповестил Дрезден об атаке. Первая волна бомбардировщиков насчитывала 796 самолётов Avro Lancaster и девять De Havilland Mosquito. Они вылетели двумя волнами, проходя через помеченную самолётами наведения точку над стадионом и расходились веером, сбрасывая бомбы.

Сначала это были фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши и обнажить деревянные конструкции зданий, затем в ход пошли зажигательные бомбы, а потом снова фугасные — для затруднения противопожарных усилий.

Первая атака длилась 15 минут — и весь город был в огне. Через три часа в небе появились ещё 524 самолёта Lancaster. Они должны были лететь выше, на высоте 6000 м, так как из-за горячего воздуха образовалась высокая турбулентность. 

«Жара была настолько сильной, что нельзя было приблизиться к окнам», — вспоминал Арнульф Бэринг, очевидец, которому в то время было 13 лет, в интервью Die Welt.

В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C.  Дрезден горел всю ночь. 

В результате авианалётов на Дрезден, согласно отчёту ВВС США, разрушениям различной степени подверглись примерно 80% городских зданий и около 50% жилых зданий было уничтожено или серьёзно повреждено. 

Оценки количества погибших в Дрездене разнились от 25 тыс. в официальных немецких отчётах полиции времён войны до 200 и даже 500 тыс., о которых говорила немецкая пропаганда.

  • Руины города Дрезден
  • РИА Новости

В 2008 году комиссия немецких историков, работавших по заказу города Дрездена, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тыс. человек. Согласно представленному 17 марта 2010 года официальному отчёту комиссии, в результате бомбардировки Дрездена авиацией союзников в феврале 1945 года погибли 25 тыс. человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: