«форпост в борьбе с соцлагерем»: как союзник гитлера альфрид крупп избежал справедливого наказания

Империя Круппа во второй половине XIX века

В начале 1850-х Крупп продолжал разъезжать по Европе в поиске клиентов, этим же занимались и его подчиненные. Теперь уже заказов стало так много, что предприятие порой не успевало с ними справляться. Дела пошли на лад, а Крупп продолжал представлять новые изобретения, сделанные в его мастерских.

В 1856 году английский инженер Генри Бессемер создал технологию получения литой стали из чугуна, которая войдет в историю под его именем

Крупп одним из первых обратил внимание на дешевый метод, при котором не страдало качество, заключил соглашение с владельцем патента и внедрил новинку в свое производство.. Оценив возможности бессемеровской стали, Крупп построил специализированный завод для ее производства

Хотя он тщательно изучил метод Бессемера и понял, что такая сталь имеет и недостатки. Вот почему для создания пушечных стволов, винтовых валов и колесных бандажей в компании продолжали использовать тигельную сталь.

Оценив возможности бессемеровской стали, Крупп построил специализированный завод для ее производства. Хотя он тщательно изучил метод Бессемера и понял, что такая сталь имеет и недостатки. Вот почему для создания пушечных стволов, винтовых валов и колесных бандажей в компании продолжали использовать тигельную сталь.

В 1859 году Наполеон Третий начал войну с Австрией. Большая часть европейских монархов тут же стала перевооружаться. Прусское правительство тоже вспомнило про разработки Круппа и наконец сделало крупный заказ — 312 стальных дульнозарядных пушек. Затем пушки понадобились Российской империи и Бельгии.

 В 1931 году Густав возглавил Немецкий промышленный союз. Он поддерживал Гинденбурга в качестве рейхспрезидента, а потом и Гитлера, когда тот пришел к власти

Крупп быстро оценил перемены и решил, что лучше производить пушки целиком, а не отдельные их части, и к 1870 году добавил к своим предприятиям четыре военные мастерские. Был приобретен металлургический завод, взяты в аренду эссенские рудники и куплены рудники возле реки Лан. Количество рабочих до 1865 года увеличилось до восьми тысяч человек.

С ростом военной угрозы у фирмы Круппа росли и продажи. Скоро Альфред обеспечивал своими пушками почти все страны Европы, кроме Франции. Особенно поспособствовала развитию бизнеса Австро-прусско-датская война 1864 года. Прусские войска, вооруженные артиллерией Круппа, имели значительный перевес над датчанами с их медными пушками.

В 1866 году началась Австро-прусская война. Обе стороны были вооружены пушками Круппа, которые и в этот раз показали свою действенность. Это повлекло за собой новую волну заказов.

Крупповские пушки становятся важным атрибутом успешной армии. Наращивала их количество и Пруссия: перед началом войны с Францией страна имела более тысячи пушек Круппа со стальным нарезным стволом, каждая из которых была казнозарядной.

Артиллерия Пруссии была гораздо скорострельнее и имела бо́льшую дальность, что стало главным ее преимуществом в военном конфликте с Францией.

В итоге разработки Круппа способствовали военному успеху прусских войск. Разгром Франции привел к созданию Германской империи и, по распространенному мнению, сделал Круппа одним из богатейших людей Европы.

С 1875 года Альфред Крупп, собиравшийся на покой, оставил руководство заводом и удалился в загородный дом. С тех пор он управлял предприятием, только направляя депеши и указания своим руководителям.

Густав Георг Фридрих Мария Крупп фон Болен унд Гальбах — немецкий промышленник и финансовый магнат, оказавший значительную материальную поддержку нацистскому движению

Wikipedia

Другие автомобили Krupp

На фоне других немецких грузовиков, машины от Krupp явно теряются. Все-таки основной профиль компании был не в этом. Тем не менее кроме описанных выше машин, которые составляли основной костяк, Крупп выпускал и специализированные, практически штучные модели. Из них можно выделить тяжелый 6,5-тонный Krupp L6,5N262, который также мог оснащаться 110-сильным дизелем Юнкерс (модификация LD6,5N242). Или 3,5-тонный LD3,5M222 с мотором от той же фирмы, но на 80 л.с. Как бы то ни было выпущено их было не много, а после 1943 года, когда началась активная бомбежка заводов Krupp, компании и вовсе стало не до автотранспорта.

Оригинал статьи доступен на сайтеautohs.ru

«Выпустили не за красивые глаза»

«В ходе подготовки к Нюрнбергскому процессу сложилась интересная ситуация. На скамье подсудимых должен был оказаться кто-то из представителей германской военной промышленности, и американцы предложили судить Густава Круппа. Всем было очевидно, что у него наблюдались все признаки приближающегося маразма, но западных союзников это почему-то не смущало. И вот в последний момент американцы всё-таки объявили, что Густав Крупп не осознаёт реальности и его нельзя судить. А времени заменить его на кого-то другого, например на сына Альфрида, уже не было. Таким образом, документы о германской промышленности были выведены за рамки Нюрнбергского процесса», — отметил Залесский.

Впрочем, немного позднее под эгидой американцев прошла серия малых процессов над нацистами, в том числе над промышленниками из окружения Гитлера. На одном из них разбиралось и дело Альфрида Круппа. 31 июля 1948 года он был приговорён к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Он подчеркнул, что европейские промышленники, сотрудничавшие с Третьим рейхом, вообще «отделались достаточно легко».

Хотя решения конференций антигитлеровской коалиции требовали строгого наказания для всех военных преступников и расформирования германских промышленных гигантов, американцы и британцы не спешили выполнять взятые на себя обязательства.

Уже 31 января 1951 года, менее чем через три года после суда, Альфрид Крупп был освобождён по решению американского верховного комиссара в Западной Германии, бывшего нью-йоркского банкира Джона Макклоя. Кроме того, комиссар вернул Круппу конфискованное у него имущество, сославшись на то, что сама идея конфискации противоречит американскому праву. После освобождения Крупп подал апелляцию и даже частично аннулировал приговор 1948 года.

Также по теме

«Тёмная сторона Генри Форда»: за что американский промышленник получил орден фашистской Германии

80 лет тому назад знаменитый американский промышленник и предприниматель Генри Форд был награждён Орденом Заслуг германского орла —…

Через пару лет после освобождения Альфрид Крупп начал активно возрождать концерн, значительная часть предприятий которого лежала в руинах. Тем не менее в конце 1950-х Friedrich Krupp AG вернулся в число крупнейших экономических объединений Европы. А в 1980-х на заводах Круппа работало около 100 тыс. человек. В 1992 году путём слияния Friedrich Krupp AG и Thyssen AG был образован ThyssenKrupp AG.

По словам политолога-американиста Армена Гаспаряна, в том, что американцы освободили Круппа и в дальнейшем содействовали возрождению его промышленной империи, была очень простая логика.

«Если бы американцы «упаковали» Круппа и других германских промышленников, сотрудничавших с Гитлером, на долгие годы в тюрьму, непонятно, что было бы с экономикой Западной Германии. А так для них решили устроить мини-Нюрнберг — официально осудить, а затем выпустить. Конечно, освобождали их не за красивые глаза. Они взяли на себя серьёзные обязательства по восстановлению промышленности Германии, которую США видели своим форпостом в борьбе против стран соцлагеря. Тем более в 1951 году в самом разгаре была корейская война — и в Вашингтоне осознали, что одержать победу им будет очень непросто», — резюмировал Гаспарян.

Не унифицированный образец

Следует отметить, что изначально машина, известная как schwerer geländegängiger gepanzerter Personenkraftwagen (тяжелая бронемашина повышенной проходимости для перевозки личного состава), создавалась на другом шасси. Как и ряд других армий мира, вермахт (а до того рейхсвер) ставил на шасси с колесной формулой 6Х4. Таковым было и шасси Krupp L2H143, один из наиболее узнаваемых немецких предвоенных армейских грузовиков. Более известный как Krupp Protze, этот грузовик оснащался оппозитным 4-цилиндровым мотором. Аналогичная силовая установка изначально ставилась на Pz.Kpfw.I Ausf.A.

Опытный образец s.gl.gp.Pkw (4-rad), изготовленный в 1940 году

О первой версии Sd.Kfz.247 стоит поговорить отдельно. Одно можно сказать со всей определенностью — называть получившуюся машину «повышенной проходимости» было крайне сложно. Бронетранспортер получился слишком тяжелым, а мотора явно не хватало. Поэтому и серия оказалась крошечной. В 1938 году появилась идея создать что-то похожее, но на другом шасси. С более мощным мотором, а главное, имеющим полный привод. Это самое шасси нашлось у производителя базы для легких бронемашин-разведчиков. То есть у Horch.

Шасси s. gl. Einheits-Pkw (Horch 108), которое использовалось как база

Главная проблема заключалась в том, что шасси Horch 801, которое использовалось для легких бронемашин-разведчиков, не годилось. Требовалось переднее расположение силовой установки. Впрочем, искать альтернативу долго не требовалось. Дело в том, что шасси Horch 801 имело и «обычного» собрата — Horch 108. Эта модель выпускалась с 1937 года как единый тяжелый легковой автомобиль повышенной проходимости (s. gl. Einheits-Pkw). Честно говоря, называть его «легковым» было так же цинично, как и немецкие «единые» броневики — легкими. По факту это был скорее грузовик. Грузоподъемность 1,5 тонны прямо намекала на сей факт. Правда, вместо привычного кузова с откидными бортами Horch 108 получал 8-местный кузов, которым не брезговал и генералитет.

Серийный образец Sd.Kfz.247 (4-rad)

Фактически s.gl.gp.Pkw представлял собой легкий колесный бронетранспортер. Такой статус сыграл отрицательную роль в его судьбе, поскольку было не очень понятно, для кого он нужен. Дело в том, что уже осенью 1939 года начались работы по аналогичной машине с использованием базы полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10. У этой машины, позже получившей обозначение Sd.Kfz.250, экипаж также был 6 человек. Судя по тому, насколько неспешно шли работы по s.gl.gp.Pkw, уже в 1939 году какая-то срочность отсутствовала. Дополнительное веселье в происходящее приносил тот факт, что исполнителем работ по s.gl.gp.Pkw являлся Daimler-Benz werk 40. У Daimler-Benz и Horch отношения были как у кошки с собакой.

Бронемашина, можно сказать, держалась особняком. На аналогичные броневики она была совершенно не похожа

Опытный образец s.gl.gp.Pkw, он же Sd.Kfz.247 (4-rad), был изготовлен в первой половине 1940 года. На шасси Horch 108 Typ 1b установили корпус, имевший оригинальную конфигурацию. Некоторые технические решения были похожи на семейство легких броневиков-разведчиков, но не более того. Водитель и передний пассажир имели крышу над головой, остальные размещались в открытом сверху десантном отделении. Выглядело оно слегка так нерациональным. При общей длине машины 5 метров внутри нашлось место всего для 5 пассажиров, плюс механик-водитель. Тут уместно вспомнить БТР-40, который, при тех же габаритах, вмещал 10 человек.

58 броневиков было выпущено силами Daimler-Benz werk 40

Sd.Kfz.247 (4-rad) не повезло дважды. Пока шли работы по опытному образцу, заработал «план Шелла». Он подразумевал упрощение имевшихся в серии «единых внедорожников». Касалось это и Horch 108. Посему в 1940 году появилось шасси Horch 108 typ 40. В случае с броневиком шасси получило обозначение Horch 108 Typ 1c. По итогам лишь в июле 1941 года начался, наконец, серийный выпуск Sd.Kfz.247 (4-rad). За 1941 год сдали 54 машины, в январе 1942 года еще 4 штуки, и на этом всё. Машины получили номера шасси 140001-140058. Выпуск Horch 108 прекращался, а приоритетом для Daimler-Benz werk 40 являлись броневики-разведчики.

Krupp L2H43

Набив руку на тяжелом LЗН6З, в 1930 году Krupp выпустил еще один грузовик — L2H43 грузоподъемностью в 1,5 тонны. Именно ему было суждено стать самым распространенным грузовиком этой марки в грядущей войне.

Легкий трехосный грузовик значительно отличался от предшественника. Прежде всего он имел односкатную ошиновку, что благоприятно сказалось на проходимости. Кроме того, за счет компактного бензинового мотора оппозитного типа, L2H43 получил низкий покатый капот и прозвище «Schnauzer» (Носатый). Необычный мотор имел воздушное охлаждение с приводным вентилятором. Двигатель объемом 3,3-литра выдавал 50 л.с. Несмотря на экзотическую конструкцию, агрегат работал вполне надежно. Задняя подвеска также была не стандартной: независимой на поперечных рычагах с горизонтальной пружиной. Крепилось все это великолепие к лонжеронной раме хребтового типа.

В 1936 году грузовик получил форсированный до 60 л.с. двигатель и разнесенные на дополнительные 50 мм задние мосты. По традиции машина сменила индекс на L2H143.

На фронте Krupp L2H43/L2H143 как надежный и выносливый грузовик. В войсках он в основном использовался в качестве артиллерийского тягача и шасси для различного оборудования и зенитных пушек. Выпускалась полуторка до 1942 года, всего изготовлено около семи тысяч таких машин.

Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)

Этот полугусеничный тягач оснащался 8.8-сантиметровой зенитной пушкой и 150-мм гаубицей. Также Вермахт использовал тягачи Sd Kfz 7 с 20-мм и 37-мм зенитными орудиями. Минус этих машин в том, что по сравнению с колесными транспортными средствами, полугусеничные тягачи более трудны в обслуживании, в результате чего они часто выходили из строя.

Тем не менее немцы не отказались от этих боевых машин, поскольку они имели превосходную внедорожную маневренность. Правда, скорость движения по шоссе оставляла желать лучшего. Но в условиях бездорожья России эта машина для Вермахта была незаменима. 

Пятое колесо в телеге

То, что у Sd.Kfz.247 (4-rad) перспективы крайне туманные, было понятно еще летом 1941 года. Именно как машина для перевозки личного состава, как он предполагался изначально, s.gl.gp.Pkw уже был не особо актуален. В крупную серию пошел разведывательный полугусеничный БТР Sd.Kfz.250/1, вмещавший всё те же 6 человек, а еще единый пулемет MG 34 и радиостанцию. Ставилась радиостанция не во все Sd.Kfz.250, но у Sd.Kfz.247 (4-rad) ее в принципе не предполагалось. Наконец, выпуск Sd.Kfz.250/1 был развернут на нескольких заводах. На этом фоне объемы производства s.gl.gp.Pkw выглядели микроскопическими.

Штатно Sd.Kfz.247 шел как штабная машина в разведроты

Самое главное, что даже место Sd.Kfz.247 в системе вооружения было аналогично Sd.Kfz.250/1. Согласно штату K.St.N.1162 от 1 октября 1938 года, один Sd.Kfz.247 предполагался в составе штаба разведывательной роты. Вот только имелась маленькая проблема. Звалась она «отсутствие радиостанции». То, за что часто ругают Красную Армию, в полной мере касалось и вермахта. Штабная машина без радиостанции — так себе затея.

Поскольку машины шли без радиостанций, их ставили уже своими силами

Самое интересное в том, что обновленный штат K.St.N.1162 от 1 ноября 1941 года был уже без индекса Sd.Kfz.247. Пропал он и из руководств. Но — обозначение s.gl.gp.Pkw осталось. То есть как Sd.Kfz.247 машину уже не называли. Тем не менее, все выпущенные машины данного типа шли в армию как штабные бронетранспортеры. При этом их продолжали выпускать без какого-либо радийного оборудования. В таком виде они выглядели как пятое колесо в телеге, почему в войсках выкручивались, как могли.

Внутри было, скажем так, весьма плотно

На большинстве фронтовых фотографий Sd.Kfz.247 (4-rad) имеют то, чего их в штатной комплектации не полагалось. То есть радиостанцию. Состав радийного оборудования мог быть разным. Какие-то бронемашины получали комплект радийного оборудования Fu.Spr.Ger.a, какие-то Fu.Spr.Ger.f. Брали то, что имелось под рукой. В таком виде бронемашина становилась более подходящей для работы в составе штаба разведроты. Правда, откровенно неудачная компоновка кормовой части бронекорпуса не способствовала комфортной работе расчета. Размещение радиостанции не делало боевое отделение просторнее.

Состав радиооборудования мог отличаться

Еще одним острым вопросом стало обеспечение Sd.Kfz.247 (4-rad) вооружением. Его у броневика по сути и не было. Да, имелся пистолет-пулемет MP 38, но надо понимать, что много им не навоюешь. Поэтому некоторые экипажи приваривали вертлюги для пулемета MG 34. Далеко им ходить было не надо: необходимые детали имелись на бронетранспортерах Sd.Kfz.251 и Sd.Kfz.250. Последние начали появляться в штате K.St.N.1162 с 1942 года.

Часть подразделений также монтировала пулеметные вертлюги

Несмотря на крайнюю малочисленность, Sd.Kfz.247 (4-rad) всё же попадаются на фотографиях. Пиком их боевого применения стал 1942 год. Именно этим периодом датируется большинство снимков данных бронемашин. Впрочем, попадаются они и на снимках 1943 года. К тому моменту всё чаще вместо них применяли полугусеничные БТР семейства Sd.Kfz.250. Они, кстати, стали постепенно вытеснять и броневики-разведчики. Как показали бои 1941-42 годов, проходимость у бронемашин на шасси Horch оказалась не самой лучшей. Полугусы тут были явно более предпочтительными.

Sd.Kfz.247 (4-rad) оказался весьма специфичным броневиком. Это если говорить дипломатично

Ни одного броневика данного типа до наших дней не сохранилось, но они вполне себе попадаются на военно-исторических мероприятиях. Дело в том, что они хорошо подходят как прототипы для создания реплик. В отличие от бронемашин-разведчиков, у которых мотор находился сзади, тут задача заметно облегчается. Известно минимум 5 таких реплик, из них минимум 1 изготовлена в России. Сделала ее кузовная мануфактура Александра Бушуева, которая специализируется на репликах. Выглядит вполне похоже на оригинал, хотя и с условностями.

Реплика Sd.Kfz.247 (4-rad), которую построила кузовная мануфактура Александра Бушуева

В заключение стоит отметить, что Sd.Kfz.247 (4-rad) получился крайне сомнительной боевой единицей. Штабная бронемашина без радиостанции, без вооружения, еще и тесная. Не очень понятно, на что рассчитывали сверху, заказывая такую бронемашину. Тут даже лучше не на БТР-40 посмотреть, а на Scout Car M3/M3A1. Даже довоенный M3 явно превосходил немецкий аналог. Во многом это и объясняет, почему объем выпуска Sd.Kfz.247 (4-rad) был такой мизерный.

Символ германской военной промышленности

В 1931 году 24-летний сын Густава Альфрид Крупп вступил в СС, а четыре года спустя — в Национал-социалистический лётный корпус.

Сам Густав в 1931 году возглавил президиум Имперского союза германской промышленности. 20 февраля 1933-го он принял участие в секретной встрече промышленников с Гитлером и окончательно превратился в его сторонника. В ходе общения с главой Национал-социалистической немецкой рабочей партии промышленники пообещали выделить 3 млн марок на его избирательную кампанию, и уже вскоре Густав Крупп возглавил Фонд Адольфа Гитлера.

  • Адольф Гитлер и Густав Крупп

Также по теме

«Суть нацистского режима»: как Гитлер планировал создать «расу господ»

7 июня 1938 года в Австрии начали действовать нацистские законы об «охране германской крови». Населению аннексированной страны…

После прихода нацистов к власти Крупп получил огромный заказ на производство оружия. Густав постепенно приобщал к делам и своего наследника. В 1936 году Альфрид стал членом правления, а в 1938-м — директората концерна. Свой личный рейтинг в Третьем рейхе Крупп-младший поднял в 1936 году, завоевав бронзовую медаль в парусном спорте на Олимпийских играх. Вскоре Альфрид стал главой Имперского совета вооружений, а с 1942 года — ещё и советником рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера.

В 1941 году Густав пережил инсульт и начал передавать все свои дела сыну. В 1942 году Альфрид возглавил Фонд Адольфа Гитлера, а в 1943-м — и сам концерн.

В годы войны предприятия Круппов поставляли вермахту и СС танки, самоходки, автомобили, тягачи, артиллерию и боеприпасы. Гражданские производства были преимущественно свёрнуты.

На заводах Круппов эксплуатировался рабский труд остарбайтеров и узников концлагерей, а также использовалось оборудование, вывезенное из оккупированных нацистами стран.

  • Остарбайтеры

«Круппы являлись настоящим олицетворением, символом германской военной промышленности своей эпохи», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Константин Залесский.

В годы Второй мировой войны концерн Friedrich Krupp AG стал крупнейшим в истории немецкой экономики, однако по мере того, как приближался крах гитлеризма, предприятие также оказалось в опасности. Предприятия военно-промышленного комплекса стали подвергаться массированным бомбардировкам авиации стран — участников антигитлеровской коалиции. В мае 1945 года нацистский режим пал, и когда-то сверхприбыльный бизнес, а также сама семья Крупп оказались в руках союзников.

Mercedes l4500r Half-Truck

Эта модель Mercedes l4500 Half-Track оснащена гусеничным приводом на заднюю ось. Эта модификация позволила уменьшить вес машины. Но, несмотря на это, максимальная скорость грузовика снизилась до 36 км/час. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 112 л. с. Главный минус этой полугусеничной машины – это расход топлива, который составлял 200 литров на 100 километров. Тем не менее немецкая армия не отказалась от его использования, так как именно он помогал Вермахту ездить по бескрайним непроходимым полям России. 

Стоит отметить, в период с 1943 по 1944 год Mercedes L4500R стал одной из основных лошадок Восточного флота. В этот период Mercedes произвел 1486 автомобилей. 

Krupp LЗН6З

После окончания Первой мировой, Германии было запрещено заниматься производством военной продукции. В новых условиях Густав Крупп решил переориентировать свои заводы на выпуск мирной продукции, в том числе и автомобилей. В 1920 году был готов первый пятитонный грузовик Krupp.

Еще спустя восемь лет промышленный гигант выпустил новый автомобиль — LЗН6З. Обозначение автомобиля расшифровывалось следующим образом:

  • L — Lastwagen (грузовик)
  • 3 — грузоподъемность
  • H — легкая рама
  • 1 — номер модификации (может отсутствовать)
  • 6 — количество цилиндров в двигателе
  • 3 — количество осей

Визуально грузовик выделялся кузовом с высокими бортами, открытой кабиной упрощенного типа и массивным, рубленым оперением. Под капотом Krupp LЗН6З находился шестицилиндровый бензиновый мотор собственной разработки, мощностью 90 л.с. Он работал в паре с четырехступенчатой МКПП. Ведущие мосты оснащались блокирующимися дифференциалами. В 1936 году грузовик был модернизирован и получил индекс LЗН16З. Двигатель получил второй карбюратор в результате чего его мощность увеличилась до 110 л.с. Кроме того инженеры усилили подвеску и заменили гидравлическую тормозную систему на пневматическую.

Опыт войны на восточном фронте выявил у Krupp LЗН6З/LЗН16З недостаточную проходимость. Несмотря на межколесные блокировки, тяжелый и неповоротливый грузовик, на узких шинах часто застревал. И даже штатная лебедка не сильно облегчала ситуацию. В целом грузовик получился надежным и поставлялся в различные части вермахта. Хотя выпустили их не более 2 тыс. единиц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: