Молдаване: что не так с происхождением этого народа

Особенности названия

Знакомясь с любым народом, интересно узнать, почему он называется именно так. Что касается этнонима молдаван, то он вызывает немало споров у историков. Но всё-таки большинство исследователей склоняется к тому, что именование народу и его стране дала река Молдова.

Правда, по иронии судьбы сегодня она располагается не в Молдавии, а в Румынии. Но именно здесь, как полагают этнографы, была первая родина предков молдаван.

Река Молдова / Цезарь Суцевяну

Кстати, в переводе с местного языка “молда” означает “корыто”, что указывает на значительную глубину и ширину реки. А вот в Средневековье было немало сторонников “обратной теории”, заявлявших, что изначально появились народ и страна, а затем уже назвали так реку.

Что можно почитать

  1. Кошина Н. Молдаване – сильные духом и богатые культурой // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/moldavane-silnye-duhom-i-bogatye-kulturoy
  2. Народные промыслы Молдавии. Режим доступа: https://culture-art.ru/народные-промыслы-молдавии/
  3. Стати В. Н. Кто такие молдаване // Русин. 2007. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kto-takie-moldavane
  4. Суляк С. Г. Молдавия и Русский мир: история и современность (к 650-летию молдавской государственности) // Русин. 2009. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moldaviya-i-russkiy-mir-istoriya-i-sovremennost-k-650-letiyu-moldavskoy-gosudarstvennosti
  5. Шорников П. М. Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в XX начале XXI века // Русин. 2005. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/parabola-zabveniya-etnicheskoe-samosoznanie-rusinov-moldavii-v-xx-nachale-xxi-veka

Два Рождества

Молдаване — весёлый народ, что обожает музыку, песни и, конечно, праздники. Самым любимым торжеством в стране стало Рождество, причём в Молдове его отмечают дважды. Парламентом государства были установлены две даты праздника — 25 декабря и 7 января.

Как несложно догадаться, первый вариант связан с католическими верованиями (а многие молдаване отмечают Рождество вместе с другими европейцами). А 7 января праздник указан в православном календаре, причём в Молдове немало приверженцев этой ветви христианства. Что интересно, значительная часть молдаван, независимо от особенностей вероисповедания, отмечает Рождество дважды, поскольку очень любит этот праздник.

Певица София Ротару — молдаванка по национальности, 1974 год / Б. Криштул / Sputnik

Подлоги бывают историческими

– Совершенно новые для меня и, думаю, для большинства читателей исторический эпизод и это название народности или народа – вольски. Разъясни, каково его происхождение?

– Начнем с того, что предков молдаван западные источники именуют волохами, – факт общеизвестный. Но откуда пошло это слово и как устоялось? Другая форма этнонима вольски – это волоски, а этноним волоски – это одна из славянских форм (например, в польском языке) слов волохи или валахи. Еще раз отмечу, что иностранцы молдаван также называли волохами или валахами, а Молдавию – Великой Валахией. Однако в румынской историографии этноним валах, который упоминается в многочисленных источниках, принято переводить как румын, что является явным подлогом. Сожалею, но эта тема слишком обширная для нашего интервью. Подробнее о значении топонима Romania и этнонима romani в Средние века можно узнать из моей книги.

– Мы отвлеклись. Ты упомянул интересный факт: вольски были вынуждены переселиться в Венецию. Но как же они очутились на современных землях Молдовы? Расстояние-то немалое…

– Древняя молдавская летопись «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавскаа Земля» сохранила драгоценные сведения об истории предков молдаван – как раз начиная с момента их исхода из Венеции. Нескромно прозвучит, но до написания и выхода моей книги, в которой исследуется этот период, историки признавались, что не могут понять древнейшей части этой известной летописи.

С моей точки зрения, непонимание одной её части привело к заблуждениям и неудовлетворительному объяснению части другой. Эта летопись начинается с сообщения о том, что князья предков молдаван, братья Роман и Влахата, вышли из «града Виницеи» (т. е. из города Венеции) со своим народом и отправились в земли «Старого Рима» (современные Сербия и Болгария), где основали свою столицу – город Роман. И только в XIII веке предки молдаван – волохи (валахи) массово переселились на левый берег Дуная, в древнюю Дакию-Готию.

Такой поворот событий в истории древних предков молдаван никак не вписывается в «римско-дакийскую» теорию происхождения румын. Поэтому настоящую древнюю историю молдаван и объявили досужей выдумкой.

Снова порознь

При этом Приднестровье — самый север Бессарабии, входило в состав СССР. До Второй мировой войны там сформировалась своя, самобытная этническая традиция, основанная на четком противопоставлении «мы советские молдаване, а не румыны». В 1940 году СССР по пакту Молотова-Риббентропа забирает себе Бессарабию и северную Буковину. Там создается Молдавская АССР, в которую входит и Приднестровье. После окончания войны молдавское общество сильно раскалывается: одни радовались возвращению российской власти, другие же — наоборот, хотят вернуться в состав Румынии.

Когда СССР начал рушиться, Молдавия вышла из его состава как независимая республика. Идея о воссоединении с Румынией была высказана демократическими романтиками сразу же — но так же быстро, как и возникла, уступила место в сознании людей более прозаическим вопросам нищеты и приватизации. К тому же, начался конфликт с Приднестровьем — стране было не до каких-то там воссоединений. В 1990-е-2000-е Молдавия выбирала себе в лидеры то сторонников евроинтеграции, то пророссийски настроенных коммунистов, и никак не могла окончательно сделать цивилизационный выбор.

Похоже, что сегодня победу одерживают проевропейские силы. Они активно пропагандируют идею единства румын и молдаван. Среди молдавских депутатов стало хорошим тоном отрицать сам факт существования молдавского народа. Уровень поддержки этой идеи за 2 года вырос с 2% до 35% — так убедительны аргументы правых политиков. Наверное, о вопросах культурной близости сторонники этих двух точек зрения никогда не договорятся. Сегодня граница между этими двумя народами проходит не по реке Прут, как граница двух государств, она проходит по огромному цивилизационному расколу. Если Молдавия еще не решила, кто ей ближе — Россия или Европа, а для Румынии этот вопрос даже не стоял. Поэтому ответ на то, кто же молдаване — румыны, или отдельный народ, не в прошлом, а в будущем.

« «Русский Казанова»: чем прославился лжедекабрист Роман Медокс

Страна с виноградным ароматом

У людей самых разных стран Молдавия часто ассоциируется со спелым виноградом, который дозревает в живописных виноградниках. Это соответствует действительности. Трудолюбивые земледельцы, молдаване издавна достигли искусства в выращивании многих растений, среди которых чудесная лоза, что дарит людям виноград.

Кроме этого, народ Молдавии является хранителем старинных рецептов приготовления вина. Праздник этого напитка они ежегодно устраивают в октябре. Тогда на площадях собираются производители, вина которых может приобрести любой желающий. Участие в таком торжестве – это не только дань традиции, но и проявление результатов профессионального мастерства для многих виноградарей.

Бокал вина молдаване обязательно подают гостям. К нему в сопровождение идёт самые разнообразные блюда национальной кухни. Молдаване – народ открытый и гостеприимный, а потому ни один гость не выйдет из хозяйского дома голодным и печальным.

Расцвет и сложности

Одним из самых значимых для Молдавии периодов пришёлся на время власти Стефана Великого. Несмотря на раздробленность некоторых регионов страны, он стремился сохранить единую державу, а также сплотить своих людей. К сожалению, эти успехи были краткосрочными. Турецкое нашествие переломило уклад жизни молдаван, однако также привнесло в их традиции новые элементы.

Сегодня в Молдавии проживает более 2 миллионов представителей её коренного населения. За время своей непростой истории молдаване сумели продемонстрировать, что они, нация такой незначительной территории, могут занять высокое место в самых разных сферах деятельности человека. Среди молдаван немало деятелей искусства, которые значительно повлияли на мировую культуру, а также продолжают это дело и по сей день.

Культура Молдавии

Своё народное творчество молдаване считают истинным сокровищем. За многие века этот народ сумел создать уникальные духовные ценности, этнические особенности, что вошли в мировую культуру. Молдаване не мыслят своей жизни без музыки и танцев.

Причём для исполнения традиционных мелодий следует использовать музыкальные инструменты, аналогов которым нет нигде в мире. Одним из самых известных среди них считается най. Это молдавская многоствольная флейта, что издаёт поразительной мелодичности звуки.

Кстати, многие молдаване являются истинными фанатами музыки, а заниматься этим искусством начинают едва ли не с рождения. Неслучайно самой юной исполнительницей мира считается молдаванка Клеопатра Стратан, что начала выступать ещё в 3 года.

А вот национальным танцем Молдавии стал хора. И если раньше он был популярен лишь в сельской местности, то сегодня исполнителей хора можно увидеть даже в больших городах. Более того, сейчас в Молдавии нередко встречаются уличные музыканты, исполняющие мелодии танца, под которые с удовольствием танцуют прохожие.

А вот национальным танцем Молдавии стал хора

Принцип хора крайне прост – исполнители держатся за руки, образуя круг. Если у вас появилась ассоциация с хороводом, то совершенно верно – хора напоминает этот знакомый нам танец.

Кстати, ещё в Молдавии популярен жок. Эта разновидность танца представляет собой пляску, что постепенно перерастает в гуляние. Жок молдаване очень любят исполнять во время народных праздников.

В каждом городе и даже небольшом молдавском селении есть свой святой покровитель. Его день считается особенным праздником для жителей населённого пункта. В День святого принято накрывать праздничный стол, приглашать гостей и самим навещать родственников и друзей.

Празднования молдавского праздника «Мэрцишор» / Ялтаинформ

В этот день на главной площади села или города устраивается народное гуляние. Особенной его частью становятся театрализованные представления, в ходе которых рассказывается история святого, легенды и поверья о нём.

Жители “маленькой страны”, молдаване, за долгие века сумели сохранить самобытность своих традиций и обычаев. Этот народ с особым трепетом относится к собственной истории, отмечая, что именно с её помощью можно строить успешное будущее. Молдаване гордятся своей культурой, ведь в ней собрано всё богатство и уникальная яркость, что формировались на протяжении многих столетий.

Энергичные и весёлые

Неповторимый колорит молдавской культуры заметен и в их музыке. Они обожают энергичные мелодии, под которые исполняют народные танцы. Многие туристы, побывавшие на праздниках в Молдавии, говорят, что удержаться самому от танца невозможно, когда в пляс пускаются молдаване. Именно поэтому их часто называют «батарейками» позитивной энергии.

В молдавских свадьбах отражается особенность их древних традиций. Когда гость вручает свой подарок невесте и жениху, он непременно должен рассказать, что спрятано в яркой коробочке. Это считается проявлением уважения, а также символом сплочённости новой семьи.

Традиции и обряды

 Свадебный обряд проводится в присутствии крестных родителей. Их называют нанашами. Обычно в их роли выступают близкие родственники невесты и жениха. Их роль в жизни молодоженов велика: молодым предстоит прислушиваться и советоваться с нанашами.

Современные свадьбы справляют в ресторанах, а раньше они проходили в родительском доме. Выкуп невесты называют вулпя. Буквальный перевод этого слова — «лис». Жениху преграждают путь цепями, требуя деньги и вино. Богатый стол служит пожеланием благ и процветания семье. В знак замужества нанашка подвязывает платок невесте, а гости дарят утварь, необходимую в хозяйстве. Деньги принято класть в платок, произнося добрые пожелания.

В Молдавии народ веселый и любит торжества. Здесь празднуют даже День вина. Совсем неудивительно, ведь именно вино признано национальным напитком. Торжество сопровождается хореографическими танцами, игрой на национальных инструментах. Идея праздника заключается не просто в распитии алкогольного напитка, а в поддержании винодельческого производства.

Молдаване отмечают Международный женский день, устраивают гулянья во время Дня независимости и празднуют Лимба ноастрэ, который служит памятным днем языку Молдовы. Во время этого праздника люди возлагают цветы на могилы великих писателей и славят одного из величайших поэтов страны — Алексея Матвеевича.

У молдаван существует культ святых. В каждом селении есть свой святой, который является важным покровителем. В селах есть храмы — в них принято ходить на День святого. Обязательно пред празднованием в домах прибираются и накрывают столы. Надо пригласить гостей, налить лучших вин, угостить детей и самому хорошо покушать.

Молдавия является страной виноградников и виноделия. Даже очертания ее на карте напоминают гроздь винограда. ¼ часть населения страны занята выращиванием винограда. Молдавский винный комбинат «Малые Милешты» — внесён в Книгу рекордов Гиннесса, как обладатель самой крупной коллекции вин в мире (1,5 миллиона бутылок, 80 различных наименований).

Часто на празднике люди играют в трынту — довольно сложный вид борьбы, в которой нужно проявить ловкость и хитрость. Победитель получает в качестве главного приза барана.

Кто такие молдаване и быть ли им на этой земле?

«НОВОСТИ дня» Источник (ссылка откроется в новом окне)

На этот вопрос отвечает фундаментальный научный труд российского ученого-историка, этнолога, специалиста по межнациональным отношениям, уроженца Гагаузии Михаила Губогло «Молдаване» из серии Академии наук России «Народы и культуры» издательства «Наука». А вот быть ли государству молдавскому на карте мира и останется ли молдавский народ как этнос на земле, прямо и косвенно отвечал коллектив авторов этой монографии из Молдовы, которые тоже присутствовали на презентации, прошедшей в Кишиневе 20 декабря. Это стало возможным благодаря международному медиаклубу «Формат А3»

Интересно, что представление свежеизданной, столь важной для науки и для многих чувствующих и думающих неравнодушных граждан Молдовы книги прошло незамеченным для высоких государственных деятелей Молдовы (за исключением башкана Гагаузии Михаила Формузала, лично пригласившего авторский коллектив в Комрат). Михай Гимпу в это время был занят, вручал высшую государственную награду страны – Орден республики – целому ряду румынских ученых и некоторых представителей молдавской Академии наук, активно с ними сотрудничающих

Ордена вручались «в знак глубокой признательности за выдающиеся заслуги в развитии национальных ценностей и исторической правды». Хотя, что такое историческая правда и кто владеет ключами от нее – еще один большой вопрос.

– Все возможно в Молдове – в «этой стране чудес». Молдавский народ, который известен на земле и об этом повествуют многочисленные хроники и летописи уже 700 лет, создавший это государство, состоящий сегодня из более 3 миллионов человек и составляющий молдавское общество, неизвестен собственному правительству. Его как будто и нет, – прокомментировал ситуацию один из авторов книги, профессор, историк, филолог Василий Стати.– В какой еще стране возможно, чтобы представители гагаузской нации, славянских народов имели свои университеты, а молдаване не имеют высшего учебного заведения, где бы изучалисьмолдавский язык, молдавская история, молдавская этнография и культура? Чтобы представители европейских структур могли убедиться, можно зайти в любую школу и посмотреть, как в начале третьего тысячелетия планомерно и целенаправленно уничтожается молдавский этнос, целая культура. Хочу напомнить, что в этом году исполняется 324 года с тех пор, как впервые в Европе вышла этнологическая монография «Нямул Молдовенилор». Но до 1989 года она здесь вообще не издавалась. 8 лет мы стучались во все двери на самом высоком уровне с просьбой помочь издать монографию «Молдаване». В итоге Москва пригласила нас: давайте издадим монографию «Молдаване» в серии «Народы мира». Академия наук России дважды обратилась в высшие инстанции Республики Молдова. Письма были перенаправлены в Академию наук РМ, а та не ответила ни на одно. Многие наши «великие» академики отказались работать над этой книгой. А мы взялись за это. Если перефразировать писателя Борхеса, я бы ответил на вопрос, кто такие молдаване так: «Я много думал, что такое быть молдаванином. Быть молдаванином – это значит чувствовать себя молдаванином». Как и любым народом, который уважает себя. Неразумное, тупое – не может быть вечным. Вечен только Бог. И он поможет, чтобы молдавское государство было и молдаване остались на земле.

Купить книгу пока можно лишь в Москве. Заявки на неё в Кишинёве будут аккумулироваться в «Академкниге». В электронном виде монографии, к сожалению, нет. Надеемся, что найдутся энтузиасты для издания этого труда на молдавском языке, тем более что многие статьи писались на нем, а затем были переведены на русский.

Братья, соседи, боевые товарищи

Румынии как таковой не существовало до второй половины XIX века. Валахи — древний народ, предок и молдаван, и румын, ведущий свою родословную от римлян, в Средневековье долгое время жил под властью болгар. Валахи позаимствовали у них сильную православную традицию, кириллическую письменность. В середине XIV века Болгарское царство сильно ослабляется, и появляются два первых в истории полностью суверенных государственных образования валахов — собственно княжество Валахия, и княжество Молдавия.

Сначала Молдавия была гораздо сильней. Но в начале XV века до этих земель доходят турки, которые склоняют на свою сторону тогдашних правителей Валахии, и те, несмотря на кровное родство, начинают войну с Молдавией. Несколько столетий этот регион становится ареной для войн между империями.

Трагедия и румынского, и молдавского народа — турецкое иго, длившееся около 400 лет. Валахи и молдаване постоянно вели борьбу с турками, и иногда удачно — например в 1600 году господарь Михай Храбрый полностью освободил валахов от ига и объединил три валашских княжества (третье — Трансильвания). Правда, это государственное образование быстро распалось. В это время трансильванцы, валахи и молдаване еще говорили на одном языке, а слово «валах» обозначало как жителя Валахии, так и весь валашский этнос, а слово «молдаванин» обозначало только поданных Молдавии. Вскоре здесь появляются новые игроки — Российская и австрийская империи. Валахия и Трансильвания попадают в сферу влияния Вены, а Молдавия — Москвы. В итоге в 1861 году 2 княжества наконец-то объединяются в единое королевство Румыния.

Великая Румыния

За долгие годы жизни порознь, ко второй половине XIX века части некогда единого народа все же несколько отдалились. В это время мы встречаем множество свидетельств, например, непонимания языка бухарестских чиновников бессарабскими (молдавскими) крестьянами. Последние, долгие годы жившие бок о бок с украинцами, русскими и евреями, уже не понимают язык валахов. Еще более усилилось это непонимание, когда в 1918 году Румыния начала собирать населенные валахами осколки разрушившихся австрийской и российской империй.

Вот что в 1921 году писала румынским властям группа молдавских крестьян Оргеевского уезда румынской Бессарабии: «Что означает слово «волумул»? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому. Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

Такая ситуация была характерна для всей страны. Была бухарестская интеллигенция, и были провинции со смешанным населением, в которых немцы, венгры, сербы, болгары жили бок о бок с потомками валахов, которые говорили на своих локальных диалектах. Властям страны стало необходимо срочно начать строить нацию — и они запустили программу жесткой румынизации, которая не встречала особого сопротивления у молдаван, но не была доведена до конца из-за Второй мировой войны. Разделенный валашский народ почти стал вновь единым, но война помешала довести процесс до конца.

На истоке времён

Исследования археологов позволяют с уверенностью говорить, что первые люди на молдавских землях появились около 4 тысячелетий до нашей эры. Уже к тому периоду были сформированы основные первобытные культуры.

Впоследствии они начинают вытеснять друг друга, поскольку в орудиях труда находятся всё более новые и совершенные приспособления, материал для изготовления которых значительно менялся. Если первые предки молдаван первоначально вынуждены были кочевать, то впоследствии (приблизительно в период Триполья) они останавливаются на выбранных землях, где начинают заниматься разводить скот и обрабатывать землю. Природа края позволяет заниматься такой деятельностью с большим успехом.

К X веку до нашей эры большинство молдавских земель заселены фракийцами, что были основным населением Балканского полуострова. Именно культура этих племён стала основой для дальнейшего становления молдавского народа. Позднее на местное население начинают влиять румынские народности, что имели немало общего с фракийцами.

Строители-“оборотни”

Ещё один распространённый стереотип о молдаванах — мнение, будто большая часть населения Молдовы занята в сфере строительства. Конечно, это совсем не так, однако молдавские строители ценятся в самых разных странах мира. Поговаривают, что даже Меланья Трамп для ремонта Белого дома в Вашингтоне наняла молдаван. Причём президент был обрадован быстрыми сроками работы и крайне скромной стоимостью услуг

Молдаване действительно заняты на многих стройках в различных уголках земли, однако на родине к отечественным строителям относятся настороженно. Нет, никто не сомневается в качестве работ, однако происходит нечто удивительное.

Владельцы недвижимости в Кишинёве не перестают жаловаться, что соотечественники, возвратившись домой, заламывают невероятные суммы за ремонт, причём работа может тянуться крайне долго. Именно поэтому строительством в Молдавии часто занимаются наёмные рабочие из Турции.

Молдаванин из Кишинева

Выдающиеся деятели

 Самым знаменитым молдаванином Челябинска является солист группы «Ариэль», заслуженный артист России Борис Каплун. Борис Федорович рассказывает, что его отец, молдаванин Федор Капул, во время Великой Отечественной войны жил в Оренбурге. Так случилось, что он потерял свой паспорт. Тогда это каралось строго. В конце концов, документ восстановили, но при его оформлении ошиблись в написании фамилии (вместо «Капул» начертали «Каплун»).

Олег Славенко, учитель истории в с. Фершампенуаз Нагайбакского района, также активно участвует в политической жизни своей малой родины, являясь депутатом Совета депутатов Фершампенуазского сельского поселения.

В Челябинске работает выходец из Караганды, полковник милиции в отставке, а сейчас адвокат Сергей Лесник.

Самая пьющая нация?

Долгое время бытовал стереотип, что молдаване крайне невоздержанны в употреблении спиртного. О любви жителей Молдавии к вину известно всем, но действительно ли они не в силах контролировать эту страсть? Периодически в СМИ появляются новые исследования врачей, где в рейтинге самых пьющих стран мира неизменно на первых местах фигурирует Молдова.

Согласно статистике, количество алкоголя на душу населения здесь составляет 15 литров в год. Но давайте взглянем на ситуацию объективно. Если бы так оно и было, то на улицах Молдавии невозможно было бы пройти через бесчисленное количество “отдыхающих” после весёлых попоек.

На самом же деле ситуация совсем иная. Даже если вам придётся побывать на Фестивале вина, что ежегодно устраивают молдаване, вы наверняка отметите, что праздник даже отдалённо не напоминает пьяную вакханалию. Напротив, молдаване славятся как ценители вина, а потому и подобного рода торжество проходит весьма церемониально, напоминая дегустацию дорогих вин.

Сбор винограда в молдавском селе, 1982 / Ю. Лизунов / Sputnik

Фольклор

Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.

Отношение к музыке в Молдове можно сравнить с фанатизмом. Многие жители увлекаются этим видом искусства с малых лет. Ярким примером служит Клеопатра Стратан, которая стала выступать на сцене с 3 лет и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая юная исполнительница в мире.

Не менее важной для народа является музыка. Молдаване чтят национальные традиции и пользуются инструментами, аналогам которых нет в мире

Весьма своеобразным предстает духовой инструмент най, представляющий собой многоствольную флейту (может состоять из 8 и более трубок).

Юмор — еще один вид национального достояния. Молдаване часто любят пошутить, считая юмор наиважнейшим явлением в жизни человека. Юмористические сценки регулярно показывают в театрах, с шутками жители знакомятся с детства. Любимой всеми сказкой является история о Пэкалэ и Тындалэ.

 Национальным танцем Молдавии признан хора. Раннее его танцевали в сельских районах, а сейчас на улицах городов можно каждый день видеть танцующих. При исполнении хоры все участники танца держатся за руки и образуют круг. Не менее популярен жок, который является пляской, плавно перерастающей в гулянья.

Танцы у молдаван делятся на бытовые и обрядовые. Первые нужны для времяпрепровождения, именно к ним и относится хора

Сюжетные имеют важное значение. Демонстрируя повседневные будни, они являются вкладом в культуру

Обрядовый танец может показать сбор винограда, труд затачивающего ножи кузнеца, хлопоты крестьянки и даже особенности погоды.

Новые культуры – новые краски

Когда в III веке до нашей эры на южные территории приходят кельтские племена, они занимают практически всю современную Польшу и соседние с ней земли. Тогда в молдавских народностях укрепляются традиции, характерные для кельтов. Примерами являются некоторые ритуалы, что проводили земледельцы для привлечения урожая.

С приходом римлян на молдавских территориях начинают создаваться торговые центры, которые развивают регион. В этот же период происходят и изменения в этническом составе. Многочисленные купцы и сами римляне вливаются в молдавское общество, однако вносят свои элементы культуры.

Позднее, с распадом Римской империи, большое воздействие на молдавский народ оказывают славяне. Появление славянских народов в Балканах становится новым периодом развития для местного населения. Земледелие достигает небывалого уровня благодаря прочным и длительным поселениям, которые создают славяне. Местная культура вбирает в себя многие особенности новых народов, становясь неповторимой палитрой из смеси самых разных этнических красок.

Занятия и быт

Основные традиционные занятия — животноводство, с середины 19 века — земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство; домашние ремёсла — ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. В некоторых районах Молдавии были распространены рыбный, охотничий и другие промыслы.

Для традиционного сельского жилища характерна трёхкамерная планировка: прихожая (тиндэ) отделяет жилое помещение (кэмарэ) от гостиной (каса маре). В центральных и южных районах сохранились черты древнего молдавского жилища — завалинка и галерея с фасадной стороны. Современные дома, не утратив национального колорита в архитектуре, имеют больше комнат, улучшенную планировку. Во внутреннем убранстве сохраняется традиция украшения комнат настенными коврами (скоарцэ, рэзбой, ковор), ковровыми дорожками (пэретар, лэичер, кадрел), покрывалами (чергэ, полог), полотенцами.

Весенние подарки

Когда наступает весна, молдаване устраивают особенный праздник – Мэрцишор. В этот день нужно подарить друг другу то, что говорит об окончании зимы. В понимании молдаван наилучший подарок в этот праздник – какое-либо украшение. Чаще всего они содержат в себе красный и белый цвета. Считается, что если носить подарок весь март, то зимние холода скоро отступят, передавая все права весне.

Важной деталью молдавского жилища является ковёр. Это настоящая гордость молдаван

Они славятся своим умением вышивки и создания уникальных ковров, которые пользуются спросом во всём мире.

Как видим, молдаване в ходе истории переняли многие черты своих соседей, создав при этом собственную культуру – яркую и самобытную, оригинальную и незабываемую.

«Гага Ностра»

В «лихие 90-е» гагаузские группировки зарекомендовали себя как наиболее боеспособные и опасные. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами. Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок.

Основной заработок этнических группировок – воровство со складов в России, Украине, Румынии и Болгарии. При этом как налетчики славятся гагаузы из сел запада Одесской области, где сформировался свой аналог Сицилии. Промышляют они и кражами банкоматов, воровством товара на оптовых рынках, складах агрофирм, вооруженными налетами и похищениями ради выкупа.

Фольклор

Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом («Богатырь Груя», «Кодряну» и др.), историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном на границе с Украиной) — двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы — хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра.

Молдаванин

Споры вокруг молдаван

С 1991 года разгорается дискуссия вокруг темы молдавского народа. Казалось бы, в чём может крыться проблема? Раскрыли её румыны, заявившие, что молдаван как отдельного народа не существует. Более того, молдавский президент Николай Тимофти даже согласился с этим утверждением.

Однако прежний лидер заявил, что во время опросов большая часть населения Молдовы отметила себя как молдаване, а не румыны. Сегодня же подавляющее большинство молдаван против подобной теории, заявляя, что они принадлежат к отдельному народу.

Бессарабия в составе Румынии (1918—1940) / wikipedia.org

Пусть молдаван и румын связывают общие исторические аспекты, однако сами молдаване считают себя самобытной нацией. А подтверждения тому демонстрирует и богатая культура.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: