История создания и боевого применения авианосца akagi

Nimitz

С абсолютной точностью можно заявить, что корабль «Нимиц» – самый большой авианосец в мире. Его длина составляет 333 метра. Благодаря широкой полетной палубе на этом гиганте могут разместиться приблизительно 90 единиц воздушных суден (среди которых 64 военных самолета, предназначенных для уничтожения объектов в воздухе и 26 вертолетов). Экипаж «Нимица» насчитывает больше 3 тысяч человек, среди них основная масса – летный состав, а 70 человек находятся в командном составе. Почти все авианосцы этой серии схожи по техническим параметрам, конструкторским решениям и боевому оснащению. Кстати, авианосец Nimitz можно эксплуатировать двадцать лет, не меняя энергоноситель силовой установки. Это означает, что его смело можно отправить на этот длительный срок в дальнее путешествие. Первый авианосец этой серии спустили на воду еще в 1975 году.

Нельзя не упомянуть об энергоустановке авианосца, состоящей из основной и вспомогательной систем. Первая в свою очередь состоит из двух водяных реакторов, питающих по два ротационных двигателя с вращательным движением ротора каждый. Основное отличие такого реактора заключается в том, что роль теплоносителя и замедлителя выполняет простая вода под давлением. На данный момент этот тип реакторов считается наиболее эффективным, а потому очень популярен во всем мире. Если объединить мощность четырех турбин, то можно получить на выходе настоящего монстра мощностью в 280 тысяч лошадиных сил. Вспомогательная система состоит из четырех дизельных двигателей, каждый мощностью в 10, 7 тысяч лошадей. Авианосец Nimitz оснащен мощным оружием для защиты от противника, атакующего как из воздуха, так и из воды. На нем имеются три ЗРК, четыре зенитных орудия калибром 22 миллиметра, два установки для стрельбы торпедами (калибр 324 миллиметра).

История создания

  • Предшественники. Для Японии одним из путей внедрения авиации в военно-морской флот являлась постройка специальных кораблей, оборудованных сплошной полетной палубой по типу британского авианосца HMS Argus. В кораблестроительную программу 1919 года были внесены изменения, которые предусматривали создание двух авианосцев, ставших предшественниками всех авианесущих кораблей японских ВМС. Первым кораблем стал авианосец IJN Hiryu, заложенный в 1919 года как танкер. Документацию по переделке танкера в авианосец, с привлечением британских специалистов, закончили разрабатывать в 1920 году. Изначально предполагалось, что на корабле будет смешанная авиагруппа из гидропланов и самолетов с шасси, но в процессе постройки, от гидропланов отказались и в строй IJN Hiryu вошел в 1922 году как полноценный авианосец со сплошной полетной палубой и авиагруппой из 21 самолета. В 1928 году этот корабль вместе с авианосцем IJN Kaga начал выполнение программы боевой подготовки в составе первого дивизиона авианосцев.
  • Предпосылки к созданию. В программе строительства Императорского флота «8-4» от 1917 года планировалось построить: 3 линкора (IJN Mutsu, IJN Kaga, IJN Tosa), 2 линейных крейсера (IJN Akagi, IJN Amagi), 9 крейсеров, 27 эсминцев, 18 подводных лодок и 3 вспомогательных корабля. IJN Akagi, заложенный 6 декабря 1920 года, на верфи в Куре должен был стать самым мощным кораблем Императорского военно-морского флота полным водоизмещением в 41000 тонн, вооруженный орудиями калибра 410-мм, расположенными в 5 двухорудийных башнях и скоростью 30 узлов. Вашингтонская конференция 1922 года положила конец амбициозным планам японского командования и готовый на 40 % IJN Akagi должны были пустить на слом, но японцы отстояли корабль и решили достроить его как авианосец.
  • Проектирование. Проблема для Японии заключалась в том, что до этого не было проектов перестройки линейных крейсеров в авианосцы. Главным конструктором этого проекта был капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото и он решил обратиться к английскому проекту авианосца HMS Furious на который в конечном счете и стал похож японский авианосец. Стоит отметить, что IJN Akagi был своего рода испытательным полигоном для ВМС Японии в том плане, что на нем проводились различные эксперименты при проектировке, постройке и последующей модернизации. Все недостатки выявленные при этом устранялись при проектировке и строительстве других авианосцев.
  • Постройка и испытания. 19 ноября 1923 года появился приказ начать достройку IJN Akagi и IJN Kaga в качестве авианосцев. Процесс перестройки корабля проходил в 3 этапа и являлся сложным т.к. приходилось перестраивать линейный крейсер в авианосец. Одним из наиболее сложных процессов было расположение броневых поясов. IJN Akagi был спущен на воду 22 апреля 1925 года. В процессе оснащения и достройки корабля японские инженеры и конструкторы получили большой опыт по проектированию и постройке самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещению орудий, расположению палуб. Однако, большими проблемами оставалась полетная палуба и система отвода выхлопа. 25 марта 1927 года на нем торжественно подняли военно-морской флаг.

Командиры авианосца «Акаги»

С 1927 по 1942 годы 20 человек стояли на капитанском мостике Akagi. Перед Вами полный список людей возглавлявших корабль в разные годы.

Командиры служившие на IJN Akagi
Фамилия, имя командира Вступление в должность Сдача должности
Reyutaro Kaizu 25.03.1927 01.12.1927
Seizaburo Kobayashi 01.12.1927 10.12.1928
Isoroku Yamamoto 10.12.1928 01.11.1929
Kiyoshi Kitagawa 01.11.1929 26.10.1930
Goro Hara 26.10.1930 01.12.1930
Hideho Wada 01.12.1930 28.08.1931
Jiro Onishi 28.08.1931 01.12.1931
Baron Masaki Shibayama 01.12.1931 01.12.1932
Eijiro Kondo 01.12.1932 20.10.1933
Nishizo Tsukahara 20.10.1933 01.11.1934
Rokuro Horie 01.11.1934 15.11.1935
Toshio Matsunaga 15.11.1935 01.12.1936
Kokichi Terada 01.12.1936 27.08.1937
Shinichi Moizumi 27.08.1937 01.12.1937
Junichi Mizuno 01.12.1937 15.11.1938
Kinpei Teraoka 15.11.1938 15.11.1939
Ryunosuke Kusaka 15.11.1939 15.10.1940
Ko Ito 15.10.1940 25.03.1941
Kiichi Hasegawa 25.03.1941 25.04.1942
Taijiro Aoki 25.04.1942 05.06.1942

Топливо, скорость, запас хода

Максимально возможная крейсерская скорость, которую способны развивать современные авианосцы, составляет от 29 до 32 узлов, что в переводе на привычные нам единицы измерения составляет примерно 55 — 60 км/ч.

Развитие подобных скоростей стало возможно благодаря установкам на кораблях ядерных силовых установок. Эти установки позволяют экономить водоизмещение для запасов авиационного топлива и боезапасов

Кроме того, ядерная силовая установка вырабатывает значительно больше энергии для корабельных катапульт (особенно это важно для авианосцев, оснащаемых электромагнитными катапультами)

Авианосцы представляют собой мощную ударную силу, но их эффективность значительно выше в составе ударной авианесущей группы, в состав которой входят 1 ударный авианосец, 8-10 кораблей охранения и суда обеспечения.

Первый материал об авианосцах можно найти здесь. Приятного чтения.

Преимущества угловой палубы

Другое дело, когда речь заходит о реактивных самолетах, чей вес может достигать от 9 до 20 тонн. Посадка такого исполина на авианосец может стать настоящим испытанием. Особенно, если за ним следуют другие самолеты, ожидающие посадку и не способные проводить в воздухе слишком много времени.

Казалось бы, эта проблема легко решается при помощи увеличения размеров палубы, однако это никак не убережет от аварий в случае неудачной посадки – пилот просто врежется в другие самолеты на борту.

Именно поэтому была принята концепция угловой палубы. Она не только позволяла садиться и взлетать самолетам одновременно, но и давала возможность пилоту заходить на посадку несколько раз, при этом не рискуя врезаться в другие самолеты.

Кроме того, угловая палуба позволила расположить неиспользуемые воздушные суда вне зоны посадочных полос, что также повысило общую безопасность.

Самолеты могут производить непрерывную массированную атаку – пока одни из них находятся на дозаправке или пополняют боезапас, другие находятся в бою. Затем, авиационные группы сменяют друг друга.

Поделиться материалом:

Ученые нашли второй японский авианосец времен войны в Тихом океане

Исследователи, ведущие поиски затонувших в Тихом океане военных кораблей времен Второй мировой войны, обнаружили еще один японский авианосец, потерпевший крушение во время битвы за атолл Мидуэй. По словам директора компании Vulcan Inc. Роба Крафта, обзор данных сонара, полученных 20 октября, показал, что более чем в 1300 милях к северо-западу от Перл-Харбора на глубине около 5,5 километров покоится военное судно. Это может быть «Акаги» или «Сорю».

Более подробную информацию о найденном корабле удастся получить позднее. Для этого специальный подводный автономный аппарат AUV совершит восьмичасовое погружение к обломкам. Сканирование с повышенным разрешением позволит измерить авианосец и идентифицировать его.

«Сорю»

На прошлой неделе экспедиция обнаружила на дне Тихого океана остатки авианосца «Кага», покинутого командой после критических повреждений и затопленного торпедами японских вспомогательных судов.

«Акаги»

«Мы читаем о сражениях, мы знаем, что произошло. Но когда вы видите следы крушения на дне океана и все остальное, вы как бы чувствуете, какова реальная цена войны», — цитирует издание MPR News историка Фрэнка Томпсона, находящегося на борту исследовательского судна «Буревестник». Ученый признался, что смотреть на обломки очень тяжело, понимая, что это — воинское захоронение.

«Кага»

Снимки «Каги», полученные при помощи сонара, показали, что нос тяжелого авианосца ударил в морское дно с большой скоростью. Обломки рассеялись на большой площади, остался ударный кратер. Он выглядит так, словно в океане произошел взрыв. Передняя часть судна погружена в ил и отложения.

Американские бомбы, поразившие «Кагу», вызвали сильный пожар, но корабль выглядит практически целым. До сих пор удалось найти только один из семи кораблей, затонувших в сражении в июне 1942 года. Пять судов были японскими, два — американскими. Экипаж «Буревестника» надеется найти и обследовать все потерянные в битве за Мидуэй корабли.

Сражение считается историками главным для США в Тихом океане во время Второй мировой войны. Оно велось между американскими и японскими авианосцами и военными самолетами в 200 милях от атолла Мидуэй, который Япония надеялась захватить в результате внезапного нападения. В ходе боевых действий погибли 300 американцев и более двух тысяч японцев.

Ранее команда исследователей на подводной лодке «Тритон» впервые почти за 15 лет посетила обломки пассажирского лайнера «Титаник» и выяснила, что море активно уничтожает корабль.

Автор книги: Н. Околелов

Соавторы:

А.А.Чечин, Н.Н.ОколеловАвианосец AKAGI:ОТ ПЁРЛ-ХАРБОРА ДО МИДУЭЯ

Приложение к журналу « МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Художник А.Чечин

Палубный истребитель А6М2с авианосца Akagi. Принимал участие в нападении на Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 г. Палубный пикирующий бомбардировщик Aicht D3A1.

Авианосец Akagi, 1941 г.

Палубный торпедоносец-бомбардировщик Nakajima B5N-2, командира авиагруппы Мицую Фучида. Принимал участие в нападении на Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 г.

Вверху: Строительство авианосца Akagi

Авианосцы в Японии

Во время Второй мировой войны Императорский флот Японии представлял собой один из самых мощных военных флотов в мире. Его создание началось еще в XIX веке, когда новый император Мицухито начал реформирование отсталой, изолированной от внешнего мира страны. Создавая свою островную империю по английскому образцу, он наладил дипломатические отношения со странами Европы и США, направив в них делегации для изучения западных армий и системы их военного образования

Наибольшее внимание уделялось Великобритании, которая имела сходное географическое положение и сильный флот. Британцы с удовольствием помогали Японии, рассчитывая на усиление своего влияния в Тихоокеанском регионе

С их участием было создано японское морское министерство, а на британских верфях началось строительство одного японского линейного корабля и двух корветов.

Понимая, что для развития островного государства внутренних ресурсов будет недостаточно, Мицухито вступил в открытую конфронтацию с Китаем для захвата части его территории и получения контроля над Корейским полуостровом, богатым на месторождения полезных ископаемых. Начавшаяся в 1894 году война с Китаем закончилась полной победой, в результате которой Японии отошли Ляодунский полуостров и остров Формоза; Япония получила также контроль над Кореей. Такое усиление позиций Японии шло вразрез политики России в Манчжурии. После многолетних дипломатических маневров, в которых японцы хотели выиграть время и укрепить свои вооруженные силы, началась новая война. В ночь на 9 февраля 1904 года японский флот атаковал русские корабли в Порт-Артуре, Затем последовал целый ряд сухопутных и морских сражений, в которых русские войска терпели поражения. После Цусимского сражения, в котором японцы разгромили 2-ю Тихоокеанскую эскадру российского флота, был заключен мирный договор, по которому к Японии отошла южная часть Сахалина, Порт-Артур и часть Китайской восточной железной дороги.

Торжество рационализма

С учетом направленности развития флотов ведущих морских держав и уже полученного в ходе Первой мировой опыта боевого использования авианесущих кораблей командование Морских сил РККА при представлении в 1925 году проекта первой советской программы военного судостроения выступило с предложением переоборудовать в авианосцы недостроенный линейный крейсер «Измаил» и пострадавший от пожара линкор «Полтава». Но так как восстановить практически сгоревшую «Полтаву» не представлялось возможным, было решено реконструировать только «Измаил». В 1925-м научно-технический комитет Управления ВМС РККА получил задание разработать эскизный проект авианосца, переоборудованного из «Измаила», рассчитанного на 50 самолетов.

В начале 30-х годов в основу советской военно-морской доктрины была положена концепция «малой войны на море». Согласно этой доктрины основными задачами флота являлись: содействие приморской группировке сухопутных войск, совместная с сухопутными войсками защита своего побережья и действия на коммуникациях противника. Для решения поставленных, чисто оборонительных, задач как нельзя лучше подходили базовая авиация и подводные лодки. Но уже в середине 30-х годов ситуация изменилась. Согласно вновь разработанному проекту по программе создания «большого морского и океанского флота» (19381947 годы) приоритет отдавался строительству линкоров и тяжелых крейсеров. А в августе 1937-го Комитет обороны при Совнаркоме СССР принял постановление «О строительстве боевых кораблей для морских сил РККА», в котором среди прочего было признано необходимым разработать проект авианосца. В основу «проекта 71а» лег легкий крейсер типа «Чапаев».

Попытки устранения замечания по «проекту 71а» привели к разработке «проекта 71б». Этот корабль в гораздо большей степени отвечал условиям боевого использования в удаленных районах, отличался увеличенным водоизмещением, более высокой самолетовместимостью (70 машин), улучшенной мореходностью, усиленным артиллерийским вооружением и наличием противоторпедной защиты.

Роль авианосцев в составе «большого морского и океанского флота», необходимость тесного взаимодействия кораблей и авиации в решении его задач осознавал и доказывал руководству страны назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ флагман 2-го ранга Н.Г. Кузнецов. Но надо сказать, что в то время морская мощь государства, его научно-технический потенциал оценивались прежде всего по тому, способно ли оно строить линкоры и линейные крейсера. Кроме того, в отличие от тех же немцев, пытавшихся в течение всей войны достроить свой единственный авианосец, советское руководство вполне трезво оценивало возможности отечественной судостроительной промышленности, понимая, что без надлежащего авиационного оборудования корабль подобного класса ввести в строй вряд ли удастся, но даже если это получится осуществить, то его одиночные действия будут абсолютно бесполезными. Так что на тот момент отказ от строительства авианосцев был не ошибкой, а скорее единственно правильным решением, позволившим избежать неоправданной траты сил и средств.

Всего же к началу второй мировой войны в распоряжении флотов мира находилось 19 авианосцев, тогда же была намечена их первоначальная классификация и определены оперативно-тактические задачи. Наиболее четко удалось разработать тактику действия авианосных групп Японскому Императорскому Флоту, остальные флоты определили ее лишь в общих чертах. Предстоящая война должна была выявить истинную ценность кораблей этого класса.

Дмитрий Курочкин Продолжение следует

Авианосцы типа «Yorktown»

Авианосцы типа “Yorktown” – 3 единицы

CV-5 “Yorktown” 21.5.1934 / 4.4.1936 / 9.1937 – Погиб 7.6.1942 CV-6 “Enterprise” 16.7.1934 / 3.10.1936 / 5.1938 – Слом в 1958 CV-8 “Hornet” 25.9.1939 / 14.12.1940 / 10.1941 – Погиб 24.10.1942

19875/25484 (CV-5) т; 234,7 (вл)/246,7х29,9 (25,3 вп)х7,9 м; 4 ТЗА, 9 ПК, 120000 п.с., 32,5 уз., 4280 т нефти, 12000 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, палуба 37 мм, траверсы 102 мм, рубка 102 мм. Эк. 2175 чел. 8×1 – 127-мм/38, 4 х 4 – 28-мм, 24 х 1 -12,7-мм, 81 самолет (CV-8 – 85 самолетов), 3 катапульты.

После закладки “Ranger” на остальные американские авианосцы, согласно Вашингтонскому соглашению, оставалось 55 тыс. т суммарного водоизмещения. Уложиться в эту цифру можно было, построив три корабля по 18500 т или два – по 27000 т. Командование флота предпочитало иметь три АВ, но, как показал мировой опыт, ограничение размеров кораблей данного класса резко снижало их боевые возможности. В конце концов остановились на компромиссном варианте: решено было построить два корабля водоизмещением по 20700 т и еще один (будущий CV-7 “Wasp”) – меньшего размера. CV-5 и CV-6 были заложены в 1934 г.; четыре года спустя, после прекращения действия Вашингтонского соглашения, Конгресс США принял решение о строительстве третьего однотипного авианосца – CV-8 “Hornet”. Проект “Yorktown” оказался гораздо удачнее проекта своего предшественника (“Ranger”), гармонично сочетая в себе наступательные и оборонительные возможности. Ангар был рассчитан на прием внушительной авиагруппы – 96 машин (на момент проектирования, впоследствии из-за возросших размеров самолетов их число несколько сократилось). Подъем авиатехники на полетную палубу (228,6 х 29,9 м) осуществлялся тремя лифтами размерами по 14,6 х 13,7 м. Помимо двух катапульт на полетной палубе имелась третья: она размещалась палубой ниже и с ее помощью можно было запускать самолеты прямо из ангара через специальные окна в бортах. Впрочем, оригинальная идея себя не оправдала, и третью катапульту в 1942 г. с “Enterprise” и “Hornet” сняли (“Yorktown” к тому времени уже погиб). АВ обладали неплохой броневой защитой, аналогичной “вашингтонским” КР. В отличие от “Ranger”, “Yorktown” получил систему ПТЗ. Правда, последняя рассчитывалась на взрыв торпеды с боевым зарядом в 180 кг, в то время как ПТЗ линкоров была способна выдержать взрыв 320 кг ВВ (тротила). Артиллерийское вооружение кораблей неоднократно менялось. В 1942 г. на них начали устанавливать 20-мм “эрликоны” (к лету 1942 г. на “Yorktown” и “Hornet” их было по 24, на “Enterprise” – 32; в августе на двух последних их число увеличилось соответственно до 32 и 38 единиц).

Многочисленные перевооружения сильно увеличили “верхний вес” и снизили остойчивость. С марта по октябрь 1943 г. оставшийся в строю “Enterprise” прошел модернизацию: корпус оснастили булями, из-за чего ширина по ватерлинии увеличилась до 29,1 м, а скорость несколько уменьшилась. Корабль получил 40 40-мм “бофорсов”, число “эрликонов” достигло 48 единиц. Запас нефти возрос до 6511 т, водоизмещение – до 24128/29882 т. В 1945 г. на “Enterprise” число стволов легкой зенитной артиллерии равнялось 86(5х2 и 11х4 40-мм “бофорсов” и 16 х 2 20-мм “эрликонов”).

“Yorktown” в ходе боя в Коралловом море 7.5.1942 поврежден попаданием 250-кг бомбы. Экстренно отремонтирован в Пёрл-Харборе и успел принять участие в сражении у атолла Мидуэй 4.6.1942. Тяжело поврежден япон. палубной авиацией (получил 3 бомбовых и 2 торпедных попадания). Днем 6.6.1942 поражен еще двумя торпедами с япон. ПЛ I-168, утром следующего дня затонул (30°36’N,176°34’W).

“Enterprise” в ходе сражения у Восточных Соломоновых о-вов (24.8.1942) получил серьезные повреждения в результате попадания трех 250-кг авиабомб и трех близких разрывов; ремонт до середины октября 1942 г. В сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 получил попадания трех 250-кг авиабомб; ремонт до середины ноября 1942 г. При обеспечении прикрытия высадки десанта на о. Окинава 14.5.1945 тяжело поврежден камикадзе и до конца войны в строй не вводился.

Вооружение[править]

Главный калибрправить

Первоначально, Akagi был вооружен 10 пушками калибра 200 мм. Располагались пушки следующим образом: четыре пушки находились по две в башнях, установленных по бортам в районе средней полетной палубы перед боевым мостиком. Остальные шесть пушек находились по одной в казематах по обоим бортам в кормовой части авианосца. Первоначально в казематах планировали установить пушки калибра 120 мм, но затем их заменили на 200-мм орудия. Японские конструкторы рассчитывали, что в непосредственном бою Akagi с американскими авианосцами Saratoga и Lexington преимущество останется за японским кораблем, поскольку американские авианосцы несли только 8 орудий калибра 203 мм. Однако расположение орудий на японском авианосце оказалось очень невыгодным. Если американцы могли сосредоточить на каждом борту огонь всех восьми орудий, то японский авианосец мог дать бортовой залп только из пяти орудий.

Вооружение авианосцев 200-мм орудиями ГК — довольно редкий случай в мировом кораблестроении (одно время подобным образом также были вооружены американские авианосцы). 200-мм пушка, установленная на Akagi представляла собой вариант пушки 50 кал.ая 3 Кендо Сики 20 см 1 Гата, которую также устанавливали на тяжелые крейсера. Таким образом, по мощности вооружения Akagi не уступал ударным крейсерам. Пушку сконструировал инженер К.Хада в конце 1916 года в арсенале ВМФ в Куре. В 1924 году пушку модернизировали и присвоили обозначение 50 кал. 3 Нендо Сики 20 см, а с 1931 года пушку называли 50 кал. 3 Нендо Сики 1 Го 20 см.

Тяжелые орудия установили на верхней палубе, чтобы повысить эффективность огня. Замена 120-мм орудий на 200-мм привела к тому, что предел водоизмещения, указанный в Вашингтонском договоре оказался превышен на 2500 тонн. Характеристика орудий главного калибра приведена в таблице.

Во время модернизации, проведенной в 1934/38 годах с авианосца сняли обе башни ГК, оставив только шесть пушек в казематах.

Тяжелая зенитная артиллерияправить

Между двумя Мировыми войнами развитие зенитной артиллерии шло в направлении увеличения калибра. Следуя общей моде Императорский ВМФ принял на вооружение новую модификацию пушки 40 кал. 3 Нендо Сики 8 см. Необходимость модернизации зенитки объяснялась ее неудовлетворительными ТТХ. Модернизированная пушка получила новый замок и более тяжелые боеприпасы. Новое орудие стало называться 45 кал. 10 Нендо Сики 12 см. Конструктором пушки был инженер К.Хада. Выпуск зениток наладили в арсенале ВМФ в Куре (ответственный за выпуск — капитан 2-го ранга М.Оямада). Всего было изготовлено 2125 таких пушек. Характеристики 120-мм орудия приведены в таблице.Зенитные орудия разместили в барбетах по обоим бортам корабля. Во время перестройки пушки не заменили на новые. Только 6 пушек, расположенных по правому борту получили после перестройки башни. Нехватка денег, нависавшая дамокловым мечом над Императорскими ВМФ, не обошла стороной и Akagi. Именно отсутствием финансирования объясняется то, что на авианосце оставили старые пушки и не установили башен.

Зенитные автоматы калибра 25 ммправить

Взлет самолета с палубы Akagi.

В процессе перестройки противовоздушная оборона авианосца была значительно усилена двадцатью восемью зенитными пушками калибра 25 мм. Данная автоматическая пушка была разработана Гочкисом в 1930 году. Японцы закупили во Франции несколько таких пушек и провели испытания в Йокосуке. Эта модель получила обозначение 94 Сики или 95 Сики (19 июня 1935 года). После незначительной модификации, 6 августа 1936 года пушку приняли на вооружение как 96 Сики 25 мм Кидзю 1 Гата. Характеристики 25-мм зенитных автоматов приведены в таблице.

Расчет 25-мм зенитного автомата состоял из 7 номеров.

Авианосец «Akagi»

Авианосец “Akagi” – 1 единица

“Akagi” 6.12.1920 / 22.4.1925 / 3.1927 / Погиб 5.6.1942

36500/42750 т; 235/250,4(вл)/260,7х31,8 (31,3 вл)х8,7 м; 4 ТЗА, 19 ПК, 133000 л.с., 31,2 уз., 5775 т нефти. Броня: борт 152 мм, палуба 57 – 79 мм, башни 25 мм. Эк. 2000 чел. 6×1- 200-мм/50, 6×2 – 120-мм/45, 28 – 25-мм, 91 самолет.

“Akagi” вместе с однотипным “Amagi” заложили как линейные крейсера (нормальное водоизмещение – 41200 т, вооружение – 5×2 410-мм орудий ГК) по кораблестроительной программе “8 – 8”, но в связи с началом Вашингтонской конференции их строительство в феврале 1922 г. было приостановлено. В соответствии с решениями конференции два этих корабля разрешили достроить в качестве авианосцев. На “Akagi” работы возобновились 17.11.1923. “Amagi”, корпус которого серьезно повредило вследствие разрушительного землетрясения 1923 г., было решено сдать на слом, а вместо него переделать в авианосец недостроенный линкор “Kaga”.

На момент вступления в строй “Akagi” стал крупнейшим авианосцем мира (его стандартное водоизмещение фактически превышало 30000 т, хотя официально японцы указывали величину всего 26 900 т), и лишь достроенные несколько позже американские “Lexington” и “Saratoga” лишили его этого титула.

На проект переоборудования “Akagi” в авианосец большое влияние оказал английский “Furious”. Первоначально японский корабль имел схо жую конструкцию: сплошная полетная палуба размерами 190,2 х 30,3 м занимала примерно 3/4 длины корпуса, ангар был трехъярусным, впереди двух верхних ярусов располагались площадки для старта самолетов непосредственно из ангара. Нижняя площадка длиной 55 м предназначалась для взлета бомбардировщиков и торпедоносцев, над ней располагалась вторая, длиной всего 15 м, приспособленная для старта более легких самолетов – истребителей и разведчиков. Верхняя палуба на 2/3 длины имела уклон в корму в 1,5° для облегчения посадки самолетов. Подъем самолетов на верхнюю палубу осуществлялся двумя лифтами (размеры носового – 11,8 х 13 м, кормового – 12,8 х 8,4 м). В “наследство” от линейного крейсера “Akagi” досталось относительно мощное вертикальное бронирование. Броневой пояс толщиной 152 мм имел наклон 14° и простирался примерно на 2/3 длины корпуса. Сверху к поясу примыкала броневая палуба толщиной от 57 до 79 мм (с учетом подкладки). Палубы, расположенные выше, бронированы не были. Вооружение “Akagi” первоначально состояло из 10 200-мм/50 орудий (4 в башнях и 6 в казематах) и 12 120-мм/40 зениток (6 х 2). В ходе модернизации 1935 – 1938 гг. башни демонтировали, но казематные артустановки сохранились.

Характерной особенностью внешнего вида авианосца была “двухъярусная” дымовая труба, у которой большой дымоход загибался вниз, а малый – вверх. Во время взлетно-посадочных операций действовала лишь большая (нижняя) труба. С 24.10.1935 по 31.8.1938 “Akagi” прошел капитальную модернизацию, полностью изменившую внешний вид и характеристики корабля. Полетная палуба теперь простиралась почти на всю длину корпуса, носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидировали, установили були, повысившие ширину корпуса с 29 до 31,3 м. Самолетоподъемников стало три: носовой (размерами 11,8 х 16 м), средний (11,8 х 13 м) и кормовой (12,8 х 8,4 м). Число принимаемых на борт самолетов увеличилось с 60 до 91 (66 боеготовых и 25 резервных в частично разобранном виде). Паровые котлы полностью перевели на нефтяное отопление, что, благодаря несколько возросшей паропроизводительности, позволило повысить мощность, хотя и не намного. Появилась небольшая надстройка-“остров”: на “Akagi” она находилась по левому борту, а не по правому, как это было принято на большинстве других авианосцев. Вместо “двухъярусной” трубы установили новую, большего размера, направленную назад и вниз.

В ходе сражения у о. Мидуэй днем 4.6.1942 амер. палубная авиация добилась двух попаданий авиабомб. 454-кг попала в центральный лифт и взорвалась на ангарной палубе, другая – на полетной, в кормовой части. Обширный пожар, охвативший находившиеся здесь самолеты, взять под контроль не удалось. Спустя 9 часов корабль был оставлен экипажем и утром 5.6.1942 выгоревший остов потоплен торпедами ЭМ эскорта.

Куин Элизабет

Современный авианосец «Куин Элизабет» проектировался в паре с «Принц Уэльс» для ВМС Великобритании, корабли имеют схожие характеристики. Особенностью «Куин Элизабет» является строительство двух надстроек для управления полётами (в задней части) и самим судном (спереди). За счёт распределения функционала и перемещения блоков управления на корму и хвост корабля значительно увеличена площадь палубы. Расположение службы управления самолётами в задней части авианосца позволяет отслеживать и корректировать заход на посадку и саму посадку.

Технические характеристики:

  • Дата постройки: 07.07.2009
  • Сдан в эксплуатацию: 07.12.2007
  • Водоизмещение: 70 600 тонн
  • Длина: 284 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 40 летательных машин.
  • Численность экипажа: 600 человек
  • Численность авиаперсонала: 900 человек

История

В последующие годы, он служил у берегов Китая, как флагман в 1 — й  дивизии авианосцев . ВАпрель 1942 г.Империал морской перегруппировал 1 — й  раздел ( Akagi и Каг ), то 2 е  деление ( Хирят и Сорит ) и 5 — й  несущего разделения ( Сёкак и Дзуйкак ) в одной силе, Kido Butai (Сила атаки). « Акаги» участвовал как флагман в нападении на Перл-Харбор и в кампании в Индийском океане.

Японский авианосец Акаги в апреле 1942 г.

Перл Харбор

Во время Второй мировой войны под командованием капитана Хасэгавы Киити он нес под флагом вице-адмирала Тюичи Нагумо, командуя Кидо Бутаем при атаке на Перл-Харбор вДекабрь 1941 г.. Он начал две волны атак на Оаху . Двадцать семь самолетов-торпедоносцев Nakajima B5N «Kate» атаковали авианосец USS Maryland, USS Tennessee, USS West Virginia, USS Oklahoma и USS California, девять самолетов Mitsubishi A6M атаковали авиабазу Hickam Air Force Base Field . Восемнадцать Aichi D3A «Val» второй волны атаковали USS Neosho, USS Shaw и USS Nevada .

В январе года Акаги поддержали вторжение Рабаула на острова Бисмарка . В19 февраля, он совершил воздушный налет на Дарвин, Австралия, потопив девять кораблей, включая военный корабль США « Пири» . В марте он поддержал вторжение на Яву .

В начале апреля под командованием капитана Тайджиро Аоки  (ин) он принял участие в рейде в Индийском океане . В5 апреля, он совершил набег на Коломбо ( Цейлон ), участвуя в уничтожении крейсеров HMS Cornwall и HMS Dorsetshire . 9-го он напал на Тринкомали и потопил HMS Hermes и ее эскорт. 19-го он участвовал в преследовании авианосцев USS Hornet и USS Enterprise после начала рейда Дулиттла на Токио .

Мидуэй

В 25 мая 1942 г., Акаги отправились в плавание с Кидо Бутаем, чтобы атаковать острова Мидуэй . На нем находилось двадцать шесть истребителей Mitsubishi A6M «ноль», двадцать один пикировщик Aichi D3A «Val» и двадцать один торпедный катер Nakajima B5N «Kate». В4 июня, он совершил набег на атолл и был атакован американскими самолетами, которые приземлились и базировались на суше, не получив при этом ни единого удара. В 10  ч  26 мин на него напали пикирующие бомбардировщики авианосца « Энтерпрайз» и сбила одна бомба. Однако от удара взорвались боеприпасы и топливо перевооружаемого самолета в ангаре, в разгар подготовки к налету на американские авианосцы. Пожар, разжигаемый авиатопливом, оказалось невозможно контролировать. Два других удара в непосредственной близости от корпуса повредили руль направления .

В 10  ч  46 мин адмирал Нагумо передал свой флаг крейсеру « Нагара» . « Акаги» был спущен на воду в 13  ч.  50 м. И эвакуирован экипаж, за исключением капитана и сотрудников Аоки, которым поручено устранять повреждения. Он горел всю ночь, но не утонул. Адмирал Ямамото приказал ей затоплен5 июняОн был завершен за 5  часов  20 минут торпедами японских эсминцев Arashio, Hagikaze, Maikaze и Nowaki, ведущими на задний план 263 человека.

Это затопление, а также затопление авианосцев Kaga, Hiryu и Soryu во время битвы за Мидуэй знаменуют начало упадка японской военно-морской авиации, которая была окончательно уничтожена во время битвы в заливе Лейте и положила конец японская угроза в Тихом океане.

Обломки авианосца «Акаги» были обнаружены исследовательским судном «Буревестник» на 20 октября 2019 г.,. Он находится на глубине 5000 метров. Это открытие было частью проекта Midway RV Petrel, который включал перечисление местоположений различных обломков кораблей, затонувших во время этого сражения в 1942 году. Исследование проводилось в районе Национального морского памятника Папаханаумокуакеа. Помимо « Акаги» были обнаружены обломки японского авианосца « Кага» .

Строительство авианосцев для ВМФ России

За всю историю ВМФ России еще не было построено ни одного авианосного корабля. Имеющийся «Адмирал Кузнецов» достался в наследство от СССР. Строительство нового авианосца – всегда большое событие для жизни каждой страны, в том числе и для нашего государства. В настоящий момент российские инженеры заняты проектировками сразу нескольких атомных авианосных кораблей – надводных и уникальных подводных. Согласно неофициальным данным полноценное производство должно начаться до 2020 года. На базе кораблей будут использоваться атомные реакторы РИТМ-200, которые предварительно пройдут проверку на ледоколе «Арктика».

Чакри Нарубет | 183 метра

“Чакри Нарубет” (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина “Чакри Нарубет” составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, “Чакри Нарубет” прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: