Транспортно-боевой вертолет ми-4ав

Конструкторские испытания и проблемы

Главным конструктором вертолета Ми-4 был назначен М.Н. Пивоваров. При разработке и испытаниях вертолета Ми-4 конструкторы столкнулись с множеством проблем, которых раньше не возникало при проектировании предыдущих моделей. ОКБ Миля пришлось прибегнуть к помощи ЛИИ и ЦАГИ, которые помогли решить проблему усталости металла и прочности конструкции. Задачи создавал рулевой винт, а также резонанс всей конструкции в наземном положении. Но самым трудным вопросом стали новые лопасти винта, которые могли выдерживать только до 150 часов эксплуатации. Но в дальнейшем и это было решено. Срок работы лопастей был доведен до трехсот часов, а потом и вовсе до тысячи.

Конструкторами были увеличены геометрические размеры винтов, что опять же привело к новой проблеме: появился флаттер лопастей. Решением была установка балансиров, но, к сожалению, и это полностью не удалило эту проблему. Весь опыт, который получили конструкторы при изготовлении вертолета Ми-4, послужил им в дальнейшем очень хорошим уроком и заставлял продумывать все возможные проблемы в новых моделях. Как говорили сами работники конструкторского бюро Миля, вертолет Ми-4 был достаточно интересной машиной.

Военная вертолётная авиация за рубежом

Создание и попытки практического применения вертолётов как в мирных, так и в военных целях начались за рубежом ещё до начала Второй мировой войны уже в 20-х — 30-х годах. В связи с этим, например, уже в 1938 году конгресс США по предложению сенатора Ф. Дорси принял решение о выделении средств на развитие вертолётостроения.21

Серийное производство вертолётов было впервые организовано в США выдающимся русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским.

К весне 1941 года правительство США подписало контракт с компанией «Воут-Сикорский» на разработку 2-х местного вертолёта VS-316 А. Свой первый полёт он совершил 14 января 1942 года.22

Предпосылками для создания военной вертолётной авиации стали успехи в технической разработке военных вертолётов. Первым вертолётом, предназначенным для военных целей, был вертолёт Сикорский XR-4, впервые поднявшийся в воздух 13 января 1942 года. Его перелёт из Стратфорда (штат Коннектикут) на аэродром Райт-Филд (штат Огайо) состоялся 13-18 мая 1942 г. и стал первым полётом с целью доставки вертолёта заказчику. Небольшая опытная партия вертолётов R-4, построенных на первом вертолётном сборочном конвейере, использовалась на протяжении 1944-1945 гг. для обучения пилотов и выполнения некоторых второстепенных задач. R-4 были первыми вертолётами, совершившими полёты на Аляске и в Бирме, а также первыми, которые испытывались на борту американского военного корабля (1943 г.), и первыми, на которых летали пилоты морской авиации Великобритании .

Массовое применение американских вертолетов фирмы Сикорского для военных целей началось еще в 1943 году, когда англо-американские войска вели боевые действия с японцами в Юго-Восточной Азии (на севере Бирмы и на востоке Индии), преимущественно в горной местности с тропическим муссонным климатом. Непроходимые джунгли, бездорожье не позволяли иметь сплошную линию фронта, поэтому союзниками создавались специальные диверсионные отряды, действовавшие в японском тылу, а вертолеты типа R-4B использовались для снабжения этих отрядов боеприпасами, продовольствием, эвакуации раненых и больных. Полеты выполнялись, как правило, на малых высотах над территорией противника, при этом джунгли укрывали вертолеты от раннего обнаружения и эффективного огневого воздействия истребителей и наземных стрелковых средств. К концу этой войны в войска США начали поступать новые вертолеты типа S-47, S-48, S-49.

Вертолеты в 1944 году использовались англичанами на море — для наблюдения за немецкими подводными лодками и конвоирования своих транспортных судов.

Страной, достаточно массово применявшей винтокрылые летательные аппараты во Второй мировой войне, была США. С апреля 1944 года вертолеты Сикорский VS-316 (армейское обозначение R-4B) приняли участие в боевых операциях на севере Бирмы и на востоке Индии. В основном они занимались снабжением очагов обороны в джунглях, эвакуацией раненых, обеспечением действий командос. С учетом опыта эксплуатации R-4B фирма Сикорского разработала вертолеты S-47, S-48 и S-49. До конца войны США построили около 400 вертолетов, из которых были сформированы специализированные вертолетные части с подразделениями технического обслуживания и ремонта.

Окончание Второй мировой войны не ликвидировало вооруженные конфликты между различными государствами, а применение вертолетов в большинстве из этих конфликтов приобретало все возрастающие масштабы.

Начав впервые применяться в 1940-х годах в вооружённых силах США, в основном в качестве многоцелевых для вспомогательных задач (управление, связь и санитарные перевозки), вертолёты вскоре стали в армии и корпусе морской пехоты основным транспортным средством, вызвавшем к жизни новый вид военных подразделений — аэромобильные дивизии, в которых транспортировка солдат и техники осуществлялась вертолётами.

Модификации

СССР:

  • Ми-4 — базовая модификация.
  • Ми-4П — противолодочный на балоннетах.
  • Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
  • Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация.
  • Ми-4A — основной транспортно-десантный вертолет стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
  • Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
  • Ми-4ГФ
  • Ми-4МЭ
  • Ми-4МТ
  • Ми-4ФВ
  • Ми-4Щ
  • Ми-4СП
  • Ми-4ПГ
  • Ми-4СВ
  • Ми-4Н
  • Ми-4ПС
  • Ми-4КК
  • Ми-4КУ
  • Ми-4У
  • Ми-4ГР
  • Ми-4ТАРК
  • Ми-4МК
  • Ми-4АВ
  • Ми-4УМ

КНР:

  • Harbin Z-5 — китайская базовая модификация.
  • Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.

Военно-транспортная авиация

Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.

Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.

«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.

Эксплуатация вертолета Ми-4

В течение серийного выпуска вертолет неоднократно модернизировался. Улучшались его летно-технические характеристики, системы безопасности. Стандартный транспортно-десантный вертолет стал базовой моделью для разработки и создания более 30-ти модификаций машины, которые имели узкую специализацию. После того, как основная масса новых машин поступила на вооружение Советской Армии, вертолет стали выпускать для гражданских целей. Основным местом работы новой техники стали районы Средней Азии, Западной  и Восточной Сибири, высокогорные районы Кавказа и Алтая. Вертолет пришелся к месту полярникам и геологам. На Ми «четвертых» летали бригады нефтедобытчиков и промысловые партии.

Помимо обеспечения армии и народного хозяйства, серийное производство было ориентировано и на экспорт. Машины Миля поставлялись за рубеж. Основными покупателями Ми 4 стали страны социалистического лагеря. Больше всех получили новые вертолеты Китай, Куба, Вьетнам и Северная Корея. До 100 вертолетов было закуплено правительством Индии. Не брезговали закупать советскую машину капиталистические страны. До середины 80-х годов Ми 4 стоял на оснащении горноспасательной службы Австрии. Летал вертолет в Финляндии и в Испании. Всего было передано за рубеж до 700 машин различных модификаций.

Что касается военной версии вертолета, то здесь можно говорить о переходном варианте. Машина шла на оснащение вертолетных частей и подразделений войсковой авиации. Транспортно-десантный вертолет выпускался под индексом Ми 4А или Ми 4АДТ. Вооруженный вариант винтокрылой машины назывался Ми 4АВ. Начиная с 1958 года, на машине были опробованы практически все существующие на тот момент авиационные средства вооружений, включая ракетное и пулеметно-пушечное вооружение.

Машина находилась на вооружении Советской Армии до тех пор, пока на ее место не пришла новая машина, вертолет нового поколения Ми-8. Эра винтокрылых машин с поршневыми двигателями подошла к концу. Если в СССР производство Ми 4 было свернуто в 1968 году, то в Китае советский вертолет выпускался вплоть до 1979 года. Китайцы на основе советского проекта выпустили 545 вертолетов, получивших обозначение Harbin Z-5.

Сравнение обновляемости авиапарка

Если сравнивать показатели, находящиеся в свободном доступе, что можно обнаружить отставание России. У США крупнейший в мире авиационный парк. Только самолетов-заправщиков насчитывается более 500. А это сильно повышает ударную работу бомбардировщиков. Российский авиапарк ненамного уступает американскому. Не смотря менее современные модели, по сравнению с США, надежность самолетов российского авиапарка проверена временем и многочисленными операциями.

Су-34

После модернизации некоторых моделей они перестали уступать по качеству популярным самолетам американского производства. К 2020 году запланирована глобальная модернизация авиапарка России, в том числе за счет разработки и выпуска новых аппаратов.

В планах разработка и модернизация таких самолетов, как:

Модель Количество единиц техники
Су-30М2 4
Су-27СМ 96
Су-27СМ3 12
Су-35С 95
Су-30СМ 60
МиГ-31БМ 100
МиГ-29СМТ 50
МиГ-29К 24
МиГ-35 37
Су-34 124
ФА 60
Ил-476 100
Ан-124-100М 42
А-50У 20
Ту-95МСМ 20
Як-130 65

Это улучшение качества и характеристик более чем у 900 единиц боевой техники.

Конструкция машины

Вертолет был изготовлен в двухэтажном варианте. Фюзеляж машины представляет собой полумонокок. Такая компоновка была вызвана тем, что в машину необходимо было впихнуть мощный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82В. Двигательный отсек занимал всю носовую часть воздушного судна. Следом за ним размещался грузовой отсек. Корпус машины изготавливался из стальной рамы, на которую затем крепились заклепками листы дюралюминия. На втором этаже располагалась пилотская кабина, редуктор несущего винта и топливные баки. В движение машину приводил несущий винт диаметром 21 метр. В отличие от предыдущих разработок, все основные силовые агрегаты винтомоторной группы имели новые уплотнения, сальники и прокладки.

Толкающий винт имел диаметр 3,6 метра. Все приводы, связанные с системой управления машины, имели гидравлические усилители, которые дополняли сложный механизм расчалок и тяг. Вертолет МИ 4 имел дублированное управление, которое стало в дальнейшем обязательным атрибутом для других моделей. На машине впервые была установлена система, предотвращающая обледенение фюзеляжа и кабины пилотов. Для выполнения полетов в сложных климатических условиях и в темное время суток, винтокрыл получил достаточно современное и совершенное радио и навигационное оборудование.

Что касается шасси, то столь крупная и габаритная машина должна была иметь устойчивое положение при посадке и в момент погрузки. Для этих целей было выбрана компоновка шасси на базе четырех пирамидальных стоек и опор, две передние и две задние. Несмотря на то, что многие технические идеи и инженерные решения были тщательно продуманы, в процессе опытных полетов, которые пришлись на осень 1952 года, у опытного образца были выявлены следующие дефекты:

  • несущий винт имел недостаточно прочные лопасти;
  • были случаи самовольного выхода из строя трансмиссии;
  • в редукторе рулевого винта возникали проблемы с шарнирами и втулками;
  • ряд других недостатков, которые могли в дальнейшем стать косвенными причинами аварий.

В течение двух месяцев имеющиеся дефекты были устранены и к новому 1953 году, опытная машина ВД-12 была готова в обновленном, улучшенном виде. В целом, машина удовлетворяла поставленным перед КБ целям и задачам. Летно-технические характеристики опытной машины отвечали требованиям, которые выдвигали перед конструкторами военные. В таком виде было решено начать серийное производство машины, не дожидаясь официальных результатов Государственных испытаний. В декабре 1953 года производство вертолетов с названием Ми 4 было начато в Саратове на авиационном заводе №292. На следующий год новую винтокрылую машину приняли на вооружение. На первомайском параде 1953 года в небе над Красной площадью пролетели первые серийные машины.

Откуда все начиналось

Советская Армия в послевоенное время переживала период технического перевооружения. Требовались новые технические средства, которые могут повысить мобильность вооруженных сил, улучшить их оперативно-тактические возможности. Вертолеты в этом плане были идеальным техническим средством. Первоначально военные мало обращали внимания на те преимущества, которыми обладали винтокрылые машины. В основном ставка делалась на то, что вертолет может быть использован в качестве разведывательного средства и для связи. Однако в последствие, когда вспыхнула война на Корейском полуострове, стало ясно, что вертолет представляет собой куда более ценное техническое средство.

Применение американскими войсками винтокрылых машин во время Корейской войны 1950-53 гг. дало ответ на многие технические и оперативно-тактические вопросы. Реакция советского военного руководства последовала мгновенно. На самом высоком уровне было принято решение ускорить работы в области вертолетостроения. Конечным результатом должна была стать мощная машина, способная решать оперативно-тактические задачи широкого спектра. Приоритет делался на разработку военной модификации.

Нельзя сказать, что высокое решение упало на голову советских конструкторов неожиданно. На тот момент в Советском Союзе работы в данной области велись сразу в двух конструкторских бюро. Создание винтокрылых машин занимались ОКБ Камова и ОКБ Миля. И в одном, и в другом коллективе инженерно-техническая деятельность велась по разным направлениям. В КБ Миля сразу делали ставку на создание грузопассажирской винтокрылой машины широкого профиля.

Именно проект такой машины под индексом В-12 и был представлен высокому руководству. Проект предусматривал создание вертолета в грузопассажирском варианте, способного перевозить 12 десантников в полной экипировке, другие грузы и технику военного назначения. В Постановлении Совета Министров от 5 октября 1951 года были определены следующие параметры для нового изделия:

  • грузоподъемность машины должна составлять не менее 1200 кг, с перегрузкой – 1600 кг;
  • внутренний грузопассажирский отсек должен вмещать 12 человек;
  • грузовой вариант машины должен быть приспособлен для транспортировки одного автомобиля типа ГАЗ-69 или одного артиллерийского орудия малого и среднего калибра;
  • дальность полета винтокрылой машины должна быть не менее 500 км;
  • скорость полета до 200 км/ч.

Времени для создания вертолета с подобными характеристиками отводилось крайне мало, всего один год. Такие ограничения по времени объяснются состоянием проекта, который предоставило высокому начальству Михаил Миль и его коллектив. Главным разработчиком винтокрылой машины стал М.Н. Пивоваров. Советский авиаконструктор изначально ориентировался в своем проекте на создание машины с летно-техническими характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам. В качестве примера была взята конструкция американского вертолета H-19 (S-55) конструкции Игоря Сикорского. Следует отметить, что схожесть двух машин не случайна. Форма фюзеляжа в данном случае традиционна и объясняется расположением основных узлов и агрегатов машины. Единственное, что главный конструктор нового вертолета решил сделать по своему – это создать машину больших размеров.

Новая машина была готова на следующий год. Еще в виде опытного образца советскому вертолету на Западе был присвоено достаточно лестное прозвище. Опытная машина, прообраз будущего вертолета Ми 4 по классификации НАТО получила код Hound — буквально «Гончая». При первом осмотре опытной машины ее размеры впечатляли. Приятно удивило военных наличие в задней части фюзеляжа грузового люка с открывающимися створками и с откидывающимся пандусом.

В процессе создания опытного образца коллектив КБ столкнулся с множеством технических и технологических проблем, которые ранее были неизвестны в данной области. В данном случае можно говорить, что полученный опыт оказался бесценным в дальнейшем при создании новых моделей винтокрылых машин. С точки зрения инженерной мысли советский Ми «четвертый» можно назвать уникальной машиной.

Конструкция машины

Вертолет был изготовлен в двухэтажном варианте. Фюзеляж машины представляет собой полумонокок. Такая компоновка была вызвана тем, что в машину необходимо было впихнуть мощный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82В. Двигательный отсек занимал всю носовую часть воздушного судна. Следом за ним размещался грузовой отсек. Корпус машины изготавливался из стальной рамы, на которую затем крепились заклепками листы дюралюминия. На втором этаже располагалась пилотская кабина, редуктор несущего винта и топливные баки. В движение машину приводил несущий винт диаметром 21 метр. В отличие от предыдущих разработок, все основные силовые агрегаты винтомоторной группы имели новые уплотнения, сальники и прокладки.

Толкающий винт имел диаметр 3,6 метра. Все приводы, связанные с системой управления машины, имели гидравлические усилители, которые дополняли сложный механизм расчалок и тяг. Вертолет МИ 4 имел дублированное управление, которое стало в дальнейшем обязательным атрибутом для других моделей. На машине впервые была установлена система, предотвращающая обледенение фюзеляжа и кабины пилотов. Для выполнения полетов в сложных климатических условиях и в темное время суток, винтокрыл получил достаточно современное и совершенное радио и навигационное оборудование.

Что касается шасси, то столь крупная и габаритная машина должна была иметь устойчивое положение при посадке и в момент погрузки. Для этих целей было выбрана компоновка шасси на базе четырех пирамидальных стоек и опор, две передние и две задние. Несмотря на то, что многие технические идеи и инженерные решения были тщательно продуманы, в процессе опытных полетов, которые пришлись на осень 1952 года, у опытного образца были выявлены следующие дефекты:

  • несущий винт имел недостаточно прочные лопасти;
  • были случаи самовольного выхода из строя трансмиссии;
  • в редукторе рулевого винта возникали проблемы с шарнирами и втулками;
  • ряд других недостатков, которые могли в дальнейшем стать косвенными причинами аварий.

В течение двух месяцев имеющиеся дефекты были устранены и к новому 1953 году, опытная машина ВД-12 была готова в обновленном, улучшенном виде. В целом, машина удовлетворяла поставленным перед КБ целям и задачам. Летно-технические характеристики опытной машины отвечали требованиям, которые выдвигали перед конструкторами военные. В таком виде было решено начать серийное производство машины, не дожидаясь официальных результатов Государственных испытаний. В декабре 1953 года производство вертолетов с названием Ми 4 было начато в Саратове на авиационном заводе №292. На следующий год новую винтокрылую машину приняли на вооружение. На первомайском параде 1953 года в небе над Красной площадью пролетели первые серийные машины.

За два года, с 1952 по 1954 год в Саратове было изготовлено 152 единицы, после чего было решено перенести производство вертолетов в Казань. Для полноценного производственного цикла были подготовлены мощности Казанского вертолетного завода №387. Именно это предприятие сумело выпустить основное количество машин – 3155 единиц в различных модификациях. Серийный выпуск продолжался до 1966 года.

Сухопутные войска

Сухопутные войска России в 2022 году получили свыше 2,4 тыс. образцов техники, среди которых более 240 современных и модернизированных танков Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М «Прорыв» разработки концерна «Уралвагонзавод» (УВЗ, в составе госкорпорации «Ростех»). У «Прорыва» новая башня, которая отличается от серийной, а также более мощный двигатель и ряд других новинок.

Танк Т-90М

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

В мотострелковые подразделения поставляются боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-82А и модернизированные боевые машин БМП-2 с боевым отделением «Бережок».

Продолжается переход на современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) семейства «Торнадо», которые заменяют «Смерчи», устаревшие «Ураганы» и «Грады». В настоящее время семейство «Торнадо» состоит из двух систем: 122-миллиметровой РСЗО «Торнадо-Г» и 300-миллиметровой РСЗО «Торнадо-С». «Принятые на вооружение системы зарекомендовали себя как высокоэффективное и надежное оружие, отвечающее самым современным требованиям», — отмечал ранее в интервью ТАСС генеральный директор НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева (входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех») Александр Смирнов.

«АО «Уралтрансмаш» в рамках выполнения гособоронзаказа завершило поставку в войска 203-миллиметровых модернизированных самоходных пушек 2С7М «Малка» (вариант самоходной пушки 2С7 «Пион», разработанной в 1980-х годах). По данным производителя, основное предназначение самоходной артиллерийской установки — поражение важных целей и объектов противника в тактической глубине обороны за линией фронта.

Также в этом году «Уралтрансмаш» изготовил и поставил в Минобороны новые самоходные гаубицы 2С19М2 «Мста-С»

По данным пресс-службы госкорпорации «Ростех», это современная боевая машина, во время разработки которой особое внимание уделялось улучшению тактико-технических характеристик и увеличению надежности установки

Самоходная гаубица 2С19М2 «Мста-С»

Источник изображения: Сергей Савостьянов/ТАСС

При создании 2С19М2 «Мста-С» были улучшены прицельная скорострельность до десяти выстрелов в минуту и точность наведения, введен режим огневого налета, что позволяет одним орудием поразить цель пятью выстрелами одномоментно, а затем покинуть огневую позицию. Кроме того, улучшены условия обитаемости экипажа Дмитрий Семизоров, генеральный директор АО «Уралтрансмаш» (в составе концерна «Уралвагонзавод» входит в «Ростех»)

Холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех» в этом году передал Министерству обороны России еще один комплекс автоматизированного управления огнем артиллерийских подразделений 1В198. Комплекс, разработчиком и производителем которого является АО «ВНИИ «Сигнал», позволяет выполнять огневые задачи, совершать противоогневые маневры и в кратчайшее время определять и поражать цель последовательно с двух и более огневых позиций с точностью до 10 м.

В состав поставки входят командно-наблюдательные машины 1В1003 на базе БТР-80 и командно-штабные машины 1В1004 на базе автомобилей «Урал». Оборудование обеспечивает полную автоматизацию управления огнем до четырех артиллерийских батарей различного типа. Комплекс 1В198 уже несколько лет стоит на вооружении в российской армии Пресс-служба государственной корпорации «Ростех»,

В конце ноября группа поставила Министерству обороны России партию зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М333 для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Стрела-10М3».

Макеты зенитной управляемой ракеты 9М333 и ЗРК «Стрела-10»

Источник изображения: Антон Новодережкин/ТАСС

По данным концерна «Калашников», ракета 9М333 предназначена для поражения в любое время года низколетящих самолетов и вертолетов в условиях применения сбрасываемых, парашютируемых и модулированных организованных оптических помех, а также дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет. У головки самонаведения ЗУР три режима работы: фотоконтрастный, инфракрасный и помеховый. Ракета способна поражать цели на расстоянии до 5 тыс. м, при этом скорость целей может достигать 679 м/с, а высота полета — от 10 до 3,5 тыс. м.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: