Белорусский дебют т-34-85. вспомнили первый бой модернизации легендарного танка

Подвиг Зиновия Колобанова

В августе 1941 немецкие части прорвали фронт и двигались к Ленинграду. Зачастую немцы не встречали сопротивления и стремительно продвигались колоннами по дорогам. Возникла угроза захвата немцами Гатчины. Сил для обороны города почти не было, на оборону бросили всего лишь одну танковую роту под командованием Зиновия Колобанова, накануне получившую 5 танков КВ, только что выпущенных в Ленинграде. Этими танками нужно было перекрыть три дороги, ведущие к городу. Колобанов принял решение отправить по две машины на крайние дороги, а сам с одним танком занял позицию на центральной.

Колобанов с экипажем

Колобанов грамотно выбрал позицию на участке, где с обоих сторон дороги находилась заболоченная местность, а сам танк был тщательно замаскирован. 20 августа появились немцы. Начали они с разведки — пролетела немецкая авиация, проехали мотоциклисты, но замаскированный танк им обнаружить не удалось. Наконец появилась немецкая танковая колонна. Подпустив врага, КВ открыл огонь. Сначала были уничтожены первая и последняя машина, затем Колобанов стал методично расстреливать остальные. Не сразу сообразив, откуда по ним стреляют, немцы, наконец, обнаружили КВ и открыли ответный огонь. Но всё было бесполезно. Через 30 минут все 22 немецких танка были уничтожены, а затем та же участь постигла и противотанковые пушки, пытавшиеся стрелять из хвоста колонны. Хотя танк понёс повреждения, была заклинена башня, разбиты приборы наблюдения, броня выдержала. После боя на ней насчитали более 100 попаданий. Всего же рота Колобанова за этот день уничтожила 43 танка противника.

Пожары и окружение

Хотя 3 июля 1944 г. Минск был освобожден, в донесении Шарова от 4 июля 1944 г. говорится о многочисленных поджогах, сделанных в Минске немецкими войсками. Среди прочего отмечается, что «и сейчас еще не утихают пожары», несмотря на то, что в город сразу же прибыли специальные пожарные команды и приступили к тушению очагов возгорания. Шаров сообщает, что горят жилые дома и школы, а также «замечательный по архитектуре огромный дом Красной армии». Шаров отметил в своем донесении и взрывающиеся заминированные здания. Кроме того, вокруг города еще находились разрозненные гитлеровские части, которые представляли угрозу и пытались продвигаться в западном направлении, в том числе к Минску.

В результате предпринятой перегруппировки советских частей, в ночь на 6 июля были успешно отбиты все попытки противника пробиться, взято в плен несколько тысяч гитлеровцев. Однако ликвидация немецкой группировки, окруженной на востоке и юго-востоке от Минска («Минский котел»), продолжалась до 11 июля. Вырваться из него фашистским войскам так и не удалось, хотя Гитлер обратился по радио к командованию окруженной группировки с приказом, в котором требовал сделать все, чтобы выйти из окружения. В результате противник потерял 70 тыс. человек убитыми, более 30 тыс. человек были взяты в плен, в том числе 12 генералов.

В центре советско-германского фронта образовалась огромная брешь протяженностью до 400 км. Для того, чтобы закрыть ее в короткие сроки, немецкое командование не имело сил. Поэтому, пока часть советских войск заканчивала ликвидацию окруженной группировки под Минском, главные силы трех Белорусских фронтов стремительно продвигались к западным границам СССР.

Освобождение Минска стало закономерным итогом Белорусской наступательной операции «Багратион». Это был не только стратегический шаг, приблизивший конец Третьего Рейха, но и во многом символический, ведь Минск – один из первых советских городов, принявших на себя удар гитлеровской военной машины.

Подготовил Андрей Холодцов

Вооружение

В данном случае предпринята попытка сохранить принцип «один выстрел – песец котенку». Поэтому первоначальный образец делаем на базе грабинской дивизионки Ф-28 калибра 95-мм. Но длиной канала ствола в 26 калибра против 37.

Вес ОФ снаряда 13,3 кг; вес заряда 2,0 кг; длина выстрела 900 мм, вес патрона 19,5 кг, начальная порядка скорость 510 м/с; давление 2415 кг/см2 (0,2…240 МПа). Вес калиберного бронебойного снаряда 9 кг, вес заряда 2,0 кг, длина выстрела 900 мм, вес патрона 16 кг, начальная порядка скорость 620 м/с.

Кинетическая энергия бронебойного снаряда пусть не на очень много (около 20%), но выше, чем у 76-мм Ф-34, зато фугас в два раза толще.

А позже можно и полноценную Ф-28 прикрутить.

Вооружение танка Т-34

Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.

Масса орудия, кг – Около 1700
Боекомплект, сн. — 77
Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
Прицельная дальность, м, — 1500
Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 100+/90°
Скорострельность, выстр./мин – до 5
Дополнительное вооружение:
Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.

Защищённость

Уровень бронезащиты Т-34 обеспечивал ему летом 1941 года надёжную защиту от всех штатных противотанковых средств вермахта. 37-мм противотанковые пушки Pak 35/36, составлявшие подавляющее большинство противотанковых орудий вермахта, имели какие-либо шансы пробить лобовую броню лишь при попадании в ослабленные места. Борта Т-34 37-мм калиберными снарядами поражались лишь в вертикальной нижней части и на малых дистанциях, причём не давая гарантированного заброневого действия. Более эффективными оказались подкалиберные снаряды, способные сравнительно эффективно пробивать нижнюю часть борта и борта башни, однако реальная дальность стрельбы ими не превышала 300 м, а их заброневое действие было низким — зачастую сердечник из карбида вольфрама после пробития брони рассыпался в песок, не причиняя вреда экипажу. Малоэффективной против лобовой брони Т-34 оказалась и 50-мм пушка KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, устанавливавшаяся на танках PzKpfw III Ausf.F — Ausf.J. Короткоствольные 75-мм пушки KwK 37, устанавливавшиеся на ранних модификациях PzKpfw IV и StuG III, были ещё менее эффективны, и бронебойным снарядом, за исключением попаданий в ослабленные зоны, могли поражать лишь нижнюю часть бортов на дистанциях менее 100 метров. Однако ситуацию сильно сглаживало наличие в её боекомплекте кумулятивного снаряда — хотя последний срабатывал лишь при сравнительно небольших углах встречи с бронёй и против лобовой защиты Т-34 также был малоэффективен, но большая часть танка поражалась им легко.
Первым же действительно эффективным средством борьбы с Т-34 стала 75-мм противотанковая пушка Pak 40, появившаяся в войсках в сколько-нибудь заметных количествах к весне 1942 года и 75-мм танковая пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра, устанавливавшаяся на танках PzKpfw IV и штурмовых орудиях StuG.III с лета того же года. Калиберный бронебойный снаряд KwK 40 при курсовом угле 0° поражал лобовую броню корпуса Т-34 с дистанции в 1000 м и менее, тогда как лоб башни в районе маски орудия поражался уже с 1 км и более.
При этом броня высокой твёрдости, применявшаяся на Т-34, была склонна к образованию сколов с внутренней стороны даже при рикошете снаряда. Так, длинноствольные 75-мм орудия образовывали опасные осколки при попадании на дистанциях до 2 км, а 88-мм — уже до 3 км.
Однако в течение 1942 года длинноствольных 75-мм орудий было выпущено сравнительно мало, и основную массу доступных вермахту противотанковых средств по-прежнему составляли 37-мм и 50-мм пушки. 50-мм же орудиям на нормальных дистанциях боя летом 1942 года для выведения Т-34 из строя требовалось в среднем 5 попаданий остродефицитными подкалиберными снарядами.

По воспоминаниям одного из создателей танка — А. А. Морозова:
«Танк Т-34 хорош не столько своими боевыми качествами, сколько предельной простотой в производстве, эксплуатации и ремонте, надёжностью, низкой стоимостью и возможностью массового производства на любом машиностроительном заводе.

Эти ценные качества были достигнуты в результате настойчивой борьбы конструкторов и технологов за минимальную массу и трудоёмкость каждой детали танка, в стремлении везде и во всём разумно экономить, добиваясь предельной простоты, дешевизны и надёжности.

Таким образом, к началу войны нам удалось создать и поставить на серийное производство новый средний танк, превосходящий по боевым свойствам и приспособленности к массовому производству средние танки фашистской Германии, который стал не только любимым танкистами грозным оружием, но и образцом простой и надёжной боевой машины».

Через несколько деситялетий двигатель Т-34 послужил прототипом для создания двигателя В-45 на экспериментальный вариант основного танка Т-64А, прототипа Т-72, а его модификация В-46 использовалась в танке Т-72 «Урал».

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х, многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия. Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
Башня Т-34 — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. Хотя другие типы башен также собирались при помощи сварки, именно башни первоначального типа известны в литературе под названием «сварных».

3/ Первый в мире танковый конвейер

Первые танки Т-34 в декабре 1941 года на Уралвагонзаводе (в годы войны − Уральский танковый завод, УТЗ) были собраны из узлов, прибывших из Харькова во время эвакуации. В январе 1942 года в цехах УТЗ организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. По мощности в течение четырех военных лет тагильский завод оказался равен всем прочим производителям «тридцатьчетверок» и превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы Рейха.

В самоволку… на врага!

В целом к началу операции «Багратион» войска, готовящиеся действовать в Беларуси, имели около 810 Т-34-85, распределенных в основном по элитным соединениям. Обновленный 2 гв. Тацинский тк имел 210 новых единиц. И готовился ударить всей своей мощью во фланг оршанской группировки противника. «К 8.00 26.6.44 г. 2 Гв.ТТК вышел на рубеж ввода в прорыв: ШЕМТЕРЕВО, ЗАПРУДЬЕ, МЕЖЕВО и в 9.00 вошел в соприкосновение с противником на участке ДОРЖЕНИЦЫ, ЖЕЛЕЕВО», рассказывают нам Материалы по действиям подвижных войск в Белорусской операции июня-августа 1944 года ЦАМО России. Но исторический момент первого применения Т-34-85 к этому времени уже случился 23 июня, причем совершенно незапланированно. Как это случилось?

Предпосылка к этому неожиданному бою проистекала из нарочитой предусмотрительности самого комкора. Перед идущей маршем основной колонной соединения, словно растопыренные в сторону руки, действовали «глаза» – передовые отряды головной бригады. «Богатый боевой опыт заставлял А.С. Бурдейного принимать меры, чтобы не вступать в бой вслепую», поясняет причину большой роли разведки в своей книге «Операция «Багратион». «Сталинский блицкриг» в Белоруссии» Алексей Исаев. «Несмотря на приказ – не ввязываться в бой до начала движения корпуса, – передовой отряд 4-й гв. танковой бригады… все же втянулся…», продолжает автор. Если можно так выразиться – «за компанию»: перед авангардом корпуса шла пехота 84 сд, поддержанная 35 гв. тп на ИС-1 и 345 тсап на СУ-152. Точнее, наши были обстреляны врагом и ввязались в перестрелку: «…подверглась воздействию огня танков, самоходной арт. пр-ка… вели совместно с 35 ТТП и 435 САП (тут ошибка — нужно читать 345. — Авт.) огневой бой на сев-вост. скатах безымянной высоты 500 м. сев-зап. Заволны». Судя по карте издания 1940 года, которая лежит перед нами, враг укрепился, обороняя перекресток дорог Шибаны — Ласырщики — Заволны и большак Осинторф — Буды, единственной местной транспортной артерией, вписанной в лесисто-болотистую, холмистую местность.

Всего по описи из ЦАМО в 4 гв. тбр на ходу было 66 Т-34 (модификаций «76» и «85»), количество единиц техники в увлекшемся перестрелкой передовом отряде неизвестно. С этими силами бригада и вошла в историю, опробовав свои новенькие Т-34-85 в бою. Основная же часть корпуса 23 июня еще находилась в исходном районе – восточнее бывшей деревни Новое Село нынешнего Дубровенского района (примерно в 7 км от передового отряда).

Корпус

Конструкция уже освоена в производстве, поэтому кардинальных изменений не будет. Легко узнаваемый наклон броневых листов. Надгусеничные полки. Небольшое изменение МТО привело бы небольшому выходу кормовой части корпуса за пределы шасси. Не критично. Но можно обойтись и без этого. В итоге в конструкции кормовой части появилась дополнительная деталь. А сама она по форме стала напоминать таковую у Т-50. Для вожделенного изменения положения люка мехвода нам требуются как минимум ещё сантиметров двадцать длины. Можно установить рубку как на одном из А-34. Можно слегка изменить носовую часть, установив более массивную литую деталь в вместе соединения лобовых листов.

Первый вариант вроде бы слишком архаичен. Но не требует серьёзных изменений в шаблонах. Тем более что в урезанном варианте на машинах образца 1940 года он присутствовал. К тому же на ИС-4 рубка  водителя смотрелась вполне органично.

Второй вариант так и так потребуется – ВЛД доводится до 75 мм.

В сочетании с уменьшением высоты корпуса на десять сантиметров на его крыше появляется место под люк диаметром порядка 450 мм в свету для механика водителя.

Третий вариант – забить на это дело. Военные при решении вопроса о бронестойкости ВЛД  и удобстве эксплуатации машины экипажем, на Т-43 сделали выбор в пользу последнего. А в 1944 году при проработке вариантов модернизации  Т-34-85 нашли возможность усилить лобовое бронирование без изменения конструкции. И такой вариант в глазах тех же военных выглядел вполне конкурентоспособным на фоне Т-44.

Но мне ближе вариант № 2. Что реально сделали в 1944 году с подвеской передних катков, чтобы она безболезненно держала и толстую башню с длинным стволом, и мощную бронеплиту ВЛД – я не знаю. В предлагаемом же варианте есть возможность поставить на передние катки стандартную пружину.

В результате проведенных махинаций длина корпуса осталась прежней, а его высота уменьшилась. При сохранении технологии изготовления. Потом и полки можно убрать, упростив корпус по максимуму, и нарастив лобовую броню до 90 мм, а бортовую – 40 мм до 60 мм.

В общем, есть скромное желание, чтобы немцы в 1942 году если уж не Рак-40, то хотя бы Рак-38 ласково называли «колотушкой».

Замена масла — раз в пять лет

— Когда узнал, что доверят командовать настоящей «тридцатьчетверкой», — сильно волновался, — рассказывает Денис Зевалич, начальник лаборатории кафедры устройства и эксплуатации бронетанкового вооружения. —  Это настоящий танк-солдат, прошедший войну, только посмотрите, сколько «ран» на его броне.

Перед тем как встать в строй, танк был модернизирован на 140-м ремонтном заводе. Нужно было восстановить двигатель, отремонтировать подвеску и сделать машину чуть более комфортной в обслуживании, чем оригинал.

— Поставили систему запуска двигателя воздухом, систему подогрева, чтобы танк лучше запускался зимой, своеобразное Webasto.

На первых Т-34-76 танковое переговорное устройство работало ужасно. Поэтому командир танка просто ставил механику-водителю ноги на плечи и управлял им при помощи заранее определенных сигналов.

— На 140-м заводе поставили в танк отличную радиостанцию. С ее помощью отдаю команды механику-водителю. Наш экипаж — два человека вместо пяти, поэтому в танке пространства хватает каждому.

Масло в танке меняется раз в пять лет или в зависимости от пройденного километража. Для замены необходимо несколько десятков литров.

— Пробег сейчас у танка небольшой — машина занята в основном на репетиции парада, ну еще снимается в фильмах. К нам нередко приезжают российские кинематографисты, представители Wargaming.

Яростная атака

Интересен еще один случай. Во время боев на подступах к Минску рота средних танков 1-го танкового батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового Тацинского корпуса под командованием гвардии старшего лейтенанта Александра Яковлева также была одной из первых, что ворвались в Минск. Завязав бой за товарную станцию, рота окружила отступающего противника и взяла в плен 560 вражеских солдат и офицеров вместе с командиром этого подразделения. 3 июля на подступах к городу танковая рота Яковлева уничтожила еще до 100 солдат и офицеров Вермахта, а также одно немецкое орудие противотанковой обороны. Всего за период с 26 июня по 6 июля 1944 г. ротой Яковлева было уничтожено 12 пушек разного калибра, 26 ручных пулеметов, 47 бронетранспортеров, 462 автомашины, 1470 немецких солдат и офицеров.

Колонна уничтоженной немецкой техники. Окрестности Бобруйска, 1944 г. 

За этот же период рота захватила 260 автомашин, 2 эшелона с военными грузами, 2 паровоза и взяла в плен до 750 солдат и офицеров Вермахта. При этом старший лейтенант лично уничтожил 1 танк и 4 пушки, а также взял в плен до 200 немецких солдат и офицеров. За проявленный героизм и умение управлять в бою ротой Яковлев был представлен к званию Героя Советского Союза.

В боях за освобождение Минска проявил мужество и отвагу и командир батареи 529-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка лейтенант Михаил Довбыш. При прорыве вражеской обороны батарея под его командованием прокладывала путь нашей пехоте, а в одном из боев отбила 6 контратак противника. За десять дней сражений батарея уничтожила 2 танка, 1 самоходное орудие, 2 ДЗОТа, 7 пулеметов. 38 солдат и 2 офицеров было взято в плен. За бои при освобождении Минска лейтенант Довбыш был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Этим же орденом был награжден и командир 529-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка капитан Михаил Романов за участие в боях по овладению белорусскими городами Дубравна, Орша и Минск при ликвидации окруженной группировки гитлеровцев.

4/ Первая в мире автосварка


Автоматическая сварочная установка для приварки крыши к корпусу башни. 1944-1945 гг. Фотография из фондов музея УВЗ

При производстве Т-34 впервые в мире была применена конвейерная сварка брони. Первым ее освоил УТЗ в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован Институт электросварки под руководством Евгения Патона. Благодаря новой технологии скорость сварки, а значит, и выпуска новых Т-34 увеличилась в несколько раз. Сварка под флюсом повышала и прочность машины – сварочный шов оказывался даже крепче самой брони. Кроме того, справиться с новым видом сварки могли даже ученики, что в условиях кадрового голода было бесценным. Постепенно технология автосварки распространилась и на другие танковые заводы. Немцы освоили сварочные автоматы только в 1944 году.  

Вопрос 17

25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?

  • Гасконь
  • Бургундия
  • Прованс
  • Нормандия

2/ Испытания ценой жизни

Колонна танков Т-34-85 2-го Дальневосточного фронта

В марте 1940 года Кошкин принял личное участие в пробеге-испытании на опытных «тридцать четвертых». Два танка своим ходом прошли по маршруту Харьков – Москва и добрались до Кремля, где руководству страны был устроен показ новых машин. Пробег, проходивший в тяжелых условиях и при повышенной секретности, стоил Михаилу Кошкину жизни – конструктор простудил легкие и в скором времени скончался, не дожив до боевого триумфа своего детища. История пробега стала основой для российского художественного фильма «Танки», выпущенного в 2018 году.
  

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 — минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 — Смотреть основную статью.

Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 — Смотреть основную статью.

СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т — Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

Минская наступательная операция

Именно поэтому освобождение Минска стало еще одним гвоздем в гроб фашистского Рейха. Город был освобожден 3 июля 1944 г. в ходе Минской наступательной операции, ставшей одним из ключевых этапов Белорусской стратегической операции 1944 г. под кодовым наименованием «Багратион», целями которой были разгром немецкой группы армий «Центр». К 75-летию освобождения столицы Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на сайте Министерства обороны России были опубликованы в специальном разделе рассекреченные документы, посвященные освобождению города.

Так, из опубликованных документов можно узнать, что 31 мая 1944 г. Ставкой Верховного Главнокомандования была издана директива, согласно которой войска 2-го Белорусского фронта не позже 30 июня – 1 июля должны были форсировать реку Березина с дальнейшим развитием стремительного наступления в направлении Минска и не позже 7‑8 июля овладеть городом. А уже в боевом донесении от 3 июля 1944 г. начальнику Генерального штаба Красной Армии Маршалу Советского Союза Александру Василевскому начальник штаба 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Александр Покровский сообщал о том, что войска 31-й армии во взаимодействии с частями 5-й танковой армии, успешно развивая наступление, в 9.00 утра 3 июля стремительной атакой танков и пехоты овладели столицей Беларуси – Минском.

Т-34. Минск, 3 июля 1944 г. 

Интересно, что одними из первых в Минск на предельной скорости ворвались танки 2-го танкового батальона 5-й гвардейской танковой армии. При этом танкисты за ночь со 2-го на 3-е июля совершили 70-километровый марш, а экипажи машин не отдыхали на протяжении 3-х суток. Серьезного сопротивления противник в самом городе уже оказать не мог, так как был деморализован темпами наступления наших частей.

«Эти трое суток нам не пришлось поспать. Нам иногда не было времени даже покушать. Но это все уже позади, дорогие мои друзья… Перед нами Минск – столичный город. Тысячи советских граждан ждут там нас, ждут с нетерпением своего освобождения. И забыв об усталости, мы должны думать об одном: только вперед. В этих боях, как никогда, честь и слава гвардейцев должна проявиться и проявиться с новой силой», – рассказал сразу после освобождения Минска гвардии капитан Скрипов, командир 2-го танкового батальона.

СУ-85 на площади Ленина. Минск, июль 1944г. 

Именно этот батальон оказался в числе первых вошедших в город, разгромив в 17 км от Минска немецкую группировку, оборонявшую подступы к городу. Этим танкисты ликвидировали последний вражеский узел обороны, преграждавший путь к столице БССР. Таким образом, не встречая серьезного сопротивления в самом городе, утром 3 июля 1944 г. советские войска освободили Минск. Разбитые остатки немецких войск, бросая технику и оружие, бежали из города. Население со слезами радости на глазах встречало своих освободителей, а колонны советских танков, проходящие по городу, забрасывались цветами.

В одном из документов это описывается так: «танки были больше похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины». В этот же день был издан приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза Иосифа Сталина об овладении столицей Советской Беларуси – городом Минском. За умелые и героические действия в Минской операции свыше 50 соединений и частей были удостоены почетного наименования Минских.

Минск, июль 1944 г. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: