Самолет f-3 демон

История операций [ править ]

ВМС США править

VF-111 F9F-2 сбрасывает бомбы в Корее, 1951/52 г.

Grumman Panther был основным реактивным истребителем и штурмовиком ВМС США и ВМС США в Корейской войне . Panther был самым широко используемым военно-морским истребителем войны, совершив 78000 боевых вылетов. F9F-2, F9F-3 и F9F-5, как прочные штурмовики, могли выдерживать операции во время интенсивного зенитного огня. Пилоты также оценили кабину с кондиционером, долгожданное отличие от влажной среды самолетов с поршневым двигателем.

3 июля 1950 года лейтенант младшего звена Леонард Х. Плог из VF-51 на F9F-3 одержал первую воздушную победу ВМС США в войне, сбив Як-9 с винтовым двигателем .

Несмотря на относительно низкую скорость, пилоты «Пантеры» заявили о потере семи МиГ-15 «Микоян-Гуревич» , потеряв два F9F. Первый МиГ-15 был сбит 9 ноября 1950 года капитан-лейтенантом Уильямом (Билл) Аменом из VF-111, летевшего на F9F-2B, во время атаки Командования ООН на мосты Синыйджу в районе устья реки Ялу. Еще два МиГ-15 были сбиты 18 ноября 1950 года.

18 ноября 1952 года лейтенант Ройс Уильямс из VF-781 совершил уникальный подвиг , вылетевший с авианосца «  Орискани», уничтожив четыре МиГа за одну 35-минутную встречу во время серии воздушных ударов по северокорейскому порту Херён . Этот бой малоизвестен из-за участия Агентства национальной безопасности США (АНБ), существование которого тогда было совершенно секретным, в планировании миссии; МиГи были перехвачены в результате разведданных, предоставленных АНБ. Потеряв контакт со своим ведомым, Уильямс в одиночку участвовал в воздушном бою с шестью МиГ-15; после приземления на Орисканы, его «Пантера» имела 263 попадания осколками или осколками и не подлежала ремонту. Победы Уильямса были заметными, поскольку четыре МиГа управлялись пилотами советской морской авиации : российские источники подтвердили утверждения Уильямса, 40 лет спустя, заявив, что погибшими пилотами были капитаны Беляков и Вандалов, а также лейтенанты Пахомкин и Таршинов.

Будущий астронавт Нил Армстронг много летал на F9F во время войны, хотя в 1951 году он катапультировался с одного из самолетов после того, как тот был сбит проволокой, натянутой через долину. Будущий астронавт Джон Гленн и бейсболист всех звезд Boston Red Sox Тед Уильямс также летал на F9F в качестве пилотов морской пехоты.

Пантеры были сняты с фронта в 1956 году, но оставались на тренировочных должностях и в подразделениях морского резерва США и морского резерва США до 1958 года. Демонстрационная летная группа ВМС Blue Angels использовала Panther в течение четырех лет, начиная с 1951 года. Пантера была первым реактивным самолетом «Голубых ангелов». Некоторые Пантеры продолжали служить в небольшом количестве до 1960-х годов. С сентября 1962 года уцелевшие «Пантеры» получили обозначение F-9 в рамках новой объединенной системы обозначения трех видов вооруженных сил США.

ВМС Аргентины править

Аргентинская пантера атакует колонну армии во время восстания ВМС Аргентины в 1963 году

Единственным иностранным покупателем Panther была аргентинская военно-морская авиация , купившая в 1957 году 28 самолетов бывшего USN F9F-2B; первые 10 прибыли в 1958 году. Всего 24 самолета были приняты на вооружение, остальные использовались в качестве запасных. Первый полет «Аргентинской Пантеры» состоялся в декабре 1958 года, а последний самолет был принят на вооружение в январе 1961 года .

Катапульты на тогда еще единственном аргентинском авианосце ARA Independencia были сочтены недостаточно мощными для запуска F9F, поэтому самолет был наземным. Однако в июле 1963 года «Пантера» (серийный номер 0453/3-A-119) приземлилась на Индепенденсии в рамках испытаний; стал первым самолетом, приземлившимся на аргентинский авианосец.

ВМС Аргентины F9F-2 Panthers участвовали в бою во время восстания ВМС Аргентины в 1963 году , бомбили колонну 8-го танкового полка армии, которая наступала на восставшую военно-морскую базу Пунта-Индио . В результате атаки было уничтожено несколько танков M4 Sherman за счет сбитого одного F9F Panther.

«Аргентинские Пантеры» участвовали в общей мобилизации во время пограничного столкновения 1965 года между Аргентиной и Чили, но боевых действий не произошло. Они были выведены из эксплуатации в 1969 году из-за отсутствия запасных частей и заменены на Douglas A-4Q Skyhawks .

ВМС Аргентины также использовали F-9 Cougar.

«ДУГЛАС А-4 СКАЙХОК» — маленький ястреб

Палубный штурмовик (США)

«Дуглас А-4 Скайхок» — первый реактивный американский штурмовик

История штурмовика «Дуглас А-4» началась во время войны в Корее, когда ВМС США приняли решение заменить устаревшие поршневые штурмовики на реактивные боевые машины.

Перед американскими специалистами была поставлена задача создать недорогой и легкий самолет, который мог бы доставлять ядерные боеприпасы на небольшие расстояния. В ту пору атомное оружие считалось применимым во всех конфликтах без исключения. С задачей справились конструкторы «Дугласа», пообещавшие создать машину массой не более 5,5 т. В октябре 1952 года они представили макет самолета. Все системы машины создавались заново в соответствии с задачей уменьшить их вес. В то же время обшивка фюзеляжа стала толще, что позволило улучшить защиту самолета.

Задачи штурмовика в ходе работ были расширены. Он оказался способен вести воздушный бой, сбрасывать бомбы во время пикирующего полета и прикрывать с воздуха сухопутные силы. Прототип штурмовика под именем XA4D-1 вышел из сборочного цеха компании «Дуглас» в июне 1954 года. В том же месяце самолет совершил первый полет.

А-4 способны взлетать и садиться на крошечные взлетно-посадочные полосы фронтовых аэродромов

Получивший имя «Скайхок» (Skyhawk — «небесный ястреб»), он имел меньшую массу, чем было обещано, и показал более высокую скорость и дальность полета. В 1956 году самолеты начали поступать на вооружение. Их первой кампанией стала война во Вьетнаме, где «Скайхокам» удалось сбить несколько МиГов-17.

Однако в целом «живучесть» машины оказалась довольно низкой, что вынуждало приступить к следующей разработке — А-7 «Корсар». «Скайхоки» в большом количестве начали поставлять для ВВС Израиля, Аргентины, Кувейта, Малайзии, Новой Зеландии, Сингапура. В 1982 году они участвовали в Фолклендском конфликте, в ходе которого нанесли первый удар по двум десантным кораблям Великобритании, погубив свыше 50 английских военнослужащих. В той кампании было потеряно 22 штурмовика. Самолеты до сих пор состоят на вооружении Корпуса морской пехоты США.

Поздние версии А-4 получили надфюзеляжный обтекатель «горб», в котором разместилось дополнительное связное и навигационное оборудование

Своими подвигами А-4 доказал, что маленькие и легкие самолеты ничем не уступают крупным и тяжелым машинам

Интеллектуальная мощь Третьего рейха на службе СССР

Среди немецких специалистов-ядерщиков на первое место следует поставить Манфреда фон Арденне, выдающегося изобретателя, одного из «отцов» советской водородной бомбы, дважды лауреата Сталинской премии. Николаус Риль, возглавивший производство обогащённого урана для первой советской атомной бомбы, стал не только обладателем Сталинской премии 1-й степени, но и Героем Социалистического Труда и кавалером Ордена Ленина. Ему позволили в 1955 году выехать не в ГДР, как остальным немецким специалистам, а в ФРГ. Лауреат Нобелевской премии Густав Герц, племянник великого физика, также получил Сталинскую премию. Награды, которых удостоились немецкие военнопленные учёные за труд на благо советской обороны, ярче всего свидетельствует об оценке руководством СССР их вклада в дело создания советского ядерного щита.

Группу немецких ракетчиков в СССР возглавил Хельмут Герттруп, во время войны руководивший одним из отделов Ракетного центра в Пенемюнде. Любопытно, что он сначала вместе с фон Брауном сдался американцам. Но советские разведчики, действовавшие в американской оккупационной зоне, сумели ещё в 1945 году его перевербовать. Впоследствии Герттрупу также разрешили выехать в ФРГ.

Советским компетентным органам удалось заполучить в свое распоряжение также главного конструктора реактивных двигателей авиационной фирмы «Юнкерс» Альфреда Швайбе и конструктора реактивных авиадвигателей фирмы BMW доктора Престеля.

Под руководством немецких специалистов работали сотни их военнопленных коллег. Так, согласно распоряжению Совета Министров СССР от 17 апреля 1946 года, до октября того же года требовалось перевезти на завод №145 в посёлке Красная Глинка Куйбышевской области 250 инженеров и конструкторов и 240 рабочих по авиационным двигателям из города Дессау, 150 инженеров и конструкторов и 200 рабочих той же отрасли из города Унзебург.

Сравнение с аналогами

Сравнение с аналогами

Модель и страна

Су-33

МиГ-29К

Shenyang J-15

Внешний вид

Год принятия на вооружение

1998

2013

2015 (план)

Годы производства

1989 — н/д

с 2005

Выпущено, единиц

26

>20

н/д

Масса пустого, кг

19 600

12 700

Масса боевой нагрузки, кг

6500

4500

Встроенная пушка

1 × 30 мм ГШ-30-1

1 × 30 мм ГШ-30-1

Макс. взлётная масса, кг

33 000

22 400

Силовая установка

2 × АЛ-31Ф 3-й серии

2 × РД-33МК

Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже

2 × 74,5 кН 2 × 122,6 кН

2 × 53,4 кН 2 × 88,3 кН

Макс. скорость, км/ч

2300

2300

Практический потолок, м

17 000

17 500

Практ. дальность (без ПТБ), км

3000

2000

Модель и страна

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Grumman F-14 Tomcat

Dassault Rafale M

Внешний вид

Год принятия на вооружение

1999

1974

2004

Годы производства

с 1997

1974 — 1992

с 1997

Выпущено, единиц

>500

712

36

Масса пустого, кг

13 387

18 191

10 000

Масса боевой нагрузки, кг

8051

5900

Встроенная пушка

1 × 20 мм М61А1 Вулкан

1 × 20 мм М61А1 Вулкан

1×30 мм Nexter DEFA 791B

Макс. взлётная масса, кг

21 320

33 720

24 500

Силовая установка

2×General Electric F414-GE-400

2 × General ElectricF110-GE-400

2 × SNECMA M88-2-Е4

Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже

2 × 62,3 кН 2 × 97,9 кН

2 × 61,4 кН 2 × 124,7 кН

2 × 50,04 кН 2 × 75,62 кН

Макс. скорость, км/ч

1915

2485

1900

Практический потолок, м

15 240

16 150

15 240

Практ. дальность (без ПТБ), км

2003

2960

1800

СССР — родина реактивных ранцев

История реактивных ранцев началась около века назад, а не как принято считать с разработки Венделла Мура (1958). Советский инженер Александр Андреев в 1928 году зарегистрировал патент первого реактивного ранца. Разработка Андреева впервые детально показывала, как человеку подняться в воздух при помощи реактивной тяги. Технология предполагала быстрое нагревание и расширение сжиженного газа, который позволял бы человеку удерживаться в воздухе. Разумеется, к патенту также прилагался чертеж устройства. Правда, понять по нему, как пилот управлял бы ранцем — не самая простая задача. К сожалению, получив патент, Андреев не смог реализовать замысел, опережавший время.

Ракетные двигатели, работающие на перекиси водорода, получили широкое распространение во время Второй мировой войны. Германия активно применяла их в торпедах и ракетах, устанавливала на подлодки и самолеты. Например, Мессершмитт Ме.163, совершивший в 1944 году первый боевой вылет, мог развивать скорость до 960 км/ч, но запасов топлива хватало всего на 12 минут. Именно в этой модели в качестве окислителя применяли стабилизированный 80 % пероксид водорода, а в качестве горючего — смесь из ~57 % метанола.

Эта разработка легла в основу первого реактивного ранца или «реактивного жилета», как называл его сам создатель, инженер Томас Мур. В 1952 году его исследованиями заинтересовалась армия США, выплатив конструктору грант в размере $25 000. С учетом инфляции на сегодняшний день эта сумма равнялась бы примерно $244 000.

Фото: thinkjarcollective.com

Во время тестовых испытаний жилету удалось поднять человека в воздух на несколько секунд, но этот сомнительный успех был единственным в истории изобретения Томаса Мура. Главной неудачей его концепта было неудобное управление посредством коробки с парой маховиков. Не добившись каких-либо успехов в течение нескольких лет, армия США свернула проект, но не отложила идею создания мобильных солдат. Идея так глубоко проникла в общественное сознание, что ракетный ранец стал объектом масскультуры. Его стали носить персонажи комиксов, фильмов, а позже игр.

Фото: warspot.ru

АМХ — «недорогой» штурмовик

Легкий штурмовик (Италия, Бразилия)

Участие в работах по программе AMX распределилось следующим образом: компания «Эмбраер» — 30% объема работ; компания «Аэриталия» — 47 %; компания «Аэрмакки» — 23%

В 1977 году ВВС Италии решили заменить находившиеся у них на вооружении истребители-бомбардировщики G-91Y производства «Аэриталия» и F-104G американской фирмы «Локхид». Предполагалось сделать машину недорогой и получить хороший доход от ее экспорта.

Использовать самолет собирались как в зоне боевых действий — в роли штурмовика, так и вдали от них — в качестве разведчика. До этого переговоры с фирмой «Аэрмакки» вели бразильские военные, также нуждавшиеся в замене своего старого штурмовика. Участие бразильцев обещало сделать разработку еще дешевле. Образовался международный консорциум, в который, помимо итальянских «Аэрмакки» и «Аэриталия», вошла бразильская фирма «Эмбраер».

Фонарь кабины АМХ обеспечивает пилоту полный круговой обзор в воздухе

В 1980 году началось проектирование новой машины. Для повышения боевой «живучести» все основные системы устанавливались на самолет в двух экземплярах, однако в целях экономии было решено не бронировать кабину пилота.

Легкий штурмовик AMX 29 марта 1988 года вышел из сборочного цеха авиазавода в Турине.

Спустя полтора месяца, 11 мая, состоялся его первый полет. В том же году ВВС Италии и Бразилии заказали в общей сложности 88 таких самолетов. Всего же за последующие восемь лет их было выпущено 193.

Штурмовик АМХ так и не попал на мировой авиационный рынок из-за высокой стоимости

«38 мировых рекордов»

Советское руководство возлагало большие надежды на проект МиГ-25. Как говорится в материалах РСК «МиГ», новая боевая платформа советских ВВС по лётным характеристикам должна была значительно превзойти другие машины. Прежде всего, МиГ-25 создавался для обеспечения безопасного продолжительного полёта на сверхзвуке.

«В процессе создания Е-155 (один из прототипов МиГ-25. — RT) было решено множество проблем, связанных с длительными полётами на скорости, в три раза превышающей скорость звука. В его конструкции нашли широкое применение сталь и другие жаропрочные материалы», — отмечается на сайте «МиГ».

Помимо прочного корпуса МиГ-25 получил самый высокий на тот момент в мире уровень автоматизации процессов управления. Впервые в отечественной практике на боевую машину (в частности, на разведывательную модификацию) были установлены бортовые цифровые системы.

  • МиГ-25 в разведывательном исполнении

«МиГ-25 стал первым советским серийным самолётом, имеющим максимальную скорость полёта 3000 км/ч (М=2,83). Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных самолётах МиГ-25 в период с 1965 по 1978 год было установлено 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных», — говорится на сайте корпорации.

Самым известным достижением считается полёт лётчика-испытателя Александра Федотова на летающей лаборатории, созданной на базе МиГ-25. 21 августа 1977 года он поднял машину на 37 650 м. Этот рекорд по-прежнему остаётся непокорённым.

Как пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, Федотов достиг так называемого в авиации динамического потолка, разогнав машину практически в вертикальной плоскости. По его словам, пилот сильно рисковал, но смог выдержать сопутствующие физические перегрузки и продемонстрировать феноменальные лётные характеристики, свойственные МиГ-25.

«Конечно, практический потолок (устойчивый полёт в горизонтальном положении. — RT) у МиГ-25 намного скромнее. Машина редко поднималась выше 20 км. В том, чтобы летать выше, просто не было необходимости. К тому же полёты на таких высотах всегда сопряжены с риском для здоровья лётчика. Перегрузкам подвергается и сама машина

Однако для СССР было важно узнать и продемонстрировать предельные возможности этого уникального самолёта», — подчеркнул Корнев

Эксперт считает, что миссия Федотова внесла существенный вклад в повышение престижа МиГ-25 и отечественной боевой авиации в целом. Кроме того, подъём на 37 650 м имел немалое практическое значение — в ходе полёта концепция советского самолёта успешно сдала тяжелейший экзамен на прочность и эффективность.

Также по теме

«Гениальность — в интегрированной компоновке»: какую роль в отечественной авиации сыграло создание истребителя Су-27

19 января 1976 года правительство СССР приняло постановление о создании истребителя Су-27, ставшего одним из самых популярных…

«В эпоху холодной войны авиация США и СССР установили множество разнообразных рекордов. Но за этим стояли не только соображения престижа. В экстремальных ситуациях манёвры на высоте около 20 километров и выше позволяют неожиданно атаковать противника, прорвать зону ПВО, уйти от атак самолётов и ракет неприятеля», — говорит Корнев.

В общей сложности с 1969 по 1985 год промышленность СССР выпустила 1186 единиц МиГ-25 в различных вариантах. Большую часть самолётов получили советские авиационные части. Некоторое количество машин ушло на экспорт в Алжир, Болгарию, Индию, Ирак, Ливию и Сирию.

С точки зрения экспертов, наиболее выдающимися возможностями обладала модификация МиГ-25РБ. Это разведчик-бомбардировщик, который мог поднимать в воздух до 5 т вооружения и применять их на сверхзвуке. По словам Корнева, специально для этого самолёта были разработаны термостойкие бомбы, приспособленные под сбросы на скорости, превышающей 1 число Маха.

Прицельное бомбометание МиГ-25РБ и его модернизированных версий обеспечивала система «Пеленг-Д» («Пеленг-ДР»), в состав которой входило высокоточное инерционно-навигационное оборудование. Для проведения разведки применялись станции «Ромб» и «Виpаж».

МИГ-29 — самолет, шокировавший запад

Фронтовой истребитель (СССР)

Этот МиГ-29 имеет яркую запоминающуюся окраску и принадлежит пилотажной группе «Стрижи»

К проектированию МиГа-29 — машины, способной сражаться как в ближнем бою, так и на большом расстоянии, бить врага из пушки и поражать управляемыми ракетами, перехватывать воздушные цели с помощью радиолокатора на большой дальности, бомбить наземные объекты, прикрывать с воздуха свои войска, — приступили еще в 1970 году.

Первоначально предполагалось применить классическую аэродинамическую схему: трапециевидное крыло, горизонтальное хвостовое оперение, киль. Была использована та же интегральная компоновка, что и в Су-27. Крыло, выполненное заодно с фюзеляжем, позволило достичь низкого лобового сопротивления и хорошей подъемной силы на больших углах атаки. Еще один киль, установленный как раз над двигателем, обеспечивал машине устойчивость в самых изощренных фигурах высшего пилотажа.

Для быстрого выхода на сверхзвуковую скорость МиГ-29 использует форсаж

В вооружении истребителя появились новые смертоносные ракеты Р-73, предназначенные для ближнего боя в условиях высокой маневренности, с тепловой головкой наведения, управление которой расположено прямо в шлеме пилота, способного теперь «убивать взглядом». В 1977 году МиГ-29 совершил первый полет.

Впоследствии машину опробовали на различных скоростях и высотах, испытывали ее многочисленное оружие. Только с середины 1980-х годов самолет начал поступать на вооружение. Он стал одним из символов последних лет холодной войны и одним из свидетельств советской мощи в те годы. На Западе о нем ходили легенды, пока не обрушился Варшавский договор и пилоты НАТО не получили возможность лицезреть этот самолет воочию и даже встретиться с ним в учебном бою. Сборник Общества британских аэрокосмических компаний (SBAC), изданный в 1998 году, назвал результаты таких поединков шокирующими для Запада.

МиГ-29 ВВС Словакии выруливает на ВПП

Реактивный двигатель и принцип его работы

Любой из нас способен воочию наблюдать явление реактивной реакции. Все что необходимо, надуть воздушный шарик и отпустить. Каждый знает, что произойдет далее: из шарика будет вырываться поток воздуха, который будет двигать тело шарика в противоположном направлении.

Согласитесь, очень похоже на то, как кальмар, сокращая свои мышцы, создает струю воды, толкающую его в противоположном направлении.

Наблюдения, описанные выше, получили точные научные объяснения, были отображены в физических законах:

  • закон сохранения импульса;
  • третий закон Ньютона.

Именно на них основывается принцип работы реактивного двигателя: в двигатель поступает поток воздуха, который сгорает в камере внутреннего сгорания, смешиваясь с топливом, в результате чего образуется реактивная струя, заставляющая тело двигаться вперед.

Принцип работы достаточно прост, однако устройство подобного двигателя довольно сложное и требует точнейших расчетов.

LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма

Палубный штурмовик (США)

Чтобы обезопасить себя от осколков собственных бомб при сбросе боеприпасов с малых высот, пилот А-7 использует бомбы замедленного падения Mk.82

Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.

Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году

Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично

В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.

Техобслуживание А-7. Под поднятым носовым обтекателем видна бортовая радиолокационная станция

Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.

В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.

В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.

Учебно-боевая модификация А-7 греческих ВВС

Реактивные двигатели в космосе

Как вы уже поняли, наиболее мощным двигателем, способным поднять ракету на высоту во много тысяч километров, являлся именно реактивный двигатель.

Конечно, возникает вопрос: как может работать реактивный двигатель в космосе, в безвоздушном пространстве?

В устройстве ракеты предусмотрен резервуар с кислородом, который смешивается с ракетным топливом и образует необходимую тягу полета ракеты, когда космический корабль покидает атмосферу Земли.

Затем приходит в действие закон сохранения импульса: масса ракеты постепенно уменьшается, сгоревшая смесь топлива и кислорода выбрасывается через сопло в одну сторону, а тело ракеты движется в противоположную.

Устройство реактивного двигателя

Реактивный двигатель состоит из следующих основных элементов:

  • компрессор, который засасывает в двигатель поток воздуха;
  • камера внутреннего сгорания, где происходит смешивание топлива с воздухом, их горение;
  • турбина – придает дополнительное ускорение потоку тепловой энергии, полученной в результате горения топлива и воздуха;
  • сопло, важнейший элемент, который преобразует внутреннюю энергию в «движущую силу» – кинетическую энергию.

Благодаря совместному взаимодействию этих элементов, на выходе реактивного двигателя образуется мощнейшая реактивная струя, придающая объектам, на которых установлен двигатель, высочайшую скорость.

BAC-167 «СТРАЙКМАСТЕР MK-80» — простейший штурмовик

Легкий штурмовик (Великобритания)

ВАС-167 «Страйкмастер» — один из первых штурмовиков, переделанных из учебно-тренировочной машины

В начале 1960-х годов на мировой авиационный рынок вышли ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов. Их назвали «оружием бедных», так как военные пытались таким образом получить недорогой и универсальный самолет.

В 1967 году англичане тоже решили переоборудовать в боевую машину легкий учебно-тренировочный самолет ВАС-145 «Джет Провост», созданный в 1954 году. Его оснастили катапультируемым креслом пилота, встроенными пулеметами, бомбами и ракетами, подвешенными на крыле и фюзеляже, для чего конструкцию пришлось усилить. Были установлены более мощный двигатель и дополнительные топливные баки.

Самолет получил название ВАС-167 «Страйкмастер». Его первый полет состоялся 26 октября 1967 года, а в 1968 году машина была запущена в серийное производство. «Страйкмастер» применялся во многих локальных конфликтах, последним из которых стала война Перу и Эквадора, разразившаяся в 1995 году. На вооружении ВВС Эквадора состояли 15 таких машин, и потерь, судя по всему, среди них не было.

Помимо бомбовых и ракетных ударов, пушечной и пулеметной стрельбы, самолет способен выполнять аэрофотосъемку, для чего предусмотрено специальное оборудование. Легкий штурмовик «Страйкмастер» до сих пор находится в составе ВВС Эквадора.

Четверка BAC-167 новозеландских ВВС несет боевое дежурство

МИГ-21 — гроза вьетнамских небес

Многоцелевой истребитель (СССР)

МиГ-21 в боевой раскраске венгерских ВВС

Самолет МиГ-21 был разработан ОКБ имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича в 1953— 1956 годах. Перед конструкторами поставили задачу создать маневренную машину с самой высокой на то время сверхзвуковой скоростью. Это повлекло за собой конструктивные решения, изменившие форму самолета: появились сигарообразный фюзеляж и треугольное крыло с небольшим удлинением, круглый воздухозаборник и коническая форма центральной части тела истребителя.

Первый МиГ-21 (тогда он имел обозначение Е-2) был поднят в воздух в 1955 году летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым. В 1956 году В. А. Нефедов проверял опытный образец самолета Е-5, после чего за ним окончательно закрепилось название МиГ-21.

Он стал одним из самых знаменитых в мире реактивных истребителей второго поколения, к которому относят самолеты, обладающие сверхзвуковой скоростью, оснащенные радарами и радиоуправляемыми ракетами. Впервые МиГ-21 проявил себя в небе над ГДР в 1966 году, сбив американский самолет-разведчик RB-66.

Третье поколение МиГ-21 широко применялось в воздухе над воюющим Вьетнамом, где истребители успешно сражались с американскими «Фантомами F-4». Последняя модификация, названная МиГ-21бис, по летным характеристикам уже не уступала даже F-16A.

Самолет узнали и оценили во многих уголках планеты: он состоял на вооружении 25 стран мира. Даже сейчас он стоит на службе в 21 стране. МиГи выпускались по лицензии в Индии, Чехословакии и Китае.

За всю историю было выпущено около 11 500 единиц техники данной модели.

По данным на 1999 год в строю все еще находилось около 3300 самолетов этого семейства.

Доказанному верить

И не поверили. Авиационный инженер Михаил Арлазоров, один из исследователей «творчества» Семёна Лавочкина, опросил свидетелей рекордных полётов и пришёл к выводу: «То, что Фёдоров первым летал на Ла-176, это точно. Но преодолел ли он первым звуковой барьер? Правда, приборы записали, что в полётах Фёдорова «число М» перевалило за единицу, но мы не могли им верить. Приборы были инерционные, не способные точно фиксировать быстротечные неустановившиеся процессы. И хотя все материалы фёдоровских полётов показали превышение звуковой скорости, верить этим цифрам полностью нельзя».

Спорить «на словах» бесполезно, нужны были абсолютно безупречные доказательства. Но капризы подмосковной погоды сдерживают исследования, и Лавочкин переносит испытания под Саки — в южный филиал Научно-испытательного института ВВС, где место в кабине пилота занял капитан Олег Соколовский.

Здесь ещё раз выяснилось, что трубка (приёмник воздушного давления), измеряющая скорость на сверхзвуковых режимах в аэродинамической трубе даёт существенные погрешности. Наум Хейфиц срочно вылетает в Москву и возвращается со специальной сверхзвуковой трубкой, которая, как позже выяснилось, не завышала, а занижала показатель скорости.

airwar.ru
Капитан Олег Соколовский 26 декабря 1948 года первым в мире покорил сверхзвуковую скорость на истребителе Ла-176.

В оставшиеся дни декабря 1948 года и в январе следующего Ла-176 преодолевал скорость звука шесть раз, в том числе и в горизонтальном полёте. Причём скорость 1105,00 км/ч, как считают специалисты, для машины Лавочкин не была пределом, хотя и превосходила официальные мировые рекорды скорости, зарегистрированные тогда ФАИ. Однако для полной ясности надо отметить, что Ла-176 был всё-таки вторым пилотируемым летательным аппаратом в мире, преодолевшим сверхзвук, — вслед за американским ракетопланом Х-1. Тот взял важный рубеж на год раньше — 14 октября 1947 года. Но тут есть нюанс: Х-1 не был классическим самолётом — не мог взлетать с земли, а стартовал с бомбардировщика-носителя. А это, согласитесь, несколько другая история…

airwar.ru
Ла-176 прожил бурную, но короткую жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: