Гамма-всплески

Декоративно-прикладное искусство

Народное творчество Молдовы можно считать настоящей сокровищницей. За долгую историю молдаване сумели создать массу духовных ценностей, привнеся большой вклад в мировую культуру. Здесь много церквей, соборов и храмов. Каждый из них по-своему уникален. Например, Каларашовский женский монастырь демонстрирует типичный славянский архитектурный стиль, а Кафедральный собор более тяготеет к европейскому. Монументальный образ Каприянского мужского монастыря оказывает сильное впечатление и часто вызывает у туристов восхищение.

 С внедрением в ковроделие химических красителей контраст цвета поля и узора становится основным характерным свойством молдавского ковра. К началу XX века широкое распространение получает ковер «рэзбой», в центре композиции которого находятся невообразимо яркие, объемные благодаря приему изображения светотени почти натуралистические розы. Иногда они соединены в букеты. На темном фоне ковра крупные розы горят как пламя. На кайме в дополнение к красочному центру изображается яркая гирлянда роз.

Предприятия ручного ковроделия Молдавии сосредоточены главным образом в Страшенском и Ниспоренском районах. Тут предпочитают классический молдавский ковер гармоничной сдержанной гаммы. Предприятия много выпускают маленьких ковриков — «ницурка», всего в два цвета, строгих геометрических орнаментов.

Произведения художественных промыслов Молдавии в красивом ансамбле сосуществуют в парадной комнате жилища молдаванина — «каса маре». Обычно это нежилая, неотапливаемая комната для приема гостей, в которой находились самые красивые вещи: расписные деревянные сундуки с приданым для дочерей, на сундуках — стопки пестрых одеял и красочных ковров, на лавки положены тканые шерстяные дорожки — «лэичер», стены украшены паласами, в резных шкафчиках и на полках — гончарная посуда, которая вносит свою праздничную ноту яркой, веселой, зелено-золотистой росписью. На стенах висят вышитые рушники. Стены и печку — «куптор» женщины расписывали цветочными композициями. «Каса маре» в доме молдавского жителя и сегодня подлинный домашний музей, который говорит о талантах и большом вкусе живущего в доме человека.

Керамика — один из древнейших художественных промыслов Молдавии. Современная молдавская керамика в своей основе имеет древние традиции фракийской, дако-романской, славянской и возникшей в конце бытования балкано-дунайской культур, собственно молдавскую художественную традицию. И по сей день промысел существует в типах красной, серой и черной керамики. В Чинишеуцах, как и в Кобольчине, на месте древних славянских поселений, предпочитают делать черную керамику. Формы сосудов черной керамики обладают особой монументальностью, которая подчеркивается их суровым темным цветом, отливающим как бы серебром от употребляемого лощения поверхности. Подобные сосуды бывают больших размеров, они предназначены для переноски и хранения воды. Их поверхность украшается штампованным орнаментом, а иногда по обожженной бархатистой черной поверхности сосуд покрывается простым лощеным линейным орнаментом, который ложится по форме, оттеняя ее округлость и мягкие изгибы.

Жители Юрчен и Цыганешт предпочитают красную и белую керамику. Дако-романская традиция и сегодня прослеживается в сосудах из красной и белой глины, в изделиях, имеющих широкое устье, поливу и развитую декоративную роспись. Для этой керамики характерны зеленые, желтые и коричневые глазури. Под глазурной росписью нередко употребляется коричневый и красноватый ангоб.

Собственно молдавская художественная традиция наблюдается в керамике, имеющей характерную роспись мелкого рисунка, выполненного ангобами.

Язык

История глоттонима «молдавский язык» тесно связана с этнонимом «молдаване» и с политическим статусом региона проживания носителей языка. Отсылки к «молдавскому языку» встречаются у молдавского хрониста Григоре Уреке в «Летописях Молдавского княжества» (написаны в 1642—1647 гг.), с уточнением, что на этом языке говорят молдаване, валахи и трансильванцы. Летописец Молдавского княжества Мирон Костин в книге «De neamul moldovenilor…» (ок. 1687) пишет: «Как видим, что, хоть мы и называем себя молдаванами, но не спрашиваем „знаешь молдавский?“, а спрашиваем „знаешь романский?“, то есть римский». Упоминание lingua Moldavorum (что в переводе означает «язык молдаван»), можно обнаружить в книге Иоганна Альстеда «Сокровища Хронологии», изданной в 1628 году (на страницах, содержащих таблицу языков и диалектов 24 частей Земли).

Большинство молдаван знают два или три языка. Изначально молдаване говорят на румынском, русском или гагаузском. Но чаще всего они знают два языка из этих трех или все сразу.

Памятники на молдавском языке (кириллицей) известны в Молдавском княжестве с XVII века (до этого языком администрации, церкви и литературы в Молдавском княжкестве и Валахии был церковнославянский язык, причём по построению фразы заметно, что для писцов он не был родным). Грамматика этого языка значительно отличалась от современной. В середине XVII в. стараниями митрополита Варлаама в Яссах была основана первая в Молдове типография, для которой митрополит Дософтей (Досифей) выписал необходимые принадлежности из Москвы.

Литературный молдавский язык начал оформляться в XVI—XVII веках, но окончательно формируется ко 2-й половине XIX века. Языковые различия между румынским и молдавским языками стали возникать в XIX веке, когда в возникшей в 1859 году Румынии начался период коррекции румынского языка, из которого активно изымались славянские лексемы.

На территории Молдавии существует движение молдовенистов, полагающих, что, несмотря на языковую идентичность современного литературного молдавского языка с румынским, для государственного языка Молдавии следует использовать название «молдавский язык», в частности, потому что оно (lingua Moldavorum) более древнее (), чем лингвоним «румынский язык». Согласно проведённому в 2012 году опросу, 65 % граждан поддерживают это мнение. От большинства современныx румын современные молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Употребление русского языка в речи современныx молдаван часто принимает характер переключения кодов.

Катехи́зис — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии; огласительное наставление; книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. В 2013 г. в Молдавия вышла книга «Катехизис молдаван», призванная сохранить молдавскую нацию и наставить молодёжь на правильный путь.

Традиции и обряды

 Свадебный обряд проводится в присутствии крестных родителей. Их называют нанашами. Обычно в их роли выступают близкие родственники невесты и жениха. Их роль в жизни молодоженов велика: молодым предстоит прислушиваться и советоваться с нанашами.

Современные свадьбы справляют в ресторанах, а раньше они проходили в родительском доме. Выкуп невесты называют вулпя. Буквальный перевод этого слова — «лис». Жениху преграждают путь цепями, требуя деньги и вино. Богатый стол служит пожеланием благ и процветания семье. В знак замужества нанашка подвязывает платок невесте, а гости дарят утварь, необходимую в хозяйстве. Деньги принято класть в платок, произнося добрые пожелания.

В Молдавии народ веселый и любит торжества. Здесь празднуют даже День вина. Совсем неудивительно, ведь именно вино признано национальным напитком. Торжество сопровождается хореографическими танцами, игрой на национальных инструментах. Идея праздника заключается не просто в распитии алкогольного напитка, а в поддержании винодельческого производства.

Молдаване отмечают Международный женский день, устраивают гулянья во время Дня независимости и празднуют Лимба ноастрэ, который служит памятным днем языку Молдовы. Во время этого праздника люди возлагают цветы на могилы великих писателей и славят одного из величайших поэтов страны — Алексея Матвеевича.

У молдаван существует культ святых. В каждом селении есть свой святой, который является важным покровителем. В селах есть храмы — в них принято ходить на День святого. Обязательно пред празднованием в домах прибираются и накрывают столы. Надо пригласить гостей, налить лучших вин, угостить детей и самому хорошо покушать.

Молдавия является страной виноградников и виноделия. Даже очертания ее на карте напоминают гроздь винограда. ¼ часть населения страны занята выращиванием винограда. Молдавский винный комбинат «Малые Милешты» — внесён в Книгу рекордов Гиннесса, как обладатель самой крупной коллекции вин в мире (1,5 миллиона бутылок, 80 различных наименований).

Часто на празднике люди играют в трынту — довольно сложный вид борьбы, в которой нужно проявить ловкость и хитрость. Победитель получает в качестве главного приза барана.

Выдающиеся деятели

 Самым знаменитым молдаванином Челябинска является солист группы «Ариэль», заслуженный артист России Борис Каплун. Борис Федорович рассказывает, что его отец, молдаванин Федор Капул, во время Великой Отечественной войны жил в Оренбурге. Так случилось, что он потерял свой паспорт. Тогда это каралось строго. В конце концов, документ восстановили, но при его оформлении ошиблись в написании фамилии (вместо «Капул» начертали «Каплун»).

Олег Славенко, учитель истории в с. Фершампенуаз Нагайбакского района, также активно участвует в политической жизни своей малой родины, являясь депутатом Совета депутатов Фершампенуазского сельского поселения.

В Челябинске работает выходец из Караганды, полковник милиции в отставке, а сейчас адвокат Сергей Лесник.

Национальная одежда

Изготовление национального костюма до сих пор существует, хотя редко можно встретить тех ткачих, которые пользовались старыми станками. Однако народные мастера до сих пор живут и радуют людей прекрасными нарядами. Повседневный национальный костюм Молдавии надевают на праздники и фестивали. В гардеробе всегда должны были присутствовать безрукавка, тулуп, шапка.

Пряли обычно девушки. Можно сказать, что это было национальное занятие в течение многих лет. Изготавливали одежду из льна и шерсти. Современные наряды шьются из хлопчатобумажной ткани. Изготовление традиционного костюма требовало сноровки: опыт передавали из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.

 Женскую одежду составлял передник, юбка, а мужскую — штаны пынзэ и аба с шияком. Женские рубахи расшивали орнаментом, подвязывали шерстяным поясом, сверху накидывали покрывало, частично закрывающее голову. На голову надевали платок басму. Жилеты носили не только мужчины — пептар был необходим женщине, чтобы защититься от холодов. От дождя хорошо укрывал плащ из шерсти.

Наиболее праздничными являлись женские наряды. Мужские же отличались сдержанностью. На праздник надлежало надеть колпак. Рубаху мужчина подвязывал широким поясом с длинной кисточкой. На ногах носили толстые кожаные сапоги.

Танцевальные ансамбли надевают особые наряды, предназначенные для демонстрации хореографического искусства. Их отличает пестрота и преобладание орнаментов, демонстрирующих природу. Отличными от других выглядят и костюмы мастеров прикладных искусств. Например, женщины надевали рубахи с широкими рукавами, а покрывало носили на поясе: работы часто велись на улицах, женщинам подолгу приходилось сидеть на деревянных скамьях, поэтому покрывало позволяло защитить поясницу от переохлаждения.

Изготовление народных костюмов считалось важным, ведь оно имело культурную ценность. Сейчас заказы на изготовление чаще поступают от иностранцев, коллекционирующих национальные костюмы. Их стоимость может быть довольно велика, однако на спрос это никак не влияет.

Современная ситуация

Молдаван, придерживающихся Катехизиса, отличают оптимизм и стремление как можно скорее обзавестись семьей. Именно в ней человек находит счастье и должен рьяно охранять интересы семьи. Катехизис велит не прощать агрессию, выраженную против народа, государства, друзей и близких.

Мужчина обязан содержать семью и вместе с женой организовывать регулярный отдых. Деньги в понимании этого народа — это не главное, но зарабатывать много не считается зазорным, ведь можно тратить заработанное на семью. Семейные вопросы должны решать в рамках компетенции мужа и жены. В Катехизисе сказано, что женщина может управлять бизнесом, государством и быть ученым. Самым близким народом молдаване считают румынов, а ближайшими славянами по духу — русских и украинцев.

Взрослое поколение относится к звездам современной эстрады скептически

Молодежь всячески призывают обращать внимание исключительно на талантливых людей, а не звезд с телеэкранов. Молдаване считают, что известный человек должен быть героем и общественным деятелем, а не рекламировать вещи

Весьма негативное отношение к желтой прессе и любым СМИ, уподобляющимся ей.

К иностранцам отношение положительное. Молдаване ценят умных, начитанных, мудрых людей. Если человек дает советы, наставления по улучшению качества жизни, значит, его нужно слушать. Большую любовь многие в стране испытывают к жителям Приднестровья. Жители ставят перед собой цель объединиться с регионом, всячески подчеркивая родство.

Интересна, но печальна политическая ситуация, сложившаяся в последние десятилетия после создания независимого молдавского государства в вопросе изучения генезиса молдавского народа. Если в период существования Молдавской ССР исследователями тщательно подчёркивался славянский компонент молдавского этногенеза, то в настоящее время большинство молдавских ученых просто отрицает существование молдавского народа как такого, называя его румынским. Геополитические основания отрицают различные научные доказательства, тем более что в этом направлении (отрицание самостоятельности молдаван как этноса) работает и Молдавская Академия наук. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда правительство и научные круги в угоду геополитическим интересам своими руками превращают почти 3 млн. молдаван во «второсортных румын».

Пословицы и поговорки

Были вишни, да все вышли. Был я у друга, пил я воду – слаще меду.    В игре не без хитрости. Велик телом, да мал делом.

Друг спорит, а враг поддакивает. Думай ввечеру, что делать поутру.  

Есть терпение — будет и умение. Ему уж и лениться — то лень.

За комаром не с топором. За много дел не берись, а в одном отличись.

Кто везде — тот нигде. Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет. Кто не ходит, тот и не падает.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Происхождение

Происхождение названия страны вызывает множество споров. Большинство историков полагает, что слово «Молдова» произошло от названия реки. В некоторых источниках река называется «Молда», что означает «корыто». В Средние века было много сторонников обратной версии, по которой реку назвали в честь страны.

Название страны происходит от Молдавского княжества, которое, в свою очередь, получило наименование от реки Молдовы. Но сама река Молдова не течет на территории современной Молдавии, она находится в близлежащей Румынии.

В этногенезе молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности влахов — общих предков всех восточнороманских народов — и складывание молдавской народности. Влахи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с VI века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с XII века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия волохов, переселившихся туда из Трансильвании в XI векe под давление венгерских племён, и восточных славян (русин), которые расселились здесь в ходе славянской миграции на Балканы в VI—VIII веках и позже, во время подчинения этих земель Владимиром Мономахом. В свою очередь, на территории где сформировался румынский этнос, определяющим было южнославянское (болгарское и сербское) влияние — «сырбие». Наиболее поразительным является факт ускорившейся молдованизации восточнославянской общности в северной части междуречья Прута и Днестра, которая продолжалась даже после 1812 года в пределах российской Бессарабии, о чём свидетельствуют очерки дореволюционных российских этнографов А. Артемьева, М. Драганова, В. Бутовича и др.

Несомненно определяющим моментом в становлении молдавской этнической (а затем и языковой) идентичности был период существования Молдавского княжества, в котором этноним молдаван укоренился как политоним, независимый от этническогo происхождения (романского или славянского). Древняя молдавская легенда повествует о пастухах-валахах из захваченного венграми Марамуреша, которые, охотясь на зубра, встретили в районе нынешнего города Сучава русина-пасечника Яцко (Ецко). Затем обе стороны привели своих соплеменников, чтобы заселять эти разорённые татарами земли. Этнический состав сельского населения княжества был неоднородным. Большинство составляли валахи и русины. Восточно-романское население поначалу не составляло большинства. Используя данные сельской ойконимии, Л. Л. Полевой определил долю русинов в Молдавском княжестве в середине XV века в 39,5 %, а долю романского населения — в 48,7 %. За многовековую историю сосуществования двух разных по происхождению народов в рамках одного государства между ними не было зафиксировано ни одного этнического конфликта, хотя классовые трения и имели место: бояре были преимущественно валахами.

К 1907 году молдаване ассимилировали большую часть русин в средней и даже северной Бессарабии. Как нельзя лучше суть этого явления передаёт молдавская пословица той эпохи: «татэл рус, мама русэ, нумай Иван — молдовян», то есть «отец — русский, мать — русская, а Иван — молдаван». Необычайную этническую и языковую стойкость этого, казалось бы, небольшого народа описывали многие учёные-этнографы того времени. Так, Л. С. Берг писал, что при соприкосновении с молдаванами руснаки (русины) забывают родной язык в течение 2—3 поколений и целыми сёлами «омолдаваниваются» так, что младшее поколение совершенно не понимает родного языка старших.

Фольклор

Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.

Отношение к музыке в Молдове можно сравнить с фанатизмом. Многие жители увлекаются этим видом искусства с малых лет. Ярким примером служит Клеопатра Стратан, которая стала выступать на сцене с 3 лет и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая юная исполнительница в мире.

Не менее важной для народа является музыка. Молдаване чтят национальные традиции и пользуются инструментами, аналогам которых нет в мире

Весьма своеобразным предстает духовой инструмент най, представляющий собой многоствольную флейту (может состоять из 8 и более трубок).

Юмор — еще один вид национального достояния. Молдаване часто любят пошутить, считая юмор наиважнейшим явлением в жизни человека. Юмористические сценки регулярно показывают в театрах, с шутками жители знакомятся с детства. Любимой всеми сказкой является история о Пэкалэ и Тындалэ.

 Национальным танцем Молдавии признан хора. Раннее его танцевали в сельских районах, а сейчас на улицах городов можно каждый день видеть танцующих. При исполнении хоры все участники танца держатся за руки и образуют круг. Не менее популярен жок, который является пляской, плавно перерастающей в гулянья.

Танцы у молдаван делятся на бытовые и обрядовые. Первые нужны для времяпрепровождения, именно к ним и относится хора

Сюжетные имеют важное значение. Демонстрируя повседневные будни, они являются вкладом в культуру

Обрядовый танец может показать сбор винограда, труд затачивающего ножи кузнеца, хлопоты крестьянки и даже особенности погоды.

Традиционный быт

Основу хозяйства молдавского населения составляет земледелие. В северной и южной части Молдавской ССР преобладают полевые культуры — особенно кукуруза и пшеница, в средней, холмистой части — виноградники и сады. Земледельческая техника сходна с южноукраинской.

Молдаване живут большими селами преимущественно разбросанного типа. Особенно крупны они в средней части Бессарабии, в лесисто-холмистых «Кодрах», а также на левобережье. Это — результат того, что в прошлом сюда бежало население, спасавшееся от турецко-татарских набегов.

Молдавские поселения в XV—XVII веках располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.

 Техника постройки крестьянского дома одинакова с южноукраинской. Преобладают глинобитные и саманные (глина с соломой) постройки. Прежде были и плетневые дома, обмазанные глиной. Местами, как например в Дубосарском районе, строят из камня. Крыша обычно черепичная или камышовая; в первом случае чаще двускатная, во втором — четырехскатная. Пол земляной или глинобитный. Планировка дома, как и у восточных славян, — трехраздельная, развившаяся из более раннего двухраздельного плана, вход в дом посредине длинной стены, в сени (тиндэ), откуда открываются две двери — направо — в жилую комнату (камара) с печкой, налево — в горницу (каса чей маре), летнее помещение без печи и часто без всякой обстановки. Отличие от восточнославянской планировки заключается, прежде всего, в том, что печь обычно (по крайней мере в левобережной Молдавии) топится из сеней; другое отличие — в отсутствии «красного угла», вместо которого считалась почетной восточная стена комнаты. В домах Бессарабии часть жилой комнаты нередко отделяется печью и превращается в кухню. Характерно очень низкое положение устья печи. Вдоль стен — неподвижные лавки, как и в восточнославянском жилище.

 Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жильё различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.

Село Беленькое

Белгород-Днестровская крепость с высоти птичьего полета

Поселение эпохи бронзы между селом и пионерлагерем. Поселение эпохи поздней бронзы, черняховской культуры и славян IХ – ХI веков возле села на правом беергу балки, впадающей с севера в Будакский лиман, в урочище «Селище» площадь 150 на 70 метров. Поселения IV – III веков до нашей эры: в 0,5 километрах к юго-востоку от села на пологом мысу, образованном древней балкой и левым берегом Акемебетского залива Будакского лимана, площадь – 100 на 70 метров; в одном километре к востоку от села, на плато между берегом залива и Будакского лимана, с юго-востока ограничено балкой, площадь 100 на 100 метров. Погребение IV века до нашей эры обнаружено в селе. Римская монета денарий Каракаллы 216 года найдена у села на винограднике. Две надписи III века на камнях: одна из них – латинское посвящение, другая – греческое надгробие, найдены на территории села. Курган в двух километрах к северо-востоку от села. Курган на восточной окраине села. Курган на северной окраине села з западной стороны шоссе Белгород-Днестровский – Приморское. Два кургана з западной стороны этого же шоссе при въезде в село. Три кургана у автостанции. Курган «Попова могила» на северном берегу Будакского лимана в сторону села Затока.

Кухня

Благодаря плодородным почвам население может развивать сельскохозяйственные культуры. В Молдавии всегда на столе есть овощи и свежие фрукты. В рацион молдаван входят национальные блюда, присутствующие на столе практически каждый день: брынза; голубцы; мамалыга; гювеч; вареники.

Мамалыга – кукурузная каша — считается нашим национальным блюдом и визитной карточкой Молдовы. Однако кукуруза была завезена в Молдову в XVII веке, в то время как вся остальная Европа попробовала ее еще в конце XV века. Традиционно кукуруза и блюда из нее были чисто крестьянской едой, и только в последние десятилетия стала едой для всех.

 Брынзу выдерживают порядка 2 недель. Для изготовления такого сыра требуется особая порода овец. Едят брынзу как закуску, могут добавлять в салаты, к мясным блюдам.

 Распространена кукуруза — ее используют при приготовлении большинства блюд. Из кукурузы делают муку, которая необходима для приготовления мамалыги. Это сытная каша, употребляемая на завтрак. Из кукурузы также делают хлеб.

Фрукты могут быть использованы для приготовления всевозможных гарниров. Их солят, варят, даже жарят. Вместе с овощами фрукты образуют уникальные салаты, которых не сыскать в мире. Знаменитым блюдом на всю страну стало молдавское рагу.

Чеснок добавляют в различные подливки. Муждей, скордоля постоянно используются для овощных и бобовых блюд. Чеснок молдаване считают чудодейственным средством, поэтому едят зимой и летом. Основным мясным блюдом на столе является баранина. Свинину едят редко, заедая овощами и фруктами. Часто пищу готовят на вине, что придает характерный вкус. Популярными соусами остаются томатный, винный, чесночный. Молдаване любят пикантность, готовят еду в духовке, добавляют животный жир, чтобы делать пищу более сытной.

Что можно почитать

  1. Кошина Н. Молдаване – сильные духом и богатые культурой // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/moldavane-silnye-duhom-i-bogatye-kulturoy
  2. Народные промыслы Молдавии. Режим доступа: https://culture-art.ru/народные-промыслы-молдавии/
  3. Стати В. Н. Кто такие молдаване // Русин. 2007. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kto-takie-moldavane
  4. Суляк С. Г. Молдавия и Русский мир: история и современность (к 650-летию молдавской государственности) // Русин. 2009. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moldaviya-i-russkiy-mir-istoriya-i-sovremennost-k-650-letiyu-moldavskoy-gosudarstvennosti
  5. Шорников П. М. Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в XX начале XXI века // Русин. 2005. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/parabola-zabveniya-etnicheskoe-samosoznanie-rusinov-moldavii-v-xx-nachale-xxi-veka
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: