Полярный летчик

Звание генерала за боевые заслуги

За налет на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина, и тут же был снят с должности командира дивизии ввиду больших потерь. Командование дивизией принял полковник Александр Голованов, в будущем маршал авиации и командующий авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. А Водопьянов остался в дивизии в качестве рядового летчика. Это было его собственным решением – он хотел сражаться с врагом в любом качестве.

Закончились боевые вылеты Героя Советского Союза после довольно нелепой аварии – бортовой техник на взлете убрал шасси раньше времени. Водопьянов получил серьезные травмы и четыре месяца лечился в госпитали. После этого приказом командования он был направлен в Казани военпредом, где ему предстояло принимать новые бомбардировщики.

Водопьянов работал на совесть, но однажды обратился Голованову, тогда уже генералу, с вопросом – должен ли он иметь воинское звание?

«Конечно», — ответил удивленный генерал.

«А у меня его нет», — сказал Водопьянов.

Действительно, получилась странная ситуация. В свое время ему присвоили звание комбрига, которое потом упразднили. Но Водопьянова не аттестовали, и получился он этаким «гусаром танковых войск».

Но какое звание ему присваивать? С одной стороны, Водопьянов был на тот момент рядовым летчиком. Но его статус, опыт, звание Героя Советского Союза, возраст, наконец, требовали соответствующей оценки. И Голованов подал документы на присвоение Михаилу Водопьянову звания «генерал-майор». Как писал позднее сам Голованов: «Это был первый полярный летчик, получивший высокое звание генерала за свои личные боевые заслуги».

На приполярном аэродроме перед вылетом на Северный полюс. Фото: РИА Новости

О книге

Детский возраст – это когда тебе все интересно, все в мире кажется чудесным, любопытным, а сам мир – насыщенным и ярким. Это период, который дает основу для развития и представление обо всем, что тебя окружает. Детская литература становится способом легко, образно и увлекательно рассказать о самом главном.

Одной из выделяющихся книг, написанных в жанре детские приключения, является работа Водопьянов Михаил Васильевич «Полярный летчик». Произведение наполнено атмосферой детства, теплой и чарующей, которая так важна в этом возрасте. Зрительные образы настолько объемны, что из этого мира не хочется возвращаться в реальность.

Мечта пилота

Водопьянов, по-настоящему полюбивший Арктику, в 1935 году занялся прокладкой новых воздушных трасс: Нагаево, Гижига, Анадырь, Уэлен, Мыс Шмидта… В «челюскинских» местах он отыскал свой М-10-94, который годом раньше, покидая Чукотку, передал лётчику Фабио Фариху. После очередной аварии самолёт «отдыхал» в сугробе, но оказался ремонтопригодным. На пароходе его доставили во Владивосток, оттуда — в Москву. Вскоре по предложению тех самых комсомольцев, которые уже помогали Водопьянову с этой машиной, было решено отремонтировать её и отправить в Испанию, где началась гражданская война. Из-за сменившего номер М-10-94 рисунка на борту самолёт прозвали «дьяболито рохо» — «красный чертёнок». На этом Р-5, укомплектованном пулемётом, сражался за республиканцев советский доброволец — лётчик Александр Шухов. В итоге легендарный самолёт погиб под бомбами при налёте противника на аэродром.

Водопьянов тем временем грезил Северным полюсом: «Много смелых людей погибло на этом пути… Передо мной вставали образы смельчаков, отдавших свою жизнь покорению Арктики: Виллем Баренц, Георгий Брусилов, Роальд Амундсен, Владимир Русанов, Георгий Седов…» Михаил Васильевич даже написал повесть «Мечта пилота», герой которой лётчик Бесфамильный отправлялся на полюс.

Вскоре мечта сбылась: Водопьянову поручили возглавить первый в мире полёт на «купол» и доставить туда экспедицию «Северный полюс» во главе с полярником, географом, бывшим чекистом Иваном Папаниным.

Биография

Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.

В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля. С 1920 года — помощник шофёра. С 1921 года — шофёр. С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.

Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта «Конёк-горбунок». 1925 год.

В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта». В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске.

9 января 1930 года на самолёте «СССР-127» проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и протяженностью 1130 км. Первый маршрут перелета готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом.

С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.

Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).

В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В марте 1935 года совершил перелет по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Магадан — Гижига — Анадырь — Уэлен — Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации почтовой и пассажирской связи по данному маршруту, определить требования к самолёту в условиях Севера.


На приполярном аэродроме перед вылетом на Северный полюс

В —1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).

4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.

10—21 марта 1939 года — делегат XVIII съезда ВКП(б).

Участник советско-финляндской войны — в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. 2 февраля 1940 года присвоено воинское звание комбрига.

Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В 1941—1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 — в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. С декабря 1944 — в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

С февраля 1946 года в запасе в звании генерал-майора.

Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Прямая речь

О награде за спасение челюскинцев (М. Водопьянов «Путь летчика»): «Тринадцатого апреля, ровно через два месяца после гибели парохода «Челюскин», был отдан рапорт партии и правительству о спасении всех челюскинцев. В ночь на четырнадцатое апреля мы слушали ответную радиограмму, полученную из Москвы:

«Ванкарем, Уэлен.

Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину

Восхищены Вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся Вашей победой над силами стихии. Рады, что Вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой родины.

Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР:

1) об установлении высшей степени отличия, связанного в проявлением геройского подвига, — звания «Героя Советского Союза»,

2) о присвоении летчикам: Ляпидевскому, Лепаневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания «Героев Советского Союза»,

3) о награждении орденом Ленина поименованных летчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалования.

И. Сталин. В. Молотов. К. Ворошилов. В. Куйбышев. А. Жданов».

Мы долго стояли молча. У каждого сердце наполнилось нескончаемой радостью».

О первой в мире высадке на Северном полюсе (там же): «Мысль, что я веду самолет на полюс, вызывала во мне такие бурные приливы радости, что мне стоило большого труда сдерживать волнение и спокойно вести машину по заданному курсу.

Мы постепенно набираем высоту. Вот уже тысяча метров. Мороз двадцать три градуса. Дует ровный встречный ветер. Путевая скорость незначительна. Самолет идет спокойно; отсутствует качка, опасная для нашей перегруженной машины.

Бассейн подошел ко мне:

— Товарищ командир, через час, а может быть и раньше, один из моторов выйдет из строя.

Эти слова не сразу дошли до сознания, хотя Бассейн с предельной ясностью и четкостью рассказал о создавшемся положении. Мои мысли были далеко, там — на полюсе.

— Какой мотор? Почему?

— Левый средний, — ответил Бассейн. — Мотор где-то под крылом теряет антифриз. Вероятно, в радиаторе течь.

Пока мы с Бабушкиным неуклонно вели машину вперед, Бассейн, Морозов и Петенин не теряли ни минуты. Они прорезали металлическую обшивку нижней части крыла, нашли в верхней части радиатора течь во фланце и поспешно обмотали трубку фланца изоляционной лентой и тесьмой. Но потеря антифриза не прекращалась. Драгоценная жидкость капля за каплей уходила из мотора.

Трудно определить, кому из механиков первому пришел в голову еще один способ спасения сочившейся из мотора жидкости. Возможно, что всем троим одновременно. Во всяком случае, все они дружно взялись за работу. Размотали ленту, стали прикладывать к трещине во фланце сухие тряпки и, когда тряпки пропитывались жидкостью, отжимали их в ведро, а затем с помощью насоса перекачивали жидкость обратно в бачок мотора.

Для этой, казалось бы, несложной операции механикам пришлось снять перчатки и в двадцатиградусный мороз, при сильном ветре, высовывать наружу голые руки. Очень скоро обмороженные руки покрылись кровавыми ссадинами, а на ладонях от ожогов горячей жидкостью появились волдыри.

На самолете все знали, что мы приближаемся к цели. Люди притихли и с нетерпением ждали заветного сообщения Спирина.

И вот Иван Тимофеевич снова вышел из своей рубки.

Теперь на лице его сияла улыбка. Он подошел ко мне и произнес торжественно и тихо:

— Под нами полюс!

Мне захотелось запеть во весь голос, да так, чтобы услышала вся родная страна! Непередаваемо прекрасное чувство захватило в этот момент все мое существо.

Полюс! Веками стремились сюда люди. Они жертвовали своей жизнью, пытаясь пробить путь к вершине мира.

И вот я — в прошлом простой деревенский парень, ныне летчик, воспитанный большевистской партией, — нахожусь над полюсом! Еще несколько минут, — и я посажу нашу машину там, где никогда не садился ни один самолет».

Воспоминания

Гражданские

Пругло Василий Михайлович

После освобождения хутора нас заставляли ночами дежурить для того, чтобы вовремя обнаруживать бежавшие из окружения части немцев и румын. Нам говорили, что они голодные и будут стараться заходить в хутора, чтобы чем-нибудь поживиться. Вот мы с винтовками и бродили всю ночь, вслушиваясь в темноту.

Гражданские

Барсученко Мария Тимофеевна

Начальник станции говорит: «Литневская и Гончаров, идите в разведку, посмотрите, что на станции делается». Мы пошли. Прошли, наверное, половину, смотрю, Гончаров варежкой так делает, кладет на рельсы и сел. Я говорю: «Петр Иванович, вы что, плохо вам?». Отвечает: «Нет, Маня, не плохо. Я туда не пойду. У меня дети, будут плакать за мной. А у тебя никого нету, плакать за тобой некому, иди». Я говорю: «Вы что?». «А ничего», — отвечает он.

Танкисты

Пилипенко Николай Варфоломеевич

Очень часто, мы теряли много людей. Немцы следили за нашей частью так, что мы даже не могли расположиться надолго в одном месте, часто переезжали. Это мешало выпуску танковых деталей.

Артиллеристы

Терещенко Михаил Васильевич

В моем подчинении было четыре орудия, расположенных друг от друга метрах в тридцати. Они не выставлялись строго по прямой линии, могли стоять кто чуть впереди, а кто-то слегка позади, в зависимости от местности и от необходимости. Иногда всю батарею не разворачивали, ограничившись парой орудий. Для контрбатарейной борьбы часто использовались бризантные боеприпасы, у которых на взрывателе выставлялась дальность срабатывания.

Танкисты

Хомич Анатолий Семенович

Тогда я понимал, что я, возможно, уже не жилец, действовал так, будто я смертник. Меня убить было очень легко: пришел бы немец со стороны, гранату кинул и все, меня бы разорвало. В голове у меня тем временем вырисовывался бой: если будут стрелять, тогда я гранату кину. Все равно терять мне уже нечего. Как только все утихло, я вылез, дополз до кустов, там уже перебежками добрался до места.

Летчики-бомбардировщики

Брок-Бельцова Галина Павловна, часть 2

Враг не дурак! Он технику знает иногда лучше, чем тот, который ею управляет. Поэтому, зная наши мертвые зоны, он, чтобы мы не смогли по нему стрелять, заходил с той стороны один или два раза и уходил, чтобы развернуться и свои пушки направить на нас. И какая хитрость остается, если ты его не можешь сбить, зная, что он сейчас собьет тебя?! – Летчик бросает машину вверх, вниз, в сторону, не дает противнику прицелиться. Это уловка – да, это выход – да! Надо уметь найти выход из любой критической ситуации.

Связисты

Аношкин Владимир Иванович

Я вел наблюдение за экраном, засекая появившиеся немецкие самолеты, а планшетистка на планшете отмечала цель и вела ее. Еще в пункте наведения авиации обязательно был офицер, который в совершенстве владел немецким языком. Он прослушивал все переговоры летчиков, в основном немецких, анализировал полученные ими команды и переговоры между собой

Краснофлотцы

Балакирев Рем Васильевич

Бронекатера проскочили кое-какие, а у нас скорость поменьше, и два катера наших подбили. В мотор попали из крупнокалиберного пулемета, он заглох, мы вылетели на дамбу и стали мишенью для немецких пулеметов и артиллерии (с правой стороны были немецкие позиции). Пришлось с катера прыгать в воду. Все спрятались за катер, потому что строчили из пулеметов невозможно, весь борт был пробит.

Показать Ещё

«Эффект неожиданности»

Вечером 7 августа 1941 года 13 (согласно некоторым источникам — 15) бомбардировщиков ДБ-3Ф, которые несли на борту бомбы ФАБ-100 и листовки с фотографиями подбитой германской техники и погибших нацистских солдат, поднялись в воздух с аэродрома Кагул. Полёт проходил над морем на высоте около 7 тыс. м в тяжелейших условиях. Температура воздуха достигала минус 35—45 градусов по Цельсию. А между островами Готланд и Борнхольм советские самолёты попали в грозовую облачность.

Тем из пилотов, которые по техническим причинам не могли долететь до Берлина, были назначены запасные цели. Столицы Третьего рейха достигли пять советских самолётов (остальные нанесли удары по Штеттину).

Также по теме


«Всегда умел удивить»: в чём секрет воздушных побед дважды Героя Советского Союза Василия Зайцева

110 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, лётчик-ас Василий Зайцев. По словам военных историков, за годы Великой…

Сотрудники противовоздушной обороны Берлина не ожидали удара, поэтому город был прекрасно освещён. Около половины второго ночи 8 августа 1941 года советские самолёты сбросили бомбы в районе нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа Берлина.

«Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!» — сообщил советский радист Василий Кротенко.

По словам Григория Попова, «немецкое командование не думало, что такое вообще возможно. Удар оказался удачным за счёт эффекта неожиданности».

Андрей Горбунов, в свою очередь, напомнил, что сразу после бомбардировки немцы даже не рассматривали возможность того, что удар мог быть нанесён советской авиацией, и обвинили во всём англичан. Однако те все обвинения категорически отвергли.

  • Полковник Е.Н. Преображенский с экипажем своего корабля

8 августа участникам бомбардировки нацистской столицы была объявлена благодарность и назначена денежная премия. А указом от 13 августа звание Героя Советского Союза получили полковник Преображенский, пилоты Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин и флагманский штурман полка Пётр Хохлов. Остальные советские военнослужащие, участвовавшие в авиаударе и подготовке к нему, были награждены орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Бомбардировки Германии продолжились. Всего с 8 августа по 4 сентября 1941 года лётчики Балтийского флота совершили 86 вылетов на Третий рейх, и в ходе тридцати трёх из них были произведены бомбардировки Берлина. В результате действий советской морской авиации в нацистской столице было зафиксировано 32 пожара. При этом группа Преображенского потеряла 18 самолётов и семь экипажей.

  • ТБ-7 в полёте

Параллельно с морской авиацией Берлин бомбила 81-я дальняя авиационная дивизия дальнего действия, подчинявшаяся командующему ВВС Красной армии генерал-лейтенанту авиации Павлу Жигареву. Первая группа её пилотов на самолётах ТБ-7 и Ер-2 отправилась бомбить столицу Третьего рейха 10 августа 1941 года. 81-я дивизия бомбила Берлин вплоть до 5 сентября 1941 года, сбросив на нацистскую столицу в общей сложности 21,5 т бомб. Морская авиация, в свою очередь, сбросила на Берлин 36 т бомб и 34 контейнера с листовками.

  • Экипаж бомбардировщика ДБ-3

В сентябре аэродромы, позволявшие наносить удары по Берлину, были захвачены вермахтом. Бомбардировки столицы Третьего рейха прекратились до тех пор, пока линия фронта снова не сдвинулась на запад.

«Бомбардировками Берлина в 1941 года наши лётчики показали, что воля советского народа не сломлена, а авиация не уничтожена и способна решать сложные технические задачи», — подытожил Сергей Перелыгин.

Библиография

  • Мечта пилота. – М.: Молодая гвардия, 1936. — 192 с.
  • Полёт на Землю Франца Иосифа / М. В. Водопьянов, Герой Сов. Союза; Под ред. нач. Полярной авиации Главсевморпути Героя Сов. Союза М. И. Шевелёва. — Москва; Ленинград: ОНТИ. Глав. ред. науч.-попул. и юношеской лит-ры, 1937 (Москва: Образцовая тип.). — 178, с.
  • Полёты / Михаил Водопьянов, Герой Советского Союза. — Ленинград: Издательство Главсевморпути, 1937. — 591, с., вкл. л. ил.
  • Рассказ о моей жизни. — Москва: Советский писатель, 1937. — 152 с.
  • Дважды на полюсе / Герой Сов. Союза М. В. Водопьянов; Худож. И. Д. Кричевский. — Москва: Сов. писатель, 1938 (Тип. «Искра революции»). — 264 с.
  • К сердцу Арктики. — Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1939. — 314, с.: ил. — (Полярная библиотека).
  • Мой путь к полюсу: / М. В. Водопьянов, Герой Сов. Союза; . — Хабаровск: Дальгиз, 1939. — 268 с.
  • Полюс ().
  • Воздушный экспресс. (Окно в будущее) // Техника молодёжи. — 1949. — № 6. — С. 26—28, 32.
  • Рассказы лётчика ().
  • Путь лётчика. — Москва: Географгиз, 1953. — 272 с.
  • На крыльях в Арктику. — М.: Географгиз, 1954. — 344 с.
  • Полярный летчик: рассказы. — Л.: Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. —199 с.
  • Гордое слово: рассказы о товариществе и дружбе. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Молодая гвардия,1956. — 127 с. — (Школьная б-ка).
  • Киреевы: роман / ; . — М.: Воениздат, 1956. — 364 с.
  • Крылатые богатыри ().
  • Повесть о ледовом комиссаре: [Об О. Ю. Шмидте. — Москва: Географгиз, 1959. — 199 с. (в соавторства с Г. К. Григорьевым).
  • Взрыв на заре: документальная повесть о юном партизане В. Куриленко. — М.: Молодая гвардия, 1963. — 252 с.
  • Уральский сокол: Докум. повесть / М. В. Водопьянов, Герой Советского Союза. — Москва: Изд-во ДОСААФ, 1964. — 95 с.
  • Повесть о первых героях / М. В. Водопьянов; худ. И. В. Грюнталь. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1965. — 136 с. — (Молодёжи о героях и подвигах).
  • Летать рождённый: докум. повесть. — М. : Изд-во ДОСААФ, 1969. — 208 с. (в соавторстве с Г. К. Григорьевым).
  • Гибель «Кречета»: повесть. — Ташкент: Изд-во худ. лит-ры им. Гафура Гуляма, 1969. — 189 с.
  • Друзья в небе. — 2-е изд. — М.: Советская Россия, 1971. — 300 с. — (Годы и люди).
  • На перекрёстке бурь: Документальная повесть . — Москва: Московский рабочий, 1971. — 216 с. (в соавторства с Г. К. Григорьевым).
  • В дни войны: Рассказы / Рис. А. Лурье. — М.: Детская литература, 1985.— 64 с. ил. — (Маленькая историческая б-ка).
  • Мечта (пьеса).

Удар по Берлину

Когда в конце 1939 года началась война с Финляндией, Водопьянов попросился на фронт. Лётчики, обслуживавшие Северный морской путь, были «под бронью», но Михаил Васильевич добился своего. Его арктическая машина была выкрашена в оранжевый цвет и считалась тихоходной, из-за чего летать на бомбёжки приходилось только ночью.

Опыт Водопьянова пригодился и в начале Великой Отечественной, когда Сталин решил нанести воздушные удары по Берлину, что должно было возыметь не столько военный, сколько моральный эффект. Водопьянов, назначенный командиром 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, в ночь с 10 на 11 августа 1941 года на четырёхмоторном Пе-8 возглавил второй налёт на Берлин. «Бомбить самое логово фашистского зверя считалось у нас почётным заданием… Когда в полёте… отказал один из моторов, было решено маршрут продолжать: сбросить бомбы на цель, а там — будь что будет», — вспоминал лётчик. Самолёт, отбомбившись по Берлину, был повреждён зенитным огнём. После вынужденной посадки в Эстонии на территории, занятой противником, экипаж сумел благополучно выйти к своим.

Вскоре дивизию возглавил полковник Александр Голованов (позже — главный маршал авиации). Вот как он объяснял это кадровое решение: «Отдавая должное личным боевым качествам М.В. Водопьянова как лётчика — командира корабля, Верховный Главнокомандующий в то же время отметил, что у него нет достаточных навыков и опыта в организаторской работе». Водопьянов продолжил летать командиром экипажа — бомбил Данциг, Кёнигсберг… «Честно и с удивительной энергией выполнял свой долг, летая командиром корабля в звании комбрига, — писал Голованов о своём знаменитом подчинённом. — В этой же должности он получил и звание генерала». Водопьянов был единственным командиром самолёта в генеральском звании.

Универсальный пилот

В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков, чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. В «отряд самоубийц» отбирали пилотов, умевших летать в любую погоду. Сахалинский опыт выдвинул молодого лётчика в число лучших. Ему выделили новенький самолёт конструкции Николая Поликарпова — полутораплан Р-5 («разведчик пятый») с бортовым номером М-10-94.

Тогдашняя лётная жизнь представляла собой сплошную нештатную ситуацию. Не раз приходилось совершать вынужденные посадки — в поле, на реку, на снег… В начале 1933 года, когда М-10-94 находился в ремонте, Водопьянов предпринял перелёт из Москвы на Камчатку на другом Р-5 и потерпел крушение. «Очевидно, над Байкалом сказалось сильное переутомление, и я на короткое мгновение потерял сознание, — вспоминал он. — Неуправляемый самолёт перешёл в пологий штопор… Надо думать, что я очнулся и дал полный газ. Этим я вывел машину из штопора, перевёл в пике. Потом стал выводить из пике, но высоты не хватило, и самолёт винтом и концами лыж ударился в лёд». Бортмеханик Серёгин погиб, пилота выбросило из кабины. Восстанавливая картину случившегося, Михаил Васильевич писал: «Мороз остановил кровотечение и привёл меня в неполное сознание. Я будто бы встал, подошёл к самолёту, вытащил из-под обломков своего бортмеханика… Меня обнаружили бродящим около самолёта с окровавленным лицом и обмороженными руками. Когда я увидел подходивших ко мне железнодорожников, то попросил развести огонь и дать папиросу. Мне дали папиросу, я положил её в карман и попросил другую. Эту я тоже положил в карман и затем потерял сознание».

Примечания

  1. Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Изд-во А. Ю. Хворова, 2016. — 56 с. — С. 27.
  2. 10 января 1930 года летчик Михаил Водопьянов на Ф-13 общества «Добролет» с бортовым номером СССР-127 — начал прокладывать воздушную дорогу по маршруту Хабаровск — Оха, протяженностью 1130 км. На борту находились начальник управления Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) «Добролета» А. С. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима А. Г. Захаров и специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» В. Волынский. 17 января 1930 года закончился первый перелет по маршруту Хабаровск — Верхне-Тамбовское — Мариинск — Николаевск — Оха — Александровск.
  3. Пронякин К. А. Штурвал на себя. Руководитель Дальневосточного МТУ Росавиация С. В. Тараненко рассказал о роли авиации в развитии региона за 90 лет. // «Приамурские ведомости», № 1, 15 янв. 2020 г., стр. 5-6.
  4. Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания летчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск-Сахалин (Александровск-на-Сахалине) 10-16 января 1930 года. Сост. К. А. Пронякин. — Хабаровск: Дебри-ДВ, 2020. — 96 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке)
  5. . ulan.mk.ru. Дата обращения: 4 февраля 2016.
  6. Водопьянов В. М. Летать выше и быстрее // Восточно-Сибирская правда, 1935. — 9 марта.
  7. Лашков А. Ю. «Обязать 81-ю авиадивизию произвести налёт на Берлин». Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года. // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 8. — С.19—23.
  8. Приказ о результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина № 0071 от 17 августа 1941 г. / Русский архив: Великая Отечественная: Т. 13 (2—2). Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. — 1942 г.— М.: ТЕРРА, 1997. — 448 с.
  9. Арктическая энциклопедия: в 2-х томах. — дополненное и переработанное издание «Северной энциклопедии». — М.: «Паулсен», 2017. — Т. 2. — С. 430. — 664 с. — ISBN 978-5-98797-165-9.
  10. Берсенев В. Г. Труженики Амура в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 г. г. — Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2010. — 192 с., ил., стр. 45.
  11. . Липецкий городской Совет депутатов. Почётные граждане. Дата обращения: 16 марта 2021.
  12. . Дата обращения: 4 августа 2020.
  13. ↑ . Авиакомпания «Аэрофлот» (4 декабря 2014). Дата обращения: 25 декабря 2015.
  14. . Дата обращения: 24 ноября 2013.
  15. . Школьный портал Московской области.

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 460 — 461. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  • Корнеева О. Первый на полюсе. Подвиг Водопьянова: для мл. шк. возр. Ил. А. Безменова. — М.: Paulsen, 2016. — 32 с., ил. (Великие экспедиции).
  • Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
  • Виражи летчика Светогорова: иллюстрированный альбом к книге «Красный сон Светогорова»/ Текст К. А. Пронякина. — Хабаровск, 2016. — 24 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»)
  • Березнев А. Т., Чурилов Ю. И. и др. Высоты Водопьянова. — Липецк, 2009. — 355 с.
  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019. — 160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 33-36.
  • Пронякин К. А. Штурвал на себя. Руководитель Дальневосточного МТУ Росавиация С. В. Тараненко рассказал о роли авиации в развитии региона за 90 лет. // «Приамурские ведомости», № 1, 15 янв. 2020 г., стр. 5-6.
  • Пронякин К. А. Он спасал челюскинцев, он бомбил Берлин… О М. В. Водопьянове. // «Приамурские ведомости», № 16, 29 апр. 2020, стр. 6-7.
  • Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания летчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск-Сахалин (Александровск-на-Сахалине) 10-16 января 1930 года. Сост. К. А. Пронякин. — Хабаровск: Дебри-ДВ, 2020. — 96 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке).
  • К. А. Пронякин. Трасса героев. Воздушный рейс на Сахалин. // «Приамурские ведомости», № 1, 13 янв. 2021, стр. 15.
  • Ю. Вятржик. Хабаровск-Сахалин: Хроника первого перелета. // Лит.-познават. журнал МБУ «Южно-Сахалинская централизованная библиотечная система» «Слово», № 15, 2021 г., стр. 3-7.
  • Первый воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания летчика М. Водопьянова. // «Дальний Восток», № 6, 2021 г. стр. 184—203.

Две войны

Когда в августе 1937 года пропал самолет Сигизмунда Леваневского, совершавший перелет в США, Водопьянов в поисках заходил дальше других, улетая за Северный полюс и там разыскивая следы коллеги. Но даже ему не удалось раскрыть эту тайну.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Водопьянов решил вернуться в армию. В рапорте он писал, что в тех условиях, в каких идет война, жизненно необходимо использовать опыт летчиков, работавших за Полярным кругом. Ему пошли навстречу, и Михаил Водопьянов стал вылетать на боевые задания в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3.

За успешное их выполнение летчик был награжден орденом Красного Знамени. После окончания войны Михаил Водопьянов вернулся к работе в гражданской авиации, но ненадолго.

С началом Великой Отечественной он снова стал добиваться того, чтобы его опыт и знания были использованы в действующей армии. Герой Советского Союза обращался лично к Сталину, убеждая его, что летчики из гражданского авиаотряда Главсевморпути, летающие на большие расстояния в сложных метеоусловиях, способны стал пилотами дальней бомбардировочной авиации. «Добро» было получено, и вскоре Михаила Водопьянова назначили в 81-ую дальнебомбардировочную авиационную дивизию. Перед подразделением сразу была поставлена задача – подключиться к нанесению бомбовых ударов по Берлину, которые к тому времени уже выполняли пилоты 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота.

В ночь с 10 на 11 августа бомбовый удар по Берлину был нанесен. Но все пошло не так, как задумывалось. Из-за технических проблем на Берлин ушли лишь 10 машин, бомбовый удар по цели нанесли только шесть, а вернулись на аэродром всего две. Среди них не было самолета Михаила Водопьянова. Сначала его едва не сбили свои же истребители И-16, потом серьезно потрепали гитлеровские зенитки. На обратном пути бомбардировщик стал терять высоту и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой гитлеровцами. Каким-то чудом экипажу удалось прорваться к своим.

Первые Герои Советского Союза (сидят лева направо): Михаил Васильевич Водопьянов, Маврикий Трофимович Слепнев, Николай Петрович Каманин, Анатолий Васильевич Ляпидевский, Василий Сергеевич Молоков в гостях у летчиков-космонавтов СССР. Фото: РИА Новости/ Валерий Шустов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: